Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология»: На примере подготовки учителей широкого профиля в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях осуществляется переход с программы трудового обучения на образовательную область «Технология», в содержание которой входит трудовое обучение, обучение технологиям и черчению, согласно базисным учебным планам общеобразовательных учреждений Российской Федерации, существовавшим сначала в виде проектов (1994, 1996 гг.) и утвержденным в 2000 г. в… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы подготовки учителей широкого профиля в условиях педколледжа
    • 1. 1. Исходные концептуальные педагогические парадигмы и модели образовательной деятельности
    • 1. 2. Модернизация образовательной области «Технология» на основе реализации проектной деятельности
    • 1. 3. Дизайн-подход как метод обучения при проектировании образовательных процессов
  • Выводы по главе
  • Глава II. Пути и условия реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология и дизайн»
    • II. 1. Описание педагогического эксперимента
    • 11. 2. Общие и специфические основы подготовки студентов в образовательной области «Технология»
    • 11. 3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Педагогические условия реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология»: На примере подготовки учителей широкого профиля в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенностями, характеризующими современное общество являются ускорение технологического развития и проблема подготовки конкурентоспособных кадров. В школах растет востребованность учителей широкого профиля по образовательной области «Технология». В связи с этим одной из первоочередных задач системы образования становится подготовка будущих учителей с соответствующим базовым образованием, отвечающим требованиям профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в контексте образовательных стандартов второго поколения общего среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях осуществляется переход с программы трудового обучения на образовательную область «Технология», в содержание которой входит трудовое обучение, обучение технологиям и черчению, согласно базисным учебным планам общеобразовательных учреждений Российской Федерации, существовавшим сначала в виде проектов (1994, 1996 гг.) и утвержденным в 2000 г. в соответствии с решением Коллегии МО РФ № 14/1 от 27.06.00 г. и приказом министра образования РФ В. М. Филиппова № 2043 от 5.07.00 г. Данный переход осуществляется в очень сложных условиях, со многими исключающими друг друга подходами, что, в свою очередь, требует разработки практикоориентированных и перспективных концептуальных положений, педагогических условий и подходов, методов и средств обучения с целью совершенствования качества образования.

Проблема заключается в недопонимании различия между прежним содержанием трудового обучения и содержанием образовательной области «Технология» в плане оценки значимости дизайн-подхода. Подобное недопонимание напрямую связано с практикой отделения от образовательной области «Технология» изобразительного искусства и дизайна, тогда как интегративной основой для разработки технологического образования является алгоритм преобразовательной деятельности, или процесс дизайна, который включает в себя две основные составляющие: процесс проектирования и процесс изготовления (М.Б.Павлова, Дж. Питт) (117). С нашей точки зрения, обучение основам композиции и художественному конструированию в рамках алгоритма преобразовательной деятельности (формообразование, организация пространства и т. п.) возможно на основе изобразительной грамоты.

Другая немаловажная проблема — это необходимость подготовки учителей широкого профиля по предметам технология, черчение и изобразительное искусство. В настоящее время, стандарты подготовки учителей технологии не учитывают обучение по изобразительной грамоте, а учителя изобразительного искусства и черчения также не получают подготовки по общетехническим дисциплинам. Но они, в связи с нехваткой педагогической нагрузки, вынуждены вести все три вышеназванных предмета, не имея по одному из них определенной подготовки. Подобное положение дел наблюдается и в других регионах, где имеется много малокомплектных школ.

Вопросами совершенствования обучения по образовательной области «Технология» занимались П. Р. Атутов, (9) Е. М. Муравьев (109), Ю. О. Овакимян (116), В. Д. Симоненко (153), Ю. Л. Хотунцев (173), Ю. П. Юсов (178) и др.

Общетеоретические аспекты профессиональной подготовки учителей раскрыты в работах О. А. Абдуллиной (1), Н. В. Кузьминой (88), А. И. Пискунова (121), В. А. Сластенина (157) и др.

Проблемы выяснения функций психологической категории деятельности рассмотрены в исследованиях в области теории деятельности (Л.С.Выготский (27), В. В. Давыдов (43), А. Н. Леонтьев (94), С.Л.Рубинштейн) (140) и др.

Структурно-функциональным анализом профессионально-педагогической деятельности занимаются Н. В. Кузьмина (88), В. А. Сластенин (156), Л. Ф. Спирин (159) и др.

Проблемы технологического и дизайн-образования исследованы в трудах П. Р. Атутова (8,9), В. А. Кальней (66), М. Б. Павловой (117), Л. Г. Савенковой (144), В. Ф. Сидоренко (152), В. Д. Симоненко (154), Ю. Л. Хотунцева (173), Ю. П. Юсова.

178) и др.

