Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрывая сущностную характеристику «готовности к интенсивному изучению иностранного языка», рассматривая готовность как устойчивую характеристику личности, которая отвечает требованиям содержания и условий деятельности, выявлены компоненты готовности, необходимые для интенсивного изучения ИЯ: мотивационный, когнитивный и социальный. Мотивационный компонент включает в себя: внутреннюю потребность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка
    • 1. 1. Интенсивное обучение младших школьников иностранному языку как педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности и сущность готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка и моделирование педагогического процесса
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка
    • 2. 1. Пропедевтический курс как способ реализации совокупности педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка
    • 2. 2. Организационно-деятельностные аспекты процесса формирова- ^^ ния готовности
    • 2. 3. Оценка результативности педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природа современного человеческого знания порождена веком информационного постиндустриального общества, в котором жизненно важным для каждого человека становятся умения оценивать, анализировать поступающие сведения, разрешать с их помощью возникающие противоречия и проблемы. Экспоненциальный рост информации ставит перед педагогикой задачу поиска новых путей работы с ней. Образование в данном случае становится средством развития возможностей личности, ориентируется на свободное самовыражение и призвано в итоге предоставить обучающемуся максимальную возможность для самореализации.

Увеличение объёма научной информации изменяет содержание школьного образования, продлевает продолжительность обучения, появляются новые школьные предметы. Всё это требует поиска путей повышения эффективности образовательного процесса, в качестве главных направлений которого обозначаются оптимизация, активизация, интенсификация. Ряд исследователей указывают, что интенсификация учебного процесса позволяет повысить качество образовательных услуг и увеличить объём приобретаемых знаний (В. Паронджанов, A.B. Федотов, T. J1. Чепель и др.). Следует отметить, что при наличии в практике теоретико-методологически проработанных концепций и технологий интенсивного обучения в высшей школе при подготовке специалистов различных направлений, в общеобразовательной школе недостаточно рассматривается проблема готовности школьников к такому виду обучения. Наиболее явно этот недостаток ощущается в преподавании иностранного языка, тем более что язык является основной формой фиксации знаний человека о мире и одновременно источником этих знаний.

Рост культурного самосознания общества требует вживание каждого в мировое пространство, и знание европейских языков становится не только престижным, но и необходимым. Владение иностранным языком из сугубо личной потребности вырастает до поистине общественных государственных масштабов. Стирание языковых барьеров, прямое межличностное общение — потребность реальной действительности, о чём свидетельствуют исследования К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, В. П. Кузовлева, Л. Г. Лаптева, Р. Ю. Мартыновой, Е. И. Пассова, В. А. Сластенина, В. Б. Царьковой и др.

История свидетельствует, что низкий уровень владения иностранным языком приводит к снижению интеллектуального, нравственного потенциала общества, затрудняется доступ к ценностям общечеловеческой мировой культуры. Е. И. Пассов утверждает, что «уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества» [88, С. 24]. Однако, несмотря на требования программ по обучению иностранным языкам, специалисты (Г.М. Белоглядова, Г. Германович, Л. В. Марищук, Е. А. Маслыко, Н. М. Симонова, О. В. Соколова, О. Б. Тарнопольский и др.), изучающие уровень владения иностранными языками абитуриентов и студентов-первокурсников неязыковых вузов, утверждают, что выпускники школ имеют слабые навыки устной речи, чтения и письма на иностранном языке. Исключением являются выпускники специальных школ и абитуриенты, поступающие на языковые специальности.

Как правило, современные рынки труда требуют от специалистов знания минимум двух иностранных языков, при этом исследователь современных методов обучения английскому языку A.B. Конышева утверждает, что «в условиях массовой школы до сих пор не найдено эффективного метода, позволяющего ребёнку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе» [119, С.17].

Иностранный язык становится неотъемлемой частью начального этапа обучения как в нашей стране, так и за рубежом. Вопросы поиска новых технологий, выявление закономерностей овладения неродным языком, выявление факторов, влияющих на процесс изучения детьми иностранного языка, становятся актуальными сферами научных педагогических, психологических, методологических исследований, международных семинаров.

Таким образом, языковая подготовка в школе требует серьёзных изменений, направленных на повышение её эффективности. Мы рассматриваем школьный предмет иностранный язык как фактор формирования личности, способной включаться в сложный и меняющийся процесс реконструкции мира. Как отмечают Л. Г. Денисова, С. М. Мезенин, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова и др., одним из путей достижения результативности педагогического процесса являются интенсивные формы обучения, которые имеют в настоящее время всемирное признание и востребованы современным обществом. Использование элементов интенсивного обучения иностранным языкам, на наш взгляд, целесообразно уже в начальной школе. Следует отметить, что под интенсивным обучением мы рассматриваем повышение эффективности учебного процесса за счет усиления мотивации, применения активных форм и методов обучения на комму ни кати вно-дея-тельностной основе, т. е. активизацию процесса обучения. Мы разделяем точку зрения автора метода «Активизация возможностей личности и коллектива» Г. А. Китайгородской, которая подчеркивает, что ключевым словом в понимании «интенсива» является «активизация»: активизация резервных возможностей человека, его эмоциональных ресурсов, активизация психических процессов, межличностных отношений, внутригруппо-вых процессов.

Существующие учебно-методические комплексы для младших школьников по английскому (М.З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е.А. ЛенскаяЕ.Б. Полякова, Г. П. РаботЗ.Н. Никитентко, Е. И. Негневицкая и др.), немецкому (И.Л. БимН.Д. Гальскова, Н. И. Гез и др.), французскому (A.C. Кулигина и др.), испанскому (Л.Б. Чепцова и др.) языкам позволяют варьировать их выбор. Однако применение интенсивных технологий в начальной школе не обеспечено необходимыми теоретическими разработками, а в среднем и старшем звене носит, в основном, эпизодический характер, упускается сенситивный период овладения языком, что отмечается в трудах В. П. Кузовлева, A.M. Кушнира, Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой и др.

Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе качественно меняется и преобразовывается. Для интенсивного обучения иностранным языкам младших школьников необходим поиск новых образовательных технологий, выявление педагогических условий, влияющих на процесс усвоения детьми иностранного языка, а также обеспечение готовности младших школьников к такому виду обучения.

Анализ научной, методической литературы и педагогического опыта учителей, осмысление проблемы раннего обучения иностранному языку в интенсивном режиме позволили выделить ряд противоречий, определяющих проблему исследования:

• между социальной потребностью в новых интенсивных способах овладения современными знаниями и недостаточной теоретической изученностью способов формирования готовности к интенсивному обучению в начальной школе;

• между высоким уровнем разработанности в психолого-педагогической теории и практике достаточного количества подходов к формированию готовности к школьному обучению и недостаточной степенью исследован-ности компонентов этой готовности в контексте интенсивного обучения иностранному языку младших школьников;

• между возрастной предрасположенностью (сенситивным периодом) младших школьников к усвоению иностранного языка, законодательным закреплением раннего начала обучения и недостаточной теоретической и практической изученностью педагогических условий, обеспечивающих максимальную реализацию возможностей детей к овладению иностранными языками в начальной школе.

Обозначенные выше противоречия обусловили проблему нашего исследования, состоящую в необходимости выявления и научного обоснования совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка, что и предопределило выбор темы исследования «Педагогические условия формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка».

Цель исследования: выявить совокупность педагогических условий, эффективно влияющих на формирование готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка.

Объект исследования: процесс формирования готовности младших школьников к изучению иностранного языка.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка будет результативным, если:

— образовательный процесс выстроен на основе компетентностного, лично-стно-ориентированного подходов и педагогики резервных возможностей;

— формируются различные виды готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка, а именно: мотивационная, когнитивная, социальная на основе разработанной организационно-педагогической модели;

— разработан и реализован пропедевтический курс, предполагающий использование активных форм, методов обучения и мониторинга формирования готовности.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать специфику процесса раннего обучения иностранному языку в контексте его интенсификации, раскрыть сущность понятия «готовность к интенсивному изучению иностранного языка» применительно к младшим школьникам и обозначить критерии такого вида готовности.

2. Выявить совокупность педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка.

3. Разработать организационно-педагогическую модель формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка и экспериментально проверить эффективность её реализации в образовательном процессе.

4. Разработать и реализовать в практике начальной школы учебно-методический комплекс для формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка (на примере английского языка).

Методологическую основу исследования составили: системно-дея-тельностный подход (И.В. Блауберг, В. А. Дмитриенко, В. В. Краевский, И. С. Ладенко, П. Г. Щедровицкий и др.) — педагогические теории: природо-сообразного обучения (А. Дистервег, Д. Дьюи, Я. А. Коменский, A.M. Кушнир, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, С. Френе, Р. Штейнер и др.) — резервных возможностей личности и коллектива (A.A. Востриков, Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, В. В. Петрусинский и др.) — личностно-ориентированного обучения (A.B. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — компетентностного подхода в образовании (Н.Д. Гальскова, И. А. Зимняя, В. П. Колесов, В. В. Краевский, В. В. Сериков, A.B. Хуторской и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории, концепции по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, отражающие закономерности развития младших школьников (В.А. Аверин, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, И. Ю. Кулагина, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Л. Ф. Обухова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — теории раннего обучения иностранным языкам (Ш.А. Амонашвили, М.З. Би-болетова, Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко и др.) — теории интенсивного обучения иностранным языкам (Л.Ш. Гегечкори, Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, В. В. Петрусинский и др.) — психолого-педагогические теории развития способностей (A.A. Алхазишвили, А. Бине, A.A. Бодалева, Ф. Гальтон, Э. Б. Голубева, Д. Н. Завалишина, И. А. Зимняя, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Ч. Спирмен, Б. Теплов, В. Д. Шадриков и др.) — теории моделирования (С.И. Архангельский, Э. Н. Гусинский, В. И. Загвязинский, Л. В. Закрекова, М. В. Кларин, В. А. Черкасов и др.). i.

Методы исследования: теоретические', выдвижение гипотезы, анализ педагогической, психологической, методической литературы, материалов и публикаций психолого-педагогической печати, диссертационных работ, нормативной и учебно-программной документации, связанных с темой исследованияинтерпретация теоретических данных, моделирование образовательного процессаэмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ города Томска № 16, № 30, гимназия № 1.

Контингент испытуемых: учащиеся 2−3-х классов в количестве 209 человек.

Первый этап (1997;1998) теоретический — осуществлён анализ теоретических и организационно-методических работ по проблеме исследования, определены исходные положения, осмыслен теоретический и методологический материал для исследования, определены тема, цель, объект, предмет, задачи, сформулирована рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1999;2000) аналитический — выявлены особенности и обоснованы психолого-педагогические условия формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка, проведён констатирующий эксперимент, разработано экспериментальное учебное пособие интенсивного обучения английскому языку.

Третий этап (2001;2004) опытно-экспериментальный — проведён формирующий эксперимент, апробирован разработанный учебный курс в МОУ СОШ города Томска в рамках дополнительного образования.

Четвертый этап (2005;2009) обобщающий — обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, заключение, оформлен текст диссертации. На этом этапе разрабатывались методические рекомендации для учителей по использованию экспериментального пропедевтического курса формирования готовности младших школьников к изучению иностранного языка в интенсивном режиме. Научная новизна исследования:

• выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка: реализация личностно-ориентированного, компетентностного подходов и педагогики резервных возможностей в образовательном процессевключение в содержание обучения пропедевтического курса формирования готовности к интенсивному изучению иностранного языкаиспользование активных форм и методов обучения и взаимодействия в учебном процессепроведение мониторинга формирования готовности;

• разработана модель педагогического процесса, обеспечивающего условия формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка, которая включает:

— цель (создание условий для формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка);

— задачи (формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка и к учебному процессуформирование когнитивной готовности: владение мнемотехникой, развитой зрительной, слуховой, кинестетической памятью, воображениемформирование социальной готовности: развитие навыков общения, умения работать в группе с одноклассниками и педагогом);

— теоретические подходы и принципы формирования готовности (педагогика резервных возможностей, компетентностный и личностно-ориен-тированный подходы). Эффективность модели педагогического процесса подтверждена экспериментально;

• разработано содержание пропедевтического курса, включающее в себя активные формы и методы взаимодействия в учебной группе и обеспечивающего формирование различных видов готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка;

• обоснованы критерии оценки готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка: позитивное отношение к занятиям, устойчивый интерес к изучению иностранного языкавладение мнемотехникой запоминания иноязычной лексикиразвитие навыков общения и сотрудничества в группе.

