Формирование профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребёнка в образовательном процессе
Психологическая составляющая профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребёнка в образовательном процессе представляет собой интегративное качество личности педагога, базирующееся на знании психических состояний возрастного развития ребёнка, механизмов функционирования самосознания и основ поддержания психического здоровья субъектов учебной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные проблемы процесса формирования профессиональной компетентности педагога
- 1. 1. Процесс формирования профессиональной компетентности современного педагога
- 1. 2. Характеристика профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребенка в образовательном процессе
- 1. 3. Социально-педагогические условия процесса формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребенка в образовательном процессе
- Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности социально-педагогических условий процесса формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребенка на уроке в условиях ППМСС-Центра.
2.1. Опыт и практика процесса формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребенка в образовательном процессе на базе ГТПМСС -Центра (констатирующий этап эксперимента)
2.2. Социально-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической под держки ребенка в образовательном процессе на базе ППМСС-Центра (формирующий этап эксперимента)
2.3. Результаты мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагога в осуществлении психологической поддержки ребенка в образовательном процессе в межкурсовой период на базе ППМСС-Центра (контрольный этап эксперимента).
Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдюшев, Э.Ш. Методология системного подхода в исследованиях педагогической деятельности преподавателя вуза / Э. Ш. Абдюшев, Л. М. Абдулина // Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Казань: Изд-во КХТИ, 2002. — С. 25.
- Абрамова, Н.Х. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре / Н. Х. Абрамова, В. Кормилина // Дошк. воспитание. 1996. — № 3.
- Акчурин, И.А. Меняющиеся концептуальные инфраструктуры точных наук / И. А. Акчурин // Сб. «Наука: Возможности и границы" — Отв. ред. Е.А. Мам-чур. М.: Наука, 2003. — С. 252−265.
- Александрова, Е.А. Педагогическая поддержка учения школьников / Е. А. Александрова, М. В. Алешина, Г. К. Паринова // Классный руководитель. М. — 2000. — № 3.
- Алексеева, В.А. Формирование психологической компетентности преподавателей в условиях современного образования / В. А. Алексеева // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. „Гуманитарные науки“. 2005. — № 2 (14) — http://www.nestu.ru.
- Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. 2002. — № 2. — С. 92−115.
- Алферов, А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А. Д. Алферов // Вопр. психологии. 1999. — № 4. — С. 116−120.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашви-ли.-М., 1996.
- Аминов, H.A. Психодиагностика педагогических способностей. Претесты / H.A. Аминов, H.A. Морозова, А. Л. Смятских. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — С. 100, 199−200.
- Андреева, А.Д. Методика изучения мотивации к учебной деятельности и эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / А. Д. Андреева, А. М. Прихожан // Психол. диагностика. 2006. — № 1.
- Андреева, А.Д. Психологическая поддержка ребенка: факторы, способствующие улучшению взаимоотношений между детьми и взрослыми / А. Д. Андреева // Воспитание школьников. М. — 2000. — № 3.
- Анохина, А.Т. Тьютор это помощь, поддержка, защита / А. Т. Анохина // Директор школы.- 2005. — № 4. — С. 55−62.
- Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка иная культура воспитания: Три случая из опыта педагогической поддержки / Т. В. Анохина, Н. Б. Крылова // Народное образование. — 2007. — № 3. — С. 108−113.
- Антипова, В.А. О разработке профессиограммы преподавателя высшей школы / В. А. Антипова // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М.: Изд-во ЦС ПО РСФСР, 1980. — С. 24−30.
- Антонова, JI. Психология и педагогика поддержки / JI. Антонова // Прикладная психология и психоанализ. 2005. — № 1. — С. 17−35.
- Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопр. психологии. 1997. — № 6. -С. 23−30.
- Асмолов, А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования: забота, поддержка, консультирование / А. Г. Асмолов. — М.: Инноватор, 2006. — С. 29−45.
- Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И. А. Баева. СПб.: Речь, 2002. — С. 193−240.
- Базаров, Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога / Т. Ю. Базаров // Вестн. МГУ. Сер. 14. „Психология“. 1997. — № 4. -С. 45−50.
- Баженова, И.Н. Учить всех, учить каждого / И. Н. Баженова // Педагогический. поиск. 3-е изд., исправл. и доп. — М., 2003. — С. 143.
- Баженова, О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников / О. В. Баженова. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2010.
- Баралзина, С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения / С. А. Баралзина // Педагогика 2006., — № 8. -С. 41−47.
- Бедерханова, В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 39−50.
- Безрукова, B.C. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / B.C. Безрукова // Директор школы. 1999. — № 8. — С. 25−30.
- Бережнова, E.B. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережнова // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14−18 (из введения).
- Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. И. Берестова. М., 2004.
- Бермус, А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии / А. Г. Бермус // Общие науки и современность. 2008 -№ 5. — С. 33−40.
- Беспалько, В.Г. Слагаемые педагогической технологии / В. Г. Беспалько. -М., 2003.-С. 6−14, 45−85.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битя-нова. М., 2007.
- Боброва, Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. М Боброва. М., 2000.
- Бодалев, A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / A.A. Бодалев // Вопр. психологии. 2000. — № 6. — С. 74−80.
- Бодрова, Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / Е. В. Бодрова, В. В. Давыдов, В. П. Петровский, Р. Б. Стеркина // Вопр. психологии. 2001. — № 2. — 22 с.
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001 — № 1. — С. 17−24.
- Бондаревская, E.B. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 23−31.
- Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1998.
- Борис, H.A. Комплексные возможности образовательной среды / H.A. Борис // Директор школы. 2007. — № 5. — С. 61−63.
- Борисова, A.A. Гуманистическая направленность личности в структуре педагогического мастерства / A.A. Борисова // Яросл. пед. вести. 2002. -С. 70−72.
- Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопр. психологии. 2005. — № 2.41. Бойко, В. В. Синдром „эмоционального выгорания“ в процессе общения /
- В.В. Бойко. СПб.: Питер, 2000.
- Браже, Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации / Т. Г. Браже // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. — С. 25−30.
- Брагина, В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Д. Брагина. М., 2000.
- Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования / С. Л. Братченко. М., 2000.
- Бродецкий, А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания / А. Я. Бродецкий. М.: Владос, 2000.
- Будик И.В. Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя в контексте формирования ключевых компетентностей / И. В. Будик // Дополнительное образование. 2001, — № 3. — С. 52−54.
- Букатов, В. Умри замри — воскресни! / В. Букатов, А. Ершова // Школьный психолог. — 2001. — № 20.
- Быков, A.B. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учеб. пособие / A.B. Быков, Т. И. Шульга. -М.: Изд-во УРАО, 2007.
- Ваганова, Ж.В. Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? / Ж. В: Ваганова// Народное образование: 1999. — № 1−2. — С. 209−210.
- Варданян, Ю: В. Становление в вузе психологической компетентности педагога / Ю. В. Варданян, Т. А. Кильмяшкина // Электрон, науч.-пед. журн. Интернет-ресурс: http://www.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1149.htm.
- Васильева, Н.В. Компетентностный подход к обучению английскому языку / Н. В. Васильева, О. А Попкова, М. М. Гончакова и др. // Сб. под ред. Стояно-вич, 2006- Интернет-ресурс: http://www.rusnauka.com/article/filology/l-3/7.html.
- Васьковская, C.B. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: Дис.. д-ра. психол. наук / C.B. Васьковская. M., 2002.
- Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В. Н. Введенский. СПб.: Просвещение, 2004.
- Вегерчук, Н.Э. Понимание как ключевой компонент в социально-перцептивной компетентности руководителя / Н. Э. Вегерчук // Мир психологии. -2001.-№ 3.-С. 122−139.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М., 2001.
- Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. 2003 — № 8. — С. 3−8.
- Волкова, А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: Дис.. канд. пед. наук / А. И. Волкова. Ростов/н/Дону, 1998.
- Волкова-- E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / E.H. Волкова. М., 1998. — 43 с.
- Волкова С.Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: Дис.. канд. психол. наук / С. Н. Волкова. Ставрополь, 2004.
