Учебно-методический комплекс по природоведению как средство реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что создана модель УМК по природному краеведению для начальной школы, в которой определены объем, содержание, структура и функции средств обучения, служащих эффективным средством реализации региональной составляющей начального естественнонаучного образования. Учебно-методические пособия, входящие в комплекс, отражают… Читать ещё >
Содержание
- ВведениеЗ
- Глава I. Теоретичая разработка проблемыановления и развития краеведчого принципа преподавания вознания в школах Рии
- 1. 1. ория развития идеи родиноведения в начальном веннонаучном образовании до 1917 г
- 1. 2. Вопр краеведения в учебно-методичих материалах начальной школы ввеий период
- Глава II. Научно-методичие овы разработки и реализации региональнойставляющей начального веннонаучного образования черезстемуев обучения
- 2. 1. Проблемаандартизации гдавенного образования
- 2. 2. Содержание региональнойставляющей ввременных веннонаучных программах для начальной школы
- 2. 3. Региональный учебно-методичий комплепо природоведению встемеев обучения
- Глава III. Методичие овия эффективного ользования регионального УМК по природоведению в учебном проце
- 3. 1. Организация эеримента по проверке педагогичой эффективни ользования регионального УМК на уроках природоведения в 3(4) кле
- 3. 2. Оценка и анализ результатов эериментальной работы
- 3. 3. Методика ользования «Дневника наблюдений над уралой природой» для организации внеурочных фенологичих наблюдениймладшими школьниками
Список литературы
- Ааслайд М. Учебно-методический комплекс// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С. Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. -С.92−97.
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988. — 96с.
- Акинфиева Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований// Педагогика. 1998. — № 4. — С.30−35.
- Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. мат-лов ГУО администрации Челябинской обл., Гос. учреждение Информ. изд. учебно-методического центра «Образование». — Челябинск, 2000. — 205с.
- Алеврас H.H., Конюченко А. И. Начальное образование на Южном Урале в конце 18 начале 20 в.в. Челябинск: ЧЕЛГУ. — С.4−12.
- Алиев С.Д. и др. Люби и изучай свой край: (Дагестан в вопросах и ответах) / С. Д. Алиев, Ю. Ю. Батий, М. С. Саидов. 2-е изд. дораб. И доп. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — 100с.
- Анастасова Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пос. для учителя под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1981- 80с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд. КГУД988 — 237с.
- Архипова Н.П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы: очерки истории открытия и изучения природы Урала. Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1982.- 302с.
- Бабакова Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения: Дисс.докт.пед.наук. -М., 1996. 310с.
- Бабакова Т.А., Мамотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: книга для чтения. Петрозаводск: Карелия, 1988. — 215с.
- Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988.-237с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения-М.: Знание, 1980. -80с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977.-254с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика, 1982. 192с.
- Барков A.C. Вопросы методики и истории географии (Избранные работы).-М.: изд. АПН РСФСР, 1961.-263с.
- Бармин Н.Ю., Глуздов В. А., Загрекова JI.B. Регионализация образовательной системы. //Педагогика. 1999. — № 3. — С. 13−17.
- Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. М.: УДЮТ, 1997. — 104 с.
- Батышев С.Я. Как проводить исследования на новых началах?// Педагогика. 1999. — № 8. — С.105−110.
- Бейлинсон В.Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М.: Книга, 1986. — 286с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JL: АПН РСФСР, 1948.-280с.
- Беляева B.C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1971. — 127с.
- Белякова Н.М. Формирование у учащихся 4−6 классов умения самостоя тельно вести наблюдения в процессе изучения курсов природоведения физики. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1976. 21с.
- Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов США и России // Педагогика, 1993.-№ 1. С.89−94.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
- Беспалько В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160с.
- Бим И. Л. Учебник и книга для учителя ядро УМК по иностранному языку//Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1978. -Вып.6 — С.123−125.
- Бирюков В.П. Записки уральского краеведа / предисл. А.Шмакова. Челябинск: ЮУКИ, 1968. — 141с.
- Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1965. — 695с.
- Боголюбов JT.H. Учебник и методическое пособие// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.133−150
- Большаков В.Н., Безель B.C. и др. Региональная экология. Екатеринбург: «Сократ», !998. — 176с.
- Боровицкий П.И. Совершенствовать сложившуюся систему биологического образования// Биология в школе, 1963.- С.46−49.
- Бурова Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины мира/ Дисс. докт.пед.наук. -М., 1998. 425с.
- Бученков А.Н. Советское краеведческое библиографоведение. М.: Книга, 1984.-224с.
- Валеев Г. Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. -1999.-№ 5. С.22−26.
- Вахрушев A.A. и др. Мир и человек. Земля. Части света. 2кл.: Кн. для учителя/ А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.- М.: Дрофа, 1998.- 128с.
- Вахрушев A.A. Мир и человек: Живые обитатели планеты: Учебник для Зкл. четырехлет. Начальной шк./А.А. Вахрушев, С.М., Алхутов, А. С. Раутиан. -М.: Дрофа, 1999. 136с.
