Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: На примере методики преподавания биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1994 — 1996 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по теме исследования. Была осмыслена и сформулирована научная проблема, уточнены представления об объекте и предмете исследования. Проводился констатирующий эксперимент по выявлению закономерностей динамики ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности, изучению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННбСТйбгО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 2. ВЫЯВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ
    • 2. 3. ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ — УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 4. ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: На примере методики преподавания биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономическое развитие современного российского общества требует качественного преобразования всей системы образования, в том числе среднего профессионального. Социальная значимость средней профессиональной школы все более возрастает в последние годы, что связано с расслоением общества, снижением территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения.

Новое понимание профессионального образования, предполагающего не только формирование систематизированных знаний, умений, навыков, а профессиональное становление и развитие личности, требует объединения гуманистической и технократической модели образования. Это обусловливает необходимость переориентации профессионального образования на личностную направленность, обращение к мотивационно-ценностным структурам личности будущего специалиста, создание условий для развития ее духовно-нравственной культуры. Интеллектуализация и гуманитаризация среднего профессионального образования предполагает создание предпосылок и выработку действенных механизмов повышения качества личностно-профессиональной подготовки специалистов и их мобильности.

В работах О. А. Абдуллиной, А. П. Акимовой, В. И. Данильчук, Т.В. Дмит-риенко, Т. С. Дергач, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показано, что любая профессиональная деятельность, а тем более педагогическая, эффективно выполняется специалистом с достаточно развитой направленностью на эту деятельность. Особенно это важно для профессии учителя, являющегося носителем духовной культуры и общественно-исторического опыта, обеспечивающего преемственность поколений.

Профессионально-педагогическая направленность выражается в ценностном отношении к педагогической профессии, устойчивом интересе, потребности заниматься ею. Ценностное отношение к будущей профессии позволяет перспективно проектировать содержание профессиональной деятельности и свое развитие в ней.

Однако в реальных условиях уровень ценностного отношения, определяющий приверженность профессии, достигается не так часто, как требуют новые условия педагогической деятельности. В исследованиях А. А. Реана показано, что в российских учебных заведениях в наибольшей степени удовлетворены выбранной профессией студенты-первокурсники. По мере продвижения к выпускному курсу наблюдается устойчивая тенденция снижения интереса к выбранной профессии.

Очевидно, что причина этого во многом связана с отсутствием системы гибких организационных форм обучения, создающих благоприятные условия для продвижения личности студента в профессиональном образовательном пространстве и требует формирования ценностного отношения студента к учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Проблема отношения к учению достаточно полно разработана для общеобразовательной школы (А.Д. Алферов, М. Н. Аплетаев, Э. И. Беланова, З. И. Васильева, Т. Е. Конникова, С. А. Маврин, А. П. Медведицков, А.Г. Нудель-ман, О. А. Петрухина, И. М. Чередов и др.). Но так как ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности выступает в качестве важнейшего компонента профессиональной направленности личности, очевидно, что процесс его формирования должен быть в первую очередь связан с системой профессионального образования.

Изучение трудов Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Е. М. Никиреева, П. А. Просецкого, А. А. Реана, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Е. И. Степановой, рассматривающих студенчество как особую социально-психологическую и возрастную категорию, позволило обосновать целесообразность выбора возрастного периода:

— студенческий возраст является основным в становлении личности, т.к. связан с профессиональной подготовкой, в ходе которой происходит развитие мировоззрения, сознания, самосознания;

— переход к новому виду деятельности, предполагающий смену целей и планов ее реализации, а также выработанных стереотипов деятельности, приводит к значительной перестройке профессиональной направленности личности, а, следовательно, и ее важного компонента — отношения к учебной деятельности;

— студенчество характеризуется высоким образовательным уровнем, социальной активностью, что делает этот возраст наиболее сенз0тивны&[ к освоению новых ценностных ориентаций.

Проблеме отношения к учебно-познавательной деятельности студентов посвящены исследования М. Г. Гарунова, А. Д. Деминцева, В. В. Могиленчик, И. Л. Наумченко, J1.M. Панчешниковой, Н.М. Черкес-заде. Однако, именно ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности становится объектом исследования педагогов только в конце 80-х, начале 90-х годов (А.П. Акимова, JI.C. Вагинова, Е. Н. Шиянова, О.И. Цикина).

В системе среднего профессионального образования вопрос формирования отношения к учебно-познавательной деятельности вообще и ценностного в частности, как свидетельствует анализ литературы, практически не изучался. Традиционно, проблема формирования отношения рассматривалась в рамках трудового воспитания (Б.И. Адаскин, A.M. Василевская, О.Е. Веле-жева и др.) и основное внимание уделялось воспитанию сознательного отношения к труду.

Новая социокультурная личностно-ориентированная парадигма образования позволяет иначе подойти к рассмотрению этой проблемы с учетом того, что эффективность профессиональной подготовки во многом определяется степенью сформированности ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий:

— между значительной потребностью в специалистах с ценностным отношением к педагогической профессии и слабым характером сформированное&tradeтакого качества у многих выпускников как средних специальных, так и высших учебных заведений;

— между объективной потребностью в проявлении в ходе образовательного процесса ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности и невысоким реальным уровнем его сформированности;

— между необходимостью формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности и недостаточной разработанностью действенного механизма в системе многообразных дидактических средств.

Исходя из указанных противоречий возникает ряд частных проблем.

Какова структура ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности? При каких условиях успешно формируется ценностное отношение? Какова технология формирования у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности?

Так как традиционная система обучения и воспитания в средней профессиональной школе не обеспечивает в достаточной мере степени сформированности ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности, возникает необходимость в использовании иных подходов в организации образовательного процесса, в частности, по учебному курсу «Методика преподавания биологии». Это определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования — определить комплекс психолого-педагогических условий формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе изучения методики преподавания биологии.

Объект исследования — процесс формирования ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности у студентов колледжа — будущих учителей биологии.

Предмет исследования — комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе изучения методики преподавания биологии.

В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс формирования ценностного отношения будущих учителей может быть более эффективным, если:

— учесть сущность, структуру, уровни ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности;

— выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности;

— определить динамику ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности;

— выявить и использовать наиболее оптимальное сочетание форм и методов формирования ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы определить сущность, структуру, уровни ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

2. Выявить и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий развития у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности.

3. Разработать и апробировать методику формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе изучения методики преподавания биологии.

4. Изучить динамику развития ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Исходные методологические позиции определяют философские положения о диалектическом единстве теории и практики, о человеке как субъекте деятельностиучение об особенностях поэтапного становления и развития личности в процессах деятельности, познания, общенияконцепция системного анализа профессиональной подготовки как целостности.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования процесса формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности являются психологическая теория отношений (А.Г.Ковалев, В. П. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе) — теория ценностей (Г.П.Выжлецов, О. Г. Дробницкий, Л. А. Микешина, ИЛ. Майзель, В. Г. Тугаринов, Б.А.Чагин) — исследования мотивации учебной деятельности (Л.И.Божович, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л.М.Фридман) — идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бон-даревская, С. В. Кульневич, В.В.Сериков) — аксиологического (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов) и профессионально-деятельностных подходов (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.).

В работе использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта был найден основной, доминирующий метод, адекватный исследуемому вопросу: 1) изучение и обобщение передового педагогического опыта высших учебных заведений;

2) теоретические методы (историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования);

3) эмпирические методы (прямое, косвенное и включенное наблюдениекомплексная и поэтапная социально-педагогическая диагностика путем анкетирования, интервьюирования, бесед и функционального тестирования студентовметод независимых характеристик, педагогический консилиум, самооценка, изучение продуктов деятельности студентовпедагогическое проектирование процесса формирования ценностного отношенияопытно-экспериментальная работа);

4) методы математической статистики в обработке результатов исследования.

Экспериментальная база исследования:

В исследовании были заняты 636 студентов Воронежского государственного профессионального педагогического колледжа.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994 — 1996 гг.) изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по теме исследования. Была осмыслена и сформулирована научная проблема, уточнены представления об объекте и предмете исследования. Проводился констатирующий эксперимент по выявлению закономерностей динамики ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности, изучению ценностных ориентаций студентов, мотивов проявления ценностного отношения при изучении спецдисциплин. Полученные данные позволили определить цель, объект, предмет исследования, выдвинуть рабочую гипотезу и задачи исследования, спланировать опытно-экспериментальную работу.

На втором этапе (1996 — 1999 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по конструированию процесса формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на занятиях по методике преподавания биологиивыявлялись наиболее эффективные условия педагогического воздействия на студентовпродолжалось изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеуточнялись некоторые концептуальные положения диссертационного исследования.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— в нем обоснован новый подход к процессу формирования у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при изучении методики преподавания биологии;

— уточнено понимание сущности ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности, выявлены его компоненты, уровни и динамика их развития;

— выявлены психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности;

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, выводы, научно обоснованные рекомендации могут быть использованы средними специальными учебными заведениями, вузами в процессе подготовки специалистов. Учет данных исследования позволяет усилить целенаправленность профессиональной подготовки студентов на основе формирования их ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью теоретических положенийиспользованием системного подходавыбором комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования его задачамаргументированностью выводов, положительными результатами опытно-экспериментальной работы с личным участием автора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись публикацией статей по теме исследования, выступлениями на методических семинарах и совещаниях Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа, методических семинарах кафедры общей биологии и зоологии Воронежского государственного педагогического университета, кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета, научно-практических конференциях, проводимых ВГППК (1998 г.) и ВГПГК (1997, 1999, 2000гг.).

На защиту выносятся:

1. Структура ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

2. Методика формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в ходе теоретических и практических занятий по методике преподавания биологии.

3. Совокупность психолого-педагогических условий эффективной технологической реализации процесса формирования ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии.

По теме диссертации опубликовано девять работ:

1. Необходимость формирования у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе.-Липецк: ЛГПИД996.-С.43−50.

2. Об особенностях мотивации в структуре ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности//Педагогические и медико-биологические проблемы развития, воспитания и обучения учащих-ся.-Липецк: ЛГПИ, 1997.-С.111−119.

3. Оптимальное сочетание форм и методов в учебно-воспитательном процессе — условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности//Аксиологические основы современной педагогики.-Липецк: ЛГПИ, 1997.-С. 184−189.

4. Формирование ценностного отношения к учению как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Реализация программ многоуровневого среднего-профессионального образования: Тезисы докладов научно-практической конференции.-Воронеж: ВИПК, 1997.-С.34−35.

5. Влияние взаимоотношений преподавателя и учащихся на формирование ценностного отношения к учебно-познавательной деятельно-сти//Теория и практика образования: история и современность. Вып.2.-Липецк: ЛГПИ, 1998,-С.24−31.

6. Формирование ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности как критерий становления субъекта //Актуализация технологии личностного ориентирования на самоиндентификации модели современного специалиста: тезисы докладов научно-практической конференции.-Воронеж: ВГПУ, 1998,-С.66−68. (В соавторстве).

7. Ценностные ориентации личности студента в процессе профессиональной подготовки//Специалист-1998. № 11 .-С. 16−17.

8. Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности на основе самоидентификации личности.// Теория и практика образования: история и современность.-Вып.5.-Липецк: ЛГПИ, 2000,-С.67−72. (В соавторстве).

9. Активизация познавательной деятельности: высказывания преподавателей Воронежского профессионально-педагогического колледжа // Специалист — 2000. — № 12. — С.23 (В соавторстве).

ВЫВОДЫ.

1. Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в ходе профессиональной подготовки должно выступать в качестве целенаправленного процесса, эффективность которого зависит от соблюдения следующих психолого-педагогических условий: выявления и воспитания мотивов ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельностиоптимального сочетания форм и методов в учебно-воспитательном процессеконструктивных взаимоотношений преподавателей и студентов на учебных занятиях и во внеучебной деятельности.

2. Процесс формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности должен быть организован поэтапно, в соответствии с компонентом учебной деятельности. Мы выделяем три этапа: мотивационно-прогностический, операционно-доказательный, рефлексивно-оценочный. На мотивационно-прогностическом этапе студенты должны осознать важность данного раздела программы для повышения профессионального уровня, определить цели предстоящей деятельности и наметить пути их решения. Наиболее длительным является операционно-доказательный этап, в ходе которого студенты овладевают теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. На этом этапе важно ориентировать студентов на творческий подход к решению реальных социально значимых задач, лежащих в основе профессиональной деятельности будущего учителя. Итоговым является рефлексивно-оценочный этап, включающий самоанализ и самооценку студентами результатов учебного труда.

3. В основе процесса формирования у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности лежит система мотивов.

Наиболее предпочтительным для достижения студентами высокого уровня ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности является сочетание социальных, познавательных и нравственных мотивов. Мотивация ценностного отношения является источником интеллектуальной активности, выступает в качестве побудительной силы приобретения профессиональных умений, мобилизует творческие силы студентов.

Развитие мотивов ценностного отношения обусловлено всей системой организации профессиональной подготовки и будет эффективным при реализации ступенчатой программы педагогических воздействий и соблюдений следующих условий: активизации эмоциональной сферы личности студента, приводящее к состоянию творческого вдохновениясоздание ситуации успеха в ходе обученияобеспечение надежной обратной связи в образовательном процессе.

4. Эффективность формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности зависит от оптимального сочетания форм и методов в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся контекстные формы обучения и интерактивные методы (лекция-визуализация, лекция-парадокс, лекция вдвоем, дискуссия, игровое моделирование), система творческих заданий, использование аудиовизуальных средств, интеграция с предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Важную роль играет широкое использование наряду с индивидуальной и фронтальной групповых форм работы, стимулирующих общение студентов друг с другом.

5. Большое значение для успешного формирования у студентов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности имеет стиль взаимоотношений преподавателей и студентов, основанный на принципах педагогики сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки является комплексной, многоплановой проблемой. При рассмотрении новых перспектив концепций учения необходимо учитывать, что «. образование как социальный феномен, как сфера созидания личности и активного влияния на все параметры социума, по своим ценностно-целевым возможностям и функциям выходит далеко за рамки традиционной задачи формирования знаний.» [51,с.342]. Основываясь на принципах демократизации, гуманизации и гуманитаризации, образование должно способствовать нравственному и интеллектуальному совершенствованию личности.

Задача формирования у будущих учителей ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки органично вписывается в иерархию целевых установок образования. На уровне высших ценностных приоритетов образование должно нести смыслообразующую функцию, а смысл человеческой жизни состоит, в первую очередь, в наиболее полной самореализации. Ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности выступает в качестве краеугольного камня осознания своего учительского предназначения, готовности к полноценной профессиональной самореализации личности, что, в свою очередь, во многом обеспечивает её дальнейшее удовлетворение результатами педагогического труда. Низкая удовлетворенность профессией является одной из причин текучести кадров и, как следствие, отрицательных экономических последствий.

Ценностное отношение студентов к учебно-познавательной деятельности определяет результативность подготовки будущего учителя, в нем проявляются индивидуальные особенности, мотивация поведения личности.

Таким образом, исходной предпосылкой формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности является учитель, способный качественно выполнять свои профессиональные функции.

Многогранность феномена «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ» позволило нам рассмотреть его различные аспекты на основе трех взаимосвязанных подходов: личностного (А.Г.Ковалев, В. П Мерлин, В. М. Мясищев, С.Л.Рубинштейн), деятельностного (А.Д. Алферов, М. Н. Аплетаев, А. П. Медведицков, О. А. Петрухина, И. М. Чередов.), аксиологического (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).

Теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы и полученные экспериментальные данные позволяют заключить, что ценностное отношение студента к учебно-познавательной деятельности представляет собой объективно-субъективное образование, в котором объективное социальное положение личности служит основой ее избирательной позиции к ценностям педагогической деятельности.

Являясь целостной педагогической системой, ценностное отношение студентов к учебно-познавательной деятельности имеет сложную структуру, включающую следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-аксиологический, когнитивный, процессуально-творческий, эмоционально-волевой.

Характеризуя ценностное отношение, следует обратить внимание на осознанность студентами значимости учебно-познавательной деятельности как средства развития профессионализмацеленаправленную ориентацию на творческое решение педагогических задач. Ценностное отношение проявляется в наличии у студентов адекватных мотивов и способов учебно-познавательной деятельности, активности, самостоятельности, целенаправленном преодолении трудностей в учебном процессе.

Эти проявления дают основание для выделения различных уровней сформированности ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Безусловно, одним из приоритетных направлений работы профессиональной средней школы должно быть формирование высокого уровня ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности как центрального компонента профессиональной направленности личности.

Достижение цели исследования предполагало определение основных психолого-педагогических условий воспитания ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Теоретически и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия, при которых возрастает эффективность процесса формирования ценностного отношения: выявление и воспитание мотивов ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности. оптимальное сочетание форм и методов в учебно-воспитательном процессе. конструктивный характер взаимоотношений преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки.

Проведенный анализ мотивации в структуре ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности показал, что в основе этого сложного психического образования личности лежит комплекс социальных, познавательных и нравственных мотивов. Так как чрезвычайно важным является именно сочетание мотивов, то меры по формированию этих мотивов должны носить комплексный характер и осуществляться через группы мотивирующих факторов: связанных с включением деятельности по овладению методикой преподавания биологии в ведущую учебно-познавательную деятельность. связанных с формами и методами изучения методики преподавания биологии. обеспечивающих межличностное общение студентов на занятиях, связанных с педагогическим общением.

В результате опытно-экспериментальной работы подтвердилась эффективность ступенчатой программы педагогических воздействий, направленной на формирование поисковой, творческой деятельности и учитывающей следующие условия: активизация эмоциональной сферы личности студента, приводящая к состоянию творческого вдохновения. создание ситуации успеха в ходе обучения. обеспечение надежной обратной связи в учебно-воспитательном процессе.

Отношение к учебно-познавательной деятельности может складываться по-разному в зависимости от целого ряда условий, среди которых важное значение имеет рациональное использование форм и методов в образовательном процессе.

Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность формирования ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при использовании в процессе изучения методики преподавания биологии следующих форм и методов:

— лекционно-семинарской системы занятий, не являющейся типичной для средней профессиональной школы;

— контекстных форм и интерактивных методов обучения (лекция-визуализация, лекция-парадокс, лекция вдвоем, игровое моделирование, дискуссия);

— анализа конкретных учебно-педагогических ситуаций;

— системы творческих заданий, выполнение которых фиксируется на специальном экране;

— приемов активизации творчества: мозговой штурм, метод аналогии, инверсии, принцип конфликтной ситуации и т. д.;

— использования аудиовизуальных средств обучения;

— применение рейтинговой системы контроля знаний;

— интеграции с предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов, причем особое значение имеет реализация философских межпредметных связей;

— широкого применения наряду с индивидуальными, фронтальными, групповых форм работы, способствующих межличностному общению студентов;

Достижение цели возможно при такой организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого меняется позиция студента в учении, закрепляется опыт субъект-субъектных отношений. В этом плане резко возрастает значение личностного потенциала преподавателя, определяющего пути преобразования студента как субъекта деятельности.

В ходе проведенного нами исследования подтвердилась высокая зависимость ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности от характера их взаимоотношений с преподавателями.

Однако, согласно данным констатирующего эксперимента, принцип сотрудничества в обучении по-прежнему остается декларативным и пока не находит непосредственного воплощения на практике.

Проведенный теоретический анализ и результаты экспериментальной работы позволили выделить условия, соблюдение которых способствует формированию благоприятных отношений преподавателя и студентов в процессе изучения методики преподавания биологии :

— применение системы соуправления как на уроке, так и вне его через организацию деятельности методистов, руководителей малых групп, технического актива;

— прямое и косвенное побуждение студентов к диалогу;

— критический самоанализ результатов педагогической деятельности на основе изучения мнения студентов (например, анкета «Обратная связь: преподаватель-студент»);

— эталонное общение преподавателя со студентами.

В ходе формирующего эксперимента проведенного на базе отделения «Учитель технологии и биологии» Воронежского Государственного профессионально-педагогического колледжа в течении трех лет, было показано, что процесс воспитания ценностного отношения при изучении методики преподавания биологии должен проходить поэтапно, в соответствии с компонентами учебной деятельности.

