Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные принципы и закономерности личностно ориентированного образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поддержание интереса, проблемная, заданная, методологическая, инструментальная поддержка (подпитка, сопровождение); Сформулируем наиболее важные принципы и закономерности личностно ориентированного развивающего обучения. Реализация положительной обратной связи в следующей структуре процесса: — приобретение знаний; Оценка результата и способа его получения, рефлексия — замыкание положительной… Читать ещё >

Основные принципы и закономерности личностно ориентированного образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сформулируем наиболее важные принципы и закономерности личностно ориентированного развивающего обучения.

  • 1. Принцип непрерывности развития. Личностно ориентированное развивающее образование представляет собой целостный процесс, протекающий от рождения до глубокой старости. Игнорирование этого принципа приводит к явно выраженным феноменам консерватизма, невосприимчивости к инновациям, нежеланию осваивать новые знания, проявляющимся в самом различном возрасте.
  • 2. Принцип активности обучающегося. В соответствии с ним субъект должен быть не только готовым потребителем информации, но и активным участником проектирования образовательного процесса на всех стадиях, должен активно использовать приобретенные знания. Следствием проявления этого принципа являются те случаи, когда вопреки внешним условиям, существующей образовательной системе, а не благодаря им, индивидуум добивается высокого уровня саморазвития.
  • 3. Блок закономерностей, отражающих системность влияния образовательной среды, активного взаимодействия с этой средой обучающегося. Эти закономерности можно структурировать следующим образом:
    • а) возбуждение интереса, запуск механизмов саморазвития;
    • б) поддержание интереса, проблемная, заданная, методологическая, инструментальная поддержка (подпитка, сопровождение);
    • в) реализация положительной обратной связи в следующей структуре процесса:
      • — приобретение знаний;
      • — репродуктивное применение знаний в стандартных ситуациях;
      • — выход на уровень свободного оперирования знаниями (фактами, явлениями, закономерностями);
      • — превращение знаний в инструментарий (в инварианты свободного комбинирования);
      • — синтез нового — продуктивная творческая деятельность;
      • — получение результатов (например, в ходе реализации конкретных проектов);
      • — оценка результата и способа его получения, рефлексия — замыкание положительной обратной связи.
  • 4. Блок закономерностей управления образовательным процессом. В существующих образовательных системах управление этим процессом происходит, но принципу «черного ящика», когда внешние образовательные воздействия подчиняются заранее установленной утвержденной программе или корректируются в зависимости от выходных характеристик, в качестве которых выступают показатели успешности обучения или итоги контроля знаний. В этом случае управление осуществляется без учета фенотипа, психологического типа, склонностей и других особенностей не только каждого обучающегося, но и их групп. Учет этих особенностей в моделях развивающего обучения позволяет оптимизировать процесс развития личности, найти точки резонансных воздействий, точки роста, наиболее чувствительные к образовательным воздействиям, обеспечивающим запуск активизирующих механизмов. Принципы такого управления реализуются в рамках психологического сопровождения образовательного процесса.
  • 5. Предыдущий блок закономерностей корреспондируется с закономерностями организации образовательного процесса, ведущей из которых является переход от модели «наполнения» знаниями, навыками, умениями к модели «зажигания» — активизации внутренних интеллектуальных ресурсов. Важную роль играют закономерности оптимального циклирования образовательного процесса, согласования образовательных воздействий с определенными ментальными структурами личности, их организацией и состоянием; реализация последовательностей «деятельность — познание — технология — коммуникация — освоение — саморефлексия — деятельность»; закономерности оптимального взаимодействия с информационным потоком, структурирования информации, выделение основополагающих переменных влияния и их встраивание в образовательные схемы, реализация принципа необходимой достаточности знаний.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой