Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании установлены тенденции использования информационных технологий в деятельности туристских фирм, выявлены функциональные задачи систем бронирования и резервирования. Выявлены педагогические возможности учебных средств на базе информационных технологий (обратная связь между пользователем и компьютеромкомпьютерная визуализация учебной информацииавтоматизация процессов вычислительной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Характеристика теоретических подходов к проблемам использования учебных средств новых информационных технологий в профессиональном образовании
    • 1. 1. Проблемы глобальной информатизации общества и задачи системы образования
    • 1. 2. Теоретические основы и требования к созданию и применению программных средств (ПС) учебного назначения
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты использования учебных средств новых информационных технологий в учебном процес
  • Выводы
  • Глава II. Особенности содержания и методов формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах
    • 2. 2. Блочно-модульный принцип построения учебного многофункционального средства новых информационных технологий
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной апробации учебных средств (ПК «Отель», «Турагентство»)

Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Проблема подготовки менеджеров туризма, готовых к профессиональной деятельности в турфирмах, является одной из важнейших в эпоху внедрения в туристскую индустрию России компьютерных систем бронирования и резервирования.

Персональные компьютеры становятся непременным атрибутом самых различных технических комплексов. Это относится и к современным компьютерным системам управления, регистрации и контроля за формированием и распределением туристского продукта, основной задачей которых является сбор, обработка и интерпретация информации, возникающей в процессе деятельности туристских организации.

Работу туристского агентства трудно представить без использования современных средств вычислительной техники и систем автоматизации работы туристского офиса. Эти системы позволяют решать как задачи, стоящие перед руководителем туристской фирмы: утверждение брутто и нетто тарифовконтроль оплаты туровоценка эффективности работы менеджеровоценка прибыльности направленийоценка оборота по туроператорам, так и задачи, стоящие перед менеджером: четкое следование утвержденным тарифамвыдача туристу на руки необходимых документовсвоевременная подача отчетностивозможность поднять старые данные. Часто в этих системах предусмотрена возможность ведения базы данных деловых партнеров, постоянных клиентов, встроены режимы рассылки факсов по модему и передачи сообщений по электронной почте.

В настоящее время существует тенденция создания сложных интегрированных туристских систем, включающих функции формирования и расчета туров, базы данных со справочной информацией и коммуникативные функции.

Процесс формирования и отправки туристских групп за рубеж или в пределах России без использования сетевых компьютерных технологий недостаточно эффективен даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о прочих многочисленных городах и регионах России. Особенности реализации туристского продукта не позволяют говорить по существу о полноценном рынке без соответствующего использования новых информационных технологий.

В России разработка и применение информационных технологий для обеспечения задач туроперейтинга на первом этапе (19 951 997 г. г.), ограничивается созданием небольших групп по оформлению документов, некоторой их систематизацией на уровне секретарской работы, и в лучшем случае автоматизацией рутинных процессов, и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических потребностей.

С 1998 г. разрабатываются и внедряются компьютерные системы, интегрирующие в себе современные сетевые и внутриофисные информационные технологии для решения задач менеджмента туроперейтинга (формирования туров) — турагентской деятельности (реализации туров) — задач учета и анализа экономической деятельности турфирмменеджмента гостеприимства (гостиничного и ресторанного обслуживания).

Недооценка преимуществ применения новых информационных технологий в деятельности туристских организации приводит к следующим отрицательным результатам:

• существенно увеличивается время принятия решения, особенно в критических ситуациях, и при необходимости количественного обоснования решения, связанного с обработкой больших массивов данных;

• затрудняются процессы подготовки материалов, использующих разноплановую информацию, поступающую из различных баз данных;

• отсутствует накопление данных в единой информационно-технологической среде, что приводит к ситуации, когда информация «живет» только совместно с экспертом, её поддерживающим, при увольнении которого соответствующие массивы практически перестают актуализироваться и в последующем не используются;

• затрудняется преемственность технологических приемов при смене персонала и требуется значительное время для обучения персонала [31, с. 4−5].

Для возрождения туризма в России, реализации его социальных и экономических функций, превращения в подлинную индустрию, необходимо существенное повышение эффективности деятельности и взаимодействия всех звеньев в цепи производства и доведения до потребителя туристского продукта.

Одним из средств достижения этих целей является внедрение в практику работы организаций туристской индустрии, новых информационных технологий на базе локальных сетей и телекоммуникационных технологий.

Усложнение систем и расширение их функций повышает требования к качеству подготовки менеджеров туристских фирм в сфере информационных технологий. В первую очередь от специалиста по менеджменту требуется четкое понимание круга задач, решаемых при помощи офисных систем, умение разрабатывать алгоритмы для решения этих задач и создавать соответствующие программы.

И поэтому структура и содержание подготовки туристских кадров должно быть тесно связано с требованиями, предъявляемыми к будущим менеджерам туристской индустрии. Если несколько лет назад требования были такие, как владение компьютером, умение работать с офисными программами, программами автоматизации туристского офиса, системами бронирования, электронной почтой, работать с Internet, то сейчас на первый план выходит требованиеуправление туристским бизнесом с помощью этих программ.

Одной из проблем, с которой столкнулись туристские организации при внедрении в свою деятельность новых информационных технологий, является неподготовленность персонала. По статистике, более 80% работников турфирм «не дружат» с Интернетом.

Освоение новых информационных технологий сводится в основном к краткосрочным семинарам, курсам повышения квалификации, организуемых для агентов и сотрудников фирм-туроператоров, а также на отдельных курсах по Internet.

Вместе с тем, в многоуровневой системе непрерывного туристского образования (довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного) Российской международной академии туризма проводятся научные исследования педагогических и методологических основ использования учебных средств на базе новых информационных технологий при подготовке студентов к их будущей деятельности в качестве менеджеров туризма.

Таким образом, актуальность проблемы состоит в формировании у студентов готовности к профессиональной деятельности в туристских фирмах в процессе изучения информационных технологий и развитии таких качеств, как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не боятся её новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т. п.

При этом понятие «готовность» включает в себя сочетание многих факторов, отражающих различные стороны и уровни обучения, воспитания и развития студента и трактуется как интегративное качество личности, включающее в себя опыт познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, обеспечивающее решение конкретных задач, возникающих в реальной профессиональной деятельности.

Новые технологии предоставляют широкие возможности развития системы образования и её адаптации к растущим требованиям рынка. Методы моделирования, изучение реальных рыночных ситуаций, деловые игры, «бизнес тренажеры» и т. д. представляют собой направления эволюции и прогресса методологии обучения в сфере туризма.

Отсутствуют научные исследования по разработке теоретических и методических основ использования учебных средств на базе новых информационных технологий в подготовки менеджеров туризма, для формирования необходимых знаний и умений в области информационных технологий.

Приобретение практического опыта по решению реальных задач с помощью новых информационных технологий происходит в течение нескольких лет работы в туристской фирме.

Таким образом, актуальна сама по себе необходимость разработки теоретических и методологических основ использования учебных средств на базе новых информационных технологий, с помощью которых приобретенные знания в вузе создавали бы новое качество, и срок адаптации сокращался бы до нескольких месяцев или недель.

В подготовке специалистов этого профиля необходимо сделать акцент на развитие у будущего менеджера навыков в использовании широких возможностей новых информационных технологий в своей деятельности для решения как технологических, так и экономических, управленческих задач.

Цель исследования: разработать и экспериментально прове* рить содержание и методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах в процессе освоения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов туристских вузов.

Предмет исследования: содержание и методы формирования готовности студентов туристских вузов к профессиональной деятельности в туристских фирмах.

Гипотеза: формирование готовности студентов туристских вузов к профессиональной деятельности в туристских фирмах будет эффективным если:

• в содержании учебных занятий будут учтены особенности деятельности туристских фирм, связанные с использованием информационных технологий;

• учебная деятельность студентов будет связана с разработкой объектно-ориентированных учебных средств — программных комплексов (ПК) «Отель», «Турагентство»;

• занятия студентов по программе «Туристское программирование» будут проводиться в форме деловых игр, тренингов, направленных на приобретение практического опыта решения задач, возникающих в реальной практике турфирм.;

Задачи исследования:

1. Выявить особенности использования информационных технологий в деятельности туристских фирм и с учетом этих особенностей педагогически обосновать внедрение информационных технологий в профессиональную подготовку студентов туристских вузов;

2. Разработать структуру содержания учебных средств на базе новых информационных технологии (ПК «Отель», «Турагентство»), способствующую формированию готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах;

3. Определить и экспериментально проверить критерии, показатели и уровни готовности студентов к профессиональной деятельности в области информационных технологий;

4. Разработать рекомендации прикладного применения модулей и блоков учебных средств на базе новых информационных технологий (ПК «Отель», «Турагентство»).

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: анализ применения новых информационных технологий на турфирмах, изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованиясравнительный анализ учебных программ в области преподавания новых информационных технологий в туристских вузахэкспериментальное преподавание, наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов.

Методологической основой исследования послужил системный подход к познанию явлений и процессов педагогической деятельности, который раскрыт в работах Ю. К. Бабанского, JI. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткинавопросы педагогики социального и профессионального самоопределения молодежи отражены в работах В. А. Кальней, В. А. Горского, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Чепика, С. Е. Шишова и др.- исследования в области преподавания информатики и основ программирования, которые получили отражения в работах В. М. Глушкова,

A. П. Ершова, В. А. Каймина, О. А. Козловой, А. А. Кузнецова, Е. И. Машбица, И. В. Роберт и др.- профессиональный аспект представляют работы А. И. Сеселкина, Н. И. Гаранина, С. В. Кибальникова, Ю.

B. Забаева, В. С. Преображенского, Л. А. Родигина, B.C. Кальней, В. Ф. Шангина, Т. В. Шангиной, Н. И. Плотниковой, Г. И. Тарасовой, И. С. Карели, Л. А. Зуевойфилософской базой являются труды Е. А. Бодиной, С. А. Козловой, К. В. Кулаева и др.

Этапы исследования:

I этап (1996;1997 гг.) — проводился теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, обоснована актуальность, сформулирована тема исследования, определены цели, задачи, научный аппарат.

II этап (1997;1998 гг.) — проводились пробные опыты по адаптации результатов предполагаемого теоретического исследования, в результате были разработаны педагогическая модель для последующего экспериментального исследования в условиях туристского вуза, педагогические рекомендации для преподавательского состава.

III этап (1998;1999 гг.) анализ результатов и их апробация, оформление результатов исследования и выводов.

Опытно — экспериментальная работа проводилась по данному исследованию в рамках эксперимента по обучению студентов на базе Российской Международной Академии Туризма в 1997/1998 и 1998/1999 учебных годах. В экспериментальном исследовании принимали участие до ста студентов 2 и 3 курса. В процессе обучения проводился мониторинг знаний обучаемых в виде анкетирования на входе и контрольных заданий на выходе.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяются следующим:

• разработана структура содержания учебных средств на базе НИТ (ПК «Отель», «Турагентство»), учитывающая особенности использования информационных технологий в деятельности туристских фирм;

• определено содержание практических занятий студентов, включающее выполнение учебных задач связанных с разработкой объектно-ориентированных учебных средств на базе НИТ;

•определены и экспериментально проверены критерии, показатели и уровни готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах с учетом знаний НИТ;

• разработаны рекомендации прикладного применения модулей, блоков, учебных средств на базе НИТ, раскрывающие содержание информационного обеспечения деятельности туристских фирм (создание справочников, формирование туров, расчет стоимости туров, бронирование и реализация туров).

