Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки: на примере изучения дисциплин дизайнерского цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими условиями формирования художественной культуры студентов в процессе дизайнерской деятельности являются установление инте-гративных связей между культурологическими, технологическими, художественными дисциплинами и дисциплинами психолого-педагогической направленностипроектирование методики развития художественной культуры будущих педагогов с учетом специфики дизайнерской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования художественной культуры студентов
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура художественной культуры
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности
    • 1. 3. Условия, критерии и показатели развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Этапы, содержание и технологии развития художественной культуры студентов в структуре профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности
      • 2. 1. 1. Программа и этапы развития художественной культуры студентов
      • 2. 1. 2. Реализация технологии развития художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки к дизайнерской деятельности
    • 2. 2. Педагогический мониторинг развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Развитие художественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки: на примере изучения дисциплин дизайнерского цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В системе современного образования на всех уровнях происходят кардинальные изменения. Особенно они касаются высшего профессионального образования. Выполняя социальный заказ на подготовку компетентного высококвалифицированного специалиста, высшая школа ставит перед собой задачи подготовить творчески мыслящего человека, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться как в потоке современной информации, так и умеющего творчески анализировать накопленный предшествующими поколениями опыт.

Одним из востребованных на рынке труда направлений продолжает оставаться группа творческих видов деятельности: художественной, музыкальной, дизайнерской и др., что, в свою очередь, повышает требования к подготовке специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Опорными в данном направлении подготовки являются общечеловеческие культурные ценности и отношения между людьми, с учетом интересов страны, региона, вуза, студента, учащегося профессионального училища.

Современный уровень подготовки и переподготовки кадров предполагает дифференцированный подход к формированию художественной культуры через обучение технологиям изготовления и производства, способствует развитию личностного роста, самопознания, духовной реализации и самоопределения студентов как профессионалов.

В то же время исследование проблемы развития художественной культуры студентов-дизайнеров затруднено целым рядом факторов. К ним относится неоднозначность толкования базовых культурологических понятий, неразработанность педагогических и методических приемов обучения художественной деятельности, неопределенность роли и акцентов деятельности педагога профессионального обучения в системе среднего и начального профессионального образования и др.

Итоговый контроль качества подготовки выпускников вузов показывает, что они обладают значительным объемом профессиональных знаний. Но результаты применения усвоенных теоретических, апробированных в ходе учебных практик умений, показывают, что молодые специалисты зачастую не могут рационально использовать накопленный багаж сведений, с большими трудностями адаптируются к быстро меняющимся условиям в сфере их профессиональной деятельности. Они часто оказываются профессионально несостоятельными там, где требуется самостоятельность и компетентность в принятии решений, навыки по организации своей работы и деятельности других в обстановке большой неопределенности. А именно эти качества личности обусловливают ее способность адаптироваться к многообразию и динамике современного производства. Глобальность обозначенной проблемы показывает и анализ ее историографии, в частности работы Б.С. Гершунско-го, С. И. Зиновьева, Е. С. Полат и др.

В связи с этим особую значимость в практике современного образования приобретают методы работы, которые стимулируют самостоятельное творчество студентов. В то же время практика дизайнерского образования обнаруживает некоторые несоответствия между потребностями общества в компетентных специалистах и системой профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров.

Противоречие возникает, начиная с определения понятий «культура» и «дизайн», где дизайн выступает как промышленное искусство, направленное на создание и выпуск серийной массовой продукции, а культура, включающая в себя различные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства, создает единичные высокохудожественные объекты, независимые от веяний моды.

Актуализация проблемы формирования художественной культуры продиктована, с одной стороны, повышением требований к уровню подготовки специалистов в области дизайнерской деятельности, их личностным качествам, с другой, расширением профессиональных функций педагогов, реализуемых в системе начального и среднего профессионального образования.

Следующее противоречие выявляется потребностью студента как субъекта педагогического процесса в формировании художественной культуры и недостаточностью учебного времени, отводимого на изучение специальных дисциплин, а также отсутствие технологических условий для удовлетворения этой потребности.

