Обучение китайских студентов — филологов выразительности русской речи при создании лингвострановедческих текстов «обратного вектора»
Диссертация
В условиях интеграции в единое общеобразовательное пространство со странами Европейского Союза речевые умения выпускников языковых вузов должны отвечать и общеевропейским требованиям владения неродными языками. Согласно общеевропейской системе, владение языком в совершенстве предполагает умение свободно участвовать в любом разговоре и дискуссии, пользуясь при этом разнообразными идиоматическими… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические и лингвометодические основы исследования
- 1. Лингвострановедение как один из аспектов обучения иностранцев русскому языку. Страноведческая работа «обратного вектора»
- 1. 1. Лингвострановедение в системе обучения иностранным языкам
- 1. 2. Еще один вариант лингвострановедческих упражнений
- 2. Мотивация речевой деятельности на иностранном языке
- 3. Выразительность как характеристика «хорошей речи»
- 3. 1. Выразительность в терминосистеме «коммуникативные качества речи»
- 3. 2. Необычность содержания и формы речевого произведения — один из источников выразительности
- 3. 3. Экспрессивность — компонент выразительности
- 3. 4. Образность речи
- 1. Лингвострановедение как один из аспектов обучения иностранцев русскому языку. Страноведческая работа «обратного вектора»
- 1. Констатирующий эксперимент
- 2. Система экспериментального обучения
- 3. Рабочий план изучения раздела «Выразительность речи» по опытной методике
- 1. Содержание первого блока занятий по опытной методике
- 2. Способы усиления экспрессивности речевого продукта
- 2. 1. Личность говорящего в структуре текста
- 2. 2. Экспрессивность и ее составляющие. Языковые средства выражения оценочности
- 2. 3. Выразительные возможности синтаксиса
- 3. Языковые средства акцентирования
- 3. 1. Инверсия
- 3. 2. Парцелляция
- 3. 3. Повторы
- 4. Развитие у обучаемых навыков образной речи
- 4. 1. Эпитет
- 4. 2. Сравнение
- 5. Совершенствование на занятиях по экспериментальной программе лингвистической компетенции студентов (работа с терминологией)
- 6. Результаты экспериментального обучения (контрольный эксперимент)
Список литературы
- Актуальные проблемы культуры речи Текст. / Под ред. В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. — М.: Наука, 1970. — 406 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. -230 с.
- Андреев, В.И. Деловая риторика Текст.: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства/В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 251 с.
- Аннушкин, В.И. Первая русская «Риторика»: Из истории риторической мысли Текст. / В. И. Аннушкин. М.: Знание, 1989. — 64 с.
- Апресян, Г. З. Ораторское искусство Текст. / Г. З. Апресян. М.: МГУ, 1978.-278 с.
- Артемов, В.А. Психология речевой интонации Текст. / В. А. Артемов. -М.: МГПИИЯ им. Мор. Тореза, 1976. 76 с.
- Ассуирова, Л.В. Средства выразительности устной публичной речи. Градация Текст. / Л. В. Ассуирова // Русская словесность. 2008. — № 1. — С. 60−62.
- Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М., 1996. — 474 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактических аспект) Текст. / Ю. К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1977. 256 с.
- Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся Текст. / М. Т. Баранов. М.: Прометей, 1991. — 155 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. 444 с.
- Бельчиков, А.О. Стилистика Текст. / А. О. Бельчиков. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
- Березин, Ф. М. Общее языкознание Текст.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Ф. М. Березин, Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. /
- А.А.Бодалев. М., 1982. — 200 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1955. — 328 с.
- Большой психологический словарь Текст. / Сост., общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672,[6] с.
- Бруссер, А. Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми средствами выразительности Текст. / А. Бруссер // Журналистика и культура русской речи. 2008. — №½. С. 67−72.
- Брызгунова, Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи Текст. М., 1984. — 117 с.
- Булгакова, Е.С. Языковые и речевые средства реализации и нарушения коммуникативных качеств речи «выразительность» и «логичность» в аспекте речевого воздействия Текст.: автореф. дис. .канд. филол. Наук / Е. С. Булгакова. Орел, 2008. — 24 с.
- Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев. М.-Л.: Учпедгиз, 1941. — 248 с.
- Быстрова, Е.А. Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе Текст. / Е. А. Быстрова. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Васильева, А.Н. Основы культуры речи Текст. / А. Н. Васильева. М.: Рус. яз, 1990.-247 с.
- Васильева И.А. Мотивация и контроль за действием Текст. / И. А. Васильева, М.Ш.Магомед-Эминов. М.: МГУ, 1991. — 143 с.
- Васильева, Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов Текст. / Н. В. Васильева. М.: Рус. яз., 2003. — 213 с.
- Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
- Введенская Л.А. Риторика и культура речи Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 544 с.
- Величко, Л.И. Работа’над текстом на уроках русского языка Текст.: Пособие для учителя / Л. И. Величко. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
- Верещагин, Е.М. Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: МГУ, 1971. — 83 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. яз, 1990. — 246 с.
- Верещагина, Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала Текст. / Л. А. Верещагина. Харьков: Гуманитарный цвет, 2005. — 153 с.
- Визгалов, П.И. Некоторые вопросы диалектики соотношения языка и мышления Текст. / П. И. Визгалов. Казань, 1962. — 50 с.
- Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации Текст. / В.К. Вилю-нас. СПБ.: Речь, 2006. — 457с.
- Виноградов, В.В. О художественной прозе Тест. М., 1930. — 362 с.
- Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики Текст. / В. В. Виноградов. М., 1981. -320 с.
- Виноградов, В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры Текст. / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1961. — № 4. — С.19.
- Виноградов, С.Н. Термин как средство и объект описания (на материале русской лингвистической терминологии) Текст. / С. Н. Виноградов. -Н.Новгород: ННГУ, 2005. 229 с.
- Волков, А.А. Основы риторики Текст. / А. А. Волков. М.: Академический Проект («Gaudeamus»), 2003. — 304 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 419 с.
- Гальперин, И.Я. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Я. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1977. 150 с.
- Гальскова, Н.Д. Еще раз о лингводидактике Текст. / Н. Д. Гальскова //1. V.
- Иностранные языки в школе. 2008, — № 8.-С. 2−10.i 1
- Головин, Б.Н. Введение в языкознание Текст. / Б. Н. Головин. М.: Высш.шк., 1983.-231 с.
- Головин, Б. Н. О культуре русской речи Текст. / Б. Н. Головин. Вологда, 1956. — 160 с.
- Головин, Б.Н. Основы культуры речи текст.: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
- Головин, Б.Н. Лингвистические основы учения о терминах Текст.: учеб. пособие для вузов / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М.: Высш. шк., 1987. — 104 с.
- Голуб, И.Б. Стилистика русского языка Текст. / И. Б. Голуб. М.: Рольф- Айрис-пресс, 1977. — 448 с.
- Голуб, И.Б. Книга о хорошей речи Текст. / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 268 с.
- Горбушина, Л.А. Первоначальные представления о выразительности речи и чтения Текст. / Л. А. Горбушина // Пути средства достижения прочности знаний в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. — С. 184−197.
- Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / Т. О. Гордеева. М.: Смысл- Academia, 2006.- 332 с.
- Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия Текст. / Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. М.: Наука, 1989. — 254 с.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения Текст. / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
- Гуро-Фролова, В. Г. Работа над выразительными средствами речи Текст. / В.Г.Гуро-Фролова//Начальная школа. -1991.- № 2. С. 22−24.
- Даниленко, В. П'. Русская терминология Текст. / В. П. Даниленко. М.: Наука, 1977. — 246 с.
- Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. / А. Д. Дейкина. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Дронова, Г. Е. Коммуникативная категория «ясность речи» в жанре лекции Текст.: автореф. дисс.канд. филол. наук / Г. Е. Дронова. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
- Дускаева, JI.P. Ораторская речь Текст. / Л. Р. Дускаева. М.: Наука, 2003. — 696 с.
- Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности Текст. /
- A.П.Егоршин. Н. Новгород, 2003. — 319 с.
- Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться Текст. / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. М. — 1996. — № 4. -С.25−29.
- Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения Текст. / Г. В. Залевский. М.:Ин-т психологии РАН, 2007. — 334 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПБ.: Пи- I тер, 2006. — 512 с.
- Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи Тексл. / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савина. М.: ТК Велби, 2004. — 440 с.
- Калинин, А.В. Лексика русского языка Текст. / А. В. Калинин. М.: Московский университет, 1966. — 232 с.
- Киселева, Л.А. Вопросы теории речевого воздействия Текст. / Л. А. Киселева. Л.: ЛГУ, 1978. — 160 с.
- Кичатинов, Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников Текст. / Л. П. Кичатинов. Иркутск: Иркут. ГПИ, 1989. — 191 с.
- Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. /
- B.И.Ковалев. М.:Наука, 1988. — 191 с.
- Кузнецов, И.Н. Риторика Текст. / И. Н. Кузнецов. Минск.: Тетра Системе, 2003. — 560 с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения Текст. / А. А. Леоньев. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 241 с.
- Леонтьева, Т.О. Современная психология мотивации Текст. / Т. О. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 342 с.
- Литвиненко, И.Ю. Мотивация и деятельность Текст. / И. Ю. Литвиненко // Психология и соционика межличностных отношений. -2008. № 10. — С. 15−20.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
- Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Проблемы общения в психологии. М. — 1981. — С. 3−23.
- Лотте, Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. Вопросы теории и методики Текст. / Д. С. Лотте. М., 1961. — 159 с.
- Львов, С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка Текст. / С. И. Львов //Русская словесность. 2003. — № 4. — С. 23−27.
- Львов, М.Р. Риторика. Культура речи Текст. / М. Р. Львов. М.: Академия, 2004. -272 с.
- Максимов, В.И. Точность и выразительность слова Текст.: Кн. для учащихся / В. И. Максимов. Л.: Просвещение, 1968. — 184 с.
- Маркова, А. К. Психология изучения языка как средства- общения
- Текст. / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения Текст.: автореф. дисс. д-рапсихол. наук/ А. К. Маркова. М., 1974. — 52 с.
- Минаева, И.Б. Мотивация успеха необходимое условие овладения иностранным языком Текст. / И. Б. Минаева // Иностранные языки в школе. -2009. -№ 2.- С. 42−45.
- Можайцева, Г. Н. Выразительность речи студентов-филологов как фактор совершенствования их коммуникативно-речевой подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Можайцева. СПБ., 1999. — 293 с.
- Молчановский, В.В. Проблемы мотивации при изучении иностранного языка: роль преподавателя Текст. / В. В. Молчановский. М.: Наука, 1977. -224 с.
- Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи Текст. /В.П.Москвин.-М.: ЛЕНАНД, 2006. 376 с.
- Москвичев, С.Г. Мотивация, деятельность и управление Текст. / С. Г. Москвичев. Киев, 2003. — 490 с.
- Найденов, Б.С. Выразительность речи и чтения Текст. / Б. С. Найденов.- М.: Просвещение, 1963. 263 с.
- Одинцов, В.В. Стилистика текста Текст. / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980. — 263 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И.Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз, 1986. 797 с.
- Основы научной речи Текст. / Н. А. Буре и [др.]- Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПБ.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Академия, 2003.- 272 с.
- Павлова, Л.А. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения Текст. / Л. А. Павлова // Среднее профессиональное образование. 2010.- № 1. — С. 7−11.
- Пешковский, A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики Текст. М.: ГИЗ, 1930. — 176 с.
- Полякова, Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению Текст. / Т. Н. Полякова // Начальная школа. 2009. — № 12. — С. 21−25.
- Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч.-ся по напр. «Психология» / Н. С. Пряжников. М.: Academia, 2008. — 366 с.
- Реформатский, А.А. Введение в языковедение Текст.: Учеб. для вузов / А.А.Реформатский- Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 2005. -536 с.
- Рощина, Е.Н. Интерпретация художественного (поэтического) текста как средство развития выразительности речи студентов педагогического вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Рощина. Н. Новгород., 1996. -21 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы обшей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 703 с.
- Русский язык Текст.: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1998. — 703 с.
- Савова, М. Р. Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика) Текст.: Сб. программ учеб. курсов / М. Р. Савова. М.: Флинта- Наука, 1998. — 160 с.
- Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации (Опыт системного анализа) Текст. / А. П. Садохин // Общественные науки и современность. 2008. — № 3. — С. 156−166.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж.: Истоки, 1996. — 237 с.
- Скворцов, Л.И. Основы культуры речи Текст.: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов / Л. И. Скворцов. М.: Высш. шк., 1984. — 312 с. 105! Скворцов, Л: И. Теоретические основы культуры речи Текст. / Л. И. Скворцов. М.: Наука, 1980. — 352 с.
- Словарь русского языка Текст.: В 4 т. Т.1: А-Й /АН СССР- Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981. — 698 с.
- Солдатенко, М. В. Мотивация обучения иностранному языку и способы ее повышения Текст. / М. В. Солдатенко // Педагогическое образование и наука. -2008.- № 3. С. 97−102.
- Срезневский, И.И. Русское слово. Избранные труды Текст. / И.И.Срезневский- Сост. Н. А. Кондратов. М.: Просвещение, 1986. — 173 с.
- Степанов, П. Мотивация педагогов как воспитателей Текст. / П. Степанов //Народное образование. 2009.- № 2. — С. 190−196.
- Тарасов, Е. Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового сознания Текст. / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. 1996. — С. 7−22.
- Титова, Н.Ф. Культура речи в начальном обучении Текст. / Н. Ф. Титова. М.: АПН РСФСР, 1960. — 232 с.
- Ткаченко, Т.А. Речь и моторика Текст. / Т. А. Ткаченко. М.: ЭКСМО, 2007. — 222 с.
- Томахин, Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? Текст. / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. М. — 1996. — № 6. С. 22−27.
- Тырхеева, Н. С. Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку на языковых курсах Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. С. Тырхеева. СПб., 2005. — 258 с.
- Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку Текст. / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
- Фомина, М.И. Современный русский язык Текст. / М. И. Фомина. -М.: Высш. шк., 1978. 256 с.
- Цветкова, Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы Текст. / Т. К. Цветкова // Вопросы филологии. 2002. — № 2. — С.109−115.1. V>b
- Цыганенко, Г. П. Этимологический словарь русского языка Текст. / Г. П. Цыганенко. Киев.: Рад. школа, 1970. — 599 с.
- Чудинов, А.П. Практическая риторика Текст. / А. П. Чудинов, Е. А. Чудинова. Екатеринбург, 1997. — 106 с.
- Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шпунтов, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка Текст. / А. И. Шпунтов // Начальная школа. 1989. -№ 4. — С. 12−17.
- Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи Текст. / Н. Ю. Штрекер. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 383 с.
- Языкознание Текст.: Большой энцикл. словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1988. — 685 с.