Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки: На материале курса «Русская художественная культура»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования: внесены дополнения в определение категории «ценностные ориентации» с позиции культурологического образования (знания о духовно-нравственном потенциале художественной культурыумения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимостьопыт творческой оценочной деятельности, позволяющий учащимся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ
  • Теоретические предпосылки формирования ценностных ориентации школьников в условиях культурологической подготовки
    • 1. 1. Категории ценности и ценностных ориентаций в контексте аксиологического направления зарубежной и отечественной науки
    • 1. 2. Ценности русской культуры в свете задач духовногнравственного воспитания личности
    • 1. 3. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников на уроках «Русская художественная культура»
  • Краткие
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА ВТОРАЯ.
  • Содержание и методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников при изучении русской художественной культуры
    • 2. 1. Методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников
    • 2. 2. Ход и результаты экспериментальной работы
  • Краткие
  • выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе культурологической подготовки: На материале курса «Русская художественная культура» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, ставят перед педагогикой искусства задачи, обусловленные противоречивыми процессами переоценки системы идеологических, религиозных, нравственных, эстетических ценностей. Сложившаяся за последнее десятилетие общественная ситуация обостряет необходимость выработки новой педагогической стратегии, способствующей вхождению в жизнь подрастающих поколений, готовых принять эстафету отечественных традиций, хранить и приумножать то великое духовно-нравственное наследие, что несет в себе «драгоценная ноша национальной культуры «/А. А. Блок/.

В настоящее время в художественном образовании школьников ясно обозначилась «проблемная ситуация «, вызванная противоречиями между необходимостью нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях России, соответствующие уровню современной культурологической науки.

Следует отметить, что культурологическое образование относится к достаточно новым сферам российской педагогики. История становления культурологических дисциплин / теория и история культуры, культурология, мировая художественная культура, мировая и отечетвенная культура и др./ ведет свое начало от последних десятилетий XX века. В содержании учебных предметов культурологии, изначально «борются» два направления — философское и собственно культурное, в том числе художественное. В учебный процесс образовательных школ за последние годы вошел курс, где в основу положено художественное содержание, а сам о предмет утвердился под названием ''Мировая художественная культура «.

Курс «Мировая художественная культура» как учебная дисциплина, был разработан в Институте общего образования Минобразования РФ в лаборатории МХК под руководством известного педагога-исследователя.

JI.M. Предгеченской в 80-х годах XX века. В 1987 г. этот предмет впервые был включен в учебный план общеобразовательных школ России. В постперестроечный период 90-х годов «Мировая художественная культура» становилась то «модной», то вовсе выпадала из поля зрения организаторов образования. Причины следует искать не только в общем настрое на обязательное реформирование школы, сколько в самой дисциплине, многогранной, интегратавной^ сложной по содержанию для любого учителя, тем более для тех педагогов, что не имеют специальной искусствоведческой подготовки. Некоторая «размытость» смысла предмета долгое время сказывалась и на методическом его обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь учителю и ученикам создано очень немного.

В числе тех авторов, что обращались к проблеме преподавания «Мировой художественной культуры» следует назвать Т. И. Бакланову, Л. Г. Емохонову, С. Ю. Ермолаеву, Н. И. Киященко, В. Г. Маранцмана, М. Ю. Новицкую, JI.B. Пешикову, J1.A. Рапацкую, A.M. Сергееву, Н. М. Сокольникову, Ю. А. Солодовникова, И. А. Химик, E.H. Ценкову, E.H. Шапинскую, Т. С. Шмагину и др. Эти работы показали, что, несмотря на различие в подходах, данный курс изначально складывался как предмет ярко выраженной воспитательной направленности. Как пишет автор первой программы JI.M. Предтеченская, принципы постороения программы «Мировая художественная культура», содержание и методическую систему преподавания ее в школе определила «научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей» / 128, с.92/.

Проблема передачи духовных ценностей средствами искусства не раз выступала предметом научного изучения, в работах педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Теплова, К. Д. Ушинского,.

С.Т.Шацкого, а также в трудах специалистов по педагогике искусстваЮ.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Э. Б. Абдуллина, А. Ю. Гончарука, H. J1. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, Т. С. Комаровой, JI.A. Рапацкой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Т. Я. Шпикаловой и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет философское наследие отечественных мыслителей XIX — XX веков: К. С. Аксакова, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, B.C. Соловьева, A.C. Хомякова и др. В трудах указанных авторов раскрывается способность икусства формировать духовно-нравственную личность, показана мировоззренческая роль воспитания, его культурно-творческое предназначение.