Формирование ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности было реализовано на трех этапах: мотивационно-прогностическомоперационно-доказательномрефлексивно-оценочном.

Сопоставительный анализ сформированности отдельных признаков ценностного отношения в экспериментальных и контрольных группах показал важность мотивационно-прогностического этапа для развития характеристик, свидетельствующих о высоком уровне ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности (продвижение в целевых программах, развитие проектировочных умений, осознанный выбор видов деятельности).

Достижению этой цели способствовала структура мотивационно-прогностического этапа, состоящая из следующих учебных действий:

— создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в предмет изучения предстоящей темы;

— выбор актуальных целей;

— совместное планирование предстоящей деятельности.

Для эффективности операционно-доказательного этапа, в ходе которого студенты овладевают теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимо от репродуктивной перейти к интерпретирующей и поисковой деятельности, а затем — к творческому уровню познавательной активности.

Процесс формирования профессиональных умений должен проходить на основе углубления связи обучения с жизнью, установления, рационального сочетания теоретических знаний с умением решать практические задачи деятельности.

Итоговым в формировании ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при изучении методики преподавания биологии является рефлексивно-оценочный этап, включающий самоанализ и самооценку студентами результатов учебного труда. Рефлексивное отношение к себе способствует развитию самоценности личности.

Определение динамики ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности подтвердило эффективность предложенной нами методики формирования этого важного компонента педагогической направленности личности.

В экспериментальных группах заметно увеличилось число студентов с высоким уровнем ценностного отношения к учению (на 28,2%) и уменьшилось с низким (на 9,4%). В контрольных группах эти изменения незначительны (соответственно 3,6% и 2,4%). В экспериментальных группах произошли положительные изменения во всех компонентах ценностного отношения, о чем свидетельствует рост всех показателей ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, основным средством формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности является организация этой деятельности.

Ведущая роль в формировании ценностного отношения студентов к учению принадлежит преподавателям, в функции которых включается:

— осознание сущности понятия «ценностное отношение к учению»;

— осознание возможностей познавательной деятельности с точки зрения ценностного отношения к учению;

— осознание зависимости между познавательной активностью студентов и формированием ценностного отношения к учению;

— организация работы, требующей проявления ценностного отношения к учению в условиях активизации учебно-познавательной деятельности, то есть создание условий для формирования ценностного отношения к учению.

В целом результаты эксперимента подтвердили целесообразность выдвинутых ранее положений гипотезы.

Полагаем, что материалы и основные результаты исследования, полученные применительно к предмету «Методика преподавания биологии», переносимы в практику изучения других учебных дисциплин как в средних профессиональных, так и в высших учебных заведений.

Выполненное исследование не претендует на полное раскрытие поставленной проблемы. Представляется, что предметом дальнейшего исследования может стать изучение механизмов самоидентификации личности студента на основе ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М: Просвещение, 1990.-141с.
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии.-1999.-№ 6.-С.58−65.
  3. .И. Воспитание коммунистического отношения к труду в процессе производственного обучения.-М.:Высшая школа, 1986.-103с.
  4. А.П. О формировании у студентов университета ценностного отношения к педагогической теории // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.-Иваново: ИГУ, 1986.-С.52−57.
  5. Активность личности в обучении: Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. М. Кузнецов.-М.: НИИВШ, 1986.-191с.
  6. Т.В. Сочетание фронтальной групповой и индивидуальной работы на занятии важное условие успеха в обучении иностранному языку и развитии мышления студентов // Аксиологические основы современной педагогики. — Липецк: ЛГПИ, 1997, — С.201−211.
  7. А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Дону: РГПИ, 1976. — 164с.
  8. А.Д. Теоретические предпосылки исследования проблемы отношения школьников к учению // Отношение школьников к учению.-Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985.-С.З-21.
  9. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика.-2000.-№ 2.-С.2−16.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-255с.
  11. В.М. Проблемная лекция в вузе // Активные методы обучения и их роль в формировании творческого мышления студентов: Межвуз. сб. науч. трудов.-Ростов-на-Дону: РИСМ, 1988.-С.4−11.
  12. М.М., Маврин С. А., Медведицков А. П. Воспитание ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе.-Омск: ОГПИ, 1989.-56с.
  13. М.Н. Организация общения как метод воспитания ответственности подростков в учебной деятельности// Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения к учению.- Омск: ОГПИ, 1984, -С.34−44.
  14. Н.А. Психолого-педагогические основы формирования духовных ценностей современного учителя // Теория и практика образования: история и современность. Вып.2. Липецк: J И’ПИ, 1998. -С.124.
  15. Н.А. Роль ценностных ориентаций в развитии личностных качеств будущего учителя// Аксиологические основы современной педагогики. Липецк: ЛТПИ, 1997, — С. 190−194.
  16. З.М. Рейтинг в учебном процессе и воспитание лидеров // Физика в школе.-1995.-№ 1.-С.68.
  17. , B.C. Педагогика: Проективная педагогика.-Екатеринбург: Деловая книга, 1996.-344с.
  18. Э.И. Формирование взаимоотношений учителя и учащихся на уроке и их влияние на становление ответственного отношения студентов к учению // Теория и методика ответственного отношения школьников к учению.-Омск: ОГПИ, 1983.-С.190−196.
  19. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки.-Челябинск: ЧГПИ, 1986.-88с.
  20. В.В., Нохрин Г. М. Нововведения в профессиональном учебном заведении: методологический аспект// Специалист.- 1994.- № 8. С. 15 -17.
  21. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании.-М.:Высшая школа, 1978.-160с.
  22. В.И., Тимофеев Е. К., Хребто С. И. Особенности активизации познавательной деятельности студентов при изучении курса высшей математики // Методы активизации познавательной деятельности студентов.-Новочеркасск: НГТУ, 1993.-С.23−25.
  23. Н.А. Мое философское миросозерцание // Философские науки,-1990.-№ 6.-С.88.
  24. Н.А. Самопознание. М.: СП «ДОМ Международные отношения», 1990.-334с.
  25. Г. И. Воспитание культуры учебного труда студентов. Автореф.канд.диссерт.-Липецк: ЛГПИ, 1995.-23с.
  26. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.33−38.
  27. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна.-М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, МОДЭК, 1995.-352с.
  28. Болыиой энциклопедический словарь: В 2 Т. Т.2. — М., Сов. Энциклопедия, 1991. — С.613−614.
  29. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.-1997.-№ 4.-С.11−17.31 .Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика.-1999.-№ 3.-С.37−43.
  30. , Е.В., Кульневич, С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.-560с.
  31. В.П., Ященко В. А. Использование ролевых и дидактических игр по педагогике в целях активизации познавательной деятельности студентов // Воспитание познавательной и общественной активности учителя.-Рязань: РГПИ, 1984.-С.68−79.
  32. Н.В., Реан А. А. Педагогика.-СПб: Питер, 2000.-304с.
  33. В.К. Формирование у учащихся положительного отношения к учению // Среднее специальное образование.-1991.-№ 10.-С.29−31.
  34. A.M. Формирование коммунистического отношения к труду у учащихся профтехучилищ в процессе обучения.-М.: Высшая школа, 1980.- 140с.
  35. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576с.
  36. А.А., Вейт С. М. Методологические подходы к теории личностного отношения студента к будущей профессии учителя// Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Липецк: ЛГПИ, 1996.-С.З-10.
  37. М.А., Огонянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.-Липецк: ЛГПИ, 1990.-206с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа, 1991.-207с.
  39. М.Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей.- М: Высшая школа, 1989.- 159с.
  40. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. М. Н. Скаткина.-М.: Высшая школа, 1968. 439с.
  41. Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Л. Баскакова.-М.: МГПИ, 1980.- 125с.
  42. Е.В. Личностно-ориентированное педагогическое общение.-Воронеж: ВГПУ, 1999.-45с.
  43. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.-М.: УРАО, 1997.-288с.
  44. С.И. Уроки профессионального творчества. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160с.
  45. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал.-1996.-№ 1 -С.91−98.
  46. В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика.-1998.-№ 3.-С. 18−24.
  47. М.Н. Опыт использования рейтинговой системы в преподавании истории отечества // Методы активизации познавательной деятельности студентов.-Новочеркасск: НГТУ, 1993.-С.45−49.
  48. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150с.
  49. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998.-432с.
  50. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах-М.: Высшая школа, 1980.- 144с.
  51. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.-М:Школа-Пресс, 1995.-448с
  52. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989.-189с.
  53. Г. М., Гоголева И. И. Основное направление развития педагогического колледжа// Среднее профессиональное образование. -1997.-№ 9.-С. 9−12.
  54. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект.-М.: Педагогика, 1985.-151с.
  55. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.-142с.
  56. Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск: Новосибирского ун-та, 1997. — 114с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 554с.
  58. А.И., Портных В. Я. О методологическом механизме формирования и воспитания личности // Специалист.-1997.-№ 7.-С.26−29.
  59. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы.-М.: Просвещение, 1991.-192с.
  60. Н.Н. Профессиональное воспитание у учащейся молодежи: профпедагогика. -М: Высшая школа, 1988. 144с.
  61. М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высшая школа, 1987.-264с.
  62. В.Я. Моя рабочая академия: М.: Педагогика, 1986.- 144с.
  63. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480с.бб.Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1976. — 146с.
  64. B.C., Бородаева Г. Г. Об особенностях мотивации в структуре ответственного отношения к учению // Отношение школьников к учению.-Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985.-С.82−87.
  65. Д.Н. Интерактивные методы: обучение пониманию// Биология в школе, 1998.- № 3. С. 30- 34.
  66. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М., Высшая школа, 1990.-128с.
  67. Е.Н. Дискуссия как метод активизации студентов на занятиях // Мелиорация и водное хозяйство.-1993.-№ 4.-С.38.
  68. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190С.
  69. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-142с.
  70. П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Автореф.канд.диссерт.-Волгоград, 1997.-22с.
  71. Г. И. Роль мотивации учения в формировании профессиональных качеств личности студентов // Условия формирования профессиональной направленности молодежи: сборник научных трудов. -Новосибирск: МП РСФСР, 1982, С.90−96.
  72. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. / Междунар. ассоциация «Развивающее обучение».-Рига: Эксперимент, 1995.-176с.
  73. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания// Педагогика.- 1998.- № 1.- С.34−39.
  74. Г. М. Технология активного обучения педагогике // Специалист.-1993.-№ 7.-С.27−28.
  75. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.-М:Академия, 2000.-176с.
  76. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. -М.: Просвещение, 1994.-158с.
  77. И.Б., Мареев В. И. Ответственное отношение к учению как средство персонализации. // Отношение школьников к учению. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985.-С.65−74.
  78. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие.-Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.-110с.
  79. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов на Дону: РГПИ, 1994, — 65с.
  80. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.-79с.
  81. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-477с.
  82. Н.В. Выявление и воспитание мотива ответственного отношения школьников к учению // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск: ОГПИ, 1983.-С.55−66.
  83. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117с.
  84. , С.В. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект.-Воронеж: ВГПУ, 1998.-195с.
  85. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой.-М.: Роспедагентство, 1997. -92с.
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа//Методы изучения профессиональной направленности личности учителя/ Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- Д.: НИИ Общего образования взрослых, 1985. С.3−8.
  87. , Ю.Н. Психология обучения взрослых.-М.:Просвещение, 1985.-128с.
  88. В.А. Проблема колледжей и пути их решения// Среднее профессиональное образование.- 1995.- № 4−5. С. 17−21.
  89. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему обучению // Педагогика.-1996.-№ 5.-С.24−26.
  90. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпедгиз, 1956. -368с.
  91. А.А. Педагогическое общение. Сер. Педагогика и психология. М., 1979- 112с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1977.-304с.
  93. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии.-1996.-№ 4.-С.15−25.
  94. И.Я. Проблемное обучение.-М.: Педагогика, 1974.-144с.
  95. .Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании // Социально-гуманитарные знания.-1999.-№ 3.-С. 157−168.
  96. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал.-1981 .-Т.2.-№ 1 .-С.4−6.
  97. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.-М.:Просвещение, 1992.-221с.
  98. М.Е. Рейтинговая интенсивная технология// Специалист.-1995.- № 5. -С. 4−8.
  99. И.Я. Наука и проблема ценностей // Проблема ценности в философии. -М.-Л.: Наука, 1966.-С.62−68.
  100. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников// Ценностные ориентации и интересы школьников: сборник научных трудов. М: Изд. АПН СССР, 1983,-С. 5−19.
  101. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-190с.
  102. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983.-64с.
  103. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  104. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. / Вятский ГПУ.-Киров: б/и, 1998.-160с.
  105. А.П. Многообразие форм и методов воспитания ответственного отношения к учению и учебной и внеучебной деятельности.// Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения к учению.- Омск: ОГПИ, 1984, -С.3−15.
  106. А.П. Отношение старшеклассников к учению// Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов на Дону: РГПИ, 1980.-С.15−23.
  107. А.П. Становление и развитие проблемы воспитания ответственного отношения школьников к учению в истории советскойпедагогики // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению-Омск: ОГПИ, 1983.-С.3−24.
  108. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности// Ученые записки Пермского пединститута, т. 77, вып.№ 6. Пермь, 1970.- С. 90- 109.
  109. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990. — 107с.
  110. JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. -М.: Прометей, 1990.-212с.
  111. В.П. Динамика мотивации овладения педагогической профессией в педвузе// Условия формирования профессиональной направленности молодежи: сборник научных трудов. Новосибирск: МП РСФСР, 1982, — С.62−68.
  112. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М.: МГУ, 1981. — 81 с.
  113. , Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ.пед.вузов.-М.:Академия, 1999.-304с.
  114. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии.//Вопросы психологии.- 1957.-№ 5.- С. 142- 154.
  115. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования// Педагогика.- 1994.- № 3. С. 25 — 28.
  116. Р.С. Психология. Книга 1. М.: Просвещение, Владос, 1994.-576с.
  117. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика.- 1998.- № 4.- С.3−8.
  118. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.-1998.-№ 3.-C.3−10.
  119. А.Г. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению на уроках математики// Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения к учению.- Омск: ОГПИ, 1984, -С.64−74.
  120. Организация и совершенствование профессиональных технологий образования. М.: Высшая школа, 1987. — 175с.