- Воронова, A.A. Применение методов активного социально-психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы /
- A.A. Воронова // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Ред. колл.: ИЗ. Дубровина (отв. ред.), Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Изд-во АПН СССР, 1999. — С. 153−164.
- Выготский, JI-.G. Собр. сочи.: в 6 т. / Л. С. Выготский: М., 1984, Т 4.- С. 7576, 107−108.
- Вяземский, Е.Е. Историческое образование в свете повышения квалификации учителей / Е. Е. Вяземский // Педагогика. 2000. — № 1.
- Вяткин, Л.Г. Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие / Л.Г. Вят-кин. Астрахань: Науч. книга, 1999.
- Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования / О. С. Газман //Директор школы. 2007. — № 3. — С. 12.
- Галагузова, Ю.Н., Ларионова И. А. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход / Ю. Н. Галагузова, И. А. Ларионова // Педагогика. -2008. № 2. — С. 54−57.
- Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. М., 2003.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 2001.
- Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гиб-сон. Изд. 2-е. — М.: Прогресс, 2002. — 251 с.
- Гильманов, С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога (наборы интеллектуальных качеств) / С. А. Гильманов. Тюмень, 2002.
- Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Горянина. М.: Академия, 2002.- С. 41−48, 322−324, 340−341.
- Грановская, P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -Изд. 2-е перераб. СПб., 2004.
- Гребнева, В. Как понять и принять ребенка во всей полноте / В. Гребнева, И. Щербаченко // Народное образование. -2006. № 8. — С. 201−210.
- Гусинский, Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Интерпракс, 1999.
- Давыдов, B. B». Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1999. — С. 74−88:
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -Т. 3.-М&bdquo- 1994.
- Деркач, A.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих / A.A. Деркач, JI.A. Степанова. М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессия педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование / Науч.-публицист. альманах. Вып. 8. Новокузнецк: Изд-во ИПК СОР АО, 2005. — С. 26−44.
- Дубровский, Д.И. Существует ли внесловесная мысль? / Д. И. Дубровский // Вопр. философии. 1997. — № 7.
- Егорова, Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис.. канд. психол. наук / Т. Е. Егорова. М., 2000.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1999.
- Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1997 (из введения).
- Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетентностей в высшем образовании / Н. Ф. Ефремова. М.: Изд-во ИЦПКПС, 2010.
- Жуков, Н.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Н. И. Жуков. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
- Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А Петровская., П. В. Растянников. М., 2000.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Сер. «Высшее профессиональное образование» / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. М.: Академия, 2007.
- Заславская, О.В. Личностно ориентированный подход в оценке учебных достижений учащихся / О. В. Заславская // Сб. статей Рос. науч.-практ. конф. Тула, март 2009 г. Тула, 2009. — С. 37−41.
- Заславская, O.B. Учебные достижения учащихся как результат воспитания / О. В. Заславская // Сб. науч. тр. М., 2006. — С. 45−54.
- Зембицкий, Л. М. Система повышения квалификации как фактор развития регионального образования / Л. М. Зембицкий // Народное образование. -1999.-№№ 8,9.
- Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 2000.
- Иванова, Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. 2003. -№ 4. — С. 69−80.
- Игнатьева, С.А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева // Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004. — С. 34−38.
- Ильин, E.H. Искусство общения / E.H. Ильин. М., 1999. — 386 с.
- Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. 2006. — № 9.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб., 1997.
- Каминская, М.В. Психологические технологии педагогической деятельности диалогического типа / М. В. Каминская. Иваново, 2002.
- Калашникова, М.Б. Психологическая компетентность педагога как основа гуманизации образовательного процесса / М. Б. Калашникова, О. В. Хомякова // Психология обучения. 2008. — № 2. — С. 11.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кла-рин.- М., 2001.
- Климов, Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. М.: «Знание». — Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». — 1986. — № 3.
- Ковалев, Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопр. психологии. — 2000. — № 3. — С. 4149.
- Козиев, В.Н. Психологическая компетентность учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся / В. Н. Козиев // Сб. науч. тр. / Под. ред. Г. Сухобской. М.: Изд-во АПП СССР, 1989. — С. 41−45
- Колмакова, И.Г. Изучение ролевого репертуара учителя / И. Г. Колмакова // Психология и школа. Спец.выпуск. 2008. — № 3. — С. 87−93.
