Формирование коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков
Диссертация
Инструментом выявления достаточности и полноты этих условий явилась совокупность знаний, умений и навыков обучающегося, которая свидетельствует о наличии у него высокого уровня коммуникативной культуры. Он должен уметь вести себя адекватно ситуации общения, воздействовать на собеседника в нужном направлении, устанавливать и поддерживать с ним контакт, вести общение гибко, реагировать на позицию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- 1. 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков
- 1. 2. Сущность формирования коммуникативной культуры
- 1. 3. Роль иностранного языка в формировании коммуникативной культуры в процессе изучения иностранных языков
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
- 2. 1. 0. рганизационные основы экспериментального исследования по формированию коммуникативной культуры у студентов технического вуза в процессе изучения иностранных языков
- 2. 2. Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на формирования коммуникативной культуры у студентов технического вуза в процессе изучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Алякринский Б. Общение и его проблемы. М.: Знание, 1982.-82с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1997. — 376с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Книга 1. — Казань: Издат-во Казанского университета, 1996. 567с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.- Просвещение, 1969. — 269с.
- Арнольдов А.И. Культура: человек и картина мира. (АН СССР, Институт философии. Отв.ред. Арнольдов А.И.) М.: Наука. 1987. -347с.
- Арнольдов А.И. Культура и современность. М.: Мысль, 1976. 287с.
- Атватер И. Я Вас слушаю.: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника./ Сокр.пер.с англ. М.: Экономика, 1984. -111с.
- Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся СУЗов средствами ролевой игры. Автореф. дис.канд.пед.наук., Казанский гос. ун-т. Казань, 1994. — 24с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1982. 254с.
- Баскаков A.M. Психологическая культура межличностных отношений./ ЧИПКРО. Челябинск, 1996. — 151 с.
- Баскаков A.M. Этика и психология делового общения./ ЧИПКРО. -Челябинск. 1993.- 143с.
- Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. 174с.
- Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения.// Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы.: Сб.статей. -М.: ИФАН, 1981. е.-41−63.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1989. — 82с.
- Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества. — М.: Политиздат, 1989. 565с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание./ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: основы программы. -Кемерово: Алеф, 1992. 93с.
- Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М.: Интерэксперт, 1992. — 138с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 200с.
- Бодалев A.A. Ковалев Т. А. Психологические трудности общения и их преодоление.// Педагогика, 1992, № 5−6, с.65−70.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.:Педагогика, 1983. — 188с.
- Большой толковый словарь русского языка./ Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Спб.: Норинт, 1998. — 1536с.
- Большой энциклопедический словарь. / Гл.ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1993. 1628с.
- Борев В. Ю. Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. — М.: Наука, 1986.-301с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216с.
- Буева Л.П. Общественные отношения и общение.// Проблемы общения и воспитания. Тарту: Изд -во Тарт.гос.ун-та, 1974. — 4.1. -с.10−35.
- Бурова H.A. К вопросу о развитии социокоммуникативности в студенческой среде// Человек и его среда. — Красноярск, 1997. — 220с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — Москва: Высш.шк. 1991. — 225с.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. -172с.
- Воробьёв В.В. Лингвокультурология. — М. — Изд-во РУДН, 1993.-186с.
- Выготский Л.С. Собр.соч. М., 1982.
- Гаязов A.C. Общество, государство, воспитание гражданина. -Уфа.: БГПУ, 1998.- 89с.
- Гаязов A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995.- 238с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XX века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М.: Современник, 1998.- 608с.
- Голованова В.Г. Искусство и система общения. — Ташкент: Фан, 1977.-133с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. института- М.: Совершенство, 1997.-116с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 143с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.- 470с.
- Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1992.- 87с.
- Диагностика коммуникативных особенностей личности: Метод. рекомендации/Магнитог.пед.ин-т. Каф. педагогики- Сост. Л. И. Савва, Е. Ю. Семыкина. Магнитогорск, 1998. — 48с.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Наука, 1980 -120с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1987. -207с.
- Дуранов М.Е. Профессиональная направленность студентов/ Магнит.гос.пед.институт. — Магнитогорск, 1992. — 118с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дис.докт.пед.наук. Д.: Изд-во Ленингр.гос.ун-та. 1991. — 38с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. — Л., 1992. — 106с.
- Ершов A.A. Психология соактивности людей. — СПб., 1992. — 52с.
- Жернов В.И., Дуранов М. Е. Культура и образование личности. — Магнитогорск: Изд-во Магнит. Гос.пед.ин-та, 1998. — 12с.
- Жоглина Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов(Фр.яз., языковой вуз): Автореф. Дис. канд.пед.наук: (13.00.02)Моск.гос.лингв.ун-т. М., 1998. — 17с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.-63с.
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 104с.
- Журавлев A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом// Психологические исследования общения. М., 1985. -с. 179−192.
- Забродина Н.В. Педагогические условия формирования когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста./на примере гуманитарных дисциплин/ Автореф.диссерт.канд.пед.наук. Челябинск: ЧГПИД996. — 17с.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр пер. с нем. — М.: Экономика, 1990. 334с.
- Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры //Избранное. М., 1996. — т.1: Философия культуры. 393с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1985. 160с.
- Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев.: Наука, 1981.-198с.
- Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1976. — 146с.
- Иванова B.C. К вопросу о коммуникативной активности личности.// Формирование творческой личности учеников и студентов. Омск, 1978. — 178с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464с.
- Ильяева И.А. Культура общения. Воронеж: ВГУ, 1989. 168с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 399с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. 190с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М, 1973. — 80с.
- Кинелев В.Г. Объективная необходимость./ История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России./ М: Республика, 1995.-353с.
- Кириленко Г. А., Гайко И. Л. Общественно-специфические и межличностные условия пространственной организации общения: Текст лекций. Минск, 1987. — 96с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. 132с.
- Ковина Т.Е., Колеченко А. К., Агафонова И. Н. Коммуникативная культура и ее экспертиза. СПб., 1996. — 20с.
- Колкер Я.М. Речевые способности: как их формировать?// Иностр.яз. в шк. 2000. — № 4. — с:30−33,54.
- Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под. ред. С. Е. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л., 1987.-55с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. -254с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984.-186с.
- Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности. — Рига, 1984. 105с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога исследователя. Самара: Изд-во Самар.гос.пед.ин-та, 1994., 163с.
- Крижановская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-412с.
- Криулина А.А. Психология общения: Учеб. пособие по социальной психологии. Курск, 1993. — 265с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и практические аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. -205с.
- Круглова Л.К. Основы культурологии. Санкт-Петербург: Наука, 1995.-217с.
- Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. -217с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш.шк., 1990. 142с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленингр.гос. ун-та. 1980. — 72с.
- Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. М.: Просвещение, 1980. — 117с.
- Культура, культурология и образование // Вопросы философии. -1997.-№ 2., с. 12.
- Культура русской речи и эффективность общения./ Отв.ред. Л. П. Граудина, Е. Н. Ширяев М.: Наука. 1996. — 340с.
- Культура современного урока./ Под ред. Н. Е. Шурковой. 2-изд., перераб. — М.: Пед. общество России, 2000. — 112с.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. (Социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та, 1986. -135с.
- Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. 2-е изд. -Владикавказ: ИР, 1990. — 186с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993. — 189с.
- Левитан K.M. Культура педагогического общения: Учеб. пособ. — Иркутск, 1985.-102с.
- Леонтьев A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. М.: Наука, 1967. — 212с.
- Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-368с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974.-143с.
- Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.- 181с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 212с.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.: Наука, 1961. 116с.
- Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики (школы).// Сов.педагогика. 1989 — № 11. -с.10−17.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1990. -561с.
- Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: прогнозирование в процессе общения: Л.: Общ-во «Знание», 1982 -36с. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. школа, 1991. — 223с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-144с.
- Личность в общении и деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск. 1985. — 103с.
- Личность. Общение. Групповые процессы. — М., 1991. 161с.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. -М.: Наука, 1975.-203с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. / Хрестоматия по психологии./ Под ред. A.B. Петровского. М., 1987. — 108−117с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525с.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, Высш. школа, 1986.-202с.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван.: Знание, 1969. -142с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Наука, 1983.-248с.
- Маслоу А. Самоактуализация. — М.: Политиздат, 1982. — 234сл
- Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования// Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14, Психология. М., 1996. — № 4. — с.21−26.
- Матушкин С.Е. Знания и навыки неотделимы. Челябинск.: ЮУКИ, 1963.-63с.
- Межуев В.М. Культура и история. М.: Наука, 1977. 246с.
- Межуев В.М. Проблемы философии культуры. М.: Наука, 1984. -256с.
- Мелибруда Е. Я Ты — Мы. Психология возможности улучшения общения./ Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — 254с.
- Мещанинова М.А. Культура общения как междисциплинарное понятие/ZCogito: Сб.науч.ст. по педагогике и психологии. 2000. -Вып.2. — с. 144−152.
- Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуниткативного обучения иностранным языкам// Иностр.яз.в шк. 2000. — № 4. — с.9−15.
- Миславский Ю.М. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М.: Педагогика, 1991. — 152с.
- Мудрик A.B. Общение как педагогическая категория.// Психолого-педагогические проблемы общения. — М.: Просвещение, 1979.-с. 8−16.
- Мудрик A.B. Общение как объект педагогического исследования./ Проблемы общения и воспитания. Тарту.: I I У, 1974. — 179с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 112с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Факел, 1996.- 143с.
- Ночевник М.Н. Культура и этика общения. — Ташкент.: Узбекистан, 1985.-93с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности./ Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека./М.: Изд-во МГУ, 1987. 302с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русс.яз., 1989. — 750с.
- Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск.: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — 148с.
- Орлова Е.Б. Сравнительная характеристика мнений учителей и студентов о роли коммуникативных умений в педагог, деятельности.// Вопросы профессиональной подготовки учителя: Ученые записки. Иваново, 1973. — 90с.
- Основы вузовской педагогики ./Под ред. Н. В. Кузьминой и др. — Л.: Изд-во Ленингр. Гос. Ун-та, 1972. 311с
- Парошина P.A. Формирование коммуникативности у старшеклассников. Автореферат диссерт. канд.пед.наук. — Красноярск.: КГПИ, 1991. 16с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: М.: Просвещение, 1991. 222с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/ СА. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Баева и др./ Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. Центр «Академия», 1998. 512с.
- Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Рос.пед.агенство, 1995.-637с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ун-в/ Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 478с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально -психол. тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность, Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. 255с.
- Прохоров Ю.Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально-культурном аспекте// Язык, сознание, коммуникация. М., 1999. — с.52−63.
- Психология и этика делового общения/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд. — М., 1998. — 279с.
- Пушкарева Т.В. Формирование готовности социального педагога к диагностики коммуникативной культуры подростков: Автореф. Дис. .канд.пед.наук (13.00.01)МГУ.-М., 1998.- 16с.
- Радугин A.A. Философия. Курс лекций. М.: Просвещение, 1995. -186с.
- Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.- 185с.
- Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/ пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. — 255с.
- Рогозин Ю.П. Секреты общения. М.: Знание, 1991. — 62с.
- Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону.: РГПИ, 1984. — 87с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Т.1./ Под ред. В. В. Давыдова./ М.: Наука, 1993. — 586с.
- Сафьянов В.И. Этика общения. М.: Знание, 1991. — 63с.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. -140с.
- Скалкин В Л. Английский язык в ситуациях общения. М.: «Высшая школа», 1997. — 188с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика. М.: Педагогич. общество России, 2000.-415с.
- Соковнин В.М. О природе человеческого общения. — Фрунзе: Мектеп, 1973.- 154с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 191с.
- Соколова В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Автореф. дис. докт.пед.наук (13.00.01.) Чуваш.гос.пед.ун-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 1999. — 53с.
- Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения.// Духовное становление человека. JI. 1972 — с.38−53.
- Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 238с.
- Сохань JI.B. Проблемы жизни личности/ Проблемы теории и методология социально-психологического исследования. Киев: Наукова Думка, 1988. 190с.
- Стуканов A.A. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе (Соц. пед. Анализ): Автореф. дис.канд.пед.наук (13.00.01)/С.-Петерб.гос.ун-т пед.мастерства. — СПб., 1998. — 23с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1990. 287с.
- Тарханова C.B. Пед.условия формир-я речевой культуры у слушателей подгот-х курсов в вузе: Дисс. канд.пед.наук. — Челябинск, 1997.-233с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово/Slovo, 2000. 201 с.
- Умеете ли Вы общаться?: Кн. Для уч-ся/ И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, JI.A. Шкатова. М.: Просвещение, 1991. -144с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология./ Педагогические сочинения, т.5. — М.: Педагогика, 1990.-528с.
- Фомин A.B. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Диссертация канд.пед.наук. Л.: ГПИ, 1979. — 139с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М.: Высш. школа, 1989.- 156с.
- Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. Пермь, 1988. — 165с.
- Чуксина JI.H. О типологии методов обучения иностранным языкам// Тр. ТГТУ/ Тамб.техн.ун-т. 2000. — Вып. 6. — с.285−289.
- Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммун-х качеств у студентов в процессе професс. Подготовки: Дис.канд.пед.наук. Уфа, 1997. — 171с.
- Щерба Л.В. Как надо изучать иностранные языки. М. — Л., 1929.- 127с.
- Щербов А.Д. Пед.условия развития професс. общительности студентов университета. Дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1996. -171с.
- Шкатова Л.А. Речевая культура в моделировании социального взаимодействия// Русский язык и современность: проблемы и перспективы развития русистики: Доклады Всесоюзной научной конф. M., 1991. — 4.1 — с. 122−127.
- Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992 — 77с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
- Яковенко А.В. Диалог как феномен коммуникации// Философия в системе духовной культуры на рубеже 21 века. — Курск, 1997. — с.88−90.
- Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности// Вопросы психологии. — 1982. № 6. — с.57−65.
- Weiss F Types de communication et activites communicatives en classe.- LFDM. № 83. — 1984. — p.47−51.
- Care J.-M., Debyser F. Jeux, Langage et creativite //P.:Hachette et Larousse. -1978. 56p
- Communication in the Modem Language Classroom. Council of Europe, 1996,123p.
- Ur Penny. A Course in Language Teaching/ CUP, 1996, 203p.
- Doff Adrian. Teach English. A Training Course for teachers. CUP, 1996, 88p.
- Результаты: 29 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
- На предложенные вопросы отвечайте «да» или «нет».
- Вы можете выйти из себя по самому незначительному поводу?
- Боитесь ли Вы вывести из себя человека, зная, что он сильнее Вас?
- Можете ли Вы вести себя агрессивно, только чтобы обратить на себя внимание?
- Вам нравится ездить на большой скорости, даже если это сопряжено с опасностью?
- Когда Вы болеете, не слишком ли увлекаетесь лекарствами?
- Пойдете ли Вы на все, лишь бы получить то, что Вам очень хочется?
- Нравятся ли Вам большие собаки?
- Любите ли Вы часами пребывать на солнце?
- Уверены ли Вы, что со временем станете знаменитым?
- Умеете ли вовремя выйти из игры, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
- Есть ли у Вас привычка много есть, когда Вы волнуетесь?
- Предпочитаете ли Вы заранее знать, что Вам подарят?
- А теперь «начислите» себе по одному очку за положительные ответы на вопросы 2 и 10 и за отрицательные на все остальные.
- Больше 8 очков — Вы чрезвычайно разумны, Ваши потребности умеренны. Но, возможно, Ваша жизнь излишне однообразна? Больше общайтесь, и жизнь станет интереснее.
- Успех в коммуникативной деятельности позволяетчувствовать себя свободно и обоснованно выбирать тактику общения. Предлагаем оценить это качество. Ответьте утвердительно на суждения, с которыми Вы согласны, и отрицательно, если не согласны.
- Большинство людей, по-видимому, увереннее в себе, чем я.
- Если поданная в столовой еда меня не удовлетворяет, я выражаю претензию работникам столовой.
- Я не решаюсь назначать свидание или принимать приглашение из-за своей застенчивости.
- Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
- Если продавцу стоило больших усилий подобрать мне нужный товар, мне трудно сказать ему «нет», если товар меня все же не устраивает.
- Когда меня просят что-нибудь сделать, я добиваюсь, чтобы мне объяснили необходимость этого.
- Бывают случаи, когда я ищу убедительный довод, чтобы отстоять свою позицию.
- Я стремлюсь «вырваться» вперед, как и большинство людей.
- Честно говоря, люди часто используют меня в своих целях.
- Я получаю удовольствие, вступая в общение с новыми людьми, знакомыми и посторонними.
- Я подчас не знаю, что сказать людям другого пола, которые мне нравятся.
- Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить в какую-либо организацию.
- Я предпочту в письменном виде представить резюме при приеме на работу, чем пройти собеседование.
- Я стесняюсь возвратить покупку, которая меня не устраивает.
- Если кто-то из близких раздражает меня, я стараюсь скрыть свои чувства.
- Я не решаюсь задавать вопросы из опасения проявить некомпетентность, непонимание.
- В ситуации спора я боюсь, что начну волноваться и потеряю контроль над собой.
- Если лектор высказывает мысль, с моей точки зрения, неверную, я добьюсь, чтобы выслушали и мою точку зрения.
- Я избегаю спорить с продавцами или должностными лицами о цене.
- Когда я сделаю что-либо значительное, стремлюсь, чтобы об этом узнали коллеги, родные.
- Я откровенен (а) и искренен (а) в своих чувствах.
- Если кто-то обо мне распространяет ложную информацию, я спешу найти виновника и откровенно поговорить.
- Мне часто трудно ответить отказом, когда ко мне обращаются с просьбой.
- Я стараюсь сдерживать эмоции и не вызывать конфликтов.
- Я не стесняюсь жаловаться на плохое обслуживание в любых местах.
- Иногда я не знаю, что ответить на комплимент.
- Если в театре кто-то рядом громко разговаривает, я делаю замечание.
- Если кто-то пытается пройти вне очереди, он получит от меня отпор.
- Я смело высказываю свое мнение.
- Бывают случаи, когда я просто не могу ничего сказать.
- Подсчитайте сумму утвердительных ответов на вопросы 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, начислив по одному баллу, а также начислите по одному баллу за каждое несогласие с суждениями 1,2,4,5,9,11,2,13,14,15,23,24,26,30. Интерпретация
- Развитие коммуникативной культуры требует определенных усилий, проявления настойчивости в достижении поставленной цели и самоуважения к себе.
- Тест предполагает варианты ответов: полное согласие оценивается 2 баллами- если возникает сомнение (не знаете, затрудняетесь ответить, иногда бывает), то начисляете себе 1 балл- если ответ отрицательный — 0 очков.
- В состоянии ли Вы завершить работу, которая Вам неинтересна?
- Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
- Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
- Если Вам прописана диета, можете ли преодолеть кулинарные соблазны?
- Найдете ли в себе силы встать утром раньше обычного, как решили накануне. Если делать это совсем не обязательно?
- Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
- Быстро ли Вы отвечаете на письма?
- Если у Вас вызывает страх полет самолетом или посещение зубного врача, сумеете ли преодолеть страх и не изменить в последний момент принятого решения?
- Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?
- Сдержите ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его потребует от Вас немало усилий.
- Без колебаний ли Вы соглашаетесь поехать в командировку в незнакомый город?
- Строго ли придерживаетесь распорядка дня, намеченных планов?
- Относитесь ли неодобрительно к тем, кто задерживает взятую у Вас книгу?
- Вас не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение срочной работы?
- Сможете ли усилием воли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к Вам слова?
- Интерпретация полученных результатов
- От 0 до 12 баллов — с силой воли у Вас неблагополучно, Вы просто делаете то, что легче и интереснее. К обязанностям относитесь без особого усердия, и это подчас становится причиной самых разных неприятностей.
- От 13до 21 балла — сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы его преодолеть. Но если увидите обходной путь, предпочтете воспользоваться им. По доброй воле лишние обязанности на себя стараетесь не брать.
- От 22 до 30 баллов — с силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться: Вы не подведете. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам вызывает досаду окружающих, поскольку воспринимается как проявление упрямства.
- Данный тест поможет вам определить уровень вашего языкового сознания, филологической культуры.
- Отвечая на каждый из вопросов, выберите один из трех вариантов ответа: да, иногда (не уверен), нет.
- Вы считаете, что культура речи — категория социальная и зависит от культуры общества?
- Повысила ли культурный уровень населения культурная революция в России (борьба с неграмотностью, борьба за культуру речи)? Вывела ли она страну на путь освоения мировой культуры?
- Может ли считаться культурным человек без языковых знаний, языковой эрудиции?
- Достоин ли уважения человек, употребляющий бранную лексику?
- Грубые, вульгарные слова, произносимые в вашем присутствии, не волнуют вас?
- Вы оцениваете свою речь как недостаточно богатую и выразительную?
- Слушая выступающего, вы не замечаете, как построена («сделана») его речь, но обращаете внимание на ее точность, ясность, логичность, благозвучие?
- Вы считаете, что культуру речи вводить в школьное обучение в виде специального курса нет необходимости?
- Оценка ответов: подсчитайте набранное вами количество баллов, используя приведенную ниже таблицу.1. Ответ Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1
- Да 5 0 5 5 5 0 5 5 5 0 0 0 0
- Иногд 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
- Нет 0 5 0 0 0 5 0 0 0 5 5 5 5
- Анализируя состоявшуюся встречу, не принесшую вам ожидаемого результата, оцените, верно ли был избран общий тон ведения разговора, какова была степень активности собеседников.