Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения: В системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем эффект от вложений государственных средств в информатизацию образования, как показывают специальные целевые исследования, ниже ожидаемого. На практике количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто способен компетентно применять информационные технологии в образовательном процессе. При обучении учителя применению информационных технологий для повышения качества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ (В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки использования электронных средств обучения сельскими учителями
    • 1. 2. Содержание готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения
    • 1. 3. Система дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации)
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Организация опытно — экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация системы формирования готовности сельских учителей к использованию электронных средств обучения в процессе повышения квалификации и практике самообразовательной деятельности

Формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения: В системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Информатизация в системе образования — это стратегическая линия политики России. Реализации этой политики содействует ряд государственных программ, в том числе «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.», «Развитие единой образовательной информационной среды Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.», «Электронная Россия на 2002 — 2010 гг.» и др., а также разворачивающийся в настоящее время Национальный проект «Информационные технологии в образовании».

Повышение качества образования в сельской школе на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из главных целей Федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды». В свете Концепций модернизации и развития образования и проекта «Компьютеризации сельских школ» актуальным является создание условий в системе повышения квалификации для подготовки сельского учителя к применению ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования.

Вместе с тем эффект от вложений государственных средств в информатизацию образования, как показывают специальные целевые исследования, ниже ожидаемого. На практике количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто способен компетентно применять информационные технологии в образовательном процессе. При обучении учителя применению информационных технологий для повышения качества и эффективности учебного процесса «имеется в виду, что педагог сможет самостоятельно определить меру педагогической целесообразности использования ИКТ, опираясь на системное видение возможностей и ограничений ИКТ как дидактического средства» (JI.H. Горбунова). Но часто процесс освоения педагогами ИКТ «тормозится» на первом этапе — овладении электронными средствами обучения (ЭСО), входящими в систему средств и способов информационно-коммуникационной технологии. Особенно это касается сельских учителей, специфика педагогической деятельности которых в недостаточной мере учитывается при разработке и реализации программ повышения квалификации в области информационных технологий.

Анализ работ, посвященных проблемам дополнительного профессионального педагогического образования (И.Ю. Алексашина, М. Н. Аплетаев,

B.Г. Воронцова, В. Б. Гаргай, И. Д. Демакова, И. И. Зарецкая, Г. Л. Ильин, И. А. Колесникова, Э. М. Никитин, Т. С. Панина, Н. А. Переломова, Е. И. Рогов, А. П. Ситник, Р. Х. Тильнеева, К. М. Ушаков, И. Д. Чечель и др.) позволяет сделать вывод о том, что повышение квалификации обладает значительным потенциалом для обеспечения личностно-профессионального развития педагогов и способствует их подготовке к педагогической деятельности в новых условиях.

Значительное число научно-педагогических исследований в области информационно-коммуникационных технологий посвящено проблеме повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов (Г.В. Абрамян, Н. Е. Астафьева, Г. Ю. Богдан, JI.H. Горбунова, A.JI. Денисова, Г. А. Кручинина, М. П. Лапчик, Д. Ш. Матрос, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, A.M. Семибратов, А. Н. Смирнова, М. С. Чванова, Е. К. Хеннер, М. С. Цветкова, Е. А. Шухман и др.). Вопросами использования информационных и электронных средств в развитии и деятельности педагога занимались Е. А. Бондаренко, С. В. Волков, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, А. А. Журин, Г. М. Коджаспирова, B.C. Леднев, В. М. Монахов, В. К. Морозов, А. В. Осин, С. Пейперт, К. В. Петров, Н. Ю. Ротмистров, O.K. Тихомиров, А. В. Хуторской,

C.А. Щенников и другие. Однако освоение сельскими учителями ИКТ с учетом специфики информационных сред и ресурсов сельских школ, а в этом контексте — формирование готовности сельских учителей к использованию ЭСО остаются нерешенными в педагогической практике и проблематичны в педагогической науке.

Подрыв социокультурной сферы села повысил роль школы как основ ного культурного центра сельской жизни, поэтому так важно, чтобы сельский учитель был способен работать профессионально и в условиях становления информационного общества. Специфика деятельности учителя сельской школы отражена в исследованиях М. П. Гурьяновой, П. А. Жильцова, А. Е. Кондратенкова, Г. Ф. Суворовой, Н. М. Холиной, С. М. Шарова, JT.C. Ягафаровой. Вопросы подготовки учителей для работы в сельской школе в условиях непрерывного образования исследованы П. А. Жильцовым, Н. А. Морозовой, С. А. Рогачевым, P.M. Шерайзиной. Сельская школа как объект информатизации рассмотрена в работах Я. А. Ваграменко, Б. И. Зобова, Е. П. Андриановой, О. Н. Гева. Вместе с тем на пути информатизации сельской школы остаются проблемы, как в части информационного ресурса, так и в отношении технических возможностей для решения задач учебно-воспитательной работы.

Существуют противоречия между:

— необходимостью в таком повышении квалификации сельского учителя в области ИКТ, которое бы учитывало специфику его педагогической деятельности в условиях изменения социально-экономических, социокультурных и информационных условий села и недостаточным их учетом в организации повышения квалификации педагогов;

— необходимостью построения повышения квалификации сельского учителя в области ИКТ с учетом изменения информационной сферы за счет широкого спектра ресурсов электронных средств обучения и неготовностью сельского учителя к использованию ЭСО в педагогической практике;

— необходимостью в вариативных моделях повышения квалификации педагогов в области применения электронных средств обучения с учетом специфики информационно-коммуникационной среды образовательных учреждений и недостаточной разработанностью таких моделей.

Проблема исследования: каким образом в условиях дополнительного педагогического образования обеспечить становление и функционирование вариативной системы повышения квалификации, способствующей формированию готовности сельского учителя к применению ЭСО в профессиональной деятельности. Поиск оптимальных путей решения поставленной проблемы в процессе повышения квалификации определил тему диссертационного исследования: «Формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации)».

Объект: процесс повышения квалификации сельского учителя в области информационно-коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет: формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации).

Цель исследования: разработать систему формирования готовности сельского учителя в процессе повышения квалификации к использованию электронных средств обучения.

Гипотеза: Формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения будет эффективным, если:

1) разработана и реализована система дифференцированной подготовки к использованию ЭСО (в основе которой — учёт различий педагогов по их личностно-профессиональным особенностямучёт характеристик информационно-методических сред, определяющих специфику деятельности педагогов в условиях информатизации сельских образовательных учрежденийучёт выявляемых в процессе повышения квалификации уровней готовности учителя к использованию электронных средств обучения;

2) обеспечены условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий и их интегрирования в процессе взаимодействия субъектов повышения квалификации;

3) осуществлено сопровождение деятельности учителей по освоению и практическому применению ЭСО не только в межкурсовой, но и в посткурсовой периоды повышения квалификации.

Задачи исследования:

1. Выявить социально-экономические, социокультурные и педагогические факторы, определяющие специфику формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения как аспекта применения ИКТ в образовании.

2. Разработать и обосновать структуру феномена «готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения».

3. Разработать систему формирования готовности сельского учителя к адекватному применению ЭСО в профессиональной деятельности.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения в реальных условиях ИПКиПРО.

5. Разработать методические рекомендации по формированию готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения для работников системы повышения квалификации и учителей-предметников.

Теоретико-методологической базой исследования являются: системный подход (В.А. Афанасьев, И. В. Блауберг, B.C. Ильин, Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.) — профессиогенетический подход (С.Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, A. JL Левитин, А. К. Маркова, JI.M. Митина, А. И. Савостьянов, В. А. Сластенин и др.) — личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, И. О. Котлярова, С. В. Панюкова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — идеи непрерывного профессионального образования (JI.A. Анцыферова, Л. И. Боровиков, Т. Г. Браже, Г. А. Вержицкий, С. Г. Вершловский, Л. Н. Горбунова, Г. Л. Ильин, Э. М. Никитин, В. Г. Онушкин, Е. П. Тонконогая, П. В. Худоминский, И. Д. Чечель, Т. И. Шамова и др.) — теория готовности к деятельности (Г.М. Дурай-Новикова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) — теория информационно-коммуникационных технологий (Ю.С. Брановский, А. Я. Ваграменко, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкий и др.) — теория информатизации образования (А. Борк, А. А. Вербицкий, Р. Вильяме,

Т.В. Габай, Б. И. Глазов, А. П. Ершов, И. Г. Захарова, В. А. Извозчиков, Г. Клейман, А. О. Кривошеев, К. Маклин, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, П. Нортон, Г. Паск, С. Пейперт, Б. Ф. Скиннер, O.K. Тихомиров, А. В. Хуторской и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеэмпирические — наблюдение (сплошное и выборочное, включенное и невк-люченное, кратковременное и длительное), опрос (анкетирование, тестирование, беседа), проективные методикиконстатирующий и формирующий эксперимент. Результаты обрабатывались посредством методов математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.

Исследование проводилось с 2000 по 2005 год в три этапа.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) изучалась и анализировалась философская, социологическая, психолого-педагогическая, научно-техническая литература, диссертационные работы и источники научной информации в сети Internet, сопряженные с темой изысканияобобщался реальный опыт различных регионов России по практическому формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения, анализировались существующие подходы к решению проблемы исследованиябыла выдвинута рабочая гипотеза, сформулирована цель и определены задачи исследования, разработан понятийный аппарат, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялась разработка опытно-экспериментальной программы исследованияпроводился формирующий эксперимент по внедрению системы дифференцированной подготовки (в системе повышения квалификации) сельского учителя к использованию эле-тронных средств обучения как средства формирования готовности к данному виду деятельности, выявлялась её эффективность.

На третьем этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— выявлены и соотнесены с характеристиками «образованности человека» характеристики феномена «готовность сельского учителя к использованию электронных средств обучения»;

— разработаны структура и содержание системы формирования готовности сельского учителя к систематическому и адекватному применению электронных средств обучения в педагогической практике;

— определены организационные условия формирования готовности сельского учителя к использованию ЭСО (в СПК), которые учитывают специфику педагогической деятельности в условиях изменения социально-экономических, социокультурных и информационных условий села.

Практическая значимость исследования:

— разработана система дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию ЭСО, которая может быть использована при организации процесса повышения квалификации педагогов в области ИКТ;

— разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику программа повышения квалификации учителей «Подготовка учителя к использованию электронных средств обучения в образовательном процессе»;

— разработаны учебно-методическое пособие (в соавторстве) для учителей математики «Применение электронных средств обучения на уроках математики» и методические рекомендации для работников системы повышения квалификации «Особенности подготовки сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации)», которые могут быть использованы в процессе повышения квалификации педагогов и специалистов смежных профессий.

Положения, выносимые на защиту:

1.Готовность сельского учителя к использованию электронных средств обучения — это внутреннее свойство личности, приобретаемое в процессе непрерывного образования, которое включает компетентностный, мотивацион-ный, деятельностный, рефлексивный, результативный компоненты и характеризуется степенью сформированности теоретической, мотивационной, практической готовности педагога к применению ИКТ в педагогической практике.

2. Система дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации) — это целостная совокупность методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, осуществляемых в системе повышения квалификации, дифференцируемых по: форме организации подготовки учителей к использованию ЭСОуровню использования ЭСО в образовательной деятельностистепени подготовленности сельского учителя к использованию ЭСО и направленных на достижение индивидуально высокого уровня готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения.

Достоверность исследования обеспечена непротиворечивостью методологических позициймеждисциплинарной научно-теоретической базой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводоврезультатами проведенной опытно-экспериментальной работырепрезентативностью и валидностью опытно-экспериментальных данныхпрактической апробацией полученных результатованализом результатов исследованияэкспериментальным подтверждением научных выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и использовались: на Российских научно-практической конференциях в Кургане и Челябинске (2003, 2004, 2005 гг.) — на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области (2001 — 2005 гг.) — на Ученых советах ИП-КиПРО Курганской области и Курганского государственного университетана заседаниях кафедры педагогики Курганского госуниверситета и кафедры естественно-математического образования ИГЖиПРОв ходе чтения лекционных курсов, обсуждения на круглых столах, проведения семинаров и практикумов для преподавателей различных дисциплин в ИГЖиПРО Курганской областипри разработке программы повышения квалификации учителей «Подготовка учителя к использованию электронных средств обучения в образовательном процессе» (108 ч.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ИГПСиПРО Курганской области. Основные результаты работы нашли отражение в учебно-методическом пособии, научно-методических рекомендациях, статьях, докладах, тезисах, общий объем которых составил 7,3 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Библиография включает 252 источника, в тексте диссертации представлены 23 таблицы и 7 рисунков.

Выводы по второй главе

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения (в учреждениях системы повышения квалификации).

В результате проведения констатирующего эксперимента выявлено низкое, недостаточное состояние готовности учителей к использованию ЭСО, а именно — педагоги не осведомлены о возможностях ПЭВМ и способах работы с источниками информации, знания об электронных средствах обучения отрывочные и неполные, учителя не осознают значимость данной деятельности в образовательном процессе, отсутствует активность в использовании ЭСО на практике и т. д. Сельские учителя показали высокую потребность в подготовке к использованию электронных средств обучения и низкий уровень готовности к практическому осуществлению данного вида деятельности. Это обусловило необходимость оказания педагогического содействия формированию и становлению готовности учителей к использованию электронных средств обучения (в системе повышения квалификации).

Для подготовки учителей к использованию ЭСО (в системе повышения квалификации) были разработаны разноплановые диагностические материалы и система специальных трехуровневых практикоориентирован-ных заданий, направленных на становление готовности сельских учителей к использованию электронных средств обучения. Соответствие определённому уровню (низкому, среднему, высокому) мотивационной, теоретической, практической и общей готовности к данному виду деятельности на разных этапах эксперимента определялось по оценкам экспертов, хотя самооценка обучающихся нами также рассматривалась и анализировалась .

В силу замысла эксперимента исследования была разработана система дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию электронных средств обучения, которая и была реализована на базе ИПКи

ПРО Курганской области в рамках повышения квалификации педагогических работников по авторской программе «Подготовка учителя к использованию электронных средств обучения в образовательном процессе».

Для сопоставления и анализа результатов педагогического эксперимента были выделены экспериментальная и контрольная группы учителей, в которых выявлялся начальный и итоговый уровень готовности учителей к использованию электронных средств обучения.

В экспериментальной группе реализовалась модель педагогического содействия становлению готовности сельских учителей к использованию ЭСО с учётом системы дифференцированной подготовки к данному виду деятельности (в системе повышения квалификации).

В контрольной группе повышение квалификации в области ИКТ проводилось традиционным способом.

В ходе экспериментальной работы выявлены существенные и значительные различия в приращениях готовности учителей к использованию ЭСО в отобранных случайным образом контрольной и экспериментальных группах. Максимальное и самое значительное различие выявилось при сравнении контрольной группы с экспериментальной группой после освоения обучающимися «Курса пользователя ПК». На протяжении всего формирующего эксперимента наблюдалась динамика в обеих группах, но всегда в экспериментальной группе позитивные изменения по разным показателям были более значительны.

Это позволило нам утверждать, что формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения было успешным благодаря тому, что:

1) была разработана и реализована система дифференцированной подготовки к использованию ЭСО (в основе которой — учёт различий педагогов по их личностно-профессиональным особенностямучёт характеристик информационно-методических сред, определяющих специфику деятельности педагогов в условиях информатизации сельских образовательных учрежденийучёт выявляемых в процессе повышения квалификации уровней готовности учителя к использованию электронных средств обучения;

2) были обеспечены условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий и их интегрирования в процессе взаимодействия субъектов повышения квалификации;

3) было осуществлено сопровождение деятельности учителей по освоению и практическому применению ЭСО не только в межкурсовой, но и в посткурсовой периоды повышения квалификации.

Достоверность получаемых эмпирических данных в проводимой экспериментальной работе обеспечивалась статистической обработкой экспериментальных данных с помощью параметрических (средние арифметические значения, дисперсии и t критерий Стьюдента) и непараметрических (ранжирование, частотные сравнения и критерия Пирсона) критериев.

Исследование позволило определить основные направления практического использования электронных средств обучения сельским учителем: в преподавании предметовв методической работе и для самообразованияв поиске и обмене информацией посредством сети Интернет.

Таким образом, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтверждают справедливость гипотезы исследования и позволяют сделать следующие выводы:

1. Совершенствование подготовки сельских учителей всех специальностей предполагает системное изучение и дифференциацию этой подготовки. Разработанная нами система состоит из теоретико-методологической, методической и практической подготовок, реализуемых посредством решения системы общепедагогических задач с использованием ЭСО. Данная система носит уровневый характер. Выделяются три уровня подготовки учителей к использованию ЭСО: низкий (репродуктивный), средний (исследовательский) и высокий (творческий).

2. Результатом функционирования системы дифференцированной подготовки (в системе повышения квалификации) является готовность сельских учителей к применению ЭСО в учебно-воспитательном процессе, которая представляет собой интегративное качество личности, формирующееся в результате приобретения комплекса теоретико-методологических, методических и практических знаний и умений, активизации мотивационной и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Основным показателем определения сформированности этого качества у учителей служит динамика изменения их уровня готовности от низкого (репродуктивного) к среднему (исследовательскому), а от него — к высокому (творческому).

3. Основными условиями, способствующими возрастанию уровня готовности сельских учителей к использованию ЭСО, являются следующие: использование системного подхода, обеспечивающего индивидуализацию, дифференциацию и технологическую эффективность результатов подготовки обучающихся к данному виду деятельностиинновационная направленность подготовки, характеризующаяся активной и осознанной деятельностью обучающихся по изучению, применению и разработке новых подходов к учебно-воспитательному процессу с применением электронных средств обучениятворческий характер овладения знаниями и умениями, предполагающий формирование опыта креативной моделирующей деятельности, оптимальное и адекватное целям информатизации образования использование ЭСО в профессиональной деятельности.