- Колмогорова, JI.C. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования / JI.C. Колмогорова // Педагогика. -1997.-№ 3.
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. Изд. 3-е / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 2004.
- Коннова, З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: Дис.. д-ра пед. наук/ З. И. Коннова. Тула, 2003.
- Кондратьева A.C. Связь когнитивной компетенции с проявлением внушаемости и ригидности в социальной перцепции / A.C. Кондратьева // Вестн. МГУ. Сер. «Психология». 1999. — № 2.
- Кордубан, И.Л. К вопросу о содержании понятия «поддержка» в современной педагогической практике / И. Л. Кордубан // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. «Гуманистические науки». № 4. — Эл. версия: http//:www.nesti.ru.
- Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Костылева. Казань, 1997.
- Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. -Ростов/н/Дону: Изд-во РГПУ, 1997.
- Краевский, B.B. Методология для педагогов: теория и практика / В. В. Краевский, В. М. Полонский. М.- Волгоград, 2001.
- Кривцова, C.B. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины / C.B. Кривцова, Е. А. Мухаматулина.- М., 1997.
- Крылова, Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой. А если можно, то как? / Н. Б. Крылова // Народное образование. 2000. — № 3. -С. 91−98.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.
- Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального становления личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегуров // Вопр. психологии. 1983.-№ 2.-С. 27−33.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Ку-ницына.- СПб.: Питер, 2001
- Лебедева, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедева // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Левитов, Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1993.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 2003. — 251 с.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопр. психологии. 1983. -№ 4.-С. 18−34.
- Липатова, Н.Ю. Программа психологического тренинга «Психопрофилактика эмоционального сгорания и обеспечение творческого роста педагогов» / Н. Ю. Липатова // Журн. практ. психолога. 2006. — № 2. — С. 197−203.
- Липский, И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности / И. А. Липский. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.
- Лушников, И.А. Аттестация в системе курсовой подготовки и на рабочем месте / И. А. Лушников // Народное образование. 2001. — № 6. — С. 38−45
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Диагностика и развитие. Сер. «Педагогическое мастерство». М: Сфера, 2004.
- Ляудис, В.Я. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели / В. Я. Ляудис // Вопр. психологии. 2008. — № 5. — С. 148−153
- Маслов, С.И. Дидактически основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис.. д-ра пед. наук / С. И. Маслов. Тула, 2000.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Меж-дунар.гуманит. фонд «Знание», 1996.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6.
- Макарова, Л.Н. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, Л. А. Пронина, Н. Е. Копытов // Педагогика. 2004. — № 3.
- Махмурян, К.С. Анализ современных зарубежных экзаменов, проверяющих профессиональную компетенцию учителя иностранного языка / К. С. Махмурян // Наука и школа. 2005. — № 5. — С. 58−60.
- Мизина, Н.И. К проблеме психологической поддержки родителей / Н. И. Мизина // Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. «Личность и бытие: субъективный подход. Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия». Краснодар, 2005.
- Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранный язык в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Изд-во МПСИ- Флинта, 1998. — С. 85−89.
- Митина, JI'.M. Нужен ли школе учитель? Проблемы профессионального развития^ педагога / Л. М. Митина // Психологическая наука и образование. 2008. — № 2. — G. 32.
- Михайлова, Н. Н:. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: Изд-во МИРОС, 2001.
- Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому: Статьи. Советы и рекомендации / М. Монтессори / Сост., вступ. ст.ст. М. В. Богуславской, Г. Б. Корнетова. М.: Карапуз, 2000.
- Мудрик, A.B. Коммуникативная культура учителя / A.B. Мудрик // Мир психологии, 1996. — № 5. — С. 42−45.
- Неросесянц, B.C. Сократ / B.C. Неросесянц. М.: Наука, 1997.
- Никитенко, В.П. Использование психолого-педагогических знаний при подготовке учителя к урокам / В. П. Никитенко // Сб. под ред. Г. Сухоб-ской М.: Изд-во АПП СССР, 1989. — С. 47−53.
- Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского СПб., 2000.
- Обухова Н.Г. Современное состояние и перспективы развития гуманизации учебно-воспитательного процесса / Н. Г. Обухова // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 10. — С. 37−39.
- Овчарова, Р.Ф. Психологическая фасилитация в работе учителя / Р.Ф. Ов-чарова. СПб., 2008. — С. 398−399
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Ю. Ю Шведовой. Изд. 20-е, стереотип. — М.: Рус. язык, 2001 — 433 с.
- Осипов Д.В. Субъективная семантика понятия «психологическая поддержка» в контексте психологического консультирования: Дис.. канд. психол. наук / Д. В. Осипов. М., 2006.
- Панасюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров / АЛО. Панасюк. М., 1991.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, — истории и теории: Учеб. пособие / Б-Д. Парыгин:.- СПб.: Изд-во ИГУП, 2003:.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб: пособие для студ. высш. учеб-.завед-./ Н. Н: Михайлова. и др: — Под ред. В.А. Сластенина- И-А. Колесникова. М: Академия, 2006:
- Переломова, Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход / Н. А. Переломова // Наука и практика воспитания и дополнительного образованиям- 2007. № 1. — С. 7−14.
- Петровская, Л-А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1999.
- Петровичев, В.М. Проектирование компетентностной модели специалиста в вузе / В. М. Петровичев, Н. А. Жаркова. Тула, 2009.
- Плугина, М.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы / М. И. Плугина. Ставрополь, 2004.
- Психологическая’служба образования: научное обоснование, цели и средства // Психологическая наука и образование. -2008. № 2. — С. 5−9-
- Постановление правительства РФ № 867 «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальношпомощи» от 31.07.1998-
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. СПб-: Изд-во-СКФ" — 2004.
- Г. Рабинович, Л. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практ. пособие / Л. А. Рабинович / Авт.-сост. Г. А. Шалимова. М.: Изд-во АРКТИ, 2006.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. М., 2002.
- Растянннков, A.B. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / A.B. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР-СЭ, 2002.
- Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я.Л. Ко-ломинский. СПб., 1999.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс- Уни-верс, 2004. — 480 с.
- Розов, Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего / Н. С. Розов // Философия образования для XXI века. М.: Изд-во ЦИУКПС, 1992.-С. 50−51.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.
- Рубцов, В.В. Система психологической поддержки образования / В. В. Рубцов, Л. К Селявина., С. Б. Малых // Психологическая наука и образование. -1999.-№ 2.-С. 28.
- Рубцов, В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в РФ на период до 2010 г. /В.В. Рубцов, И. В Дубровина., Ю. М. Забродин и др. // Психологическая наука и образование. 2007. — № 1. — С. 75−77.
- Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.
- Сазонов, Е.Ю. Город мастеров / Е. Ю. Сазонов. М.: Педагогика, 1998.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование: от теории к системе работы учителя / В. В. Сериков // Изв. РАО. 1999. — № 3. — С. 33−40.
- Сибиль, Е. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности» / Е. Сибиль, И. Гришина // Директор школы. 2007. — Спец. выпуск № 25.-С. 12−20.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002.
- Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков. М.: Школа-Пресс, 1995*-
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю Головин. Минск, 1997. '
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М.: Академия, 2002.
- Соловова, E.H. Учебник Ученик — Учитель и Ученик — Учитель — Учебник / E.H. Соловова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. — М.: Изд-во МГУ, 2003.-С. 304−314.
- Степанова, JI.A. Своевременные мысли о педагогическом образовании / JI.A. Степанова, M. Mi Рубинштейн //Педагогика. 2008. — № 6. — С. 100−106.
- Строкова, Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т. А. Строкова //Педагогика. 2002. — № 4. — С. 20−27.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. Изд. 2-е, исправл. -М., 2003.
- Суртаева, H.H. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение / H.H. Суртаева. СПб., 2002.
- Сухов, А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. Н. Сухов, A.A. Бодалев, B.H. Казанцев / Под ред А. Н. Сухова, А.А.Деркача- Mi: Академия, 2001.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Минск: Народная асвета, 19 821 — 288 с.
