Педагогические условия реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология»: На примере подготовки учителей широкого профиля в педагогическом колледже
Диссертация
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях осуществляется переход с программы трудового обучения на образовательную область «Технология», в содержание которой входит трудовое обучение, обучение технологиям и черчению, согласно базисным учебным планам общеобразовательных учреждений Российской Федерации, существовавшим сначала в виде проектов (1994, 1996 гг.) и утвержденным в 2000 г. в… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы подготовки учителей широкого профиля в условиях педколледжа
- 1. 1. Исходные концептуальные педагогические парадигмы и модели образовательной деятельности
- 1. 2. Модернизация образовательной области «Технология» на основе реализации проектной деятельности
- 1. 3. Дизайн-подход как метод обучения при проектировании образовательных процессов
- Выводы по главе
- Глава II. Пути и условия реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология и дизайн»
- II. 1. Описание педагогического эксперимента
- 11. 2. Общие и специфические основы подготовки студентов в образовательной области «Технология»
- 11. 3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
- Александров Н.И. Методическая подготовка студентов педучилищ к осуществлению политехнического образования школьников на уроках труда: Дис. анд. пед. наук. Казань, 1993. — 162 с.
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплоще-ние:Практ. методология решения пед. задач, — СПб.:Спец.лит, 2000.-223 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб.: Программа, 1997. — 153 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Андрюхина Л.М. Стиль науки: Культурно-историческая природа. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-152с.
- Анцупова Л.Ю. Междисциплинарные связи в структуре творческой деятельности дизайнера: Дис.. канд.искусствед. М., 1989. — 158 с.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1995.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
- Бакушинский А.В. Исследование и статьи. М.: Советский художник. 1981. 352 с.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика: Учеб. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1976. — 688 с.
- Белан П.И., Белан Е. П. Подготовка учителей интегрированного предмета «Технология» // Школа и производство. 1994. — № 4.
- Белов А. А. Техническую эстетику на уроки труда // Школа и производство. 1980. -№ 12
- Беляева А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987. — 199 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. -446 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии, — М., 1989.-219 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.:Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб.: Изд-во Рус.Христ.гуман.ин-та, 2001. — 437 с.
- Борзенков В.Л. Институциональный анализ инвестиционных проектов: Учеб. пособие. М.: РАМАБ, 1998. — 188 с.
- Борзенков В.Л. Рефлексивно-психологические основы саморазвития и коммуникативной компетенции. М.: РАМАБ, 1999, — 343 с.
- Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия). М., 1998. -154 с.
- Быстрова Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 133 с.
- Быстров В.М. Концепция эстетического развития учителя технологии и предпринимательства средствами дизайна и декоративно-прикладного искусства. Челябинск: ЧГУ, 1999. — 126 с.
- Веревкина Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей: Дис.. канд.пед.наук. Хабаровск, 1999. — 247 с.
- Волков И.П. Учим творчеству: Педагогический практикум. М.: Педагогика, 1987.- 426 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Послесл. В.В.Давыдова- Примеч. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 533 с. (Психология: Классические труды).
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского.- М.: Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с.
- Гачев Г. Д. Жизнь с мыслью. М.: Ди, Дик-ТАНАЛИС, МТРК «Мир», — 1995. — 494 с.
- Гегель Г. Философия духа. Энц.фил.наук. Т.З. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинт, 1988, — 428 с.
- Глазкова И.В. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах технологии и предпринимательства педвузов с основами дизайна: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 143 с.
- Голянская Н.М. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах технологии и предпринимательства педвузов с основами дизайна: Дис.. канд.пед.наук. М., 1994. — 112 с
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 24 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0515 — Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. М., 1997. — 19 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образо→ вания: Государственные требования по специальности 051 Дизайн. — М., 1997. -14с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Изобразительное искусство и черчение». М., 2002. — 44 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Технология». М., 2002. — 64 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Труд». М., 1998. — 31 с.
- Гуляева Н.В. Психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного образования в педагогическом лицее: Дис.. канд.пед. наук. -Саранск, 1998. 287 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М.: Школа, 1994. — 94 с.
- Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1982.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:Интер, 1996, — 544 с.
- Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1976. — 240 с. с ил.
- Дергач М.С. Дидактические основания формирования гуманистической концепции воспитанности у студентов педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 136 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 1 / Под. ред.
- П.Р.Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
- Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 2 / Под. ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 176 с.
- Дизайн в высшей школе / Под ред. Л. А. Кузьмичева. М., 1994.
- Дизайн в системе культуры: Тезисы материалов Всесоюзного совещания / Под ред. С. О. Хан.-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1982. — 71 с.
- Дизайн и проектная наука: Теоретический курс. М.:МЭГУ, 1997. — 158 с.
- Дизайн России / Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. СПб., 1998. — 132 с.
- Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология: (Труд, организация, управление): Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Заир-Бек Е С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: РГПУ, 1995. 234 с. 55. Закон об образовании.
