Педагогические условия личностно-профессионального саморазвития студентов отделения заочного обучения в системе непрерывного физкультурного образования
Рассматривая в своих философских концепциях человека как саморазвивающуюся систему, сложную, нелинейную, философы определяют его, прежде всего, как духовное, нравственное существо, объясняя это его способностью как одухотворенной единицы материи к самотворчеству. В основе гуманистических принципов, которыми рукодствуется в своем развитии человек, лежит культура способностей к волевой… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы личностно-профессионального саморазвития студентов отделения заочного обучения факультета физической культуры педагогического вуза
- 1. 1. Философско-психологические аспекты личностно-профессионального саморазвития студентов в системе непрерывного педагогического образования
- 1. 2. Педагогические вопросы активизации личностно-профессионального саморазвития студентов отделения заочного обучения в системе непрерывного педагогического образования
1.3. Анализ сложившейся практики воспитания потребности в лично-стно-профессиональном саморазвитии студентов отделения заочного обучения на базовом профессиональном этапе непрерывного педагогического образования.
Глава II. Создание педагогических условий для личностно-профессионального саморазвития студентов отделения заочного обучения факультета физической культуры.
2.1. Гуманистически ориентированное взаимодействие между преподавателями и студентами отделения заочного обучения факультета физической культуры как условие для личностно-профессионального саморазвития.
2.2. Реализация межпредметных связей студентов отделения заочного обучения факультета физической культуры в содержании педагогической практики.
2.3. Исследовательские формы работы в содержании педагогической практики как условие личностно-профессионального саморазвития студентов отделения заочного обучения факультета физической культуры педагогического вуза.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1989. -139 с.
- Абдуллина О.А., Загвязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Наука, 1996. — 78 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый. взгляд // Вопр. психол., 1995, № 1.
- Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы, 1989, № 12.
- Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии, 1995, № 5. С. 5−12.
- Ю.Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. -376 с.
- Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1984.
- Анциферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М.: АН СССР, 1961. — 86 с.
- Анциферова JI.И. Психология личности как открытой системы // Вопросы психологии, 1979, № 5. С. 160−176.
- Анциферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопр. психол., 1974, № 4.
- Арчибасова Е.И. Обучение студентов факультета физической культуры на основе интеграции профессиональных знаний, умений и навыков. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1998. — 25с.
- Аршинов В.И., Свирский Я. И. От смыслопрочтения к смыслопорож-дению//Вопросы философии, 1992, № 2.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Афанасьев В.В. Реализация межпредметных связей в курсе специализаций / Метод, реком. для препод, и слушат. ГЦОЛИФКа. -М., 1981. 12 с.
- Ашмарин Б.А., Мызан Г. И. Профессиограмма учителя физической культуры: Мет. пособие. Хабаровск, 1990.
- Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту// Теория и практика физической культуры, 1991, № 7. С. 11−15.
- Балаев А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. — 52 е.
- Бальсевич, В.К., Лубышева Л. И. Социально-педагогические предпосылки развития концептуальных основ физического воспитания / Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы IV Всесоюз. конф. -М., 1991. С. 149−150.
- Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической компетенции преподавателей вузов // Советская педагогика, 1981, № 7. -С. 72.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии М., 1969.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, 1995, № 3. С. 103−130.
- Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. М., 1987.
- Бахтин М.М. К эстетике слова / В кн.: Контекст.-М., 1973.
- Бахтин Н.Н. Проблемы поэтики Достоевского. Киев, 1994.3. Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара, СПб.: СамГПУ, 1997.- 172 с.
- Бахтин М.М. Философия поступка. М, 1989.
- Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. ред. B.C. Безрукова. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. — С. 5−26.
- Беляев С.Н. Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе курса педагогического физкуль-турно-спортивного совершенствования (на материале легкой атлетики). Диссер. канд. пед. наук М., 1996. 200 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктова Б. С. Психология обучения и воспитания. Минск, 1983.
- Бергсон А. Собрание сочинений. М., 1992. Т.1.
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
- Бердяев Н.А. Проблема человека // Ступени. 1991. — № 1.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы.-Бийск: НИЦБиГПИ, 1995.-С. 21.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
- Бим-Бад Б. М. Образование для свободы в России // Педагогика, 1993, № 6.
- Блинов JI.B. Освоение профессиональных умений студентами 1 курса в условиях педпрактики // Сборник тезисов. Тула, 1991. — С. 122.
- Блонский П.П. Память и мышление. М., 1935.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол., 1994, № 1.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1996.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионально-педагогического образования // Педагогика, 1997, № 4.
- Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно центрированный подход // Вопр. психол., 1992, № 3−4.
- Брунер Д. Психология познания. М., 1977.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Материалы «круглого стола») // Вопр. филос., 1996, № 2.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996.
- Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общ-во социологов РАН. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.
- Васильева А.И. Основы культуры речи. М., 1990.
- Васильев С.В. Интегративный подход при разработке содержания обучения в средних специальных учебных заведениях // Проблемы средней специальной школы: Обзор инф./ НИИВШ, 1993. Вып. 1. С. 1−30.
- Вентцель К.Н. Религия творческой жизни // Вентцель К. Н. Свободное воспитание. М., 1993.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. — 320 с.
- Виленский М.Я. Новая парадигма содержания образования по физической культуре студентов // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы международной науч.-практич. конференции. Улан-Уде, 1995.-С. 17−19.
- Виленский М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры, 1987, № 6.-С. 18−20.
- Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки.- Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1990.
- Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. — Ч. 1.-612 с.
- Врублевская Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования): Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 225 с.
- Вульфов Б.З., Харкин В. Д. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология // Сочинения. В 6 т. М., 1989. — Т. 1.
- Выготский JI.C. Речь и мышление // Сочинения. В 6 т. М., 1989. — Т. 2.
- Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и. практика физической культуры, 1995, № 4. -С. 15−17.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. М., 1997.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопр. психол., 1969, № 1.
- Гегель Г. Философия истории. Соч. М., 1974. — Т.З.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика, 1996, № 5. С. 46−54.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
- Глухих Е.В. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя: Дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 269 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.- 304 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии, 1975, № 1. С. 100.
- Гоноболин Ф.Н. Способности и интересы. М.: Знание, 1962. -237 с.
- Горбатюк Е.Л. Возможности личностного саморазвития студентов технического вуза в поисковых подходах к обучению: Дисс.канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. -186 с.
- Гориневский В.В. Избр. произв. М., 1951. — С. 87.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск-на-Амуре, 1997. — 125 с.
- Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода. Дис. докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. -450 с.
- Гурджиев Г. И. Встречи с замечательными людьми. М., ЛЕТАВР, 1994.-288 с.
- Гусинский Э. Н. Турчанинова Ю.И. Образование личности. М., 1994.
- Гуссерль Э.Н. Собрание сочинений: Пер. с нем. М., 1994. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. — 162 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.
- Давыдов В.В. Соотношения понятий «формирование» и «развитие» психики // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М., 1966.
- Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения // Педагогика, 1997, № 2.
- Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровский. М., 1991. — 367 с.
- Дидактика средней школы (Под ред. М.Н. Скаткина). М.: Просвещение, 1982. — 73 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей). М., 1956.
- ЮЗ.Зинченко В. П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М., 1992.104.3инченко В. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика, 1991, № 1. С. 81−87.
- Змеев С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта- Наука, 1999. — 152 с.
- Зуев В.М., Яценко В. Е. Непрервное образование: проблемы и перспективы развития / Под ред. А. Я. Савельева. М., 1988. -(повышение квалификации в системе высшей школы: Обзор: ин-форм./ НИИВШ, Вып. 2).
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
- Ильин Г. В. В зеркале собственной истории // Высшее образование в России, 1997, № 1. С. 27−34.
- Ильин Е.П. Актуальные проблемы физического воспитания школьников/ Психологические аспекты физического воспитания школьников: Тезисы докладов Первой Респ. науч. конф. по психологии физического воспитания. Курган, 1990. — С. 6.
- Ю.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии, 1988, № 4. С. 25- 33.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Н.Кант И. Критика чистого разума:. Спб., 1993.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. .
- Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя гуманитарного вуза (теоретические аспекты).- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-135 с.
- Каргаполов Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (к постановке проблемы) // Теория и практика физической культуры, 1990, № 7. С. 10−13.
- Кинелев В.Г. Высшее образование в Российской Федерации: время перемен // Современная высшая школа, 1992, № 4. С. 5−13.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метаморфозы и модели (анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1977. — 223 с.
- Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Дис.докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 395 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993.
- Ключникова А.Н., Оправхата С. Е. Справочник по написанию курсовых работ / Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. — 39 с.
- Ключникова А.Н. Дипломная и выпускная квалификационная работа студентов факультета физической культуры. Хабаровск: Изд^во ХГПУ, 1999. — 39 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. философии, 1997, № 3.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопр. психол., 1990, № 2.
- Коган J1.A. Жизнь как бессмертие // Вопр. филос., 1994, № 12.
- Колесникова И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. -СПб.: ГУПМ, 1994.-С. 5−8.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. М., 1939.
- Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы (обзор)// Вестник высшей школы, 1991, № 6. С. 52−61.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М ., 1990.
- Косогова А.С. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора становления будущего учителя. Дис. канд. пед. наук. -Хабаровск, 2000. 377 с.
- Кочмарев Н.В. Духовная культура и формирование личности. Н. Новгород, 1991.
- Кощанов К.М. Введение в научно-исследовательскую работу. Курсовые и дипломные работы. Нукус: Изд-во «Булим», 1992.
- Краткий психологический словарь / Ред. А. В. Петровский. М., 1985.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. -146 с.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990. — 146 с.
- Кузин В.В., Никитюк Б. А. Экология души (о значимости душесози-дательного воспитания) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997,.№ 1. С. 2−9.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JI.: Лениздат, 1967.-75 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. — С. 18−19.
- Куликова Л.Н. Актуальные проблемы воспитания школьников в современных условиях // Актуальные проблемы воспитания в современных условиях. Сб. материалов городской науч.-практ. конф. Хабаровск, 1994.
- Куликова Л.Н. Воспитать себя. М., 1991.
- Куликова Л.Н. Личность в воспитательной системе школы // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. 4.2. М., 1993.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
- Культура, образование, развитие индивида. М., 1990.
- Кулюткин Ю.Н. Исследование эффективности повышения квалификации педагога: Материалы к обсуждению на ученом совете. Л., 1977.-С. 20.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1971.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1988. — 384 с.
- Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопр. философии, 1997, № 1.
- Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. — С. 81.
- Левшин Л.А. Логика педагогического процесса // Педагогика и психология, 1980, № 8. 96 с.
- Легенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков.: Вища школа, 1979. — 143 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: 1979. — 48 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. -М., 1983. -Т.1.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
- Лернер И.А. Процессы обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. — 95 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.
- Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978.
- Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие / Ред. Л. Н. Куликовой и др. Хабаровск, 1995.
- Логический словарь-справочник / Под ред. Н. И. Кондакова. М.: Наука, 1975.-С. 203.
- Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия: очерки истории. Свердловск, 1991.
- Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации И Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1. С. 11−17.
- Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры, 1996, № 3. С. 2−4.
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. Ташкент, 1986. — 34 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998. — 416 с.
- Лях В. И. Концепция развития физического воспитания в общеобразовательной школе на современном этапе / Физическое воспитание и школьная гигиена: Тезисы IV всесоюз. конф. М., 1991. — С. 18−19.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры, 1990, № 9. С. 10−14.
- Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. СПб.: ГУ ПМ, 1994.- С. 8−11.
- Малыгон Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 203 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя: лекции, статьи, философские заметки. / Под общ. редакцией Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996.-432 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996.- 175 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1967. — Т.21. — С. 290.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1967. — Т.23. — С.200.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики СПб., 1997.
- Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 302 с.
- Межуев В.М. Культурология как наука // Вопр. философии., 1997, № 2.
- Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1993.
- Менегетти А. Психология жизни.- СПб., 1992.
- Менегетти А. Путь мудреца или искусство жизни. Пермь, 1993.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: ЛГУ, 1984. — 176 с.
- Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии, 1995, № 1. С. 3−30.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
- Мызан Г. И. Взаимосвязь этапов непрерывного физкультурного образования / Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Матер, регион, метод, конф. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997.-С.З9−40.
- Мызан Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.
- Мызан Г. И. Региональные проблемы физкультурного образования // Материалы 43 научной конференции: В 9 выпусках. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. Выпуск 9. — С. 57−60.
- Мызан Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы. Монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996.
- Мызан Г. И., Булгаков А. В., Симонов А. П. Концепция УНПК «Комсомольский-на-Амуре педагогический колледж Хабаровский государственный педагогический университет». — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-7 с.
- Мызан Г. И., Дорошенко А. С. Физическая культура (теоретические основы): Учебное пособие / Под ред. Е. Е. Шокарева. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.- 166 с.
- Мызан Г. И., Жукова В. П. Профессиограмма и квалификационная характеристика педагога по физической культуре и спорту: Методические рекомендации. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 25 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
- Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса): Курс лекций М.: Объединение «Книжник», 1995.
- Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры, 1995, № 10. С. 46−47.
- Найн А.Я., Фомин Н. А. От нравственного диалога к экологии духа // Гуманизация образования, 1995, № 1.- С.7−14.
- Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995.
- Никитенко В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу / Хабаровск, пед. ин-т. Хабаровск, 1988. 88 с.
- Никитенко В.Н. Психолого-педагогические знания в системе саморазвития личности / Личность в воспитательной системе учебного заведения: Тезисы Всеросс. научно-практ. конф. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1993.-С. 202−203.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (К истории проблемы) // Вопр. фи-лос., 1995, № 8. -С. 73−91.
- Новиков A.M. Научно-исследоЬательская работа в образовательном учреждении. Деловые советы. Йзд-во второе доп. М., 1998.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии, 1995, № 2.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М&bdquo- 1995.
- З.Орлов А. Б. Склонность и профессия. М., 1981.
- Орлов А.Б., Хазанова Н. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопр. психологии, 1993, № 4.
- Орлов. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.216.0рлов Ю. М. Проблемы ненасилия в педагогике // Педагогика, 1993, № 4.217,Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.А.- Киев, 1987.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч., М.-Л., 1951. Т.4.
- Пасюков П.Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — Челябинск, 2000. -43 с.
- Педагогическая практика для студентов факультета физической культуры: Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры / Сост. А. Н. Ключникова. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1993.- 30 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1965. — Т. 2.
- Переломова Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Дис. докт. пед. наук. Хабаровск: 1999. — 362 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д, 1996.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.П. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов н/Д, 1996.
- Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры. Диссер. докт. пед. наук. Воронеж, 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1969.231 .Пидкасистый П. М. Сущностная характеристика познавательной деятельности //Вестник высшей школы, 1985, № 9.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии, 1998, № 2. С. 3−10.
- Платон. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 2. М.: 1970. — 611 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Дис.докт. пед. наук. Иркутск, 1999. — 387 с.
- Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика, 1996, № 1.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Пригожин И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, № 6. С. 46−52.
- Программа курса «Практика студентов на факультетах физической культуры» / Сост. Г. Б. Северухин, Л. К. Завьялов. М.: Изд-во МГПУ, 1996.-21 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — С. 126.
- Прохорова М.В., Мешалкина Г. Н. Аттестация как фактор повышения профессионализма учителя // Теория и практика физической культуры, 1996, № 2. С. 40.
- Психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990.
- Психолого-педагогическая практика // Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения. Биробиджан: БГПИ, 1998. — 32 с.
- Рабочая программа педагогической практики (для специальности «22 300 педагог по физической культуре и спорту) / Сост. Г. И. Мы-зан, С. Е. Оправхата, И. В. Касаткина, А. Н. Ключникова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.- 19 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб: Изд-во „Питер“, 2000. — 416 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
- Решетнева Г. А., Тютюков В. Г. Педагогическая практика в школе: Методическое пособие. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. — 22 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.). Тексты. М., 1986.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол., 1990, № 1.251 .Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984.
- Розанов В.В. О понимании. СПб., 1994.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн C.JI. Принципы творческой самодеятельности // Вопр. психологии, 1986, № 4.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -М., 1973.
- Руссо Ж.-Ж. Пед. соч. М., 1981. — Т. 1.
- Сагатовский В.Н. Храм и путь к нему (О ключевых ценностях образования)/ Философия образования для XXI века. М.- Логос, 1992. -С. 81−87.
- Самодурова Т.В. Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно исследовательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 194 с.
- Сартр Ж.-П. Экзестенциализм это гуманизм / Сумерки богов. — М.: Изд-во полит, лит-ры, 1998.
- Скинер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. — С. 60−95.
- Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 1998.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
- Слободян А.П., Каргаполов Е. П. Содержание непрерывного физкультурного образования: Учебное пособие для студентов ИФК, преподавателей. Хабаровск: ХГИФК, 1991С. 16.
- Слободян А.П., Каргаполов Е. П. Методологические проблемы подготовки физкультурных кадров в России: Учеб. пособие для студентов и преподавателей ИФК. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1994. — 18 с.
- Слободян А.П. Теория и методика спортивной тренировки. 1995.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. МЛ 995.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1990. — С. 908.
- Соловьев B.C. Смысл любви // Сочинения в 2 тт. М., 1989. — Т. 2.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1991.
- Спиноза Б. Избранные произведения. T.l. -М.: 1957. 584 с.
- Сталин В.В. Самопознание личности. М., 1983.
- Степашко J1.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект). Хабаровск, 1994.
- Степашко JI.A. Философия и история образования: В 2-х ч. Хабаровск, 1998.
- Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 272 с.
- Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопр. филос., 1994, № 6.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -736 с.
- Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., 1960.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
- Тадж Д. Влияние взаимодействия и коммуникаций между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопр. психол., 1991, № 1.
- Таюрский А.И., Сорокина А. Э. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе непрерывного образования // Профессиональное образование в Сибири. Омск, 1997. № 1.