Обилие трактовок понятия «культура», на сегодняшний день их существует более четырехсот [Драч Г. В. 1999], предполагает выбор определений в зависимости от направленности исследования (Ю. М. Лотман, П. С. Гуревич, С. М. Каган, Л. М. Мосолова,).

Развитие художественной культуры будущего педагога — многогранная и многоаспектная проблема. Отдельные вопросы по становлению профессиональной культуры затрагивались в публикациях и диссертационных исследованиях Е. В. Бондаревской, В. М. Быстрова, А. И. Ковешникова, Н. И. Лифинцевой, А. В. Мудрика, Л. С. Подымовой, А. В. Репринцева, В. А. Сластё нина. Проблема промышленного проектирования и производства одежды освещались в научных трудах Г. С. Гориной, Т. В. Козловой, Е. Б. Кобляковой,.

A.И. Черемных, Ф. М. Пармона. К вопросу использования традиций народного костюма, декоративно-прикладного искусства обращались основоположники школы отечественного моделирования Г. С. Горина, Р. В. Захаржевская,.

B.Н. Козлова, Н. П. Ламанова, М. Н. Мерцалова, и др.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере дизайна (Н.В. Воронов, В. Л. Глазычев, В. П. Зинченко, К. М. Кантор, В.Ф. Сидоренко). Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах Г. М. Гусейнова, Д. Ю. Ермиловой, А. И. Ковешникова, Р. А. Степучева.

Различным проблемами специальной подготовки учителя изобразительного искусства посвящены исследования В. П. Зинченко, B.C. Кузина,.

Н.Н. Ростовцева, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова. Проблемы подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна освещены в работах С. М. Кожуховской, С. А. Новоселова, Е. В. Ткаченко и др.

С учетом изложенного выше был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы научно-методические предпосылки развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс развития художественной культуры студентов в ходе их профессиональной подготовки.

Предметом работы выступают педагогические условия развития художественной культуры студентов посредством дизайнерской деятельности.

В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность, содержание и структуру художественной культуры специалистов в области дизайнерской деятельности.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития художественной культуры студентов — будущих педагогов дизайнеров.

3. Разработать технологическую модель развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности технологии развития художественной культуры педагогов профессионального образования в сфере дизайнерской деятельности.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс развития художественной культуры специалистов-дизайнеров будет спешно осуществляться при реализации педагогических условий, позволяющих: — на содержательном уровне: выявить интегративные связи между культурологическими, технологическими, художественными дисциплинами и дисциплинами психолого-педагогической направленностиактуализировать субъективный культурологический опыт студентов и включить его в содержание профессиональной подготовки;

— на организационном уровне: конструировать творчёские формы обучения, способствующие освоению художественной культурыактивизировать эмоционально-оценочные отношения будущего педагога-дизайнера к процессу самостоятельной работы над проектом, коллекцией;

— на методическом уровне: реализовать индивидуально-творческий подход, при котором раскрываются творческие способности студентов как профессионалов, определяется индивидуальный творческий стиль деятельностипроектировать методики развития художественной культуры будущих педагогов с учетом специфики дизайнерской деятельности.

Методологическую базу исследования составляют идеи о профессионально-личностном становлении специалиста, философские положения о творческой и деятельной сущности личности, 'культуре (В.И. Андреев, Н. А. Бердяев, Л. П. Бугаева, Э. В. Ильенков, Г. В. Гегель, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Л. М. Мосолова, С. Л. Рубинштейн, К. Юнг) — системный, культурологический подходы к исследованию личности как субъекта сотворчества (Л.С. Выготский, B.C. Библер), сознательном развитии индивида через познание различных культуробщие принципы формообразования в костюме в процессе художественного проектирования и создания готовых изделий (Т.В. Козлова, Г. С. Горина, А.И. Черемных) — научные исследования в области' моды и социологии (В.И. Ильин, А. Б. Гофман и др.), концептуальные идеи дизайна костюма (Д.Ю. Ермилова, Ф.М. Пармон), истории костюма (Р.В. Захаржев-ская, О. Гебенова, Л. Кибалова, Н. М. Калашникова, М. Ламарова, М.Н. Мер-цалова, Т. К. Стриженова и др). В исследовании был использован комплекс следующих методов: теоретических: анализ философской, педагогической, психологической, исторической, искусствоведческой, культурологической, социальной, технической, технологической и узкоспециальной литературы по проблеме исследованияанализ нормативных документов (программ, стандартов и т. д.) — эмпирических: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, обобщение независимых характеристик, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, изучение' результатов опытно-экспериментальной работыстатистический и графический методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты первых — пятых курсов индустриально-педагогического факультета Курского государственного университета, обучающиеся. по специальностям 30 503.04 «Профессиональное обучение (дизайн)» со специализацией «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий» и 30 600 «Технология и предпринимательство (обслуживающий труд)», всего 220 чел.

Организация и этапы исследования.

1. (1998 — 1999 гг.) — изучение феномена культуры и проблем дизайна в сфере создания костюма и его составляющих. Анализ, анкетирование, наблюдение за дизайнерской деятельностью студентов в процессе создания творческих работ.

2. (1999 — 2001 гг.) — анализ философской, педагогической, культурологической и научно-технической литературы по проблеме исследования, определение теоретико-методологических основ исследования художественной культуры студентовпостроение общей гипотезы работы, систематизация понятийного аппарата исследования.

3. (2001 — 2005 гг.) — апробация педагогических условий и разработка технологии развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности, проведение опытно — экспериментального обучения.

4. 2006 год — систематизация и анализ теоретических выводов и практических рекомендаций. Оформление результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнены сущность и содержание художественной культуры студентов применительно к специфике дизайнерской деятельностиопределены критерии, показатели и функции художественной культуры студентовразработана и экспериментально проверена технология развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельностиопределены педагогические условия развития художественной культуры студентов и экспериментально проверены методы совершенствования и активизации учебно-профессиональной деятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что созданная модель развития художественной культуры студентов посредством дизайнерской деятельности углубляет представления о средствах педагогического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов, вносит вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн) со, специализацией «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий».

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная на основе теоретического и эмпирического исследования модель формирования художественной культуры студентов используется при разработке курсов лекций и практических занятий по дисциплинам: «История костюма и моды», «Моделирование и конструирование одежды», «Художественная обработка материалов», «Дизайн костюма». Учебно-методические разработки применяются при подготовке студентов по специальностям художественного цикла, в процессе повышения квалификации и переподготовке преподавателей, специалистов в области художественного проектирования и технологии изготовления швейных изделий, при модернизации образовательных процессов в вузах, школах, профтехучилищах.

Достоверность и научность полученных результатов обеспечены всесторонним анализом проблемы при определении методологических позицийприменением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикеопорой на достоверные результаты научных исследований в области педагогики, психологии и технологиирезультатами опытно — экспериментальной работы, контрольным сопоставлением полученных данных с массовой образовательной практикой, использованием статистических методов обработки результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественная культура представляет собой особое качественное состояние личности, которое формируется при наличии у студента представлений о культуре, технологии и дизайне как целостной художественной системе. Содержание художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности определяется спецификой профессии педагога профессионального обучения отрасли «Дизайн» и включает в себя творческий вид продуктивной деятельности, направленный на создание и распространение ценных с художественной точки зрения изделий и их использование в повседневной практике.

2. Базовыми компонентами художественной культуры студентов — будущих педагогов-дизайнеров являются: создание художественного образа, проектирование модели в соответствии с базовым художественным образом, технологическое изготовление изделий и их демонстрация, организация психолого-педагогического воздействия созданного образа модели на личность.

3. Критериями развития художественной культуры педагога профессионального обучения в области дизайна выступают художественная осведомленность, эстетическое отношение к продуктам своей профессиональной деятельности, индивидуальный творческий стиль деятельности.

4. Технологическая модель формирования художественной культуры студентов в процессе дизайнерской деятельности характеризуется конкретными стадиями, этапами и фазами, содержание которых определяется особенностями художественной деятельности, проектирования коллекции в соответствии с базовым художественным образом его стилистикой, владением различными технологиями изготовления изделия, осознанием эстетического и психолого-педагогического воздействия костюма на человека. и.