- Иванов В.П. Предмет «Технология и дизайн» требование времени / Народное образование. — Якутия, 1999. -№ 3. — С.125−127.
- Иванов В.П. О проблемах введения образовательной области «Технология» / Среднее профессиональное образование.-М., 1999.-№ 3.-С. 16−18.
- Иванов В.П. О необходимости подготовки учителя технологии и дизайна / Сб. матер. научн.-практ. конф. и семин. Якутск: НПУ, 2000. — С.8−10.
- Ильенков Э.В. Философия культуры. М.:Изд-во полит.лит., 1991−464с.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
- Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. -М.: Изд-во МГУП, 1999. 180 с.
- Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования. -Челябинск, 1996.
- Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудового обучения) в школе: Метод, указания / Под ред. М. Б. Павловой. СПб., 1996.
- Казакова А.Г. Современные педагогические технологии. М.: Ин-т. повыш. ква-лиф., 1997. — 50 с.
- Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 е., ил.
- Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна// Вопросы философии. 1981. -№ 11.
- Киселев С.Н. Педагогическая диагностика трудового обучения школьников. -Брянск, 1992.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1996. -176 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. — Вып. (Педагогика и психология) № 6. — 173 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мироведение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 2002. — № 12. — С.68−75.
- Ковкина Ф.С. Организационно-педагогические основы подготовки руководителей образовательных учреждений к опытно-экспериментальной работе. М., 1997. — 326 с.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика.1995. -№ 6. -С.84−89.
- Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. — 96 с.
- Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991−1996): Спецвыпуск. Якутск: Полиграфист, 1996.
- Концепция реформирования и развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия): Проект. Якутск, 1999.
- Концепции федеральных компонентов государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Общее среднее образование России: Нормат. документы. М.: Новая школа, 1995.
- Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1998.-47 с.
- Коньпиева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайн-образования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 192 с.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
- Коськов М.А. Об эстетическом и художественном дизайне. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетической оценки. М.:ВНИИТЭ, 1983. — Вып. 43. -С.51−55:
- Коськов М.А. Предметное творчество: В 3 кн. СПб.: Икар, 1996. — Кн. 1, ч.1-Ш. -172 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методол. анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Кракиновская В.Д. Композиционное формообразование в предварительной подготовке художника-конструктора: Дис.. канд. искусствовед. М., 1981. — 124 с.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении: Сб. ст. и выступлений / Сост. В. М. Коротов, — М.: Просвещение, 1964. 207 с.
- Крючатов А.П. Место и функции стиля педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. -158 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
- Куликова J1.H. Воспитать себя: Кн. для учащ. М.:Просвещение, 1991. — 143 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. -С.15−17.
- Курьерова Г. Г. Итальянская модель дизайна: (Проектно-поисковые концепции II половины XX века): Дис.. канд. искусствовед. М., 1990. — 345 с.
- Кычкина А.А. За гибкую, вариативную, гуманную методическую работу//Нар. образование Якутии. Якутск, 1993. № 1. С.69−71.
- Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Высш.шк., 1991, — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т 1. М.: Педа→ гогика, 1983. — 392 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.
- Лихачев Д.С. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для ст-тов. М.:Юрайт, 2000. — 523 с.
- Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Послесл. Н. Б. Иванова. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 264 с.
- Лосев А.Ф. Самое само: Соч. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с.
- Мазур З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М., 1997.
- Макаренко А.С. Коллектив о воспитании личности / Сост. В. В. Кумарин. -М.: Педагогика, 1972. 332 с.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. — 29 с.
- Маркина Н.Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 164 с.
- Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев на предметах гуманитарного цикла: Дис.. канд.пед.наук. М., 1995.
- Медведев В.Ю. Проблема взаимосвязи культуры и дизайна в курсе лекций: Теория и методы дизайна // Тез.докл. Всерос. научн.-метод, конф. по развитию систем общего и непрерывного профессионального образования. М., 1997. — С.63.
- Медведев В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие / СПГУТД СПб., 1999. — 108 с.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: С б. научн. тру до в / Под ред. Кулюткиной Ю. Н., Сухобского Г. С. Л., 1980. — 81 с.
- Мордовская А.В. Процесс саморазвития личности школьника сельского образовательного, воспитательного и этно-культурного пространства // Сб.тез. Якутск, 1998. С. 198−199.
- Муравьева Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе. М.: Прометей, 2002. — 199 с.
- Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». Шуя: Изд-во ШПИ, 1996.
- Неустроев Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения // Под общ. ред. Н. Д. Неустроева. Якутск, 1995. — 112 с.
- Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000.-304с.
- Никитенко В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск, 1988. — 83 с. (Хабаровский пед. ин-т).
- Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 319 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. -М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
- Образовательные стандарты в Российской Федерации: Материалы по разработке нац.-регион, компонентов гос. образоват. стандарта / Сост. и ред. В. В. Судаков. -Якутск, 1996. 200 с.
- Овакимян Ю.О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез.докл. междунар. науч.-практ.конф. (26−28 сентября 2000 г.). 4.1. Тула: Изд-во ТГПУ, 2000.
- Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
- Педагогический словарь: Для студентов высших и средних образовательных уч-режд. / Под ред. Коджаспирова Г. И. Москва, 19 — С.69
- Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. Вып. I. -М., 1994. 75 с.
- Пилотный проект «Дизайн в системе непрерывного общего и профессионального образования России в 1996—2000». М., 2000.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. — 576 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе: Метод, рекомендации. -Л., 1991, -95 с.
- Производительный труд школьников / Под ред. В. А. Полякова. М.:Педагогика, 1986. — 120 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: Педагогические воззрения народа Саха. М.: Academia, 1998. — 184 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение-айыы. Школа кут-сюр: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. — 70 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
- Прикот О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу: Метод, пособие. СПб.: ТВПинк, 1998. — 38 с.
- Проблемы обновления содержания профессионального образования в новых социально-экономических условиях. Ч. П. Якутск, 1995. — 97с.
- Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта: (Основные материалы Всероссийских педагогических чтений) 4.1. -М., 1994. 190 с.
- Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта: (Основные материалы Всероссийских педагогических чтений). Ч. II. М., 1994. — 218 с.
- Проблемы результативности в образовательном процессе: Матер, респ. науч,-практ. конф / Ин-т развития образования МО РС (Я) — Сост. А. А. Кычкина,
- B.В.Семенова. Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 1999.-168с.
- Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
- Разработка терминологического аппарата дизайна: Труды ВНИИТЭ. М., 1982. -118 с.
- Раппапорт А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. 1991. — № 1.1. C.19−38.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. М., 1993.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. М.: Педагогика, 1989. -328 с.
- Рябов В.М. Развитие познавательной активности студентов индустриально-педагогического колледжа: Дис.. канд. пед наук. Брянск, 1995 175 с.
- Рябцев М.А. От школы механизации к техническому лицею. Якутск, 1994. -86 с.
- Саввинов Т.Т. Роль методов обучения в профессиональной подготовке школьников. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. — 108 с.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура: Для 1−11 кл. // Интегрированные программы. М.: Просвещение, 1995. — 75 с.
- Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. М.: ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. — 288с.
- Сборник научно-методических материалов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с. — (Б-ка «Сельская школа России»),
- Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования / Сост. П. Ф. Анисимов, Н.Г.
- Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению.- СПб.: Учебно-методический центр комитета по образованию, 1995, — 219 с.
- Сераков В.В. Личностно-ориентированное образование // Советская педагогика. -1994. -№ 5. С. 16−20.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 20с.
- Сибирская М П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. -№ 10. — С.87−99.
- Симоненко В.Д., Овечкин В. П. Основы технологии: Экспериментальный учебник для студентов технологических факультетов вузов. Брянск: Науч. -метод, центр «Технология», 1999. — 90 с.
- Симоненко В.Д. Подготовка будущих учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз.сб.ст. 4.2. -Тула: Изд-во ТГУ, 1999.
- Скаткин М.А. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для ст-тов. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А. М., 2002.
- Сластенин В.А. Проектирование содержания педагогического бразования: гуманистическая парадигма М., 2000. С.229−247.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Спирин Л.Ф. Анализ формирования общепедагогических умений и студентов педвузов. Кострома, 1977. — 94 с.
- Спичак И.А. Некоторые вопросы взаимосвязи художественно-конструкторской проектной графики и художественно-графической подготовки художников-конструкторов: Дис.. канд. искусствовед. М., 1973. — 180 с.
- Стандарт специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство» / Утвержден приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.
- Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М., 1993.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа: Метод.реком.- СПб.: ИОВ РАО, 1995. 48 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Ткалич С.К. Этнопедагогические основы сохранения традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. -238 с.
- Трухачева Н.В. Моделирование содержания учебного курса с использованием концептуальной базы мотивационного программно-целевого управления: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1996. — 176 с.
- Федоров М.П. Взаимодействие традиций и инновационных форм организации учебного процесса в развитии национально-региональной системы образования: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 150 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
- Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. 256 с.
- Хайдаров Я. Научно-педагогические основы единства общего и профессионального образования в ССУЗ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ташкент, 1990. — 34 с.
- Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге: Сборник. М., 1991. — 192 с.
- Хотунцев Ю.Л. Проблемы технологического образования в сельской шко-ле//Школа и произ-во. М., 1999. № 2.
- Худолий Н.Г. Профессионально-технические учебные заведения нового типа: Организационно-педагогическое обеспечение / Под ред. Данилова Д. А. М.: Академия, 2001. 144 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1983.-96с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. T.I.- 304 е.- Т.П.-414 с.
- Шкляр А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы: (Теория и практика). М.: НМ Центр, 1995. — 136 с.
- Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. Мурманск, 1995. — 120 с. к