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

• Логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогическои наукиразноооразными источниками педагогической, технической, туристской информации;

• Сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опыта;

• Комплексным характером поэтапного экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфики этапа исследовательской работы;

• Подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных результатов в процессе повышения готовности студентов туристских вузов к профессиональной деятельности в туристских фирмах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержание, и методические рекомендации применения модулей и блоков учебных средств на базе НИТ, раскрывающих особенности профессиональной подготовки студентов к деятельности в туристских фирмах и обеспечивающих им высокий уровень деятельности по формированию туров, расчету цены туров, созданию справочников, бронированию туров и т. д.- определены типы (такие как, технологические, управленческие, экономические и т. д.) и содержание учебных задач, и сценарии деловых игр, которые используются в лекционных и семинарских курсах, тренингах, «деловых играх», в Российской международной академии туризма.

В рамках экспериментального исследования разработаны и внедрены в практику учебной деятельности Российской международной академии туризма программы и методики (разработана структура и содержание курсовой работы на Access, входящая в программу по курсу «Туристское программирование»), способствующие формированию готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель учебного средства на базе НИТ, учитывающая особенности использования информационных технологий в деятельности туристских фирм, и особенности содержания и организации профессиональной подготовки в туристских вузах;

2. Содержание блоков и модулей учебных средств на базе НИТ, отражающих особенности использования информационных технологий в деятельности туристских фирм, связанных с решением технологических, экономических, управленческих задач;

3. Совокупность критериев и показателей уровней готовности студентов к профессиональной деятельности в использовании НИТ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры «Информационных технологий, туристского программирования и логистики» Российской международной академии туризма, на научно-практической конференции «Актуальные проблемы туризма — 99» г. Можайск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное экспериментально — теоретическое исследование позволило поставить и наметить решение одной из важных проблем педагогики: поиск оптимального сочетания двух аспектов компьютерного обучения профессионально — воспитательного и технологического аспектов. При этом в качестве фундаментальной основы решения данной проблемы был рассмотрен деятельностный подход к учению как к процессу целенаправленного приобретения и накопления знаний, обуславливающий творческое развитие личности.

Профессионально — воспитательное начало педагогического процесса компьютерного обучения представляется в контексте самоутверждающего принципа креативной педагогики и психологических принципов — мотивации, самоактуализации, саморазвития и роста личности, раскрывающих человеческий потенциал.

Вышеуказанная проблема нами рассмотрена в контексте дея-тельностного подхода педагогов — исследователей Л. С. Выгодского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, на основании развития теории программируемого обучения и теории формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, а также в контексте принципов личностно — ориентированного обучения педагогики креативной ориентации (Е. И. Пассов, А. Г. Алейников). Общение, как ключевое средство личностно — ориентированной направленности, является основополагающим при обучении в искусственной среде. Оно обуславливается интерактивным диалогом между компьютером и обучаемым.

В этой связи в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности использования информационных технологий в деятельности туристских фирм и с учетом этих особенностей педагогически обосновать внедрение информационных технологий в профессиональную подготовку студентов туристских вузов;

2. Разработать структуру содержания учебных средств на базе новых информационных технологии (ПК «Отель», «Турагентство»), способствующую формированию готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах;

3. Определить и экспериментально проверить критерии, показатели и уровни готовности студентов к профессиональной деятельности в области информационных технологий;

4. Разработать рекомендации прикладного применения модулей и блоков учебных средств на базе новых информационных технологий (ПК «Отель», «Турагентство»).

