Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений диссертационного исследования для разработки педагогических программ профилактики жестокого обращения с детьми, учебных пособий и специальных курсов по педагогике, при проведении лекций и практических занятий в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Автором разработана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогической профилактики жестокого обращения с детьми
    • 1. 1. Жестокое обращение с детьми как социальный и психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Интегративный подход к проблеме превентивной работы по защите детей от жестокого обращения
    • 1. 3. Роль семьи и общеобразовательной школы в системе профилактики жестокого обращения с детьми в российской и зарубежной практике
  • Глава 2. Основные направления педагогической деятельности по предупреждению жестокого обращения с детьми
    • 2. 1. Модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми
    • 2. 2. Подготовка специалистов к работе по профилактике жестокого обращения с детьми
    • 2. 3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по предупреждению жестокого обращения с детьми

Педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проведенного исследования. Современное российское общество переживает тяжелый переходный период трансформаций и реформ, с которыми связаны многочисленные нерешенные социально-экономические проблемы, нередко провоцирующие жестокость и насилие, а также утрату чувства безопасности у граждан.

Российские дети подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т. д. Тем не менее, доминирующим остается подход, согласно которому под статьи уголовного кодекса Российской Федерации подпадает незначительная часть действий с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья ребенка, таких как убийства, истязания, телесные повреждения и т. д.

На этом фоне проблема жестокого обращения с детьми все чаще становится предметом научных теоретических и прикладных исследований отечественных ученых. Насилие в семье в современной России такое же обычное явление, как насилие на улицах городов. Оно постоянно совершается в каждой четвертой российской семье.

Подлинным национальным бедствием стали и убийства с целью избавления от больных и немощных детей, в том числе с намерением завладеть их имуществом, чаще всего жилплощадью [90, 42].

Генеральная прокуратура Российской Федерации ежегодно фиксирует около 2 млн. российских детей в возрасте до 14 лет, подвергающихся избиениям и истязаниям со стороны родителей. Две тысячи детей и подростков, устав от домашних скандалов и унижений, кончают жизнь самоубийством. За последние годы количество самоубийств несовершеннолетних резко возросло, при этом 4 из 10 самоубийств дети совершают дома [101, 148].

Ситуация осложняется тем, что в настоящее время возможности государства в решении социальных проблем ограничены, и дети становятся самой незащищённой категорией населения. А ведь становление гражданского общества начинается с гражданского становления ребенка. Вот почему государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить защиту детей от несправедливости, оскорблений, унижения человеческого достоинства, от всех форм эксплуатации и насилия над личностью, где бы они ни проявлялись — в семье, в школе, на улицах городов и поселков и т. д.

Важную роль в решении этой сложнейшей задачи сегодняшнего дня обязаны сыграть образовательные учреждения. Они могут способствовать педагогизации деятельности различных ведомств, осуществляющих социальную защиту детей, приблизить их работу к запросам социальной практики. Именно школа обязана принимать активное участие в защите интересов детей и отстаивании их прав.

Особую значимость для исследования приобретают: философско-социологические и психологические положения, представленные в работах Б. Г. Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Афанасьева, В. В. Бойко, В. М. Иванова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. Т. Лисовского, П. А. Сорокина, Г. Н. Филонова и др.- исследования феномена «синдром избитого ребенка» (Д. Гил, С. Уиздом, М. Страус, Р. Геллес, Р. Джиллес, Дж. Белски и др.) — выявление взаимосвязи жестокого обращения с детьми и асоциального поведения (С.А. Беличева, E.H. Волкова, Е. М. Вроно, И. Н. Григорович, В. Е. Дружинин, A.A. Северный, Б. Ю. Шапиро, G. G. Conger, A. Guggenbuhl, R. Soonets, А. С. Huston, G. Kagan и др.) — определение характерных особенностей детей, проявляющихся как следствие жестокого обращения с ними (A.B. Бабушкин, М. И. Буянов, Е. М. Вроно, B.C. Собкин, Б. Н. Алмазов, Г. Беккер, К. Бэйли, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм, Ж. Кетле, Дж. Кауфман, Р. К. Мертон, A.M. Прихожан, М. Раттер, Ф. Райе, Д. И. Фельдштейн, Г. Фигдор, Д. Халаган) — проблемы воспитания «трудных детей» (В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, A.B.

Мудрик, О. П. Богачева, С. В. Кочеткова, Г. М. Миньковский и др) — медико-физиологические аспекты рассматриваемой проблемы (А. Догадина, JI.O. Пережогин, Т. В. Печерникова, A.A. Северный) — вопросы профилактики жестокого обращения с детьми, коррекции их поведения и реабилитации (H.A. Асанова, E.H. Волкова, Н. В. Курасова, В. Г. Маралов, А. Н. Моховиков, Т. Я. Сафонова, В. А. Ситаров, Н. В. Тарабрина, A. Bandura, С. Кешре, D. Ross и др.).

Информационно-аналитическая база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей от жестокого обращения представлены в работах В. В. Волкова, И. Н. Григоровича, E.H. Волковой, Г. Э. Силасте, D. Finkelhor, J. Myers, В. D. Schmitt и др.).

