Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школа Френе. 
Теория и методика воспитания младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теория в первую очередь адресована подростковому возрасту, поскольку педагогическая поддержка основывается на вопросе подростка: «Каким быть именно мне?» или вопрос юноши: «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет как самостоятельный вопрос: «Как жить, как построить свойственный тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных… Читать ещё >

Школа Френе. Теория и методика воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Селестен Френе — организатор и руководитель экспериментальных начальных школ во Франции в 1920—1966 гг. Он создал «Кооператив сторонников светской школы», явился основателем «Международной федерации сторонников новой школы», издателем, главным редактором известных журналов «Воспитатель», «Детское искусство» .

Выдающийся французский педагог заложил основы системы воспитания, ориентированной на самостоятельность детей. Опыт своей работы в малокомплектной сельской начальной школе был им обобщен в воспитательной системе, в которой, по замыслу автора, отсутствует подавление, уступая место взаимному доверию и уважению (и учителей, и детей). Поэтому его начальную школу часто называют свободной, в ней нет классов как таковых, а есть детско-взрослое сообщество.

Он считал, что максимальное развитие личности ребенка обеспечивается в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества. Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Свободная школа не может существовать без демократического управления.

Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа. Некоторые из инвариантов автора приведены ниже.

  • 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
  • 2. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • 3. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • 4. Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы им приказывали.
  • 5. Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • 6. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • 7. Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • 8. Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • 9. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • 10. Естественным занятием для ребенка является не игра, а труд.
  • 11. Нужно как можно меньше говорить.
  • 12. Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • 13. Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т. е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • 14. Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • 15. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.

Школа-клуб

Магистральная идея этой педагогической системы — сочетание возможностей школьного и внешкольного образования.

Внешкольное (дополнительное) образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, поскольку строится на ряде приоритетных идей:

  • • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; речь идет о возможности выбора направления деятельности, темпов продвижения ребенка по конкретной программе, степени участия в коллективных делах;
  • • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку, что дает возможность определить собственный образовательный путь;
  • • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Свобода самоопределения и самореализации обязательно связаны с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.

При этом воспитательные системы школы-клуба реализуются в нескольких форматах:

  • • сочетание обычной школы и клубной формы второй половины дня;
  • • создание долгосрочных совместных детско-взрослых проектов, в которых интегрируется учебная и внеучебная жизнь;
  • • преобразование учебных занятий в те формы, которые свойственны кружкам и клубам, и др.

Концепция разработана О. С. Газманом в 80−90 гг. прошлого века.

В центре теории ученого понятие педагогической поддержки ребенка в индивидуальном развитии, т. е. в саморазвитии.

Теория в первую очередь адресована подростковому возрасту, поскольку педагогическая поддержка основывается на вопросе подростка: «Каким быть именно мне?» или вопрос юноши: «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет как самостоятельный вопрос: «Как жить, как построить свойственный тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, оптимальный характер отношений с людьми?» .

Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Другими словами, акцент в деятельности воспитательной системы перемещается с «проблем педагога» (воспитать, обучить, развить) на «» проблемы ребенка" .

Младшие школьники принимают участие в воспитательной системе школы-клуба на основе коллективного членства, т. е. в составе всего класса. Другой вариант включения младших школьников в систему — разновозрастные группы. При этом второй вариант наименее разработай в педагогической теории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой