Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования: На примере изучения иностранных языков
Диссертация
Ю. М. Лотман, Е. Ф. Тарасов, Э. Сепир, Ю. А. Сорокин, С.Г.Тер-Минасова и др.) — теоретические положения о поликультурном образовании (А.Ю.Белогуров, Д. Бэнкс, Ю. С. Давыдов, Г. Д. Дмитриев, В. А. Ершов, Б. Б. Лазарев, З. А. Малькова, Ф В. В. Макаев, Г. В. Палаткина, О. В. Сиротинец, Л. Л. Супрунова, В. Н. Цатуров и др.) — исследования в области компетентностного подхода, компетентностей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
- 1. 1. Разработка проблем поликультурного образования в философско-психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Сущность коммуникативной компетенции будущего учителя и её роль в контексте поликультурного образования
- 1. 3. Модель формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
- Глава 2. Условия формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
- 4. 2.1 Обеспечение ценностно-смысловой мотивации формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
- 2. 2. Изучение иностранного языка в аспекте широких межпредметных связей
- 2. 3. Применение комплекса коммуникативных проблемных заданий в контексте поликультурного образования в ходе подготовки будущих учителей
- 4. 2.1 Обеспечение ценностно-смысловой мотивации формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования
Список литературы
- Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа (курри-кулум) как средство поликультурного образования студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Алексашенкова Ирина Валентиновна. Великий Новгород, 2000.- 145 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 330 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2.-287 с.
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1972. 192 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Уч. пособие /А.И.Арнольдов. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -352 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры / Введение в культурологию /А.И.Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 369 с.
- Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бабенко Ирина Викторовна. Ростов н/Д, 1998.- 198 с.
- Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 30 с.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание / Т. М. Балыхина. М.: Изд-во МГПУ, 2000. — 400 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.- М.: Искусство, 1986.- 444 с.
- Белогуров А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем / А. Ю. Белогуров // Педагогика.- 2003. № 1. — С. 98−104.
- Бердяев H.A. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1990.- 417 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.: Правда, 1989. 607 с.
- Библер B.C. Культура: Диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31−43.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988. — 325 с.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003. № 10. — С.8−14.
- Большой словарь русского языка.- М.: Дрофа- Русский язык, 2002.- 672 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 40−42.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В .Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. -352 с.
- Бондаревская E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Бордонская JI.A. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: Монография / Л. А. Бордонская. Чита: издательство ЗабГПУ, 2002. — 237 с.
- Бордонская Л.А. Физика. Наука. Культура: Сборник программ / Л. А. Бордонская. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001.- 69 с.
- Борозенец Г. К. Теория и практика суггестивно-коммуникативных технологий обучения иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых вузов: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.02 / Г. К. Борозенец.- Тольятти, 2001. 26 с.
- Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-214 с.
- Боуэн, Мак Л. Мультикультурное образование и этнические различия в районной школе / Мак Л. Боуэн // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии: сб. статей. Владимир: ВГПУ, 1999.- С. 3−4.
- Бэнкс, Джеймс Мультикультурное образование: цели и измерение / Д. Бэнкс // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ.- М.: Инноватор.- вып.4, 1996.- 184 с.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01, 19.00.07/ Ю.В.Варданян- Моск. пед. гос. ун-т. М., 1999.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51 — 55.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие /А.А.Вёрбицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
- Верещагин Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. -М.: Просвещение, 1990. 243 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 176 е.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. Тезисы. Культурно-историческая теория развития поведения и психики / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1983.- 145 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2 Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — 152 с.
- Гаганова O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание / О. К. Гаганова // Педагогика. 2005. — № 1. — С.86 — 95.
- Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Ин. языки в школе. -2004.- № 1.- С. 3−8.
- Гальскова Н.Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, Е. В. Мусницкая, H.H. Нечаев // Иностранные языки в школе. 2003. -№ 2.-С. 12−16.
- Гасанов З.Т. Формирование готовности к межнациональному диалогу в многонациональном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. 1994.- № 5.- С. 11−15.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. М.: ACADEMIA, 1998.- 432 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский. M.: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 120 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
- Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А.Головко- Ставр. гос. ун-т.- Ставрополь, 2004. 22 с.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: учебное пособие / В. В. Горшкова. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997. — 125 с.
- Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — С. 63.
- Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования. М., 1995.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: кн. для учителя / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры / В.Гумбольдт. М.: Международное обучение, 1985. — 349 с.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: уч. пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова М.: Логос, 2001.- 224 с.
- Гутнова З.К. Методика обучения идиоматичной диалогической речи на продвинутых этапах обучения английскому языку в лингвистическом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / З. К. Гутнова. М., 2000. — 26 с.
