Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования: На примере изучения иностранных языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ю. М. Лотман, Е. Ф. Тарасов, Э. Сепир, Ю. А. Сорокин, С.Г.Тер-Минасова и др.) — теоретические положения о поликультурном образовании (А.Ю.Белогуров, Д. Бэнкс, Ю. С. Давыдов, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, Б. Б. Лазарев, З. А. Малькова, Ф В. В. Макаев, Г. В. Палаткина, О. В. Сиротинец, Л. Л. Супрунова, В. Н. Цатуров и др.) — исследования в области компетентностного подхода, компетентностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
    • 1. 1. Разработка проблем поликультурного образования в философско-психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность коммуникативной компетенции будущего учителя и её роль в контексте поликультурного образования
    • 1. 3. Модель формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
  • Глава 2. Условия формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
    • 4. 2.1 Обеспечение ценностно-смысловой мотивации формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
      • 2. 2. Изучение иностранного языка в аспекте широких межпредметных связей
      • 2. 3. Применение комплекса коммуникативных проблемных заданий в контексте поликультурного образования в ходе подготовки будущих учителей

Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования: На примере изучения иностранных языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные социально-политические и экономические изменения, активизация международных связей и усиление интеграционных процессов * являются характерными особенностями современной России. В конце ХХ-го столетия международная организация ЮНЕСКО определила глобальную концепцию образования, назначение которой — обеспечить в будущем обществе превалирование ценностей и идеалов культуры мира, толерантности, активной межкультурной коммуникации.

Вхождение нашей страны в мировое образовательное и информационное пространство связано с поиском новых путей и способов формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире. Поликультурное образование, являющееся одной из ведущих тенденций современного образования, предполагает: связь образования с культурным и этническим многообразием человечествавоспитание толерантности к иным культурам и системам ценностейкультурную компетентность личностиразвитие способностей к межкультурной коммуникации. ^ Различные проблемы поликультурного образования изучались Дж.

Бэнксом, Ю. С. Давыдовым, Г. Д. Дмитриевым, В. П. Ершовым, М. Н. Кузьминым, Н. М. Лебедевой, В. В. Макаевым, З. А. Мальковой, Л. Л. Супруновой, В. Н. Цатуровым, В. К. Шаповаловым и др. В исследованиях подчеркивается мысль о том, что содержание поликультурного образования отличается высокой степенью междисциплинарности. Поликультурное образование, включая культурологические, этноисторические знания, подразумевает формирование у будущих специалистов понимания важности культурного плюрализма, умения организовать педагогический процесс как диалог разных культур и диалог носителей разных культур во времени и ^ пространстве. Такой подход позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования, в том числе, и как единство естественнонаучного и гуманитарного знания, естественнонаучной и гуманитарной культуры в целом.

Сегодня становится очевидным, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества поликультурный компонент образования становится неотъемлемой частью профессионально-педагогической культуры учителя. Это связано с теми возможностями, которыми поликультурное образование обладает для развития «новой культуры», т. е. потенциального уровня общего образования личности, на котором происходит саморазвитие и становление человека как субъекта культуры.

В настоящее время в системе высшего образования выдвигаются повышенные требования к профессиональной подготовке будущего учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности, общей и информационной культуре. В связи с этим выдвигаются новые подходы и к обучению иностранным языкам на неязыковых факультетах высшей школы.

Контекст поликультурного образования важен для реализации содержательной части изучения иностранных языков будущими учителями. В * философско-культурологических, психологических и педагогических работах.

М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.A. Вербицкий, А. Н. Леонтьев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили и др.) подчеркивается, что контекст как система внешних и внутренних условий деятельности и поведения человека играет важную смыслообразующую роль в профессиональном образовании.

Вхождение в современные условия жизни требует динамичного освоения языков мира для их последующего использования в практической деятельности. Социальная значимость владения будущими учителями одним или несколькими иностранными языками определяется: ценностью языка как средства межкультурного общения и как условия для реализации личностных плановпрофессиональной значимостью применения иностранных языков для самосовершенствования и повышения квалификации.

В ходе изучения иностранных языков происходит развитие у будущих учителей коммуникативных умений и навыков. Коммуникативный и профессионально направленный характер обучения иностранным языкам ведет к формированию коммуникативной компетенции как сущностной >> характеристики профессиограммы будущего учителя. Коммуникативная компетенция, таким образом, выступает категорией, через которую эксплицируются цели обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогических вузов. Теории и практике преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах вузов посвящены диссертации Г. К. Борозенец, Т. В. Ежовой, Н. О. Епихиной, М. В. Мазо, И. Л. Плужник, Г. Е. Поторочиной, Т. Н. Сухаревой, C.B. Третьяк, О. В. Федоровой и др.

Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Являясь одной из ключевых компетенций, она рассматривается многими авторами как системообразующий компонент профессиональной компетентности (Л.П. Алексеева, И. А. Зимняя, Т. В. Иванова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, Л. А. Петровская, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына,.

4) г Н. В. Чекалева, Н. С. Шаблыгина и др.).

Анализ научной литературы показывает, что фундаментальное значение для понимания процесса формирования коммуникативной компетенции будущего учителя как важнейшего структурного компонента общения имеют философские и психологические исследования К.А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, A.A. Бодалева, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, Ю. М. Жукова, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, Б. Н. Мясищева, А. В. Петровского, К. Роджерса, Л. С. Рубинштейна, В. М. Соковнина, А. И. Титаренко и др.

В педагогической литературе проблема общения также является одной из центральных. Значительный вклад в её исследование внесли Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, B.C. Куку шин, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова и др. Единство коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения позволяет рассматривать его в качестве важнейшего компонента профессиональной деятельности будущего учителя.

При всей безусловной теоретической и практической значимости указанных исследований стоит отметить, что в существующей теории и практике высшего педагогического образования проблема формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранных языков на неязыковых факультетах педагогического вуза и её значимости в контексте поликультурного образования ещё не исследована целостно.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью разрешения противоречий:

— между требованиями, предъявляемыми обществом к будущему учителю как субъекту культуры, обладающему поликультурным мировоззрением, и отсутствием целенаправленной работы, ведущейся в этом направлении;

— между потребностью в учителях с развитыми коммуникативными способностями как сущностной составляющей их профессиограммы и отсутствием возможностей использования потенциала дисциплины «Иностранный язык» в развитии коммуникативной компетенции;

— между необходимостью использования иностранного языка будущими специалистами в разных сферах жизни общества для выбора стратегий взаимодействия при решении личностно и профессионально значимых задач и традиционным узко функциональным преподаванием иностранного языка в большей степени с целью развития навыков чтения текстов по специальности.

На основе выше изложенного можно сформулировать проблему исследования, состоящую в выявлении и обосновании условий формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования, ф С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы нами был сделан выбор темы диссертационного исследования: «Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования (на примере изучения иностранных языков)».

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя в контексте поликультурного образования.

Предмет исследования: формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать условия формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования (на примере изучения иностранных языков).

Цель, объект и предмет исследования определили его задачи:

1. Выявить теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущего учителя в контексте поликультурного образования.

2. Раскрыть сущность коммуникативной компетенции будущего учителя и показать её роль в контексте поликультурного образования.

3. Разработать модель формирования коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущего учителя в контексте поликультурного образования.

4. Обосновать критерии и показатели сформированности коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования.

5. Определить и экспериментально апробировать условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке будущего учителя в контексте поликультурного образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование коммуникативной компетенции будущего учителя, понимаемой как профессионально значимое, интегративное личностное качество и системообразующий компонент профессиональной компетентности учителя в контексте поликультурного образования, будет происходить эффективно при условиях, если:

— процесс обучения будущих учителей, студентов неязыковых факультетов педагогического вуза, будет опираться на разработанную модель формирования коммуникативной компетенции профессиональной подготовки будущего учителя в контексте поликультурного образования;

— коммуникативная компетенция будет введена в контекст поликультурного развития личности будущего учителя и будет обеспечена ценностно-смысловая мотивация её формирования;

— будет обеспечен комплекс дидактических условий: изучение иностранного языка в аспекте широких межпредметных связейприменение комплекса коммуникативных проблемных заданий в содержании подготовки студентов, способствующих реализации субъектной позиции будущего учителя.

Методологическую основу исследования составили:

— теории культуры (А.И.Арнольдов, В. С. Библер, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев и др.) — положения о взаимосвязи образования и культуры (Е.В.Бондаревская, С. И. Гессен, Б. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, А. Я. Данилюк, И. Ф. Исаев, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик, Ю. В. Сенько, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.) — положения о соотношении процессов деятельности и общения (А.А.Бодалев, Л. П. Буева, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев и др.) — концептуальные положения теории развития личности как субъекта деятельности и общения (К.А.Альбуханова-Славская, Б. Г Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, ИД. Фельдштейн и др.) — концептуальные идеи личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — идеи диалогичности культуры и взаимосвязи разных типов культур (А.Г.Асмолов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. А. Бордонская, М. Бубер, Б. С. Гершунский, Н. С. Злобин, Ю. М. Лотман, М. С. Мамардашвили и др.) — анализ социокультурных и этнических характеристик толерантности (Д.В.Зиновьев, Н. Б. Крылова, В. С. Кукушин, В. Л. Лекторский, В. Б. Новичков и др.) — положения о соотношении языка и культуры (В.Ф.Гумбольдт, В. В Кабакчи, В. М. Лейчик,.

Ю.М.Лотман, Е. Ф. Тарасов, Э. Сепир, Ю. А. Сорокин, С.Г.Тер-Минасова и др.) — теоретические положения о поликультурном образовании (А.Ю.Белогуров, Д. Бэнкс, Ю. С. Давыдов, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, Б. Б. Лазарев, З. А. Малькова, Ф В. В. Макаев, Г. В. Палаткина, О. В. Сиротинец, Л. Л. Супрунова, В. Н. Цатуров и др.) — исследования в области компетентностного подхода, компетентностей и компетенций (Т.М.Балыхина, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Т. В. Иванова, Е. А. Коган, В. В. Краевский, А. А. Пинский, Дж. Равен, В. В. Сериков, Д. Хаймс, Н. Хомский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) — исследования в области межкультурной коммуникации, межкультурной коммуникативной и социокультурной компетенции (И.Л.Бим, Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, В. П. Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, И. И. Халеева, и др.) — исследования в области профессиональной культуры и профессиональной компетентности (Л.П.Алексеева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Мищенко, Л. А. Петровская, Е. В. Попова, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева, Н.С.Шаблыгина).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, лингвистической, методической и другой литературы по теме исследованияанализ, синтез, обобщение, моделирование) — эмпирические (педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, устные и письменные опросы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент) — математические методы (регистрация полученных данных, метод математической обработки результатов экспериментального исследования).

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999;2001 гг.) был посвящен выбору и теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению степени её изученности,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Билингвальная образовательная программа (курри-кулум) как средство поликультурного образования студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Алексашенкова Ирина Валентиновна. Великий Новгород, 2000.- 145 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 330 с.
  3. .Г. Избранные педагогические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2.-287 с.
  4. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1972. 192 с.
  5. А.И. Введение в культурологию. Уч. пособие /А.И.Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -352 с.
  6. А.И. Человек и мир культуры / Введение в культурологию /А.И.Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 369 с.
  7. И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бабенко Ирина Викторовна. Ростов н/Д, 1998.- 198 с.
  8. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 30 с.
  9. Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание / Т. М. Балыхина. М.: Изд-во МГПУ, 2000. — 400 с.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.- М.: Искусство, 1986.- 444 с.
  11. А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем / А. Ю. Белогуров // Педагогика.- 2003. № 1. — С. 98−104.
  12. H.A. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1990.- 417 с.
  13. H.A. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.: Правда, 1989. 607 с.
  14. B.C. Культура: Диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31−43.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  16. A.A. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988. — 325 с.
  17. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003. № 10. — С.8−14.
  18. Большой словарь русского языка.- М.: Дрофа- Русский язык, 2002.- 672 с.
  19. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 40−42.
  20. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В .Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1.
  21. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. -352 с.
  22. E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
  23. JI.A. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: Монография / Л. А. Бордонская. Чита: издательство ЗабГПУ, 2002. — 237 с.
  24. Л.А. Физика. Наука. Культура: Сборник программ / Л. А. Бордонская. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001.- 69 с.
  25. Г. К. Теория и практика суггестивно-коммуникативных технологий обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых вузов: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Г. К. Борозенец.- Тольятти, 2001. 26 с.
  26. Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-214 с.
  27. Боуэн, Мак Л. Мультикультурное образование и этнические различия в районной школе / Мак Л. Боуэн // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии: сб. статей. Владимир: ВГПУ, 1999.- С. 3−4.
  28. Бэнкс, Джеймс Мультикультурное образование: цели и измерение / Д. Бэнкс // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ.- М.: Инноватор.- вып.4, 1996.- 184 с.
  29. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01, 19.00.07/ Ю.В.Варданян- Моск. пед. гос. ун-т. М., 1999.
  30. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51 — 55.
  31. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие /А.А.Вёрбицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  32. A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
  33. Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. -М.: Просвещение, 1990. 243 с.
  34. Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 е.
  35. JI.C. Собрание сочинений. Тезисы. Культурно-историческая теория развития поведения и психики / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1983.- 145 с.
  36. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2 Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  37. Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — 152 с.
  38. O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание / О. К. Гаганова // Педагогика. 2005. — № 1. — С.86 — 95.
  39. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Ин. языки в школе. -2004.- № 1.- С. 3−8.
  40. Н.Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, Е. В. Мусницкая, H.H. Нечаев // Иностранные языки в школе. 2003. -№ 2.-С. 12−16.
  41. З.Т. Формирование готовности к межнациональному диалогу в многонациональном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. 1994.- № 5.- С. 11−15.
  42. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. М.: ACADEMIA, 1998.- 432 с.
  43. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. M.: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 120 с.
  44. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
  45. Е.А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А.Головко- Ставр. гос. ун-т.- Ставрополь, 2004. 22 с.
  46. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: учебное пособие / В. В. Горшкова. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. — 125 с.
  47. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — С. 63.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования. М., 1995.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
  50. B.C. Культура педагогического общения: кн. для учителя / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  51. В. Язык и философия культуры / В.Гумбольдт. М.: Международное обучение, 1985. — 349 с.
  52. Э.Н. Введение в философию образования: уч. пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова М.: Логос, 2001.- 224 с.
  53. З.К. Методика обучения идиоматичной диалогической речи на продвинутых этапах обучения английскому языку в лингвистическом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / З. К. Гутнова. М., 2000. — 26 с.
  54. Ю.С. Цивилизация и поликультурное образование (на примере Северного Кавказа) / Ю. С. Давыдов, Б. Б. Лазарев, Л. Л. Супрунова // Известия АПСН/ Под ред. С. К. Бондыревой. Выпуск 4. М.- Воронеж, 2000.- С. 23 — 40.
  55. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах)/ В. И. Даль.- М.: Прогресс Универс, 1994. Т.4.- 567 с.
  56. Данильчук Е. В Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003.- № 1. — С. 65 — 73.
  57. А.Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 440 с.
  58. А. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. М., 1981.-567 с.