Различные аспекты проблемы насилия над личностью рассмотрены в трудах Н. Макиавелли, К. Маркса, Т. Гоббса, Ч. Ломброзо, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Фромма и др.

Жестокое обращение с детьми некоторые авторы выделяют в качестве одной из ведущих причин их асоциального поведения.

Учитывая большое значение проведенных исследований для разработки проблемы профилактики жестокого обращения с детьми необходимо отметить, что недостаточно исследованными остаются важнейшие вопросы специфики превентивной работы школы в решении проблемы насилия над детьми, использования в этой работе профилактического потенциала социальной среды, интеграции взаимодействия государственных, общественных и частных служб.

Рассматриваемая проблема требует дальнейшего исследования и анализа в контексте ее междисциплинарного изучения, в том числе, с учетом теоретических обобщений и практического опыта зарубежных стран.

Названные обстоятельства свидетельствуют в пользу актуализиции проблемы профилактики жестокого обращения с детьми, фиксируя особую важность ее педагогического аспекта.

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы в области рассматриваемой проблемы позволили выявить следующие противоречия: между актуальной потребностью общества в осуществлении педагогической профилактики жестокого обращения с детьми и недостаточной разработанностью педагогических аспектов организации и реализации такой деятельности;

— между значительными возможностями воспитательных и образовательных учреждений в выборе средств, форм и методов ведения воспитательно-образовательного процесса и реальной работой по профилактике жестокого обращения с детьми;

— между широким распространением информационных технологий и недостаточной разработанностью, а также использованием диагностических методов, позволяющих педагогу выявить факты жестокого обращения с детьми в форме физического, сексуального, эмоционального насилия над детьми и случаев пренебрежения нуждами ребенка;

— между богатым мировым опытом в области диагностики и предупреждения жестокого обращения с детьми и ограниченным использованием этого опыта в отечественной педагогической практике.

Данные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в определении особенностей организации и тенденций развития системы педагогического предупреждения жестокого обращения с детьми.

Существующие противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему нашей работы: «Педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы».

Ключевые понятия работы:

— жестокое обращение с детьми — любые умышленные, повторяющиеся действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, в результате чего нарушается его здоровье и благополучие или создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы;

— педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми — вид педагогической деятельности, направленной на заблаговременное устранение или ослабление действия факторов, способных оказывать вредоносное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка;

— здоровый образ жизни — оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучияпедагогическое условие — обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса (процесса профилактики жестокого обращения с детьми), в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса;

— ненасилие как принцип педагогики, который выступает в качестве детерминанты доверительного, бесконфликтного, эффективного и продуктивного педагогического взаимодействия, в качестве способа проявления педагогической толерантности.

Цель исследования: разработка, научное обоснование и экспериментальная" проверка модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми.

Предмет исследования: комплекс методов, средств и форм, обеспечивающих результативность педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Процесс реализации педагогической профилактики жестокого обращения с детьми будет эффективным, если:

— профилактика жестокого обращения с детьми станет ценностно-целевой установкой педагогов, родителей, социальных работников;

— будут выявлены социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические факторы, обусловливающие жестокое обращение с детьми;

— будет разработана модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, представляющая собой комплексную систему организационно-педагогических и программно-методических мер, предназначенных для реализации в условиях общеобразовательной школыбудут обоснованы педагогические условия реализации модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач:

1. Обосновать необходимость решения проблемы жестокого обращения с детьми как одной из социальных и психолого-педагогических проблем современной действительности.

2. Разработать модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в общеобразовательной школе.

3. Обосновать комплекс педагогических условий реализации модели профилактики жестокого обращения с детьми в общеобразовательной школе.

4. Разработать программу диагностики детей с точки зрения риска подвергнуться жестокому обращению, а также возможности ему противостоять.

5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми.

Методолого-теоретическая база исследования:

— общие положения методологии науки (И.В. Блауберг, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, B.C. Степин, Д.И. Фельдштейн);

— положения теорий развития стратегий девиантного и делинквентного поведения (Ю.Д. Бабаева, А. Бандура, А. Е. Войскунский, Р. Джессор, Г. Паттерсон, К. Янг и др.);

— деятельностный подход к анализу и организации педагогического взаимодействия в образовательном процессе (А.К. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, B.C. Лазарев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,.

A.К. Маркова, И. В. Роберт, Д. Б. Эльконин и др.);

— системный подход к изучению педагогической практики, представляющий изучаемые объекты в неразрывном внутреннем единстве и во взаимосвязи с внешним миром (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, B.C. Ильин,.

B.Д. Шадриков, Б. Г. Юдин и др.);

— положения теорий насилия над личностью A. Tomison, М. Sanders, W. Cann, С. Markie, L. Tally, R. Barth, J. Landsverk, J. Reid и др.);

— структурно-функциональный подход в процессе педагогического моделирования (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, С. М. Маркова, М. И. Махмутов, Е. А. Ямбург и др.);

— методология научного исследования по проблемам превентивной педагогики и педагогики поддержки (С.А. Беличева, М. В. Богуславский, В. Г. Бочарова, ИА. Зимняя, Д. В. Колесов, А. Г. Макеева, Л. К. Фортова и др.).

В работе использованы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, а также анализ результатов исследований по проблемам предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми, как российских, так и зарубежных авторовдискуссии, наблюдение, беседы, опросыанкетирование, структурно-функциональное моделированиеинтервьюирование и прогнозированиепедагогический экспериментколичественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Определена сущность педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, заключающаяся в организации ненасильственного межличностного взаимодействия через преемственность различных видов и форм профилактической деятельности в системах «подготовка педагога» и «работа с детьми и родителями».

2. Разработана модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, рассматриваемая как сложная и многоуровневая динамическая система, представленная 1 уровнем — теоретико-методическая подготовка педагога к реализации программ по профилактики жестокого обращения с детьми- 2 уровнем — профилактическая работа с детьми, семьей.

3. Обоснован и определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих широкий спектр взаимосвязи компонентов процесса профилактики жестокого обращения с детьми, который базируется на интеграции усилий детей, педагогов и родителей, на функциональной взаимообусловленности социально-образовательного, психолого-педагогического и личностно-индивидуального факторов при оптимальном соответствии между субъективными проблемами личности ребенка и особенностями педагогического процесса.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнены понятия «педагогическая профилактика жестокого обращения с детьми», «ненасилие» как принцип педагогики;

— определены основные факторы, обусловливающие отдельные инциденты жестокого обращения с детьми в семье, вызванные проявлениями агрессии, а также факторы, способствующие формированию системы семейных взаимоотношений на основе насилияуточнены с точки зрения предмета исследования принципы: антропоцентризма, целостности, культуросообразности, поликультурности, ненасилия;

— введен в научный оборот ряд оригинальных материалов (работы австралийских и американских ученых A. Tomison, М. Sanders, W. Cann, С. Markie, L. Tally, R. Barth, J. Landsverk, J. Reid), позволяющих расширить знания по теории и практике зарубежной педагогики и социальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений диссертационного исследования для разработки педагогических программ профилактики жестокого обращения с детьми, учебных пособий и специальных курсов по педагогике, при проведении лекций и практических занятий в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Автором разработана комплексная профилактическая программа, включающая теоретико-методическую работу с педагогами, психолого-педагогическую работу с детьми и консультационную работу с родителями, с семьей, которая может служить методическим ориентиром при разработке стратегий педагогической профилактики жестокого обращения с детьми.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета, кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Московского социально-экономического института, на методических совещаниях и семинарах во Владимирском педагогическом колледже, на конференциях по проблемам университетского образования (Москва, 2004) — по проблемам формирования здорового образа жизни учащейся молодежи и детей дошкольного возраста (Красноярск, 2005) — по формированию института социальной работы (Смоленск, 2006), по современным проблемам и перспективам развития педагогики (Владимир, 2007) — по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей (Владимир, 2008).

Внедрение научных результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Санкт-Петербургских средних школах № 564, № 280, № 306, № 317, № 267.

Экспериментальной базой исследования послужили общеобразовательные школы № 267, № 317, № 306, № 564, № 280 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга,.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2000; 2008 г. г. и содержало следующие этапы:

1. Первый этап (2000;2004 г. г.) — аналитический. На этом этапе изучались работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематикеопределялся категориально-понятийный аппарат исследованияпроводился анализ концепций педагогической профилактики жестокого обращения с детьми в' отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературепроводилось уточнение проблемы, гипотезы, предмета, задач исследования и методов экспериментальной работы, В это время был проведен констатирующий эксперимент.

2. Второй этап (2004 — 2006 г. г.) — теоретико-методологический. В ходе этого этапа осуществлялась доработка основных методов исследования, анализировался собранный теоретический материал, определялось содержание модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми и педагогические условия ее реализации, а также разрабатывались программа психолого-педагогической диагностики детей группы риска.

3. Третий этап (2006 — 2008 г. г.) — этап обобщения результатов проделанной работы. В ходе контрольной фазы эмпирического исследования была проведена работа с экспериментальной (29 учащихся 6−8-х классов) и контрольной (30 учащихся 6−8-х классов) группами школьников, составляющих группу риска. В это же время осуществлялась систематизация материала и литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию научно-педагогических разработок, на достижения в области гуманитарных наук, на объекты теоретической и эмпирической базы, используемой в работеадекватностью используемых методов целям, задачам, гипотезе проведенного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа полученных результатов, подтвержденных опытно-экспериментальной и практической работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность педагогической профилактики жестокого обращения с детьми определяется системной целостностью, основанной на перспективном видении ее развития, личностно ориентированном и аксиологическом подходах и осознании их значимости субъектами социально-образовательного процесса, и заключается в организации ненасильственного межличностного взаимодействия через преемственность различных видов и форм профилактической деятельности в системах «подготовка педагога» и «работа с детьми и родителями».

2. Модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, представленная блоками — подготовка педагогов и работа с детьми и семьей, дает возможность четко охарактеризовать целенаправленный процесс профилактики жестокого обращения с детьмиопределяет соответствие поставленной цели конечным результатам, полученным в ходе экспериментальной работы. Модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми направлена на ориентирование детей на здоровый образ жизни, на развитие позитивных поведенческих стратегий, личностных ресурсов, креативных способностей, перцептивных и коммуникативных навыков, снижение уровня социальной дезадаптации детей.

3. Комплекс условий реализации модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми включает:

— выявление факторов, способствующих жестокому обращению с детьмиосуществление принципов антропоцентризма, целостности, культуросообразности, поликультурности, ненасилия в педагогической деятельности, обеспечение единства семьи, системности и последовательности проводимых мероприятий, адресности педагогической помощи, координации усилий семьи и школы по формированию позитивных стратегий поведения детей, интеграции действий родителей, педагогов и всех заинтересованных служб в работе по предотвращению жестокого обращения с детьми;

— разработку методов (убеждение, внушение, контроль), форм (тренинги, ролевые игры, дискуссии, лекции, представление жизненных ситуаций, встречи с врачами, правоведами, психологами), и средств (РЫ — технологии, демонстрации видеофильмов и т. д.) профилактики жестокого обращения с детьми;

— научно-методическое обеспечение педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, включающее учебно-методический комплекс, в который входит спецкурс и программа подготовки преподавателей, осуществляющих деятельность по профилактике жестокого обращения с детьми в общеобразовательных учреждениях среднего звена, а таюке методические рекомендации для родителей;

— актуализацию субъективной позиции детей на здоровый образ жизни путем включения их в личностно значимую деятельность, создания ситуаций успеха, развития способностей, интересов, коммуникативных умений, ориентации на личностные достижения.

Личный вклад автора состоит в разработке и внедрении педагогической модели и программы в процесс профилактики жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы, построении концепции ненасильственного межличностного педагогического взаимодействия.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечивается методологическими принципами, реализующими деятельно стный, системный, культурологический, личностный, индивидуально-творческий подходы к решению поставленной проблемы, объективным анализом данных, полученных с помощью диагностических методик и психолого-педагогической практики, достаточностью экспериментальной выборки, статистической значимостью полученных результатов, использованием форм и методов, соответствующих объекту, целям и задачам исследования.

Структура диссертации обусловлена поставленными задачами и целью исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 151 позицию, из которых 29 работ на английском языке и приложений.

Выводы к главе 2.

Понятия насилие и ненасилие характеризуют взаимодействие человека с окружающей действительностью: с природой, обществом, с предметным миром и миром человеческих отношений.

Педагогика ненасилия утверждает признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения проблем и конфликтов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Это высший уровень творческого педагогического управления, переходящий в самоуправление личности ученика, позволяющий ему в случае необходимости решительно и обоснованно принимать правильные решения.

По нашему определению ненасилие как принцип педагогики выступает в качестве детерминанты доверительного, бесконфликтного, эффективного и продуктивного педагогического взаимодействия, в качестве способа проявления педагогической толерантности.

Принимая во внимание все сказанное, можно утверждать, что проблема насилия над детьми носит вполне педагогический характер, хотя ее механизмы находятся в ведении преимущественно психологии, добившейся наиболее существенных результатов в изучении природы агрессивного поведения человека, а меры борьбы с проявлениями насилия — прерогатива юриспруденции, где трудно переоценить значение превентивных мер и профилактической работы с неблагополучными семьями. Тем не менее, единственно педагогика, опираясь на опыт и достижения смежных наук, может дать ответ на вопрос: как сделать детство безопасным, а детейзащищенными.

Предлагаемая нами концепция формирования ненасильственного межличностного педагогического взаимодействия, которая содержит теоретико — методологический, организационно — практический, инструментально — деятельностный и личностно — индивидуальный компоненты, может быть реализована в рамках культурно-воспитательного и образовательного пространства общеобразовательной школы.

Нами разработана модель педагогической профилактики жестокого I обращения с детьми, включающая следующие компоненты:

— теоретическую — методическую подготовку педагогов к работе по профилактике жестокого обращения с детьми;

— психолого-педагогическую работу с детьми в рамках культурно-воспитательной и образовательной среды школы;

— консультационно-методическую работу с семьей (родителями).

Содержание каждого направления профилактической деятельности, совокупность их методического и диагностического обеспечения способствуют достижению эффективных результатов профилактической работы, а именно: ориентированию детей на здоровый образ жизни, на развитие позитивных поведенческих стратегий, личностных ресурсов, креативных способностей, перцептивных и коммуникативных навыковснижению уровня дезадаптации детей, их агрессивности и враждебности по отношению к окружающимформированию готовности детей, педагогов и родителей к объединению усилий в рамках педагогической превенции насильственных форм взаимодействия.

Комплекс условий реализации модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми включает:

— выявление факторов, способствующих жестокому обращению с детьмиосуществление принципов антропоцентризма, целостности, культуросообразности, поликультурности, ненасилия в педагогической деятельности, обеспечение единства семьи, системности и последовательности проводимых мероприятий, адресности педагогической помощи, координации усилий семьи и школы по формированию позитивных стратегий поведения детей, интеграции действий родителей, педагогов и всех заинтересованных служб в работе по предотвращению жестокого обращения с детьми;

— разработку методов (убеждение, внушение, контроль), форм (тренинги, ролевые игры, дискуссии, лекции, представление жизненных ситуаций, встречи с врачами, правоведами, психологами), и средств (РЯ — технологии, демонстрации видеофильмов и т. д.) профилактики жестокого обращения с детьми;

— научно-методическое обеспечение педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, включающее учебно-методический комплекс, в который входит спецкурс и программа подготовки преподавателей, осуществляющих деятельность по профилактике жестокого обращения с детьми в общеобразовательных учреждениях среднего звена, а также методические рекомендации для родителей;

— актуализацию субъективной позиции детей на здоровый образ жизни путем включения их в личностно значимую деятельность, создания ситуаций успеха, развития способностей, интересов, коммуникативных умений, ориентации на личностные достижения.

