Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неблагополучие социально-экономической ситуации в стране напрямую отражается и на недостаточном финансировании образования, когда на эту сферу выделяется всего лишь треть средств, необходимых на покрытие хотя бы минимальных потребностей. Все это, в конечном счете, сказывается на культурном уровне российского общества, который катастрофически снижается, приближаясь к тем странам, в которых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья
    • 1. 1. Сущность и структура понятия «культура здоровья»
    • 1. 2. Саморазвитие культуры здоровья в контексте психолого-педагогических исследований
    • 1. 3. Принципы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья
  • Выводы к 1 главе
  • Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья
    • 2. 1. Проектирование модели педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков — воспитанников ДЮСШ
    • 2. 2. Научно-практическое обоснование педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья
    • 2. 3. Методика организации и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья
  • Выводы к главе 2

Педагогические условия ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается глобальная со-циоэкономическая перестройка. Изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности общества, ведущие к новому уровню его организации и функционирования. Перед научным сообществом, в том числе и сообществом, которое формирует будущего человека, стоит задача определения смысла и характера этого перехода. Поскольку происходит разрушение старой системы, то при создании новой предполагается формирование и новой природы ее базовых оснований. Одним из этих оснований является выстраивание новых жизненных смыслов, самоопределения в базовых ценностях, которое происходит, прежде всего, в области становления социума в новых взаимоотношениях. Поэтому будущее нашей страны надо искать в сегодняшней школе, ибо оно в тех, кто оканчивает ее ныне, кто придет в нее 1 сентября в первый разв тех, кто учится, и в тех, кого наши выпускники приведут к нам в школу, став родителями.

Однако духовное и физическое состояние подрастающего поколения является сегодня одной из самых глобальных проблем современностиздоровье детей и подростков представляет собой главное проблемное поле в общей картине педагогической действительности России. И хотя о неблагополучии здоровья населения страны, а в особенности подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президентаи хотя школа, наконец, приняла на себя ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу здоровье их значительно ухудшается, — все это мало утешает. Ибо как показывают последние исследования, у основной массы детей наблюдается снижение иммунитета, которое резко проявляется у мальчиков к 12−14 годам. В частности, как показывают данные Министерства образования РФ, только один дошкольник из трех приходит в школу практически здоровым. После окончания же школы только около 5% молодых людей выходит из ее стен в полной мере здоровыми людьми. Более того, сегодня группу риска составляют 77% обучающихся, треть из которых имеют дисфункциональные нарушения, выходящие за пределы нормы. Если сюда еще включить статистику числа самоубийств, рост наркомании, алкоголизма и беспризорности, то усугубление проблем развития общества налицо. Таким образом, все это приводит к выводу о том, что общее положение в стране прямо или косвенно отражается на каждом ее гражданине.

Неблагополучие социально-экономической ситуации в стране напрямую отражается и на недостаточном финансировании образования, когда на эту сферу выделяется всего лишь треть средств, необходимых на покрытие хотя бы минимальных потребностей. Все это, в конечном счете, сказывается на культурном уровне российского общества, который катастрофически снижается, приближаясь к тем странам, в которых культурой интересуется лишь узкий слой состоятельных граждан. Культурная деградация пронизывает все стороны нашей жизни, проявляясь в примитивном характере общения, оскудении словарного запаса, стремлении к развлечениям и праздности. Духовные приоритеты заменяются материальными, что насаждает в людях эгоистический индивидуализм, когда погоня за материальными благами превращается в смысл жизни многих людей. Человек остро начинает ощущать свою обделенность, что непосредственно сказывается на его здоровье, вызывая состояние фрустрации, депрессии, невроза и т. д. Поэтому для того, чтобы все это предотвратить, необходимо заблаговременно сформировать у подрастающего человека иерархию ценностей, в которой материальные блага не занимали бы главенствующего положения. Вот почему курсы граждановедения, правоведения, школьной экономики должны тесно переплетаться с вопросами и культуры здоровья. Занимаясь формированием иерархии ценностей личности, повышая субъективную ценность здоровья, мы тем самым касаемся вопросов смысла и целей жизни, а также способов, которыми эти цели достигаются.

Одновременно современная социальная действительность со все большей отчетливостью требует воспитания и развития у подростков качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности. Утверждаются новые ценности: саморазвитие, самообразование, самореализация, которые становятся основой для оформления парадигмы лично-стно-ориентированного образования.

В связи с вышеизложенным обостряются проблемы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья. В сложившейся системе школьного образования не формируется должной мотивации культуры здоровья. У школьников среднего и старшего звена в подходе к собственному здоровью прослеживается стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти совсем отсутствуют вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. Именно школа должна способствовать воспитанию у детей потребностей в формировании культуры здоровья, а также навыков принятия самостоятельных решений в поддержании здорового образа жизни.

Актуальность настоящего исследования обуславливает еще один немаловажный аспект. Принято считать, что если школьник систематически занимается спортом, посещая детско-юношескую спортивную школу, то вопросы воспитания культуры здоровья с подобными детьми вообще не стоят. Налицо, казалось бы, ясная мотивация и практическая деятельность, содействующие решению этой проблемы. Однако, в условиях детско-юношеской спортивной школы обнаруживается другая, не менее важная сторона медали. Постоянное стремление, прежде всего, к высокому спортивному результату, к достижению высшего пьедестала в своем виде спорта нередко выхолащивает самую главную составляющую культуры здоровья — физическое и психическое благополучие. И как следствие, данная мотивация ведет уже не самосовершенствованию, а к обычному технологическому процессу, направленному на оттачивание специальный умений, позволяющих этот результат достигнуть. В работе с такими детьми не менее, а может быть и более важно, сформировать культуру здоровья, которая позволит выдержать и сложности соревнований, и возможные травмы психологического и физического характера.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема изучения культуры в педагогике имеет давние традиции, к ней обращались такие выдающиеся педагогики как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф.В. А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

Идеи культуры здоровья исследованы достаточно разнообразно в отечественной педагогике. В работах отечественных ученых затронуты отдельные стороны этой проблемы, освещающие ее с философских, социологических, психологических позиций (Л.И. Божович, Н. И. Болдырев, Л. М. Зюбин, М. А. Алемаскин, А. И. Кочетов, И. Д. Зверев, В. П. Котляков, И. С. Кон, И. Ф. Свадковский, Д. В. Колесов и др.), с точки зрения медицины (С.С. Корсаков, И. В. Стрельчук, Н. Я. Копыт, П. И. Сидоров, Н. М. Амосов, Ю. П. Лисицин, Д. В. Колесов, Е. И. Чазов и др.). Их сочетание крайне редко. Тем более ограничен выход на педагогический аспект проблемы.

Важнейшей составляющей культуры здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом. Они рассматриваются современной педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека.

B.B. Белорусова, И. Н. Решетень, П. А. Рудик, Р. Г. Харабуга, А. Ц. Пуни, H.A. Худадов, Г. П. Богданов, Б. Т. Лихачев, Ю. И. Зотов и др.).