Теоретическая значимость исследования определяется: раскрытием нового теоретического представления о сущности готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языкаконкретизацией структуры готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка, включающей мотивационный, когнитивный и социальный компонентытеоретическим обобщением и классификацией типичных затруднений младших школьников при изучении иностранного языкатеоретическим обоснованием организации и содержания педагогического процесса, направленного на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, позитивного отношения к учебной деятельности и учебному процессу, навыков общения и сотрудничества в группе, когнитивных способностей.

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке учебно-методического комплекса интенсивного обучения английскому языку младших школьников, который состоит из:

— учебного пособия «English Intensive Course For Children And Their Parents»,.

— тетради творческих заданий «English Intensive Course For Children And Their Parents»,.

— аудиокурса с записями всех упражнений, рифмовок и текстов;

— раздаточного дидактического материала (карты личных достижений, карточки изучаемой лексики, инструментарий для мониторинга);

• в разработке организационно-педагогических рекомендаций по реализации педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка. Выделенные педагогические условия могут быть реализованы при обучении иностранному языку младших школьников в общеобразовательной школе и в рамках дополнительного образования, а также применены для формирования готовности к обучению другим школьным предметам при работе с различными возрастными группами.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Готовность младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка — это комплексное новообразование, включающее мотивацион-ную, когнитивную, социальную сферы учащегосяона является фактором не только успешного усвоения иностранного языка, но и личностного развития младшего школьника (мотивационно-волевая, интеллектуально-познавательная, коммуникативная сферы и др.).

2. Необходимыми педагогическими условиями формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка являются:

— реализация принципов обучения на основе обозначенных педагогических подходах (природосообразности, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимодействия участников учебной группы, активности);

— включение в содержание обучения пропедевтического курса формирования готовности к интенсивному изучению иностранного языка;

— использование активных форм и методов обучения и взаимодействия в учебном процессе (тренингов, игр, творческих заданий и др.);

— проведение мониторинга формирования готовности.

3. Реализация педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка обеспечивается организационно-педагогической моделью, структура которой включает три блока: целеполагание (цели, задачи), организация (подходы, принципы, условия, содержание), мониторинг (критерии, уровни). Реализация данной модели в образовательном процессе позволяет комплексно решать проблему мотивационной, когнитивной, социальной готовности посредством применения пропедевтического курса, активных форм и методов обучения, мониторинга формирования готовности.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются методологическими позициями исходных посылок, адекватных целям, задачам и логике настоящей работыширотой источниковедческой базы исследования, включающей научную и учебно-методическую, философскую, психолого-педагогическую литературуаргументированностью основных положений и выводов диссертацииа также тщательным и всесторонним анализом экспериментальных данных и выявлением закономерностейсогласованностью выводов с позитивными результатами внедрения организационно-педагогической модели в педагогический процесс.

Апробация и внедрение результатов исследования в виде методических разработок, выполненных диссертантом, осуществлялись в школах № 1, № 2 Смоленского района Алтайского края, Новотырышкинской средней общеобразовательной школе Смоленского района Алтайского края, начальной школе № 43 г. Сургута, в МОУ СОШ №№ 16, 30, 42, 53 г. Томска. Научные выводы и методические рекомендации используются преподавателями курсов интенсивного обучения английскому языку в начальной школе городов Томска, Сургута, Алтайского края.

Материалы исследования обсуждались и докладывались на XVI Международной научной конференции «Язык и культура в Евразийском пространстве» (г. Томск, ТГУ, 2003 г.) — Всероссийских конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2008 г.) — региональной научно-практической конференции «Особенности инновационных технологий в условиях практико-ориентированного вузовского образования» (г. Барнаул, БГПУ, 2004 г.) — Международных научно-практических конференциях «Модернизация профессионального послевузовского образования» (г. Томск 2005 г., 2006 г., 2007 г.) — Всероссийской научно-методической конференции «Эстетико-продуктивная педагогика как содержательный и технологический принцип в современном образовании» (г. Томск, ТГУ, ТГПУ, 2005 г.) — Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» (г. Томск 2005 г., 2006 г.) — Всероссийской научной конференции с международным участием «Конструирование человека» (г. Томск, ТГПУ, ИРОС РАО, 2008 г.).

С использованием материалов исследования на базе МОУ СОШ № № 26 и 30, гимназии № 1 г. Томска проведены региональные, областные и городские семинары для учителей начальной школы и учителей иностранных языков по следующим темам «Особенности продуктивной педагогики в начальной школе» (2000г.) — «Педагогическое творчество учителя и педагогическое содержание образовательных практик и технологий» (2000г.) — «Психолого-педагогическое сопровождение дифференциального обучения детей с учетом латеральной асимметрией полушарий головного мозга» (2001г.) — «Продуктивное, развивающее обучение и креативная педагогика» (2002г.), «Воспитание личности школьника с позиции гуманизации» (2002г.) — «Работа школы в инновационном режиме» (2004г.).

Основные идеи и научные результаты отражены в 23 публикациях, изданы авторские пособия интенсивного обучения английскому языку младших школьников «English Intensive Course For Children And Their Parents», аудиокурс, тетрадь творческих заданий.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (более 280 источников), приложения. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами, таблицами.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Теоретическое изучение и осмысливание проблемы формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению ИЯ позволило разработать организационно-педагогическую модель, реализующую совокупность условий формирования обозначенных видов готовности.