В условиях преподавания курса ' 'Мировая художественная культура" проблема формирования ценностных ориентации учащихся приобретает первостепенное значение. В связи с этим неизбежно возникают вопросы: на каком матерале зарубежном или русском следует решать проблему воспитания высоких духовно-нравственных идеалов? Какими методами можно достичь необходимого педагогического результата ?

В программах курса «Мировая художественная культура» соотношение «русского» и «зарубежного» компонентов решается по-разному. В подавляющем большинстве изданных программ авторы ориентируются прежде всего на зарубежную художественную культуру, которая служит основным «базисом» для изучения русских художественных традиций. Опора на вехи пути зарубежного икусства от древности /древние восточные культуры, Древний Египет, античность и др./ до XX века /европейское и американское икусство/ определяет этапы освоения учебного материала и основные акценты курса. Не отрицая необходимости освоения великих гуманистических традиций зарубежных культур, мы убеждены что в современной школе России следует прежде всего обратиться к русскому культурному наследию.

Эту проблему во многом решила программа «Русская художественная культура», разработанная Л. А. Рапацкой и предназначенная для изучения в X — XI /XI — XI1/ классах общеобразовательных учреждений (148). В основу программы положена авторская концепция, согласно которой приоритетной областью культурологического образования учащейся молодежи России должна стать русская художественная культура, аккумулирующая ценности и духовно-нравственные идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыки и архитектуры и в других видах искусства. Работа по этой программе открывает перед учителем широкие возможности сформировать у старшеклассников личностную духовно-нравственную позицию, основанную на непреходящих общечеловеческих ценностях, испокон веков утверждаемых в русской художественной культуре. Однако внедрение курса «Русская художественная культура'' в педагогическую практику требует новых подходов, технологических решений и методических разработок, обеспечивающих достижение воспитательно-образовательных целей предмета.

Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе освоения русской художественной культуры. Решение этой проблемы составляет цель диссертационной работы.

Объект исследования — культурологическая подготовка учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования — формирование у старшеклассников ценностных ориентаций в процессе освоения русской художественной культуры.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе культурологической подготовки будет более эффективным при следующих педагогических условиях: структурировании учебного материала вокруг доминантных духовно-нравственных проблем русской художественной культурывключении школьников в творческую деятельность, основанную на активном восприятии художественных произведений в контексте духовных традиций Россииактивность восприятия зависит от ценностных установокприменении специальных методов обучени (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок и др.), направленных на актуализацию личностного смысла произведений искусства.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать аксиологические теории и обосновать понятие ''ценностные ориентации'';

2. Выявить в содержании курса «Русская художественная культура» духовно-нравственные ценности, имеющие педагогическую значимость;

3. Разработать методы, способствующие наиболее эффективному формированию ценностных ориентаций учащихся на уроках «Русская художественная культура» ;

4. Проверить теоретические положения в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили — концепции отечественных философов, посвященных рассмотрению основополагающего ' 'ядра'' ценностей, имеющего константное значение для всех видов искусства /К.С. Аксаков, H.A. Бердяев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, И. В. Киеевский, К. Н. Леонтьев, Н. О. Лосский, B.C. Соловьев,.

A.C. Хомяков и др./ ;

— исследования по культурологии, в которых раскрываются вопросы воспитательной направленности искусства /С.С. Аверинцев, М. М. Бахтин,.

B.C. Библер, Ю. М. Борев, М. С. Каган, И. В. Кондаков, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев, Л. А. Рапацкая и др./;

— аксиологии, где конкретно представлена природа, классификация ценностей, а также выделены художественные^ эстетические и нравственные ценности /Т.П. Выжлецов, A.B. Гулыга, Л. Н. Коган, М. С. Каган, Ю. А. Лукин, А. Маслоу, Л. Н. Столович и др./ ;

— психолого-педагогические работы, направленные на передачу духовных ценностей, и всего культурного наследия подростающему поколению /Э.Ю. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, А. Ю. Гончарук, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, B.C. Кузин, А. Н. Малюков, A.A. Мелик-Пашаев, Е. В. Николаева, Л. Л. Надирова, Б. М. Неменский, A.A. Пиличяускас, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, Т. Я. Шпикалова и др./.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы: Т теоретическое изучение и анализ литературы — культурологической, аксиологической, искусствоведческой^ психолого-педагогическойизучение методической литературы, действующих учебных программ по мирозой и отечественной художественной культуреанализ современного состояния работы по исследуемой проблемеанализ собственного педагогического опытатеоретическое моделированиепедагогический эксперимент включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили Свердловская муниципальная общеобразовательная средняя школа и частная школа НОУ «Школа в ACO».

Организация и этапы исследования.

Первый этап /1998 — 1999/ - изучение и анализ психолого-педагогической, культурологической, аксиологической и искусствоведческой литературыопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияпроведение констатирующего эксперимента по выявлению ценностных ориентаций учащихся старших классов.

Второй этап /1999 — 2001 г.г./ - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения, направленных на формирование ценностных ориентаций учащихся.

Третий этап /2001 — 2002 г.г./ - подведение итогов исследования.

Научная новизна исследования: осуществлен анализ категории «ценностные ориентации» в контексте задач культурологического образования учащихся старших классов, представлена педагогическая характеристика данной категорииопределены основополагающие аксиологические проблемы курса «Русская художественная культура» — выявлены особенности проявления ценностных ориентаций на стадии «художественного последствия» — показана роль ценностных установок для активизации творческой духовно-нравственной деятельности учащихся. разработаны и экспериментально проверены педагогические условия и комплекс специальных методов обучения, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций учащихся при освоении духовно-нравственных проблем русской художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования: внесены дополнения в определение категории «ценностные ориентации» с позиции культурологического образования (знания о духовно-нравственном потенциале художественной культурыумения избирательно относится к художественным образам, выявлять их личностный смысл и современную ценностную значимостьопыт творческой оценочной деятельности, позволяющий учащимся ориентироваться в нравственных проблемах, как искусства, так и окружающей жизни) и представлена их педагогическая характеристика (воспитание высоких духовно-нравственных личностных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям). В исследовании получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение русской художественной культуры способствует решению воспитательных задач в процессе культурологической подготовки учащихся. Важными факторами, которой является духовность, соборность, народность и высокие нравственные качества: любовь к Отечеству, доброта, терпение, подчинение личного интереса общественному.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс методов формирования ценностных ориентаций учащихся в процессе освоения курса «Русская художественная культура» дает возможность педагогам значительно повысить уровень духовно-нравственного развития старшеклассников. Разработанная методика может быть использована в курсах специализации учителей «Мировой художественной культуры», а также в различных образовательных программах, связанных с проблемами художественого воспитания и образования в ДМШ, ДШИ, колледжах и гуманитарных лицеях.

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения и выводы диссертации основываются на фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов, адекватных задачам исследования, а также сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения материалов на научно-практических конференциях. В их числегородская научно-практическая конференция «Культура. История. Образование.» /Москва, 2001/. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, нашли отражение в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения :

1. Ценностные ориентации учащегося представляют собой интегральное личностное качество, составляющими которого в условиях освоения курса «Русская художественная культура» являются: знания и представления о высоком ценностном потенциале русского искусстваумения избирательно относится к художественным образам, понимать их в соответствии с духовно-нравственной системой ценностейопыт творческой оценочной деятельности, позволяющий выявлять в художественных произведениях личностный смысл, актуализировать их современную духовно-нравственную значимость.

2. Формирование ценностных ориентаций учащихся осуществяется при следующих педагогических, условиях: а) структурировании учебного материала вокруг категорий, отражающих ценности русского художественного наследия (духовность, единение истины, добра и красоты, святость жизни, соборность, всеединство, правдоискательство, сострадание к ближним и др.) б) специально организованного художественного восприятия на основе ценностных установок, с помощью которых активизируются способности учащихся к творческой самореализации и духовно-нравственному самоанализу.

3. Эффективность формирования ценностных ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса «Русская художественная культура'' зависит от применения специальных методов обучения (выявления ценностных приоритетов эпохи, анализа духовно-нравственной позиции автора, ассоциативного соотнесения художественного образа с жизненной позицией учащегося, сопоставления художественных образов разных видов искусств по принципу сходства и различия ценностных установок и др.), актуализирующих духовно-нравственный смысл произведений искусства, а через них — проблем окружающей жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях культурологической подготовки. Вторая глава посвящена разработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное формирование ценностных ориентаций при освоении курса «Русская художественная культура», а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.

Результаты исследования старшеклассников Частной школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой