Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе: на материале преподавания английского языка
Диссертация
В настоящее время делаются еще только первые шаги в поиске наиболее рациональных путей организации образовательного процесса в системе высшего профессионального образования, направленные на оздоровление условий учебного труда и предупреждение различных профессиональных заболеваний. Рациональные подходы к процессу обучения предлагают представители разных наук: социологи, психологи, психофизиологи… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психосберегающие технологии обучения как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Исходные положения о психосберегающих технологиях обучения
- 1. 2. Коммуникативные технологии обучения иностранному языку как одна из составляющих психосберегающей технологии
- 1. 3. Игровые технологии обучения иностранному языку как неотъемлемый компонент психосберегающей технологии
- 1. 4. Аудиовизуальные и компьютерные технологии в процессе изучения иностранного языка
- 1. 5. Проектная технология как важная составляющая психосберегающих технологий
- Выводы
- Глава II. Практика использования психосберегающих технологий обучения иностранному языку
- 2. 1. Обучение устному и письменному общению с использованием психосберегающих технологий
- 2. 2. Описание психосберегающей модели взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности
- 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности методики психосберегающего обучения иностранному языку студентов языкового факультета
- 2. 4. Анализ результатов исследования и влияния психосберегающих технологий на уровень овладения иноязычноречевой деятельностью
- Выводы
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая кощепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989 — 248 с.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Изд. АПН. М., 1960. -486 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
- Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении ИЯ/ М. А. Ариян // Иностр. языки в школе. -1999.-№ 6. С. 17−21.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
- Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1985.-196 с.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранногоязыка. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.- 188с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.- Т.1/П.П. Блонский М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. — Новосибирск: 2000. 234 с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л.И. Божович-М, 1972. -351с.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А. Новые технологии обучения, блиц-игры и нетрадиционные лекции: методическое пособие. М., 1992. 59 с.
- Брушлинский А.В. Культурно историческая теория мышления. — М.: Высшая школа, 1968. — 104 с.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -307 с.
- Васильев В.И., Демидов А. Н., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Методологические правила конструирования компьютерных тестов. М.: МГУП, 2000. 156 с.
- Величковский Б.М. Психология восприятия. ЛГУ, 1973. 246 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие/ А. А. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. -207с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1985.-372 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 247 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990.-254 с.
- Войскуновский А.Е. Интернет новая область исследований в психологической науке.// Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. М., 2002. — С. 82−101.
- Всемирный доклад по образованию: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Изд-во ЮНЕСКО, 1998. — 175 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций/ Л. С. Выготский //Собр.соч.: В 6 т. Вып 2/4. 1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 516 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. -Т. 3.- 367с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С.236−277.
- Гальскова Е.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000. 165 с.
- Гаськова Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференцированного обучения: Дис. .канд.пед.наук/ Н. В. Гаськова. -М., 1995.- 164 с.
- Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации.// Вестник Моск. Ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 3. С. 138−146.
- Голицына И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование. // Educational Technology & Society. 3(3). 2000. С. 538−547.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 382 с.
- Грегори P.JI. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М.: Мир, 1970.-271 с.
- Гречихин А.А., Древе Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: учебн. — метод, пособие. М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000. 276 с.
- Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980−181 с.
- Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В. Гузеев// Директор школы. 1995. — № 6. — С21−21.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков/ П. Б. Гурвич. Владимир: ВГПИ, 1980.-102 с.
- Гурьянова О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений. АКД. М., 1999. — 170 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
- Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
- Дмитренко Т.А. Педагогическая технология многоуровневого интенсивного обучения студентов педвузов (на примере изучения иностранного языка). Дис.канд. пед наук, М., 1997.
- Дмитренко Т.А. Влияние эмоционального состояния учащихся на процесс обучения иностранным языкам. // Научные труды МПГУ Серия: гуманитарные науки. / М., 2000. С. 244−247.
- Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования. М., 2001. 70 с.
- Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения. Монография, М.: Прометей. МПГУ, 2003. — 327 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., Совершенство, 1997.
- Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
- Жерновая М.А. Коммуникативная подготовка студентов туристского вуза в процессе использования игровых методов. Дис. на.канд. пед. наук. Москва, 2002. 169 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.-261 с.
- Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
- Зимняя И.А. Психологические особенности интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1977. С. 17−30.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика студента и ее учет в обучении иностранному языку // Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — № 6. — С. 69−73.
- Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку/ И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. -1991. № 4. — С.9−15.
- Зинченко В.П. Опознавание и кодирование. JL: Изд-воЛГУ, 1981.
- Игнатовская Л.А. Аудиовизуальные технологии в интенсификации индивидуального обучения. Дис.канд. пед. наук. Москва, 2000. 235с.
- Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощьюкомпьютерных технологий. Дис.канд. пед. наук. Смоленск, 2002. 166 стр.
- Иностранный язык для специалистов: Психологические аспекты/ АН СССР, каф. иностранных языков/Отв. ред. М. А. Цетлин. М.: Наука, 1990.-212 с.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для вузов под ред. Полат Е. С. М., 2001. 238 с.
- Исследование памяти. — М.: Наука, 1990. — 214с.
- Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — 239 с.
- Каймин В. А. Интернет-технологии. Учебное пособие. М., WDU/МИЭМ, 2001.-345 с.
- Калугина Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования. Саратов: Колледж, 2000. 167 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан-Калик -М.: Педагогика, 1987. — 190с.
- Карпов Е.Б., Фридланд, А .Я., Фридланд И. А. Учебные материалы для открытого образования. // Открытое образование. 2001, N 2. С. 42−46.
- Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М., «Русский язык», 1992.- 243 с.
- Китайгородская Г. А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. С. 7−13.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., «Арена», 1994. 215с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании/ М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
- Юпоченко А.Н. Условия эффективного внедрения в педагогическуюпрактику информационных технологий обучения. Дис.канд. пед. наук.1. М., 2002. 133 с.
- Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам) — М.: МНПИ, 2000. 256 с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 189 с.
- Козакова Е.С. Использование игры в формировании коммуникативной компетенции студентов языковых пед.вузов, 1 курс, нем. яз: Дис. .канд.пед.наук/ Е. С. Козакова. М., 2000. — 236с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
- Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов шаг на пути к качественному образованию. /Григорьев С.Г., Гриншкун В. В., Демкин В. П., Краснова Г. А., Макаров СИ., Роберт И. В. М., 2002. — 78 с.
- Коростелев B.C. Основы функционального обучения иноязычной лексике. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 157 с.
- Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки/ Н. Ф. Коряковцева М.:АРКТИ, 2002. -176 с.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Просвещение, 1971. -281 с.
- Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка), М.: Логос, 1998. -126 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. 79 с.
- Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной англоязычной коммуникации. М., 2002. 145 с.
- Кузьмина М.С. Педагогические условия и средства модернизацииобучения иностранным языкам в вузе. Дис.канд. пед. наук. Саратов, 2002.- 184 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых/ Ю. Н. Кулюткин М: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Курбатова Л.П. Учет половозрастных особенностей учащихся при обучении иностранному языку. Дис.канд. пед. наук. М., 1996. — 160 с.
- Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. -М.: Высшая школа, 1986. 144 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения/А.А. Леонтьев Тарту, 1974, — 219с.
- Леонтьев А.А. Речевая деятельность. В кн.: Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 392 с.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности/ И. Я. Лернер -М., 1980. -294 с.
- Лернер И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. М., 1990. -№ 3. С.139−141.
- Лингардт И. Процесс и структура человеческого учения. М., «Прогресс», 1970. -С.116−221.-685 с.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Лозанов Г. К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М, 1977. Вып.3. — С.7−16.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.-409 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970.-495 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1974.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — 319 с.
- Люлюшин А.А. Проблемы поддержания мотивации к овладению иностранными языками у студентов старших курсов языковых факультетов. Дис.канд. пед. наук. Липецк, 2002. — 128 с.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.
- Манторова И.В. Представление учебной информации мультимедийнымисредствами как фактор повышения качества усвоения знаний. Дис.канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.- 187 с.
- Мархель И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М.: Высшая школа, 1987. — 175 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность/ А. Маслоу СПб.: Питер, 2003. — 351с.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001. 125 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. -160 с.
- ИЗ. Назарова Т. С, Полат Е. С. Средства обучения. Технология создания и использования. М.: УРАО, 1998. 203 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Сост. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. Минск: «Вышэйшая школа», 1999. — 523 с.
- Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина / Серия: психолого-педагогические науки. М, 1996.-274 с.
- Невская А.А., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. — 152 с.
- Невская В.И. Диалектика обучения (на материале иностранного языка). -Владимир: ВГПУ, 2000. 144 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под редакцией Е. С. Полат. М., 2001. 224с.
- Образование и XXI век: информационные и компьютерные технологии. М., Наука, 1999.- 191 с.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. 476 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику/ В. Оконь М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
- Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. ИШИМ, 1994. 94 с.
- Павлов И.П. Избранные произведения. М., Госполитиздат, 1951.
- Паронджанов В.Д. Как улучшить работу ума. (Новые средства для образного представления знаний, развития интеллекта и взаимопонимания). М. Радио и связь, 1999. 243 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е. И. Пассов М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998. 159 с.
- Педагогическая технология. Программа учебного курса / Под ред. В. В. Сластенина, М., Прометей, 1991. С. 7−25.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности/ Ю. П. Платонов -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. -183 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М, Наука, 1972. 310 с.
- Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: Пед. вузы./ А. Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Вып.З. С. 44−53.
- Познавательная активность в системе процессов памяти. М.: Педагогика, 1989. — 188 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2000. — № 3. — С.3−9.
- Полат Е. С Дистанционное обучение: Учебн. пособие/ Е.С. Полат- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
- Принцип проблемности и пути его реализации в учебном процессе. -Барнаул, 1985.-40 с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
- Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М.: МГУ, 1969.-235 с.
- Психология студента как субъекта учебной деятельности // Сб.науч.тр.МГИИЯ. М, 1989, — 131 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учеб. пос/ под ред. Петровского А. В. М.: из-во МГУ, 1987. -159 с.
- Ратова И.В. Образовательные технологии как условие созданияэмоционально-положительного фона обучения. Дис.канд. пед. наук.1. М., 2002. 209 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-305 с.
- Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития.// Educational Technology and Society. № 6, 2003. С. 160−175.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн -СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению языкам международного общения: социально-педагогические и методические доминанты // Сборник научных статей ТГРУ. Таганрог, 2004. С. 109−119.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное просвещение, 1998. — 342 с.
- Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. Дис.канд. пед. наук. Киров, 2002. 209с.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. Избранные философские и психологические произведения. М., Госиздат, 1943. 220 с.
- Ситаров В А, Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.-336 с.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 128 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М. Н. Скаткин -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-педагогической культуры // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. М., 1996. С.3−16.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 308 с.
- Соловова Е.Н. Социокультурные аспекты подготовки учителя иностранного языка // Формирование социокультурной компетенции. Воронеж, 2003.-С. 16−24.
- Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М. Ф. Стронин М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф. Талызина -М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
- Тараскина Я.В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза. Дис.канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 206 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.
- Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / JI. А. Байкова, JI. К. Гребенкина, О. В. Еремкина- Науч. ред. В. А. Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
- Титова С.В. Службы и ресурсы сети в преподавании иностранных языков. М.: изд. МГУ, 2003.-286 с.
- Титова С.В. Теоретические основы компьютерно-информационноймодели обучения иностранным языкам. Дис.док. пед. наук. Москва, 2004.-522 с.
- Толоконников В.А. Визуально-информационные дидактические системы: -М., 1999.
- Толоконников В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала. / Дис.канд. пед. наук. -М., 1992.
- Трайнев В. А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании: М.: Дашков и К, 2006.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Учпедгиз, 1964. — 734 с.
- Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
- Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога/ JI.M. Фридман-М., 1987. -224 с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иностранной речи. М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
- Харлов Г. А. Психолингвистические аспекты системного обучения иноязычному лексическому материалу. АДД. Минск, 1989. — 31 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М., 1997.
- Хусен Т. На повестке дня воспитание граждан мира//Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1998. — T.XXVII. -№ 2. — С. 21−26
- Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. М.: Учпедгиз, 1963. — 160с.
- Чайка Е.Ю. Лингводидактические основы иноязычной подготовкивзрослых с использованием информационных технологий. Дис.канд.пед. наук. Воронеж, 2002, — 185 с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.-286 с.
- Шадриков В.Д. Психологические деятельности и способности человека/В.Д. Шадриков Учебн.пособие. — Изд.2-е перераб и доп. — М.: Логос, 1996.-320 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.
- Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т. 2. М., 1965.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992.
- Якушина E.B. Методика обучения работе с информационными ресурсамина основе действующей модели Интернета. Автореферат дис. канд.пед. наук. М&bdquo- 2002. 22 с.
- Beyond the Boundaries: Changing Contexts in Language Learning. Northeast Conference on the Teaching of Foreign Languages. McGraw Hill, 2001.-312 p.
- Brumfit C.J. Communicative methodology in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 166 p.
- Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy//Language and Communication/Ed. by J.C. Richards, R.W. Schmidt. London: Longman, 1983. — P.2−25
- Chomsky N. Language and Mind. New York: Harcourt, Brace Jovanovish, 1968.
- Covington M.V. The Will to Learn. A Guide for Motivating Young People. London. Cambridge University Press, 1998. 321 p.
- Davis M., Owen D. Help with Your Project. London: Arnold, 1997.
- Developing communicative competence in a second language/Ed. by R.C. Scarcella et al. New-York: Newbury House, cop, 1990. — 356 p.
- Dewey J. Democracy and Education. New-York: Macmillan, 1916.-283 p.
- Edelhoff Ch. Cross-Cultural Studies and Second Language Learning Methodology. In: Wicke, 1989.
- Fox G. The Internet: Making it Work in the ESL Classroom. http://itesli.org/Articles/Fox-Internet.html
- Fried-Booth D.L. Projekt Work, Oxford: Oxford University Press, 1996.
- Gardner, J. C. The Socio-Educational Model of Second Language Learning: Assumptions, Findings and Issues. // Language Leaning. 1988. — Vol. 38. -N1.-P. 101 -126.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching, London: Longman, 1996.-296 p.
- Higgins J. Computers and English Language Teaching. Oxford/Norwood. NJ: Intellect/Ablex Publishing, 1995. 140 p.
- Kay S., Jones V., Kerr P. Inside out. Macmillan Education, 2002 144 p.
- Lier L. Interaction in the Language Curriculum Awareness, Autonomy Authenticity. London: Longman, 1996 — 248 p.
- Living in the information age: a new media. // Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth. Tomson Learning, 2002. 231 p.
- Meskill С Teaching and Learning in Real Time: Media, Technologies and Language Acquisition. Athelstan, Houston, 2002. 356 p.
- New Millennium English. Обнинск: Титул, 2002. -192c.
- Nunan D. Language Teaching Methodology. A textbook for teachers. New
- York- London: Prentice-Hall International, 1991. 264 p.
- Rampilon U. Lerntechniken im Fremdsprachenunterricht, Munchen, 1996. S. 184.
- Richards J.C. The Language Teaching Matrix. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — IX. -185 p.
- Second Language Teaching Education/ Ed. by J.C.Richards, D.Nunan. -Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 340 p.
- Stevick E.W. Teaching and learning languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — 215 p.
- Widdowson H.G. Aspects of language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1990. — 213 p.2Ю. www.wikipedia.org