5. Педагогическими условиями формирования художественной культуры студентов в процессе дизайнерской деятельности являются установление ин-тегратйвных связей между культурологическими, технологическими, художественными дисциплинами и дисциплинами психолого-педагогической направленностипроектирование методики развития художественной культуры будущих педагогов с учетом специфики дизайнерской деятельностиактуализация субъективного культурологического опыта студентовконструирование творческих форм обученияактивизация эмоциональных отношений будущего педагога-дизайнера к процессу самостоятельной работы над проектом, коллекциейреализация индивидуально-творческого подходавовлечение студентов в активную профессиональную дизайнерскую деятельность: участие в конкурсах, разработка моделей, выполнение заказов (через субъективное, индивидуальное восприятие модели, образа).

Апробация результатов исследования осуществлялась на кафедрах педагогики и психологии развития, методики преподавания технологии и дизайна Курского государственного университета, через публикацию работ по теме исследования, участие в международных, межвузовских и межобластных научных конференциях, в процессе экспериментально-преподавательской работы со студентами индустриально-педагогического к художественно-графического факультетов Курского государственного университета, при чтении лекций инновационных курсов на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования для учителей технологии и обслуживающего труда.

Материалы исследования обсуждались на научно-исследовательских семинарах Курского и Белгородского государственных университетов, в Курском институте повышения квалификации преподавателей и работников образования. Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в учебно-методических разработках, программах, пособиях, научных статьях, докладах и тезисах, в создании художественных коллекций одежды с участием во Всероссийских и Международных конкурсах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Во введении обоснованна актуальность темы исследования, определенны его методологическая и теоретическая основы, цель и соответствующие ей задачи, сформулированы проблема, объект и гипотеза исследования, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, отражены этапы исследования и основные положения, выносимые на защиту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показывает проведенное исследование, проблема развития художественной культуры студентов приобретает особую актуальность в связи с условиями современной жизни, которые требуют опережающего развития образования в связи с востребованностью той или иной профессии. В свете новых реалий должна быть переосмыслена система подготовки студентов специальностей «Профессиональное обучение (дизайн)» и «Технология и предпринимательство» как по предметам общепрофессионального и специального циклов, так и по специальным курсам и курсам по выбору. Педагогическое образование — один из наиболее сложных видов высшего образования. Принятая в высшей школе система комплексного формирования молодого специалиста широкого профиля и гармонически развитой личности выдвигает две основные концепции образования и воспитания: первая предполагает соединение художественного и научно-технического образования на общей гуманитарной основе и вторая — формирование студента в теснейшим образом связанных между собой планах — теоретическом и практическом. Широкий круг знаний общественных, гуманитарных и естественных наук определяет научную эрудицию студента и совершенствует его интеллектуальные способности.

В результате теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы нами было дано определение художественной культуры как поликультурной деятельности человека по художественно-образному отображению мира во всем его многообразии, его проектированию и воплощению в новой реальности.

Для определения развития художественной культуры средствами дизайнерской деятельности нами были разработаны уровни и характеризующие их критерии: нулевой или начальный, низкий, средний и высокий. Анализ прсве-денных результатов позволил сделать следующие выводы:

1. Количество студентов с нулевым или начальным уровнем развития художественной культуры (наличие творческих художественных способностей и их технологическая неразвитость) в первый год обучения составляет 24%. В результате процесса обучения к четвертому году данная категория фактически перестает существовать, все, кто составлял данную категорию, переходят на более высокие уровни. Особенно ярко для нулевого уровня данная ситуация прослеживается в переходе от второго курса к третьему.

2. Низкий уровень, который характеризуется слабым развитием художественных способностей и объемно-пространственного мышления, также имеет высокий (30) процент на первом курсе. В последующие два года он слабо колеблется, что происходит за счет роста качественных характеристик студентов и перехода на более высокую ступень. Низкий уровень играет роль своеобразного перевалочного пункта. К четвертому курсу происходит резкое уменьшение численного состава данного уровня, а к пятому — его полное исчезновение.

3. Средний уровень развития исследуемого компонента характеризуется осознанностью необходимости развития художественной культуры, появлению настроя на занятия наукой и творчеством в области специальных дисциплин, осознания значимости профессионального самосовершенствования. Его числовое значение велико и на первом курсе (46%). Анализ проведенных исследований показывает его постоянный медленный рост и резкий спад к пятому курсу (30%), что объясняется увеличением числа студентов с высоким уровнем.

4. Высокий уровень развития отличает активная работа над самосовершенствованием, что подразумевает занятие научной творческой деятельностью, поиск наиболее оптимального решения при разработке коллекций, осознание ответственности при осуществлении профессиональной деятельности. Начиная с полного отсутствия на первом курсе, через медленный рост на втором и третьем курсах, количественная составляющая данного уровня резко вырастает на четвертом курсе и достигает своего пика на пятом (70%).

5. Анализ совокупности всех результатов показывает четкую динамику роста профессиональных качеств студентов в процессе обучения. В частности нулевой уровень с 24% понизился до нуля, а высокий с нуля вырос до 70%.

6. Критериями оценки служила, прежде всего, степень понимания художественной культуры студентами. Результаты исследования показывают ее высокий уровень.

Выявление уровня развития художественной культуры было проведено благодаря разработанной нами авторской комплексной методике, включавшей целый ряд методов: анкетирование, изучение продуктов проектной деятельности студентов, рейтинг, самооценка, характеристика.

Анализ уровня развития художественной культуры будущих педагогов позволил определить, что на начальном этапе обучения студенты в основном имеют незначительную художественную культуру и творческую активность, недостаточные профессиональные навыки, среднюю работоспособность, начальные художественные способности, отсутствие умения генерировать новые идеи и т. д.

Для устранения выявленных недостатков и эффективного формирования художественной культуры нами был разработан спецкурс «Театр моды», который способствовал росту уровня развития профессиональных и личностных характеристик профессиональной культуры студентов. Творчество, лежащее в основе дизайнерской деятельности, позволило объединить преобразовательную и познавательную активность студента и сформировать его ценностные ориентации. Результаты регулярных занятий в «Театре» студентов можно охарактеризовать следующим образом:

1. Студенты, занимавшиеся в театре, овладели широким кругом умений и навыков, которые активно применяли в учебной деятельности, в рамках дополнительного образования, вне стен вуза.

2. Участие в конкурсах, в том числе и международных, позволило студентам создавать модели, соответствующие высоким стандартам, о чем говорят многочисленные дипломы разных степеней конкурсов профессионального мастерства молодых дизайнеров.

3. Большинство студентов одновременно являлись и авторами коллекций и манекенщиками, что позволило развить артистические навыки и более полно передать идеи коллекций.

4. Процесс создания коллекций от замысла до готовых изделий проходил в тесном сотрудничестве всего коллектива, вне зависимости от авторства и исполнения во время дефиле, иными словами над каждой коллекцией трудился весь театр.

5. Процесс создания коллекций и участие в дефиле не только стали важной частью приобщения студентов к художественной культуре. Они не просто учились, а создавали модели, ставшие ее частью.

Значение комплексного обучения состоит в том, что в общем виде оно содержит и восприятие, и наблюдение, и опыт. Восприятие в процессе обучения связано с приемом сообщения, осмыслением, отбором, ассоциированием и накоплением информации, ее воспроизведением и творческой переработкой. Наблюдение включает внутренний мыслительный поиск и анализ предполагаемого решения, носит разведывательный, познавательный характер. Опыт, в процессе которого внутренний поиск сочетается с процедурой проектирования и реализацией коллекций, характерен приобретением навыков и умений.

Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что разработанные педагогические условия по развитию художественной культуры студентов средствами дизайнерской деятельности являются эффективными и дают основание для определения перспективных направлений формирования профессиональной культуры студентов посредством изучения спецкурсов, участия в различных конкурсах, публичной деятельности.

Процесс обучения предстает как динамическое взаимодействие педагога и студента. Продуктами этого взаимодействия являются, с одной стороны, коллекция моделей — реально существующие дизайнерские объекты, а с другойразвитие умственных, творческих и нравственных качеств студента, его профессиональной культуры.

В работе рассмотрен каждый из выделенных блоков с целью определения условий развития художественной культуры будущих педагогов профессионального обучения со специализацией «Художественное проектирование» и конструирование швейных изделий. Художественное производство должно обеспечивать осуществление или реализации потребности художника в творчестве. Чтобы реализовать свои планы, идеи, для этого, нужны определенные материальные условия, наличие материально-технической базы. В нашем конкретном случае это швейные мастерские, лаборатория художественной обработки материалов, тканые и нетканые, текстильные и художественные материалы, инструменты и приспособления и т. д.

На разных этапах художественного производства эти условия меняются, так как производство костюма является полимерным и имеет свои особенноеги. Работа в системе «коллекция» предполагает несколько уровней художественного творчества:

— деятельность проектировочная, создание художественного образа моделей, выполнение эскизов;

— деятельность технологическая, материализация художественного образа;

— деятельность исполнительская, демонстрация художественного образа.

Создание коллекций и отдельных моделей является одним из важнейших педагогических условий развития художественной культуры студентов в сфере дизайнерской деятельности. Участие и победы в конкурсах различных уровней показывают высокую степень овладения необходимыми эстетическими и специальными представлениями, поскольку вынесение своих творений на суд широкой публики и компетентного жюри требует особого внимания к усвоению необходимых знаний, в том числе за рамками учебных и специальных курсов. Желание совершенствовать свои умения является показателем степени заинтересованности в создании высокохудожественной модели.

В целом проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Художественная культура представляет собой особое качественное состояние личности, которое формируется при наличии у студента представлений о культуре, технологии и дизайне как целостной художественной системы.

Для конструирования модели развития художественной культуры в качестве компонентов необходимы воспитание художественного вкуса, формирование художественного сознания, художественное образование, художественное научение.

Технологическая модель формирования художественной культуры студентов в процессе дизайнерской деятельности характеризуется конкретными стадиями, этапами и фазами, содержание которых определяется особенностями художественной деятельности, проектирования коллекции в соответствии с базовым художественным образом и его стилистикой, владением различными технологиями изготовления изделия, осознанием эстетического и психолого-педагогического воздействия костюма на человека.

Педагогическими условиями формирования художественной культуры студентов в процессе дизайнерской деятельности являются установление инте-гративных связей между культурологическими, технологическими, художественными дисциплинами и дисциплинами психолого-педагогической направленностипроектирование методики развития художественной культуры будущих педагогов с учетом специфики дизайнерской деятельностиактуализация субъективного культурологического опыта студентовконструирование творческих форм обученияактивизация эмоционального отношений будущего педагога-дизайнера к процессу самостоятельной работы над проектом, коллекциейреализация индивидуально-творческого подходавовлечение студентов в активную профессиональную дизайнерскую деятельность: участие в конкурсах, разработка моделей, выполнение заказов (через субъективное, индивидуальное восприятие модели, образа).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. 6. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000 — 504 с.
  2. И. 7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского 4-е изд. — М.: Советская Россия, 1979. — 318 с.
  3. И. 8. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929.-243 с.
  4. И. 11. Бельтинг X. Образ и культ: история образа до эпохи искусства (Перевод с немецкого К.А. Пигановича). М.: Прогресс-традиция, 2002, -748 с.
  5. И. 58. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. — 235 с. II. 59. Ильин И. А. О тьме и просветлении: Одинокий художник: студентам. Речи лекций. -М.: Искусство, 1993. — 347 с.
  6. И. 60. Ильин И. А. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: INTRADA, 2001.-384 с.
  7. И. 137. Рейли М. В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. СПб.: Невский проспект, 2002 — 253 с.
  8. И. 138. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 146 с.
  9. И. 139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -712 с.
  10. И. 140. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии 2-е изд. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  11. И. 185. Хантиигтон С. Столкновение цивилизаций: (пер. с англ.).-М.: ACT-
  12. И. 194. Церковные одежды М.: издательство «Лествица», 1997. 32 с. II. 195. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды.- 2-е изд. -М.: Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1983.- 192 с, ил.
Заполнить форму текущей работой