В процессе изучения профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий нами выявлен ряд присущих ей трудностей, которые связаны:

— со сбором полной и достоверной информации и установлением контакта с кризисной семьей;

— с качеством коммуникативного взаимодействия, с анализом препятствий в общении с семьей, имеющей социально-правовые, психолого-педагогические, медицинские и морально-нравственные проблемы;

— с формированием последовательности и согласованием действий разных специалистов в отношении семьи группы риска;

— с сохранением четкой профессиональной позиции, с анализом неудач и промахов в работе с конкретной семьей;

— с дефицитом знаний и практического опыта работы с семьей, пережившей кризис;

— с отсутствием навыка командной работы, распределения ролей и ответственности в группе;

— с высокой эмоциональной вовлеченностью, препятствующей объективному рассмотрению кризисной ситуации в семье;

— с колебаниями при формулировании целей — от глобальных и перспективных до мелких, конкретных;

— с формированием обратной связи с членами семьи, входящей в группу социального риска.

Ученые и педагоги продолжают поиск такого способа построения учебного процесса, который мог бы превратить обучение в своего рода производственно-технологическую цепочку с заранее известным режимом функционирования и прогнозируемым результатом.

Основываясь на концепции П. Р. Атутова, предлагаем представить содержание понятия «технологическая подготовка специалиста» в виде комплекса характеристик его деятельности, имеющей своим результатом преобразование окружающего мира.

Мы разделяем позицию исследователей (А.В. Мудрик, А. К. Маркова, И.П. Лотова), которые считают, что основными слагаемыми совершенствования профессионализма выступают следующие условия: личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, иньересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и т. д.);

— владение знаниями информационно-теоретического и прикладного характера;

— умения и навыки успешной реализации деятельности, характеризующие технологический компонент профессионализма.

По результатам анализа проведенного экспериментального исследования видно, что учащиеся, педагоги и родители, вошедшие в состав соответствующих экспериментальных групп и получившие подготовку по составленной нами комплексной программе, активно проявили свои знания, умения и приобретенные навыки в ходе диагностического обследования на этапе контрольного эксперимента, в то время как члены контрольных групп респондентов продемонстрировали сравнительно невысокие показатели по параметрам, выбранным нами для психолого-педагогической диагностики, что подчеркивает остроту поставленной проблемы и предопределяет необходимость ее углубленной научно-методической и практической проработки.

Заключение

.

С начала XX столетия, когда постепенная гуманизация общества сделала людей более чувствительными к насилию, в качестве актов жестокости в отношении детей стало рассматриваться то, что раньше считалось разумной строгостью или проявлением особенностей характера субъекта наказания.

Решение проблемы профилактики жестокого обращения с детьми представляется возможным лишь на основе социального партнёрства.

160 государственных органов и общественных объединений через широкую просветительскую работу, направленную на формирование сознательного неприятия случаев насилия над личностью и их категорическое осуждение, повышение уровня правовой и педагогической культуры родителей, правового обеспечения решения проблем насилия в семье, расширения и развития специализированных учреждений помощи жертвам насилия.

Говоря о насилии над детьми, нужно принимать во внимание тот факт, что воспитанием и развитием детей занимается педагогика, хотя каков может быть результат воспитания, когда в семье процветает насилие, главным способом взаимодействия взрослых и детей является подавление, ограничение, ущемление прав ребенка? Жестокое обращение с детьми отделяет их от семьи, может служить причиной их агрессии по отношению к сверстникам, а в дальнейшем — и разлада в их будущих семьях.

В настоящем исследовании представлен феномен «жестокое обращение с детьми», идентифицированный в качестве социальной и психолого-педагогической проблемы, проанализирован его категориально-понятийный аппарат, рассмотрены возможности комплексного междисциплинарного подхода к работе в области предотвращения насилия над детьми с учетом видов насилия и жестокого обращения с детьми, обозначена роль семьи и общеобразовательной школы в системе профилактики жестокости и насилия по отношению к детям.

В ходе исследования обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную профилактику жестокого обращения с детьми и разработана модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, использование которых в образовательно-воспитательном процессе школы может оказать действенную помощь практикующим специалистам.

Задачам первичной профилактики жестокого обращения с детьми отвечают программы, направленные на восполнение различных личностных дефицитов (например, развитие уверенности в себе и соответствующего поведения), преодоление жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях), снижение тревожности (школьной, самооценочной, межличностной) как показателя неблагополучного личностного развития, формирование адекватной самооценки, снижение агрессивности, конфликтности и т. д.

Эмпирическая часть исследования содержит результаты апробирования разработанной модели педагогической профилактики жестокого обращения с детьми.

Формирующий эксперимент был направлен на определение структуры и содержания комплексной профилактической работы, имеющей целью исключение проявлений насилия и жестокого обращения с детьми.

