Для изучения личностной предрасположенности старшеклассников к конфликтному поведению мы использовали тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [23, с.69−77].
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
- · соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- · приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- · компромисс;
- · избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- · сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар (приложение 3).
Инструкция к тесту: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации».
Обработка и интерпретация результатов теста. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
В ходе тестирования нами были получены результаты, которые занесены нами в таблицу 2 (приложение 4).
Анализ данных таблицы 2 выявил следующее:
- · соперничество как тип поведения в конфликтной ситуации отмечено у 9 подростков, что составляет 30%;
- · сотрудничество — у 5 испытуемых (17%);
- · компромисс — у 6 (20%);
- · избегание — у 9 (30%);
- · приспособление — у 1 испытуемого, что составляет 3%.
Кроме того, нами было замечено, что соперничество и избегание как типы поведения в конфликтной ситуации характерны для подростков, испытывающих дискомфорт во взаимоотношениях с родителями, чувствующих себя одинокими в семье. Сотрудничество, компромисс и приспособление как способ разрешения конфликтов избирают подростки, которые в общем удовлетворены своими взаимоотношениями с отцом и матерью. Таким образом, мы полагаем, что гипотеза нашего исследования в ходе эксперимента нашла свое подтверждение.