- Теплов Б.М. Избранные труды. (В двух томах). М.: Педагогика, 1982.-Т. 2.
- Тертычный А.В. Анализ современных целевых установок по вопросу о содержании и наиболее эффективных формах обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры, 1997, № 1.-С. 5−7.
- Тимофеева Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России, 1994, № 4.
- Толстой Л.Н. О воспитании // Пед. соч. М., 1953.291 .Трофимова И. Н. Индивидуальные развития и точки зрения эволю-ционно синергетического подхода//Вопр. психол., 1995, № 1.
- Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии 1993, № 4.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. М., 1950. — С. 24.
- Федотова E.JI. педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис.докт. пед. наук. -Хабаровск, 1998.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. М., 1995.-Т.2.
- Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела // Русский космизм: Антология философской личности. М., 1993.
- Фёдоров Ю.М. Космическое измерение человека // Общественные науки и современность, 1992, № 4. С. 75−110.
- Философия образования для XXI века. М., 1993.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-С. 210.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1993. — С. 561
- Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова 6-ое изд., лерераб. доп. -М., 1991.
- Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. Вып. IX. М., 1995.
- Франк С.Л. Смысл жизни // Вопр. филос., 1990, № 6.
- Франкл В. Е. Человек в поисках смысла / Пер. С англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1993.
- Хакен Г. Синергетика. М., 1985. — 419 с.
- О.Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с. 311 .Харламов И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Сов. педагогика, 1990, № 12.
- Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: „КСП +“, 1997.
- Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: 1998. — 375 с.
- ЗН.Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
- Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной школы //
- Высшее образование в России, 1998, № 2. С. 17−21.
- Черных А.П. Инновационный подход к отбору содержания образования. Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе вуза и школы: Тез. док. науч.-прак. конф., 28 29 октября 1996 г. -Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. — С. 38.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980.
- Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности (Материалы „круглого стола“) // Вопр. филос. 1996.- № 2.
- Шишмакова Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития: Дис.канд. пед. наук. Хабаровск: 1997. — 362 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии: Очерки истории, 1991.
- Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии, 1994. № 1. — С. 85−99.
- Штерн В. Одаренные дети. СПб: Союз, 1997. — 128 с.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика, 1990, № 12.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М., 1993.
- Шукшунов В.Е. Инновационное образование (парадигмы, принципы, реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России, 1994, № 2.
- Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы // Очерки по философии образования. М., 1993.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). М., 1993. — 154 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1967.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1996.
- Энциклопедический словарь. СПб., 1994. — Т. 79. — С. 135.
- ЗЗЗ.Эпштейн Н. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопр. философии, 1997, № 5.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.
- Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения // Вопр. психол., 1995, №-2.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во „Полиус“, 1998.- 639 с.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноо-сферной эпохи // Педагогика, 1996, № 2.
- Ярошевский М.Г. Переживание и драма развития личности (последнее слово JI.C. Выготского) // Вопр. филос., 1993, № 3.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. — 527 с. диагностики профессиональных способностей и умений студента „Я-концепция“ педагога в условиях педагогической практики.
- ВозрастПолПрофессияСтаж педагогический
- Варианты ответов: 1 балл не проявляются способности- 2 балла -имеются недостатки- 3 балла — требуемые проявления.
- Педагогические способности, умений 3 балла 2 балла 1 балл1. Проективные
- Я умею определять цели урока
- Я умею определять задачи урока
- Я могу подбирать методы обучения
- Я могу выбирать формы обучения
- Я учитываю интерес учащихся при составлении урока6 Я умею планировать
- Я составляю конспекты к каждому уроку1. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
- Я раскрываю практическое значение в жизни человека
- Я использую средства обучения, наглядность
- Я поддерживаю внимание на всех этапах урока
- И Я обучение провожу от простого к сложному
- Я излагаю материал доступно
- Я соблюдаю логическую последовательность
- Я адаптирую материал с учетом возраста
- Я веду просветительскую работу среди родителей и педагогов
- Я занимаюсь внеурочной спортивно-массовой работой
- Я провожу методические семинары1. КОММУНИКАТИВНЫЕ
- Я адекватно воспринимаю действия ребенка
- Я умею слушать и слышать детей
- Я умею оценивать работу учащихся
- Я умею снять напряжение, усталость
- Я владею мимикой, жестикуляцией
- Я владею голосом, умею его ставить
- Я использую спортивную терминологию1. СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ! диагностики способностей и педагогических действий студента в условияхпедагогической практики
- Уважаемые директора и завучи школ! Просим Вас отметить уровень проявления педагогических способностей у студента в период практики. Варианты ответов: 1 балл не проявляются- 2 балла — имеются недостатки- 3 балла — требуемые проявления.1. ФИО студента
- ВозрастПолШкола №Стаж педагогический
- Педагогические способности, действия 3 балла 2 балла 1 балл1. Проективные 1. Определяет цели урока 2. Определяет задачи урока 3. Подбирает методы обучения 4. Выбирает формы обучения
- Учитывает интерес учащихся при составлении урока6. Умеет планировать
- Составляет конспекты к каждому уроку1. Организаторские
- Раскрывает практическое значение в жиз-ни человека
- Использует средства обучения, наглядность
- Поддерживает внимание на всех этапах урока
- Обучение проводит от простого к сложному
- Излагает материал доступно
- Соблюдает логическую последовательность
- Адаптирует материал с учетом возраста
- Занимается просветительской работой среди родителей и педагогов
- Проводит внеурочную спортивно-массовую работу
- Проводит методические семинары1. Коммуникативные
- Адекватно воспринимает действия ребенка
- Умеет слушать и слышать детей
- Умеет оценивать работу учащихся
- Умеет снять напряжение, усталость
- Владеет мимикой, жестикуляцией
- Владеет голосом, умеет его ставить
- Использует спортивную терминологию1. СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ! диагностики мотивационной готовности студентов к исследовательской деятельности Варианты ответов: 2 балла -Да, 1 балл Затрудняюсь ответить, 0 баллов-Нет.1. Вопросы Баллы 0 1 2
- Проявляете ли вы наибольший интерес к задачам исследовательского характера, нежели к задачам репродуктивного характера?
- Решаете ли иногда задачи исследовательского характера по своей инициативе, а не по заданию преподавателя?
- К задачам исследовательского характера Вы проявляете не только интерес, но и испытываете желание решить их?
- Принимаете ли Вы участие в проведении исследований?
- Выступаете ли Вы на ежегодной научной студенческой конференции?
- Желаете ли свою будущую работу связать с исследовательской деятельностью?
- Можно ли назвать исследовательский интерес стержневым интересом в вашей учебной деятельности?
- В зависимости от набранного количества баллов выделяют пять уровней развития мотивационной готовности к исследовательской деятельности.
- Определение сформированости мотивов учения у студентов
- Варианты ответов: 2 балла качество ярко выражено, 1 балл — качество присутствует, 0 баллов — качество отсутствует.1. Показатели Баллы
- Стремитесь иметь глубокие и прочные знания
- Понимаете опасность накопления пробелов в знаниях
- Относитесь к требованиям преподавателя позитивно, стараетесь понять полезность этих требований
- Стремитесь изучить весь материал
- Имеете тягу к знаниям, познавательный интерес (стремитесь разобраться во всем, во что бы то ни стало)
- Испытываете радость при преодолении затруднений
- Стремитесь овладеть новыми рациональными способами учебной работы
- Осознаете способы учебной деятельности (или работает стихийно)
- Психодиагностическая шкала
- Низкий уровень 0 — 3 балла.
- Уровень ниже среднего 4 — 6 баллов.
- Средний уровень 7 — 10 баллов.
- Уровень выше среднего 11 — 14 баллов.
- Высокий уровень 15 — 16 баллов. участника дискуссии1. Стаж педагогический1. Возраст1. Пол1. Профессия Разряд
- К кому обращается говорящий?- обводит взглядом всех участников-- смотрит в сторону-- смотрит на одного из присутствующих.
- Каким голосом ведется диалог?- спокойным-- агрессивным-- равнодушным.
- Какое количество вопросов было задано, каких преобладало больше?- информационных-- зеркальных-- опережающих.
- Задаются ли вопросы уводящие от темы?
- Задаваемые вопросы связаны со своим исследованием или нет?
- Сколько заданных вопросов осталось?- без внимания-- без ответа.
- Как вел себя во время дискуссий?- терпеливо ждал очереди для высказывания-- перебивал собеседника-- делал вид, что участвует в дискуссии.
- Тест „Коммуникативная компетентность1'
- Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вам утверждения и оцените их по следующей системе: Совершенно согласен++ Скорее согласен+ Не знаю + -Скорее не согласен -Совершенно не соглавен1. Анкета
- Я редко общаюсь с малознакомыми людьми.
- У меня больше друзей, чем у большинства других людей.
- Мне трудно начать разговор в транспорте.
- Я почти всегда могу добиться от другого человека того, что хочу.
- Люди охотно рассказывают мне о своей жизни.
- Я почти всегда внимательно выслушиваю собеседника в любом разговоре.
- В разговоре у меня часто возникают неловкие паузы.
- В сложных ситуациях, когда кого-то надо упросить мои друзья посылают именно меня.
- Я испытываю массу трудностей из-за того, что плохо разбираюсь в людях.
- Многие считают, что я произвожу приятное впечатление.
- Мне почти всегда удается помирить поссорившихся друзей.
- Я часто раскаиваюсь, что незаслуженно обидел человека своими словами.
- Я обычно умею четко и ясно, конкретно и коротко изложить свою позицию.
- Я много могу сказать о человеке уже по его манере держаться.
- Я часто разочаровываюсь в людях.
- Мне не хватает знаний об умении хорошо общаться.
- Обработка: Подсчитайте количество баллов.
- Прямые утверждения: Обратные утверждения:5 баллов — 5 баллов4 балла 4 балла3 балла + - 3 балла- 2 балла + 2 балла- 1 балл ++ 1 балл
- Психодиагностическая шкала1. Уровни развития Баллы1. Очень низкий до 301. Низкий 31−401. Ниже среднего 41−511. Средний 52−571. Выше среднего 58−701. Высокий 71−741. Очень высокий 75
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Методическое пособие для студентов 5 курса заочного отделения факультета физической культуры1. Хабаровск 20 011. Предисловие
- Успешное выполнение этих заданий имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для методической и научно-исследовательской деятельности.
- Расширить, углубить и закрепить профессиональные умения и навыки, приобретенные в процессе занятий в университете и прохождения предыдущих этапов практики.
- Дальнейшее формирование педагогических навыков студентов в процессе выполнения ими многогранных обязанностей учителя физической культуры.
- Формировать социальную активность будущего учителя физической культуры и преподавателей различных общеобразовательных учреждений.
- Научить студентов вести систематический учет результатов своей деятельности, анализировать и оценивать ход формирования собственного педагогического опыта, творчески использовать его в учебно-воспитательной работе.
- Сформировать у студентов устойчивый интерес к научно-исследовательской деятельности.
- Итоговая оценка за педпрактику выставляется в зачетную книжку студента методистом факультета физической культуры после своевременного предоставления отчетной документации с учетом ее качества.
- СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
- Для студентов, не работающих в общеобразовательной школе)
- Просмотреть под руководством методиста уроки в старших классах разных учебных параллелей (не менее 6) и оценить их двумя способами: хронометрированием, определением пульсовой кривой. За время практики студент обязан провести не менее 20 уроков.
- Выполнение специальных заданий: — по возрастной физиологии с элементами валеологии-- по педагогике-- по психологии.
- Хозяйственная работа. По просьбе учителя физкультуры студент производит изготовление и ремонт спортивного оборудования, инвентаря и другие работы.
- Перечень отчетных документов, представляемых студентами 5 курса заочного отделения (не работающих учителями физической культуры) после окончания практики:
- Характеристика на студента-практиканта с оценкой за проделанную работу, заверенная тремя подписями (директора, классного руководителя и учителя-методиста) и гербовой печатью школы.
- Индивидуальный план работы на весь период практики с двумя оценками и росписью классного руководителя за проведенные лекции.
- Анализ урока, выполненный одним из двух способов: хронометрирование, пульсометрия.
- Тематический план по физической культуре на одну четверть для одной из параллелей старших или средних классов.
- Положение о соревновании, проведенном на практике.
- Конспекты уроков по физической культуре, утвержденные учителем (3 конспекта: для начального, среднего и старшего класса).
- Задание по возрастной физиологии с элементами валеологии, выполненное на отдельных листах.
- Задание по педагогике. 9. Задание по психологии.
- СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (Для студентов, работающих в общеобразовательной школе)
- Организационная работа. Участие в установочной и итоговой конференции, оформление отчетной документации.
- Ведение отдельных видов учетной и отчетной документации по внеклассной работе.
- Выполнение специальных заданий: — по возрастной физиологии с элементами валеологии-- по педагогике-- по психологии.
- Перечень отчетных документов, представляемых студентами 5 курса заочного отделения (работающих учителями физической культуры) после окончания практики:
- Справка из школы, в которой указать: № школы, стаж работы, разряд или категорию.
- Характеристика на студента-практиканта с оценкой за проделанную работу, заверенная тремя подписями (директора, классного руководителя и учителя-методиста) и гербовой печатью школы.
- Задание по возрастной физиологии с элементами валеологии, выполненное на отдельных листах.
- Задание по педагогике. 5. Задание по психологии.
- Письменный отчет исследования, проведенного студентом. Темы исследований.1. ХАРАКТЕРИСТИКАстудента 5 курса заочного отделения факультета физической культуры ХГПУфамилия, имя, отчество
- Школа. Сроки практики. В каких классах проходил практику.3. Анализ учебной работы: а) число проведенных уроков по предмету-б) уровень овладения методикой преподавания по предмету-в) отношение к подготовке и проведению уроков.
- Анализ воспитательной работы: а) перечень воспитательных мероприятий-б) уровень овладения методикой воспитательной работы-в) отношение к подготовке и проведению воспитательной работы.
- Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки специалиста.
- Дата Подписи: а) директора школы-б) учителя-методиста- Печать школы в) классного руководителя.
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ студента 5 курса заочного отделения ФФК ХГПУ с по200. г. 1. Фамилия, имя, отчество
- Школа классУчитель-методист .
- Директор школыКлассный руководитель1. Методист факультетапп Содержание намеченной работы Сроки вы пол нения Отметка о выполнении1. Организационная работа. 2. Учебная работа. 3. Внеклассная работа.
- Воспитательная работа. Оценка и роспись кл. руководителя за 2 мероприятия и за беседу по вапеологии5. Хозяйственная работа.
- ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Урок физкультуры вклассе, школы № Дата
- Место проведения Урок проводил1. Задачи урока: 1)2)з):
- В классе по списку чел. ПрисутствовалоЗанималось
- Наблюдения проводились за учеником1. Хронометрировал урок
- Вид деятельности Время окончани я деятельности Выполнен ие упражнений Слушание и наблюдение Отдых, ожидание Организаци онные мероприятия Простой
- Сумма t Общая сумма t всего урока Сумма t выполнен ия упражнений Сумма t слушания и наблюдения Сумма t отдыха и ожидания Сумма t организаци он- ных мероприятий Сумма t простоя
- Студент заполняет протокол хронометрирования, ведет расчет общей и моторной плотности урока (в %), оформляет текстовой анализ плотности урока.
- Сумма времени, затраченного рационально х 100%оп= 1. Время урока
- Примечание: время, затраченное рационально, это все время урока, кроме простоя учеников по вине учителя или по его собственной вине (например — пропуск своей очереди).
- Сумма времени, затраченного на выполнение упражнения х 1001. МП = 1. Время урока
- ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКСТОВОГО АНАЛИЗА УРОКА:
- Какова общая плотность урока? Соответствует ли она норме?
- Какова моторная плотность урока? Соответствует ли она типу урока и поставленным задачам?
- Рекомендации учителю по совершенствованию методики проведения урока физической культуры.
- ИЗМЕРЕНИЯ ПУЛЬСА УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ1. Дата проведениянию1. Раздел программы1. Задачи урока:1. 2). 3)1. Ф.И.О.наблюдаемогоклассурок по расписа1. Занимается ли спортом1. Возраст1. Пол
- Каким видомсколько раз в неделю
- Какой спортивный разрядОбщее самочувствие
- Вредные привычки¦ Исходный пульс
- Части урока Характер физических упражнений или действий Время измерения пульса ПУЛЬСза 10 сек за 1 мин.
- Пульсометрия урока физкультуры и его частей помогает выяснить соответствие нагрузки возрасту и особенностям отдельных учащихся, содержанию и условиям проведения занятий, помогает оценить приемы регулирования нагрузки.
- Во время урока заполняются все графы, кроме последней („Пульс за I мин.“), которая заполняется после урока.
- Студент заполняет протокол измерения пульса на миллиметровой бумаге, в графическом изображении вычерчивает кривую нагрузки, оформляет текстовой анализ „физиологической кривой урока“.
- Вопросы для текстового анализа:
- Правильно ли распределяется нагрузка в течение урока?
- Какова реакция ученика на основную нагрузку на уроке?
- Какова скорость восстановления пульса?
- Адекватна ли данная нагрузка для данного ученика?
- Рекомендации по правильности распределения нагрузки в течение урока и по улучшению его организации.
- Реакция на нагрузку: сильная 180 — 200 уд./мин.-средняя 170 — 140 уд./мин.- слабая- 130−100 уд./мин.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИКпо физической культуре на 1 четверть для учащихсякласса
- Учебный мате- Номера уроковриал 1: 2: 3: 4: 5: 6: ' 8: 9: 10: 11: 12: 13: 14:15: 16: 17: 18:
- В графе „Учебный материал“ вписываются темы уроков, включенные в школьную программу по физической культуре. Затем расставляются определенные знаки в клеточках, соответствующих определенной теме и № урока.
