Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что создана модель УМК по природному краеведению для начальной школы, в которой определены объем, содержание, структура и функции средств обучения, служащих эффективным средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования. Учебно-методические пособия, входящие в комплекс, отражают… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава I. Теоретичая разработка проблемыановления и развития краеведчого принципа преподавания вознания в школах Рии
    • 1. 1. ория развития идеи родиноведения в начальном веннонаучном образовании до 1917 г
    • 1. 2. Вопр краеведения в учебно-методичих материалах начальной школы ввеий период
  • Глава II. Научно-методичие овы разработки и реализации региональнойставляющей начального веннонаучного образования черезстемуев обучения
    • 2. 1. Проблемаандартизации гдавенного образования
    • 2. 2. Содержание региональнойставляющей ввременных веннонаучных программах для начальной школы
    • 2. 3. Региональный учебно-методичий комплепо природоведению встемеев обучения
  • Глава III. Методичие овия эффективного ользования регионального УМК по природоведению в учебном проце
    • 3. 1. Организация эеримента по проверке педагогичой эффективни ользования регионального УМК на уроках природоведения в 3(4) кле
    • 3. 2. Оценка и анализ результатов эериментальной работы
    • 3. 3. Методика ользования «Дневника наблюдений над уралой природой» для организации внеурочных фенологичих наблюдениймладшими школьниками

Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Конституционное право граждан на получение качественного образования, переход к новым формам общественных и экономических отношений внесли определенные коррективы и в методологию образования страны. Государство вынуждено искать оптимальный объем общего образования, отвечающего требованиям высокоразвитого общества и вместе с тем доступный каждому школьнику.

Растущая в последнее 10-летие вариативность начального естественнонаучного образования породила ряд проблем, которые объяснялись отсутствием преемственности в содержании программ и учебников, действующих в начальной школе.

Необходимость сохранить в России, с ее огромной территорией и этническим многообразием, единство образовательного пространства привела к разработке и утверждению Государственных образовательных стандартов общего и среднего образования.

Они призваны перевести образовательный процесс в новое качество, соответствующее современным политическим, экономическим и административным условиям. Этой цели служат три компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России и потребности образовательного учреждения — федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент создает единство педагогического пространства страны, национально-региональный и школьный обеспечивают особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации и индивидуальный характер развития школьников.

В своей работе мы исследуем взаимодействие двух компонентов образовательного процесса — федерального и национально-регионального.

В настоящее время над созданием теории, определяющей роль федерального и национально-регионального компонентов образования, работают Л. Ф. Греханкина (76), В. И. Загвязинский (94), B.C. Леднев (146,330), М.В. Ры-жаков (52,266), В. В. Судаков (288) и др.

Ограниченная по времени практика не могла дать полноценного ответа относительно характера взаимодействия компонентов образования. Тем не менее очевидно, что сама по себе дифференциация ГОСа на два компонента — это признание разграничения компетенции России с ее субъектами федерации в пределах содержания образования (288). Стандарты фактически узаконили и развили существовавшую в образовании практику использования краеведческого принципа обучения.

Применительно к теме исследования, региональный компонент трактуется нами как комплекс требований к содержанию начального естественнонаучного образования и уровню подготовки выпускников начальной школы, определяемых специфическими для конкретного субъекта Российской Федерации природными, социальными и хозяйственными явлениями.

Для раскрытия понятия «региональный компонент» требуется проанализировать основные его составляющие: «регион и его границы» .

Термин «регион» — это сравнительно новое словообразование в русском языке. До 60-х годов XX века словари фиксировали лишь прилагательное «региональный» от латинского regional (местный, областной). Термин «регион» возник позднее и до сих пор не имеет общепризнанного определения.

В книге А. Н. Бученкова «Советское краеведение» (36) понятие «регион» используется для обозначения территориальной единицы любого уровня: области, края, крупного экономического района, республики, страны.

Вместе с тем существует и другая точка зрения, согласно которой термин «регион» должен применяться только к области, краю, автономной республике, но не к стране в целом. Такого мнения придерживаются сотрудники библиотеки РФ им. В. И. Ленина — составители программы «Научные основы организации и функционирования региональных библиографических систем». Разделяя эту точку зрения, мы считаем, что границы региона должны совпадать с границами территории субъекта РФ, в случае данного исследования — Челябинской области. Это, на наш взгляд, соответствует структуре управления образованием в Российской Федерации. Именно органы управления образованием субъекта РФ уполномочены на установление регионального компонента ГОСа, его учебно-методическое обеспечение и разработку системы измерителей и процедур оценки выполнения норм PK.

Все вышесказанное объясняет, почему в своей работе мы применяем понятия «регион», «область» и «край» как синонимы.

Такое понимание региона связано с краеведением. Мы считаем, что краеведение — важная для становления личности познавательная деятельность.

Проблема использования краеведческого материала в преподавании естествознания была рассмотрена в работах таких известных педагогов, как В. М. Севергин (272), К. Д. Ушинский (310), Д. Д. Семенов (274, 275), Н.Х. Вес-сель (48), А .Я. Герд (62,63), Д. Н. Кайгородов (112,113), П. П. Блонский (31), Н. К. Крупская (139,140), В. Ю. Ульянинский (301), П. В. Иванов (104,105), И. Д. Зверев (97), Д. И. Трайтак (293,294,295), A.B. Даринский (83) и др.

По мнению И. Д. Зверева (97), ближайшее окружение школьника повседневно дает примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии. Краеведение называют «окном в проблемы человечества», так как оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной связи человека с природой (133).

Средства обучения природоведению разрабатывались нами применительно к Челябинской области, расположенной на Южном Урале, на границе двух частей света — Европы и Азии. Ее территория входит в состав трех природных зон: лесной, лесостепной и степной, простираясь на 490 км с севера на юг и на 400 км с запада на восток и занимает 87,9 тысяч кв.км. Область делится на 24 административных района, в ее состав входят 30 городов, 24 поселка городского типа и 1900 сельских поселений. Область многонациональна, на ее территории проживают люди более 30 национальностей. По Челябинской области пролегают многие природные рубежи — геоморфологические, климатические, поч-венно-растительные, что определяет разнообразие природных систем.

Челябинская область — важнейший индустриальный регион России с развитой горнодобывающей и металлургической промышленностью, машиностроением, химическим и атомным производством. Это создает своеобразные экологические проблемы, несопоставимые по своим масштабам с проблемами других регионов.

Стандартизация образования упорядочила создание программ и учебников на федеральном уровне.

В начальном образовании ГОСом выделен образовательный компонент «Окружающий мир», включающий элементы знаний из двух образовательных областей: «Естествознание» и «Обществознание» .

Содержание федеральной составляющей образовательной области «Естествознание» отражено в программах и учебно-методических пособиях, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (39,40,49,119,121, 213, 215, 218, 219, 220, 221, 224, 245).

Региональная составляющая данной образовательной области призвана раскрыть содержание учебного материала федеральных программ об окружающем мире через представления детей о своем крае.

Это вызывает необходимость дополнить федеральные издания пособиями, отражающими специфику конкретного региона. В существующей практике начального образования, несмотря на наличие краеведческой литературы, адресованной учащимся и учителю (12, 42, 51, 134, 173, 181, 205, 206, 261), не сложилось единых форм подачи регионального материала, не определены принципы отбора его содержания, требования к структуре и характер взаимодействия с федеральными учебниками.

Приоритетным направлением разработки современных средств обучения является создание личностно-ориентированных учебно-методических комплексов (УМК). Концептуальное обобщение опыта и теории их создания было сделано в работах В. Г. Бейлинсона (21), В. П. Беспалько (26,27), Д. Д. Зуева (100,102,103), И. Я. Лернера (147,148), Я. А. Микк (162,163), А. К. Пийримяги (162,211,212)и др. По определению Д. Д. Зуева: «Учебный комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программами по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащихся» (103, с.215).

Однако в последнее время внимание к проблеме создания и совершенствования учебно-методических пособий оказалось ослабленным.

Современная педагогическая наука пока не располагает целостной концепцией, определяющей условия сопряжения учебных пособий по национально-региональному компоненту с требованиями к учебной литературе по федеральному блоку.

Очевидно, что проблема разработки и внедрения УМК на региональном уровне нуждается в специальных педагогических исследованиях, которые должны будут установить соотношение объема учебной информации, содержащейся в федеральных учебных пособиях и сопутствующих им компонентах регионального УМК, а также методику их сопряжения. Необходимо четко определить функции каждого компонента УМК.

Следовательно, актуальность нашего исследования определяется необходимостью решения очевидных противоречий между потребностью начальной школы в учебно-методических пособиях краеведческого характера, реализующих содержание региональной составляющей начального естественнонаучного образования и недостаточностью теоретической и методической базы для их создания и использования.

Таким образом, интересующая нас проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это и определило выбор темы диссертационного исследования: «Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования» .

Целью диссертационного исследования является разработка УМК, являющегося средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования и выявление условий его эффективного использования в сочетании с федеральными учебниками природоведения.

Объект исследования — процесс обучения природоведению в начальной школе.

Предметом исследования является процесс разработки и внедрения учебно-методического комплекса по природному краеведению и условия его эффективного сопряжения с федеральными учебниками природоведения.

В соответствии с целью исследования была сформулирована рабочая гипотеза:

Если для начальных школ Челябинской области будет разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс краеведческого характера, включающий:

• Учебное пособие — приложение к краеведческому разделу учебника «Природоведение» ;

• Рабочую тетрадь на печатной основе;

• Тесты для проверки уровня подготовки младших школьников по природному краеведению;

• «Дневник наблюдений» ;

• Методические рекомендации для учителей, и предложена методика его взаимодействия с федеральными учебниками природоведения, то он будет служить эффективным средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования, так как поможет выпускникам начальной школы достичь региональных требований к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Изучить проблему становления краеведческого принципа обучения естествознанию в психолого-педагогической и методической литературе. Проанализировать опыт и теоретические концепции создания УМК.

2. Определить содержание региональной составляющей действующих программ по природоведению и сформулировать требования к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.

3. Провести анализ современного состояния уровня подготовки младших школьников по природному краеведению в Челябинской области с целью выявления ее типичных недостатков и затруднений.

4. Разработать УМК по природному краеведению для начальных школ Челябинской области и определить оптимальные условия его сопряжения с федеральными учебниками природоведения.

5. Проверить эффективность разработанной методики реализации региональной составляющей с использованием УМК.

Для решения указанных задач применялись следующие методы:

Теоретические: сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, программ и учебников, методических пособий в аспекте рассматриваемой проблемы. Эмпирические: педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента. Социологические: анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся, статистическая обработка результатов.

Предмет и задачи исследования определили его логику и этапы.

На первом этапе (1992;1995г.г.) анализировалась философская, психолого-педагогическая и краеведческая литература, что позволило выявить актуальные проблемы научного поиска, определить цель, гипотезу и задачи исследования. Собирались и обрабатывались материалы будущих учебно-методических пособий, проводилась их апробация в школе. Был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1996;1998г.г.) была определена система знаний, входящих в содержание региональной составляющей программ по природоведению, изданы методические рекомендации для учителей и «Дневник наблюдений над уральской природой». Проводился обучающий эксперимент по их внедрению. Собирался и оформлялся краеведческий материал для учебного пособия «Природа Южного Урала», проводилась его апробация в ходе поискового эксперимента.

На третьем этапе (1998;2000г.г.) был разработан и апробировался дидактический материал к рабочим тетрадям и тестам, обоснована необходимость издания УМК с краеведческим содержанием. Изданы все учебно-методические пособия, входящие в региональный комплекс и утверждены Главным управлением образования Челябинской области. Проводился обучающий эксперимент по проверке эффективности предложенной методики внедрения РУМК. Обобщались результаты теоретического и практического исследования, оформлялась диссертация.

В педагогическом эксперименте принимали участие учителя и ученики школ № 52,59,67,82,94,112,136,153 г. Челябинска, № 30 г. Миасса, № 40 г. Сатки, средней школы поселка Межевого Саткинского района Челябинской области.

Кроме этого, проводились опросы и анкетирование учителей и учащихся школ Центрального, Калининского, Тракторозаводского, Металлургического районов г. Челябинска и руководителей методических объединений области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что создана модель УМК по природному краеведению для начальной школы, в которой определены объем, содержание, структура и функции средств обучения, служащих эффективным средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования. Учебно-методические пособия, входящие в комплекс, отражают специфику региональных природных систем. В них последовательно раскрыт учебный материал в соответствии с требованиями федеральных программ по природоведению. Определены методические условия сопряжения федерального и регионального материала курса природоведения, способствующие эффективному усвоению естественнонаучных знаний младшими школьниками.

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методического комплекса с краеведческим содержанием и методических условий его использования. Внедрение УМК в практику начальных школ Челябинской области привело к повышению качества естественнонаучных знаний младших школьников и достижению региональных требований к подготовке младших школьников по природному краеведению.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими положениямииспользованием системы методов, адекватных цели, гипотезе и задачам исследованиявариативным экспериментом, организованным на основе сопряжения федерального и регионального учебного материала по природоведению и подтвердившим достижение выпускниками начальной школы требований к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению, практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, а также внедрением УМК в работу школ Челябинской области.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения в начальных школах Челябинска и областичерез лекции, лабораторно-практические занятия, руководство педагогической практикой студентов факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУчерез публикациизаседания методических объединений учителей Челябинской областилекции в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования областина конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов ЧГПУ (1992~2000г.г.) — на межрегиональных конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994 г.), «Инновационные технологии и методики начального обучения» (Челябинск, 1996 г.) — на международных конференциях: «Стандартизация образования в современной средней и высшей школе» (г.Челябинск, 1997 г.), «Развитие методики биологии и экологии в XX веке» (Москва, 2000 г.).

Выводы по III главе.

1. Сопряжение материала федеральных и региональных дидактических средств обучения на уроках природоведения может быть эффективным при условии, если:

— формируемые в основном курсе природоведения представления и понятия являются сложными для усвоения младшими школьниками. Тогда предшествующее введение краеведческих знаний является основой формирования образных представлений, служащих материалом для последующего обобщения (примером может являться изучение природных сообществ).

— федеральные программы предлагают изучать тему на примере региональных природных объектов. В этом случае региональный УМК используется параллельно с федеральными учебными пособиями и дополняет их краеведческими сведениями (примером является изучение полезных ископаемых, видов почв, погоды).

— материал, предлагаемый федеральными учебниками, нуждается в конкретизации. В этом случае региональные учебные пособия используются на заключительном этапе изучения темы и служат средством закрепления естественнонаучных знаний (примером может служить изучение форм поверхности, водоемов).

2. Методика работы по третьему варианту сопряжения материала федеральных и региональных средств обучения оказалась наиболее доступной для использования в начальной школе. В то же время поисковый эксперимент показал, что данная методика может применяться при изучении ограниченного числа тем краеведческого раздела (см. приложение 2,3).

3. Качество усвоения учащимися начальной школы краеведческого материала курса природоведения повышается при использовании всей системы учебно-методических пособий регионального УМК. При этом условии большинство выпускников начальной школы достигает требуемого уровня подготовки по природному краеведению.

Таким образом, региональный УМК по природоведению может служить эффективным средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования. Этот вывод подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.

Заключение

.

В современном начальном естественнонаучном образовании Государственным образовательным стандартом закреплены два уровня организации образовательного процесса: инвариантный — федеральный и вариативный — национально-региональный компонент (HPK).

Если федеральный компонент образовательной области «Естествознания» представлен набором учебно-методических комплексов, включающих программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии, методические пособия и др., которые опираются на систему образовательных задач, то HPK находится в стадии становления и требует создания четкой теоретической базы, разработки методики его реализации. Совершенно очевидно, что в этом процессе особая роль принадлежит системе средств обучения. Однако, в сложившейся практике издания краеведческой литературы не определился объем, характер, структура и функции системы учебно-методических пособий, служащих средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования. Налицо было противоречие между потребностью в создании региональных учебно-методических пособий, призванных обеспечить взаимосвязь с федеральным компонентом образовательной области «Естествознание», и недостаточной разработанностью научно-методических оснований их создания и использования.

В ходе практической деятельности по созданию регионального учебно-методического комплекса и проводимого при этом исследования, как представляется, задача преодоления этого противоречия нашла определенное решение.

УМК создавался и апробировался в Челябинской области, территории, которая может считаться достаточно типичным регионом России. Это позволяет сделать вывод о возможности применения имеющегося опыта для других регионов страны.

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы массовой школы были определены принципы создания, формы подачи краеведческого материала, функции и методика сопряжения регионального УМК с федеральными средствами обучения.

В качестве направленного исследования было выбрано определение методических условий использования УМК, позволяющих учащимся достигнуть региональных требований к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.

Цель его — выяснить педагогическую эффективность предложенной методики сопряжения материала федеральных и региональных средств обучения природоведению для достижения планируемых результатов начального естественнонаучного образования.

Теоретический анализ проблемы позволил определить содержание региональной составляющей начальных естественнонаучных курсов и место УМК краеведческого характера в системе средств обучения природоведению.

В ходе эксперимента было доказано, что без системы региональных учебно-методических пособий усложняется реализация задач начального естественнонаучного образования.

Исходя из названной роли и места в учебном процессе регионального УМК были выработаны требования к структуре, принципам отбора содержания материала и методике работы с ним. Отбор содержания региональных пособий осуществлялся на основе действующих федеральных программ по природоведению для начальной школы (245).

Педагогический эксперимент, проведенный в ряде школ Челябинска и области, подтвердил гипотезу исследования. Практическая работа по внедрению результатов исследования позволяет сделать вывод о целесообразности использования предложенного УМК для реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования.

Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

1. Наиболее эффективным в реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования является УМК, включающий: а) региональную учебную книгу — приложение к учебнику «Природоведение" — б) рабочую тетрадь на печатной основев) тесты для проверки уровня подготовки учащихся по природному краеведениюг) «Дневник наблюдения над природой" — д) методические рекомендации для учителя.

2. Оптимальными условиями эффективного использования УМК в учебном процессе являются следующие варианты сопряжения материала региональных и федеральных средств обучения: а) предварительное введение регионального материала при изучении сложных естественнонаучных понятийб) параллельное использование региональных и федеральных учебных пособий при необходимости изучать тему на примере краеведческих природных объектовв) заключительное введение регионального материала при необходимости конкретизации и закрепления знаний федеральных программ.

3.Систематическая работа младших школьников с региональным учебно-методическим комплексом способствует решению важнейших задач учебно-воспитательного процесса: повышению уровня и качества знаний программного материала курса природоведения, формированию практических умений, необходимых при изучении естественных наук, патриотическому воспитанию младших школьников средствами природного краеведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Учебно-методический комплекс// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С. Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. -С.92−97.
  2. Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988. — 96с.
  3. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований// Педагогика. 1998. — № 4. — С.30−35.
  4. Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. мат-лов ГУО администрации Челябинской обл., Гос. учреждение Информ. изд. учебно-методического центра «Образование». — Челябинск, 2000. — 205с.
  5. H.H., Конюченко А. И. Начальное образование на Южном Урале в конце 18 начале 20 в.в. Челябинск: ЧЕЛГУ. — С.4−12.
  6. С.Д. и др. Люби и изучай свой край: (Дагестан в вопросах и ответах) / С. Д. Алиев, Ю. Ю. Батий, М. С. Саидов. 2-е изд. дораб. И доп. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — 100с.
  7. Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пос. для учителя под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1981- 80с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд. КГУД988 — 237с.
  9. Н.П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы: очерки истории открытия и изучения природы Урала. Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1982.- 302с.
  10. Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Дисс.докт.пед.наук. -М., 1996. 310с.
  11. Т.А., Мамотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988. — 215с.
  12. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988.-237с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения-М.: Знание, 1980. -80с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.-254с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192с.
  16. A.C. Вопросы методики и истории географии (Избранные работы).-М.: изд. АПН РСФСР, 1961.-263с.
  17. Н.Ю., Глуздов В. А., Загрекова JI.B. Регионализация образовательной системы. //Педагогика. 1999. — № 3. — С. 13−17.
  18. Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. М.: УДЮТ, 1997. — 104 с.
  19. С.Я. Как проводить исследования на новых началах?// Педагогика. 1999. — № 8. — С.105−110.
  20. В.Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М.: Книга, 1986. — 286с.
  21. В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JL: АПН РСФСР, 1948.-280с.
  22. B.C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1971. — 127с.
  23. Н.М. Формирование у учащихся 4−6 классов умения самостоя тельно вести наблюдения в процессе изучения курсов природоведения физики. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1976. 21с.
  24. В.П. Проблема образовательных стандартов США и России // Педагогика, 1993.-№ 1. С.89−94.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  26. В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160с.
  27. Бим И. Л. Учебник и книга для учителя ядро УМК по иностранному языку//Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1978. -Вып.6 — С.123−125.
  28. В.П. Записки уральского краеведа / предисл. А.Шмакова. Челябинск: ЮУКИ, 1968. — 141с.
  29. . Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1965. — 695с.
  31. JT.H. Учебник и методическое пособие// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.133−150
  32. В.Н., Безель B.C. и др. Региональная экология. Екатеринбург: «Сократ», !998. — 176с.
  33. П.И. Совершенствовать сложившуюся систему биологического образования// Биология в школе, 1963.- С.46−49.
  34. Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира/ Дисс. докт.пед.наук. -М., 1998. 425с.
  35. А.Н. Советское краеведческое библиографоведение. М.: Книга, 1984.-224с.
  36. Г. Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. -1999.-№ 5. С.22−26.
  37. A.A. и др. Мир и человек. Земля. Части света. 2кл.: Кн. для учителя/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.- М.: Дрофа, 1998.- 128с.
  38. A.A. Мир и человек: Живые обитатели планеты: Учебник для Зкл. четырехлет. Начальной шк./А.А. Вахрушев, С.М., Алхутов, А. С. Раутиан. -М.: Дрофа, 1999. 136с.
  39. A.A., Раутиан A.C., Бурский О. В. Концепция учебной книги «Мир и человек»// Начальное образование в России. Инновации и практика. М.: Просвещение, 1997. — 258с.
  40. Г. И. Азбука родного края: Пособие по краеведению. Воронеж: ВИПКРО, 1995. — 71с.
  41. Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.- 128с.
  42. Н.М. Внеклассная работа по ботанике. Л.: Лен. гор. ин-т УУ, 1940, вып. I- 150с.
  43. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол.спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983.-384с.
  44. Н.М., Рыков H.A. Методические указания по естествознанию для 5,6,7 классов. Л.: Облплитпросветцентр, 1934. — 35с.
  45. Весенние и летние экскурсии в природу/ под ред. Б. В. Всесвятского. М.: Работник просвещения, 1928. — 147с.
  46. Н.Х. Местный элемент в обучении// Учитель, 1862. № 17. -С.839−846. — № 18. — С.893−901. -№ 19. — С.949−957.
  47. Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлетней нач. шк./ Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов М.: Просвещение, 1998.-240с.
  48. Н.Ф. Построение модели 6-летней начальной школы // Начальная школа. 1995. № 1. — С.64−68.
  49. П.И. Познай край родной: занимательное путешествие по Ульяновской области: метод, пособие. Ульяновск: ИПКиПРО, 1996 -104с.
  50. Воогт И, Рыжаков М. Пламб Т. Функции и структура стандартов: сравнительный анализ на примере 3-х стран// Тезисы докладов Международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». -М.:МУНТИ, 1995.-С.155−156.
  51. Вопросы совершенствования школьного учебника: Материалы 2 пленума Учен.Метод. совета при Мин. Просвещения СССР/ Сост.В. Г. Бейлинсон.- М.: Просвещение, 1975. 312с.
  52. Вопросы школьно-вузовского краеведения/ Ред. П. А. Колесников. Вологда: Сев.- Зап.кн.изд-во, 1970.- 112с.
  53. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя/ Сост. Л. Ф. Мельчаков М.: Просвещение, 1981.- 158с.
  54. .В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240с.
  55. .В. Экскурсии в природу Сокольников (пособие для преподавателей). М.-Пг.: Госиздат (Б.Г.), 1921. — 70с.
  56. .Л. Управление образованием на западе: тенденции централизации и децентрализации// Педагогика-1998.- № 2. С. 110−118.
  57. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991. -479с.
  58. Выдержка из материалов по образовательной работе в трудовой школе. Вып.1// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, оп.1, ед. хр.854, С. 858.
  59. Географическое краеведение: Научн. сб. кафедр географии пед. институтов РСФСР / Ред. кол.: М. К. Снытко и др. Тамбов: ТГПИ. Вып. 1.-1976. — 128с.
  60. А.Я. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — 208с.
  61. АЯ. Об естественно-исторических экскурсиях//Учитель, 1986. -№ 7.-с.251−252.
  62. А.Я. Предметные уроки в начальной школе. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1914. — 132с.
  63. В.А. Экскурсия и краеведение в современной школе/ В кн.: Вопросы экскурсионного дела по данным Петроградской экскурсионной конференции 10−12 марта 1923 года. П-г., 1923. — С.97.
  64. C.B. Юные натуралисты в краеведческой экспедиции. M.-JL: Молодая гвардия, 1930. — 158с.
  65. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  66. В.Г. Занимательное краеведение: Беседы с юными краеведами о природе Ставропольского края. Ставрополь: Кн. изд-во, 1954. — 327с.
