В широком смысле проблема апперцепции — основная проблема педагогики, в узком смысле это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: апперцепция выступает в качестве одной из важнейших причин индивидуальных различий. Среди этих проблем — вопросы накопления опыта, научения, понимания, интерпретации, содержания и характера воображения и фантазий; избирательность внимания и памяти; система отношений к людям, институтам и социуму;
диагностика нормы и отклонений от нормы в областях характерологии, ценностных ориентаций и т. д. Апперцепция непосредственно и опосредствованно вовлечена во все их важнейшие закономерности, процессы, явления и факты. И педагогические изыскания в известной мере сводятся к изучению апперцепции и апперцептивных образований.
Значение для практических воспитательно-образовательных процессов закона (аксиомы) апперцепции также расширяется: он требует согласования обучения не только с непосредственной средой, но и с коллективным содержанием.
Влияние индивидуального опыта на становление и развитие ума весьма велико. Человеческий опыт накапливается главным образом благодаря апперцепции. Этот закон объясняет, почему так важны процессы накопления, переструктурирования опыта решения задач — и житейских, и познавательных.
Трудности детей при решении задач дедуктивного вывода происходят скорее от узкого объема их памяти, чем от ограниченности дискурсивных способностей. Для педагогики это означает необходимость сугубого внимания к содержанию апперцепции в связи с изменениями личного опыта. Рост и изменения в содержании апперцепции как интериоризованного тезауруса личности зависят от конкретных условий окружающей культурной среды.