4. Комплексная реализация выделенных условий, как показало экспериментальное исследование, обеспечила достижение более высоких результатов в подготовке сельских учителей к данному виду деятельности. Это проявилось в том, что в ходе опытно-экспериментальной работы значительно повысился уровень общей готовности учителей к использованию ЭСО в образовательном процессе. Результаты контрольных групп, занимающихся по традиционной методике, значительно ниже.

5. Экспериментально подтверждена эффективность основанной на анд-рагогических принципах обучения системы дифференцированной подготовки учителя к использованию ЭСО, предполагающей синтез самообразовательной и образовательной деятельности в процессе повышения квалификации: а) при внедрении в практику ИПКиПРО системы формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения были учтены психолого-педагогические особенности сельского учителя (жизнь на виду у всех предполагает высокий уровень коммуникативностиактивная социально-педагогическая деятельность учителяснижение образовательного уровня сельских учителейвынужденная «многопредмет-ность» их работыограниченность источников моральной и материальной поддержкинеизбежность изнурительного труда в домашнем хозяйствене систематическое повышение квалификации) — б) при повышении квалификации педагогов в области ИКТ (применения ЭСО) была учтена специфика информационно-коммуникационных сред сельских образовательных учреждений (недостаточная оснащенность школ электронными средствами обученияИКТненасыщенная среда в образовательном пространстве школыотсутствие консультантов, компетентных в области информационно-коммуникационных технологийнизкий уровень информационной культуры в сельском социуме). Сущность повышения квалификации педагогов сельской школы в области использования ЭСО (как «предтехнологии» применения ИКТ) была рассмотрена нами в соответствии с тенденциями развития информационно-коммуникационных технологий, с ориентацией на рефлексию целостного педагогического опыта и с учетом реальных профессиональных затруднений педагоговв) формирование готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения было осуществлено путем создания индивидуальных образовательных траекторий, интегрирующих курсовую подготовку и при патронате сельских учителей квалифицированными консультантами в межкурсовой период и в процессе дальнейшего профессионального развития педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения (ЭСО) (в системе повышения квалификации) сложна и многогранна. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен её процессуальный аспект, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрении готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения как объекта педагогической деятельности и управления.

Теоретической основой исследования стал системный подход к повышению квалификации работников образования. В качестве приоритетных выступили принципы: системности, синергизма, личностно-ориентирован-ной направленности повышения квалификации, гуманизма, дифференциации, индивидуализации, рефлексивности, деятельности, непрерывности развития, валеологизации образовательной среды.

Анализ педагогической и психологической литературы позволил сделать вывод, что готовность сельского учителя к использованию ЭСО как подструктура личности имеет интегративный, конкретно-исторический характер, рассматривается как элемент профессионального педагогического мастерства и служит показателем уровня информационной культуры специалиста. С этих позиций готовность учителя сельской школы применять ЭСО в педагогической практике определена как готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами в условиях информатизации образования.

С целью выявления условий педагогического содействия формированию и развитию готовности учителя сельской школы к использованию ЭСО был изучен отечественный и зарубежный опыт решения проблемы, который подтвердил необходимость изменения содержания и форм повышения квалификации учителей в связи с информатизацией образования. Педагогическое содействие учителю сельской школы в формировании готовности к использованию ЭСО представлено как взаимодействие деятельности преподавания и учения, направленное на приращение теоретической, практической и мотивационной готовности. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, необходима система дифференцированной подготовки.

Опираясь на методологию системного подхода, формирование готовности сельского учителя к использованию ЭСО (в системе повышения квалификации) рассмотрено в нашем изыскании как система, в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, генетическом.

Система дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию ЭСО предназначена для реализации в учреждениях дополнительного профессионального образования и включает два взаимосвязанных процесса, рассмотренных нами как подсистемы, для которых определены свои цели, содержание, структура и функции на каждом этапе прохождения педагогами курсовой подготовки: 1) процесс педагогического содействия формированию готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения- 2) процесс самостоятельной деятельности учителей.

В работе выделены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия содействия становлению готовности учителя к использованию ЭСО в процессе повышения квалификации: учёт выявленного уровня готовности учителя к использованию электронных средств обучения и дифференцированная направленность на достижение проектируемого уровняраспределение функций между преподавателями ИПКиПРО и сельскими учителями в зависимости от целей обучающихся на разных этапах подготовки и с учетом дифференциации (по форме организации подготовки учителей к использованию ЭСОпо уровню использования ЭСО в образовательной деятельностипо степени подготовленности сельского учителя к использованию ЭСО).

Сформированная в процессе повышения квалификации готовность сельского учителя к использованию электронных средств обучения влияет на осознание потребности педагогов в своем профессиональном росте.

Основные изменения структурных составляющих личности сельского учителя, свидетельствующие о его профессиональном развитии, в процессе формирующего эксперимента, состоят в следующем: а) значительный рост мотивации саморазвития в области применения электронных средств обученияб) овладение учителями эффективными методами и приемами работы с различными источниками информациив) осуществление рефлексии собственной педагогической деятельности в условиях информатизации образованияг) расширение и углубление знаний о возможностях ПЭВМ и видах ЭСО, совершенствование умений в области применения ЭСОд) самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных средств обучения (ЭСО) в педагогической практикее) позитивные изменения в уровне профессиональной компетентности учителя сельской школы в области применения электронных средств обучения и уровне информационной культуры педагога.

В ходе исследования был сделан вывод, что стратегическим направлением реализации системы дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию ЭСО (в системе повышения квалификации) является создание развивающего образовательного пространства, включающего:

— комфортные для обучения слушателей курсов условия и валеологизацию образовательной среды;

— условия для формирования положительной мотивации и готовности к использованию ЭСО в практической деятельности;

— индивидуальные траектории овладения электронными средствами обучения (ЭСО) на основе выделения уровней личностного роста, направленных на активизацию личностного потенциала учителя;

— условия для дифференцированного обучения с учетом не только педагогического стажа, уровня компьютерной грамотности или учебных потребностей учителей, но и с учетом психосоциальной готовности учителей к использованию ЭСО в своей педагогической практике;

— предпосылки для формирования информационной культуры педагога.

В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена правильность выбранного направления исследования формирования готовности к использованию ЭСО в повышении квалификации педагогов. Результаты опытно-экспериментальной работы показали высокую действенность разработанной системы дифференцированной подготовки (её форм, методов, структурной организации). По итогам констатирующего эксперимента уровень готовности сельских учителей Курганской области к использованию ЭСО определён нами как недостаточный, низкий. Анализ анкет подтвердил наличие противоречий между высокой степенью заинтересованности педагогов проблемой использования ЭСО в образовательном процессе и недостаточностью знаний и умений, необходимых для этого. При этом у педагогов, опрошенных в ходе констатирующего эксперимента, отмечается выраженная потребность в приращении своего профессионализма на курсах в ИПКиПРО. В связи с этим в работе определены требования к организации курсов повышения квалификации учителей сельских школ, учитывающие специфику труда сельского учителя в условиях информатизации образования.

В процессе изыскания была решена также поставленная нами задача по обобщению результатов опытно-экспериментальной работы. Эксперимен тальная работа проведена в рамках повышения квалификации учителей сельских школ по программе «Подготовка учителя к использованию электронных средств обучения в образовательном процессе» (108 ч.) на базе ИПКиПРО. Для оценки результатов были соотнесены фактические итоги с поставленной целью исследования на основе комплекса критериев и показателей, способных всесторонне охарактеризовать предмет нашего исследования. Для оценки эффективности системы дифференцированной подготовки сельского учителя к использованию ЭСО (в системе повышения квалификации) мы применили критерии: мотивационно-потребностный критерий (Kj) — когнитивный критерий (Кг) — деятельностно-практический критерий (Кз) и методы диагностики их проявления в деятельности сельских педагогов.

Для сопоставления и анализа результатов педагогического эксперимента были выделены экспериментальные и контрольные группы обучающихся, а также выявлен начальный и итоговый уровень сформированности готовности сельского учителя к использованию ЭСО. Оценка однородности контрольных и экспериментальных групп проводилась с использованием критерия Пирсона (на независимых выборках). Для сравнения средних значений был применен /-критерий распределения Стьюдента (при зависимых выборках). Мы констатируем, что произошедшие изменения являются статистически значимыми. Количественная математическая и статистическая обработка результатов эксперимента дает возможность подтвердить справедливость гипотезы педагогического исследования.

Результаты опытно-экспериментальной работы были положены в основу образовательной программы повышения квалификации, методических разработок и практических рекомендаций по содействию формированию готовности сельского учителя к использованию ЭСО. Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основания считать, что цель и частные задачи, поставленные перед исследованием, решены, а внедрение результатов исследования в практику работы ИПКиПРО Курганской области позволяют утверждать, что работа имеет реальную практическую ценность и теоретическую значимость.

В настоящей работе исследованы лишь некоторые вопросы формирования готовности сельского учителя к использованию электронных средств обучения. Результаты диссертационного исследования позволяют наметить перспективы продолжения работы по созданию единого информационного пространства региона и совершенствованию технологии обучения взрослых, осваивающих ЭСО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГВ. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде: Авюреф. дисс. д-ра пед. наук. — СПб, 2001. -39 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы.-М.Политиздат, 1985. 263 с.
  3. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты иакценты в теории и практике образования //Педагогика.-2000.-№ 2. -С. 11−16.
  4. Г. М. Личностно адаптированная система обучения //Педагогика. 2003. — № 7. — С. 66 — 71.
  5. С.И. Вопросы измерения, анализ и оценки результатов в практике педагогических исследований.-М.: Знание, 1975. -63с.
  6. А.Г. Общество: системность, познание, управление.- М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 280 с.
  9. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде//Школьные технологии. -2000. -№ 6. -С. 133 -158.
  10. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Дидактическая концепция: Монография. Челябинск: Факел, 1995. -141 с.
  11. В. А. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. Магнитогорск: Ml 'ПИ, 1999.-40 с.
  12. И.Б., Макаричева О. Н. Новые информационные технологии приходят в школу //Информатика и образование. -1994. № 4. -С. 36−43.
  13. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения //Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41 — 45.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. образования России, 1995. — 336 с.
  15. Билл Гейтс Образование лучшее вложение денег // Школьные технологии. — 2000. — № 6. — С. 3 — 15.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  17. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии-1987.-№ 8.-С. 39−53.
  18. Л.Г. Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности (в системе повышения квалификации): Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2001. 168 с.
  19. Л.Г. Методика изучения уровня профессиональной компетентности педагога: Метод, рекомендации. Курган: ИПК, 2001.-76 с.
  20. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования //Педагогическая информатика-1998 — № 3 — С.8- 13.
  21. Г. Ю. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей колледжа: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2003. 180 с.
  22. Г. А., Шмелёва С. В. Информационно-коммуникационная готовность специалиста //Школьные технологии-2003.- № 2 — С. 106−111.
  23. Е.В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы //Педагогика. -2002.-№ 5.-С. 52−64.
  24. Е.А., Журин А. А. Состояние медиобразования в мире //Педагогика. 2002. — № 3. — С. 88 — 98.
  25. Е.А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы./Под ред. А. А. Журина. М.: ЮНВЕС, 2004. — 416 с.
  26. В.П. Педагогические системы: развивающие и развивающиеся //Педагогика. 2003. — № 1. — С. 107 — 108.
  27. Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога //Педагогика. 2000. — № 6. — С. 18 — 20.
  28. А.А. Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999. — 179 с.
  29. Я.А. и др. Об основных направлениях информатизации педагогического образования // Педагогическая информатика. 2004. — № 1.-С. 19−30.
  30. Я.А. Деятельность академии информатизации образования в 2003−20 004 гг. // Педагогическая информатика. — 2004. № 3. — С. 106−117.
  31. Я.А. Сельская школа как объект информатизации// Педагогическая информатика. 2004. — № 4. — С. 3 — 6.
  32. А.И., Костюкова Н. И., Минак А. Г. Психология мышления, дидактические характеристики и оценка пригодности специалиста в области программирования // Открытое образование. 2003. — № 4. — С. 7 — 11.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  34. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной программы. Жуковский: МУМ ЛИНК, 2000. — 41с.
  35. С.Г. Взрослый как субъект образования //Педагогика. 2003. — № 8. — С. 3 — 8.
  36. О.М. Применение информационных технологий в процессе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства (на примере электронного учебника): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — 21 с.
  37. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие /Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2002. -160 с.
  38. Ю.А. Компьютеризованные технологии в процессе предметной подготовки учителя //Педагогика. — 2003. № 8. — С. 53 — 59.
  39. Н.С. Профессиональное развитие сельского учителя в системе дополнительного педагогического образования: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2002.-283 с.
  40. .Л. Методы сравнительно-педагогических исследований //Педагогика. 2002. — № 2. — С. 70 — 80.
  41. В.Б. Педагог для учителя //Народное образование. 2002.- № 9. — С. 93 -98!
  42. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 74 — 80.
  43. Н.И., Колкова Н. И., Скипор И. Д., Стародубцова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М., 2002. 288с.
  44. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 7 — 14.
  45. И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке-М.: Мысль, 1985. -215 с.
  46. .С. Прогностический подход к компьютеризации // Сов. Педагогика. 1986. — № 7. — С. 43 — 48.
  47. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  48. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  49. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
  50. Л.Н., Семибратов A.M. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий в условиях развивающегося школьного образования // Педагогическая информатика.2004. -№ 3. С. 3 — 10.
  51. JI.H., Семнбратов A.M. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие //Информатика и образование. 2004. -№ 7.-С. 91−95.
  52. JT.H., Семибратов A.M. «Виртуальное консультирование» как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов // Педагогическая информатика. — 2005. — № 3. С. 61- 70.
  53. А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. 2001. -№ 8. — С. 14−16.
  54. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  55. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М.:Педагогика, 1993. 164 с.
  56. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 415 с.
  57. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии М., 2004- 128 с.
  58. В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998.-№ 3.-С. 45−56.
  59. В.В., Сиденко А. С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 169 — 181.
  60. М.П. Резервы модернизации сельской малочисленной школы России: Методическое пособие. М.: ИСПС РАО, 2004. — 160 с.
  61. М.П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Методические рекомендации. 2-е изд., доп. -М.: ИПСР РАО, 2003. — 191 с.
  62. М.П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России: М.: ИПСР РАО, 2003. — 176 с.
  63. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. -№ 1.-С. 65−74.
  64. Е.И. Образование взрослых: преемственность и развитие //Педагогика. 2001. -№ 7. — С. 107 — 110.
  65. Е.Е. Формирование компьютерной грамотности педагога как компоненты его профессиональной культуры // Сб. материалов обл. науч.-практ. конф. Курск, 2000. — С. 342 — 344.
  66. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  67. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  68. А.В. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С. 3 — 8.
  69. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  70. Н.И., Загузова Е. Н. основные направления диссертационных исследований по проблемам информатизации образования в 2002 — 2003 гг. // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 101 — 113.
  71. JI.C. Дидактические условия внедрения информационных технологий обучения учащихся начального профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999. — 24 с.
  72. И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: Дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. -399 с.
  73. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  74. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УралГППУ, 1998. — 126 с.
  75. С.А. Педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности педагога в процессе повышения квалификации: Дис. д-ра пед. наук. -М., 2003. 194 с.
  76. А.Л., Хеннер Е. К. Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных//Информатика и образование 2004- № 12 — С. 1 — 4.
  77. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  78. С.И. Андрагогические основы обучения информатике // Педагогическая информатика. -2003. -№ 3. С. 8 — 12.
  79. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 128 с.
  80. .И. Информатизация сельской школы: проблемные задачи и направления работы//Педагогическая информатика- 2004 № 4 — С. 22 -28.