  67. Годовой отчет областной туристической станции за 1961 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.1000,оп.1,ед.хр.2270.
  68. В.П. Как повысить эффективность обучения экологии// География в школе. 1996. — № 3 — С.37−39
  69. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222с.
  70. П.В. Наблюдения при обучении естествознанию (К 250-летию со дня рождения И. Пестолоцци)// Биология в школе. 1996. — № 4.-С. 17−19.
  71. В.П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения. М.:Просвещение, 1984. — 159с.
  72. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  73. Г. Г., Концевая Н. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебников.// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1985. — Вып.15. — С. 102−118
  74. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. № 8 — С.30−34
  75. Е.В. Природа Южного Урала: рабочая тетрадь 3−4кл. Челябинск: ЮУКИ, 1999.-48с.
  76. Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Челябинск: ЮУКИ, 1999- 128с.
  77. Е.В. Проведение фенологических наблюдений в начальной школе/ Сб. научных статей преподавателей и студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Часть 1. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — С.56−57.
  78. Е.В. Тесты. Природа Южного Урала: Краеведческие задания для младших школьников. Челябинск: Дом печати, 1999. — 28с.
  79. Е.В., Мохнатова Е. Р. Природоведение с основами краеведения: рабочая тетрадь к федеральным учебникам природоведения 3−4кл. -Челябинск: Дом печати, 1999 56с.
  80. Е.В., Трушникова А. З. Дневник наблюдений над уральской природой: учебное пособие для 2-Зкл. Челябинск: Дом печати, 1997.- 80с.
  81. A.B. Краеведение: пособие для учителя/ А. В. Даринский и др. М.-.Просвещение, 1987. — 156с.
  82. Дидактические проблемы построения базового содержания образования: Сб. науч. трудов / Под ред. И. Л. Лернера, И. П. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993 — 210с.
  83. Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: Пробный учеб. М.: Просвещение, 1992.-1кл.-192с.- 2кл.-192с.
  84. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970. — 72с.
  85. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания/ Под ред. Д. Д. Давыдова. М.: Педагогика, 1982 — 176с.
  86. Доклады научно-краеведческой конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции/ Редкол.: Сысоев А. Д. и др.: Челяб. отделение геогр. Об-ва Союза СССР. Челяб.краевед.музей. Челябинск, 1967.-174с.
  87. Доклады научно-краеведческой конференции: (Физическая география и биология). Челябинск. Вып.2: Октябрь, 1966 г./ Редкол. Сысоев А. Д. и др. — Челябинск, 1966. — 134с.
  88. А. О значении естественных наук и преподавания оных // Русский педагогический вестник. 1860. -№ 11.- С.87−89.
  89. В.К. Родной край: В помощь школьникам изучающим природоведение. Челябинск: ЮУКИ, 1968. — 91с.
  90. .Е. Природоведение: интегрированный курс природоведения и экологии: уч. пос. для 3 кл. Саратов: ИУ «Добротея», ГП «Сара-товтелефильм», 1998. — 144с.
  91. А. Естественно-исторические прогулки с учениками народных школ// Естествознание и география, 1887. № 10. — С.65−77
  92. В.И. Проектирование региональных образовательных систем// Педагогика. 1999. -№ 5 — С.8−14.
  93. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С.9−14
  94. .А. Олимпиады по краеведению: Из опыта работы / Б. А. Заруцкий, A.A. Следников, ИМ. Солдатов. -М.: Просвещение, 1965. 103с.
  95. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: Экология и образование, 1993. — 88с.
  96. Е.А. Родиноведение и локализация в школе. М.- П-г.: Госиздат, 1919.- 105с.
  97. В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по величайшему повелению. СПб., 1807.-т.1.- 240 е.- т.2−220 с.
  98. Д.Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных изданий: реальность, проблемы, перспективы//Проблемы школьного учебника. Вып.18.-М.: Просвещение, 1988.- С.286−319
  99. Д.Д. Некоторые проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника биологии в средней школе. М.: Педагогика, 1975. -С.30−45.
  100. Д.Д. Повышение эффективности учебно-методического комплекса как средства интенсификации учебного процесса// Проблемы школьного учебника: спец. выпуск/ Под общ. ред. Д.Д.Зуева-М.: Просвещение, 1987. С.7−37
  101. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 240с.
  102. П.В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: Петр. кн. изд., 1977.- 106с.
  103. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: Петр. кн. изд., 1966. — 182с.
  104. П.П. Экологическое направление в школьном краеведении и его воспитательное значение/ В сб.: Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранной деятельности. М., 1981. — С.20−27.
  105. Изучай свой край: Книга юного краеведа. М.: Мол. Гвардия, 1951- 264с.
  106. Инструкции для начальных народных училищ Оренбургского учебного округа. Пермь, 1914. — 49с.
  107. Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками// Начальная школа. 1994. -№ 1.- С.38−41
  108. Ю.А., Казанская Н. С., Тишков A.A. Зональные закономерности динамики экосистем. М.: Наука, 1986. — 156с.
  109. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.- 288с.
  110. Д.Н. О школьных фенологических наблюдениях: В сб. «Программы школьных наблюдений над природой"/ Под ред. проф. В.Г. Глушко-ва, 1920. -С.111−113.
  111. Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. С приложением опыта программы природоведения по общежитиям природы. Для средней полосы России. Спб.: А. С. Суворин, 1901. — 103с.
  112. А., Пильвре У. Учебник основной элемент в комплексе средств обучения// Проблемы дидактики: Тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. — Таллин: НИИ педагогики ЭССР, 1979. — С. 116−122.
  113. Г. И. Дидактические основы учебного комплекса по курсу физики седьмого класса// Проблемы дидактики: Тезисы конференции. Таллин: НИИ педагогики ЭССРД979. — С. 129−132.
  114. И.Д., Шубкина JI.C. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Уч. пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям М.: Просвещение, 1984. — 288с.
  115. Н.Ю. Научно-методические основы разработки и использования учебного пособия по экологии региона (на примере Нижегородского Поволжья): Дисс.канд.пед.наук. -М., 1997- 167с.
  116. З.А. Природоведение. От лета к лету: Учеб. для 2 кл. трехлетней и 3 кл. четырехлетней нач. шк. 1-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI-век IT, 1998.-240с.
  117. З.А. Природоведение: учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. 1-е изд. — С.: Acc. XXI- век, 1996. — 228с.
  118. З.А. Я и мир вокруг: Учеб. для 2 кл. четырехлетней и 1 кл. трехлетней нач. шк. 2-е изд.- С.: Acc. XI-век IT, 1998.-128с.
  119. З.А., Аквилева Г. Н. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека. Пособие для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы / М.: Просвещение, 1989 64с.
  120. Г. С., Резникова В. З. Научный анализ знаний учащихся: международная программа // Биология в школе. 1992. — № 3−4.- С.31−35.
  121. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — 656с.
  122. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. -М.: Просвещение, 1991. 160с.
  123. A.B. О классификациях, используемых в дидактических исследованиях// Педагогика. 1997. — № 1. — С.33−38.
  124. A.B. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. 1999. — № 3. — С.8−12.
  125. A.B. Сущностный подход в педагогическом исследовании// Педагогика. 1998. -№ 2 — С.22−28.
  126. Н.В. О создании УМК// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.121 -133
  127. Краеведение в работе школы: из опыта работы школы № 4 г. Бабушкина. 2-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1955. — 158с.
  128. Краеведение в средней школе: Сб.ст. об опыте школьно-краевед. работы / Под ред. А. А. Яковлева. М.: АПН РСФСР, 1949. — 168с.
  129. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии: Сб. ст. / под ред. И. С. Матрусова. М.: изд. АПН РСФСР, 1963. — 151с.
  130. Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся по биологии: учебное пособие. -Ставрополь: С111И, 1976.-162с.
  131. Край родной земля уральская: Хрестоматия. — Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1967. — 148с.
  132. Край родной: Сб. ст./ Редкол.: В. М. Бурцев (отв ред.) и др. Челябинск: ЮУКИ, 1972. — Вып.7. — 1 Юс.
  133. Край южноуральский: Сб. / Ред. кол. П. В. Сапронов (отв. ред.) и др. Челябинск: ЮУКИ, 1974. — 162с.
  134. Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: Дисс.канд.пед.наук.-Красноярск, 1999−170с.
  135. Круглый стол. Проблемы школьного учебника // Педагогика, 1999. № 4. -С.50−68
  136. Н.К. Избранные педагогические произведения в Ют., 1959. -т.З. 798с.
  137. Н.К. Избранные педагогические произведения в 6т., 1980. -т.5. -495с.
  138. М.К. и др. Сезонные наблюдения в природе: Метод, пособие для учителей природоведения и географии ср. шк./ М. К. Куприянова, Б. М. Мельник, З. Г. Щенникова: Свердловский обл. ИУУ- Екатеринбург: СОИУУ, 1992.-126с.
  139. А. О некоторых возможностях оптимизации учебного процесса.// Проблемы дидактики: Тезисы конференции/ Сост. Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. — С.7−14.
  140. A.A. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971. — 227 с.
  141. A.A. Условия эффективности и достоверности научных исследований // Советская педагогика. 1988. — № 5 — С.34−39.
  142. В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 227 с.
  143. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: 2-е перераб.изд. М.: Высш. шк., 1991 — 223с.
  144. И.Я. Основные элементы содержания образования и способы воплощения их в учебнике// Проблемы школьного учебника. Вып.6. — М.: Просвещение, 1978. — С.50−59.
  145. И.Я. Теоретические проблемы современного школьного учебника: сб.науч.тр. АПН СССР, НИИ общ. пед-ки/ Отв. ред. И. Я. Лернер. -М.:НИИОП, 1989.- 172с.
  146. Любите, изучайте, исследуйте свой край: Крат.указ. рекомендуемой лит. о Челяб.обл. / Челяб.обл.публ.б-ка. Библиогр.отд.-Челябинск, 1954. 16с.
  147. В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта по географии (на примере республики Коми): автореф. дисс .канд. пед. наук. М., 1999. — 23с.
  148. П. А. Пособие по краеведению. Минск: Высшая шк., 1966. — 239с.
  149. Н.М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. -1993.-№ 1 С. 17.
  150. Материалы по перестройке системы народного образования области (1959г.)// Гос. архив Челябинской области, ф. 1000, оп.1, ед.хр.2122
  151. О.П. Биологическое образование. Каким ему быть?// Биология в школе, 1998. № 4. — С.44−49.
  152. Л.Ф. Изучение природы родного края в III классе. Свердловск, 1971. — 61с.
  153. Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3, 5, кл. сред, шк. 8-е изд. -М.: Просвещение, 1992. — 240 с.
  154. Методика обучения ботанике/ Под ред. В. Н. Падалко, В. Н. Федоровой. -2-е изд., переработ. М.: Просвещение, 1977. — 287с.
  155. Методика преподавания природоведения в начальных классах: теоретический курс авторизированного изложения/ В. А. Сергеева: Моск. Экс-тер.Гуман.ун.т. М: Б.И., 1994. — 172с.
  156. Методические рекомендации авторам книг для учащихся. -М.: АПН-СССР, 1998. 34с.
  157. Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. М: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1987. — 80с.
  158. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении/ под ред. В. М. Беспалько. -М.: Педагогика, 1969. 116с.
  159. А.Я., Пийримяги А.К. Опыт работы по созданию УК в Эстонской
  160. ССР// Проблемы школьного учебника, 1987. Вып. 17. — С.55−70.
  161. А.Я. О проверке эффективности повышения понятности учебного текста// Проблемы школьного учебника. М. .'Просвещение, 1981. — Вып.9.-С.141−154
  162. А.Я. Об ошибках измерений// Советская педагогика и школа. -Тарту, 1979. XIII — С.65−75.
  163. Я. Результаты контрольных работ как показатель доступности учебника// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. -НИИ педагогики, 1979. С. 110−116.
  164. Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. — 119с.
  165. П.Н. Внешкольная натуралистическая работа в условиях города: Дисс.канд. пед. наук. Д., 1969. — 147с.
  166. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. М.: Изд-во УДН, 1986.-84с.
  167. В.М. Как создать учебник нового поколения// Педагогика. -1997. -№ 1 С. 19−24.
  168. Е.Я., Мирский Д. А. Использование краеведческого материала при изучении природоведения. Кишнев, 1980. — 97с.
  169. Е.Я. Влияние фенологических наблюдений на усвоение биологических знаний учащимися 5−7 классов (на материале школ Молдавской ССР).: Дисс.. .канд.пед.наук. М., 1969.-322с.
  170. М.Н. Наш край: Пособие по природоведению для учащихся нач.шк. Челябинск: ЮУКИ, 1972.- 84с.
  171. P.P. Краеведение в школах Башкортостана. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992.-89с.
  172. Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии. -Уфа: БГУ, 1976.-92 с.
  173. Мб. Надеждина H.A. Экскурсия по родному краю: Пособие для учащихся -М.: Просвещение, 1963. 76с.
  174. В.Ф. Экскурсионно-исследовательский метод в преподавании биологии //Естествознание в школе-1922. № 1-С. 1−9.
  175. И.Л. Стандартизация образования процесс творческий// Педагогика. — 1997. — № 2 — С.30−33.
  176. Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 14−16 марта 1995 г. Улан-Уде: ТОО «Олзон», 1995. — 177с.
  177. Наш край. Учебное пособие/ Сост. JI.A. Тырычева- Миасс: Геотур, 1996 138 с.
  178. P.C. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. 3-е изд. -М.: Гуманит изд. Центор ВЛАДОС, 1999. -Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 632с.
  179. Е.П. Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья: учебное пособие по спецкурсу/ Ком.-на-Амуре гос. Пед. ин-т. Комсомольск-на-Амуре: Изд. Комс-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. — 120с.
  180. Н.Г., Ишкова Е. В. Краеведение: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1961.- 159с.
  181. М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2107 «География».- М.: Просвещение, 1985.- 127с.
  182. Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. H.A. Трушин. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Учпедгиз, 1959. — 256с.
  183. О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП/ б от 5 сентября 1931 г.- в кн.: Директивы ВКП/б и постановления советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917 1947 гг. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1947, вып.1, С. 151 — 158 .
  184. Обеспеченность школ учебниками: постановление Челябинского ГУБО-НО от 30.03.1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, on. 1, ед.хр. 854, С. 386.
  185. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1−3 класс: Книга для учителя / И.И. Ар-гинская, Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец, A.B. Полякова, З. И. Романовская. М.: Просвещение, 1994. — 255с.
  186. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы в 2-х книгах. Книга 2/ О. Н. Сороцкая, А. А. Плешаков, Н. В. Федотов и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 287с.
  187. Обязательный минимум содержания начального общего образования // Начальная школа. 1998. — № 8. — С.3−7
  188. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.// Биология в школе, 1999. № 6. — С.20−24.
  189. С.И. Словарь русского языка: 0к.57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский яз., 1986. — 797с.
  190. Организация фенологических наблюдений и экскурсий в природу. Владимир: Обл. ООН, 1966. — 47с.