В последнее время намечается качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры, физического воспитания. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личности (Н.Н.Визитей, Б. И. Новиков, В. И. Столяров, В.С.Бальсевич), а в системе физического воспитания акцентируются механизмы формирования культуры здоровья. Ряд специалистов выдвигают идеи «здравостроительства», «здравостроения» (Ю.Н.Теплер, Л. Н. Нифонтова и др.), расширяя рамки понятия «физическое воспитание» .

Появляется ряд исследований сущности и содержания валеологиче-ского воспитания школьников (И.И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и др.). В рамках теории и методики физического воспитания разработаны концепция физической активности (В.К. Бальсевич), представления о содержании, средствах и методах образования по физической культуре (Б.А.Ашмарин, Л. П. Матвеев, Р. Х. Яруллин и др.) — теория физической культуры личности (М.Я. Виленский, В. М. Выдрин, В.И. Столяров), идеи интеграции физического и духовного воспитания личности (Р.К.Бикмухаметов, Ф.Г.Газизов). В настоящее время проектируются лич-ностно ориентированные технологии физкультурного образования в школе (С.В.Барбашов) и в вузе (Н.В.Пешкова, С. Ю. Алькова, Г. М.Соловьев), исследуются сущность и интегративные тенденции физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев). Несомненный интерес для нашего исследования имели исследования, раскрывающие вопросы интеграции педагогических условий для психического и физического оздоровления подростков (И.Е.Нургатина), совместной деятельности учителей начальных классов и семьи по формированию валеологической культуры младших школьников (Л.И.Баянова).

Анализ зарубежных исследований также демонстрирует изучение различные аспектов поведения человека в отношении своего здоровья. Апробируются различные модели обучения здоровому образу жизни (медицинская, образовательная, радикально-политическая и др.), как фактору конкурентоспособности личности на рынке труда и условию творческой самореализации и счастья человека (А.Вапёига, М. Вескег, А. СЬагПоп, У. ЕуапБ, Е. Кх^егэ, К. Топеэ и др.).

Для нашего исследования важное значение имели работы, раскрывающие методологические аспекты проблемы саморазвития личности. Характеристики саморазвивающейся личности, стремящейся к гуманистическому идеалу, рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Б. С. Гершунского, В. П. Зинченко, И. С. Кона, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Хорни, К. Юнга и др. Глубокому исследованию подверглись проблемы творческого саморазвития личности в трудах В. И. Андреева, Р. А. Валеевой, Л. Н. Куликовой.

В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет монографического исследования теории и практики ориентации школьников на саморазвитие культуры здоровья, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем формирования культуры здоровья школьников и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровьямежду потребностью в воспитании личности, обладающей духовным, физическим и здоровьетворче-ским потенциалом для полноценной и активной жизнедеятельности, и устоявшейся логикой их физического воспитания в учебном заведении, не ориентированной на стимулирование собственных усилий учащихся на решение этой задачи.

На основании выявленных противоречий и исследовательской установки диссертанта на поиск путей и способов их разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Педагогические условия ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья».

Объект исследования — процесс физкультурного образования учащихся в школе.

Предмет исследования: педагогические условия ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

В этой связи цель исследования состояла в теоретической разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Гипотеза исследования. Процесс педагогической ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в детско-юношеской спортивной школе может быть существенно улучшен в том случае, если интегративно проектируются и реализуются следующие педагогические условия:

— в его концептуальную основу положены современные социально-гуманитарные представления о процессе саморазвития личности и его ценностных детерминантах;

— подросток изначально признается субъектом собственного развития, активизируются его само-процессы (самопознание, самоопределение, самореализация и самоконтроль) в контексте саморазвития культуры здоровья;

— формируются знания подростков о культуре здоровья и ее качественных показателях;

— в учебно-тренировочном процессе стимулируются ценностные установки подростков на саморазвитие культуры здоровья;

— координируются педагогические влияния и усилия общеобразовательной школы, семьи и детско-юношеской спортивной школы по мотивации культуры здоровья, использованию традиционных и инновационных форм и методов деятельности, ориентированных на развитие самооздоровления подростков;

— профессиональная деятельность тренера ориентирована на оказание педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья воспитанников;

— выявляются и учитываются факторы и барьеры для саморазвития культуры здоровья.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

1. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «саморазвитие культуры здоровья».

2. Определить принципы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья.

3. Разработать модель системы педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков.

4. Обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанных педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Общую методологию исследования составляет аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития.

Конкретную методологию исследования составляют системный подход и системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, личностный и дея-тельностный подходыобщедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства преемственности и поступательности (традиции и новации).

В исследовании используются фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции: теории личностно-ориентированного и деятельностного подхода к воспитанию (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова, З. И. Васильева, В. А. Сластенин, Н.М.Таланчук), саморазвития личности как духовно-практической самосозидательной активной деятельности (К.А.Абдульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Р. А. Валеева, О. С. Газман, Л. Н. Куликова, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.И.Слободчиков), гуманизации образования (Л.А.Волович, З. Г. Нигматов Э.И.Моносзон, Г. В. Мухаметзянова и др.), теорию физической культуры личности (В.К.Бальсевич, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Л.И.Лубы-шева и др.) — концептуальные идеи интеграции спорта, физической культуры и искусства (В.И.Столяров) — современные представления об интегративном содержании и тенденциях физической культуры (Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев), средствах и методах образования по физической культуре (Б.А.Ашмарин, Ю. Д. Железняк, Л. П. Матвеев, Р. Х. Яруллин и др.).

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании автор использовал комплекс методов теоретических и эмпирических исследований. В их числе теоретические: анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнениеэмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, включавший наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, диагностические методы.

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факторы и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 1996 по 2004 год на базе детско-юношеской спортивной школы № 3 и детско-юношеской школы олимпийского резерва, общеобразовательных школ № 7, 17, 21,25 г. Нижнекамска Республики Татарстан.

На первом (поисково-теоретическом) этапе (1996;1998 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, социологической литературе по теме исследованияопределялся объект, предмет, научный аппарат и база исследованияобобщался полученный материал, разрабатывались методики опытно-экспериментального исследования.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (1998;2003 гг.) приводились в систему перспективные идеи саморазвития у подростков культуры здоровья, проводилась проверка гипотезы исследованияосуществлялось внедрение разработанной модели системы педагогической поддержки саморазвития культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

На третьем (обобщающем) этапе (2003;2004 гг.) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выработано определение понятия «саморазвитие культуры здоровья», релевантное для настоящего исследования: целенаправленное самоизменение личности, служащее цели ее максимального физического, психоинтеллектуального, духовно-нравственного и деятельностнопрактического развития, включающего в себя мотивацию в сохранении своего здоровья, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья и самооздоровления.

2. Раскрыты и обоснованы принципы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья: принцип аксиологических приоритетов, природосообразности, культуросообразности, принцип субъект субъектного взаимодействия, принцип педагогической поддержки, принцип активности и принцип ответственности.

3. Обоснована совокупность педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы: изначальное признание подростка субъектом собственного развития, активизация его само-процессов (самопознание, самоопределение, самореализация и самоконтроль) в контексте саморазвития культуры здоровьяформирование знаний подростков о культуре здоровья и ее качественных показателяхстимулирование в учебно-тренировочном процессе ценностных установок подростков на саморазвитие культуры здоровьякоординация педагогических влияний и усилий общеобразовательной школы, семьи и детско-юношеской спортивной школы по мотивации культуры здоровья, использование традиционных и инновационных форм и методов деятельности, ориентированных на развитие самооздоровления подростковориентация профессиональной деятельности тренера на оказание педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья воспитанниковвыявление и учет факторов и барьеров для саморазвития культуры здоровья.

4. Разработана и внедрена модель системы педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков в условиях детско-юношеской спортивной школы, включающая целевой, субъектный, диагностический, технологический, контрольно-оценочный компоненты.

5. Выявлены и раскрыты критерии (направленность на сохранение и укрепление своего здоровьяценностные установки на здоровый образ жизниналичие системы знаний о своем организме, о поддержке своего здоровьяактивная здоровьетворческая деятельностьрефлексивность, способность к саморегуляции и управлению своим здоровьем) и уровни (интуитивный, когнитивный, рефлексивно-творческий) способности к саморазвитию культуры здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о процессе саморазвития личности и вносят тем самым вклад разработку целостной концепции развития культуры здоровья детей и молодежи с опорой на здоровье (со всеми ее компонентами и аспектами) как образовательную ценность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации были экспериментально использованы на практике и дали положительные результаты. Разработанные в нем теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность формирования культуры здоровья у подростков в условиях детско-юношеских спортивных школ. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в здоровьетворческой практике образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся:

Понятийное обеспечение проблемы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья.

Принципы ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Теоретическое обоснование и обеспечение педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Модель системы педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Критерии и уровни способности к саморазвитию культуры здоровья.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на научно-практических конференциях (1996;2004 гг.) — на республиканских семинарах и конференциях учителей физической культуры, курсах ИПКРО РТ, конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ (2003;2004 гг.).

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Выводы к главе 2.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа по выявлению, проверке и обоснованию педагогических условий саморазвития культуры здоровья подростков, позволила сделать следующие выводы.

1. Изучение практической стороны исследуемой проблемы дало возможность автору выявить основные механизмы проектирования модели педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья школьников. В диссертации показывается, что наиболее значимыми концептуальными компонентами данной модели являются:

• интеграция педагогических влияний со стороны тренеров ДЮСШ, учителей ОУ и семьи в процессе формирования культуры здоровья школьника;

• постановка во главу угла воспитательного процесса организацию жизнедеятельности детей, в которой они не просто развиваются, но и живут реальной жизнью;

• широкое использование здоровьесберегающих технологий на всех этапах образовательного процесса;

• перевод концепции педагогического влияния от воздействия на взаимодействие, построенного на началах истинного сотрудничества.

• полный отказ от авторитарного стиля взаимоотношений как скрытого, так и явного характера.

2. Полученные в диссертации данные позволяют рассматривать педагогическую поддержку как интегративный процесс, основными характеристиками которого в контексте настоящего исследования являются:

• деятельность педагога, направленная на принятие подростком своего здоровья как главной ценности;

• подведение подростка к пониманию важности потребности каждого человека в удовлетворенности своей жизнью;

• заинтересованность тренера в нахождении у подростка мотивации его жизнедеятельности;

• научно-методическое обеспечение образовательного процесса с точки зрения здоровьесберегающей жизнедеятельности подростков.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующий алгоритм реализации механизма педагогической поддержки, а именно: диагностика личности ребенка — выявление уровня его готовности к саморазвитию культуры здоровья — подбор личностно-ориентированной технологии педагогической поддержки — практическое осуществление методов, форм и средств намеченной программы — мониторинг результатов и их коррекция.

4. Суммируя теорию и практику ориентации школьников на саморазвитие культуры здоровья, диссертант выделил и научно обосновал педагогические условия, способствующие само-процессам развития ребенка в сфере здорового образа жизни. В диссертации раскрыты следующие условия:

• изначальное признание подростка субъектом собственного развития;

• формирование знаний и ценностных установок подростков о культуре здоровья;

• координация педагогических влияний на мотивацию культуры здоровья ребенка со стороны ОУ, семьи и ДЮСШ;

• использование тренерами в своей практической деятельности с подростками педагогической поддержки;

• выявление и учет факторов и барьеров для саморазвития культуры здоровья.

5. Отталкиваясь от выше названных педагогических условий, автор определяет, что их успешная реализация возможна только в том случае, если будет осуществлено реальное, а не декларированное гуманистическое взаимодействие субъектов образовательного процесса и если на воспитательно-развивающем пространстве ДЮСШ все дети будут постоянно включены в оздоровительную деятельность.

6. Проверка выявленных педагогических условий по ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья осуществлялась в рамках учебно-тренировочной деятельности на базе ДЮСШ № 3 ДЮШОР и ряда ОУ г. Нижнекамска. Сам проведенный эксперимент по своей цели и содержанию был формирующимпрактическое же осуществление шло по традиционным, перекрестным и константным условиям. Как показало настоящее исследование, существенные изменения уровня учебно-тренировочного процесса и его компонентов подтверждают факт повышения культуры здоровья подростков при создании выявленных педагогических условий. Подтверждение эффективности влияния педагогических условий на успешность процесса педагогической ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в ДЮСШ осуществлялось с помощью статистических методов. Полученные результаты подтвердили гипотезу данного диссертационного исследования.

Заключение

.

Проблема ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья, побудившая нас к организации исследования, вызвана рядом обстоятельств, имеющих важное значение для современного общества. Прежде всего, это глобальная проблема российского общества — насущность ее модернизации, которая предполагает использование и развитие образовательной системы. В связи с этим, сегодня выделяются такие, например, приоритеты образования, как: ответственность подрастающего поколения за собственное здоровье и за утверждение здорового образа жизни через освоения ими здоровьесберегающих навыков и уменийпротиводействие негативным социальным процессам: алкоголизму, наркомании, табакокурению, криминогенности в молодежной средеобеспечение социальной мобильности в обществе через формирование культуросообразной личности и т. д.

В связи с этим рассматриваемая в данном исследовании проблема культуры здоровья подростков аккумулирует в себе актуальную значимость выше названных приоритетов и требует от науки разработки ее содержания и форм опосредования на практике.

Объективное раскрытие педагогических условий ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья, перспектив использования гуманистической идеи личностно-ориентированного подхода в практике отечественной школы и ДЮСШ в условиях их обновления позволили сделать следующие выводы.

1. Задача раскрытия и обоснования теоретико-методологических основ феномена культуры здоровья поставила диссертанта перед необходимостью изучения философского, педагогического и психологического наследия известных педагогов-гуманистов и психологов с точки зрения такого признака культуры человека как его способность к саморазвитию, т. е. не только меры его образованности, но и практической деятельности по достижению современной культуры. В связи с этим в контексте нашего исследования мы пришли к заключению, что именно школа, осуществляя пропедевтический этап становления культуры здоровья человека, должна воспитывать у детей мотивацию на сохранение и укрепление своего здоровья.

2. Разработка категориального аппарата диссертации позволила уточнить базовое понятие «культура здоровья». Анализ сопряженных понятий «культура» и «здоровье», существующих в современных исследованиях, позволил автору диссертации дать следующее определение культуры здоровья как интегральной характеристики личности, включающей в себя здоровъесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми. для диагностирования уровня своего здоровья. Исходя из этого посыла мы пришли к необходимости соблюдения таких критериев для формирования культуры здоровья личности, как: осознание здоровья как ценности, для сохранения и формирования которой необходимы личные усилия индивидаприобретение научных знаний и навыков в сфере здорового образа жизни.

3. Автор подчеркивает в диссертации такую важнейшую характеристику культуры здоровья, которое в отечественных исследованиях последних лет стало прослеживаться наиболее отчетливо, а именно: опыт самоуправления собственным здоровьем, а также выработка личной ответственности индивида за сохранение своего здоровья, что включает в себя в своей совокупности такие компоненты, как: когнитивный компонент (осознание подростком необходимости приобретения знаний о своем организме, а также способах поддержания своего физического и психического здоровья) — эмоционально-ценностный компонент (взаимодействие позитивных потребностей и мотивов подростка по формированию культуры здоровья) — практически-деятельностный компонент (овладение системой способов и средств самостоятельной деятельности по оздоровлению своего организма и психики).

4. Важный вывод, который диссертант сделал, исходя из специального анализа исследуемой проблемы, это вывод о том, что воспитательную концепцию по формированию культуры здоровья должны определять такие компоненты, как: интеграция познавательной и оздоровительной деятельностипри активизации само-процессов подростка все субъекты образовательного процесса должны принимать ценности и нормы культуры здоровья на личном и коллективном уровняхгуманизация отношений всех субъектов на воспитательно-развивающем пространстве при условии понимания подростками ценности как своего здоровья, так и здоровья окружающих его людейсоздание благоприятной микрои макросреды с целью обеспечения общей атмосферы по укреплению здоровья школьников.

5. В диссертации также исследована взаимосвязь всех элементов культуры здоровья с точки зрения ее интегративной ценности, в частности, таких, как: наличие обобщенных теоретических знаний о природе, о здоровье и связях между нимиразвитие оздоровительного кругозора подростка с точки зрения возрастных этапов его становленияумение определить и выбрать форму и способ по укреплению здоровьяумение определять степень своего утомления после физических и умственных нагрузокумение анализировать оздоровительную информацию и давать ей ценностную оценку и т. д. В то же время, как показало исследование, реализация в ОУ здоровьесберегающих технологий будет иметь место только тогда, когда забота о здоровье детей станет одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива.

6. Теоретическая разработанность феномена культуры здоровья в контексте естественного проявления зрелости личности дает нам достоверное представление о глубинных резервах образовательного процесса, ориентирующего школьников на взращивание потенциала их самопроцессов в сфере самопознания, самоопределения и самоконтроля. Мы пришли к выводу, что слагаемыми этого потенциала являются: потребности личностидеятельностное саморазвитиесуверенитет индивидуальностиоптимистическая заданность чувственного восприятия окружающего мираличностная стойкость в контакте с социумом.

7. Диссертант обосновывает вывод о том, что идея изначального признания подростка субъектом собственного развития должна рассматриваться как актуализация его потенциала и, прежде всего, на основе личного выбора направления своей жизни, в частности, в области здоровья. Тем самым доказывается наличие компонентов, определяющих самоорганизующуюся и саморазвивающуюся личность, коими являются: активное начало, направленное на преобразование своей личностинезамкнутость личности, стремящейся к взаимодействию с окружающей средойпрогнозирование своего потенциала с целью более продуктивного саморазвития своих способностей при формировании здорового образа жизни.

8. В исследовании дана характеристика процесса саморазвития культуры здоровья в дифференциации всех ее составляющих процессов, показано объединение их в интеграционное целое, которое представляет собой открытую систему, состоящую из мотивации в сохранении своего здоровья, способности к саморегуляции и управлению своим организмом, умения пользоваться различными метолами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья и самооздоровления.

9. Как показало исследование, общим условием эффективности процесса саморазвития культуры здоровья индивида является симбиоз двух целостностей — образовательного процесса и личности школьника. При этом характерной особенностью целостного педагогического процесса является интегрированность воспитания, обучения, развития, которые содействуют саморазвитию личности, способной к успешной оздоровительной деятельности в сложных социо-культурно-экономических условиях. Целостность же личности субъектов обучения выступает критерием достоверности целостности педагогического процесса и запечатлевается в структурной личностной модели следующего порядка: ценностная ориентация в культуре, полноценном человеческом общении, возможности успешного физического развития, самоутверждения и т. д.

10. Для того, чтобы подтвердить данные о сущности, механизмах организации, формировании и путях активизации саморазвития культуры здоровья, требовалось решить ряд задач, которые мы обозначили во введении диссертационного исследования. Одной из них было определение системообразующих принципов ориентации школьников на саморазвитие культуры здоровья: принцип аксиологических приоритетов (установка на сохранение здоровья, стимулирование жизненной позиции, развитие ответственности за собственную жизнь и т. д.) — принцип природосообразно-сти (учет особенностей и внутренней индивидуальности подростка) — принцип кулътуросообразности (включение в культуру посредством собственной преобразовательной, творческой деятельности, специально ориентированной и организованной) — принцип субъект-субъектного взаимодействия (продуктивное взаимопонимание, адекватное отражение друг друга, осознание мотивации действий и поступков и т. д.) — принцип педагогической поддержки (интенсификация личностного саморазвития подростков) — принцип активности (активизация подростка по формированию стимула, мотива, выбора программы действий и т. д.) — принцип ответственности (формирование чувства ответственности за свое самоопределение в оздоровительной деятельности).

11. Поскольку в исследуемой нами философской, педагогической и психологической методологии мы нашли не целостное, а аспектные решения рассматриваемой проблемы, нам представилось необходимым разработать модель системы педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков, основными чертами которой мы определили: интеграцию педагогических влияний тренеров ДЮСШ, педагогов ОУ, семьинаполнение жизнедеятельности подростков разнообразными деламиповсеместное использование здоровьесберегающих технологийорганизация воспитания с точки зрения совместной жизнедеятельности педагогов и детейгуманизация межличностных отношений.

12. В диссертации прослеживаются методические аспекты организации образовательного процесса по реализации более продуктивной педагогической поддержки саморазвития культуры здоровья, исходя из потребностей человека осуществлять свою оздоровительную деятельность в комфортных условиях, которые могут иметь место при следующих ситуациях: наложение потребности на ситуации, влияющие на ее возрастание (устойчивый интерес подростка к феномену здоровья и возможности убедиться в непреложности ценности здорового образа жизни) — свободное выражение социальных установок личности (укрепление личностных диспозиций саморазвивающихся подростков и выстраивание взаимоотношений, взаимоудовлетворяющих личность и окружение) — наличие ценностных ориентаций на цели саморазвития культуры здоровья и средства их достижения (последовательность подростка в организации своей оздоровительной деятельности и оптимистическое в связи с этим отношение к будущему).

13. Теоретическая модель организации педагогической поддержки процесса саморазвития культуры здоровья подростков, данная в диссертационном исследовании, позволила нам представить механизмы действия личностно-ориентированной технологии как целостного организма, в котором все элементы взаимоподчинены и взаимосвязаны. Показан весь процесс ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья, ее становление и проецирование результатов на будущее в жизни подрастающего человека. Мы пришли к выводу, что основными параметрами рассматриваемой модели должны быть: опора на субъективный опыт здоровьесбе-регающей деятельности школьника и определение устойчивости личной избирательности воспитанника к предметной области знаний о здоровом образе жизни.

14. В ходе изучения перспектив реализации успешной ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья в современной школе было выявлено, что организационно-педагогическое обеспечение педагогической поддержки является одним из важнейших источников совершенствования образовательного процесса. В соответствии с этим выводом мы разработали научный прогноз возможностей использования комплексной личностно-ориентированной программы в современной практике обучения и воспитания. Как показал формирующий эксперимент, это способствовало позитивным изменениям в образе жизни и состоянии здоровья подростка, обеспечило по сравнению с обычными мероприятиями более высокий уровень культуры здоровья, что выразилось, прежде всего, в ярко выраженной направленности подростка на сохранение и укрепление своего здоровья.

15. Для современной воспитательной практики, как нам представляется, несомненное значение могут иметь определенные педагогические условия ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья, а также организации их оздоровительной деятельности. В частности, в диссертации выявлены следующие условия: активизация само-процессов подросткастимулирование ценностных установок воспитанников на саморазвитие культуры здоровьякоординация педагогических влияний со стороны школы, семьи и ДЮСШ по мотивации культуры здоровья школьниковмногоуровневое взаимодействие субъектов педагогической поддержки саморазвития культуры здоровья (подросток — тренер, подросток — учитель, подросток — родитель, подросток — медик и т. д.) — выявление и учет факторов и барьеров для саморазвития культуры здоровья и т. д. Условия, несущие в себе совокупность факторов, инициирующих, стабилизирующих и оптимизирующих активизацию собственного развития подростка, реализованы в констатирующей и развивающей части нашего эксперимента.

16. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о влиянии специально организованной деятельности на изменение уровня ориентации школьников на повышение культуры здоровья, что подтвердило гипотезу настоящего исследования. Опытно-экспериментальная работа подвела нас к выявлению интегративных критериев развитости способности к саморазвитию культуры здоровья, как-то: направленности на сохранение и укрепление своего здоровьяценностных установок на здоровый образ жизниналичия системы знаний о своем организме, о поддержке своего здоровьяактивной здоровьетворческой деятельностирефлексивности, способности к саморегуляции и управлению своим здоровьем.

17. Таким образом, проведенный анализ педагогического обеспечения процесса ориентации подростков на саморазвитие культуры здоровья и представленная в диссертации обобщенная характеристика педагогических условий успешности данного процесса представляют особую актуальность и значимость. На основе полученных данных стало возможным выявить прогностическое значение понятия «ценностные ориентации» с точки зрения стремления и готовности человека реализовать ту или иную ценность. В связи с этим нами была предпринята диагностика, в основе которой мы использовали методики, выявляющие ценностные установки подростков, их направленность на здоровье и динамику. В частности, диагностическая работа шла по следующим направлениям:

— диагностика личностных особенностей подростков;

— определение уровня способности к саморазвитиюличностный потенциал подростка, направленного на самореализацию;

— психодиагностика мотивационно-личностных особенностей;

— степень готовности к здоровому образу жизни;

— самоопределение личности в тех или иных ценностях.

17. Настоящее исследование, являясь первым опытом изучения феномена культуры здоровья, не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов темы исследования. В нем обобщен и проанализирован материал, на основании которого можно будет вести дальнейшие исследования для эффективного и творческого использования положительных педагогических находок в сфере воспитания ценностных установок по формированию здорового образа жизни в контексте саморазвития культуры здоровья. В частности, мы пришли к выводу, что ориентацию подростка на саморазвитие культуры здоровья целесообразно проводить в четыре этапа: 1 — расширение представлений воспитанников о феномене здоровья и мотивация интереса к оздоровительной деятельности- 2 — формирование отдельных компонентов саморазвития личности- 3 — организующая деятельность по становлению саморазвития культуры здоровья- 4 — совершенствование процесса саморазвития культуры здоровья. Как показал формирующий эксперимент, выше названная педагогическая деятельность оказала положительное воздействие на чувства и сознание, психику и интеллект воспитанников.