В ходе исследования обоснованы следующие положения:

• личностно-ориентированное обучение, заложенное в профессионально-воспитательной модели компьютерного образования, учитывает научно-обоснованную отраслевую деятельность, мотивацию обучения, перспективность компьютерных средств обучения;

• профессионально-ориентированное компьютерное обучение обеспечивает: самоактуализацию и творческое развитие обучаемого, подчеркивает индивидуализацию при ведущей роли личностного аспекта;

•в основе воспитательного аспекта использования учебных средств на базе НИТ лежит удовольствие, получаемое от использования персональных компьютеров. Само удовольствие вызывается «отзывчивостью» компьютера. Компьютеры отвечают мгновенно и недвусмысленно, что и доставляет удовольствие. Этот положительный эффект работы с машиной пробуждает к дальнейшим контактам при решении новых, поставленных перед обучаемым задач и повышает общую культуру процесса общения со средствами высоких технологий.

Показана актуальность применения учебных средств на базе НИТ, повышающих готовность студентов к профессиональной деятельности. В диссертационном исследовании материал изложен в такой последовательности. Вначале выделены основные аспекты использования учебных средств на базе НИТ на данном этапе в обществе в целом. Выделены проблемы глобальной информатизации общества и задачи системы образования по использованию в процессе обучения перспективных учебных средств на базе информационных технологий. Рассмотрены педагогические основы внедрения учебных средств НИТ в учебный процесс профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Отмечено, что психолого-педагогические аспекты использования учебных средств НИТ являются определяющим фактором при планировании внедрения информационных технологий в процесс обучения. Далее проведен анализ и дана общая характеристика учебной деятельности, основанная на применение новых информационных технологий. Отражены теоретические основы эффективности обучающего воздействия информационных технологий.

Предлагается методика обучения с использованием учебных средств НИТ, повышающая готовность студентов к профессиональной деятельности в области использования новых информационных технологий.

Полученные результаты проведенного диссертационного исследования позволили сформулировать следующие обобщающие выводы:

1. В исследовании установлены тенденции использования информационных технологий в деятельности туристских фирм, выявлены функциональные задачи систем бронирования и резервирования. Выявлены педагогические возможности учебных средств на базе информационных технологий (обратная связь между пользователем и компьютеромкомпьютерная визуализация учебной информацииавтоматизация процессов вычислительной, информационно-по исков ой деятельности и обработка результатов учебного экспериментаавтоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения), способствующие формированию готовности студентов к профессиональной деятельности в туристских фирмах, связанной с умением осуществлять прогнозирование результатов деятельностиразрабатывать стратегию поиска путей и методов принятия решений как учебных, так и практических задач и др.

2. Разработанная нами структура содержания учебных средств на базе информационных технологий (ПК «Отель», «Турагентство») способствует: актуализации знаний маркетинга, экономики, менеджмента, современных программных продуктовприобретению опыта исполнительской работы пользователя современных компьютерных системкоммуникативного опытаопыта программированияразвитию интеллектуальных способностей личности.

3. Выявлена и экспериментально проверена совокупность критериев и показателей, позволяющая адекватно определить уровни готовности студентов к профессиональной деятельности в туристской фирме в использовании информационных технологий.

4. Разработаны рекомендации прикладного применения (раскрывающие их функциональное назначение) модулей и блоков на практических занятиях, в ходе выполнения курсовых работ по разработке объектно-ориентированных учебных программных средств на базе информационных технологий.

Одним из главных критериев качества туристского образования является готовность к использованию новых информационных технологий, для решения практических задач в производственной деятельности. Это также поможет успешно, с пониманием дела взаимодействовать с соответствующими специалистами, глубоко понимающими свои проблемы.

Должна произойти интеграция «туризм + новые информационные технологии + педагогика и психология». При такой интеграции можно рассчитывать на эффективность, качество и востребованность профессиональной подготовки менеджеров туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы: Учеб. пособие. С. Петербург, 1987.-87 с.
  2. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения.//ИНФО. 1993. — № 5. — С. 7−25
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.:1. ИОШ РАО, 1994.- 228 с.
  4. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. 244 с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). М., 1982. — 192 с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.254 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. ~М., 1982. 191 с.
  9. Базовый курс информатики: Программа, требования к уровню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. М., 1998.-44 с.
  10. М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб., 1997. — 400 с.
  11. П.Берг А. И. Состояние и перспективы развития программированного обучения.-М., 1966.-27 с.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 192 с.
  14. В.П. Теория учебника. М., 1988. — 160 с.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. — 144 с.
  16. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационныетехнологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург, 1995.- 144 с.
  17. В.М. Эффективность обучения. М, 1976. — 191 с.
  18. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. — № 3.- С.8−13.
  19. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования /Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». 1997. — № 1. — С. 38−45.
  20. Д.А., Федосеев А. А., Христочевский С. Телекоммуникации дляобразования//ИНФО. 1993. — № 2 .- С. 27−29.
  21. Г. А. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии//Педагогика. 1993. № 5. — С. 12−16.
  22. Я.А., Грачев Б. Н., Пронина Л. М. Информационная среда для народного образования//Педагогика. 1994. — № 3. — С. 28−31.
  23. Я.А., Королев В. Новые разработки для образования//ИНФО. -1993. № 2.- С. 5−7.
  24. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 237 с.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1968.-353 с.
  26. Н. Кибернетика и общество. М., 1958. — 200 с.
  27. Н. Творец и робот. М., 1966. — 103 с.
  28. Н.А., Колос В. В., Кудрявцева С. П. Модель активизации базы знаний учебного назначения в адаптивных обучающих системах//УсиМ. 1992.- № 9/10. С. 88−98.
  29. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты). М., 1995. — 220 с.
  30. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982. — т.1. — 487 е.- т.2. — 504 е.- т.З.- 367 е.- т.4. — 432 е.- т.5. — 369 е.- т.6. — 397 с.
  31. Н. И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие для студентов 4 курса направления «Менеджмент». М.: РМАТ, 1996. — С. 4−5.
  32. Т., Машбиц Е. И. Психологические проблемы эффективности применения компьютеров в учебном процессе//Вопросы психологии. 1989. — № 3,-С. 105.
  33. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педаглгика, 1989. — 264 с.
  34. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998. — 608 с.
  35. О.Я. Готовимся к выпускным экзаменам//Информатика и образование. 1995. — № 6. — С. 57−61.
  36. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М., 1968. — 44 с.
  37. А.В. Информатика фундаментальная и прикладная//Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 27−30.
  38. С.В. Информационные технологии и реформа образовательного процесса в вузе//Тезисы докладов 6-й Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч.2. — Курск. — 1998.- С. 30−33
  39. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М., 1996. — 24 с.
  40. И.В. Методические проблемы компьютеризации в школе// Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−4941 .Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972. — 424 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1986. — С. 21−23 с.
  42. А.И. Самосовершенствование личности. Р.-Д., 1977. — 123 с.
  43. А.В. Концепция информатизации образования.//ИНФО. 1988. — № 6.-С. 3−8.
  44. А.П. Введение в теоретическое программирование. (Беседы о методе).-М., 1977.-288 с.
  45. А.П. Как учить программированию//Микропроцессорные средства и системы. 1986. — № 1.- С. 23−29
  46. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование //Математика в школе. 1989. — № 1. — С. 14−30.
  47. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре// Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 11−12.
  48. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. Ф. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)//Информатика и образование. 1995.1. С. 3−19
  49. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. М., 1973. — т.1. — 407 е.- т.2. — 368 с.
  50. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие. М., 1984. — 230 с.
  51. Инструментальные средства для конструирования программных средствучебного назначения/Под ред. Г. Л. Кулешова. М., 1989. — 263 с.
  52. Информатика: Учебник/Под ред. Н. В. Макаровой. М., 1997. — 786 с.
  53. Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев, 1988.- 156 с.
  54. В.А. Экзаменационные задачи//Информатика и образование.1996.- № 5.-С. 123−127.
  55. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.-314 с.
  56. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5 т. М., 1998. т.1. — 192 е.- т.2. — 256 е.- т.З. — 384 е.- т4. — 312 е.- т.5. — 248 с.
  57. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М., 1997.-212 с.
  58. С. Новые информационные технологии и реформа школы.//ИНФО.1993. № 5.-С. 117−123
  59. Кибернетика. Становление информатики. -М., 1986. 190 с.
  60. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. — 328 с.
  61. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. — 222 с.
  62. Клинберг JL Проблемы теории обучения. М., 1986. — 176 с.
  63. Е.Я., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе. -М., 1987.- 128 с.
  64. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. — 504 с.
  65. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя./ Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полат.- М., 1995. — 167 с.
  66. Концепция информатизации образования//Информатика и образование. -1990.-№ 1.-87 с.
  67. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973. — 324 с.
  68. Ю.Л. Экзамен по информатике в университете//Информатика и образование. 1997. — № 2. — С. 46−47.
  69. В.В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. -Чебоксары, 1997. 51 с.
  70. Кравченко Г Г., Цалюк В. З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//Информатика и образование. 1998. — № 7. — С. 93−99
  71. А. Система информатизации высшей школы России.//ИНФО.1993.- № 2. -С. 3−5.
  72. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
  73. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1985. -431 с.
  74. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М, 1985.-317 с.
  75. А., Лецко. Компьютерные сети в обучении.//ИНФО. 1987. — № 2.-С.87−88.
  76. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. М., 1996. — 176 с.
  77. Т.В. Психология технического мышления. М., 1975. — 303 с.
  78. А.А., Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика//Информатика и образование. 1986. — № 2. С. 29−31.
  79. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.- 114 с.
  80. H.B., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПБ., 1993.-54 с.
  81. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание//Педагогика. -1994.- № 1.- С. 7−12.
  82. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. -231 с.
  83. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М., 1970.-261 с.
  84. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — 367 с.
  85. Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190 с.
  86. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  87. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического об-разования.//ИНФО. 1992. — № 1 — С. 3−6.
  88. B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы. -М., 1991. 86 с.
  89. А.А. Педагогическое общение. М., 1996. — 93 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  91. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 185 с.
  92. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М., 1996. 120 с. 1. V J1
  93. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. — 685 с.
  94. .Т. Педагогика. М., 1996. — 462 с.
  95. Д.А., Сухов А. В. Фрагменты компьютеризированного учебника для контроля знаний.//ИНФО. 1995. — № 3. — С. 91−97
  96. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М., 1985.- 158 с.
  97. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб., 1992. — 135 с.
  98. М. Методологические основы дидактики. М., 1987. — 221 с.
  99. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.
  100. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  101. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы.1. М: Знание, 1986.- 80 с.
  102. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  103. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. — 223 с.
  104. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризацииобучения. М., 1988. — 192 с.
  105. Е.И., Бондаревская В. М. Зарубежные концепции программированного обучения. Киев, 1964. — 170 с.
  106. А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика//Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 153−155.
  107. Моделирование педагогических ситуаций./Под ред. Ю. Н. Кулюткина и
  108. Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  109. В.А. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся//Вопр. психологии. 1986. — № 3.- С. 22.
  110. Мультимедиа./Под ред. Петренко А. И. М., — 1994. — 272 с.
  111. Н. Принципы искусственного интеллекта. М., 1985. — 317 с.
  112. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996. — 130 с.
  113. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997. — 253 с.
  114. В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением автоматизированных обучающих систем. М.: НИИ ВШ, 1985.-С. 48.
  115. Ш., Ниязхонов Т., Маджидов М. Контрольно-тестовые программы с таймером и журналом регистрации.//ИНФО. 1993. — № 1. — С. 111 112.