- Условные обозначения: П- повторение- 3 закрепление- К- контроль- Р- разучивание- С — совершенствование- Дз.- домашнее задания.
- Если материал используется в виде основного, то проставляются заглавные буквы, если в виде вспомогательного, то обозначаются маленькими буквами.1. СХЕМАсоставления положения о соревновании
- Утверждаю“ Директор школы №фамилия, инициалычисло, год1. ПОЛОЖЕНИЕо личном (командном или лично-командном)первенстве школы №посреди учащихсяклассов1. Цели и задачи.2. Руководство.3. Сроки и место проведения.
- Участники соревнований и состав команды.5. Программа соревнований.
- Система розыгрыша и определения победителей (расписать систему розыгрыша и систему определения победителей).7. Награждение.8. Финансирование.
- Подача заявок на участие в соревнованиях.1. Гл. судья соревнованийподпись1. Гл. секретарьподпись
- План-конспект № урока гимнастики для учащихся 2 класса1. Дата проведения урока1. Задачи урока1. Место проведения1. Необходимый инвентарь
- Части Содержание Дозировка Организационноурока урока методическиеуказания
- Оформление конспекта урока
- В заглавной части конспекта школьного урока указывается номер занятия по четвертному плану, дата проведения и класс. Далее перечисляются общие задачи урока, например:
- Образовательные задачи: совершенствовать лазанье по наклонно поставленным скамейкам в упоре присев.
- Оздоровительные задачи: формировать правильную осанку.
- Воспитательные задачи: воспитывать умение выполнять коллективные действия.
- Необходимо указывать место проведения занятия, каким инвентарем пользовались и применялись какие-либо технические средства обучения.
- В первой графе указываются части урока, их три:1. Подготовительная.2. Основная.3. Заключительная.
- В графе „Содержание урока“ записываются средства решения задач (комплексы упражнений, игры, эстафеты и т. п.).
- В третьей графе „Дозировка“ обозначается количество повторений, интенсивность и продолжительность заданий. •
- В последней колонке „Организационно-методические указания“ отражаются конкретные способы организации деятельности занимающихся на уроке, способы совершенствования физических и нравственных качеств, способы решения каждой частной задачи.
- Разработка конспекта необходима для познания закономерностей урочной формы учебно-воспитательного процесса.
- Задание по возрастной физиологии с элементамивалеологии
- Выпишите из медицинской карты, взятым у школьного врача, данные о состоянии здоровья двух учеников. Полученные сведениявнесите в таблицу.
- Фамилия, имя, отчество Острота зрения Состояние здоровья Медицинская группа
- Дайте валеологическую оценку школьному спортивному залу и одному кабинету. Если выявили факторы риска для здоровья учеников, обоснуйте свои замечания и дайте рекомендации по их устранению.1. Задание по педагогике
- Знание предмета и общая эрудиция
- Уровень педагогического и методического мастерства
- Культура речи, ее образованность, эмоциональность
- Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися5. | Внешний вид, мимика и жесты
- Особенности учебной деятельности учащихся
- Познавательная активность, творчество и самостоятельность
- Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков
- Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока
- Проявления дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий
- Содержание изучаемого материала
- Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета
- Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
- Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации
- Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения
- Эффективность преподавания
- Рациональность использования времени на урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии
- Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО
- Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы
- Характер обратной связи с учащимися
- Контроль за работой учащихся й содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
- Степень эстетического воздействия урока на учащихся
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе урока
- Цели и результаты проведенного урока
- Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели урока
- Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
- Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)24. Воспитательный эффект
- Воздействие урока на развитие учащихся
- Общая оценка эффективности
- Системный анализ внеурочного мероприятия1. Что оценивается Баллы
- Оценка основных качеств воспитателя
- Компетентность воспитателя и уровень его эрудиции
- Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии
- Степень демократичности в общении с воспитанниками
- Степень содействия и помощи воспитанникам
- Внешний вид воспитателя, культура речи, мимика и жесты
- Оценка основных характеристик и поведения воспитанников
- Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия
- Заинтересованность воспитанников в течение всего времени проведения мероприятия
- Степень инициативности и творчества самих воспитанников
- Уровень самостоятельности воспитанников
- Степень эмоциональности воспитанников
- Степень дисциплинированности и ответственности воспитанников
- Оценка содержания воспитательного мероприятия
- Научность и мировоззренческая направленность содержания
- Доступность и посильность содержания для данного возраста
- Степень актуальности содержания (связь с жизнью)
- Целесообразность и познавательная ценность содержания
- Новизна и оригинальность содержания
- Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников
- Степень рациональности и эффективности использования времени
- Эстетичность и действенность оформления
- Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия
- Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений
- Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает участие или присутствие) i. .
- Оценка цели и результата воспитательного мероприятия
- Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
- Реальность и достижимость в данных условиях
- Степень эмоционального и воспитательного воздействия
- Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия
- Общая оценка эффективности
- САМООЦЕНКА УРОВНЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
- Просим Вас оценить свой уровень педагогической квалификации по предложенным ниже уровням:
- Репродуктивный уровень является начальным. Он характеризуется тем, что студент только умеет сообщать свои знания другим, применять свои педагогические умения, демонстрировать их при выполнении тех или иных двигательных действий.
- ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ Психолого-педагогический анализ личности учащегося1. Преамбула
- Учебная, трудовая и общественная деятельность школьника.
- Направленность его личности и специальных способностей.
- Особенности темперамента и характера.
- Но какой бы аспект изучения личности ни был выбран, в начале характеристики следует осветить первые два пункта схемы (общие данные, взаимоотношения с коллективом и отношение к школе).
- Поэтому следует познакомиться с родителями, побывать дома, побеседовать с ними об ученике, узнать об этой семье из бесед с классным руководителем.
- В качестве конкретной исследовательской работы предлагаются темы, на основе которых составляется отчет и результаты которых являются одной из сторон характеристики учащегося. Темы могут выполняться как в комплексе, так и по отдельности.