С экспериментальными группами респондентов проводились занятия в соответствии с разработанной нами комплексной программой, включающей:

1. Психолого-педагогическую работу с детьми (психолого-педагогическая диагностика, тренинги, ролевые игры, психогимнастические упражнения), направленную на воспитание миролюбия, гуманистических идеалов, на обучение конструктивным способам разрешения конфликтов, на формирование мотивации на творческую самореализацию личности. В основе использованной программы лежат специальные тренинговые занятия, базирующиеся на активных методах групповой работы, такие как курс практических занятий с элементами тренинга «Мой защищенный мир», разработанный О. В. Глуздовой, тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!», автором которого является Д. И. Ежов.

2. Теоретико-методическую работу с педагогами по специально разработанной нами программе, рассчитанной на 84 учебных часа, которая осуществлялась в форме лекций, практических занятий, тренингов, круглых столов, групповых дискуссий (Приложение 3) в соответствии с учебно-тематическим планом (Приложение 4). Подготовка педагогов проводилась с учетом проблем профилактики насилия и жестокого обращения с детьми в рамках культурно-воспитательной и образовательной среды школы, а также в ходе взаимодействия с органами социальной защиты, социально-психологическими службами, медицинскими учреждениями, органами правопорядка;

3. Консультационно-методическую работу с родителями учащихся группы риска, включающую информирование по проблемам психологии подросткового возраста, по проблеме насилия и жестокого обращения с детьми, индивидуальное консультирование детей и родителей по вопросам профилактики школьной и социальной дезадаптации, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей в соответствии с их потребностями и запросами. Кроме того, нами были использованы:

— программа для родителей «Воспитание на основе здравого смысла», разработанная Р. Берком и Р. Херроном и адаптированная Т. Балашовой.

— программа для родителей «Изменение проблемного поведения ребенка», разработанная в Центре по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми Оклахомского университета и адаптированная сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости».

— комплексная профилактическая программа С.Дж. Купер, включающая семинары для родителей и семинары для детей.

В ходе контрольной фазы эксперимента была осуществлена психолого-педагогическая диагностика участников экспериментальных и контрольных групп по параметрам, представленным на этапе констатирующего эксперимента.

Количественный анализ результатов контрольного эксперимента для экспериментальных и контрольных групп респондентов показал:

1. По критерию «агрессивность» количество представителей экспериментальной группы учащихся, ранжированных по агрессивности выше нормы в ходе контрольного эксперимента, оказалось в процентном отношении на 17% ниже, чем на этапе констатирующего эксперимента, в контрольной группе этот показатель почти не изменился (38% и 36% соответственно).

2. Показатель «враждебность» выше нормы, зафиксированный в экспериментальной группе учащихся при контрольном диагностировании, оказался на 15% ниже, чем на констатирующем этапе эксперимента, в контрольной группе он не претерпел существенных изменений (34% и 35% соответственно).

3. Уровень адаптивности учащихся, зафиксированный по ранжиру «высокий» увеличился с 21% в констатирующем эксперименте до 36% в контрольном эксперименте для респондентов экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе этот уровень отличается на1%(21%и 20% соответственно).

4. Качество, теоретической подготовки и практической готовности педагогов к работе по превенции жестокого обращения с детьми, определенное в экспериментальной группе педагогов по высокому уровню ранжирования, увеличилось от констатирующего эксперимента к контрольному на 33%, а в контрольной группе этот показатель составляет соответственно 11% и 12%. у.

5. Позитивно окрашенное родительское отношение к ребенку (позиция «социальная желательность»), выраженное в процентном отношении в экспериментальной группе родителей при контрольном тестировании, составило 62%, а в контрольной группе 44%, в то время как в констатирующем эксперименте этот показатель зафиксирован на уровне 42%.

Качественный анализ полученных результатов позволяет сделать выводы о том, что в ходе исследования:

1. Выявлены морально-этические, социальные, экономические, правовые, психолого-педагогические, медико-физиологические факторы, которые обусловливают содержание педагогической деятельности специалиста, направленной на профилактику жестокого обращения с детьми. Эта деятельность, характеризующаяся педагогическими, социальными и психологическими аспектами (в соответствии с представленной нами моделью педагогической профилактики жестокого обращения с детьми), должна носить многопрофильный, разноплановый, интегративный характер.

2. Уточнены с точки зрения предмета исследования принципы: антропоцентризма, целостности, культуросообразности, поликультурности, ненасилия.

3. Разработана модель педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, рассматриваемая как сложная и многоуровневая динамическая система, представленная 1 уровнем — теоретико-методическая подготовка педагога к реализации программ по профилактике жестокого обращения с детьми- 2 уровнем — профилактическая работа с детьми, с семьей.

4. Определен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих широкий спектр взаимосвязи компонентов процесса профилактики жестокого обращения с детьми, который опирается на интеграцию усилий детей, педагогов и родителей, на функциональную взаимообусловленность социально-образовательного, психолого-педагогического и личностно-индивидуального факторов при оптимальном соответствии между субъективными проблемами личности ребенка и особенностями педагогического процесса.

5. Разработано научно-методическое обеспечение педагогической профилактики жестокого обращения с детьми, включающее учебно-методический комплекс, в который входит спецкурс и программа подготовки педагогов, осуществляющих деятельность по профилактике жестокого обращения с детьми в общеобразовательных учреждениях среднего звена, а также методические рекомендации для родителей.

6. Экспериментальная проверка результатов исследования показала эффективность разработанной модели и педагогических условий профилактики жестокого обращения с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Однако рассмотренные в диссертационном исследовании вопросы не исчерпывают затронутую проблематику. Дальнейшей разработки требуют, по нашему мнению, следующие направления:

1. Дополнение образовательно-воспитательного процесса общеобразовательной школы креативным взаимодействием его участников в рамках работы по профилактике жестокого обращения с детьми.

2. Совершенствование культурно-воспитательной среды как элемента воспитательной системы общего образования.

3. Развитие информационно-аналитической базы системы защиты детей от насилия и обеспечение ее доступности для специалистов.

4. Решение проблемы методологической, методической, организационной рассогласованности в деятельности организаций и служб, призванных осуществлять работу по защите детей от жестокого обращения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект: Монография.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 237 с.
  2. М.Н., Гусейнов А. Г. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры//Педагогика.-№ 1.-2008.-С.67−73
  3. Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми,— М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997.- 160 с.
  4. А.Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей. Дис.. канд. пед. наук.-Владимир, 2006.-212 с.
  5. С.А. Основы превентивной психологии.-М., 1993.-246 с.
  6. В.В. Изучение средовой адаптации детей с делинквентным поведением. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения).- М.: Новый отсчет, 2001.- 189 с.
  7. И. Введение в основания нравственности и законодательства.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.- 415 с.
  8. Э. Игры, в которые играют люди.- М.:Изд-во Эксмо, 2004.-320 с. 9. Большой толковый социологический словарь. В 2 тт. М., 1999.- 784 с.
  9. Большой юридический словарь, — М., 1998,-584 с.
  10. Большой психологический словарь. М.: Просвещение, 2003. — 535 с,
  11. Боннер Б, Балашова, Т., Чаффин М., Соонетс Р. Краткий очерк по развитию предотвращения насилия над детьми в Восточной Европе.-Будапешт, 2004.- 176 с.
  12. С. В мерии обсудили вопросы жестокого обращения с детьми http:// Saratov, rfn. ra/rnews. html? id=41 581
  13. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательного взаимодействия. Автореф. дис.. канд. пед. наук, — Екатеринбург. 1993.- 33 с.
  14. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989 С.-286 с.
  15. С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка //Вестник МГУ. Серия 18. -1997.-№ 3.-С.122−125
  16. Вопросы диагностики психического развития /Под ред. В. И. Лубовского.-Таллин, 1974.- 186 с.
  17. Л.С. Проблемы дефектологии.-М., 1985.-398 с.
  18. Л.С. Педагогическая психология.-М., 1991.- 456 с.
  19. В.Н. Основы превентивной педагогики: Монография.- М.: ВУ, 195.- 225 с.
  20. Ю.З. Психодиагностика в школе.- М., 1989.-224 с.
  21. А.И., Егорова Л.Г.Педагог в гуманистической воспитательной системе школы.-Тула: ТОИРО, 1996.-168 с.
  22. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1−4, — Т.2. -М.: Русский язык, 1978.-Т.2, 1979.-779 с.
  23. В.А. Тендерный подход к психологическому исследованию профессионализации педагога//Педагогика 2008.- № 1 С. 74- 78
  24. М. А. Пережогин Л.О. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших.- М., 2000.-189 с.
  25. В., Крюкова Н, Несовершеннолетние преступники в России.- М., 1999.-196 с.
  26. В.А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования /Рос. Акад. Образования, теории образования и педагогики.- М., 1999.-228 с.
  27. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-Л., 1982.-208с.
  28. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. E.H. Волковой.- СПб.: Питер, 2007.-256 с.
  29. ЗО.Зверева Н. М., Касьян A.A. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. — 1993. — № 1. — С. 9−12
  30. Н.О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.- СПб., 2003.-242 с.
  31. H.H. Социализация и социальная адаптация детей с когнитивными нарушениями в системе дополнительного образования: Монография.- Тамбов: ЧП Першина Т. В., 2004.-176 с.
  32. Г. М. Общие принципы организации профилактической и реабилитационной работы и условия их реализации,— М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.-189 с.
  33. , М.З. Социология воспитания / М. З. Ильчиков, Б. А. Смирнов.-М., 1996.-142 с.
  34. Г. Н. Сущность насилия.- М., 1990.- 244 с.
  35. Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни //Вестник МГУ. Сер.7. Философия.-2000.-№ 6.-С.85−92
  36. С. Агрессия и агрессивность //Школьный психолог, 2000.-№ 26.-С .18−24
  37. Кон И. С. Социологическая психология.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.-560 с.
  38. И.А. Активные и интерактивные формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Методические рекомендации. Рязань: Рязанский областной институт развития образования, 2003.- 51 с.
  39. P.M. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России. Автореф. дис.. д ра пед. наук.- М., 1998,39 с.