  116. Образование: Традиция и инновации и инновации в условиях социальных перемен./ Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича, М., — 1997. — 326 с.
  117. Обучение и развитие./Под ред. J1.B. Занкова. М., — 1975. — 440 с.
  118. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
  119. В. Процесс обучения. М., 1962. — 171 с.
  120. Основы дидактики/Под ред. Б. П. Есипова. М., — 1967. — 472 с.
  121. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. — 303 с.
  122. С.В. Концепция реализации личностно ориентированногообучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий. М., 1998, — С. 36.
  123. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. -М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.- 225с.
  124. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996, — 602 с.
  125. В.И., Савинков В. М., Толковый словарь по информатике.1. М., 1995, -544 с.
  126. А.В. Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  127. А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М., 1992. — 70 с.
  128. В.М. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике.//Педагогика. 1993. — № 3.- С. 78−85.
  129. Г. С. Искусственный интеллект. М., 1988. — 278 с.
  130. А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки//Советская педагогика. 1953. — № 5. — С. 33−43.
  131. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М., 1997. — 512 с.
  132. Психология и педагогика. Курс лекций/Под ред. К. А. Альбухановой, Н. В. Васиной и др. М., 1998. — 320 с.
  133. Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. А. А. Радугина. М., 1999.-256 с.
  134. Психология. Словарь//Под общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. — М., 1990.-492 с.
  135. И.В. Какой должна быть обучающая программа.//ИНФО. 1986. — № 2.-С. 90−95.
  136. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. -С. 7.
  137. И.В. Средства новых информационных технологий школе//ИНФО. 1989.- № 2.-С.23−31.
  138. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования//Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 13−16.
  139. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990, — 112 с.
  140. Н. Ю. Мультимедиа в образовании.//ИНФО. 1994. — № 4.-С. 89−96.
  141. В.В. и др. Компьютер как средство учебного моделирования.// ИНФО. 1987. — № 5 — С.8−13.
  142. Рубцов В В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения.// ИНФО. 1987. — № 3. -С.3−16.
  143. А .Я. и др. Актуальные проблемы создания автоматизированной системы управления высшей школой. //СВШ. 1981. — № 2. — С. 135 147.
  144. А.Я. и др. Компьютеризация образования- необходимое условие научно-технического прогресса .//СВШ. 1987. — № 1. — С. 95−106.
  145. А.Я. и др. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М., 1986. — 176 с.
  146. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего обра-зования//Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 30−38.
  147. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.1. М., 1986. 150 с.
  148. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 96 с.
  149. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 1994. — С. 195.
  150. Н.М. Информационные семантические системы. М., 1989. -317с.
  151. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу.//Сов. педагогика. — 1985. — № 12. — С.34−38.
  152. Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М., 1977.-64 с.
  153. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.-М., 1969.- 133 с.
  154. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 — 343 с.
  155. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса.- М., 1977, С. 64.
  156. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения/под ред. Е. С. Полат, М., 1989,122 с.
  157. А.В. Информатика и искусственный интеллект. М., 1991. — 125 с.
  158. А.Ю. Учебные компьютерные сети//ИНФО.-1993. № 3 — С. 41−57.
  159. Ф. Мир через электронные послания//ИНФО. -1995.- № 3 С. 116−119.
  160. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. — 512 с.
  161. С.А. Информатизация образования//ИНФО.- 1994.- № 1 С. 13−20.
  162. Хроменков Н А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс.- М., 1989, 192 с.
  163. М.С. Информационные технологии в обучении: Учебное пособие. -Тамбов, 1997.-С. 8.
  164. Д. В. Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./Под ред. Д. В. Чернилевского. М., 1996, 288 с.
  165. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. -М., 1982. 185 с.
  166. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. -91 с.
  167. С.А. Обучение и научное познание. М., 1981. — 208 с.
  168. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997. — 214 с.
  169. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1979. -351 с.
  170. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1983,223 с.
  171. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972. — 216 с.
  172. Э.С. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978 — 391 с.
  173. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 144 с.
  174. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1969. 317 с.
Заполнить форму текущей работой