  121. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии/А.Н.Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  122. А.А. Профессиональное мышление учителя как самоценность // Педагогика.-1995.-№ 6.-С.63−65.
  123. П.Н. Ценностные ориентации учащихся// Специалист.-1991.-№ 8.-С. 18−20
  124. Т.В. Развитие познавательной активности студентов на семинарских и лабораторных занятиях // Воспитание познавательной и общественной активности будущего учителя.-Рязань: РГПИ, 1984.-С.79−84.
  125. Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.-462с.
  126. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др.-М. :Школа-Пресс, 1997.-512с.
  127. JI.А. Воспитатель подросток: пути развития диалога. // Учителям и родителям о психологии подростка. / Под ред. Г. Г. Аракелова.-М.: Педагогика, 1990.-С. 130−153.
  128. О.А. Формирование ответственного отношения подростков к учению в учебной деятельности // Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск: ОГПИ, 1984.-С.44−49.
  129. И.П. Педагогика.-М.:Просвещение, ВЛАДОС, 1996.-432с.
  130. . О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России.-1996.-№ 3.-С.57−60.
  131. Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни. Автореф. канд. дис. -Воронеж: ВГПУ.- 19с.
  132. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: КГУ, 1992.-148с.
  133. Проблема методики профессионального обучения в профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1985, -150с.
  134. Профессиональная деятельность молодого учителя.-М.: Педагогика, 1982.-144с.
  135. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997.-448с.
  136. Психолого-педагогические вопросы формирования личности учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. тр. / МП РСФСР, ВГПИ- Отв. ред. М. И. Шевелев.-Воронеж: ВГПИ, 1986.-97с.-(Изв.ВГПИ-Т.242)
  137. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. / Под ред. П. Я. Гальперина.-М.: МГУ, 1979.-208с.
  138. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика.-1995.-№ 5.-С.87−90.
  139. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155с.
  140. А.Я. Воспитание у подростков ответственного отношения к учению в процессе коллективной деятельности. Автореф. канд. дис. М., 1969.-22с.
  141. С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН РСФСР, 1957.-328с.
  142. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-423с.
  143. С.Л. Психологические воззрения И.М. Сеченова и советская психологическая наука // Вопросы психологии.-1955.-№ 5.-С.34−36.
  144. О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959. — 120с.
  145. И.И. Культура педагогического общения в структуре профессиональной подготовки учителя // Педагогика высшей и средней специальной школы. Межведомственный сборник. Выпуск 2. Минск: «Университетское», 1988.-С.41−47.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова.- Л.:Наука, 1979, — С.208−209.
  147. Н.В. Готовность к общению педагога и учащихся как предпосылка педагогического взаимодействия в учебной деятельности //
  148. Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск: ОГПИ, 1984.-С.122−132.
  149. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  150. Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995.-144с.
  151. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя . -М.: Междунар.пед.академия, 1995. 192с.
  152. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М.: Роспедагентство, 1995.-264с.
  153. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-160с.
  154. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность.-М.: Магистр, 1997.-308с.
  155. В.Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе.-1996.-№ 2.-С.З8−41.
  156. Совершенствование производственного образования в протехучилищах/ Н. Д. Крюкова, В. Н. Ковырчев, Г. И. Логунова и др. М.: Высшая школа, 1989. -104с.
  157. Современный урок биологии. / В. Н. Максимова, Г. Е. Ковалева, Д. П. Гальнева, Н. Г. Чередеева. М.: Просвещение, 1985. -160с.
  158. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992 — 543с.
  159. B.C. Проблемы аксиологического базиса современного образования// Вопросы философии. 1998.- № 10. — С.20−24.
  160. Л.Н. Жизнь творчество — человек. Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985.-415с.
  161. JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.-463с.
  162. Т.С. Как повысить результаты в обучении. М.: АО «Столетие», 1997. — 112с.
  163. Н.Ф. Педагогическая психология.- М.: Академия, 1999.-288с.
  164. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
  165. Н.Г. Учебный комплекс профессионального образования// Среднее профессиональное образование.- 1997.-№ 4. С. 40 — 41.
  166. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика.-1998.-№ 5.-С.70−72.
  167. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.-284с.
  168. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная асвета, 1975.-207с.
  169. X. Мотивация и деятельность.-Т.1,2.-М.: Педагогика, 1986.-244с.
  170. О.И., Вагинова JI.C. Развитие ценностного отношение к процессу учения у младших школьников// Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. -Петрозаводск: ПГПИ, С.26−27.
  171. .А. Проблема ценности и оценки в свете трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина / Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966.-С.7−10.
  172. И.М. Влияние сочетания лекций, семинаров и зачетных занятий на формирование ответственного отношения старшеклассников к учению // Специфика форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск: ОГПИ, 1984.-С.50−60.
  173. И.М. Оптимальное сочетание форм учебной работы на уроке -условие формирования ответственного отношения учеников к учению. // Теория и методика воспитания ответственного отношения школьников к учению.-Омск: ОГПУ, 1983.-С.109−112.
  174. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. СПб: ВИПКПТО, 1994. — 43с
  175. Т.И. Активизация учения школьников.-М.: Педагогика, 1982.-208с.
  176. А.Н. Философские основы образования.-Воронеж: ВГПУ, 1999.-116с.
  177. Е.Н. О ценностном подходе к формированию социально активной личности учителя // Формирование социально-активной личности учителя: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. Ленина, 1986.-С.32−37.
  178. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.-М.: Академия, 1999.-288с.
  179. Р.Н. Ценности личности и ценности науки // Специалист.-1998.-№ 6.-С.16−18.
  180. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351с.
  181. Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. -1999.- № 3.-С.17−22.
  182. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  183. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995.-328с.
  184. Huntington S. Ph. The clash of civilizations // Foreign affairs. 1993.-V.72.-№ 3.-P.22−49.
  185. Rosenfeld G. Theorie und Praxis Lernmotivation. Berlin, 1973 140S.
Заполнить форму текущей работой