Вопросы трудового обучения и воспитания, политехнического образования и профессиональной ориентации школьников в республике исследованы в работах П. П. Кондратьева (75), А. В. Мордовской 107), Н.Д.НеуСтроева (110), Т. Т. Саввинова (143) и др.

Вопросы дизайн-образования, как отдельного направления в образовании не обойдены вниманием специалистов (Г.Н.Лола, М. К. Мамардашвили, В. Ф. Сидоренко и др.) (97,152), но только в тех случаях, когда вопрос ставится о самостоятельной профессиональной подготовке дизайнеров. Мы считаем, что включение проектной культуры в содержание педагогического колледжа и высшего образования открывает возможность придать подготовке специалистов проективный характер.

Однако анализ исследований по определению сущности и содержания дизайна, дизайн-подхода в проектной деятельности (взаимосвязанность среды, пространства и дизайна, взаимообусловленность эстетики и дизайна, взаимосвязанность дизайна с гуманизацией и гуманитаризацией образования и т. д.), изучение опыта преподавания дизайна в высших учебных заведениях, методов применения дизайн-подхода в обучении (в условиях педагогического колледжа), структурирования содержания образования в образовательной области «Технология», проблем развития народного творчества (декоратив-но-приклад-ное творчество, художественные ремесла, народные промыслы) показали, что вопросы подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» для малокомплектных школ мало изучены и не разработаны.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

— наличием устаревших подходов к изготовлению предметной среды и необходимостью преобразования среды по законам дизайна;

— содержанием рекомендаций к внедрению метода проектов в образовательную область «Технология» и недостаточной разработанностью содержания подготовки учителей технологии в области дизайна;

— наличием большого количества сельских малокомплектных школ и практическим отсутствием системы подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» и изобразительному искусству.

Данные противоречия указывают на необходимость решения проблемы связанной с разработкой педагогических условий реализации дизайн-подхода при подготовке учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» в педагогических колледжах.

Все это и определило выбор темы исследования: «Педагогические условия реализации дизайн-подхода в образовательной области „Технология“ (на примере подготовки учителей широкого профиля в педагогическом колледже)».

Объект исследования — процесс подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» основанный на дизайн-подходе.

Предмет исследования — педагогические условия и реализация дизайн-подхода в образовательной области «Технология».

Цель исследования — теоретически обосновать и практически разработать педагогические условия реализации дизайн-подхода для достижения более высокого качества обучения в образовательной области «Технология».

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс интеграции обра-It зовательной области «Технология и дизайн» и повышение на её основе качества обучения при переходе с программы трудового обучения на образовательную область «Технология», в содержание которой входит трудовое обучение, обучение технологиям и черчению, будет высокоэффективным, если:

— структура и содержание образовательной области «Технология» разрабатываются на основе современной парадигмы образования, а также понимания дизайна как способа преобразовательной деятельности;

— дизайн-подход (метод проектов) в качестве одной из содержательных основ обучения способствует формированию интегрированных знаний, умений и на. выков, необходимых для преобразовательной деятельности;

— изобразительное искусство выступает как одна из базовых основ интегрированной образовательной области «Технология и дизайн», в соответствии с требованиями государственных стандартов специальности 0309 — «Технология», 0311 — «Изобразительное искусство и черчение» и с опорой на стандарты 0514 — «Дизайн», 0515 — «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология», практику обновления содержания и подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология и дизайн».

2. Определить структуру и содержание образовательной области «Технология» на основе принципа интеграции технологии и дизайна, предполагающего изучение основ изобразительной грамоты и формирующего критерии определения квалификационной характеристики учителя широкого профиля для малокомплектных школ.

3. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология».

4. Выявить критерии и уровни готовности студентов к проектной деятельности в образовательной области «Технология» на основе дизайн-подхода.

5. Разработать научно-практические рекомендации по подготовке будущих учителей широкого профиля на основе дизайн-подхода.

Вышеназванные задачи исследования, решение которых предполагает обновление структуры и содержания подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология», могут быть поставлены и решаться только в условиях опытно-экспериментальной работы инновационных профессиональных образовательных учреждений в рамках перехода на новое содержание профессионального образования.

Методологической основой исследования являются положения теории и практики развития личности, материалистической философии об активной сущности человеческой деятельностио роли труда в развитии личностипедагогических и психологических концепций образовательных системконцепций общего и технологического образования. Исследование опирается на фундаментальные работы по общетеоретическим вопросам психологии (Л.С.Выготского (27), В. В. Давыдова (42, 43), С. Л. Рубинштейна (140) и др.), профессиональной педагогики (С.Я. Батышева (11, 12), В. П. Беспалько (17), В. А. Сластенина (156, 157)) — концепции, раскрывающие принципы 'подготовки специалистов интегрированного профиля (Дж. Питт, М. Б. Павлова (117), Л. Г. Савенкова (144), В. Ф. Сидоренко (152), Б. П. Юсов (178) и др.) — работы по проблемам совершенствования в образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов (8, 9), В. Д. Симоненко (153, 154), Ю. Л. Хотунцев (173) и др.), законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования.

В соответствии с предметом, задачами исследования и на основе его методологических подходов были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы, учебно-программной документации, теоретический анализ изучаемой проблемы, изучение и обобщение опыта учителей трудового обучения (технологии), беседы, устный и письменный опрос студентов, учащихся и учителей школ, анкетирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки полученных данных на основе коэффициентов корреляции выделенных показателей.

Экспериментальное исследование проводилось в период с 1995 по 2002 г. на базе Намского педагогического колледжа, отделения «Технология и предпринимательство» инженерно-педагогического факультета педагогического института Якутского государственного университета, Намского учебно-педагогического комплекса «Школа — детский сад», Бетюнской средней школы Намского улуса Республики Саха (Якутия) и включало в себя 3 этапа.

На первом этапе (1995;1998 гг.) проведено теоретическое изучение материалов по проблеме исследования, выполнен анализ передового педагогического опыта, утверждены проекты экспериментальных учебных планов в масштабах МО РФ и МО РС (Я) — проведены научно-практические семинары и конференции, разработаны педагогические условия подготовки учителей широкого профиля в условиях педагогического колледжа. Уточнены проблема, гипотеза, задачи и методы исследования. Проведен констатирующий, поисковый эксперимент, изучен опыт работы учителей труда (технологии) (1995/98 уч.гг.).

На втором этапе (1998;2000 гг.) проведены научные исследования по реализации дизайн-подхода в образовательной области «Технология», апробация результатов исследования, внедрение экспериментальных учебных планов и программ, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) обобщен анализ полученных результатов, разработаны рекомендации и предложениязавершена разработка структуры и содержания образовательной области «Технология» и её региональных компонентов, проведены контрольные диагностические мероприятия, заключительное обоснование выдвинутых положений, осуществление перехода от режима экспериментальной деятельности к режиму устойчивого функционирования и развития.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Уточнены структура и содержание образовательных и профессиональных целей, обеспечивающих подготовку будущих учителей технологии к проектной деятельности.

2. Выявлено, что изобразительное искусство выступает в качестве одной из базовых основ интеграции технологии и дизайна, поскольку в процессе формообразования необходимы навыки по основам изобразительной и композиционной грамоты.

3. Раскрыты региональные особенности подготовки учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» и привития эстетического вкуса.

4. Предложена модель интеграции предметных областей при подготовке учи* телей широкого профиля в образовательной области «Технология», а также разработаны практические рекомендации по совершенствованию содержания образовательной области «Технология и дизайн» на основе дизайн-подхода.

5. Теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий реализации дизайн-подхода в рамках обновления структуры и содержания образовательной области «Технология» и, соответственно, системы подготовки учителей широкого профиля для деятельности в малокомплектных школах Республики Саха (Якутия).

Практическая значимость состоит в том, что разработаны и внедрены в практику педагогической деятельности: а) модель интеграции предметов образовательной области «Технология» на различных уровнях подготовки учителей широкого профиля на основе дизайн-подходаб) требования государственного стандарта по специальности «Технология и дизайн» при переходе с программы трудового обучения на образовательную область «Технология" — в) учебно-методические материалы по подготовке учителей широкого профиля по образовательной области «Технология».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы в Намеком педагогическом колледже и опорных образовательных учрежденияхпубликаций статей по теме диссертации, выступлений по основным ее идеям и их обсуждений на трех международных семинарах в рамках реализации Британо-российской программы «Технологическое и предпринимательское образование в России» в г. Брянске (октябрь 1996 г.) и на базе колледжа (март-апрель 1999 г., июнь 2001 г.) по теме «Образовательная область „Технология“ и проектный метод обучения», на всероссийских совещаниях-семинарах в гг. Санкт-Петербург, Нижний Новгород ц (1999;2002 гг.) и республиканских (более 10) научно-практических конференциях и семинарах. Выводы и рекомендации используются в деятельности Нам-ского педагогического колледжа, инженерно-педагогического факультета педагогического института Якутского государственного университета и многих общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Основные положения исследования одобрены в Республике Бурятия и Иркутской области.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечены многоаспектным методологическим обоснованием исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам, репрезентативностью результатов экспериментального исследования, внедрением результатов исследования в практику инновационных общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, многолетним опытом автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

— подготовка учителей широкого профиля по образовательной области «Технология» в педагогическом колледже предусматривает реализацию дизайн-подхода;

— обновление содержания образовательной области «Технология» возможно на основе интеграции технологии и дизайна;

— комплекс педагогических условий реализации дизайн-подхода на основе изучения изобразительного искусства выступает в качестве одной из базовых основ для интеграции технологии и дизайна.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по главе.

1. Особенность подготовки студентов по образовательной области «Технология и дизайн» обуславливают так называемое проектное отношение к действительности, которое нацелено на созидание, преобразование и усовершенствование предметно-пространственной среды человека.

2. Реализовать проектный замысел студент может лишь при наличии систематизированных знаний методологии художественно-творческой деятельности, позволяющей ему понять состояние того, что предстоит передать.

3. Проектная деятельность, с нашей точки зрения, может иметь разную направленность, в том числе: теоретическую, художественную, аналитическую, социологическую, обобщающую (связанную с обобщением информации по источникам) и др.

4. В проектном творчестве художественный образ выступает как средство интеграции и как прогностическая модель того, что еще не существует, но должно быть создано, чтобы расширить и обогнать реальную действительность сообразно модели конструкции, отвечающей потребностям человека.

5. Способ проектирования предметных условий находит свое выражение в методологии разработки и реализации дизайн-подхода в технологии. Культура в дизайн-образовании находит свое отражение в проектно-художественной модели целостной предметной среды, отображающей человеческий замысел, идеальное содержание, ценности и культурные традиции в форме изделий. Дизайн-образование реализует важные составляющие культуры, как одной из систем управления социальной жизнедеятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка учителей широкого профиля на базе педагогического колледжа, создающая условия для профессионального и личностного роста, определяет актуальность проблемы многоуровневого обучения, гибко реагирующего на изменения социального заказа общества и создающего условия для профессионального совершенствования специалистов любого уровня.

В процессе теоретического и экспериментального исследования, нами выявлено, что:

1. Фундаментальный характер профессионального педагогического образования заложен в сущности процесса становления и развития первоначального уровня квалификации «педагог профессионального образования» (далее по любой специальности среднего и высшего педагогического образования) и это определяет базовый (основополагающий) характер данной ступени педагогического образования в системе непрерывного образования.

2. Профессиональное становление учителя широкого профиля определяется деятельностным подходом. Но нельзя все сводить к необходимости создания мотивационной среды формирования личности в любой сфере деятельности. Различные сферы деятельности необходимо рассматривать отдельно от проблем и сущности процесса формирования личности.

3. Период и процесс становления должны обладать минимальной целостностью, а в процессе развития, могут проявляться различные пути решения проблемы. Определенный путь решения проблемы может выводить на период (этап) развития.

4. Использование принципа интеграции предметных областей «Технология и дизайн» объединяет цели различных уровней подготовки учителей широкого профиля.

5. Особенность подготовки студентов по циклу «Технология и дизайн» обуславливает так называемое проектное отношение к действительности, которое нацелено на созидание, преобразование и усовершенствование предметнопространственной среды. Реализовать проектный замысел студент может лишь при наличии систематизированных знаний методологии художественно-творческой деятельности, позволяющей ему понять состояние того, что предстоит передать.

6. Учебное проектирование как деятельность имеет много общего с практическим дизайнерским проектированием. Главным критерием является не только проект, но и овладение методом действия дизайнера. Практическая модель создается в процессе творчества, и одновременно с этим преобразуется сам студент.

7. Дизайн может стать средством разрешения противоречия между преобразованием среды и вживанием в среду. Именно в дизайне были найдены и успешно апробированы присущие этому виду личностно ориентированной про-ектно-творческой деятельности принципы, которые позволяют ускорить процесс интеграции общечеловеческих, национальных и индивидуальных культурных ценностей.

Дизайн-образование обеспечивает достижение учащимися уровня образованности, который дает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Интеграция образовательной области «Технология» с основами дизайн-образования позволит переосмыслить определенные культурно-образовательные ценности и ориентиры в обществе.

Таким образом, мы считаем, что дизайн-подход может быть успешно реализован, если учитываются психологические особенности познавательных процессов, которые выражаются в следующем:

— осознанная образовательная деятельность возникает тогда, когда воздействие внешней среды используется педагогом для трансформации нужды ребенка в приобретении знаний в его образовательную потребность;

— воздействие внешней среды через зрительное восприятие и личностный опыт (память) побуждает ученика к осознанию и постановке проблемы, мыслительной деятельности по созданию собственного образа (проекта);

— умения и навыки рисования и черчения как «инструменты» мышления посредством составления комментариев к проектному эскизу (дизайн-спецификации) и тем самым фиксации процесса движения мысли и чувств обеспечивают создание полноценного образа;

— изобразительное искусство как средство художественного отображения окружающей среды усиливает возможности метода проектов и формирования эстетического вкуса;

— речевое предъявление образа учеником, когда он начинает говорить о том, что делает, соотнесенное с ответными высказываниями (образами), позволяет ему рефлексировать созданный им образ и развивать, дорабатывать проект;

— окончательное предъявление образа проекта не должно считаться завершенным, а иметь возможность дальнейшего развития, преобразования или изменения.