- Вахрушев A.A., Раутиан A.C., Бурский О. В. Концепция учебной книги «Мир и человек»// Начальное образование в России. Инновации и практика. М.: Просвещение, 1997. — 258с.
- Веденеева Г. И. Азбука родного края: Пособие по краеведению. Воронеж: ВИПКРО, 1995. — 71с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.- 128с.
- Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. Л.: Лен. гор. ин-т УУ, 1940, вып. I- 150с.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол.спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983.-384с.
- Верзилин Н.М., Рыков H.A. Методические указания по естествознанию для 5,6,7 классов. Л.: Облплитпросветцентр, 1934. — 35с.
- Весенние и летние экскурсии в природу/ под ред. Б. В. Всесвятского. М.: Работник просвещения, 1928. — 147с.
- Вессель Н.Х. Местный элемент в обучении// Учитель, 1862. № 17. -С.839−846. — № 18. — С.893−901. -№ 19. — С.949−957.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. четырехлетней нач. шк./ Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов М.: Просвещение, 1998.-240с.
- Виноградова Н.Ф. Построение модели 6-летней начальной школы // Начальная школа. 1995. № 1. — С.64−68.
- Волкова П.И. Познай край родной: занимательное путешествие по Ульяновской области: метод, пособие. Ульяновск: ИПКиПРО, 1996 -104с.
- Воогт И, Рыжаков М. Пламб Т. Функции и структура стандартов: сравнительный анализ на примере 3-х стран// Тезисы докладов Международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». -М.:МУНТИ, 1995.-С.155−156.
- Вопросы совершенствования школьного учебника: Материалы 2 пленума Учен.Метод. совета при Мин. Просвещения СССР/ Сост.В. Г. Бейлинсон.- М.: Просвещение, 1975. 312с.
- Вопросы школьно-вузовского краеведения/ Ред. П. А. Колесников. Вологда: Сев.- Зап.кн.изд-во, 1970.- 112с.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя/ Сост. Л. Ф. Мельчаков М.: Просвещение, 1981.- 158с.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240с.
- Всесвятский Б.В. Экскурсии в природу Сокольников (пособие для преподавателей). М.-Пг.: Госиздат (Б.Г.), 1921. — 70с.
- Вульфсон Б.Л. Управление образованием на западе: тенденции централизации и децентрализации// Педагогика-1998.- № 2. С. 110−118.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1991. -479с.
- Выдержка из материалов по образовательной работе в трудовой школе. Вып.1// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, оп.1, ед. хр.854, С. 858.
- Географическое краеведение: Научн. сб. кафедр географии пед. институтов РСФСР / Ред. кол.: М. К. Снытко и др. Тамбов: ТГПИ. Вып. 1.-1976. — 128с.
- Герд А.Я. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — 208с.
- Герд АЯ. Об естественно-исторических экскурсиях//Учитель, 1986. -№ 7.-с.251−252.
- Герд А.Я. Предметные уроки в начальной школе. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1914. — 132с.
- Герд В.А. Экскурсия и краеведение в современной школе/ В кн.: Вопросы экскурсионного дела по данным Петроградской экскурсионной конференции 10−12 марта 1923 года. П-г., 1923. — С.97.
- Герд C.B. Юные натуралисты в краеведческой экспедиции. M.-JL: Молодая гвардия, 1930. — 158с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
- Гниловский В.Г. Занимательное краеведение: Беседы с юными краеведами о природе Ставропольского края. Ставрополь: Кн. изд-во, 1954. — 327с.
- Годовой отчет областной туристической станции за 1961 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.1000,оп.1,ед.хр.2270.
- Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии// География в школе. 1996. — № 3 — С.37−39
- Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222с.
- Горностаев П.В. Наблюдения при обучении естествознанию (К 250-летию со дня рождения И. Пестолоцци)// Биология в школе. 1996. — № 4.-С. 17−19.
- Горощенко В.П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения. М.:Просвещение, 1984. — 159с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая JI.A. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
- Граник Г. Г., Концевая Н. А., Бондаренко С. М. О перспективах расширения функций учебников.// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1985. — Вып.15. — С. 102−118
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. № 8 — С.30−34
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: рабочая тетрадь 3−4кл. Челябинск: ЮУКИ, 1999.-48с.
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Челябинск: ЮУКИ, 1999- 128с.
- Григорьева Е.В. Проведение фенологических наблюдений в начальной школе/ Сб. научных статей преподавателей и студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Часть 1. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — С.56−57.
- Григорьева Е.В. Тесты. Природа Южного Урала: Краеведческие задания для младших школьников. Челябинск: Дом печати, 1999. — 28с.
- Григорьева Е.В., Мохнатова Е. Р. Природоведение с основами краеведения: рабочая тетрадь к федеральным учебникам природоведения 3−4кл. -Челябинск: Дом печати, 1999 56с.
- Григорьева Е.В., Трушникова А. З. Дневник наблюдений над уральской природой: учебное пособие для 2-Зкл. Челябинск: Дом печати, 1997.- 80с.
- Даринский A.B. Краеведение: пособие для учителя/ А. В. Даринский и др. М.-.Просвещение, 1987. — 156с.
- Дидактические проблемы построения базового содержания образования: Сб. науч. трудов / Под ред. И. Л. Лернера, И. П. Журавлева. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993 — 210с.
- Дмитриева Н.Я., Товпинец И. П. Естествознание: Пробный учеб. М.: Просвещение, 1992.-1кл.-192с.- 2кл.-192с.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970. — 72с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания/ Под ред. Д. Д. Давыдова. М.: Педагогика, 1982 — 176с.
- Доклады научно-краеведческой конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции/ Редкол.: Сысоев А. Д. и др.: Челяб. отделение геогр. Об-ва Союза СССР. Челяб.краевед.музей. Челябинск, 1967.-174с.
- Доклады научно-краеведческой конференции: (Физическая география и биология). Челябинск. Вып.2: Октябрь, 1966 г./ Редкол. Сысоев А. Д. и др. — Челябинск, 1966. — 134с.
- Дювуар А. О значении естественных наук и преподавания оных // Русский педагогический вестник. 1860. -№ 11.- С.87−89.
- Егоров В.К. Родной край: В помощь школьникам изучающим природоведение. Челябинск: ЮУКИ, 1968. — 91с.
- Железовский Б.Е. Природоведение: интегрированный курс природоведения и экологии: уч. пос. для 3 кл. Саратов: ИУ «Добротея», ГП «Сара-товтелефильм», 1998. — 144с.
- Заборский А. Естественно-исторические прогулки с учениками народных школ// Естествознание и география, 1887. № 10. — С.65−77
- Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем// Педагогика. 1999. -№ 5 — С.8−14.
- Загвязинский В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С.9−14
- Заруцкий Б.А. Олимпиады по краеведению: Из опыта работы / Б. А. Заруцкий, A.A. Следников, ИМ. Солдатов. -М.: Просвещение, 1965. 103с.
- Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: Экология и образование, 1993. — 88с.
- Звягинцев Е.А. Родиноведение и локализация в школе. М.- П-г.: Госиздат, 1919.- 105с.
- Зуев В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по величайшему повелению. СПб., 1807.-т.1.- 240 е.- т.2−220 с.
- Зуев Д.Д. Концепция типового проектирования и конструирования учебных изданий: реальность, проблемы, перспективы//Проблемы школьного учебника. Вып.18.-М.: Просвещение, 1988.- С.286−319
- Зуев Д.Д. Некоторые проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника биологии в средней школе. М.: Педагогика, 1975. -С.30−45.
- Зуев Д.Д. Повышение эффективности учебно-методического комплекса как средства интенсификации учебного процесса// Проблемы школьного учебника: спец. выпуск/ Под общ. ред. Д.Д.Зуева-М.: Просвещение, 1987. С.7−37
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 240с.
- Иванов П.В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: Петр. кн. изд., 1977.- 106с.
- Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: Петр. кн. изд., 1966. — 182с.
- Иванов П.П. Экологическое направление в школьном краеведении и его воспитательное значение/ В сб.: Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранной деятельности. М., 1981. — С.20−27.
- Изучай свой край: Книга юного краеведа. М.: Мол. Гвардия, 1951- 264с.
- Инструкции для начальных народных училищ Оренбургского учебного округа. Пермь, 1914. — 49с.
- Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками// Начальная школа. 1994. -№ 1.- С.38−41
- Исаков Ю.А., Казанская Н. С., Тишков A.A. Зональные закономерности динамики экосистем. М.: Наука, 1986. — 156с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.- 288с.
- Кайгородов Д.Н. О школьных фенологических наблюдениях: В сб. «Программы школьных наблюдений над природой"/ Под ред. проф. В.Г. Глушко-ва, 1920. -С.111−113.
- Кайгородов Д.Н. На разные темы, преимущественно педагогические. С приложением опыта программы природоведения по общежитиям природы. Для средней полосы России. Спб.: А. С. Суворин, 1901. — 103с.
- Капп А., Пильвре У. Учебник основной элемент в комплексе средств обучения// Проблемы дидактики: Тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. — Таллин: НИИ педагогики ЭССР, 1979. — С. 116−122.
- Кару Г. И. Дидактические основы учебного комплекса по курсу физики седьмого класса// Проблемы дидактики: Тезисы конференции. Таллин: НИИ педагогики ЭССРД979. — С. 129−132.
- Карцева И.Д., Шубкина JI.C. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Уч. пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям М.: Просвещение, 1984. — 288с.
- Киселева Н.Ю. Научно-методические основы разработки и использования учебного пособия по экологии региона (на примере Нижегородского Поволжья): Дисс.канд.пед.наук. -М., 1997- 167с.
- Клепинина З.А. Природоведение. От лета к лету: Учеб. для 2 кл. трехлетней и 3 кл. четырехлетней нач. шк. 1-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI-век IT, 1998.-240с.
- Клепинина З.А. Природоведение: учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. 1-е изд. — С.: Acc. XXI- век, 1996. — 228с.
- Клепинина З.А. Я и мир вокруг: Учеб. для 2 кл. четырехлетней и 1 кл. трехлетней нач. шк. 2-е изд.- С.: Acc. XI-век IT, 1998.-128с.
- Клепинина З.А., Аквилева Г. Н. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека. Пособие для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы / М.: Просвещение, 1989 64с.
- Ковалева Г. С., Резникова В. З. Научный анализ знаний учащихся: международная программа // Биология в школе. 1992. — № 3−4.- С.31−35.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — 656с.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. -М.: Просвещение, 1991. 160с.
- Коржуев A.B. О классификациях, используемых в дидактических исследованиях// Педагогика. 1997. — № 1. — С.33−38.
- Коржуев A.B. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. 1999. — № 3. — С.8−12.
- Коржуев A.B. Сущностный подход в педагогическом исследовании// Педагогика. 1998. -№ 2 — С.22−28.
- Королева Н.В. О создании УМК// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.121 -133
- Краеведение в работе школы: из опыта работы школы № 4 г. Бабушкина. 2-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1955. — 158с.
- Краеведение в средней школе: Сб.ст. об опыте школьно-краевед. работы / Под ред. А. А. Яковлева. М.: АПН РСФСР, 1949. — 168с.
- Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии: Сб. ст. / под ред. И. С. Матрусова. М.: изд. АПН РСФСР, 1963. — 151с.
- Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся по биологии: учебное пособие. -Ставрополь: С111И, 1976.-162с.
- Край родной земля уральская: Хрестоматия. — Свердловск: Средне-Уральское кн.изд., 1967. — 148с.
- Край родной: Сб. ст./ Редкол.: В. М. Бурцев (отв ред.) и др. Челябинск: ЮУКИ, 1972. — Вып.7. — 1 Юс.
- Край южноуральский: Сб. / Ред. кол. П. В. Сапронов (отв. ред.) и др. Челябинск: ЮУКИ, 1974. — 162с.
- Кропачева Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: Дисс.канд.пед.наук.-Красноярск, 1999−170с.
- Круглый стол. Проблемы школьного учебника // Педагогика, 1999. № 4. -С.50−68
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения в Ют., 1959. -т.З. 798с.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения в 6т., 1980. -т.5. -495с.
- Куприянова М.К. и др. Сезонные наблюдения в природе: Метод, пособие для учителей природоведения и географии ср. шк./ М. К. Куприянова, Б. М. Мельник, З. Г. Щенникова: Свердловский обл. ИУУ- Екатеринбург: СОИУУ, 1992.-126с.
- Кыверялг А. О некоторых возможностях оптимизации учебного процесса.// Проблемы дидактики: Тезисы конференции/ Сост. Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. — С.7−14.
- Кыверялг A.A. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971. — 227 с.
- Кыверялг A.A. Условия эффективности и достоверности научных исследований // Советская педагогика. 1988. — № 5 — С.34−39.
- Латюшин В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 227 с.
- ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: 2-е перераб.изд. М.: Высш. шк., 1991 — 223с.
- Лернер И.Я. Основные элементы содержания образования и способы воплощения их в учебнике// Проблемы школьного учебника. Вып.6. — М.: Просвещение, 1978. — С.50−59.
- Лернер И.Я. Теоретические проблемы современного школьного учебника: сб.науч.тр. АПН СССР, НИИ общ. пед-ки/ Отв. ред. И. Я. Лернер. -М.:НИИОП, 1989.- 172с.
- Любите, изучайте, исследуйте свой край: Крат.указ. рекомендуемой лит. о Челяб.обл. / Челяб.обл.публ.б-ка. Библиогр.отд.-Челябинск, 1954. 16с.
- Лямцевич В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта по географии (на примере республики Коми): автореф. дисс .канд. пед. наук. М., 1999. — 23с.
- Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск: Высшая шк., 1966. — 239с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. -1993.-№ 1 С. 17.
- Материалы по перестройке системы народного образования области (1959г.)// Гос. архив Челябинской области, ф. 1000, оп.1, ед.хр.2122
- Мелехова О.П. Биологическое образование. Каким ему быть?// Биология в школе, 1998. № 4. — С.44−49.
- Мельчаков Л.Ф. Изучение природы родного края в III классе. Свердловск, 1971. — 61с.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3, 5, кл. сред, шк. 8-е изд. -М.: Просвещение, 1992. — 240 с.
- Методика обучения ботанике/ Под ред. В. Н. Падалко, В. Н. Федоровой. -2-е изд., переработ. М.: Просвещение, 1977. — 287с.
- Методика преподавания природоведения в начальных классах: теоретический курс авторизированного изложения/ В. А. Сергеева: Моск. Экс-тер.Гуман.ун.т. М: Б.И., 1994. — 172с.
- Методические рекомендации авторам книг для учащихся. -М.: АПН-СССР, 1998. 34с.
- Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. М: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1987. — 80с.
- Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении/ под ред. В. М. Беспалько. -М.: Педагогика, 1969. 116с.
- Микк А.Я., Пийримяги А.К. Опыт работы по созданию УК в Эстонской
- ССР// Проблемы школьного учебника, 1987. Вып. 17. — С.55−70.
- Микк А.Я. О проверке эффективности повышения понятности учебного текста// Проблемы школьного учебника. М. .'Просвещение, 1981. — Вып.9.-С.141−154
- Микк А.Я. Об ошибках измерений// Советская педагогика и школа. -Тарту, 1979. XIII — С.65−75.
- Микк Я. Результаты контрольных работ как показатель доступности учебника// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. -НИИ педагогики, 1979. С. 110−116.
- Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. М.: Просвещение, 1981. — 119с.
- Митрофанов П.Н. Внешкольная натуралистическая работа в условиях города: Дисс.канд. пед. наук. Д., 1969. — 147с.
- Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях: Монография. М.: Изд-во УДН, 1986.-84с.
- Монахов В.М. Как создать учебник нового поколения// Педагогика. -1997. -№ 1 С. 19−24.
- Морей Е.Я., Мирский Д. А. Использование краеведческого материала при изучении природоведения. Кишнев, 1980. — 97с.
- Моррей Е.Я. Влияние фенологических наблюдений на усвоение биологических знаний учащимися 5−7 классов (на материале школ Молдавской ССР).: Дисс.. .канд.пед.наук. М., 1969.-322с.
- Мохова М.Н. Наш край: Пособие по природоведению для учащихся нач.шк. Челябинск: ЮУКИ, 1972.- 84с.
- Муниров P.P. Краеведение в школах Башкортостана. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992.-89с.
- Муртазин Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии. -Уфа: БГУ, 1976.-92 с.
- Мб. Надеждина H.A. Экскурсия по родному краю: Пособие для учащихся -М.: Просвещение, 1963. 76с.
- Натали В.Ф. Экскурсионно-исследовательский метод в преподавании биологии //Естествознание в школе-1922. № 1-С. 1−9.
- Наумченко И.Л. Стандартизация образования процесс творческий// Педагогика. — 1997. — № 2 — С.30−33.
- Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 14−16 марта 1995 г. Улан-Уде: ТОО «Олзон», 1995. — 177с.
- Наш край. Учебное пособие/ Сост. JI.A. Тырычева- Миасс: Геотур, 1996 138 с.
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. 3-е изд. -М.: Гуманит изд. Центор ВЛАДОС, 1999. -Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 632с.
- Никишина Е.П. Использование местного материала на уроках природоведения в условиях Приамурья: учебное пособие по спецкурсу/ Ком.-на-Амуре гос. Пед. ин-т. Комсомольск-на-Амуре: Изд. Комс-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. — 120с.
- Николаев Н.Г., Ишкова Е. В. Краеведение: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1961.- 159с.
- Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2107 «География».- М.: Просвещение, 1985.- 127с.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. H.A. Трушин. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Учпедгиз, 1959. — 256с.
- О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП/ б от 5 сентября 1931 г.- в кн.: Директивы ВКП/б и постановления советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917 1947 гг. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1947, вып.1, С. 151 — 158 .
- Обеспеченность школ учебниками: постановление Челябинского ГУБО-НО от 30.03.1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, on. 1, ед.хр. 854, С. 386.
- Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1−3 класс: Книга для учителя / И.И. Ар-гинская, Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец, A.B. Полякова, З. И. Романовская. М.: Просвещение, 1994. — 255с.
- Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы в 2-х книгах. Книга 2/ О. Н. Сороцкая, А. А. Плешаков, Н. В. Федотов и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 287с.
- Обязательный минимум содержания начального общего образования // Начальная школа. 1998. — № 8. — С.3−7
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования.// Биология в школе, 1999. № 6. — С.20−24.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 0к.57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский яз., 1986. — 797с.
- Организация фенологических наблюдений и экскурсий в природу. Владимир: Обл. ООН, 1966. — 47с.
- Осенние и зимние экскурсии в природу/ под. ред. Б. В. Всесвятского. 2-е изд. -М: Работник просвещения, 1928. — 103с.
- Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (18 611 917). М.: Просвещение, 1982. — 208с.
- Пакулова В.М. О значении терминов в совершенствовании учебников биологии// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1981. -Вып.9. — С.109−119
- Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 1990 — 192с.
- Памятники природы Челябинской области: Сб./ Сост. А. П. Моисеев, М. Е. Николаева.- Челябинск: ЮУКИ, 1987.- 256 с.
- Пасечник В.В. Структура учебников биологии французской школы// Проблемы школьного учебника. М.:Просвещение, 1981. — Вып.9. -С.202−220
- Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.: Дисс. докт. пед. наук. М., 1994. — 266 с.
- Педагогическая энциклопедия./под ред. А. Г. Калашникова при участии М. С. Эпштейна т.2 — М.: Работник просвещения, 1930. — 634с.
- Пекпаев А. Мы изучаем природу: книга о природе родного края для уч-ся 3−4 кл. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1991. — 88с.
- Пекпаев A.A. Изучение природы родного края в 4 классе: пособие для учителей школ Марийской АССР. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1989.-65с.
- Перминова JI.M., Баранов JI.A., Ермолаева JI.K., Макинько JI.H. Опыт введения регионального компонента в содержание образования // Педагогика, 1998 № 4. — С.35−40
- Пермяк Е.А. Мой край: Рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ. -М.: Сов. Россия, 1970. 256с.
- Петросова P.A., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999, — 176с.
- Петросова P.A., Иванов В. И. Природоведение: уч. пособие 3 кл. М., 1999.- 104с.
- Плешаков A.A. 100 и еще 14 заданий по природоведению. М.: Вита-Пресс, 1997.-48с.
- Плешаков A.A. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.:Вентана-Граф, 1996.- 223с.
- Плешаков A.A. Зеленый дом: Методическое пособие в системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. М.: Просвещение, 1997. — 254с.
- Плешаков A.A. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 1998.-224с.
- Плешаков A.A. Природа. Книга для учащихся начальных классов. М.:1. Вентана-Граф, 1996. 143с.
- Плешаков A.A. Природоведение в 4 классе: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1994. — 63с.
- Плешаков A.A. Природоведение: Учеб. для Зкл. трехлет. и 4кл. четырехлет. нач шк. / под ред И. Д. Зверева. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 191 с.
- Плешаков A.A. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса трехлетней и 4-го класса четырехлетней начальной школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 48 с.
- Плешаков A.A. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы: Кн. для учителя-М.'.Просвещение, 1999.-79с.
- Плешаков A.A. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе.: Дисс.канд. пед. наук. М.: 1990, — 187с.
- Плешаков A.A., Сонин Н. И. Твои открытия: Альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 4кл. дляшк.1−4,3кл дляшк.1−3-М.:Дрофа, 1996.-122с.
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Программа «Окружающий мир"1−4кл.// Начальная школа, 1999. № 2. — С.60−62.
- Половцов В.В. К реформе преподавания естествознания в русской школе // Природа в школе, 1907. № 1. — С.6−12.
- Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 18−23.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981.-96с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144с.
- Полонский В.М. Структура результата научно-педагогических исследований// Педагогика. 1998 — № 7. — С.26−31.
- Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики// Педагогика. 1997. — № 1. — С. 14−19.
- Полонский В.М., Стрелецкая JI. О качестве диссертационных исследований //Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 118−120.
- Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии, как обязательный элемент трудового воспитания. // Экскурсионное дело, 1922 № 4−6.- С. 184−216.
- Полянский И.И. Избранные педагогические труды./ под ред. Б. Е. Райкова. М.: АПН, 1962. — 175с.
- Полянский И.И. Сезонные явления природы. СПб.: тип. М-ва внут-рен.дел, 1910.-275с.
- Попов Д.Д. О природе Якутии: пособие для учителя. Якутск: Якут. кн. изд., 1990. — 68с.
- Попов Н.В. Сигналы природы. Ростов н/Д.: кн. изд-во, 1961. — 76с.
- Попов Н.В. Фенологические наблюдения в школе: Пособ. Для учителей средней школы. 2-е изд., исправ. — М.: Учпедгиз, 1953. — 216с.
- Постановление Челябинского ГУБОНО «О летних работах в школе» от1103.1923г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106,о.1,ед.хр.849,С.198.
- Поташник М.И. Проблемы оптимизации в педагогике. // Советская педагогика. 1985. — № 2. — С.68−74.
- Приказ МинЛросв. РСФСР № 138 от 19 мая 1959 г. «О переходе школ на новые учебные планы и программы в связи с перестройкой системы народного образования// Гос. архив Челябинской области, ф. 1000, on. 1, ед.хр.2113.
- Примерные программы начального общего образования/ Сост. A.M. Во-дянский, И. А. Петрова. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 64с.
- Природа и экология Красноярского края: (программа школьного курса). -Красноярск: КГПУ, 1997. 47с.
- Природа родного края: Метод, рекомендации для учителей начальных классов / Сост. Григорьева Е. В. Челябинск: Дом печати, 1997 — 48с.
- Проблемы школьного учебника. Сб. ст. Вып. 19. История школьных учебных книг/ сост.В. Р. Рокитянский. -М.: Просвещение, 1990.- 416с.
- Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа/ Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 1998 — 224с.
- Программно-методические материалы: Биология 5−11 кл./ Сост. B.C. Кучменко. М.: Дрофа, 1998. — 160с.
- Программы IV группы школы I ступени на сентябрь 1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф. 106, ед. хр.903, сЛ 16.
- Программы для начальных народных училищ Пермской губернии. 4-х год. курсов обучения. Оренбург, 1915. — 134с.
- Программы по изучению родного края: Региональный компонент/ Кировский обл. институт усовершенствования учителей. Киров: КОИ-УУ, 1995. — 58с.
- Прокаев В.И. Физико-географическое районирование. -М.: Просвещение, 1983. 176с.
- Протоколы заседаний губернских школьно-инструкторских курсов при Челябинском ин-те Просвещения с 11.02.1921 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106, опись 1, ед.хр.58, с. 50.
- Протоколы заседаний первого областного съезда учителей. Челябинск, 3−5 июля 1946 г.//Гос.архив Чел.обл., ф.1000,оп.1,д.1326.
- Пугал H.A. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе.: Дисс. .докт.пед.наук-М., 1994 403с.
- Пугал H.A., Розенштейн A.M. Кабинет биологии: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 159с.
- Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Тезисы международной научно-практической конференции. М., 2000. — 140с.
- Райков Б.Е. Общая методика естествознания. M-JL: Гос. уч. пед. изд., 1947.-300с.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 7-е изд. — М.: Топикал, 1994. — 609с.
- Региональная политика культура — образование.^ С б. науч. трудов) / Рос. Акад. наук. Урал. отд. — Екатеринбург: УрОРАН, 1994. — 191с.
- Региональная программа непрерывного экологического образования. -Н.Новгород, 1992.-68с.
- Региональная программа развития образовательных систем: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. Пенза: Пензенский ИУУ, 1992.-82с.
- Региональный компонент к изучению предметов естественно-научного цикла «Тигр амурский»: пособие для учителей / авт.- сост. В.В. Маркело-ва. Владивосток: Дальнаука, 1998. — 38с.
- Репин С.А. Основные направления развития областной образовательной системы// Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. мат-лов ГУО Чел. обл., Челябинск, 1997. -Вып.З. — С.5−16.
- Родной край и школа: Сб.ст./ Ред.: А. И. Лазарев и др. Челябинск: ЧГГТИ, 1973.-231с.
- Рулье К.Ф. Жизнь животных по отношению к внешним условиям. М., 1852.- 121с.
- Руте М. О формировании обобщенных умений в наблюдательно-экспериментальной деятельности// Проблемы дидактики: тезисы конференции/ Сост. С.Алумяэ. Таллин: НИИ педагогики, 1979. — С.42−48
- Рыжаков М.В. Место стандарта в системе общего образования.// Стандарт и мониторинг в образовании: научно- методический журнал, 1998. -№ 1. С.40−41.
- Рыков H.A. Локальная экскурсия в природу// Биология в школе. 1973.-№ 4. — С.51−52
- Сафиулин А.З. Основы географического краеведения в сельской школе: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1976. 120с.
- Сафронова A.M. К истории народных училищ Урала/ Вопросы истории Урала, 1975. Сб.13. — С.26−38.
- Сборник статей по краеведению и истории географии / Редкол.: А. Д. Сысоев (отв. ред.). Челябинск: Б.и., 1963. — 286с.
- Сборник трудов Челябинской окружной методической комиссии. Челябинск, 1925. — № 5. — С.67−68.
- Севергин В.М. Краткое начертание минералогии. СПб: Импер. А.Н., 1804.-IV, — 134с.
- Сейненский А.Е. Проблема краеведения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931): Дисс.канд. пед. наук. -М., 1969. 285с.
- Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. H.A. Константинова. М.: изд. АПН РСФСР, 1953. — 400с.
- Семенов Д.Д. Отечествоведение. Россия по рассказам путешественников и ученым исследованиям. Учебное пособие для учащихся./ Сост. Д. Семенов. Изд. З-е. -М.: Салаев, 1879. 199с.
- Сергеев B.C., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе: (из опыта работы). -М.: Просвещение, 1974. 80с.
- Скаткин М.Н. Об усилении воспитывающей и развивающей функции учебника// Проблемы школьного учебника. Вып.7. — М.: Просвещение, 1987. — С.34−38.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: МП РСФСР, 1979.-65с.
- Скробова Н.В. Изучение природы родного края. -М.: Учпедгиз, 1960. 115с.
- Слудковская И. Развитие народной школы на Урале в 19 веке: учебное пособие./ ИА. Слудковская, ПГПИ. Пермь, 1976. — 83с.
- Содержание регионального компонента: естественнонаучный аспект / J1.A. Корабейникова, О. И. Ширикова, В. А. Карьенов и др. Вологда: Русь, 1995 — 96с.
- Солганик Г. Я. Язык и стиль учебников (общедидактический аспект)// Проблемы школьного учебника. Вып. 18. — М.: Просвещение, 1988. -С.13−29.