- Давыдов Ю.С. Цивилизация и поликультурное образование (на примере Северного Кавказа) / Ю. С. Давыдов, Б. Б. Лазарев, Л. Л. Супрунова // Известия АПСН/ Под ред. С. К. Бондыревой. Выпуск 4. М.- Воронеж, 2000.- С. 23 — 40.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах)/ В. И. Даль.- М.: Прогресс Универс, 1994. Т.4.- 567 с.
- Данильчук Е. В Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003.- № 1. — С. 65 — 73.
- Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 440 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. М., 1981.-567 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002.- № 10. — С.93 — 95.
- Дмитриев Г. Д. Много культурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев //Педагогика. 2000. — № 1. — С. 70−74.
- Епихина Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.О.Епихина- Сиб. гос. технолог, ун-т. Красноярск, 2001. — 23 с.
- Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ершов Вячеслав Алексеевич. М., 2000.- 185 с.
- Ершов В.А. Социокультурная идентичность как условие поликультурного образования / В. А. Ершов // Мир образования образование в мире (научно-методический журнал). — 2001.- № 2. — С. 22−27.
- Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1981.- 157 с.
- Зданоски, Джулия Преодолевая культурные барьеры: уч. пособие/ Д. Зданоски. Петрозаводск: Verso, 2003. — 120 с.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Материалы конф. «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». — Уральское отделение РАО.- Екатеринбург, 2005.- С.5−12.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.- С. 34−42.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 480 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991.-221 с.
- Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко и др. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
- Зиновьев Д.В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности / Д. В. Зиновьев // Парадигма. 1998. — № 2. — С. 34 — 39.
- Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики / Д. В. Зиновьев // Парадигма.- 1998. — № 1. — С.50 — 61.
- Злобин Н.С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. М.: OJTMA-ПРЕСС, 1997.-288 с.
- Знаменская C.B. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В.Знаменская- Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004. — 26 с.
- Зотеева И.Н. Пути реализации и перспективы исрользования межпредметных связей при обучении французскому языку в средней школе / И. Н. Зотеева // Иностранный языки в школе. 1991.- № 3. — С. 16 — 21.
- Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т. В. Иванова //Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1.- С. 16 — 20.
- Ильченко В.И. Духовно-гуманитарный потенциал естественно-научных дисциплин / В. И. Ильченко, А. Т. Проказа // Педагогика. 2005. -№ 3. -С.117- 122.
- Ищенко В.В. Об опыте разработки ГОС ВПО с использованием компе-тентностного подхода. Материалы к третьему заседанию методологического семинара / В. В. Ищенко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 17 с.
- Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации / В. В. Кабакчи. СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 480 с.
- Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-205 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные пед. соч. -М.: Просвещение, 1982, 701 С.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004.- 390 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 264 с.
- Китайгородская Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. 1998. — № 1. — С. 3239.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000.- 176 с.
- Колмогорова JI.C. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для психологов / Л. С. Колмогорова. М.: Изд-во ВЛА-ДОС- ПРЕСС, 2002.- 360 с.
- Колмогорова Л.С. Сравнительное изучение особенностей становления психологической культуры старшеклассников и студентов-первокурсников / Л. С. Колмогорова, Д. В. Каширский // Педагог. 1999. -№ 6.-С. 100- 108.
- Корнетов Г. Б. Феномен образования / Г. Б. Корнетов // Магистр. 2001. -№ 1. — С. 19−33.
- Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Колоколова Инна Валерьевна. Ростов н/Дону, 2001.-210 с.
- Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1987. — Т.2. — 383 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 254 с.
- Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / сост. В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического университета, 1999. — 14 с.
- Корепанова H.B. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика.- 2003.- № 3.- С. 66−71.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002.- 176 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология / М.Коул. М.: Коги-то-центр, 1997. — 432 с.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому / В. В. Краевский. М.: Пед. общество России, 2000. — 36 с.
- Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003. — № 2. -С.З- 10.
- Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс-Энциклопедия, 1994.-576 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимо-вич, Г. Г. Жаркова и др.- сост. и общ. ред. В. А. Макаренко.- М.: Республика, 1993.-510 с.
- Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. М.: Инноватор.- вып.4, 1996. — С. 132 152.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. Сборник № 10 серии «Новые ценности образования» / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3 — 11.
- Кузьмина Л.Г. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам / Л. Г. Кузьмина, Е. В. Кавнатская // Вестник
- ВГУ, Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2001.- № 2. -С. 108−117.
- Кукушин B.C. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. -224 с.
- Кукушин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: ГинГо, 2001.- 404 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев Н Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Лебедева Н. Трудная наука диалога, или почему так важно изучать культуру соседей по планете / Н. Лебедева // Поиск. 2003. — № 7. — С. 12.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие / Н. М. Лебедева. М.: «Ключ-с-», 1999. — 224 с.
- Леднев B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / B.C. Леднев, Н.Д. Никанд-ров, М. В. Рыжаков. М., 2002.