По нашему глубокому убеждению, данная периодизация внедрения метода проектов позволит разработать концептуальную систему, исходящую из следующей диалектической взаимообусловленности: «Предметная область деятельности — Формирование понятий — Содержание образования».

Решены поставленные в исследовании задачи и подтверждены выдвинутые на защиту положения о том, что подготовка учителя в образовательной области «Технология» для малокомплектных школ требует создания широкопрофильной подготовки будущих учителей и, соответственно, предполагает обновление структуры и содержания образовательной области «Технология» на основе деятельностного подходачто структурирование содержания образовательной области «Технология» в обновленном виде возможно при интеграции технологии и дизайна и что изобразительное искусство выступает в качестве интегрирующей основы технологии и дизайна, когда сущность дизайна необходимо рассматривать прежде всего как процесс преобразования окружающей действительности, а не как конечный результат определенного рода деятельности.

Технологическое знание должно давать возможность учащемуся осуществлять действия, а не просто воспроизводить факты.

В дизайн-технологической деятельности нет правильных или неправильных решений — нельзя сказать, знание верно или неверно. Есть оптимальное решение исходя из имеющихся ресурсов. Чем больше будут учащиеся принимать на себя ответственность в получении знаний посредством технологической деятельности, тем лучшие решения они будут предлагать для удовлетворения потребностей человека.

Учитель помогает ученику добывать знания, он не обязательно должен быть экспертом во всех специальных технологиях или единственным человеком, который дает правильные ответы. За специальной информацией учащиеся могут обращаться к литературе или специалистам из промышленности и бизнеса. Учитель должен найти правильный баланс между необходимым объемом фактов и активным получением знания.

Он помогает ученику в акте познания через диалог с ним, через постановку новой проблемы. Учитель не должен претендовать на то, что знает ответы на все вопросы. Он ставится партнером ученика, поощряет его желание исследовать мир. Такой подход к обучению открывает возможность проведения широких дискуссий на уроках технологии (включая моральные дилеммы взаимодействия технологии и общества), соединение обучения и воспитания. Этот стиль обучения ведет к созданию более открытого общества. Чем больше знание будет строиться на собственном опыте учащихся, тем более творческими и активными будут обучающиеся.

Этот подход базируется на следующих основаниях.

Решение проблем является одним из важных видов деятельности человека. Этот процесс включает в себя выдвижение смелых предложений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок. Предметная область «Технология» призвана развивать навыки решения проблем у учащихся посредством проектирования и изготовления изделий и систем.

Созданные изделия и системы должны служить улучшению качества жизни. Поскольку люди вступают в социальные отношения друг с другом, то целью дизайн-технологического процесса будет улучшение качества человеческих взаимоотношений, так как они во многом опосредованы созданными изделиями и системами. Понимание социального воздействия изделий и систем должно являться неотъемлемой частью технологического образования.

При обучении проектированию и изготовлению необходимо создать такую обучающую среду, которая сможет сделать их более ориентированными на человека. Наряду с приобретением технологических умений и знаний технологическое образование в равной степени связано с развитием социальной ответственности.

Успешным результатом технологического образования являются творческие, активные учащиеся с широким кругозором, способные определить области человеческих потребностей, которые могут быть удовлетворены средствами проектирования и изготовления.

Эти учащиеся имеют базовые навыки и знания в области дизайна и проектирования, технологии материалов, методов изготовления коммуникации. Особенно важно, что они уверены в себе и способны приобретать новые навыки и знания по мере необходимости. Так же они обладают широким диапазоном когнитивных характеристик — планирование, постановка задачи, исследование, обработка полученных данных, экспериментирование, оценка.

Они умеют работать самостоятельно и обладают социальными навыками работы в группе как на основе сотрудничества, так и соревнования. Они рассматривают вопросы, связанные с моральными ценностями, как неотъемлемую часть своей деятельности. Они умеют пользоваться оборудованием и получают удовольствие от изготовления высококачественной продукции, необходимой для людей.

Таким образом, принятая в ходе исследования гипотеза о возможности создания организационно-педагогических основ подготовки учителей широкого профиля в образовательной области «Технология» для малокомплектных школ подтвердилась благодаря разработке и успешной апробации структуры и содержания образовательной области «Технология» на принципе интеграции технологии и дизайна, что предполагает изучение основ изобразительного искусства, и способа развертывания в педагогическом колледже проектной деятельности, определяющей основы дизайн-подхода. t.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990.
  2. Н.И. Методическая подготовка студентов педучилищ к осуществлению политехнического образования школьников на уроках труда: Дис. анд. пед. наук. Казань, 1993. — 162 с.
  3. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплоще-ние:Практ. методология решения пед. задач, — СПб.:Спец.лит, 2000.-223 с.
  4. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб.: Программа, 1997. — 153 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  6. Л.М. Стиль науки: Культурно-историческая природа. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-152с.
  7. Л.Ю. Междисциплинарные связи в структуре творческой деятельности дизайнера: Дис.. канд.искусствед. М., 1989. — 158 с.
  8. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1995.
  9. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
  10. А.В. Исследование и статьи. М.: Советский художник. 1981. 352 с.
  11. С.Я. Производственная педагогика: Учеб. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1976. — 688 с.
  12. П.И., Белан Е. П. Подготовка учителей интегрированного предмета «Технология» // Школа и производство. 1994. — № 4.
  13. А. А. Техническую эстетику на уроки труда // Школа и производство. 1980. -№ 12
  14. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987. — 199 с.
  15. Н.А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. -446 с.
  16. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии, — М., 1989.-219 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.:Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  18. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб.: Изд-во Рус.Христ.гуман.ин-та, 2001. — 437 с.
  19. В.Л. Институциональный анализ инвестиционных проектов: Учеб. пособие. М.: РАМАБ, 1998. — 188 с.
  20. В.Л. Рефлексивно-психологические основы саморазвития и коммуникативной компетенции. М.: РАМАБ, 1999, — 343 с.
  21. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия). М., 1998. -154 с.
  22. Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 133 с.
  23. В.М. Концепция эстетического развития учителя технологии и предпринимательства средствами дизайна и декоративно-прикладного искусства. Челябинск: ЧГУ, 1999. — 126 с.
  24. Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей: Дис.. канд.пед.наук. Хабаровск, 1999. — 247 с.
  25. И.П. Учим творчеству: Педагогический практикум. М.: Педагогика, 1987.- 426 с.
  26. Л.С. Педагогическая психология / Послесл. В.В.Давыдова- Примеч. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 533 с. (Психология: Классические труды).
  27. П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского.- М.: Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с.
  28. Г. Д. Жизнь с мыслью. М.: Ди, Дик-ТАНАЛИС, МТРК «Мир», — 1995. — 494 с.
  29. Г. Философия духа. Энц.фил.наук. Т.З. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  30. .С. Философия образования. М.: Флинт, 1988, — 428 с.
  31. И.В. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах технологии и предпринимательства педвузов с основами дизайна: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 143 с.
  32. Н.М. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах технологии и предпринимательства педвузов с основами дизайна: Дис.. канд.пед.наук. М., 1994. — 112 с
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 24 с.
  34. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0515 — Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. М., 1997. — 19 с.
  35. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образо→ вания: Государственные требования по специальности 051 Дизайн. — М., 1997. -14с.
  36. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Изобразительное искусство и черчение». М., 2002. — 44 с.
  37. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Технология». М., 2002. — 64 с.
  38. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования по специальности 0309 «Труд». М., 1998. — 31 с.
  39. Н.В. Психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного образования в педагогическом лицее: Дис.. канд.пед. наук. -Саранск, 1998. 287 с.
  40. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М.: Школа, 1994. — 94 с.
  41. В.В. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1982.
  42. В.В. Теория развивающего обучения. М.:Интер, 1996, — 544 с.
  43. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Кн. изд-во, 1976. — 240 с. с ил.
  44. М.С. Дидактические основания формирования гуманистической концепции воспитанности у студентов педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 136 с.
  45. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  46. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 1 / Под. ред.
  47. П.Р.Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  48. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 2 / Под. ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 176 с.
  49. Дизайн в высшей школе / Под ред. Л. А. Кузьмичева. М., 1994.
  50. Дизайн в системе культуры: Тезисы материалов Всесоюзного совещания / Под ред. С. О. Хан.-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1982. — 71 с.
  51. Дизайн и проектная наука: Теоретический курс. М.:МЭГУ, 1997. — 158 с.
  52. Дизайн России / Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. СПб., 1998. — 132 с.
  53. .А. Индустриально-педагогическая психология: (Труд, организация, управление): Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  54. Заир-Бек Е С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: РГПУ, 1995. 234 с. 55. Закон об образовании.
  55. В.П. Предмет «Технология и дизайн» требование времени / Народное образование. — Якутия, 1999. -№ 3. — С.125−127.
  56. В.П. О проблемах введения образовательной области «Технология» / Среднее профессиональное образование.-М., 1999.-№ 3.-С. 16−18.
  57. В.П. О необходимости подготовки учителя технологии и дизайна / Сб. матер. научн.-практ. конф. и семин. Якутск: НПУ, 2000. — С.8−10.
  58. Э.В. Философия культуры. М.:Изд-во полит.лит., 1991−464с.
  59. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  60. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. -М.: Изд-во МГУП, 1999. 180 с.
  61. Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования. -Челябинск, 1996.
  62. Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудового обучения) в школе: Метод, указания / Под ред. М. Б. Павловой. СПб., 1996.
  63. А.Г. Современные педагогические технологии. М.: Ин-т. повыш. ква-лиф., 1997. — 50 с.
  64. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987.
  65. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 е., ил.
  66. К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна// Вопросы философии. 1981. -№ 11.
  67. С.Н. Педагогическая диагностика трудового обучения школьников. -Брянск, 1992.
  68. М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1996. -176 с.
  69. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. — Вып. (Педагогика и психология) № 6. — 173 с.
  70. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мироведение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 2002. — № 12. — С.68−75.
  71. Ф.С. Организационно-педагогические основы подготовки руководителей образовательных учреждений к опытно-экспериментальной работе. М., 1997. — 326 с.
  72. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика.1995. -№ 6. -С.84−89.
  73. П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. — 96 с.
  74. Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991−1996): Спецвыпуск. Якутск: Полиграфист, 1996.
  75. Концепция реформирования и развития системы начального и среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия): Проект. Якутск, 1999.
  76. Концепции федеральных компонентов государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Общее среднее образование России: Нормат. документы. М.: Новая школа, 1995.
  77. Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1998.-47 с.
  78. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайн-образования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 192 с.
  79. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
  80. М.А. Об эстетическом и художественном дизайне. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетической оценки. М.:ВНИИТЭ, 1983. — Вып. 43. -С.51−55:
  81. М.А. Предметное творчество: В 3 кн. СПб.: Икар, 1996. — Кн. 1, ч.1-Ш. -172 с.
  82. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методол. анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  83. В.Д. Композиционное формообразование в предварительной подготовке художника-конструктора: Дис.. канд. искусствовед. М., 1981. — 124 с.
  84. Н.К. О школьном самоуправлении: Сб. ст. и выступлений / Сост. В. М. Коротов, — М.: Просвещение, 1964. 207 с.
  85. А.П. Место и функции стиля педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. -158 с.
  86. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  87. Куликова J1.H. Воспитать себя: Кн. для учащ. М.:Просвещение, 1991. — 143 с.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. -С.15−17.
  89. Г. Г. Итальянская модель дизайна: (Проектно-поисковые концепции II половины XX века): Дис.. канд. искусствовед. М., 1990. — 345 с.
  90. А.А. За гибкую, вариативную, гуманную методическую работу//Нар. образование Якутии. Якутск, 1993. № 1. С.69−71.
  91. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Высш.шк., 1991, — 224 с.
  92. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т 1. М.: Педа→ гогика, 1983. — 392 с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.
  94. Д.С. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для ст-тов. М.:Юрайт, 2000. — 523 с.
  95. Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Послесл. Н. Б. Иванова. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 264 с.
  96. А.Ф. Самое само: Соч. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с.
  97. З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М., 1997.
  98. А.С. Коллектив о воспитании личности / Сост. В. В. Кумарин. -М.: Педагогика, 1972. 332 с.
  99. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. — 29 с.
  100. Н.Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 164 с.
  101. И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев на предметах гуманитарного цикла: Дис.. канд.пед.наук. М., 1995.
  102. В.Ю. Проблема взаимосвязи культуры и дизайна в курсе лекций: Теория и методы дизайна // Тез.докл. Всерос. научн.-метод, конф. по развитию систем общего и непрерывного профессионального образования. М., 1997. — С.63.
  103. В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие / СПГУТД СПб., 1999. — 108 с.
  104. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: С б. научн. тру до в / Под ред. Кулюткиной Ю. Н., Сухобского Г. С. Л., 1980. — 81 с.
  105. А.В. Процесс саморазвития личности школьника сельского образовательного, воспитательного и этно-культурного пространства // Сб.тез. Якутск, 1998. С. 198−199.
  106. Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе. М.: Прометей, 2002. — 199 с.
  107. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». Шуя: Изд-во ШПИ, 1996.
  108. Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения // Под общ. ред. Н. Д. Неустроева. Якутск, 1995. — 112 с.
  109. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000.-304с.
  110. В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск, 1988. — 83 с. (Хабаровский пед. ин-т).
  111. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. — 319 с.
  112. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. -М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
  113. Образовательные стандарты в Российской Федерации: Материалы по разработке нац.-регион, компонентов гос. образоват. стандарта / Сост. и ред. В. В. Судаков. -Якутск, 1996. 200 с.
  114. Ю.О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез.докл. междунар. науч.-практ.конф. (26−28 сентября 2000 г.). 4.1. Тула: Изд-во ТГПУ, 2000.
  115. М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  116. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних образовательных уч-режд. / Под ред. Коджаспирова Г. И. Москва, 19 — С.69
  117. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. Вып. I. -М., 1994. 75 с.
  118. Пилотный проект «Дизайн в системе непрерывного общего и профессионального образования России в 1996—2000». М., 2000.
  119. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4.
  120. И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. — 576 с.
  121. И.П. Педагогика: Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  122. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе: Метод, рекомендации. -Л., 1991, -95 с.
  123. Производительный труд школьников / Под ред. В. А. Полякова. М.:Педагогика, 1986. — 120 с.
  124. И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: Педагогические воззрения народа Саха. М.: Academia, 1998. — 184 с.
  125. И.С. Этнопедагогическое учение-айыы. Школа кут-сюр: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. — 70 с.
  126. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  127. О.Г. Проектирование развития школы на длительную перспективу: Метод, пособие. СПб.: ТВПинк, 1998. — 38 с.
  128. Проблемы обновления содержания профессионального образования в новых социально-экономических условиях. Ч. П. Якутск, 1995. — 97с.
  129. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта: (Основные материалы Всероссийских педагогических чтений) 4.1. -М., 1994. 190 с.
  130. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта: (Основные материалы Всероссийских педагогических чтений). Ч. II. М., 1994. — 218 с.
  131. Проблемы результативности в образовательном процессе: Матер, респ. науч,-практ. конф / Ин-т развития образования МО РС (Я) — Сост. А. А. Кычкина,
  132. B.В.Семенова. Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 1999.-168с.
  133. Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512с.
  134. Психологические основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи/Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  135. Разработка терминологического аппарата дизайна: Труды ВНИИТЭ. М., 1982. -118 с.
  136. А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. 1991. — № 1.1. C.19−38.
  137. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. М., 1993.
  138. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. М.: Педагогика, 1989. -328 с.
  139. В.М. Развитие познавательной активности студентов индустриально-педагогического колледжа: Дис.. канд. пед наук. Брянск, 1995 175 с.
  140. М.А. От школы механизации к техническому лицею. Якутск, 1994. -86 с.
  141. Т.Т. Роль методов обучения в профессиональной подготовке школьников. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. — 108 с.
  142. Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура: Для 1−11 кл. // Интегрированные программы. М.: Просвещение, 1995. — 75 с.
  143. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. М.: ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. — 288с.
  144. Сборник научно-методических материалов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с. — (Б-ка «Сельская школа России»),
  145. Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования / Сост. П. Ф. Анисимов, Н.Г.
  146. Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению.- СПб.: Учебно-методический центр комитета по образованию, 1995, — 219 с.
  147. В.В. Личностно-ориентированное образование // Советская педагогика. -1994. -№ 5. С. 16−20.
  148. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 20с.
  149. Сибирская М П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998.
  150. В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. -№ 10. — С.87−99.
  151. В.Д., Овечкин В. П. Основы технологии: Экспериментальный учебник для студентов технологических факультетов вузов. Брянск: Науч. -метод, центр «Технология», 1999. — 90 с.
  152. В.Д. Подготовка будущих учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз.сб.ст. 4.2. -Тула: Изд-во ТГУ, 1999.
  153. М.А. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206 с.
  154. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для ст-тов. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В. А. М., 2002.
  155. В.А. Проектирование содержания педагогического бразования: гуманистическая парадигма М., 2000. С.229−247.
  156. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  157. Л.Ф. Анализ формирования общепедагогических умений и студентов педвузов. Кострома, 1977. — 94 с.
  158. И.А. Некоторые вопросы взаимосвязи художественно-конструкторской проектной графики и художественно-графической подготовки художников-конструкторов: Дис.. канд. искусствовед. М., 1973. — 180 с.
  159. Стандарт специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство» / Утвержден приказом Госкомитета РФ по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.
  160. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М., 1993.
  161. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа: Метод.реком.- СПб.: ИОВ РАО, 1995. 48 с.
  162. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  163. С.К. Этнопедагогические основы сохранения традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. -238 с.
  164. Н.В. Моделирование содержания учебного курса с использованием концептуальной базы мотивационного программно-целевого управления: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1996. — 176 с.
  165. М.П. Взаимодействие традиций и инновационных форм организации учебного процесса в развитии национально-региональной системы образования: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 150 с.
  166. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
  167. И.Г. Модели педагогической деятельности: Опыт систематизации. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. 256 с.
  168. Я. Научно-педагогические основы единства общего и профессионального образования в ССУЗ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ташкент, 1990. — 34 с.
  169. М. Разговоры на проселочной дороге: Сборник. М., 1991. — 192 с.
  170. Ю.Л. Проблемы технологического образования в сельской шко-ле//Школа и произ-во. М., 1999. № 2.
  171. Н.Г. Профессионально-технические учебные заведения нового типа: Организационно-педагогическое обеспечение / Под ред. Данилова Д. А. М.: Академия, 2001. 144 с.
  172. С.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1983.-96с.
  173. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. T.I.- 304 е.- Т.П.-414 с.
  174. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы: (Теория и практика). М.: НМ Центр, 1995. — 136 с.
  175. .П. Когда все искусства вместе. Мурманск, 1995. — 120 с. к
Заполнить форму текущей работой