- Сонгайло К.А. Элементы географии на краеведческой основе во 2−3классах: Метод, пособие для учителей нач. шк. 3-е изд. — М.: изд. АПН РСФСР, 1957. — (Пед. б-ка учителя). — 196с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
- Справочные материалы для создателей учебных книг/ Сост. В. Г Бейлин-сон. -М.: Просвещение, 1991. -303с.
- Стандарты и мониторинг в образовании// Научно-методический журнал. М., 1998. — № 1.
- Строев К.Ф. Краеведение: Учебное пособие для естественно-географических факультетов пед. институтов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1974. — 144с.
- Судаков В.В. Региональный базисный план. Сравнительный анализ подходов// Стандарт и мониторинг в образовании: научно-методический журнал, 1998. № 1. — С.44−47.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
- Ткалич Д.И. По музеям Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1961.-96с.
- Ткачев Т.А., Толмачев A.A. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании: пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: КГПУ, 1996. — 84с.
- Трайтак Д.И. Вопросы методики использования краеведческого материала в процессе обучения биологии// Краеведческая работа в школе. -М., 1974. С.45−47.
- Трайтак Д.И. Естествознание: каким ему быть в начальной школе// Педагогика, 1995. № 2 — С.39−40
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. 2изд. — М.:Просвещение, 1979. — 144с.
- Трайтак Д.И. Методическая подготовка учителя биологии // Советская педагогика, 1990.- № 10. С.81−84.
- Трайтак Д.И. О первом отечественном учебнике естествознания для школы// Проблемы школьного учебника. Вып.9. — М.: Просвещение, 1981С. 166−177
- Трайтак Д.И. Об особенностях дидактических материалов// Проблемы школьного учебника. -Вып.4. -М.: Просвещение, 1976. С. 173−183.
- Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. — 144с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография/ Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
- Ульянинский В.Ю. Методика естествознания в трудовой школе — M.-JL: Полиздат, 1930. 276с.
- Умом и сердцем: мысли о воспитании. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986.-368с.
- Усова A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале курса физики 1 ступени): Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1969. — 481с.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.-80с.
- Учебные планы и программы курсов переподготовки учителей на 1944/45 уч.г.: Методика естествознания и географии// Гос. архив Челябинской области, ф.1000, оп.1, ед.хр.1195.
- Учебные программы для средней школы по естественно-научным дисциплинам с национально-региональным компонентом / отв. ред. Л.Г. Тас-каева. Архангельск: изд. Поморского междун.пед.ун-та, 1994. — 200с.
- Учебный план учительских 3-х месячных курсов с 20.04.1923 г.// Гос. архив Челябинской области, ф.106, ед.хр.902, С. 112.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.-557с.
- Фенонаблюдения и погода своей местности: программа и метод, рекомендации / Авт.- сост. Е. В. Храмова, A.A. Храмов. Ульяновск: УИП-КРО, 1997. — 46с.
- Фридман Л.М.О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях// Советская педагогика, 1971 .-№ 3.
- Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. М.: Учпедгиз, 1961. — (Из опыта учителя). — 52с.
- Челябинск неизвестный: Краевед, сб./ Сост. и науч. ред. B.C. Боже. Челябинск: Изд-во центра ист.-культ. наследия, 1996. — 232с.
- Челябинск: научно-краеведческая конференция. Окт.1966. Челябинск: ЮУКИ, 1967.- (Физ.география и биология).Вып.2. — 445с.
- Шаповаленко С.Г. Учебник в системе средств обучения// Проблемы школьного учебника. -М.: Просвещение, 1976. -Вып.4. С.37−51.
- Шиголев A.A., Шиманюк А. Н. Изучение сезонных явлений: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1962. — 247с.
- Шиманюк А.Н., Попов Н. В., Гиллер А. Г. Фенологические наблюдения. -М.: Типография профиздата, 1948. 58с.
- Шиманюк А.П. Что и как наблюдать в природе: Методика и программа фенологических наблюдений. М.: АН СССР, 1957. — 59с.
- Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края. М.: Учпедгиз, 1963. — 134с.
- Штрицель Х., Айзенхут В. О взаимодействии школьных учебников с другими средствами обучения// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1976. — Вып.4. — С.51 -71
- Экология родного края / Под ред. Т. Я. Аимхяшной. Киров: Вятский гос.пед.ун-т, 1996.-719с.
- Эргарт К. Значение биологических наблюдений в свободное от школьных занятий время.// Естествознание и география, 1913. № 2. — С.69−72.
- Яворук O.A. Интегративный курс «Естествознание» в старших классах средней школы: Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1995.-155с.
- Ягодовский К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. -№ 1.-СД25−146.
- Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. 4-е изд. переработанное. — М.: Учпедгиз, 1955. — 328с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95с.
- Яковлев Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение// Педагогика. 1999. — № 3 — С.49−54.
- The international conferens. The standarts in education: problems and perspectives (se-95)/ Proseedings. 9−13 october, 1995. Moscow, Russia/ - 312p.