Опытно-экспериментальное исследование по проверке результативности педагогических условий проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и итогово-обобщающий. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы определены её цели, принципы, задачи, определены экспериментальная и контрольная группы, методы психолого-педагогической диагностики для мониторинга учебного процесса.

Совокупностью реализации педагогических условий является пропедевтический курс формирования готовности младших 'школьников к интенсивному изучению ИЯ, который включает в себя блоки для развития каждого компонента готовности со своим набором задач и методами организации педагогического процесса.

Блоки курса направлены на предварительное развитие мотивационной, когнитивной, социальной готовности к интенсивному обучению ИЯ. Пропедевтический курс является компонентом учебно-методического комплекса интенсивного обучения английскому языку младших школьников, который разработан в соответствии с выделенными целями, задачами и содержанием.

Организационно-деятельностными аспектами — педагогического процесса являются особенности компонентов занятий по интенсивному обучению английскому языку, основанные на активных формах взаимодействия, на соподчинении содержания и направленности компонентов учебно-методического комплекса, на формирование всех видов готовности, усвоение мнемотехники, формирование группы общения.

Важным содержательным компонентом модели педагогического процесса является мониторинг формирования готовности, который позволяет отслеживать динамику развития каждого вида готовности и выстраивать занятия в соответствии с индивидуальными особенностями младших школьников. Разработанные карты «Личностных достижений» позволяют индивидуализировать учебный процесс и каждому обучающемуся выстраивать свою траекторию личностного развития и индивидуальных творческих достижений.

Проведённая психолого-педагогическая диагностика в КГ и ЭГ свидетельствует о формировании положительной устойчивой мотивации к изучению ИЯ.

Подводя итог выполненного исследования в рамках результативности тренинговых занятий в группе (направленных на формирование социальной готовности) можно отметить следующее:

• обучающиеся освобождаются от многих психологических барьеров, например от скованности, застенчивости, неуверенности в себеучащиеся, прошедшие эксперимент, стали более открытыми, доброжелательными, уверенными, они легко выстраивали общение;

• тренинг способствовал формированию социально важных качеств личности: чувство коллективизма, умение жить в коллективе, сотрудничать с членами группыудалось повысить уровень культуры взаимоотношений;

• дети изучали английский язык с удовольствием, сохраняя устойчивый интерес к предмету, обучались легко, не испытывая затруднений (результаты мониторинга);

• эмоциональное состояние школьников стало более позитивным.

Результатами развития когнитивной готовности является формирование способности продуктивного запоминания иноязычной лексики: у младших школьников развивается образная память (показатели ЭГ на 28,2% выше, чем в КГ), смысловая память (наблюдается улучшение показателей на 39% в ЭГ, оставаясь в КГ без изменений). Речемоторная восприимчивость совершенствуется в обеих группах (КГ и ЭГ), что говорит о развитии слухового восприятия и способности подражать. Улучшается кинестетическая память как показатель развития и расширения зоны восприятия.

Положительные результаты формирующего эксперимента дают основание утверждать, что определённые нами и реализованные в ходе эксперимента педагогические условия обеспечивают формирование готовности младших школьников к интенсивному изучению иностранного языка.

Экспериментальные группы имеют значительные увеличения показателей по всем диагностическим методикам, дети не испытывают затруднений при изучении ИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интенсивное обучение ИЯ позволяет достичь высоких результатов, увеличить объем изученного материала и сократить сроки обучения ИЯ. Обучение младших школьников ИЯ в интенсивном режиме позволяет использовать сенситивную предрасположенность детей к усвоению языков, закладывается база, основы изучения иностранного языка. Однако разработанных технологий и практики интенсивного обучения ИЯ младших школьников нами не обнаружено. Для применения ИЯ в начальной школе необходимо адаптировать теорию интенсивного обучения сообразно психофизиологическим особенностям, интересам возраста и определить сущностную характеристику готовности детей к такому виду обучения. Анализ специфики раннего обучения иностранному языку (ИЯ) в контексте его интенсификации показал, что языковая способность ребёнка является наиболее высокой до 10−12 летнего возраста. Интенсивное обучение ИЯ имеет потенциальные возможности достижения результатов и эффективного усвоения ИЯ. Обучение младших школьников ИЯ в интенсивном режиме позволяет использовать сенситивную предрасположенность детей к усвоению языков, заложить базовые основы изучения иностранного языка.

Раскрывая сущностную характеристику «готовности к интенсивному изучению иностранного языка», рассматривая готовность как устойчивую характеристику личности, которая отвечает требованиям содержания и условий деятельности, выявлены компоненты готовности, необходимые для интенсивного изучения ИЯ: мотивационный, когнитивный и социальный. Мотивационный компонент включает в себя: внутреннюю потребность в познавательной деятельности, потребность к изучению иностранного языка. Компонентами когнитивной готовности выступают: зрительная, слуховая, моторная память, воображение, речемоторная восприимчивость, мышление, речь (монологическая, диалогическая). В социальную готовность входят коммуникативные умения, эмоциональная выразительность, эмпатия. Критериями сформированности каждого компонента являются следующие показатели: для мотивационной готовности — присутствие устойчивого интереса к изучению ИЯ, позитивное отношение к занятиямдля когнитивной готовности — владение мнемотехникой усвоения иноязычной лексики, развитые виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая), речь, воображение, мышлениедля социальной готовностисформированный навык общения, эмоциональная выразительность и эмпа-тичность.

Для формирования готовности к интенсивному обучению ИЯ обозначены теоретические подходы: педагогика резервных возможностей, лич-ностно-ориентированное обучение и компетентностный подход.

Совокупность педагогических условий формирования готовности младших школьников к интенсивному обучению ИЯ включает в себя:

• реализацию принципов обучения ИЯ, обусловленных обозначенными подходами: природосообразности, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимодействия, активности обучения;

• включение в содержание обучения пропедевтического курса, состоящего из блоков, направленных на предварительное развитие мотивационной, когнитивной и социальной готовности;

• применение разнообразного содержания, методов организации учебной деятельности, способствующих активизации учебного процесса, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьниковиспользование активных форм обучения (проведение тренинга общения и сплочения в группе, сюжетно-ролевых игр, проблемных заданий);

• мониторинг процесса формирования готовности с помощью ведения карты «Личностных достижений», которая позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития каждому обучающемуся.

Разработанная организационно-педагогическая модель формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению ИЯ включает три блока: целеполагание (цели, задачи), организация (принципы условия), мониторинг (критерии, уровни). Данная модель позволяет эффективно организовать учебный процесс и обеспечивает формирование готовности младших школьников к интенсивному обучению, что подтверждается результатами исследования на примере изучения ИЯ.

Результатами развития когнитивной готовности является формирование способности продуктивного запоминания: у младших школьников развивается образная память (показатели ЭГ на 28,2% выше, чем в КГ), смысловая память (наблюдается улучшение показателей на 39% в ЭГ, оставаясь в КГ без изменений). Речемоторная восприимчивость совершенствуется в обеих группах (КГ и ЭГ), что говорит о развитии слухового восприятия и способности подражать. Улучшается кинестетическая память как показатель развития и расширения зоны восприятия.

С помощью карты наблюдения отслеживалась динамика развития социальной готовности младших школьников и можем констатировать изменения таких характеристик личностных качеств как общительность, тактичность, альтруистичность, эмотивность и др. Негативные личностные характеристики, которые выступали барьерами общения (замкнутость, напряжённость, агрессивность и др.) корректировались и не проявлялись в дальнейшем при взаимодействии в группе. Уровень развития монологической и диалогической речи на основании методики «Определение активного словарного запаса» превысили задаваемую тестовую норму.

Уровень учебных умений и достижений обучающихся в ЭГ осуществлялся с помощью мониторинга усвоения учебного материала. Выполняемые тестовые (контрольные) упражнения позволяют сделать вывод о высоком уровне развития произвольной памятиактивизации словарного запасапродуктивно формируются такие виды речевой деятельности, как аудирование, монологическая, диалогическая речь, произношение, письмо.

Подготовленный учебно-методический комплекс по формированию готовности к интенсивному изучению ИЯ включает в себя: авторские учебные пособия «English Intensive Course For Children And Their Parents», тетради творческих заданий «English Intensive Course For Children And Their Parents», аудиокурс с записями всех упражнений, рифмовок и текстовраздаточный дидактический материал (карты личных достижений, карточки изучаемой лексики, инструментарий для мониторинга).

Следует отметить, что полученные результаты исследования могут быть спроецированы и реализованы в любой образовательной области или специальном учебном предмете.

Перспективами данного исследования можно считать апробацию предложенной организационно-педагогической модели пропедевтического формирования готовности к другим изучаемым учебным предметам.

В результате полученных теоретических и экспериментальных данных были разработаны методические рекомендации по формированию готовности к интенсивному изучению ИЯ в начальной школе в виде методического пособия к пропедевтическому курсу (английский язык).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64с.
  2. Г. Б. Проверь свои способности / Пер. с англ. М.: Педагогика -Пресс, 1992.- 176с.
  3. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С.113
  4. Г. Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел / Г. Ю. Айзенк- Пер. В. В. Гриновича. Мн.: Харвест, 2003. -913с.
  5. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256с.- ил.
  6. И.С. Профессиональное обучение переводчика: Ученое пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 288с.
  7. A.A. К проблеме использования слушания как средства обучения говорению на иностранном языке // Вопросы психологии обучения второму языку в младшем школьном возрасте. Часть П. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1982. — С. 13−42.
  8. A.A. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1988. — 124 с.
  9. A.A. Особенности речевой актуализации языкового материала в зависимости от типа учения // Вопросы психологии обучениявторому языку в младшем школьном возрасте. Часть П. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1982. — С. З -13.
  10. И.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. — 282 с.
  11. А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19−27.
  12. O.A., Хромов Л. Н. Техника тренировки памяти: Вторая ступень обучения технике быстрого чтения: Программа «Сатори». Екатеринбург: «Неси-Пресс», 1992. — 192с.
  13. В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения. // Иностранные языки в школе. 1985.- № 6.- С. 3−8.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  15. Т.К., Маслыко Е. А. Настольная книга учителя иностранного языка. М.: Высшая школа, 1998.
  16. Э.М. Учебник французского языка для начинающих: каким ему быть? // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С.30 — 36.
  17. Э. Трансактный анализ. -М.: Акад. проект, 2004, — 187с.
  18. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностранные языки в школе. 2005. — № 8. — С.2−6.
  19. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. 2007. — № 4. — С. 2−6.
  20. А. Измерение умственных способностей / Пер. с фр. СПб: Издательство «Союз», 1999. — 432с. i
  21. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эди-ториал УРСС, 1997. — 448с.
  22. И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-269с.
  23. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002. 288с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) -М.: Просвещение, 1968. 464с.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 349с.
  26. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96с.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 29−36
  28. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -144 с.
  29. Э. Развитие мышления: три пятидневных курса / Пер. с англ. -Мн.: ООО «Попури», 1997. 128 е.- ил.
  30. Е.Г. Наглядная программа для младших школьников, изучающих английский язык, и их родителей. Проблемы, поиски, решения.'// Иностранные языки в школе. 1992. — № 2. — С. 14−18.
  31. Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения // Иностранные языки в школе. -1996. -№ 3.
  32. Л.И. К проблеме языковых способностей // Иностранные языки в школе. 1980. — № 3 — С.89−90.
  33. Г. Е. Психология и основы методики преподавания иностранных языков. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974. — 260 с.
  34. А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. — 69с.
  35. M. Продуктивное мышление /Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  36. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.- 173с.
  37. Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс. М.: Росмэн. 2002.-79 с.
  38. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография, — Ч.1.-Минск, 1995. С. 240.
  39. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин М.: Академия, 2005. — 367с.
  40. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якаманской- Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. -224с.
  41. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Пособие для учителя средней школы / Сост. Е. В. Синявская, М. М. Васильева, C.B. Калинина. М., 1978. — 191с.
  42. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973.-216с.
  43. A.A. Практическое человекознание. Тетрадь развития зрительной памяти: Учебное пособие для учащихся первых классов.- Новосибирск-Томск, СИОТ РАО, 1998. 164 с.
  44. A.A. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 320 с.
  45. A.A., Дудина E.H., Иценко И.А. English Intensive Course For Children And Their Parents / Учебное пособие для 1-го года обучения. -Томск, 2006.-301 с.
  46. A.A., Дудина E.H., Иценко И.А. English Intensive Course For Children And Their Parents. Тетрадь творческих заданий. 1 год обучения / Учебное пособие для 1-го года обучения. Томск, ТГПУ. 2000. 127с.
  47. A.A., Лужбина И. В., Скороспешкина Н. И., Тюпа И. Г. Русский язык для учащихся и родителей 1 класс: Учебное пособие по Сибирской системе продуктивного образования. Томск, ТГПУ, 2003. — 220с.
  48. A.A., Мартынова Р. Ю., Плахотник В. М. Учебные задания по английскому языку для учащихся 4-х классов средних общеобразовательных школ (суггестивно-программированная система обучения). -Одесса, 1984.- 157с.- ил.
  49. Л.С. Педагогическая психология М.: ACT, 2005. -670с.
  50. Л.С. Психология развития человека М.: ЭКСМО, 2003. -1134с.
  51. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.2004. -№> 1.-С. 3−8.
  52. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
  53. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лин-гводидактика и методика: Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2005. -333с.
  54. Н.Д., Горячев А. Ю., Никитенко. З.Н., Соловцова Э. И. Обучение иностранному языку: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989. № 1,С. 13−19.
  55. Н.Д., Никитенко З. Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. — № 1 — С.17−22.
  56. Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
  57. Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. М.: Мысль, 1996.-270с.
  58. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: МПСИ, 1997. — 120с.
  59. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Издательское объединение «ВИЩА ШКОЛА» изд-во при Киевском гос. унте, 1974.-208с.
  60. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 2002. — 332 с.
  61. Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. -СПб.: Речь, 2005.-317с.
  62. Э.А., Печенков В. В., Гусева Е. П. и др. Способности и склонности: Комплексные исследования. ~М.: Педагогика, 1989. -200с.
  63. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 147с.
  64. P.M. Элементы практической психологии.- СПб.: Речь, 2003.-655 с.
  65. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994. — 192 с.
  66. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. — 246с.
  67. Н.И. Психологическая готовность к школе СПб.: Питер, 2004. — 207с.
  68. B.B. Виды общения (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424с.
  69. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обучении: Учебно-методическое пособие. Томск «Пеленг», 1992.- 114 с.
  70. Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. — С. 69−76.
  71. Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе. // Иностранные языки в школе. 1995.- № 4. С. 6−12.
  72. Л.Г., Мезенин С. М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы // Иностранные языки в школе. 1991. -№ 6. -С. 13−23.
  73. В.А. Концептуальные основы общей теории науки. -Томск: Издательство ТГПУ, 2008. 297с.
  74. В.А. Методологические проблемы науковедения.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 174с.
  75. Доминанта самосовершенствования личности человека: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти академика A.A. Ухтомского / Под ред. проф. Г. К. Селевко. Ярославль, ИРО, 2002. — 132 с.
  76. В.Н. Когнитивные способности: Структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 223 с.
  77. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. -356 с.
  78. И. В. и др. Психология: Учеб. для сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 1999. 461с.
  79. E.H. Особенности педагогики способностей в интенсивном обучении в начальной школе // Язык и культура в Евразийском пространстве: Сборник научных статей XVI Международной научной конференции. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. Разделы LLI-V. С. 73−85.
  80. М.И., Кандыбович Л. А. Личность, образование, самообразование, профессия: Краткий психологический словарь. Мн.: «Хэлтон», 1998.-399 с.
  81. Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавание иностранных языков в средней школе // Иностранные языки в школе.- 1990.- № б.- С. 7 13.
  82. С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 106−107.
  83. Е. Визуализация процесса обучения и развития творческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. 2002. — № 3. — С. 67−71.
  84. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988.— 191 с.
  85. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 320с.
  86. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Воронеж МОДЭК, 2001.-428с.
  87. И.А. Педагогическая психология: Учеб для вузов. М.: Логос, 2007.-382с.
  88. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160с.
  89. E.H., Мертенс C.B. Давайте соберемся.: Новые возможности урока общения. М: Школа-Пресс, 1994. — 128с. — (Библиотека журнала «Русская словесность»).
  90. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  91. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003 — 512с.
  92. Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 132 с.
  93. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для пед. учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2005. — 509с.
  94. O.A. Игры в самих себя. 2-ое издание. М: Роспедагенство, 1995. -128 е.- ил.
  95. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. -180 с.
  96. М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развития у школьников // Иностранные языки в школе. 1986. — № 5. -С.25−29.
  97. М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1988. — № 5.
  98. И.С. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие. Томск: Том. межвузовский центр дистанционного образования, 2002. — 143 с.
  99. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебное пособие для препод, вузов и студ. пед. ин-тов. М.: Высш. школа, 1982. — 141 с.
  100. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: — Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 176с.
  101. Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1988. — № 6. — С.3−8.
  102. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
  103. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 е.- ил.
  104. Г. М. Педагогика: Учеб. -М.: Гардарики, 2004. 528с.
  105. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. — 200с.
  106. Коменский Я. А / Сост. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-221с.
  107. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т.- М.: Педагогика, 1982. Т. 1. — 656 с.
  108. Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. В 2 т. M.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 576 с.
  109. Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: МИК, 2000. -319с.
  110. A.B. Современные методы обучения английскому языку / A.B. Конышева. 3-е изд. — Мн.: Тетра Системе, 2005. — 176с.
  111. B.C., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принцип создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре. // Иностранные языки в школе. 1988. — № 2. — С.40−45.
  112. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  113. В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. — 393с.
  114. В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256с.
  115. Г. Психология развития = Human Development СПб.: Изд-во «Питер», 2006. — 939с. — (Серия «Мастера психологии»).
  116. В.А. Проблема формирования развития способностей // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 6−12.
  117. Н.Л. Мир детских эмоций: дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001 -159с.
  118. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 205 с.- ил.
  119. И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов М.: Сфера, 2006. -463с.
  120. C.B. О научно-педагогической грамотности // Педагогика. 2000.-№ 6.-С. 21−28.
  121. В.И., Курбатова O.B. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416с.
  122. А. М. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии.-1997.- № 6.-С. 191.
  123. И.С. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем (систематизация методологических основ интеллектики).- Новосибирск, 1994. 271с.
  124. A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.-380 с.
  125. A.A. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1985. — № 5. — С. 24−29.
  126. A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 2005. — 365с.
  127. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2004. -534с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. — 211с.
  129. Л.И. Как помочь ребёнку заговорить по-английски: Книга для учителей. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 204с.
  130. Г. Основы суггестологии // Проблемы суггестологии. София, 1973.
  131. Г., Гатева Е. Суггестическое практическое руководство для преподавателей иностранных языков. София: Научно- исследовательский институт суггестологии, 1981 — 430 с.
  132. Е.Ю. Развитие познавательных и лингвистических способностей у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Ставрополь, 2002. — 22с.
  133. М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. — 159 с.
  134. .Р. Интеллектуальная игра: на перекрёстке научных дисциплин // Педагогика.- 2006.- № 7. С.44−48.
  135. М.Я. Игра на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 1997. — № 1.
  136. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  137. Р.Ю. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе. Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2002. — 111 с.
  138. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352с.
  139. И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. и др. Как развиватьвнимание. Д.: Сталкер, 1998. — 432 с. i
  140. И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Тактильная память. -М.- Издательство «Эйдос" — 1991. 80 с.
  141. И.Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. и др. Как запоминать цифры. Д.: Сталкер, 1997. — 448 с.
  142. И.Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. и др. Как развивать память. Д.: Сталкер, 1997. — 448 с.
  143. И.Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения М.: Эйдос, 1994.-Т. 1, — 460 с.
  144. И.Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. и др. Школа эйдетики. Как запоминать иностранные слова. Запоминание словарных слов.-М.: Эйдос, 1995. Том 4. — 480 с.
  145. И., Чакабиря Е. Запоминание лиц и имён. М. «Эйдос», 1994.- 176с.
  146. А. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии. -СПб, 1992.-84с.
  147. Е.А. Психология. Экспериментальная психология: изучение познавательных психических процессов на практических занятиях:
  148. Е.А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Томск, 2000.- 153с.
  149. Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. — 204с.
  150. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. Бухбиндера В. А. и Китайгородской Г. А. Киев, 1988. — 343 с.
  151. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-412с.
  152. Методика обучения иностранным языкам: Индивидуализация в обучении иностранным языкам / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. -Воронеж: Интерлингва, 2002. 40с.
  153. Методика обучения иностранным языкам: Обучение общению на иностранном языке / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: Интерлингва, 2002. — 44с.
  154. Методика обучения иностранным языкам: Современные направления в методике обучения иностранным языкам / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002. 40с.
  155. А.П. Роль звукозаписи в воспитательном процессе при интенсивном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. -1979.-№ 3.-С. 62−63
  156. М. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 224с.
  157. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. -112с.
  158. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. — М.: Академия, 2003, 452с.
  159. B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 352 с.
  160. Н.И. Психологическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 112с.
  161. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -111с.
  162. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 2007.-Кн. 1.- 686 с.
  163. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 2. — 606 с.
  164. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Психология образования. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн. 2. — 606 с.
  165. О.Л. Основы специальной педагогики и психологии. Дидактические факторы трудностей младших школьников в обучении: Учебное пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. — 92с.
  166. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: ООО «Издательство Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2004.-380 с.
  167. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учрежде-' ниях (письмо Департамента общего среднего образования Минобразования РФ от 28.11.2000 № 3131/11−13) // Вестник образования. 2001. — № 1.- С. 77−80.
  168. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. науч. трудов / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 97с.
  169. Л. Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов-М.: Педагогическое общество России, 2001. 444 с.
  170. О' Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джосеф О' Коннор и Иан Макдермотт / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -256 с.
  171. В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г. Кашкуре-вича, Н. Г. Горина. М.: Высшая школа, 1990. — 382с.
  172. В. Возможна ли новая революция в образовании? // Электрон.ресурс. режим доступа: http://m-study.ru/art/7newsicH185
  173. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
  174. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  175. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котов, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 512 с.
  176. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко. M.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005.-432с.
  177. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 е.- ил.
  178. В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. // Иностранные языки в школе. — 1988. -№ 5. — С.7−10.
  179. В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. -М.: Владос, 2007.- 127с.
  180. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 е.- ил.
  181. В.В. Первые итоги эксперимента // Иностранные языки в школе. 1988. — № 5. — С. 7−10.
  182. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. — 588 с.
  183. Примерные программы по иностранным языкам. Пояснительная записка // Иностранные языки в школе. 2005. — № 5. — С. 4−33.
  184. Проблемы суггестологии: Материалы 1-го Международного симпозиума проблемам суггестологии. София: Наука и искусство, 1973. — 670с.
  185. Е.Ю. Дети и языки. Организация жизнедеятельности детей в детском саду: Методическое пособие к программе «Двуязычный детский сад». -М., 1998.- 130с.
  186. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256с.
  187. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульха-новой. Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-320с.
  188. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. A.A. Радугин- Научный редактор Е. А. Кротков. М.: Центр, 1999. -256 с.
  189. Психология развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 250с.
  190. Психология: Учеб. для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Соснов-ского. М.: Юрайт-Издат, 2005. — 660 с.
  191. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  192. Ф.М., Сахарова Т. Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа // Иностранные языки в школе. 1991. -№ 1.-С. 9−17.
  193. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков.-М.: Наука, 1991.- 181 с.
  194. Раннее обучение английскому языку: теория и практика: Сборник научно-методических статей / Печатается по решению кафедры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 112 с.
  195. Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: «Пеленг», 1993. — 64с.
  196. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.-1990. -№ 1. -С. 164−168.
  197. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — Т.1. — 608 с.
  198. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 — Т.2. — 670 с.
  199. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999.-720 с.
  200. И.А. Дидактика. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 256 с.
  201. Руководство практического психолога. Готовность к школе. Развивающие программы: Методическое пособие / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др.- Под ред. И. В. Дубровиной- РАО- Психологический ин-т. 5-е изд. — М.: Академия, 1999. — 93с.
  202. И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2004. — 319 е.- ил.
  203. Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джиб-ладзе- Сост. А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1981. Т. 1. — 656с.
  204. Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джиб-ладзе- Сост. А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1981. Т.2. — 336с.
  205. Г. Б. Готовы ли выпускники школы к продолжению образования // Народное образование, — 1990. № 9.- С. 32−37
  206. Е.А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01- Томск, 2000. 264с.
  207. Е.А. Технология продуктивно-формирующего обучения учащихся: Учебное пособие. Отчет научного результата исследования НИИ СДВиС РАО. Томск, 2001. — 100с.
  208. Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. Дубна: Феникс +, 2002. — 125с.
  209. В.В. Коммуникативная компетенция: Современные подходы к многоуровнему описанию в методических целях // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 107−108
  210. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998 — 256 с.
  211. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288с.
  212. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — Т. 1. — 816с.
  213. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — Т. 2. — 815с.
  214. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  215. Н. Мотивация к учению: как управлять её развитием // Народное образование. 2006. — № 4. — С. 193−203
  216. Слесаренко И.В. Educational strategies in foreign language, learning and teaching. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. — 51c.
  217. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512с.
  218. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  219. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: Современное слова, 2001. — 928 с.
  220. Современный философский словарь / С. А. Азаренко, В. А. Андрианов, Д. В. Аникин и др.- Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический Проект, 2004. — 861с.
  221. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239с.
  222. М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика: Учебное пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2005. — 383 с.
  223. Е.А. Возрастная психология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2006. — 208с.- ил.
  224. Социология: Курс лекций / A.A. Радугин, К. А. Радугин. М.: Владос, 1995- 192с.
  225. Способности и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. -Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1989. 146 с.
  226. Л.Ю. Игры для развития и обучения: Дети 5−10 лет. Ярославль: Академия развития, 2001. — 125с.- ил.
  227. Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системообразующий фактор // Иностранные языки в школе. 2007. — № 5. — С. 15−18.
  228. С.Ю. По пути развития школьника М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 176с.
  229. .М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. T.I. -328с.
  230. .М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985. Т.П. -360с.
  231. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 534с.
  232. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 544с.
  233. Л.Ф. Познавательные способности: Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001. — 143с.
  234. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1996. 192 е.: ил.
  235. Л.Ф., Басов A.B. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.- ил.
  236. Г. Д. Некоторые трудности обучения групповому общению на уроках французского языка и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7.- С.46−49
  237. Л.Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224с.
  238. В.М. Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003. — 96с.
  239. В.Н. Новый УМК по английскому языку для V класса В.Н. Филиппова и В. Г. Карасевой // Иностранные языки в школе. 1992. — № 2. — С. 23−28.
  240. Философский энциклопедический словарь // Ред.-сост.: Е. Ф. Губский и др. М.: ИНФРА-М, 2003 — 574с.
  241. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой- науч.- исслед. ии-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М. Педагогика, 1986 — 192 с.
  242. P.M. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
  243. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -СПб: Питер, 2002. 264с.
  244. A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? М.: Владос, 2005. — 383с.
  245. Л., Зиглер Д. Теории личности = Personality theories: основные положения, исследования и применения. СПб.: Питер Пресс, 2001. -606с.
  246. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения. М.: Класс, 1999.-258с.
  247. T.JI. методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: Учебное пособие Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. -425с.
  248. Л.В. Память. Дети 7−10 лет: Учебно-методическое издание Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144с.
  249. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. -200с.
  250. Д.В., Морозов A.B. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. — 301с.
  251. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 128с.
  252. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. — 349с.
  253. И.А., Вербовская М. Е. Английский для младших школьников: Руководство для преподавателей и родителей / Под ред. H.A. Бонк -М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. 192 с.
  254. Школьные технологии. // Основы культуры мышления, — 1997. № 5 -200с.
  255. Р. Духовно-душевные основы педагогики / Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1997.- 144с.
  256. М.В. Психологические факторы эффективности суггестопедии Г. Лозанова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 4. — С.47−51.
  257. Г. П., Розин В. М., Непомнящая Н. И., Алексеев Н. Г. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 442с.
  258. П.Г. Очерки по философии образования М.: Эксперимент, 1993. — 153с.
  259. А.Н. Новый интенсивный метод обучения // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 106−108
  260. Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов М.: Академия, 2006. — 383с.
  261. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды М.: Институт практической психологии, 1997. -414 с.
  262. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. -М.: Наука, 1978. — 390с.
  263. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  264. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 175с.
  265. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment: Council for Cultural Cooperation Education Committee Modern Languages Division, Strasbourg.-Cambridge: Cambridge University Press, 2001.-260 p.
  266. Davis P. Dictation new methods, new possibilities. Cambridge University Press, 1988.- 122 p.
  267. Harmer J. How to teach English An introduction to the practice of English language teaching. Edinburgh Gate Longman, 2000. 198 p.
  268. Proceeding of the I International Symposium on the Problems of Sugge-stology. Bancroft W.J. Pygmalion in the Classroom. Sophia, 1973. — C. 221 228
  269. Vince M. Intermediate. Language. Practice /М. Vince.-London: Macmillan Heinemann English Language Teaching, 1998.-266p.
  270. Wright T. How to be a brilliant English teacher. New York Routledge, 2005.- 178 p.
Заполнить форму текущей работой