- Лейчик В.М. Отношения между культурой и языком: общие функции / В. М. Лейчик // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. 2003.- № 2.- С. 17−29.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 48 — 54.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Смысл- СПб: Лань, 2003. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 320 С.
- Леонтьев А.Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. Тарту: Наука, 1974.-204 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
- Лиферов А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования / А. П. Лиферов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996.-31 с.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. -М.: Рус. яз., 1988.- 632 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии: Методологические проблемы социальной психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1975. — С. 124−135.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // В сб. статей: Проблема общения в психологии. М.: «Наука», 1981. — С.3−24.
- Лотман Ю.М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам.- XVII- Тарту: Наука, 1984.- 256 с.
- Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПб», 2000.- 704с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Маджуга А. Диалог суть технологий обучения / А. Маджуга, С. Еримбетова, Б. Ахметжан // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. -С. 116−118.
- Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов (на материале изучения иностранныхязыков): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Мазо- Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского.- Саратов, 2000. 23 с.
- Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. с. 3−10.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.- М. -Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.-Просвещение, 1993. — 192 с.
- Мартынова М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования / М. Ю. Мартынова // ЭО. 2004. — № 1. — С.37−51.
- Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Матис Владимир Иванович. Барнаул, 1999.- 353 с.
- Мацуура, Коитиро Глобализация это также культурный процесс / К. Мацуура // Международная жизнь. — № 8 -9. — С. 27 — 32.
- Межуев В.М. Как возможна философия культуры? / В. М. Межуев // В сб. статей: От философии жизни к философии культуры / Под ред. В. П. Визгина. СПб.: Алетейя, 2000.- С. 22−40.
- Методы системного педагогического исследования: учебное пособие.- М.: Народное образование, 2002. 208 с.
- Микешина Л.А. Методология современной науки / Л. А. Микешина. -М.: Прометей, 1991. 115 с.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 31 — 36.
- Наушабаева С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике / С. У. Наушабаева // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104- 110.
- Национально-культурная специфика речевого поведения: монография / Под ред. А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М.: Издательство «Наука», 1977. — 352 с.
- Образовательный стандарт основного общего образования по иностранным языкам // Методическая Мозаика: приложение к журналу Иностранные языки в школе. 2004.- № 4.- С. 2 — 20.
- Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе на современном этапе// Программа и методические рекомендации по проведению лекционного курса для преподавателей иностранных языков неязыковых вузов / сост. Е. Г. Тарева Иркутск: ИГЛУ, 2003. — 23 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. -2002. -№ 5.-С. 41−47.
- Паперная Н.В. Формирование готовности будущего учителя к межкультурной коммуникации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Паперная. Краснодар, 2003. — 22 с.
- Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев и др. М.: Флинта: Наука, 2001. — 240 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин и др. М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с.
- Плужник И.JI. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / И.Л.Плужник- Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2003. — 29 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
- Поликультурное образование на Сев. Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы международной науч.- пр. конф., 30−31 мая 2000 г. Махачкала-Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. — 342 с.
- Поторочина Г. Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/ Г. Е. Поторочина. Ижевск, 2001. — 23 с.
- Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андрасян и др. Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 288 с.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учебн. заведений / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.-(Педагогическая мастерская).
- Рогова A.B. Воспитание человека культуры в контексте философ-ско-педагогической мысли русского зарубежья первой половины XX в.: Монография / А. В. Рогова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — 132 с.
- Рогова A.B. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX начало XX вв.): Монография / А. В. Рогова. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003.- 146 с.
- Ромашина С .Я. Условия эффективной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности (коммуникативный аспект) / С. Я. Ромашина, A.A. Майер // Педагог. 2003. — № 1. — С.57 — 62.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 42−48.
- Руденко В.Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика.- 2003.- № 6.- С.32−40.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг качества образования. 1999. — № 4. — С. 20 — 23.
- Санжиева Я.Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании: учеб. пособие / Я. Б. Санжиева.- Усть-Ордынский ИПКРО, 2000. -144 с.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. -С. 17−23.
- Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник научных трудов / под ред. В. В. Сафоновой.- М.: Еврошкола, 1998.- С.27−35.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав-ний / Ю. В. Сенько. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000. — 148 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В. В. Сериков.- Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
- Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.06 / О. Б. Скрябина. Кострома, 2000. — 23 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин.- М., 1976.160 с.
- Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1982.- Т.2.- 736 с.
- Современный словарь по педагогике/ сост. Е.С. Рапацевич- Минск.: «Современное слово», 2001, — 928 с.
- Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова.- М.: Просвещение, 2003. 239 с.
- Сорока-Росинский.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 224 с. (Антология гуманной педагогики).
- Степашко JT.А. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов высших уч. зав-ний / Л. А. Степашко.- М.: Флинта, 1999. -272 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования / Под ред.
- A.A. Пинского.- М.: «Мир книги», 2001. 95 с.
- Супрунова Л.Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования / Л. Л. Супрунова // Поликультурное образование на Сев. Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч,-практ. конф.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.- С. 22−23
- Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л. Л. Супрунова // Магистр. 2000. — № 3. — С. 77 -81.
- Сухарева Т.Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза: на материале английского1 языка: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Сухарева Татьяна Николаевна:-Тамбов, 2003.- 160 е.- Библиогр.: с. 138 157.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека /
- B.А.Сухомлинский. М., 1989.- 143 с.
- Сысоев П.В. Когнитивные аспекты овладения культурой / П. В. Сысоев // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19. 2003. — № 4. — С. 110−123.
- Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков / П. В. Сысоев // Ин. языки в школе. 2003. — № 1. — С. 43−47.
- Тер-Минасова С. Г. Изучение иностранных языков и культур на университетском уровне / С.Г. Тер-Минасова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19. 1998. — № 2. — С. 7−20.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч. пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/ 81оуо, 2000. — 624 с.
- Типовая программа дисциплины «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский языки): базовый курс / сост. Б. Ф. Ломаев Чита: Изд-во ЗабГПУ. -21 с.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст.- отв. ред. С. К. Бондырева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 368 с.
- Толпа Д.В. О средствах формирования профессионально-языковой компетентности / Д. В. Толпа // Парадигма.- 1998.- № 2. С. 50 — 54.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. сочинения в 6 Т. М.: Педагогика, 1988.- Т. 2. — С. 194 — 257.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 Т. М.: Педагогика, 1988.- Т.2−643 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т. / сост. Е. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.- Т. 4 — 528 С.
- Фёдорова О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В.Федорова- Аст-рахан. гос. техн. ун-т. Саратов, 2003. — 23 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИННРРА-М, 2000. — 576 с.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. И. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Уч. пособие для магистрантов, аспирантов / А. Я. Флиер. М.: Акад. проспект, 2000.- 486 с.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Гальперина и др. М.: Пед. общество России, 2004. — 240 с.
- Халеева И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И. И. Халеева // Известия Российской Академии образования. -2000.-№ 1.-С. 7−13.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997. — 301 с.
- Хомский Н. Язык и мышление. Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики / Н.Хомский. М., 1972. — 259 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B.Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С.55 — 61.
- Цатуров В.Н. К культуре мира через поликультурное образование // Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междун. науч.- практ. конф., 30−31 мая-2000 г. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — С. 29 — 31.
- Ценности глобализирующего мира: сб. статей / отв. ред. К.Х. Дело-каров.- М.: «Экспресс», 2002. 189 с.
- Чекалёва Н.В. Структура профессиональной компетентности специалиста / Н. В. Чекалева // Выступление на 2-й Забайкальской межрегиональной Школе молодых ученых «Проблемы целеполагания в психологических и педагогических исследованиях». — Чита, 2002.
- Черепанова JT.B. Лингвистическая компетенция: структура, содержание, методика формирования / Л. В. Черепанова. Чита: Изд-во За-6ГПУ, 2004.-238 с.
- Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур / А.Е. Чучин-Русов. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 40 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В.К. Шаповалов- Ставроп. гос. техн. ун-т.- М., 1997.- 34 с.
- Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. — С. 58−62.
- Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О. М. Шиян // Педагогика.- 1999. № 1.- С.63−68.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянов. Москва- Ставрополь, 1991.- 206 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995. — 314 с.
- Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности / Я. Яноушек // В сб. статей: Проблема общения в психологии. М.: «Наука», 1981.-С. 168- 178.
- Byram М. Teaching Foreign Languages for Intercultural Competence // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сборник научных трудов/ под ред. В. В. Сафоновой.- М.: Еврошкола, 1998.- С. 7 -21.
- Hutchinson, Tom English for Specific Purposes / Tom Hutchinson, Alan Waters. Cambridge University Press, 1998. — 183 p.
- Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics: Selected Readings. Ed. ву J.B.Bride & J.Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972.- P. 269−293.
- Korthagen, Fred A.J. In search of the essence of a good teacher: towards a more holistic approach in teacher education / Fred A.J. Korthagen // Teaching and Teacher Education. 2004.- № 20. — PP. 77−97.
- Millrood, R. Modules in English Language Teaching Methodology / R.Millrood. Tambov: TGU, 2001. — 287 p.
- Rymes, Betsy Contrasting Zones of Comfortable Competence: Popular Culture in a Phonics Lesson / B. Rymes // Linguistics and Education. 2004. -№ 14.-PP. 321−335.
- Teachers as Course Developers / Edited by Kathleen Graves. -Cambridge University Press, 1996.-213 p.203