Игровые технологии как средство развития личности учащихся в обучении истории: 5-8 классы
Диссертация
Актуальность проблемы и темы исследования. В современных условиях в обучении истории всё чаще используются активные формы обучения, к которым относятся и игровые технологии. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для образования, реализуемого в классно-урочной системе с присущими ей рационализмом и авторитаризмом, с трудом совместимой со свободным характером игры… Читать ещё >
Содержание
- i. ) Стр
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
- 1. 1. Философско-психологические основы развития личности в игровой деятельности
- 1. 2. Дидактические основы игровых технологий в обучении истории
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
- 2. 1. Теоретическая модель развития личности учащихся с использованием игровых технологий в обучении истории
- 2. 2. Реализация теоретической модели развития личности учащихся в опытно-экспериментальной работе
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Алексеева Н.М. Игры на уроках //Преподавание истории в школе. 1991. № 5.С.114−115.
- Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. Свердловск: МКП Урал-Гриф, 1991.
- Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М: Изд-во: Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
- Андрюхина Л.М. Культура мышления (16 шагов к культуре мышления): Образоват. (учеб.) программа для обучающихся 7 S классов общеобразоват. шк. Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 1997.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол.анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках //Преподавание истории в школе. 1990 № 4. С. 93 94.
- Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура: краткое историческое повествование о ханты Сургутского района. Тюмень: Софтдизайн, 1996.
- Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя. М.: Педагогика.
- Белкин А.С. Педагогика детства: (Основы возрастной педагогики). Екатеринбург: Сократ, 1995.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. 4.1. М. Воронеж: Ин-т практич. психологии: Модек, 1996.
- Беляева JI.А. Проблема понимания в педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун. К, 1995.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
- Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
- Бердяев Н.А. Судьба России М.: Мысль, 1990.
- Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Екатеринбург: Литур, 2000.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М: Политиздат, 1990.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы //Педагогика, 1997. № 2. С. 14 20.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. № 4. С. 11 17.
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос-Пресс, 2001.
- Борисов А.А. Игра «Что? Где? Когда?» //Преподавание истории в школе. 1992. № 5−6. С. 53 -54.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. 1997. № 2. С. З 8.
- Волошин М.А. Пути России. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1992.
- Выготский JI.C. Собр.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982 1984.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода: Введение в гуманистическую педагогику //Гуманизация воспитания в современных условиях /Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УФЦ Инноватор, 1995. С. З 13.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России //Педагогика, 1996. № 5. С. 46 54.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Гиззатуллин И. Г. Игры для старшеклассников //Преподавание истории в школе. 1992. № 5−6. С. 54 55.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во Петерб. ун-та, 1992.
- Годер Г. И. Средневековые фарсы в постановке школьников //Преподавание истории в школе. 1960. № 3. С. 65 69.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград: Калинингр.гос.ун-т, 1995.
- Грозберг Г. Б. Исторические игры в 5 классе //Преподавание истории в школе. 1978. № 2. С. 103 105.
- Гузик М.А. В поисках золотого руна. М.: Просвещение, 1994.
- Гуляева О.Б. Урок-игра в IX классе //Преподавание истории в школе. 1991. № 4. С.148 149.
- Гуманизация образования: Теория. Практика /ГУМП. СПб., 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
- Драхлер А.Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира: 6 кл. /Ин-т средств обучения Рос.Акад.Образования. М.: Новая школа, 1994.
- Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука, Урал. отд-ние, 1998.
- Ежов И.В. Психологические проблемы и ориентиры развития личности ребенка в «Школе Л.Н.Толстого» //Тульская школа. 1995. № 3. С. 17 20.
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М.: Знание, 1987.
- Ершов П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, Изд-во Флинта, 1998.
- Жижина И.В., Зеер Э. Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации //Образование и наука, 1999. № 2.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
- Загвязинский В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. № 2. С. 9 14.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика. 1997. № 5. С. З 16.
- Зубкова И.А. Ролевая игра как метод погружения в историческую реальность //Третьи Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1999. С.213 217.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
- Историческая наука на пороге третьего тысячелетия //Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тюмень, 27−28 апреля 2000 г. Изд-во Тюменского гос .ун-та, 2000.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. М.: Просвещение, 1988.
- Ильин Г. Л. Научное образование в свете тенденции демократизации //Магистр. 1996. № 5. С. 28 40.
- Инновационное движение в российском школьном образовании /Под ред.Э.Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского- (Рос.Академия образования- Ассоциация инновационных школ и центров). М.: Парсифаль, 1997.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Кант.И. Соч.: В 6-ти т. Т.4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
- Клименко А.В. Брейн-ринг по истории в школе //Преподавание истории в школе. 1998. № 3. С. 73 77.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред.И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985.
- Колмаков А.И. Урок-игра, урок-соревнование //Преподавание истории в школе. 1989. № 5. С. 38 41.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр.пед.соч.: В-2 х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984.
- Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
- Короткова М.В. Познавательные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков //Преподавание истории в школе. 1991. № 4. С. 91 -99.
- Корчак Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск. М.: Педагогика, 1990.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М.: РИО ПФ Красный пролетарий, 1993.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
- Культура и цивилизация /Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 17−18 апреля 2001. В 2 ч. Екатеринбург, 2001.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.
- Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1989 № 4. С. 91 99.
- Левин М.И. Элементы военной романтики и военной игры в обучении истории //Преподавание истории в школе. 1968. № 1. С. 25 27.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2 изд. М.: Смысл, 1997.
- Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1990.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия //Вопросы философии. 1995. № 2. С.110 121.97. .Литвин А. Л., Шарифжанов И. И. Неоправданное реформирование исторического образования в школе //Вопросы истории. № 7. С. 173 175.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). Спб.: Искусство-СПБ, 1997.
- Макаренко А.С. Собр.соч.: В 8-ми т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Избр.пед.соч: В 2-х т. М., 1977.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.
- Маслоу А.Г. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-пресс, 1994.
- Матюнин Б.Г. Философско-педагогические проблемы незнания и нравственность. Свердловск: Диамант, 1991.
- Мир «Азбуки» Льва Толстого /А.В.Шадская, В. Б. Ремезов, Н. А. Трофимова и др. Тула: Обл. ин-т развития образования, Науч. иссл. лаборатория «Школа Л.Н.Толстого», 1995.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика, 1997. № 3. С. 20 27.
- Найдич М.Н. Игры на уроках истории //Начальная школа. 1965. № 11. С. 45 -50.
- Найдич М. И. Исторические игры //Преподавание истории в школе. 1964. № 1. С. 96 99.
- На пути к толерантному сознанию /Отв.ред.А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. Л.: Искусство, 1984.
- Новейший философский словарь /Сост.А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. И. Скакун, 1998.
- Новое педагогическое мышление /Под ред.А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.Е. С. Полат. М.: Академия, 2000.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995.
- Основы педагогического мастерства /Под ред.И. А. Зязюна. Киев: Виша школа, 1987.
- Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. М.: Высшая школа, 1980.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Вестник высшей школы. 1990. № 5. С. 6 19.
- Педагогика /Под ред.Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
- Педагогический поиск: Сб.статей. М.: Педагогика, 1988.
- Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5−7 классах //Преподавание истории в школе. 1987. № 4. С. 20 23.
- Платон. Собр. соч в 3-х т. Т.З. М.: Мысль, 1972.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996.
- Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб.науч.тр. Вып.1 /Отв.ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т- Урал, гос. проф-пед.ун-т, 1995.
- Психологизация образовательного процесса: поиски, опыт, перспективы: Материалы городской научно-практической конференции, 22 24 апр.1997. 4.II. Новоуральск, 1997.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология. Словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
- Психология развивающейся личности /Под ред.А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
- Рассказы об уральской истории с древнейших времён до конца XIX века: хрестоматия для 8−9 классов средней школы. Свердловск: Средн.-Уральское книжное издательство, 1990.
- Ремезов В.Б. От Яснополянской школы к «Школе Л.Н.Толстого» //Тульская школа. 1995. № 3. С. 11 — 16.
- Российская школа на рубеже 90-х годов: социологический анализ /Под ред.В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования, 1993.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Румынина В.В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе //Преподавание истории в школе. 1998. № 3. С. 68 73.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании /Пер.с фр. СПб, 1913.
- Савельева Э.А., Королев К. С. Древние рукописи о Перми вычегодской. Сыктывкар: Коми кн.изд., 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2000.
- Семенов В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект. 2-е изд.испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж-пед.ин-та, 1993.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: Ин-т развития регион. образования, 1995.
- Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л.: Искусство Ленинградское отделение, 1980.
- Ситаров В.А. Гуманистическая ценность педагогики ненасилия //Магистр. № 6. С. 79 88.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чеш. М.: Педагогика, 1989.
- Скворцова Н.Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 44 45.
- Создание условий для развития качества образования (по материалам пед. чтений, 25 26 окт. 1994 г.). Екатеринбург: Ин-т развития регион. образования, 1995.
- Социально-исторический подход в психологии обучения /Под ред.М.Коула: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.шк., 1988.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.
- Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы (по материалам областных педагогических чтений, 27 28 ноября 1996 года). Книга 1−2. Екатеринбург: Департамент образования
- Правительства Сверд.обл.- Ин-т развития регионального образования, 1996.
- Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.
- Толстой JI.H. Путь жизни. В двух книгах. Тольятти, 1995.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.
- Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988.
- Тхагапсоев X. Г. О новой парадигме образования //Педагогика. 1994. № 1. С.103−110.
- Ушинский К.Д. Соч. в 11 т. М., Л.: Ин-т теории и истории педагогики, 1950. Т.8.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии //Избр.соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1974. Т.1.
- Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991.
- Фомин Ю.Д. На рыцарский турнир //Преподавание истории в школе. 1968. № 6. С. 64 65.
- Формирование интереса к учению у школьников /Под ред.А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986.
- Формирование учебной деятельности школьников /Под ред.В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост.М.Г.Яро-шевский. М.: Просвещение, 1989.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Хейзинга Й. Homo ludens В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
- Хитерер Э.И. Исторические игры //Преподавание истории в школе. 1961. № 3. С. 81 87.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994.
- Чубукова Т.А. Игра «Что? Где? Когда?» //Преподавание истории в школе.1990. № 4. С. 116.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
- Шварцман К.А., Коновалова JI.B., Крутова О. Н. Воспитание: Новые подходы к вечной теме. М.: Луч, 1993.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991.
- Шиллер Ф. Собр.соч в 7 т. Т.6. Письма об эстетическом воспитании человека. М.: Гослитиздат, 1957.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
- Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск: Наука, 1990.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) //Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О. С. Никольская и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31 41.