Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательный процесс с курсантами в вузах внутренних войск МВД является значимой частью системы профессионального воспитания офицерских кадров Российской Федерации, которая направлена на улучшение качества подготовки военных специалистов, усиление научного вклада военных вузов в решение современных задач в сфере укрепления обороноспособности государства. Данное обстоятельство объективно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК РОССИИ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ становления и развития военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск России
    • 1. 2. Теоретические основы исследования сущности, содержания и задачи совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов в вузовском образовании
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 2. 1. Особенности процесса включения в учебную и служебную деятельность курсантов в ходе всего периода обучения
    • 2. 2. Модель специалиста как фактор военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск
    • 2. 3. Критерии и динамика результатов экспериментального исследования
    • 2. 4. Целевая программа преодоления трудностей при включенной учебно-служебной деятельности курсантов
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И ПОБУЖДЕНИЯ ИХ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Профессиональная ориентация как фактор педагогического обеспечения воспитания курсантов к самообразовательной деятельности
    • 3. 2. Профессиональный отбор — важнейшая часть системы военно-профессионального воспитания курсантов к службе во внутренних войсках
    • 3. 3. Повышение уровня мотивации курсантов к военно-профессиональному воспитанию
    • 3. 4. Мастерство преподавателей — необходимое условие совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов к профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

Совершенствование процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие социально-политические процессы в стране, содержание и характер преобразований в сферах обороны и правоохранительной деятельности диктуют необходимость качественного улучшения функционирования военных вузов в совершенствовании системы военно-профессионального воспитания будущих офицеров кадров, в том числе, и для внутренних войск, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Современный этап развития, офицерского корпуса внутренних войск предусматривает наличие системы подготовки военных специалистов в вузах МВД России. При этом курсанты военных вузов, как определенный слой будущих военных управленцев и представителей военной элиты России, занимают важное место среди офицеров внутренних войск. Данное обстоятельство требует постановки и решения ряда важных задач: переосмысления всего комплекса вопросов, связанных с профессиональным воспитанием будущих офицеров в военных вузахразработки теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций в целях повышения эффективности профессионального воспитания офицеров в вузах для взаимодействия с другими группами профессионалов в современном российском обществе и др.

Образовательный процесс с курсантами в вузах внутренних войск МВД является значимой частью системы профессионального воспитания офицерских кадров Российской Федерации, которая направлена на улучшение качества подготовки военных специалистов, усиление научного вклада военных вузов в решение современных задач в сфере укрепления обороноспособности государства. Данное обстоятельство объективно обусловлено необходимостью совершенствования подготовки выпускников военных вузов и современным этапом развития высшего военного образования, что обеспечивается целенаправленными усилиями постоянного и переменного составов военных вузов различных министерств и ведомств. Это также объясняется системой целевых установок по реформированию высшей военной школы, которая призвана формировать офицерские кадры, сочетающие глубокую профессиональную подготовку и личностные положительные качества. Формирование всего комплекса качеств, необходимых выпускнику высшего военно-учебного заведения, достигается единством воспитания, обучения и развития личности.

В связи с этим курсанты вузов внутренних войск для вхождения в современный офицерский корпус внутренних войск МВД России после окончания военного вуза, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к современному офицеру: умело использовать властные полномочияиметь развитые необходимые личностные качестваобразованностьспособность самостоятельно принимать правильное решениетворческая вариация решения профессиональных задачналичие навыков и умения управления подразделением и т. д.

Из множества личностных качеств, черт личности, присущих офицеру ВВ МВД России и влияющих на эффективность управления подразделением, наиболее существенными являются: доминантностьуверенность в себе;

— тэмоциональная уравновешенностьстрессоустойчивостькреативностьстремление к достижениямпредприимчивостьответственностьнадежностьнезависимостьобщительностьпорядочностьблагородствочестностьмужественность и отвагавысоконравственность и опрятность.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного понимания сущности, содержания и структуры процесса военно-профессионального воспитания (далее ВПВ) курсантов вузов внутренних войск как профессионалов, путей повышения эффективности данного процесса в вузах ВВ МВД Россиособой ролью и принципиальным значением, которые — играют силовые структуры, офицерский состав в системе государственной власти в период становления новой российской государственности.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также: -необходимостью новых исследований в области теории и методики совершенствования военно-профессионального воспитания (ВПВ) курсантов вузов ВВ МФД России (далее ВВ МВД);

— требованиями, предъявляемыми государством, обществом, руководством МВД и Главнокомандующим ВВ МВД к совершенствованию военно-про'фессионального воспитания и деятельности выпускников;

— необходимостью преодоления недостатков в уровне воспитанности выпускников вузов ВВ МВД, включая недостаточный уровень сформированности их профессиональных качеств с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы и тематики диссертационных исследований, проводимых на современном этапе (2000;2011 гг.), свидетельствует о том, что вопросам военно-профессионального воспитания выпускников вузов уделяется недостаточного внимания педагогическими науками. 'Однако историки и политологи проводили ряд научных исследований, что подтверждается наличием ряда диссертационных исследований: исторические науки — Н. П. Бучко, Е. Ю. Сергеев, A.A. Черниловский1- политические науки — И. В. Башу нов, И. А. Бродкин, И.К. Харичкин2 и др.

1 См.: Бучко Н. П. Военная элита Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке: идеология, программы и политика (1917;1922 гг.): Дисс. канд. ист. наук: Хабаровск, 2006; Сергеев Е. Ю. Образ Запада в представлении военной элиты России 1900;1914 гг.: Дисс. канд. ист. наук: Москва, 2001; Черниловский A.A. Первая мировая война в сознании военной элиты России: Дисс. канд. ист. наук: Брянск, 2005.

2 См.: Башунов И. В. Взаимодействие элитных групп в политическом процессе современной России: Дисс. канд. полит, наук: М.: РАГС, 2000; Бродкин И. А." Политическая и военная элиты современного российского общества: проблемы взаимодействия: Дисс. канд. полит, наук: Москва, 2005; Харичкин И. К. Политическая элита России и ее влияние на военную безопасность: Дисс. д-ра полит, наук: М., 1999.

Специальных исследований, посвященных военно-профессионального воспитаниякурсантов вузов внутренних войск МВД России, автору приходилось видеть недостаточно, а те, что есть, то они разрабатывались без учета современных требований и современного менталитета.

Научная задача исследования заключается в поиске и обосновании педагогических положений совершенствования воспитания у курсантов вузов внутренних войск интеллектуального и нравственного потенциала и основных командирских качеств на основе комплексного подхода.

Объектом диссертационного исследования является процесс военно-профессионального воспитания курсантов, а его предметомсовершенствование процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов ВВ МВД России в условиях реформирования внутренних войск.

Цель диссертационного исследования: на основе комплексного теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать сущность, содержание и структуру процесса совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов вузов ВВ МВД в условиях реформирования внутренних войск.

Задачи исследования:

1. «Обосновать теоретические и прикладные положения процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов в соответствии с современными требованиями.

2. Провести опытно-экспериментальное исследование совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов ВВ МВД.

3. Определить основные направления и педагогические условия совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов.

В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что в современных условиях сложилось и углубляется противоречие между общей потребностью подготовки кадров в вузах ВВ МВД, способных к решительным и бескомпромиссным действиям, проявления твердости, гибкости, профессионализма и недостаточным уровнем качества современного военно-профессионального воспитания, от которого зависит их дальнейший карьерный рост и интеграция в офицерский корпус внутренних войск.

Разрешить данное противоречие возможно, если совершенствовать военно-профессиональное воспитание на основе согласованности в инновационной педагогической деятельности командного и преподавательского состава вузов ВВ МВД, актуализировать потенциалы воспитания нравственных ценностей у курсантов, активизировать развитие у них мотивации к профессиональному поведению и качеств инициативной личности.

Методологические основы исследования базировались на концептуальных положениях современной науки о личности, факторах ее формирования и развитияо человеке как главной цели педагогической деятельности, ее объекте и субъектео социально-психологических, экономических и политических первопричинах развития явлений характеризующих феноменологию статусных отношений в различных типах социумов и их влиянии на формирование и развитие личностных качество гуманном подходе к военнослужащим в ходе жизнедеятельности.

Решение задач исследования осуществлялось на основе комплексного использования эмпирических, теоретических и экспериментальных методов. Ведущими из них явились: голографический методэкспериментанализ условий учёта и оптимизации различных факторов, обуславливающих эффективность педагогического процессанаблюдениеизмерение степени интегрированности курсантов вузов ВВ МВД России в офицерскую среду войскинтервьюирование и анкетированиеанализ независимых характеристикизмерение и анализ результатов деятельностипедагогическое проектирование, программирование и коррекция комплекса условий по-организации и осуществлению совершенствования процесса ВПВ курсантов вузов ВВ МВД.

Теоретическую основу исследования составили основные положения трудов: во-первых, интегративно-педагогические идеи — разностороннего и гармоничного развития человека (Аристотель, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, советская образовательная доктрина), интегративного образования (П.А. Кропоткин) и интеграции школы, общества и производства (Дж. Дьюи, П. Наторп) и др.- положения, раскрывающие вопросы методологии и методики исследования объединительных процессов (межпредметных связей, взаимосвязи, преемственности, интеграции) в педагогике (Н. К. Чапаев, B.C. Безрукова, Н. М. Берулава, В. И. Загвязинский, В. К. Ильин, М. И. Махмутов, В. Д. Семенов, Ю. С. Тюнников и др.) — по истории и теории воспитания (И.АТ Алехин, A.A. Аронов, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, П. П. Давыдов, Н. С. Кравчун, А. Т. Малый, A.B. Мудрик, В. Ф. Родин, В. А. Сластенин, A.A. Федотов и др.- положения военно-профессионального воспитания офицерских кадров в высшей военной школе (И.А. Алехин, Н. И. Алпатов, A.B. Барабанщиков, Н. П. Балыков, Л. Г. Бескровный, И. В. Биочинский, В. И. Вдовюк, H.A. Давыдов, А. П. Дударь, Д. И. Земсков, Г. В. Зибров, П. А. Корчемный, А. Д. Лазукин, В. И. Марченков, В. Г. Михайловский, С. С. Муцынов, В. Н. Новиков, В. П. Раицкий, Ю. С. Руденко, В. Я. Слепов, Д. Н. Филипповых, А.П. Шарухин) — во-вторых, положения," раскрывающие психолого-педагогические иправовые основы кадровой политики и подготовки кадров МВД (Л.Т. Бородавко, В. П. Гребенюк, А. Т. Иваниций, В. Я. Кикоть, A.A. Кобозев, П. В. Куст, A.A. Кочин, H.H. Силкин, В. Я. Слепов, В.И. Хальзов) — в-третьих, идеи по проблеме профессионального становления офицеров (Е.И. Алферов, Л.Ю.

Боброва, И. Ю. Гаврилова, Ю. В. Малый, М. А. Низиков, В.О. Солнцев), по проблеме обучения и формирования профессионализма (A.B. Андреева, Г. Т. Бонифатьева, Н. И. Гребенюк, Н. Ю. Дружинина, Т. С. Сливин, Т.Г. Шарухина).

Экспериментальное исследование проводилось на в подразделениях Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Саратовского военного института внутренних войск МВД России, Новосибирского венного института внутренних войск МВД России им. генерала армии И. К. Яковлева. Значительную часть исследования составили данные, полученные в Главном штабе Главного командования ВВ МВД России. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлена применением комплекса эмпирических, теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватностью методикрепрезентативностью выборкикачественным и количественным анализомстатистической обработкой материаловэкспертизой и публикацией основных результатов и выводовинтервьюированием и 'анкетированиеманализом независимых характеристикизмерением и анализом результатов деятельностипедагогическим проектированием, программированием и коррекцией комплекса педагогически обоснованных условий по организации и осуществлению военно-профессиональной воспитательной деятельности вузов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Саратовского военного института внутренних войск МВД России, Новосибирского военного института внутренних войск МВД России им. генерала армии И. К. Яковлева. Значительную часть исследования составили данные, полученные в Главном штабе Главного командования ВВ МВД России. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа. На подготовительном этапе (сентябрь 2008 г. — февраль 2009 г.) проводилось изучение литературных источников и опыта работы по проблемеосуществлялся выбор объекта и предмета исследованияопределялись цель и задачиосуществлялось моделирование исследовательской деятельностипроизводился отбор подразделений для участия в экспериментеопределялась гипотеза исследованияпроводилась организационная работа с планируемыми участниками эксперимента.

На основном этапе (март 2009 г. — апрель 2010 г.) подвергались эмпирической проверке заложенные в гипотезе исследовательский замысел и педагогические направления повышения эффективности исследуемого процесса в ходе реализации Целевой программы совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов вуза внутренних войск МВД России. В рамках исследования реализовывалась комплексная методика опытно-экспериментальной работы, на основе разработанных диссертантом критериеви показателей проводились замеры и оценка эффективности воспитательной деятельности должностных лиц по совершенствованию процесса военно-профессионального воспитания курсантов.

На третьем (заключительном) этапе (апрель 2010 г. — ноябрь 2010 г.) проводились обобщение полученных результатов исследования, систематизация и качественно-количественный анализ экспериментальных данных, формулирование теоретических выводов и выработка практических рекомендаций, осуществлялось литературное оформление результатов исследования. Результаты исследования публиковались в научных статьях, тезисах научных конференций.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано 54 докторских и кандидатских диссертаций, 17 монографий, 20 научных статей и других литературных источников. Изучено более 50 учебных и тематических планов и программ вузов ВВ МВД, журналов учета успеваемости и служебных карточек курсантов. Проведено свыше 40 занятий по проблематике исследования. Опрошено более 100 офицеров по опросному листу, разработанному на основе метода последовательной динамической оценки ситуации, позволяющему получить универсальные выводы, не зависимо от специфики должностного предназначения категорий военнослужащих. Осуществлено внедрение «Целевой программы совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов ВВ МВД России».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснованы положения о необходимости совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов военных вузов МВД России в условиях реформирования внутренних войск;

— раскрыта сущность военно-профессионального воспитания в военном вузе внутренних войск, новизна которой определяется совместными действиями профессорско-преподавательского состава и командования внутренних войск в инновационной педагогической деятельности;

— выявлены и обоснованы основные направления совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов, ориентированные на нравственные ценностиизучение и подкрепление индивидуальных особенностей курсантаразвитие у курсантов качеств инициативной личности и лидерских качеств;

— определены педагогические условия совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов, к которым отнесены воспитательные мероприятия военно-профессиональной ориентации курсантовсредства повышения мотивации к службе во внутренних войсках МВД Россиипрограммы повышения педагогического мастерства начальствующего состава и преподавателей вуза.

Положения, выносимые на защиту, раскрывают сущность, структуру, содержание, основные направления и педагогические условия совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов военных вузов МВД России в период реформирования внутренних войск. ^ 1. Сущность военно-профессионального воспитания в военном вузе внутренних войск отражает инновационную педагогическую деятельность командования и профессорско-преподавательского состава совместно с командованием внутренних войск по наращиванию интеллектуального и нравственного потенциала, представляющего совокупность скрытых (не актуализированных) резервов и возможностей развития важных личностных качеств у курсантов и военнослужащих.

2. Структура процесса военно-профессионального воспитания объединяет: цель, задачи, субъектов, инновационный блок (принципы, реализующие закономерности, методы, формы и способы решения противоречий воспитания, обусловленные реформированием внутренних войск), вариации предполагаемого результата, а также каналы получения обратной связи для рефлексии. Структура последовательно реализуется в ходе пяти основных этапов процесса воспитания: 1-й — определение исходного интеллектуального и эмоционально-волевого потенциала курсантов, способствующего их эффективному военно-профессиональному воспитанию- 2-й — дифференциация ролевых усилий субъектов процесса- 3-й — сопровождение развития личностных качеств курсантов на основе оптимизации воспитания- 4-й — цромежуточная и итоговая диагностика у курсантов интеллектуального и эмоционально-волевого потенциала- 5-й — участие субъектов воспитательного процесса в обсуждении результатов и подготовке отзывов на курсантов-выпускников.

3. Содержание военно-профессионального воспитания курсантов включает стимуляцию интересов курсантов к самовоспитаниюпедагогические средства развития военно-профессиональной направленности и культуры у курсантовформы и методы целесообразной организации инновационной деятельности командования и профессорскопреподавательского состава по воспитанию мотивов профессионального поведения и ответственности как будущего офицера внутренних войск.

4. Основные направления совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов необходимо сосредотачивать на:

— формировании нравственных ценностей (готовности к нравственно-ценностному поведению в повседневной служебно-боевой деятельностипотребности в нравственном и военно-профессиональном самосовершенствовании);

— изучении и подкреплении индивидуальных особенностей курсанта, средствами общественного мнения и морально-психологического климата воинского коллектива, средствами воспитательного и культурного взаимодействия с различными общественными объединениями и основными религиозными конфессиями;

— развитии у курсантов качеств инициативной личности, формировании у них лидерских качеств и готовности к военно-профессиональной деятельности в любых условиях служебно-боевой деятельности в войсках.

5. Педагогические условия совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов характеризуются наличием: важных факторов и обстоятельств для воспитания военно-профессиональной ориентации курсантоввоспитательных средств — повышения мотивации к службе во внутренних войсках МВД Россиипрограмм повышения педагогического мастерства начальствующего состава и преподавателей военного вуза и организации их самосовершенствования в вопросах воспитания.

Личный вклад автора в научную новизну, которая заключается в следующем:

1. Осуществлен анализ историко-педагогического опыта возникновения и развития теории и практики военно-профессионального воспитания кадров в отечественной военной школе, выявлены его позитивные и негативные тенденции, проанализировано современное состояние процесса военно-профессионального воспитания вузов МВД.

2. Обоснованы сущность, содержание и структура процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов МВД России:

3. Разработана Целевая программа совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов, критерии и методики ее реализации в военном вузе.

4. Выявлены и экспериментально проверены основные направления и педагогические условия совершенствования процесса военно-профессионального воспитания будущих офицеров в условиях реформирования внутренних войск, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— раскрытии сущностных и содержательных характеристик деятельности по совершенствованию военно-профессионального воспитания курсантов;

— разработке структуры военно-профессионального воспитания в условиях реформирования внутренних войск, которая последовательно реализуется в ходе пяти основных этапов;

— обосновании комплекса военно-профессиональных качеств, необходимых выпускникам вузов внутренних войск МВД России и педагогических средств для их воспитания;

— разработке организационных форм повышения педагогического мастерства начальствующего состава и преподавателей вуза.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

— целевой программы совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов и методик ее реализации в военном вузе. организационных форм и методических средств повышения педагогического мастерства в военном вузе, которые предназначены для различных категорий должностных лиц, ответственных за организацию и осуществление совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы,докладывались в научном сообщении и обсуждались на заседании кафедры военной педагогики и психологии СПВИ ВВ МВД России на тему: «Педагогический потенциал процесса совершенствования военно-профессионального воспитания курсантов». На занятии с должностными лицами СВИ ВВ МВД России и СПВИ ВВ МВД России по теме: «Преемственность военно-профессионального воспитания офицерского состава во внутренних войсках и военных вузах». Полученные результаты апробировались путём внедрения в деятельность должностных лиц военных институтов внутренних войск, на учебных занятиях с курсантами и ежегодно проводимых военно-научных конференциях вузов внутренних войск.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО Ш ГЛАВЕ.

1. В структуре учебно-воспитательного процесса этап профессиональной ориентации будущих офицеров-профессионалов внутренних войск и определения их профессиональной воспитанности является весьма актуальным и требует систематического совершенствования новых технологий в его методическом обеспечении. Поэтому среди основных направлений работы по совершенствованию образовательного процесса в вузах ВВ МВД важное место занимает профессиональная ориентация кандидатов на учебу, что, несомненно, положительно сказывается на быстрейшей и качественной подготовки курсантов к учебной и самообразовательной деятельности в вузе.

2. Профессиональная ориентация (как авторское понятие) — это систематическая и целенаправленная деятельность вузов ВВ МВД по формированию у будущих абитуриентов психологической готовности к осознанному выбору профессии и содействию в подготовке кандидатов к ее освоению, а в период учебы подготовки себя к непрерывной самообразовательной деятельности в интересах совершенствования своего профессионального мастерства в системе ВВ МВД.

3. Усвоение смыслового содержания мотивов, которые передаются курсантам в готовом виде через значимые установки, интересы, идеалы, которые, выступая в виде побуждений через внутреннюю сознательно-волевую работу личности, превращаются во внутренне принятые. Мотивам военно-профессионального воспитания двойственна определенная совокупность содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики преимущественно связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. Динамические характеристики прямо не связаны с особенностями учебной деятельности, а в большей мере зависят от личностных особенностей обучаемых. Формирование и развитие мотивации курсантов к военно-профессиональному воспитанию правомерно рассматривать как изменение ее содержательных и динамических характеристик в процессе становления, упрочнения, стабилизации побуждений и дальнейшего качественного их совершенствования.

4. Основными условиями, способствующими, осознанию курсантами важности военно-профессиональной воспитанности будущей деятельности офицера являются: а) компетентность и профессионализм в работе руководящего и преподавательского составов военных вузов по разъяснению курсантам важности военно-профессиональной воспитанности для будущей практической деятельности. Каждая учебная дисциплина своим содержанием, методами и средствами способна не только вооружить курсантов знаниями о характере будущей деятельности офицера, но и сформировать командно-методические и профессионально-деятельностные навыкиб) постоянная работа по разъяснению курсантам значимости военно-профессиональных знаний, навыков и умений в решении военно-профессиональных задач. Регулярный показ примеров из войсковой практики, важности вузовской ВПВ в решении практических задач с одной стороны способствует более глубокому изучению учебного материала, а с другой — повышает профессиональную мотивацию курсантовв) соответствие военно-профессионального воспитания в военном вузе задачам и содержанию практической деятельности офицера в частях. Демонстрируемые факты, примеры отражали реальную практическую военно-профессиональную деятельность со всеми ее трудностями и противоречиями. Их знание и понимание усиливало мотивацию курсантов к более качественной подготовке, способствующей успешному преодолению и разрешению трудностей и противоречий реальной действительности.

5. Качество воспитания офицера-профессионала в высокой степени зависит от эффективности внедрения в образовательном процессе современных педагогических технологий подготовки выпускников к профессиональной самообразовательной деятельности. Однако эффективность использования этих технологий напрямую связана с профессионализмом преподавательского состава, его педагогическим мастерством и компетентностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, в целом, подтвердило выдвинутую гипотезу о возрастании роли и значения совершенствования процесса военно-профессионального воспитания (ВПВ) курсантов в вузах ВВ МВД России.

В ходе проведенного диссертационного исследования была т сформулирована педагогическая сущность совершенствования процесса ВПВ вузов ВВ МВД, которая может быть рассмотрена в узком и широком смыслах.

В узком смысле совершенствование процесса ВПВ курсантов представляет собой целостную систему мер, предусматривающую не только выбор содержания, методов, приемов и форм педагогического воздействия и взаимодействия, но и их осуществление с учетом организации постоянно действующей обратной связи в интересах получения максимального для конкретного времени эффекта в воспитании специалиста-профессионала.

В широком смысле сущность совершенствования процесса ВПВ курсантов заключается в проектировании и обеспечении эффективного функционирования процесса военно-профессионального воспитания личного состава курсантских батальонов, рот, взводов, учебных групп вузов ВВ МВД России.

Педагогическое содержание совершенствования процесса ВПВ курсантов вузов ВВ МВД включает: активное влияние воспитателей и воспитуемых не только друг на друга, но и на воспитательную средусоотнесение объективных условий и субъективных факторов военнот педагогического процессасоздание условий, при которых курсант из объекта воспитания становится субъектом воспитательного процессакоординацию воспитательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых по целям и задачам, методам и средствам процесса ВПВпедагогический мониторинг результатов ВПВ и социально-педагогических условий, в которых процесс ВПВ осуществляетсясистематическую коррекцию мер учебно-воспитательного процесса вуза.

Структура совершенствования процесса ВПВ курсантов вузов ВВ МВД включает в себя определение реальных целей с учетом условий социальной среды, психолого-педагогическую диагностику личностных и профессионально-важных качеств субъектов, и объектов ВПВ, выявление противоречий и закономерностей процесса ВПВ и определение на этой основе принципов воспитания курсантов, выбор и осуществление наиболее эффективного инструментария педагогического взаимодействия (методов, приемов, средств, форм), определение контуров оптимального результата ВПВ, критериев и показателей оценки эффективности данного процесса.

Совершенствование процесса ВПВ курсантов наиболее успешно достигается при соблюдении следующих основных условий: ориентация и отбор абитуриентовукомплектованность постоянным составом и его высокая психолого-педагогическая подготовленностьорганизация и проведение образовательного процесса в вузе в строгом соответствии с предъявляемыми требованиямиподдержание уставной воинской дисциплины, внутреннего порядка, организации службы войскналичие положительных традиций, здорового коллективного мнения и уставных взаимоотношений в вузе и его подразделенияхавторитетность руководящего состава военно-учебного заведениявсестороннее обеспечение ВПВ в деятельности постоянного состава и курсантов вуза.

Деятельность должностных лиц вуза по совершенствованию процесса ВПВ включает несколько этапов: изучение состояния ВПВ курсантовопределение цели и задач совершенствования ВПВпланирование работы по совершенствованию ВПВ с установлением объема, порядка и сроков выполнения плановых мероприятийвсестороннее обеспечение совершенствования процесса ВПВоказание помощи должностным лицам в осуществлении ВПВконтроль за выполнением спланированных мероприятийвнесение, в случае необходимости, корректив в процесс ВПВоценка деятельности воспитателей и воспитуемых с учетом достигнутых результатов в организации работы по совершенствованию ВПВ курсантов.

Результатом совершенствования процесса ВПВ курсантов являются: сознательное выполнение обучаемыми предъявляемых требованийвысокий уровень личностного интеллектуального развития, степень сформированности и развитости у них необходимых личностных и военно-профессиональных качеств и устойчивость мотивации к самосовершенствованию.

Результаты формирующего педагогического эксперимента подтвердили выявленные в ходе теоретического анализа педагогические направления и условия совершенствования процесса ВПВ курсантов.

Проведенное диссертационное исследование позволило выработать и предложить некоторые практические рекомендации. В интересах совершенствования процесса ВПВ курсантов вузов МВД предлагается осуществить комплекс практических мероприятий на различных уровнях руководства.

Главкомату Внутренних войск МВД России было бы целесообразно: разработать нормативно-правовую базу для формирования нового поколения квалификационных характеристик, учебных планов и программ, обеспечивающих военно-профессиональное воспитание офицеров в вузах внутренних войск, в соответствии с новым обликом войск с учетом характера и быстроты развития практики ВВ в XXI векедополнить Концепцию воспитания военнослужащих ВВ МВД РФ разделом «Основные направления совершенствования процесса военно-профессионального воспитания военнослужащих ВВ МВД" — рассмотреть возможность подготовки подготовить Директивы или приказа по совершенствованию процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД на основе разработанной и апробированной авторской Целевой программы (см.: Приложение 2);

— предусмотреть подготовку и издание учебного пособия «Актуальные проблемы совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД».

Вузам внутренних войск МВД представляется необходимым:

— не реже одного раза в учебный семестр на заседаниях Ученых советов вузов (факультетов) и кафедр рассматривать педагогические условия совершенствования процесса военно-профессионального воспитания курсантов с принятием конкретных рекомендаций по их реализации (см. дисс. гл. 3) — стимулировать преподавателей к повышению уровня профессионального мастерства и компетентности, задействовать все возможные мотиваторы к качественному воспитанию курсантов;

— создать внештатные постоянно действующие научно-исследовательские группы для мониторинга практики военно-профессионального воспитания курсантов и выработки предложений по оптимизации данного процесса;

— в интересах профессиональной ориентации допризывной и призывной молодежи, стремящейся к поступлению в вузы ВВ МВД, необходимо осуществить подготовку аудиовидеопрограмм существующей тематики, распространять их через телевидение и радио. Целенаправленно издавать справочно-информационные материалы по проблеме и доведение до гор-райвоенкоматов;

— в планах работы факультетов (курсантских батальонов) с целью повышения педагогических знаний офицеров предусмотреть изучение темы «Оптимизация процесса военно-профессионального воспитания курсантов».

В заключении диссертации определены перспективы дальнейшего исследования по заявленной проблеме. Полученные результаты необходимо использовать для раскрытия условий развития компетенций курсантов вузов внутренних войск в требованиях новых государственных образовательных стандартов. Установленные связи военно-профессионального воспитания и самообразования курсантов являются важной основой развития компетенций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дисс. докт. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1994. — 339с.
  2. Л.Ф. Психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1984.-17с.
  3. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334с.
  4. А.Н. Система: философская категория и реальность. — М., 1976.
  5. .О. О мотивационной готовности молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности // Ракурс. 1993. — Вып.4. — С.46.
  6. Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: Автореф. дисс. канд. псих. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997. — 17с.
  7. Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ЮИ, 1994, 238с.
  8. .Г. Избр. Психологические труды. М.: Педаг., 1980. — 288с.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. -253с.
  10. О.М. Самооценка в структуре личности студента. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1984. 17с.
  11. В.Н. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза в учебном процессе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Самара: СГУ, 1996. — 18с.
  12. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. — СПб.: СПб Юр. институт МВД РФ, 1995. 213с.
  13. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986. — 96с.-т
  14. JI.A. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1978. — 228с.
  15. А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта. Дисс.. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД РФ, 2006.
  16. К.У. Образовательный стандарт как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997. — 30с.1. Г
  17. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Автореферат диссертации докт. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1991. -36с.
  18. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 67с.
  19. С .Я. (авт. ред.) Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. — 504с.
  20. Н.В. Формирование представления о профессии в процессе адаптации студентов в ВУЗе. / В сбор.: Вестник ЛГУ, 1976. № И. — С. 130 132.
  21. X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше.: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997. — 58с.
  22. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
  23. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В .Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблема профдеформации). Учебное пособие. СПб, 1996.
  24. Э.К. Конкретный опыт производственного обучения как средство повышения квалификации инженерно-педагогических кадров. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1986. — 17с.
  25. П.Г. Армия и флот России в XIX в. М., 1973. — С. 123 124.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. — 144с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Перевод с англ. — М., -1986.- 192с.
  28. В.Н. Развитие познавательной деятельности курсантов ВВУ. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1989. -226с.
  29. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализма личности и профессионала. -М.: МГУ, 1991. С.3−24.
  30. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР. / Психологическое исследование / Дисс. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1988.
  31. Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999.
  32. Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-СПб., 2005.
  33. Бруслова И, Ю. Формирование коммуникативных качеств студента как фактор успешности учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1992.-26с.
  34. Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — СПб.: СПб ГУ, 1996. 40с.
  35. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств. Ярославль: ЯГУ, 1980. -197с.
  36. А.Д. Формирование ценностных ориентаций, личных перспектив и отношений у курсантов вузов ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2007.
  37. В.Д. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов средней квалификации флота рыбной промышленности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Д.: ЛГУ, 1978. — 19с.
  38. C.B. и др. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. — Л.: МО, 1987. 140с.
  39. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1997. — № 1−6.
  40. Внутренние войска Советской республики (1917−1922). Документы и материалы. М.: Юрид. лит., 1972. С. 109.
  41. В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Автореф. дисс.. .д-ра пед. наук. -М.:ВПА, 1983.-43с.
  42. М.В. Профессиональная адаптация молодежи (Психология личности и образ жизни). М., 1989. — 207с.
  43. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания, учащихся профессиональных учебных заведений. Автореф.. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 42с.
  44. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России: Дисс. .докт. пед. наук. -М., 1996.
  45. .С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. — М., 1996.
  46. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: СПТУ, 1992. — 205с.
  47. В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы. Дисс. .канд. пед. наук.- СПб.: СПб У МВД РФ, 2006.
  48. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России. Дисс. в виде научного доклада доктора пед. наук. М., 1990. — 55с.
  49. В.П. Повышение эффективности деятельности военно-учебного заведения внутренних войск МВД России как образовательной системы. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2007.
  50. В.П. Исследование путей повышения эффективности обучения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -М.: ВПА, 1977. -42с.
  51. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник / Под ред. C.B. Кошелевой. СПб.: Фонд «Университет», 2000.
  52. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1972.-21с.
  53. H.A. Системный анализ факторов учебной успешности. Дисс. .канд. пед. наук. JL, 1974. — 156с.
  54. JI.B. Формирование профессиональных качеств у слушателей вузов МВД России (на примере обучения иностранному языку). СПб. Дисс. .канд. пед. наук. СПб академия МВД России, 1998. — 163с.
  55. B.C. Новые педагогические технологии воспитательной деятельности командиров курсантских подразделений вузов внутреннихвойск МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  56. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. — М.: ВПА, 1979. 142 с.
  57. М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора. JL, 1987. — 145с.
  58. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе: Дисс. .доктГпед. наук. СПб, 1994. — 368с.
  59. А.Н. Педагогическая диагностика профессионализма сотрудников органов внутренних дел при аттестации на вышестоящую должность. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  60. Журавлева T. JL Активизация профессионального саморазвития слушателей в вузах МВД России. Дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1998. — 237с.
  61. Ю.Г. Воинское воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2007.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992, № 3. С.36−40.
  63. М.Г. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях формирования личности военнослужащих. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  64. П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX -XX столетия (1881 1903 гг.). -М.: «мысль», 1973. — С.306−307.
  65. B.C. Технологйи профессионального обучения. СПб.: СПб ГУ, 1993.-235с.
  66. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — О.: ЛГУ, 1975. -26с.
  67. B.C. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Казань: КГУ, 1997. — 40с.
  68. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Дисс. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. — 235с.
  69. Из истории гражданской войны в СССР. Сборник документов и материалов. 1918−1922, т. 1.-М., 1960.-С. 111−113.
  70. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. Уч. Пос. -М.: ВПА, 1990.
  71. С.И. Преемственность школы и вуза в профессиональном становлении студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1986. -25с.
  72. Н.С. Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  73. З.К. Формирование профессиональной устойчивости у студентов университета будущих учителей: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1983. — 18с.
  74. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Дисс. .докт. пед. наук. СПб ГУ, 1992. — 360с
  75. М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогических проблемных ситуаций: Дисс. канд. псих. наук. -Л, 1989.-247с.
  76. .Ф. Технологии формирования у учащихся профтехучилища ценностного отношения к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. .&bdquo-канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1993. — 17с.
  77. В .Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1994.
  78. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств системы. Казань: КТУ, 1969. — 278с.
  79. . Е.А. Образ мира в разноштатных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 32−41.
  80. В.А. Технические задачи как средство формирования основ профессионального мастерства учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1979. — 19с.
  81. Г. Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных вузов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М.: ВУ, 2001.
  82. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 285с.
  83. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -192с.
  84. Г. Е. Деловая игра как форма активного обучения. Л., 1989.
  85. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения (по материалам зарубежных публикаций): Автореф. дисс. .канд.тпед. наук. -М., 1992. 16с.
  86. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1974.-257с.
  87. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. -М., 1989.- 15с.
  88. Я.А. Великая дидактика. // Каменский Я. А. Избр. пед. соч. в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1982. — T.I. — 655с.
  89. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дисс.. .канд. психол. наук. Д., ЛГУ, 1983. — 16с.
  90. Л.Е. Формирование ответственного отношения к труду у учащихся ГПТУ. Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. — Л., 1971. 23с.
  91. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Дисс. докт. пед. наук. — СПб.: СПб ГУ, 1995.-345с.
  92. В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ (на примере военного училища): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Новосибирск, 1992. — 16с.
  93. .Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика. -М., 1991. 56с.
  94. А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в ввузах внутренних войск МВД России. СПб. Дисс. .канд. пед. наук. СПб ГУ, 1996. — 223с.
  95. В.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: Дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1986. — 300с.
  96. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания 'руководителя: Дисс. докт. пед. наук. — СПб.: СПб ГУ, 1997.-327с.
  97. П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Автореф. дисс. .докт. филос. наук. — М., 1992.-32с.
  98. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ. -М.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Москва. -23с.
  99. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 54с.
  100. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М. гВысшая школа, 1990. — 119с.
  101. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М.: Просвещение, 1990. 159с.
  102. М.З. Исторический очерк военно-учебных заведений. Спб., 1880. — С. 132, 118−119.
  103. Ю.В. Воспитание нравственной культуры у курсантов военных училищ России. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1996. — 257с.
  104. ЮЗ.Лапшов Д. А. Индивидуализация воспитательной работы начальника курса в вузе МВД России. Дисс.'.канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД Ррссии, 2006.
  105. О.М., Слепов В. Я. Самовоспитание обучаемых и основы педагогического руководства им. СПб: ВВКУ ВВ МВД России, 1995. — 41с.
  106. О.В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дисс. .канд. филос. наук. — Саратов, 1990. — 140с.
  107. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975.-304с.
  108. Г. Д. Воля. -М.: Воениздат, 1958.
  109. C.B. Формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД России на интегративной основе. Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  110. A.C. Соч. в 7-ми т. М., 1957−1958.
  111. A.M. Гуманизация процесса обучения. Автореферат диссертации канд. пед. наук. М.: ВУ, 1996. — 26с.
  112. В.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф. докт. дисс. психол. наук. — Л.: ЛГУ, 1982.
  113. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации обучения.-М., 1990.
  114. ИЗ. Маркова С. М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 24с.
  115. Матюшкин-Герке A.A. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1978. -16с.
  116. Ю.Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России. Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. СПб У МВД России, 2000.*- 23с.
  117. Г. В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов. Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. Л: ЛГУ, 1990. — 16с.
  118. В.М. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя к коррекционно-диагностической работе. Дисс. докт. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1995. — 234с.
  119. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов ВВУЗов ВВ МВД как воспитателей. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997. -227с.
  120. С.С. Педагогический юмор дело нешуточное? // Вестник академии. 1992.
  121. Ф.С. Деятельность мастера профтехучилища по формированию профессиональных интересов учащихся в процессепроизводственного обучения. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — JL: ЛГУ, 1987. 17с.
  122. Ф.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной производственно-учебной деятельности. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1988. — 16с.
  123. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере региона). Дисс. канд. пед. наук. — Кемерово: КГУ, 1997. — 160сг
  124. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки, — СПб.: СПб ГУ, 1993. 172с.
  125. A.A. Научно-техническое творчество как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1984. — 14с.
  126. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. -150с.
  127. B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников ОВД России. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -СПб.: СПб ГУ, 1993.-43с.
  128. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987. -224с.
  129. И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной активности личности педагога. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1986. — 16с.
  130. С.А. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  131. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика. // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М.- 1990. — С. 140−144.
  132. А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского скрытного дома (1798 -1898). Спб., 1898.
  133. В.В. Военно-патриотическое воспитание военнослужащих рядовых (сержантов)-контрактников внутренних войск МВД России. Дисс.. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2007.
  134. B.C., Гейжан Н. Ф. Культура личности учащегося профессионально-учебного заведения. СПб.-Пенза: РГПУ, 1996.
  135. A.A. Педагогическая оценка как средство активизации учебной деятельности курсантов в вузе МВД. Дисс. .канд. пед. наук. СПб МВД России, 2000. — 247с.
  136. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Д.: ЛГУ, 1984. — 1"6с.
  137. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256с.
  138. Ю.П. Психолого-педагогическая проблема профессионального становления личности. Курск, 2009. — 130 с
  139. Поминова О Л. Формирование профессиональной ориентации студентов ССУЗов РФ. Монография. СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 2001.-140с.
  140. Г. Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя: Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1994.
  141. С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России. СПб. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб ЮИ МВД России, 1997.-18с.
  142. A.M. Организация профессиональноговоспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  143. Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования. — СПб.: СПб. Гуманитарный университет профсоюзов, 1996.
  144. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Дисс. канд. Психол. Наук. Спб., 2000.
  145. С.А. Цели и методы индивидуального подхода в воспитательном процессе. — Л.: ЛГПИ, 1988.
  146. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. — 80с.
  147. С.Л. Основы психологии. М: Педагогика, 1946. — 706с.
  148. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководство: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 24с.
  149. В.Ю., Караулов O.A. Психофизиологические основы индивидуализации обучения. СПб., 1998. — 96с,
  150. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы. / Под редакцией П. Н. Городова. М.: ВПА, 1990.
  151. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб.: Изд. СПИНО, 1995. — 98с.
  152. H.H. профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии оценки, формирование. СПб., 1998. — 129с.
  153. Д.Е. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооруженных преступников у курсантов-вузов МВД России. Дисс.. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  154. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: Дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1995.
  155. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности. Дисс. .докт. пед. наук. JI., 1988. — 310с.
  156. В.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России (в соавторстве). СПб., 2002. — 256с.
  157. В.Я. Педагогика высшей школы МВД России (в соавторстве). СПб., 2002. — 205с.
  158. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров ВВ МВД России. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1996.- 18с.
  159. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб.: СПб ГУ, 1997.-36с.
  160. Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов ССУЗов. Журнал «СПО», № 10. -М., 2003.
  161. И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб ГУ МВД России, 1999. 231с.
  162. СУ РСФСР, 1918. № 21. С. 317.
  163. Д.Г. Совершенствование содержания воспитания военнослужащих ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России, 2006.
  164. В.А. О воспитании. М., 1982. — 272с.
  165. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. — 212 с.
  166. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 343с.
  167. М.М. Педагогическое обеспечение деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России. Дисс. .д-ра пед. наук. -СПб.: СПб У МВД РФ, 2006. 399с.
  168. A.B. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПб ГУ, 1994. 180с.
  169. И.Б. Авторский урок как фактор повышения эффективности обучения курсантов иностранному языку. СПб. Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. — СПб У МВД России 2000. — 19с.
  170. JI.C. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях. СПб. Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. — СПб У МВД России, 2000. — 40с.
  171. В.Н. Формирование военно-профессиональных умений командира подразделения у курсантов вузов ВВ МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1997.-178с.
  172. К.Д. Избранные педагогические сочинения. T.I. М.: Учпедгиз, 1953. — 639с.
  173. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1991. — 320с.
  174. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 184с.
  175. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук.-СПб., 1997.-43с.
  176. А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб, 1997. — 52с.
  177. А.П. Нормативно-уставное регулирование, процесса воспитания в Российских Вооруженных Силах: Дисс.. докт. пед. наук. -СПб., 1998.
  178. Т.Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России. Дисс.. .д-ра пед. наук. СПб., 2002.
  179. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Дисс. .докт. пед. наук. JL, 1971.
  180. В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994. 156с.
  181. Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Дисс. .докт. психол. наук. СПб.: СПб ГУ, 1998. -405с.
  182. Blankstein К. Self control and self modification. N.Y.- 1982. 138 p.
  183. BoyI G.G. Contribution of cattellan psychometrlcs to the education of human intellectual structure // Multlvar. Exp. Clin. Res. 1988. — V.8. — N 3. -P.267−273.
  184. Darling-Hammond L. Teacher professionalism and accountability // The education digest. 1989. — Vol.55. -No.l.
  185. DikaJ’a L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologlca. 1994. — N 4. — P.211
Заполнить форму текущей работой