Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опытно-экспериментальная работа. 
Правила соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По сигналу учителя «В круг!» «воробышки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из него. «Кошка» старается поймать «воробья», не успевшего выпрыгнуть из круга. Когда «кошка» поймает три-четыре «воробья», по договоренности из непойманных выбирается новая «кошка». Пойманные «кошкой» опять становятся «воробьями» и вступают в игру; игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа. Правила соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы эксперимента

Придя на государственную практику, я ознакомился с классом. Моя цель — была провести экспериментальное наблюдение в 2 классах. Один класс я взял под наблюдение с экспериментом, второй класс под наблюдение без эксперимента. Моей задачей было сравнить их показатели.

Наблюдение проводилось во время занятий физкультуры с детьми 3 «а» и 3 «б» класса МОУ СОШ школы № 38 В 3"а" классе 23 человека, из них 15 девочек и 8 мальчиков, в 3 «б» классе 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.

Цель эксперимента: практически обосновать наблюдение на повышение интереса учащихся в школе путем строгого соблюдения техники безопасности и путем ознакомления с ней школьников в МОУ СОШ № 38 3 «а» класса на уроках физической культуры.

Задачи эксперимента:

1. Сравнить данные двух классов интереса к урокам физкультуры у учащихся на начало и конец проведения занятий с соблюдением техники безопасности.

Для выявления интереса к занятиям физической культурой использовались методы исследования:

Беседа.

Анкетирование.

Урок физкультуры.

Антропометрия — это получение данных о физическом развитии и функциональном состоянии детей и степени обладания физическими навыками.

Антропометрия позволяет оценить физическое развитие организма.

Анкетирование — это получение письменных ответов на вопросы, составленные по определенной форме, с целью изучения практики работы, выявление суждений, мнений, относящихся к проблемам исследования. Все вопросы должны составляться таким образом, чтобы ответы были четкими, логическими.

Наблюдение проводилось на базе школы МОУ СОШ № 38 с учащимися 3 «а» класса и 3 «б» Оно проводилось на уроках физкультуры. В наблюдении применялась беседа со школьниками были заданы вопросы по теме травматизма, что они знают, о нем какой он бывает. Применялось анкетирование. Наше наблюдение состояло из трех этапов:

констатирующего формирующего контрольного.

Тест

  • 1. Чтобы помочь при небольшом ушибе, нужно:
    • а) приложить что-нибудь холодное;
    • б) наложить повязку;
  • 2. Для того чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:
    • а) своими руками;
    • б) деревянной ручкой от щетки;
  • 3. Какие вещества могут понадобиться при ожоге:
    • а) баночка с кремом;
    • б) холодная вода;
  • 4. Собрать пролитую ртуть можно:
    • а) пылесосом;
    • б) медной фольгой;
  • 5. Какие действия ты можешь производить с телевизором: а) нажимать кнопки переключения каналов;
  • б) заменить детали;

Ответы: 1 — о; 2 — б; 3 — б; 4 — б; 5 — о.

Базируясь на возрастных особенностях развития физического потенциала ребенка и формирования основ здорового образа жизни, предложенный мною экспериментальное наблюдение решает наиболее актуальные в настоящее время проблемы соблюдения техники безопасности в соответствии с физическим развитием и укреплением здоровья учащихся.

Мы работали с начальным звеном общеобразовательной школы, потому что в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координации, техники разнообразных физических упражнений.

При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщениях впечатлений и в меньшей степени — путем осознания, продуманного освоения технического действия. Поэтому обучение целостному упражнению будет иметь в этом возрасте больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, научиться обращаться с мячом, проявлять спортивно-игровую смекалку.

Распределение программного материала по урокам решало следующие задачи физического воспитания учащихся:

  • -укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды (занятия в течение всего периода обучения мы старались проводить на открытом воздухе, отказываясь от этого лишь при совсем плохих погодных условиях: сильном ветре, морозе, проливном дожде);
  • -овладение основами движений (с первого же дня ребята приучались правильно выполнять предлагаемые упражнения для скорейшего формирования двигательного стереотипа и избежание ошибок при выполнении более сложных упражнений);
  • -развитие координационных (точность воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения: равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений па состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

  • -приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности;
  • — воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, смелости и решительности во время выполнения физических упражнений, содействие в развитии психических процессов (представления, памяти, мышления и других) в ходе двигательной деятельности.

Реализация данной программы в соответствии с задачами и методами исследования, по сути, и представляла собой эксперимент, цель которого — определить по результатам теста, какое влияние оказывают трехразовые занятия физической культурой в неделю на физическую подготовленность и состояние здоровья школьников.

Тестирование среди мальчиков проходило в конце каждого урока и служило основанием для выставления им оценок по физической культуре. Содержание тестов включало в себя контрольное упражнение на развитие основных двигательных качеств: быстроты (бег на 30 м), силы различных мышечных групп (сгибание рук в упоре, поднимание туловища из положения лежа на скамье), ловкости (прыжки со скакалкой, метание мяча в цель) и выносливости (6-минутный бег).

Для большей наглядности и убедительности мы рассматривали результаты учащихся экспериментального класса в сравнении с результатами их сверстников.

По показателям физической подготовленности школьников (особенно в быстроте и силе мышц брюшного пресса) после каждого урока можно видеть, что средние результаты «нашего» класса («Б»), были ниже в начале учебного года, в концеравными, а по некоторым параметрам даже выше результатов контрольного класса («А»), в котором проводилось два урока физической культуры в неделю.

Результаты эксперимента наглядно показали преимущество 3-разовых занятий физической культурой при строгом соблюдении техники безопасности в неделю в улучшении показателей физической подготовленности и состояния здоровья школьников.

Именно поэтому мы и рекомендуем данную программу для реализации в каждой школе, хотя всем понятно, что при существующей системе, предусматривающей лишь два урока физической культуры в неделю, введение дополнительного урока для каждого из классов школы повлечет за собой финансовые затраты, увеличение преподавательского состава, что большинство школ позволить себе не могут.

В сложившейся ситуации выход, на наш взгляд, следует искать в проведении «уроков здоровья», что мы и осуществляли в своей практической деятельности в школе. Сразу хочется пояснить, что «урок здоровья» не имеет ничего общего с третьим уроком физкультуры в неделю, так как не стоит в отличие от него в сетке учебных часов, а вынесен за ее пределы и имеет факультативный характер. Одно из главных достоинств «урока здоровья» в том, что для его проведения не требуется специалист по физической культуре: его роль выполняет учитель-предметник или классный руководитель.

С целью лучшего усвоения и понимания «урока здоровья», а также, что немаловажно, активного участия школьников в уроке новый материал необходимо задавать накануне.

Приводим схему занятий в 3-м классе:

Тема: «Строение человека» .

Необходимые принадлежности: спортивный костюм, полотенце, мыло.

I часть. Построение у школы. Объяснение задач урока. Следование к месту проведения занятия.

По прибытии к месту занятия — выполнение общеразвивающих упражнений. Бег трусцой 300 — 500 м, упражнения с глубоким дыханием.

II часть. Сердце — один из самых важных органов человека. Оно расположено чуть левее центральной линии туловища. Лучше всего его прослушивать с левой стороны грудной клетки.

Учитель предлагает учащимся найти его у себя, приложив ладонь к груди. Затем предлагает приложить ухо к левой стороне груди товарища. Так можно услышать звуки, похожие на ритмичные удары барабана.

У здорового сердца — постоянное количество ударов, которое называется пульсом. В 7−8-летнем возрасте пульс составляет 90 и более уд/мин.

После каждого удара наступает пауза, во время которой сердце отдыхает.

У тех, кто занимается физическим трудом, физическими упражнениями и спортом, происходит увеличение мышцы сердца. У таких людей сильное, здоровое сердце. Оно работает реже, то есть производит меньше ударов. Например, у взрослого нетренированного человека количество ударов пульса может составлять 76 — 82 уд/мин, у спортсменов — 42 — 62 уд/мин. Это очень важно для нашего сердца, так как в жизни оно рассчитано на определенное количество ударов (3,5 млрд ударов). Дольше живет тот, у кого сердце производит меньше ударов.

Существует несколько способов измерения частоты пульса.

Учитель демонстрирует каждый способ и помогает учащимся нащупать пульс у себя. На это не надо жалеть времени, так как учащийся должен уметь находить и считать свой пульс.

Первый способ: положить три пальца левой руки на лучевую артерию у основания большого пальца правой руки. Второй способ: нащупать пульс на височной артерии. Третий способ: нащупать пульс на сонной артерии. Четвертый способ: положить ладонь правой руки на область сердца.

Далее учитель объясняет, что замерять свой пульс нужно по его команде «Взять пульс!». По следующей команде — «Стой!» — учащиеся должны прекратить счет (обязательно продемонстрировать). Затем они выполняют указанные действия по команде. Освоив эти действия, учитель предлагает сосчитать количество ударов пульса в покое и после 10 приседаний.

Не все дети сразу смогут найти и правильно подсчитать пульс. Это не должно беспокоить. Первоначальная задача — дать возможность понять и осмыслить это. Систематически повторяя эти действия на каждом уроке, ребенок научится подсчитывать свой пульс.

Подвижная игра «Прыгающие воробышки»

Описание игры. На земле чертится круг диаметром 4 — 6 м. Выбирается водящий -" кошка", которая встает или приседает в середине круга. Остальные играющие -" воробышки" - находятся вне круга.

По сигналу учителя «В круг!» «воробышки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из него. «Кошка» старается поймать «воробья», не успевшего выпрыгнуть из круга. Когда «кошка» поймает три-четыре «воробья», по договоренности из непойманных выбирается новая «кошка». Пойманные «кошкой» опять становятся «воробьями» и вступают в игру; игра начинается сначала. Побеждает тот, кого ни разу не поймали. Отмечается также «кошка», сумевшая быстрее других поймать установленное число «воробьев» .

Правила игры. 1. «Кошка» может ловить «воробьев» только в круге. 2. Пойманным считается «воробей», которого «кошка» коснется рукой, когда он находится в круге хотя бы одной ногой. Тот, кто по команде учителя не прыгнул в круг или пробежал через круг, считается пойманным.

После игры учащиеся пробегают трусцой 200 — 300 м и выполняют несколько упражнений с глубоким дыханием.

III часть. Возвращение в школу.

Уход за руками и ногтями. Руки, особенно ногти, — место скопления большого количества грязи, пыли и различных микробов. Поэтому содержание в чистоте рук — важнейший элемент общей гигиены. Обычно для этого достаточно мытья их холодной водой с мылом. Лишь при большом загрязнении следует пользоваться горячей водой. Руки вытираются досуха мягким полотенцем.

Обмывания, обтирания, растирания тела, переодевания.

Проведенный нами педагогический эксперимент показал, что проведение трех уроков физкультуры в неделю значительно повышает уровень физической подготовленности школьников. Травматизм в школе значительно начинает спадать При отсутствии условий для проведения трех уроков физической культуры в неделю мы рекомендуем проведение «урока здоровья» последним уроком в расписании с выходом на природу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой