Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5-6-х классов
![Диссертация: Сочинение в жанре киносценария на основе художественного текста как средство развития речи учащихся 5-6-х классов](https://westud.ru/work/3386647/cover.png)
Диссертация
Сочинение в жанре киносценария как один из видов работы по развитию связной речи представляется эффективным средством развития не только письменной, но и устной речи учащихся. Обучая школьников составлению сценария, мы, опираясь на рекомендации А. Д. Алферова, A.B. Миртова, В. В. Голубкова, при проведении первых сочинений используем коллективную форму работы, так как «средний школьник нуждается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема развития речи в методическом наследии прошлого и в современной педагогической и учебной литературе
- 1. 1. Проблема развития связной речи в исследованиях ученых* методистов XIX столетия. ^ ^
- 1. 2. Исследование проблемы речевого развития в методике первой половины XX века. ^
- 1. 3. Становление теории развития связной речи (коммуникативный подход)
- 1. 4. Современные подходы к проблеме развития речи
- ВЫВОДЫ
- Глава II. Киносценарий как методический прием и как литературный жанр
- 2. 1. Киносценарий в методической литературе
- 2. 2. Кино как вид искусства
- 2. 3. Семиотический аспект проблемы
- 2. 4. Киносценарий как литературное произведение
- 2. 5. Киносценарий как интерпретация художественного текста
- ВЫВОДЫ
- Глава III. Использование киносценария как средства развития связной речи учащихся
- 3. 1. Описание констатирующего эксперимента
- 3. 2. Основные положения методического эксперимента,.,
- 3. 3. Мотивация работы над сочинением-киносценарием
- 3. 4. Принципы отбора учебных текстов
- 3. 5. Модель урока подготовки к сочинению в жанре киносценария
- 3. 6. Описание и анализ уроков подготовки к написанию сочинения в жанре киносценария. jq
- 3. 7. Анализ результатов экспериментального обучения
Список литературы
- Аксаков С.Т. Собр. соч. Т. 1. -М.: Гослитиздат, 1957.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе. 3-е изд. — М.: Школа, 1916.
- Андрющенко Т.Я. Лингвосемантические закономерности восприятия речевого сообщения // Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1981.-С. 83−101.
- Аннушкин В.И. Что такое словесность (К определению научного термина и границ учебного предмета) // Русская словесность. 1994. -№ 5.-С. 33−40.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Рязань: Изд-во РГГГУ, 1999.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории, и истории эстетики: Сборник статей. -М.: Искусство, 1968.
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 99−116.
- Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка // Русский язык (Приложение к газ. «Первое сентября»). 1998.-№ 36. — С. 5−9.
- Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и школе: Пособие для учителей и учительниц. -М.: Типограф.лит.товар-ва И. Н. Кушнарева, 1910.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
- Бархин К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. -М.: Учпедиз, 1935.
- Бархин К.Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей 2 ступени. М., 1930.
- Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. Рабочая книга по методике родного языка для учащихся педтех-никумов и учителей. Изд. второе. — М.: Работник просвещения, 1928.
- Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе // Русская словесность. 1994. — № 2. — С. 47−56.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества 2 изд. — М. «Искусство, 1986.
- Белинский В.Г. Собрание соч. В 9-ти т. Т. 7. М., 1979.
- Белинский В.Г. Собр. соч. В 9-ти т. Т.7. М., 1979.
- Беляева Л.И. Психологический анализ чтения и понимания ритмически организованного текста. Автореф.дисс.канд.психол.наук. М., 1959.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Ф. И. Буслаев. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. — С. 25−373.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1995. — № 6.
- Вайсфельд И., Демин В., Соболев Р. Встречи с X музой. М.: Просвещение, 1981.
- Вайсфельд И.В. Так начиналось искусство кино. — М.: Просвещение, 1972
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Из учебного пособия по русской словесности // Русская словесность. 1994. — № 1−6.
- Водовозов В.И. Избр. педаг. сочинения / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986.
- Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинений и главных родов прозы и поэзии. СПб., 1868.
- Волков C.B. Как приготовить сочинение? // Русская словесность. -1994. № 2. — С. 67−69.
- Выготский Л.С. Психология искусства 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. 1984.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.
- Голубков В.В. Пособие для ведения устных и письменных сочинений, вып. II. М., 1913.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1991.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 51−59.
- Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Возрастная и педагогическая психология: Тезисы. М.: Изд-во ун-та, 1992.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972.
- Дейк Ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации.-М., 1984.
- Ермолаева А.Н. Опыт исследования взаимоотношений воображения и восприятия // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. -М., 1975.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV-VIII классах. М., 1969.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Состав. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
- Зимняя И.А. Мыслительные процессы при порождении речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике.-М.: Наука, 1985.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. -М.: Наука, 1982.
- Ионин Г. Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация худож. текста в вузе и школе. Межвуз. сб. научн. трудов. СПб.: Образование, 1993.-С. 3−21.
- Интерпретация художественного текста в вузе и школе // Межвуз. сб. науч. трудов. —СПб.: Образование, 1993.
- Исследование по развитию связной речи учащихся: Сб. статей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1974.
- Иоффе И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. -Л., 1937.
- Ипполитова H.A. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. -С. 269−276.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе.-М.: Флинта: Наука, 1998.
- Казарцева О.М., Вишнякова О. В. Письменная речь: Учеб. пособие для учащихся 10−11 классов и абитуриентов. М.: Флинта: Наука, 1998.
- Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — С. 34−42.
- Капинос В.И., Львова С. И. Об интегрированном курсе «Язык и речь» // Русская словесность. 1994, — № 4. — С. 54 — 60.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Касторская М.П. Фадеев в школе. Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» (Из серии «В помощь учащимся 8−10 кл.»). Л., 1957.
- Киноискусство в эстетическом воспитании школьников // Эстетическое воспитание школьников / Под общей редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974.
- Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1986.
- Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.
- Коновалова Л.И. Воображение в творческой деятельности ученика-читателя: Учебное пособие к спецкурсу. Чита: ЧПГИ, 1990.
- Корсунекий Е.А. Методические рекомендации к спецпрактикуму «Развитие читательского воображения школьника». Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1986.
- Кочурин М.Г. О читательском воображении // Развитие творческой активности школьников. Л.: ЛГПИ им. Герцена. — С. 8−17.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе. 1996. — № 3. — С. 3−7.
- Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5−6 классов. М.: Флинта: Наука, 1996.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Наука, 1988.
- Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов / Вып. 125. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Ладыженская Т.А. Обучение слушанию // Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. -С. 266−269.
- Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV VIII классы): Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. — Изд. третье, испр. -М.: Просвещение, 1978.
- Ладыженская Т.А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. 5 кл.: Книга для учителя. 3-е изд. с изм. — М.: Флинта: Наука, 1999.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994.
- Лейбсон В.И. Искусство вдумчивого чтения // Воспитание культуры чтения школьников. М., 1971. — С. 32−43.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. -М.: Просвещение, 1974.
- Леонтьев, А А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. -М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психологические произведения: В 2-х томах. Т. II. М.: Педагогика, 1983.-С. 232−239.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. — М., 1972.
- Лингвистический энциклопедический словарь. /Гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990.
- Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Избранные статьи: В 3-х т. Т. 3. Таллин: Александра, 1993.
- Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээстираамат, 1973.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избранные статьи: В 3-х т. Т. I. Таллин.: Александра, 1992.
- Лоусон Д. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1960.
- Лурия А.Р. Об истории развития познавательных процессов. М., 1974.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГПИ, 1983.
- Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. М.: ИЦ Академия, 1995.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: РОСТ СКРИН, 1997.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М-, 1978.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., 1993.
- Львова С.И. Уроки словесности 5−9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1992.
- Ляудис В.Я., Негурэ. И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974.
- Мартьянова И.А. Специфика отражения детской речи в тексте киносценария. // Детская речь: Проблемы и наблюдения. Л., 1989.
- Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста в подготовке учителя-словесника. Чарджоу.: ТГПИ, 1992.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 1999.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложений при чтении. М.: Педагогика, 1989.
- Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968.
- Монтегю А. Мир фильма. Путеводитель по кино. Л., 1969.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АО Аспект Пресс, 1996.
- Мучник Б.С. О точном употреблении слова // Русский язык в школе.-1986.-№ 1.-С. 20−24.
- Мучник Б.С. Человек и текст. Основы культуры письменной речи. -М.: Книга, 1985.
- Набоков В.В. О хороших читателях и хороших писателях // Русская словесность. 1995. — № 1. — С. 83−86.
- Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для обще-образоват. учреждений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2000.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для обще-образоват. учреждений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2000 г.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи 7 кл.: Учеб. для обще-образоват. учреждений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2000.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учеб. для обще-образоват. учреждений. 5 изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2000.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка: Из опыта учителя. М.: Просвещение, 1966.
- Никитина Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся. VI класс. — Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
- Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах / Под ред. A.B. Текучева и др. 2-е изд., пёрераб. — М.: Просвещение., 1983.
- Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб., 1885.
- Пахнова Т.М. Русская словесность (10−11 классы). М., 1995.
- Паустовский К. Собр. соч. Т. 3, 5. М., 1957.
- Пленкин H.A. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. -М.: Просвещение, 1982. С. 102−120.
- Пленкин H.A. Уроки развития речи: 5−9 кл. Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.
- Пленкин H.A. Уроки рассказывания // Русский язык в школе. -1978.-№ 3.-С. 35−43.
- Погожева JI. Из книги в фильм. М.: Искусство, 1961.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976.
- Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1992.
- Пудовкин В. Избранные статьи. М., 1955.
- Пудовкин В. Киносценарий // В. Пудовкин. Собр. соч. Т. 1. М., 1974.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО Ками, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Алма-Ата: Мекгеп, 1982.
- Родари Дж. Сказки, у которых нет конца // Дж. Родари. Фантазия и сказки. СПб.: СП Паллада. — ПЭК, 1993. — С. 558−643.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Седова В.Г. Творческий пересказ и словесное рисование как средства эстетического воспитания учащихся. Дис. канд. пед. наук. Л., 1964.
- Сироткина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV -VIII классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. -Изд. 3-е, испр. -М.: Просвещение, 1978.
- Скопин В.П. О значении письменных упражнений в старших классах гимназии // Учитель. 1863. — № 19−22.
- Скопин В.П. Программа преподавания русского языка и словесности в гимназиях, составленная по методу Любена // Учитель. 1863. -№ 17, 18.
- Скопин В.П. Руководство по русской словесности // Учитель. -1865.- № 1,2,3,4.
- Соколов Н.М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. Пг., 1918.
- Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.-Л.: Го-суд. Изд-во, 1927.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.
- Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. -СПб: Тип. Акад. Наук, 1871.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // И. И. Срезневский. Русское слово. — М.: Просвещение, 1986.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Т. 3. Киев: Радянська школа, 1980. -С. 7−297.
- Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики: Педагогическая наука реформе школы. — М.: Педагогика, 1988.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980.
- Текучев A.B. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1980.
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера. -Сост. Ю. С. Рыбаков. JL: Искусство, 1980.
- Толстой А.Н. О драматургии // Толстой A.M. Поли. собр. соч. Т. 13, -М., 1949.
- Троицкий В.Ю. Уроки словесности // Русская речь. 1990. — № 6.
- Тумим Г. Г. Живые группы. -М., 1910.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. произведения / Сост. H.A. Сундуков. — М.: Просвещение, 1968.-С. 186−200.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.: В 6-ти т. Т. 2. М., 1988.
- Ушинский К.Д. Предисловие к первому изданию «Детского мира» // Избр.пед.соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1971.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // К. Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 6. М.-Л.: Изд-во АПП, 1949.
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе // Русский язык в школе. 1993. — № 4. — С. 8.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1984.
- Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. 1972. — № 2. — С. 12−17.
- Федоренко Л.П. О теории методики русского языка // Русский язык в школе. 1972. — № 2. — С. 12−17.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения родному языку. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973.
- Фрадкина Л. Второе рождение. Некоторые вопросы экранизации. -М.: Искусство, 1967.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
- Ходякова Л.А. О коммуникативной направленности в преподавании лингвистических дисциплин // Русский язык в школе. 1995. -№ 1.-С. 111−112.
- Сост. доктор пед. наук, проф. А. Я. Роткович. -М.: Учпедиз, 1956.
- Чернышев В.И. Живой язык в первоначальном преподавании //
- B.И. Чернышев. Избранные труды в двух томах. Т. 2. М.: Просвещение, 1970. — С. 516−530.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. -Л.: Просвещение, 1990.
- Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X XI кл.) // Русский язык в школе. — 1994. — № 5.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // Русский язык в школе. 1993. — № 21. C. 3−8.
- Шереметевский В.П. Сочинения. М., 1897.
- Шкловский В.Б. За сорок лет. М., 1965.
- Шкловский В.Б. Художественная проза. М., 1959.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука. 1974. — С. 24 — 39.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давдова, Т. А. Нежновой. М.: Интор, 1998.
- Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1974.
- Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1968.
- Ясперс К. Язык // Философия языка и семиотика / Под ред. Портно-ва А. Н. Иваново.: Изд-во Ивановского гос. университета, 1995. -С. 184−203.