  191. Осенние и зимние экскурсии в природу/ под. ред. Б. В. Всесвятского. 2-е изд. -М: Работник просвещения, 1928. — 103с.
  192. A.B. Начальное образование в дореволюционной России (18 611 917). М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  193. В.М. О значении терминов в совершенствовании учебников биологии// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1981. -Вып.9. — С.109−119
  194. В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 1990 — 192с.
  195. Памятники природы Челябинской области: Сб./ Сост. А. П. Моисеев, М. Е. Николаева.- Челябинск: ЮУКИ, 1987.- 256 с.
  196. В.В. Структура учебников биологии французской школы// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1981. — Вып.9. -С.202−220
  197. В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.: Дисс. докт. пед. наук. М., 1994. — 266 с.
  198. Педагогическая энциклопедия./под ред. А. Г. Калашникова при участии М. С. Эпштейна т.2 — М.: Работник просвещения, 1930. — 634с.
  199. А. Мы изучаем природу: книга о природе родного края для уч-ся 3−4 кл. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1991. — 88с.
  200. A.A. Изучение природы родного края в 4 классе: пособие для учителей школ Марийской АССР. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1989.-65с.
  201. JI.M., Баранов JI.A., Ермолаева JI.K., Макинько JI.H. Опыт введения регионального компонента в содержание образования // Педагогика, 1998 № 4. — С.35−40
  202. Е.А. Мой край: Рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ. -М.: Сов. Россия, 1970. 256с.
  203. P.A., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999, — 176с.
  204. P.A., Иванов В. И. Природоведение: уч. пособие 3 кл. М., 1999.- 104с.
  205. A.A. 100 и еще 14 заданий по природоведению. М.: Вита-Пресс, 1997.-48с.
  206. A.A. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.:Вентана-Граф, 1996.- 223с.
  207. A.A. Зеленый дом: Методическое пособие в системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. М.: Просвещение, 1997. — 254с.
  208. A.A. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 1998.-224с.
  209. A.A. Природа. Книга для учащихся начальных классов. М.:1. Вентана-Граф, 1996. 143с.
  210. A.A. Природоведение в 4 классе: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1994. — 63с.
  211. A.A. Природоведение: Учеб. для Зкл. трехлет. и 4кл. четырехлет. нач шк. / под ред И. Д. Зверева. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 191 с.
  212. A.A. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса трехлетней и 4-го класса четырехлетней начальной школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 48 с.
  213. A.A. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы: Кн. для учителя-М.'.Просвещение, 1999.-79с.
  214. A.A. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе.: Дисс.канд. пед. наук. М.: 1990, — 187с.
  215. A.A., Сонин Н. И. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 4кл. дляшк.1−4,3кл дляшк.1−3-М.:Дрофа, 1996.-122с.
  216. О.Т., Шилин В. Д. Программа «Окружающий мир"1−4кл.// Начальная школа, 1999. № 2. — С.60−62.
  217. В.В. К реформе преподавания естествознания в русской школе // Природа в школе, 1907. № 1. — С.6−12.
  218. В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 18−23.
  219. В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981.-96с.
  220. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144с.
  221. В.М. Структура результата научно-педагогических исследований// Педагогика. 1998 — № 7. — С.26−31.
  222. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики// Педагогика. 1997. — № 1. — С. 14−19.
  223. В.М., Стрелецкая JI. О качестве диссертационных исследований //Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 118−120.
  224. И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии, как обязательный элемент трудового воспитания. // Экскурсионное дело, 1922 № 4−6.- С. 184−216.
  225. И.И. Избранные педагогические труды./ под ред. Б. Е. Райкова. М.: АПН, 1962. — 175с.
  226. И.И. Сезонные явления природы. СПб.: тип. М-ва внут-рен.дел, 1910.-275с.
  227. Д.Д. О природе Якутии: пособие для учителя. Якутск: Якут. кн. изд., 1990. — 68с.
  228. Н.В. Сигналы природы. Ростов н/Д.: кн. изд-во, 1961. — 76с.
  229. Н.В. Фенологические наблюдения в школе: Пособ. Для учителей средней школы. 2-е изд., исправ. — М.: Учпедгиз, 1953. — 216с.
  230. Постановление Челябинского ГУБОНО «О летних работах в школе» от1103.1923г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106,о.1,ед.хр.849,С.198.
  231. М.И. Проблемы оптимизации в педагогике. // Советская педагогика. 1985. — № 2. — С.68−74.
  232. Приказ МинЛросв. РСФСР № 138 от 19 мая 1959 г. «О переходе школ на новые учебные планы и программы в связи с перестройкой системы народного образования// Гос. архив Челябинской области, ф. 1000, on. 1, ед.хр.2113.
  233. Примерные программы начального общего образования/ Сост. A.M. Во-дянский, И. А. Петрова. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 64с.
  234. Природа и экология Красноярского края: (программа школьного курса). -Красноярск: КГПУ, 1997. 47с.
  235. Природа родного края: Метод, рекомендации для учителей начальных классов / Сост. Григорьева Е. В. Челябинск: Дом печати, 1997 — 48с.
  236. Проблемы школьного учебника. Сб. ст. Вып. 19. История школьных учебных книг/ сост.В. Р. Рокитянский. -М.: Просвещение, 1990.- 416с.
  237. Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа/ Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 1998 — 224с.
  238. Программно-методические материалы: Биология 5−11 кл./ Сост. B.C. Кучменко. М.: Дрофа, 1998. — 160с.
  239. Программы IV группы школы I ступени на сентябрь 1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, ед. хр.903, сЛ 16.
  240. Программы для начальных народных училищ Пермской губернии. 4-х год. курсов обучения. Оренбург, 1915. — 134с.
  241. Программы по изучению родного края: Региональный компонент/ Кировский обл. институт усовершенствования учителей. Киров: КОИ-УУ, 1995. — 58с.
  242. В.И. Физико-географическое районирование. -М.: Просвещение, 1983. 176с.
  243. Протоколы заседаний губернских школьно-инструкторских курсов при Челябинском ин-те Просвещения с 11.02.1921 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106, опись 1, ед.хр.58, с. 50.
  244. Протоколы заседаний первого областного съезда учителей. Челябинск, 3−5 июля 1946 г.//Гос.архив Чел.обл., ф.1000,оп.1,д.1326.
  245. H.A. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе.: Дисс. .докт.пед.наук-М., 1994 403с.
  246. H.A., Розенштейн A.M. Кабинет биологии: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 159с.
  247. Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Тезисы международной научно-практической конференции. М., 2000. — 140с.
  248. .Е. Общая методика естествознания. M-JL: Гос. уч. пед. изд., 1947.-300с.
  249. .Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 7-е изд. — М.: Топикал, 1994. — 609с.
  250. Региональная политика культура — образование.^ С б. науч. трудов) / Рос. Акад. наук. Урал. отд. — Екатеринбург: УрОРАН, 1994. — 191с.
  251. Региональная программа непрерывного экологического образования. -Н.Новгород, 1992.-68с.
  252. Региональная программа развития образовательных систем: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Пенза: Пензенский ИУУ, 1992.-82с.
  253. Региональный компонент к изучению предметов естественно-научного цикла «Тигр амурский»: пособие для учителей / авт.- сост. В.В. Маркело-ва. Владивосток: Дальнаука, 1998. — 38с.
  254. С.А. Основные направления развития областной образовательной системы// Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. мат-лов ГУО Чел. обл., Челябинск, 1997. -Вып.З. — С.5−16.
  255. Родной край и школа: Сб.ст./ Ред.: А. И. Лазарев и др. Челябинск: ЧГГТИ, 1973.-231с.
  256. К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. М., 1852.- 121с.
  257. М. О формировании обобщенных умений в наблюдательно-экспериментальной деятельности// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. — С.42−48
  258. М.В. Место стандарта в системе общего образования.// Стандарт и мониторинг в образовании: научно- методический журнал, 1998. -№ 1. С.40−41.
  259. H.A. Локальная экскурсия в природу// Биология в школе. 1973.-№ 4. — С.51−52
  260. А.З. Основы географического краеведения в сельской школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1976. 120с.
  261. A.M. К истории народных училищ Урала/ Вопросы истории Урала, 1975. Сб.13. — С.26−38.
  262. Сборник статей по краеведению и истории географии / Редкол.: А. Д. Сысоев (отв. ред.). Челябинск: Б.и., 1963. — 286с.
  263. Сборник трудов Челябинской окружной методической комиссии. Челябинск, 1925. — № 5. — С.67−68.
  264. В.М. Краткое начертание минералогии. СПб: Импер. А.Н., 1804.-IV, — 134с.
  265. А.Е. Проблема краеведения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931): Дисс.канд. пед. наук. -М., 1969. 285с.
  266. Д.Д. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. H.A. Константинова. М.: изд. АПН РСФСР, 1953. — 400с.
  267. Д.Д. Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям. Учебное пособие для учащихся./ Сост. Д. Семенов. Изд. З-е. -М.: Салаев, 1879. 199с.
  268. B.C., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе: (из опыта работы). -М.: Просвещение, 1974. 80с.
  269. М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функции учебника// Проблемы школьного учебника. Вып.7. — М.: Просвещение, 1987. — С.34−38.
  270. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: МП РСФСР, 1979.-65с.
  271. Н.В. Изучение природы родного края. -М.: Учпедгиз, 1960. 115с.
  272. И. Развитие народной школы на Урале в 19 веке: учебное пособие./ ИА. Слудковская, ПГПИ. Пермь, 1976. — 83с.
  273. Содержание регионального компонента: естественнонаучный аспект / J1.A. Корабейникова, О. И. Ширикова, В. А. Карьенов и др. Вологда: Русь, 1995 — 96с.
  274. Г. Я. Язык и стиль учебников (общедидактический аспект)// Проблемы школьного учебника. Вып. 18. — М.: Просвещение, 1988. -С.13−29.
  275. К.А. Элементы географии на краеведческой основе во 2−3классах: Метод, пособие для учителей нач. шк. 3-е изд. — М.: изд. АПН РСФСР, 1957. — (Пед. б-ка учителя). — 196с.
  276. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  277. Справочные материалы для создателей учебных книг/ Сост. В. Г Бейлин-сон. -М.: Просвещение, 1991. -303с.
  278. Стандарты и мониторинг в образовании// Научно-методический журнал. М., 1998. — № 1.
  279. К.Ф. Краеведение: Учебное пособие для естественно-географических факультетов пед. институтов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1974. — 144с.
  280. В.В. Региональный базисный план. Сравнительный анализ подходов// Стандарт и мониторинг в образовании: научно-методический журнал, 1998. № 1. — С.44−47.
  281. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
  282. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
  283. Д.И. По музеям Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1961.-96с.
  284. Т.А., Толмачев A.A. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании: пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: КГПУ, 1996. — 84с.
  285. Д.И. Вопросы методики использования краеведческого материала в процессе обучения биологии// Краеведческая работа в школе. -М., 1974. С.45−47.
  286. Д.И. Естествознание: каким ему быть в начальной школе// Педагогика, 1995. № 2 — С.39−40
  287. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. 2изд. — М.:Просвещение, 1979. — 144с.
  288. Д.И. Методическая подготовка учителя биологии // Советская педагогика, 1990.- № 10. С.81−84.
  289. Д.И. О первом отечественном учебнике естествознания для школы// Проблемы школьного учебника. Вып.9. — М.: Просвещение, 1981С. 166−177
  290. Д.И. Об особенностях дидактических материалов// Проблемы школьного учебника. -Вып.4. -М.: Просвещение, 1976. С. 173−183.
  291. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  292. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография/ Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  293. В.Ю. Методика естествознания в трудовой школе — M.-JL: Полиздат, 1930. 276с.
  294. Умом и сердцем: мысли о воспитании. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986.-368с.
  295. A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики 1 ступени): Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1969. — 481с.
  296. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173с.
  297. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.-80с.
  298. Учебные планы и программы курсов переподготовки учителей на 1944/45 уч.г.: Методика естествознания и географии// Гос. архив Челябинской области, ф.1000, оп.1, ед.хр.1195.
  299. Учебные программы для средней школы по естественно-научным дисциплинам с национально-региональным компонентом / отв. ред. Л.Г. Тас-каева. Архангельск: изд. Поморского междун.пед.ун-та, 1994. — 200с.
  300. Учебный план учительских 3-х месячных курсов с 20.04.1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106, ед.хр.902, С. 112.
  301. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.-557с.
  302. Фенонаблюдения и погода своей местности: программа и метод, рекомендации / Авт.- сост. Е. В. Храмова, A.A. Храмов. Ульяновск: УИП-КРО, 1997. — 46с.
  303. Фридман Л.М.О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях// Советская педагогика, 1971 .-№ 3.
  304. З.В. Краеведческая работа в начальных классах. М.: Учпедгиз, 1961. — (Из опыта учителя). — 52с.
  305. Челябинск неизвестный: Краевед, сб./ Сост. и науч. ред. B.C. Боже. Челябинск: Изд-во центра ист.-культ. наследия, 1996. — 232с.
  306. Челябинск: научно-краеведческая конференция. Окт.1966. Челябинск: ЮУКИ, 1967.- (Физ.география и биология).Вып.2. — 445с.
  307. С.Г. Учебник в системе средств обучения// Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1976. -Вып.4. С.37−51.
  308. A.A., Шиманюк А. Н. Изучение сезонных явлений: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1962. — 247с.
  309. А.Н., Попов Н. В., Гиллер А. Г. Фенологические наблюдения. -М.: Типография профиздата, 1948. 58с.
  310. А.П. Что и как наблюдать в природе: Методика и программа фенологических наблюдений. М.: АН СССР, 1957. — 59с.
  311. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края. М.: Учпедгиз, 1963. — 134с.
  312. Х., Айзенхут В. О взаимодействии школьных учебников с другими средствами обучения// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.51 -71
  313. Экология родного края / Под ред. Т. Я. Аимхяшной. Киров: Вятский гос.пед.ун-т, 1996.-719с.
  314. К. Значение биологических наблюдений в свободное от школьных занятий время.// Естествознание и география, 1913. № 2. — С.69−72.
  315. O.A. Интегративный курс «Естествознание» в старших классах средней школы: Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1995.-155с.
  316. К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. -№ 1.-СД25−146.
  317. К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. 4-е изд. переработанное. — М.: Учпедгиз, 1955. — 328с.
  318. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95с.
  319. Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение// Педагогика. 1999. — № 3 — С.49−54.
  320. The international conferens. The standarts in education: problems and perspectives (se-95)/ Proseedings. 9−13 october, 1995. Moscow, Russia/ - 312p.
Заполнить форму текущей работой