- Татаринцева- Е. В. Правовое воспитание (методология и методика) / E. B- Татаринцева. М.: Высшая школа, 1990.
- Уайт, Р. Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности (Motivation reconsidered the concept of competence) / P. Уайт. Лондон- 2006>.
- Узденова, A.A. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Узденова.- Караганда, 2002.
- Узнадзе, Д.Н. Общее учение об установке // Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1996. — С. 141−152.
- Фам, Т. Н. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Н. Фам. М., 1999.
- Фарбер, И.Е. Очерки вузовской педагогики / И. Е. Фарбер. Саратов, Изд-во СГУ, 2004.
- Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы / Л.Г. Фе-доренко. СПб., 2003.
- Хакимов, Э.Р. профессиональная компетентность педагогов-психологов в области межэтнических отношений и ее формирование у студентов / Э. Р. Хакимов // Психологическая наука и образование. М.: Изд-во МГППУ. -2008. -№ 1.-С. 74−80.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б. И. Хасан. Красноярск: Изд-во КГУ, 1996.
- Халаж, Г. Теория ключевых компетентностей / Г. Халаж // Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании // Ректор вуза. 2005. — № 6. — С. 13−29.
- Хершген, X. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учеб. для вузов / X. Хершген- пер. с нем. М., 2000.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированного образования / A.B. Хуторской // Народное образование. -2003.-№ 2. -С. 58−64.
- Хухлаева, О.В. Давайте учиться не «гореть» / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. 2006. — № 4. — С. 20.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения / П.А. Ша-вир. М.: Педагогика, 1996.
- Шамова, Т.И. Основы технологии модульного обучения / Т. И. Шамова, J1.M. Перминова // Химия в школе. 1995. — № 2. — С. 12−18.
- Шалашова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов / М. М. Шалашова //Педагогика. 2008. — № 7. — С. 54−58.
- Шитова, И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения / И. Ю. Шитова. М., 2002.
- Шишов, Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / Е. Шишов, И. Т. Агапова // Мир образования. Образование в мире. 2001. -№ 4.-С. 18−19.
- Шпицберг, Б. Модель межличностной коммуникационной компетенции*/ Б. Шпицберг. (Spitzberg Br. Interpersonal Communication Competence. -Beverly Hills, 2004)
- Штангль, A. Язык тела / A. Штангль. Баку, 1992.
- Щедровицкий, Г. П. Пространство свободы / Г. П. Щедровицкий // Народное образование. 1997. — № 1. — С. 46−51.
- Щербакова Т.Н. Психологическое обеспечение развития внутренних резервов взрослых по преодолению психологических барьеров в освоении иностранного языка: Учеб.-метод. пособие / Т. Н. Щербакова, О.Г. Барвен-ко. Ростов н/Дону, 2004.
- Щекатунова, А.Д. «Инновационное поле» города и проблемы его развития / А. Д. Щекатунова // Образование и наука. 1999. — № 2. — С. 231−236.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общ-во России, 1998.
- Цодикова, Д.С. Ключевые компетенции менеджера XXI века: Практ. курс / Д. С. Цодикова // Эл. ресурс: htpp://www.buk.rk.m/cbairs/management/prog-rams/zodikova.htm.
- Черникова, Т.В. Поддержка профессионального становления учителя / Т. В. Черникова. М., 2003.
- Чернилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент, развития самостоятельности старшеклассников / Н. Г. Чернилова. Саратов, 2007.
- Эрдниев, П.М. Время биодидактики / П. М. Эрдниев // Начальная школа. -2002. -№ 11.-С. 93−96.
- Эльконин, Б.Г. Психология игры / Б. Г. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.
- Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцяви-чене // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 55−60.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000.
- Яковлева, Н.О. О педагогическом проектировании / Н. О. Яковлева // Профессиональное образование. 2001. — № 5. — С. 13.
- Янковский, Ю.К. Психолого-педагогические знания, умения и навыки в системе основных функций преподавателя вуза / Ю. К. Янковский // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Университетское, 1999. — С. 13−21.