  81. Н.С. Организационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 133 с.
  82. В. А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991. — 120 с.
  83. В.А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы/Под общ. ред. В. А. Извозчикова. — М.:Просвещение, 2002.-108 с.
  84. Г. Л. Научно-педагогические школы: Проективный подход: Монография. М.:Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1999.-51 с.
  85. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  86. Д.Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. М.: ВЛАДОС, 2003. — 336 с.
  87. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  88. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 768 с.
  89. Информология, информатика и образование: Справочное пособие/Под общ.ред. В. А. Извозчикова и И. В. Симоновой. СПб., 2004. — 304 с.
  90. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования/Под общ.ред. A.M. Семи-братова. -М.: АПКиПРО, 2004. 200с.
  91. ., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности/ Пер. с англ. — М.: Мир, 1989. 254 с.
  92. Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании //Информатика и образование. -2003. № 4. -С.3−6.
  93. В.В. Как работать над диссертацией и защищать её. Практические советы с точки зрения соискателя и эксперта: Учебное пособие для аспирантов, докторантов и соискателей ученой степени. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002.-252 с.
  94. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  95. О.А. Повышение квалификации педагогов как обучение взрослых //Школьные технологии. 2001. — № 5. — С. 185 — 187.
  96. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
  97. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998. — 66 с.
  98. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы /Под ред. В. Г. Онушкина. СПб.: УПМ, 1996. — 122 с.
  99. A.M. Компьютерное обучение: система и среда // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 35 — 38.
  100. A.M. Методологический принцип дополнительности информационного и социально-личностного подходов // Педагогическая информатика. 2004. — № 1. — С. 5 — 18.
  101. И.О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании: Учебное пособие. — Челябинск: ЧГТУ, 1996. 81 с.
  102. И.О. Инновации и образовательная деятельность. Курган: ГлавУО, 1999. — 78 с.
  103. .А., Сериков Г. Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней. — М.: ВЛАДОС, 2002. 632 с.
  104. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 3-е изд., доп. М., 1999. — 208 с.
  105. В.П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. — 1980. № 1. — С. 55 — 73.
  106. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки//Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.-172 с.
  107. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
  108. Ш. Х. Электронная методическая система в педагогическом колледже // Школьные технологии. — 2003. № 2. — С. 101 — 105.
  109. А.С. Дидактические условия применения интерактивных компьютерных моделей в дистанционном обучении // Педагогическая информатика. 2004. — № 3. — С. 65 — 72.
  110. B.C. О развивающихся педагогических системах //Педагогика. 2002. — № 8. — С. 13 — 24.
  111. ИЗ. Лазарев B.C. Системное развитие школы. Издание второе. — М.: Педагогическое общество Росссии, 2003. 304 с.
  112. М.П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования //Педагогическая информатика. 1998. — № 1. — С. 49−56.
  113. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 82 с.
  114. Ю.Н. Определенность понятийного аппарата при дистанционном обучении // Открытое образование. — 2002. № 2. — С. 16 — 19.
  115. С.Л., Рубцова Н. Е. Психологические средства профессиональной деятельности преподавателя информационных технологий // Открытое образование. 2002. — № 4. — С.26 — 33.
  116. С.Л., Рубцова Н. Е. Уроки компьютерного постобразования // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 118 — 120.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М: Политиздат, 1975, -304 с.
  118. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  119. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56 — 61.
  120. В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 16 -27.
  121. М.В. Методика организации опытной работы / Учеб. пособие учителю. М.: Просвещение, 1987. — 136 с.
  122. Г. Н., Вишняков А. В., Капустин Ю. И. Электронный учебник что это? // Открытое образование. — 2002. — № 2. — С. 19 — 23.
  123. Е.М. Концептуальные основы образования взрослых //Право и образование. 2001. — № 2. — С. 35 — 40.
  124. Е.С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2004.-368 с.
  125. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  126. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
  127. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  128. А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Педагогика, 1982. — 238 с.
  129. Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 9 — 11.
  130. Д.Ш. Электронная модель школьного учебника // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 40−43.
  131. Д.Ш. Информационная модель школы // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». 2001. — № 1.
  132. Адрес Internet: http://scholar.urc.ac.ru/pedJournal/numero 1/matros/html
  133. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  134. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  135. К.А., Щеголев О. Н., Федоров А. Г. Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в. Адрес Internet: hup://www, artinfo. ги/eva/ eva2000m/eva-papers/200 003/Mitko-R. html
  136. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-педагогических условиях // Вопросы психологии. -1997.- № 4.- С. 28−38.
  137. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта, 1998.-200 с.
  138. В.М., Смыковская Т. К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя //Школьные технологии. — 2001.-№ 4. — С. 48−64.
  139. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  140. В.К., Маматов Е. Г., Егорова Т. М. Учебно-методические комплексы на базе технологий электронного обучения // Открытое образование. 2002. — № з. с. 28 — 30.
  141. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 104 с.
  142. АЛ. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. -281 с.
  143. А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10 -15.
  144. А .Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / УралГАФК. Челябинск, 2000. — 187 с.
  145. В.И., Нардюжев И. В. Информационное и программное обеспечение ИВС КТ //Школьные технологии. — 2001. — № 5. С. 54 — 74.
  146. В.И., Нардюжев И. В. Математические модели и центральные алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования //Школьные технологии. 2001. — № 4. — С. 13−31.
  147. С.Г. Интернет-технологии в современной школе // Школьные технологии. -2001. -№ 5. С. 196−208.
  148. С.Г. Многопрофильные образовательные серверы в Интернете // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 95 — 100.
  149. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М.: РАПКиПРО, 1999. — 314 с.
  150. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.: РАО, 1996. — 131 с.
  151. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  152. С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика. — 2003. — № 9. — С. 32−38.
  153. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат и др.- Под ред. Е. С. Полат. М., 2001. — 272 с.
  154. И.А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения профессиональной квалификации учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 2002. 37 с.
  155. Об областной целевой Программе развития информационной образовательной среды Курганской области в 2004—2005 годах //Актуальные проблемы управления образованием в Зауралье. — 2003. № 3. — С. 15 — 36.
  156. Об образовании: Закон РФ М.: Новая школа, 1996. — 60 с.
  157. С.И. Словарь русского языка /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. — 797 с.
  158. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Повышение квалификации педагогов в системе непрерывного образования // Вестник высш. шк. — 1988. — № 12, — С. 27−32.
  159. А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004. — 320 с
  160. А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий. Адрес Internet: http://www. ito. edu.ru/2001/ito/p.html
  161. И.М. Как организовать дифференцированное обучение. — М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  162. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой М.: Академия, 2003. — 240 с.
  163. Т.С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя: Монография / Акад. пед. и соц. наук, Департ. образ. Администр., Обл ИУУ- Отв. ред. Е. В. Руденский. Кемерово, 1996. — 130 с.
  164. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении: Монография. М., 1998. —225 с.
  165. С.В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности // Информатика и образование. 2003. — № 10. — С. 88 — 95.
  166. Педагогика. Учеб. пособие для студентов вуза / Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996. — 602 с.
  167. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа — Пресс, 1998. — 512 с.
  168. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образо-вание-2000. № (4)5. — С. 11 — 21.
  169. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. -2000. № 7. — С. 10 — 17.
  170. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  171. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  172. Г. В. Сельская школа: труд и личность: Книга для учителя. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. — 240 с.
  173. И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2004. -574 с.
  174. И.П. Учитель, рынок, технология // Школьные технологии. 2002. — № 2. — С. 3 — 10.
  175. Е.С., Моисеева М. В., Петров А. Е. и др. Дистанционное обучение. -М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  176. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  177. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  178. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  179. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002, № 12, С. 2 — 6- 2003, № 1, С. 2 — 9- 2003, № 2, С. 8−14.
  180. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа -Пресс, 1994.-205 с.
  181. Н.И. Оценивание результатов повышения квалификации //Новые знания. 2005. — № 1. — С. 23 — 25.
  182. И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной образовательной среде: исследовательские и образовательные подходы // Педагогическая информатика. 2004. — № 1. — С. 77 — 88.
  183. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов.Т. 1. -М.: Большая Росс, энциклопедия, 1993. 608 с.
  184. Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1994. — № 4. — С. 89 — 96.
  185. С.JT. Основы общей психологии СПб., 2002. -720с.
  186. В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании //Педагогика. 2002. — № 10. — С. 69 -15.
  187. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.-286 с.
  188. Т.С. Опыт информатизации адаптивной школы // Информатика и образование. 2003. — № 11. — С. 68 — 75.
  189. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  190. Г. Н. Образование и развитие человека. — М.: Мнемози-на, 2002.-416 с.
  191. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: Зауралье, 1997. -464 с.
  192. Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. Челябинск: Факел, 1998. — 664 с.
  193. А.С., Хуторской А. В. О повышении квалификации с помощью сети ИНТЕРНЕШШкольные технологии.-2000.-№ 6.-С. 178 -188.
  194. А.П., Савенкова И. Э., Крупина И. В., Крупин И. К. Андра-гогические основы повышения квалификации педагогических кадров. М.: АПКиПРО, 2000. — 84 с.
  195. А.П. Развитие профессиональной культуры учителей в курсовой период последипломного образования. М., 1996. — 57 с.
  196. М.Н. Методология и методика педагогических — исследований: В помощь начинающему исследователю. М., 1986. — 152 с.
  197. Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризованных курсов в общеобразовательной школе: Монография. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996. — 194 с.
  198. Э.Г., Шабанов А. Г. Обобщенная модель процесса обучения // Инновации в образовании. 2004. — № 1. — С. 61 — 70.
  199. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. -М., 1987.- 608 с.
  200. А.Н. Повышение квалификации педагогов сельской школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003. -23 с.
  201. С.А. Развитие компьютерного творчества учащихся сельской школы: Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2003. 170 с.
  202. А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров: Дис.. д-ра пед. наук. -М., 2003.-247 с.
  203. Т.А. Мониторинг педагогических нововведений: Программно-методическое пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. — 86 с.
  204. Г. С. Современные социально-психологические и анд-рагогические подходы к образованию взрослых// Новые знания. 1997. — № 4.-С. 8−15.
  205. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс -научную основу // Советская Педагогика. — 1985. — № 12. — С. 34 — 38.
  206. С.В. Электронный учебник как средство дистанционного обучения // Информатика и образование. 2000. — № 8. — С. 48 — 50.
  207. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  208. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика. — 1979. — 208 с.
  209. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2004. 416 с.
  210. Н.В. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование. — 2004. № 1. С. 27 — 32.
  211. И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. B.JI. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с.
  212. В.А., Трайнев И. В. Информационные, коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Дашков и К0, 2005. — 280 с.
  213. Е.И. О некоторых аспектах подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях информационного общества // Педагогическая информатика.-2004. -№ 3.-С.58 — 65.
  214. Труды Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы». — М.: МГОПУ, 2003. — 374 с.
  215. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ квалификации в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1992. — 46 с.
  216. С.Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности // Информатика и образование. 2003. — № 12. — С. 105 — 107.
  217. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  218. К.М. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров в системе образования в нестабильной ситуации. — СПб.: РПГУ, 1998.-82 с.
  219. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы». — М., 2000. 53 с.
  220. А.В. Медиаобразование в Бельгии //Педагогика. 2002. — № 1.-С. 97−99.
  221. А.В. Медиаобразование во Франции //Педагогика. -2003.-№ 5.-С. 90−96.
  222. Г. Н. Сельская школа и социум //Педагогика. 2001. — № 1.-С. 96−98.
  223. Философский словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. Н. Ковалев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  224. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1988. 173 с.
  225. . Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  226. Е.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения
  227. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — Спб.: Питер, 2002. — 272 с.
  228. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. — № 2. — С. 70 — 77.
  229. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  230. Хьел JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  231. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагогов и учащихся в современной школе. М., 1998. — 144 с.
  232. И.Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКи-ПРО, 2004.-116 с.
  233. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. — 384 с.
  234. Шауцукова JI.3. Информатика: учеб. пособие для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000. — 416 с.
  235. P.M. Профессиональное становление сельского учителя. Новгород: НГУ, 1994. — 208 с.
  236. В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов //Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 3 — 23.
  237. В. А. Проблемы методологии научного познания: Монография М: Высшая школа, 1978. — 269 с.
  238. С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: Дисс. д-ра пед. наук. — М., 2003. — 456 с.
  239. Г. Юдин Э. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  240. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 247 с.
  241. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, познание социальной реальности—М., 1998. -596с.
  242. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31 — 42.
  243. Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск: ЧГПИ, 1987. 68 с.
  244. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996.
  245. Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России //Педагогика. 2000. — № 9. — С. 87 — 97.
  246. Nach dem PISA Schock. Pladoyers fur eine Bildungsreform / B. Fahrholz, S. Gabriel, P. Muller (Hrsg.). — Hamburg, 2002. — 152 S.
  247. Meyer H. Schulpadagogik. -Berlin: Gornelsen Scriptor, 1997. -231S.
  248. Roht W. Berufszufriedenheit im Lehrerberuf // Westermanns Pada-gogishe Beitrage. 1972. — № 24. — S. 640 — 646.
  249. Vorwerg M. Methodishe Grundlagen des Verhaltenstrainings // Sozialpsychologisches Training. 1971. — № 6. — S. 23 — 35.
  250. Zuckerman A. Visual Learning Preferences and Effective Hypertext // Learning Technology Dissemination Initiative, London, 1997. A. Internet: http:// www. icbl. hw. ac. uk /ltdi/implementingit / vlp. htm
Заполнить форму текущей работой