Таким образом, предпринятое исследование позволило нам утвердиться в убеждении, что здоровье детей и подростков должно представлять собой главное проблемное поле в общей картине педагогической действительности Россиичто образовательные учреждения должны прийти к утверждению приоритетов педагогической деятельности, направленной на воспитание здоровой и развитой личности, способной и готовой решать непредвиденные жизненные проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. К.В., Титма М. Х. Физическая культура как фактор развития образа жизни // Физическая культура и образ жизни / Под ред. М. Х. Титма.1. М., 1982. — С. 31—48.
  3. А. Воспитание детей Взаимодействие полов / Пер. с англ. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.- 448 с.
  4. А. Наука жить / Пер. с англ. Киев: Port-Royal, 1997.- 288 с.
  5. А. Индивидуальная психология//История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986.- С.130−140
  6. Р.И. Здоровье ребенка —¦ эпицентр современного образования // Валеологические аспекты образования. — Барнаул, 1996. — С. 12.
  7. В.А. и др. Физическая работоспособность школьников разного возраста, пола и соматического развития // Гигиена и санитария. — 1993.2. —С.34—35.
  8. Ш. А., Алексин А. Г. Педагогика здоровья. — М: Педагогика, 1990. —288 с.
  9. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хоббэк / Сост. В. В. Зелинский, А. М. Руткевич. -М.: Мартис, 1995.
  10. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практ. психологии», — Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1996.
  11. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
  12. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 568 с.
  14. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 320 с.
  15. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998
  16. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореферат дисс. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1980.-21 с.
  17. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А.Маслоу //Вопросы психологии. 1973. — № 4
  18. Г. Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. — 1996. — № 2. — С.9—15.
  19. Е.Ф., Демидов H.A. Образ жизни и здоровье населения // Здравоохранение Российской Федерации. — 1992. — № 7. — С.22—25.
  20. A.C. Социально-культурная проблема развития России. — М., 1992. — 174 с.
  21. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  22. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С.28—38.
  23. Э.И. Организационная структура физкультурно-оздоровительной работы с физически ослабленными учащимися: Метод, рекомендации. — Казань, 1984. — 41 с.
  24. P.M., Берсенова А. П., Максимов A.A. Валеология и проблема самоконтроля здоровья и экологии человека. — Магадан, 1996. — 53 с.
  25. B.K. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. — 1991. —№ 7. — С.37—41.
  26. В.К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: Физкульура и спорт, 1988. — 208 с.
  27. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. — 1990. —№ 1, —С.22—26.
  28. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура. Молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С.2—7.
  29. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С.23—25.
  30. В.К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания // Теоретические основы физической культуры: Материалы междунар. конф. — Казань, 1999. — С.88—89.
  31. A.A., Матвеева H.A. Здоровье школьников. — Красноярск, 1989.-184 с.
  32. Е.В. К вопросу о самореализации личности //Личность и общество. М., 1990. — С.39−47
  33. C.B. Теоретико-методологические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск, 2000. — 48 с.
  34. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Казань, 1997. —40 с.
  35. A.B., Запорожченко В. Г., Тихомирова Л. Ф. Образ жизни и наше здоровье. —Ярославль, 1989. — 128 с.
  36. Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников: Авторе, дисс.. к.пед.н. Казань, 2002. — 24 с.
  37. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.:Книга, 1991.-41с.
  38. Р. Образцы культуры // Человек и социокультурная среда. Вып. 2.—М., 1992. — 54 с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  40. В.М. Личность и условия ее развития и здоровье. 2-е изд. — СПб.: Изд-во К. Л. Риккера, 1905.
  41. Р.К. Проектирование интеграции физического и духовного воспитания студентов педагогических учебных заведений. — Изд-во Казанск. ун-та, 2003. 238 с.
  42. Р.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для педагогического колледжа. — Казань: РИЦ «Школа», 2000. — 188 с.
  43. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — М.: Педагогика, 1979.
  44. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. — 1991. — № 9. — С.5—10.
  45. Большая Советская Энциклопедия. М. — 1972. — С. 307 — 310.
  46. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995.- № 4.- С.29−36.
  47. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика.- 1996.- № 5.- С.72−80.
  48. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).- М.: Смысл, 1999.- 137 с.
  49. С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие.- С.-Пб: Санкт-Петербург, общество Януша Корчака, 1999.-52 с.
  50. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 124 с.
  51. И.И. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб.: Наука, 1993. — 269 с.
  52. И.И. За всенародное движение «Здоровый мир»: Тезисы докл. на III национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии. — СПб., 1996. — СЛ.
  53. А.И., Барышева Н. В., Муценко Т. А. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. —• Самара, 1996. — 88 с.
  54. М.И. Размышления о наркомании. — М.: Просвещение, 1990. — 75 с.
  55. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. — 168 с.
  56. И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. —№ 2. —С. 19—27.
  57. К .Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  58. Валеология. Программа для учителей, воспитателей дошкольных учреждений и студентов высших учебных заведений / Под ред. Р. И. Айзмана, А. Г. Щедриной, Г. Н. Жарова. — Новосибирск, 1996.
  59. Валеология человека: Здоровье — Любовь — Красота: В 5 т. Т. 1: Валеология и мудрость здоровья / Петровская академия наук и искусств. Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Ре^оз- Оракул, 1996. — 302 с.
  60. Валеология человека: Здоровье — Любовь — Красота: В 5 т. Т. 2: Экологическая валеология и питание / Петровская академия наук и искусств. Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Petros- Оракул, 1996. — 356 с.
  61. Валеология человека: Здоровье — Любовь — Красота: В 5 т. Т. 3: Физическое и психическое здоровье / Петровская академия наук и искусств. Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Petros- Оракул, 1996. — 346 с.
  62. Валеология человека: Здоровье — Любовь — Красота: В 5 т. Т. 4: Красота и валеология любви / Петровская академия наук и искусств. Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Petros- Оракул, 1996. — 346 с.
  63. Валеология человека: Здоровье — Любовь — Красота: В 5 т. Т. 5: Гармония чувств и образа жизни / Петровская академия наук и искусств. Под ред. В. П. Петленко. — СПб.- Минск: Petros- Оракул, 1997. — 359 с.
  64. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для инст-в физ. культ. /Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. -128 с.
  65. Т.А. Самореализация личности в творческой деятельности: Дисс.канд.филос.наук.- М., 1980. 160 с.
  66. Т.А. К вопросу о сущности самореализации личности //Культура и всестороннее развитие социалистической личности. -Свердловск, 1980. С.71−78
  67. H.H. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогическиеаспекты) / Под ред. В. И. Столярова. — Кишенев: Штиница, 1989. — 110 с.
  68. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: Вопросы перестройки //Физическая культура в школе. 1990. — № 12. — С. 2−7.
  69. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов в процессе их формирования // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 12. — С. 29−31.
  70. М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя // Теория и практика физической культуры. — 1987.—-№ 6, —С.18—20.
  71. М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 10. — С.9—15.
  72. М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Сов. спорт, 1996. — С. 14—21.
  73. М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 10. — С.2—5.
  74. JI.A. Воспитательная работа в регионе (ассоциация «Профессиональное образование»). — М., 1992. — 212 с.
  75. JI.A. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан. — Казань, 1995. — 41 с.
  76. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.- М.: Инноватор, 1996. 76 с.
  77. JI.C. Лекции по психологии. СПб: Союз, 1997
  78. В.М. Теория физической культуры (Культурологический аспект): Учеб. пособие / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — Л., 1988. — 29 с.
  79. A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М: Мысль, 1990. — 161 с.
  80. Ф.Г. В алео логическое воспитание будущих педагогов средствами зимних видов спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2003. —24 с.
  81. О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыта работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. —М., 1992. — 115 с.
  82. В.И. Человек — жизнь — здоровье. АО «Комплект». — СПб., 1995. —130 с.
  83. Р.Х., Галеева С. Г., Клочкова С. А. Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования: Метод, сб. — Казань, 1998. — 192 с.
  84. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1995. — 165 с.
  85. А.Г., Мельников А. М. Здоровье — смолоду. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. — 143 с.
  86. С.А. Педагогическая поддержка процесса саморазвития лицеистов в условиях дополнительного образования детей: Автореф.дис.канд.пед.н. Саратов, 2004. — 20 с.
  87. Е.И. Феномен самореализации в гуманистической психологии. М.:УВЦ"Инноватор", 1995. — С.79−88
  88. Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дисс.кандпед.наук. М., 1996. -200 с.
  89. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. -93 с.
  90. Д.В., Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования /Д.В.Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 44 с.
  91. Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: Дисс.кандпед.наук. Хабаровск, 1995. — 257 с.
  92. И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентаций (Опыт социологического исследования): Автореферат дисс.канд.пед.наук.-Минск, 1987.- 16 с.
  93. И., Трушина Н. Кто я? На что я способен? // Профессионально-техническое образование. — 1989. — № 10. —- С. 56.
  94. В.В. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С.44—49.
  95. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и эмпирического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  96. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. — 1987. —№ 9, —С.42—46.
  97. С.Г. Ориентация школьников и студентов на здоровый образ жизни. Казань: Изд-во КГУ, 2001. — 156 с.
  98. Духовность. Спорт. Искусство. Вып. первый. От идей Кубертена к модели спорта XXI века: Сборник / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М.- Смоленск: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1996. — 134 с.
  99. Духовность. Спорт. Культура. Вып. второй. Ценности спорта и пути его гуманизации: Сборник / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. — 187 с.
  100. Духовность. Спорт. Культура. Вып. третий. Спорт и искусство: альтернатива — единство — синтез?: Сборник / Сост. и ред. В. И. Столяров.
  101. М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. — 180 с.
  102. .В. О сущности всестороннего физического развития личности // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 2. — С .46—48.
  103. В.И. Система физкультурпо-валеологического воспитания // Материалы сб. Всерос. науч.-практ. конф. — М., 1995. — Ч. 2. — С.30— 32.
  104. В.И. Спортивно-валеологическое воспитание // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Сов. спорт, 1996. — С.62—70.
  105. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. — СПб., 1994. — 20 с.
  106. А.К., Сергеев А. Н. Проблемы наркомании среди молодежи: состояние, перспективы и меры борьбы // Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: Тезисы сообщений на науч.-практ. семинаре. — М., 1990. — С.53.
  107. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России: Аналитический вестник. Вып. 12. — М., 1997. — 20 с.
  108. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  109. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1999. — 512 с.
  110. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
  111. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: Дисс. канд.пед.наук.-Волгоград, 1994.- 22 с.
  112. И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с.
  113. В.В., Берсенов Т. А. Здоровье и образование: теория, опыт, практика. — СПб., 1993. — 28 с.
  114. Ч.Б., Ходж М. Как дожить до 100 лет. 100 рекомендаций, проверенных жизнью: Перев. с англ. — М: Изд. дом «Кронпресс», 1996. — 154 с.
  115. K.P. Педагогические условия повышения эффективности профилактики вредных привычек учащихся профтехучилищ средствами физической культуры и спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1989. —20 с.
  116. М.М. Экология человека и социальная психиатрия // Материалы XII съезда психиатров России. — М., 1995. — С.72—73.
  117. Л.Х., Колосов Д. В. Наркогенная информация и профилактика наркомании среди учащихся // Советская педагогика. — 1991. — № 7. — С.20—24.
  118. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983. —260 с.
  119. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Перев. с англ. — М.: Медицина, 1990. — 240 с.
  120. П.Ф. Избранные педагогические произведения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  121. В.Н. Педагогика здоровья. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 335 с.
  122. П.Х. Библия как проповедник здорового образа жизни. — М.: Мысль, 1989. — 108 с.
  123. A.B. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Л.: РГПУ, 1991
  124. О.М. Педагогическая поддержка личности подростка: Автореф. дис.канд.пед.наук. Саратов, 1998.- 18 с.
  125. В.И., Богданов Г. П. Спортивный час школьника. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 32 с.
  126. В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. — СПб.: Изд-во ДЕАН, 1999. — 232 с.
  127. Н.Б. Слагаемые здоровья. — М: Знание, 1990. — 188 с.
  128. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности: Дис.. канд. пед. наук. —Казань, КГПУ, 1997. — 175 с.
  129. Т. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.
  130. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: Критерии ее определения: Автореферат дис. канд. психол. наук. -М., 1988.- 24 с.
  131. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск: Изд' во БГПУ, 2001.- 342 с.
  132. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982. —370 с.
  133. Л.П. Теория и практика педагогической поддержки саморазвития жизнеустойчивости студентов технического вуза: Автореферат дисс. доктора пед.наук. Хабаровск, 2000.- 40 с.
  134. А. Искусство успевать. М.: Фаир, 1996. — 238 с.
  135. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304 с.
  136. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии.- 1996.- № 4.
  137. Д.А. Самореализация исущностные силы. М., 1996.- 28 с.
  138. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу //Вопросы психологии. 1987.- № 3.- С. 150−158
  139. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. — Т. З: Семейное воспитание ребенка и его значение / Отв. ред. Г. Г. Шахвердов. — М.: Физкультура и спорт, 1956. — 439 с.
  140. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-400 с.
  141. Е.Б. Самоактуализация личности //Научно-техническая революция и социальная психология.- М., 1981.- С.76−84
  142. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания /Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. — 336 с.
  143. А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — С. 21—24.
  144. А.В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. М., 1999. 92 с.
  145. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. — 1993. —№ 3. —С. 19—21.
  146. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 11. — С. 10—15.
  147. Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорту. — М., 2000.— 151 с.
  148. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 120 с.
  149. Лях В.И. и др. Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. — 1991. — № 6. — С. З—8.
  150. Лях В.И., Мейксон Г. Б. Ориентиры физического воспитания // Сов. педагогика. — 1990. — № 11. — С.ЗЗ.
  151. В.Ш., Юдин В. П. Педагог и культура. — Казань, 1994.78 с.
  152. А. Дальние пределы человеческой психи. М.: Евразия, 1997.
  153. А. Мотивация и личность //Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. — Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1999. С.85−105.
  154. А. Самоактуализация //психология личности. Тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1982, — С. 108−117
  155. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры /Физкультура, образование, наука. 1997. -120 с.
  156. А.П. Целостность личности как основания формирования концепции предмета «Физическая культура» в школе: Доктор, дисс. в виде научного доклада. М., 1997. — 65 с.
  157. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  158. Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры. — 2003.5. —С.5—8.
  159. В.Ф., Гройсман A.JI. Профилактика вредных привычек школьников: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
  160. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб.науч. ст. /Под ред Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995.- 144 с.
  161. Э.Л. Игровая деятельность как парадигмальный компонент профессиональной подготовки учителя физической культуры: Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 213 с.
  162. С.А. Заболеваемость школьников старшего возраста и пути ее снижения: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 158 с.
  163. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (Методолого-социологический процесс): Дисс.канд.филос.наук.- Киев, 1990.- 170 с.
  164. Г. Г. с соавт. Стратегия развития физической культуры и парадигма синергетики // Теория и практика физической культуры. — 2002, —№ 4. —С.2—11.
  165. Г. Г. С чего начать модернизацию образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 12. — С.2—12.