  59. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002.- № 10. — С.93 — 95.
  60. Г. Д. Много культурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  61. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев //Педагогика. 2000. — № 1. — С. 70−74.
  62. Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.О.Епихина- Сиб. гос. технолог, ун-т. Красноярск, 2001. — 23 с.
  63. В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ершов Вячеслав Алексеевич. М., 2000.- 185 с.
  64. В.А. Социокультурная идентичность как условие поликультурного образования / В. А. Ершов // Мир образования образование в мире (научно-методический журнал). — 2001.- № 2. — С. 22−27.
  65. И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1981.- 157 с.
  66. Зданоски, Джулия Преодолевая культурные барьеры: уч. пособие/ Д. Зданоски. Петрозаводск: Verso, 2003. — 120 с.
  67. Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Материалы конф. «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». — Уральское отделение РАО.- Екатеринбург, 2005.- С.5−12.
  68. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
  69. И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.- С. 34−42.
  70. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  71. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991.-221 с.
  72. И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко и др. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
  73. Д.В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности / Д. В. Зиновьев // Парадигма. 1998. — № 2. — С. 34 — 39.
  74. Д.В. Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики / Д. В. Зиновьев // Парадигма.- 1998. — № 1. — С.50 — 61.
  75. Н.С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. М.: OJTMA-ПРЕСС, 1997.-288 с.
  76. C.B. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В.Знаменская- Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004. — 26 с.
  77. И.Н. Пути реализации и перспективы исрользования межпредметных связей при обучении французскому языку в средней школе / И. Н. Зотеева // Иностранный языки в школе. 1991.- № 3. — С. 16 — 21.
  78. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова //Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1.- С. 16 — 20.
  79. В.И. Духовно-гуманитарный потенциал естественно-научных дисциплин / В. И. Ильченко, А. Т. Проказа // Педагогика. 2005. -№ 3. -С.117- 122.
  80. В.В. Об опыте разработки ГОС ВПО с использованием компе-тентностного подхода. Материалы к третьему заседанию методологического семинара / В. В. Ищенко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 17 с.
  81. В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации / В. В. Кабакчи. СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 480 с.
  82. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  83. М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-205 с.
  84. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
  85. П.Ф. Избранные пед. соч. -М.: Просвещение, 1982, 701 С.
  86. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004.- 390 с.
  87. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 264 с.
  88. Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. 1998. — № 1. — С. 3239.
  89. Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000.- 176 с.
  90. JI.C. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для психологов / Л. С. Колмогорова. М.: Изд-во ВЛА-ДОС- ПРЕСС, 2002.- 360 с.
  91. Л.С. Сравнительное изучение особенностей становления психологической культуры старшеклассников и студентов-первокурсников / Л. С. Колмогорова, Д. В. Каширский // Педагог. 1999. -№ 6.-С. 100- 108.
  92. Г. Б. Феномен образования / Г. Б. Корнетов // Магистр. 2001. -№ 1. — С. 19−33.
  93. И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Колоколова Инна Валерьевна. Ростов н/Дону, 2001.-210 с.
  94. А.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1987. — Т.2. — 383 с.
  95. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
  96. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 254 с.
  97. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / сост. В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического университета, 1999. — 14 с.
  98. H.B. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика.- 2003.- № 3.- С. 66−71.
  99. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002.- 176 с.
  100. М. Культурно-историческая психология / М.Коул. М.: Коги-то-центр, 1997. — 432 с.
  101. В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому / В. В. Краевский. М.: Пед. общество России, 2000. — 36 с.
  102. В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. -С.З- 10.
  103. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс-Энциклопедия, 1994.-576 с.
  104. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимо-вич, Г. Г. Жаркова и др.- сост. и общ. ред. В. А. Макаренко.- М.: Республика, 1993.-510 с.
  105. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. М.: Инноватор.- вып.4, 1996. — С. 132 152.
  106. Н.Б. Культурология образования. Сборник № 10 серии «Новые ценности образования» / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  107. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3 — 11.
  108. Л.Г. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам / Л. Г. Кузьмина, Е. В. Кавнатская // Вестник
  109. ВГУ, Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2001.- № 2. -С. 108−117.
  110. B.C. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. -224 с.
  111. B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: ГинГо, 2001.- 404 с.
  112. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  113. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  114. O.E. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев Н Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  115. Н. Трудная наука диалога, или почему так важно изучать культуру соседей по планете / Н. Лебедева // Поиск. 2003. — № 7. — С. 12.
  116. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие / Н. М. Лебедева. М.: «Ключ-с-», 1999. — 224 с.
  117. B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / B.C. Леднев, Н.Д. Никанд-ров, М. В. Рыжаков. М., 2002.
  118. В.М. Отношения между культурой и языком: общие функции / В. М. Лейчик // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. 2003.- № 2.- С. 17−29.
  119. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 48 — 54.
  120. A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Смысл- СПб: Лань, 2003. — 287 с.
  121. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 320 С.
  122. А.Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. Тарту: Наука, 1974.-204 с.
  123. Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  124. А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования / А. П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996.-31 с.
  125. С.М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. -М.: Рус. яз., 1988.- 632 с.
  126. .Ф. Общение как проблема общей психологии: Методологические проблемы социальной психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1975. — С. 124−135.
  127. .Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // В сб. статей: Проблема общения в психологии. М.: «Наука», 1981. — С.3−24.
  128. Ю.М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам.- XVII- Тарту: Наука, 1984.- 256 с.
  129. Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПб», 2000.- 704с.
  130. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  131. А. Диалог суть технологий обучения / А. Маджуга, С. Еримбетова, Б. Ахметжан // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. -С. 116−118.
  132. М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов (на материале изучения иностранныхязыков): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Мазо- Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского.- Саратов, 2000. 23 с.
  133. В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. с. 3−10.
  134. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М. -Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  135. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.-Просвещение, 1993. — 192 с.
  136. М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования / М. Ю. Мартынова // ЭО. 2004. — № 1. — С.37−51.
  137. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Матис Владимир Иванович. Барнаул, 1999.- 353 с.
  138. Мацуура, Коитиро Глобализация это также культурный процесс / К. Мацуура // Международная жизнь. — № 8 -9. — С. 27 — 32.
  139. В.М. Как возможна философия культуры? / В. М. Межуев // В сб. статей: От философии жизни к философии культуры / Под ред. В. П. Визгина. СПб.: Алетейя, 2000.- С. 22−40.
  140. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие.- М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  141. Л.А. Методология современной науки / Л. А. Микешина. -М.: Прометей, 1991. 115 с.
  142. Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 31 — 36.
  143. С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике / С. У. Наушабаева // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104- 110.
  144. Национально-культурная специфика речевого поведения: монография / Под ред. А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М.: Издательство «Наука», 1977. — 352 с.
  145. Образовательный стандарт основного общего образования по иностранным языкам // Методическая Мозаика: приложение к журналу Иностранные языки в школе. 2004.- № 4.- С. 2 — 20.
  146. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе на современном этапе// Программа и методические рекомендации по проведению лекционного курса для преподавателей иностранных языков неязыковых вузов / сост. Е. Г. Тарева Иркутск: ИГЛУ, 2003. — 23 с.
  147. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  148. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. -2002. -№ 5.-С. 41−47.
  149. Н.В. Формирование готовности будущего учителя к межкультурной коммуникации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Паперная. Краснодар, 2003. — 22 с.
  150. Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев и др. М.: Флинта: Наука, 2001. — 240 с.
  151. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин и др. М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с.
  152. И.JI. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / И.Л.Плужник- Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2003. — 29 с.
  153. И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  154. Поликультурное образование на Сев. Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы международной науч.- пр. конф., 30−31 мая 2000 г. Махачкала-Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. — 342 с.
  155. Г. Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Г. Е. Поторочина. Ижевск, 2001. — 23 с.
  156. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андрасян и др. Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 288 с.
  157. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  158. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учебн. заведений / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.-(Педагогическая мастерская).
  159. A.B. Воспитание человека культуры в контексте философ-ско-педагогической мысли русского зарубежья первой половины XX в.: Монография / А. В. Рогова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — 132 с.
  160. A.B. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX вв.): Монография / А. В. Рогова. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003.- 146 с.
  161. С .Я. Условия эффективной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности (коммуникативный аспект) / С. Я. Ромашина, A.A. Майер // Педагог. 2003. — № 1. — С.57 — 62.
  162. C.JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  163. В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 42−48.
  164. В.Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика.- 2003.- № 6.- С.32−40.
  165. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг качества образования. 1999. — № 4. — С. 20 — 23.
  166. Я.Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании: учеб. пособие / Я. Б. Санжиева.- Усть-Ордынский ИПКРО, 2000. -144 с.
  167. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. -С. 17−23.
  168. В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник научных трудов / под ред. В. В. Сафоновой.- М.: Еврошкола, 1998.- С.27−35.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  170. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав-ний / Ю. В. Сенько. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
  171. В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — 148 с.
  172. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В. В. Сериков.- Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  173. О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.06 / О. Б. Скрябина. Кострома, 2000. — 23 с.
  174. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин.- М., 1976.160 с.
  175. Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1982.- Т.2.- 736 с.
  176. Современный словарь по педагогике/ сост. Е.С. Рапацевич- Минск.: «Современное слово», 2001, — 928 с.
  177. E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова.- М.: Просвещение, 2003. 239 с.
  178. Сорока-Росинский.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 224 с. (Антология гуманной педагогики).
  179. JT.А. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов высших уч. зав-ний / Л. А. Степашко.- М.: Флинта, 1999. -272 с.
  180. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования / Под ред.
  181. A.A. Пинского.- М.: «Мир книги», 2001. 95 с.
  182. Л.Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования / Л. Л. Супрунова // Поликультурное образование на Сев. Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч,-практ. конф.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.- С. 22−23
  183. Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л. Л. Супрунова // Магистр. 2000. — № 3. — С. 77 -81.
  184. Т.Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза: на материале английского1 языка: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Сухарева Татьяна Николаевна:-Тамбов, 2003.- 160 е.- Библиогр.: с. 138 157.
  185. В.А. Как воспитывать настоящего человека /
  186. B.А.Сухомлинский. М., 1989.- 143 с.
  187. П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой / П. В. Сысоев // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19. 2003. — № 4. — С. 110−123.
  188. П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков / П. В. Сысоев // Ин. языки в школе. 2003. — № 1. — С. 43−47.
  189. Тер-Минасова С. Г. Изучение иностранных языков и культур на университетском уровне / С.Г. Тер-Минасова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19. 1998. — № 2. — С. 7−20.
  190. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/ 81оуо, 2000. — 624 с.
  191. Типовая программа дисциплины «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский языки): базовый курс / сост. Б. Ф. Ломаев Чита: Изд-во ЗабГПУ. -21 с.
  192. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст.- отв. ред. С. К. Бондырева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 368 с.
  193. Д.В. О средствах формирования профессионально-языковой компетентности / Д. В. Толпа // Парадигма.- 1998.- № 2. С. 50 — 54.
  194. К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. сочинения в 6 Т. М.: Педагогика, 1988.- Т. 2. — С. 194 — 257.
  195. К.Д. Педагогические сочинения в 6 Т. М.: Педагогика, 1988.- Т.2−643 с.
  196. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т. / сост. Е. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.- Т. 4 — 528 С.
  197. О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В.Федорова- Аст-рахан. гос. техн. ун-т. Саратов, 2003. — 23 с.
  198. Философский энциклопедический словарь. М.: ИННРРА-М, 2000. — 576 с.
  199. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. И. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
  200. А.Я. Культурология для культурологов. Уч. пособие для магистрантов, аспирантов / А. Я. Флиер. М.: Акад. проспект, 2000.- 486 с.
  201. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Гальперина и др. М.: Пед. общество России, 2004. — 240 с.
  202. И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И. И. Халеева // Известия Российской Академии образования. -2000.-№ 1.-С. 7−13.
  203. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. — 301 с.
  204. Н. Язык и мышление. Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики / Н.Хомский. М., 1972. — 259 с.
  205. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B.Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  206. A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С.55 — 61.
  207. В.Н. К культуре мира через поликультурное образование // Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междун. науч.- практ. конф., 30−31 мая-2000 г. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — С. 29 — 31.
  208. Ценности глобализирующего мира: сб. статей / отв. ред. К.Х. Дело-каров.- М.: «Экспресс», 2002. 189 с.
  209. Н.В. Структура профессиональной компетентности специалиста / Н. В. Чекалева // Выступление на 2-й Забайкальской межрегиональной Школе молодых ученых «Проблемы целеполагания в психологических и педагогических исследованиях». — Чита, 2002.
  210. JT.B. Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования / Л. В. Черепанова. Чита: Изд-во За-6ГПУ, 2004.-238 с.
  211. Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур / А.Е. Чучин-Русов. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 40 с.
  212. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В.К. Шаповалов- Ставроп. гос. техн. ун-т.- М., 1997.- 34 с.
  213. С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 58−62.
  214. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О. М. Шиян // Педагогика.- 1999. № 1.- С.63−68.
  215. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. Москва- Ставрополь, 1991.- 206 с.
  216. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314 с.
  217. Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности / Я. Яноушек // В сб. статей: Проблема общения в психологии. М.: «Наука», 1981.-С. 168- 178.
  218. Byram М. Teaching Foreign Languages for Intercultural Competence // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник научных трудов/ под ред. В. В. Сафоновой.- М.: Еврошкола, 1998.- С. 7 -21.
  219. Hutchinson, Tom English for Specific Purposes / Tom Hutchinson, Alan Waters. Cambridge University Press, 1998. — 183 p.
  220. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics: Selected Readings. Ed. ву J.B.Bride & J.Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972.- P. 269−293.
  221. Korthagen, Fred A.J. In search of the essence of a good teacher: towards a more holistic approach in teacher education / Fred A.J. Korthagen // Teaching and Teacher Education. 2004.- № 20. — PP. 77−97.
  222. Millrood, R. Modules in English Language Teaching Methodology / R.Millrood. Tambov: TGU, 2001. — 287 p.
  223. Rymes, Betsy Contrasting Zones of Comfortable Competence: Popular Culture in a Phonics Lesson / B. Rymes // Linguistics and Education. 2004. -№ 14.-PP. 321−335.
  224. Teachers as Course Developers / Edited by Kathleen Graves. -Cambridge University Press, 1996.-213 p.203
Заполнить форму текущей работой