- Тема: Изучение особенностей непосредственной и опосредованной памяти у детей 7−12 лет.1. Цель работы:
- Изучение соотношения непосредственного и опосредованного запоминания в возрасте 7−12 лет.1. Гипотеза:
- Предполагается, что в этом возрасте непосредственная и опосредованная память находятся в равновесии (т.е. они задействованы в равной степени).
- Теоретическое обоснование:
- Экспериментальный материал: — репродукции мало знакомых картин-- секундомер.
- Сейчас я покажу тебе репродукцию картины., а ты ее хорошенько рассмотри и особенно обрати внимание на.»
- Леонтьев А.Н. Избранные труды. М., 1979.
- Немов Р.С. Психология. Т.2. М., 1998.
- Тема: Межполовые отношения у детей в возрасте 7−12 лет.1. Цель работы:
- Изучение особенностей принятия или непринятия детьми сверстников противоположного пола.1. Гипотеза:
- В возрасте 7−12 лет возникает недостаточное принятие человека противоположного пола.1. Теория:
- Экспериментальный материал-
- Модификация опросника «Неоконченные предложения»:
- Большинство мальчиков, которых я знаю.
- Мне нравятся девочки, которые.
- Когда ко мне подходит мальчик.
- Большинство девочек, которых я знаю.5. Все мальчики.
- Когда ко мне подходит девочка.
- Мне нравятся мальчики, которые.8. Все девочки.
- Порядок проведения эксперимента:
- Испытуемому предъявляется опросник и предлагается закончить высказывания.1. Инструкция:
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон И. С. Дружба. М., 1987.
- Тема: Изучение внимания в период подросткового кризиса1. Цель:
- Изучение влияния мотивации на различные показатели внимания в период подросткового кризиса (13 лет).
- Теоретическое обоснование:
- Экспериментальный материал: методика Бурдона «Корректурная проба», методика Шульте — «Красно-черные таблицы» для изучения распределения внимания, часы с секундомером.
- Порядок проведения эксперимента:
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб- заведений: 3 том. М.: Гуман. изд-во Владос, 1999.
- Тема: Изучение различных видов мышления в период подросткового кризиса (13 лет).1. Цель:
- Исследование особенностей ассоциативного и абстрактного мышления в период подросткового кризиса. .
- Теоретическое обоснование:
- Экспериментальный материал:1. Пословицы:1 «Нет дыма без огня».2. «В тихом омуте черти водятся».3. «Что посеешь, то и пожнешь».4. «Два сапога пара».5. «Запретный плод сладок».
- Порядок проведения эксперимента:
- Испытуемым предлагается задание написать, как они понимают пословицы.1. Инструкция испытуемым:
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 560 с.
- Тема: Изучение личности подростка (13 лет).1. Цель:
- Исследование особенностей восприятия подростками людей с разным социальным статусом.
- Теоретическое обоснование:
- При восприятии и оценке человека подростками существует взаимосвязь между социальным статусом и ростом человека.
- Экспериментальный материал:3 молодых человека в возрасте 21−24 лет, примерно одинакового роста 175 см — и телосложения.
- Порядок проведения эксперимента:
- Эксперимент проходит в 3 этапа. Испытуемым (школьный класс) представляются по очереди трое молодых людей с разной биографической справкой.1. Инструкция испытуемым:
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989 .1. Цель:
- Исследование восприятия эмоционально-заряженных и нейтральных стимулов в возрасте ранней юности.
- Теоретическое обоснование:
- Испытуемые юношеского возраста при реакции на эмоционально-заряженные и нейтральные стимулы будут более избирательны, чем подростки.
- Экспериментальный материал:
- Тест цветовых выборов, набор слов с разной эмоциональной окраской.
- Любовь, красота, дружба, учеба, ненависть, вода, автомобиль, праздник, ревность, брак и т. д.
- Порядок проведения эксперимента:
- Испытуемым предлагается на каждое предъявляемое слово подобрать цветовую ассоциацию.1. Инструкция:
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.1. Темы исследований
- Методика оценки физической подготовленности учащихся в общеобразовательной школе.
- Методика тестирования физической подготовленности учащихся в общеобразовательной школе.
- Выявление влияния региональных особенностей жизнедеятельности на организм школьника.
- Анализ системы физического воспитания в общеобразовательной школе, ее влияние на учащихся младших, средних или старших классов (по выбору).
- Физическая подготовленность детей в общеобразовательной школе.
- Национальные игры и виды спорта как средства физического воспитания школьников.
- Использование нетрадиционных уроков физической культуры в практике работы учителя.
- Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.
- Передовой и новаторский опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни в процессе занятий физической культурой.
- Применение ТСО на уроках физической культуры.
- Мотивы и интересы школьников к уроку физической культуры.
- Теоретическая подготовка школьника в процессе урока физической культуры.
- Методика организации занятий со школьниками на открытом воздухе.
- Очково-кумулятивная система оценки успешности обучения школьников на уроках физической культуры.
- Ашмарин Б.А., Мызан Г. И. Профессиограмма учителя физической культуры: Мет. пособие. Хабаровск, 1990.- 21 с.
- Великанова Л.К., Гуминский А. А. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 1992.
- Леонтьева Н.Н., Тупицина Л. П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологии и школьной гигиене. М.: МГПИ, 1984.
- Педагогическая практика для студентов факультета физической культуры: Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры/ Сост. А. Н. Ключникова. Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1993. -30 с.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.448 с.
- Программа курса «Практика студентов на факультетах физической культуры» / Сост. Г. Б. Северухин, Л. К. Завьялов. М.: Изд-во МГПУ, 1996.- 21 с.
- Рабочая программа педагогической практики (для специальности «22 300 педагог по физической культуре и спорту»)/ Сост. Г. И. Мы-зан, С. Е. Оправхата, И. В. Касаткина, А. Н. Ключникова. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.- 19 с.
- Решетнева Г. А., Тютюков В. Г. Педагогическая практика в школе: Мето-ди- ческое пособие. Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1997. — 22 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления педагогическим процессом. Учеб. пособие. М., 1997. — 197 с.
- Смирнов В.П., Иванова Т. П., Волчкова А. П. Опыт системного анализа урока // Педагогика № 3, 1996. С. 35−39.