  166. С.Н., Каневская М. Е., Пахомова О. Н. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 101—106.
  167. З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003. — 271 с.
  168. В.Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
  169. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 4. — С.16—23.
  170. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Дисс. докт. пед. наук. — СПБ., 1998. — 481 с.
  171. Ю.М. Интегративная сущность физической культуры -отражение понимания человека как целостности. Сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. СПб., 2002. С. 76−84.
  172. Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 8. — С.2—9.
  173. Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.:Инноватор, 1995. 133 с.
  174. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М.:Инноватор, 1995. 103 с.
  175. Нравственность. Здоровье. Семья: Метод, пособие для учителя. Ч. 1. Основы нравственного выбора / Отв. ред. А. С. Белкин. — Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 2000. — 280 с.
  176. Нравственность. Здоровье. Семья: Метод, пособие для учителя. Ч. 2. Ценностные ориентации семьи / Науч. ред. А. С. Белкин. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 324 с.
  177. И.Е. Интеграция педагогических условий для психического и физического оздоровления учащихся подросткового возраста: Автореф. дисс.. .к.пед.н. Казань, 2004. — 22 с.
  178. П.Н. Сам себя воспитать должен. — Казань, 1995. — 156 с.
  179. Н.В. и др. Здоровье — социальная ценность: Вопросы и ответы. — М.: Мысль, 1989. — 215 с.
  180. Педагогика здоровья. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 288 с.
  181. Педагогика и психология здоровья: Сборник трудов кафедры психолого-педаг. технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПК иПРО, 2003.- 128 с.
  182. A.A., Ворончихин A.C. Философско-экономическая теория здоровья как культура управления собой. — Ижевск: Из-во Удмуртск. унта, 1994. —208 с.
  183. В.А. Личность как субъект активности. В кн.: Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Изд-во Дом «БАХРАР», 1999.- 469 с.
  184. В.В., Евтушок Ю. И., Глухов В. И. Особенности интеграции физкультурного образования с наукой и практикой // ТИПК. — 1990. — № 4. —С.11—12.
  185. A.A. Природа человека в концепции А.Маслоу //Вопросы психологии.- 1999.- № 2.- С.75−86
  186. С.А., Старцева И. Д. Физкультура и профессия. — М.: ФиС, 1988. —С.159.
  187. .С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России // Материалы XII съезда психиатров России. — М., 1995.1. С. 102—103.
  188. В.А. Здоровый образ жизни. — Краснодар, 1995. — 155 с.
  189. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта.1. М.: ФиС, 1974.
  190. Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. 280 с.
  191. C.B. Валеология в школе и дома: о физическом благополучии школьников. — СПб.: Союз, 1997. — 256 с.
  192. В.П. Уроки здоровья. — М.: Просвещение, 1992. — 130 с.
  193. Приказ Минздрава СССР № 770 от 14.10.88 г. «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни». —М., 1988.
  194. Приказ Минздрава РФ № 295 от 06.10.97 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в областигигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации». — М., 1997.
  195. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы): Автореф. докт. дис. М., 1992.-48 с.
  196. Программа «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан». —Казань, 1998. — 69 с.
  197. A.M. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. — С. 838.
  198. А.О. Методы психической саморегуляции. Казань: КГПИ, 1990.- 108с.
  199. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер, — 480 с.
  200. В.А. Интеграция культуры и образования // Педагогика. — 1998.— № 8. — С.16—17.
  201. Региональная школьная программа пропаганды здорового образа жизни фонда Сороса // Экобраз. — 1998. — № 3. — С. 12.
  202. К. Несколько важных открытий //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 1990.- № 2.- С.58−65
  203. К.С. Взгляд на психотерапию, становление человека. Пер. с анг. / Общ. ред. и предисловие И. С. Исениной. — М.: Издательская группа «Прогресс,» «Универ», 1994. — 480 с.
  204. Н.С. Философия гуманитарного образования. — М., 1993. — 212 с.
  205. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.
  206. М.:БРЭ, 1993. —Т.1. —608 с.
  207. Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья: Перев. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.
  208. C.JT. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1998.- 720 с.
  209. C.JI. Принципы и пути развития психики. — М.: АПН СССР, 1969.—354 с.
  210. С.И. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. —Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 638 с.
  211. М.Я. Спорт и его гуманистическая сущность (исторический анализ) // Ценности спорта и пути его гуманизации / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М.: РАО, Гуманитарный Центр «Спарт», РГАФК, 1996.1. С. 15—28.
  212. Н.К. Вопросы охраны здоровья учащихся и система дополнительного профессионального образования // Развитие доп. пед. образования в России: проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч. практ. конф., Москва, янв. 1998. — М, 1998. — С.261.
  213. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  214. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. — 1999. — 80 с.
  215. В.А. Сущность, структура и содержание социально-педагогических факторов, детерминирующих физкультурную активность студенческой молодежи: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1991. 51 с.
  216. Г. М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. —№ 8. — С.10—15.
  217. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения / Под ред. Л. А. Воловича. — Казань: ИСПО РАО, 1999.104 с.
  218. Л.Д., Изуткин Д. А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Сов. здравоохранение. — 1981. — № 5.1. С.6—10.
  219. В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. — М.: ГЦОЛИФК, 1984. —С.29.
  220. В.И., Ипатов Д. И. Проблемы гуманизации современного спорта и пути его решения // Ценности спорта и пути его гуманизации, 1996. — С. 61.
  221. К.В. Здоровье для всех. — М., 1992. — 155 с.
  222. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. —Казань, 1991. — 49 с.
  223. Н.М. Введение в неопедагогику. — М., 1991. — 183 с.
  224. Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. — Казань, 1993. — 105 с.
  225. Л.Г. Педагогическая валеология. — СПб., 1995. — 350 с.
  226. Л.Г. Валеология — основа безопасности жизни ребенка. — СПб., 1995. —240 с.
  227. Л.Г., Глинянова И. Ю. Я и мое здоровье: Учеб. пособие по валеологии / Волгоградский гос. пед. ун-т. — Волгоград: Переменка, 1995.141 с.
  228. Л.Г., Поздеева М. В. Валеология подростка: Пособие по курсу «Валеология» для учащихся 5—7-х классов. — СПб.: Петроградский и К°, 1997. —288 с.
  229. H.A. Формирование валеологической культуры педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, ИССО РАО, 1999. — 18 с.
  230. Г. С. Физическая культура учащейся молодежи: Концептуальные основы научных исследований // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 4. — С.35—36.
  231. С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: Дисс. .канд.пед.наук.- Казань, 2001. 183 с.
  232. С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: Дисс.канд.пед.наук.- СПб., 1997.- 165 с.
  233. Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. — М: Рос. пед. агентство, 1997. — 524 с.
  234. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,
  235. Ф.Ф., Касаткин В. Н., Чечельницкая С. М. Образование и здоровье Республики Татарстан. — Казань: «Хэтер», 1998. — 56 с.
  236. А., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997.- 608 с.
  237. A.B. О культуре физической и духовной. — М.: Знание, 1989. — 191 с.
  238. Г. К. Личность: проблемы самореализации // Социально-политический журнал.- 1996.-№ 4.- С. 134−143
  239. И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977.- 144 с.
  240. В.В. Человек и его здоровье // Ярославский педагогический вестник. — 1996. — № 3 (6). — С.68—71.
  241. .Н. Валеология. —М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 246 с.
  242. Д.Д. Школьник и его здоровье. — Ташкент: Медицина, 1987. — 160 с.
  243. Г. И. Философия здоровья. — М., 1997.
  244. Г. С. Азбука здоровья и долголетия. — М: Энергоатомиздат, 1995, —286 с.
  245. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. — 1991. — № 9. — С.80—84.
  246. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педобщество России, 2000. -118с.
  247. Юнг К. Г. Психологические типы / Перев. с нем. М.: «Университетская книга», 1996.
  248. Юнг К. Г. Синхронистичность. Сборник / Пер. с англ. М.: «Рефебук», К.: «Ваклер», 1997
  249. О.П., Шпанов В. И. Спортивная борьба. М.: Выбор-Принт, 2000. — 72 с.
  250. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  251. Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре: Монография. Казань: Изд-во «Дом печати». — 2003. — 167 с.
  252. Allensworth D., Wyche J., Lawson E., Nicolson L., Editora. National Academy Press, Washington, D. C. Defining a Comprehensive School Health
Заполнить форму текущей работой