  40. Купер Салли Дж. Пособие для работников проекта по предотвращению насилия по отношению к детям.- Нью-Джерси, 1978.- 146 с.
  41. О.В., Марыганова Е. А., Петрякова O.JI. Мониторинг воспитательного потенциала семьи //Педагогика.-№ 3.-2008.-С. 53−59
  42. Ф., Чепмен Г. 5 путей к сердцу ребенка.- СПб.: Генезис, 2000. -237с.
  43. О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Дисс. канд. психол. наук.-М.2004.-176 с.
  44. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001. — 346 с.
  45. В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Оренбург, 2000.-24 с.
  46. А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Школа-Пресс, 1997.-239 с.
  47. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия http:// www. philosophy, ru/ iphras/ library/ deti/ ch2. html.
  48. Ю. M. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история.- М., 1996.-540 с.
  49. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.-384 с.
  50. А.А. Злоупотребление правом.- М., 2002.-188 с.
  51. А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 10−11 кл./А.Г. Макеева- под ред. М. М. Безруких. М.: Просвещение, 2005. — 64 с.
  52. А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе.- М.: Сентябрь, 1999.-206 с.
  53. A.C. О взрыве //Соч.: В 7 т.- АПН РСФСР, 1957.- Т.5.- 689 с.
  54. A.C. Лекции о воспитании детей //Соч. в семи томах. Т.4.-М., 1957.- 464 с.
  55. Л.Б. Междисциплинарный подход в работе с трудными семьями, — Н.Новгород, 2003.- 109 с.
  56. Л.Б. Консультация по переписке с подростками, отбывающими наказание. Руководство для практических психологов.- Нижний Новгород, 2001.- 164 с.
  57. A.B. Создание условий развития личности в воспитательных организациях. М.: МСЭИ, 2008.-246 с.
  58. A.B. Мои методологические штудии.-М.: МСЭИ, 2008. 36 с.
  59. Э.Щ. Приемы педагогического воздействия.- М.: Просвещение, 1972.- 342 с.
  60. P.C. Психология. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576 с.
  61. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 540с.
  62. O.A. Жестокое обращение с детьми.- Магнитогорск, 2000.-169с.
  63. С.И. Словарь русского языка/Под ред Н. Ю. Шведовой.-М.: Рус. Яз., 1984.- 797 с.
  64. Д.В. Психология масс.- СПб.: Питер, 2001.-232 с.
  65. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2002 г.- М., 2002. 120 с.
  66. О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год.-М., 2002.-189 с.
  67. А.Б., Шапиро А. З. Толерантность http:// www. krugosvet. ru /articles/ 10 /1 001 072/ 100 1072al. Htm
  68. А.Б., Хазанова M.A. Феномены эмпатии и конгруэнтности //Вопросы психологии.- 1993.- № 3.- С.68−73
  69. Э.А. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности.-М., 1988.-240 с.
  70. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общ. ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 367с.
  71. JI.A. Современные проблемы деструктивного поведения несовершеннолетних. Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета педагогики /Под ред. JI.B. Мардахаева.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2001.-228 с.
  72. М.М., Лоренсов A.B., Хомерин О. Г. Управление инновационными процессами в образовании.-М., 1994.- 416 с.
  73. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.672 с.
  74. Проект Россия. Выбор пути.- М.: Эксмо, 2007.- 448 с.
  75. Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся: Сб. научн. тр./Под ред. Ю. В. Гербеева.-М., 1991.- 188 с.
  76. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие/Под ред. Г. М. Иващенко.-М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.208 с.
  77. A.A. Психологические деформации семьи //Психология подростка. Полное руководство/Под ред. A.A. Реана.-СПБ., 2003.- 246 с.
  78. Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие.-М., 2006.-164 с.
  79. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
  80. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. -192 с.
  81. Т.Я., Цымбал Е.И.Жестокое обращение с детьми.-М., 1999. -269 с.
  82. Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением: Автореф. дис.. канд. псих, наук.- Курск, 2001.-16с.
  83. В.П. Проблемы подготовки студентов к работе в социальных сферах и междисплинарных командах http:// www. supporter, ru/ lib. phtml? idr= 59&id=241
  84. A.H., Хрипкова B.A. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5−11 классы. М.: ВАКО, 2004. 272 с.
  85. Г. Э. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) //Обозреватель.-№ 2.- 1998.- С.39- 44
  86. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе, — учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Под ред. В. А. Сластенина.-М.: Академия, 2000.-289 с.
  87. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой М.: Юрист, 1997.- 296 с.
  88. Советский энциклопедический словарь /Под ред. А. И. Прохорова.-М.: Советская энциклопедия, 1990.-1632 с.
  89. Современная западная социология.-М., 1990.-358 с.
  90. Современные педагогические технологии как средство развития интереса и творческих способностей учащихся по биологии http:// www. orenipk. ru/kp/|distantkurs/kursvibor/biolog. Htm
  91. E.T. Психотерапия детей, переживших насилие // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие /Под ред. JI.C. Алексеевой.-М., 2000.-184 с.
  92. Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования //Социальная педагогика.-2003.-№ 1.-С.42−45
  93. П.А. Социальная роль семьи и школы. Педагогическое наследие русского зарубежья.- М., 1993.- 248 с.
  94. В.А. Разговор с молодым директором школы //Избр. пед. соч.Т.З.-М., 1981 -468 с.
  95. Дж. Социальное влияние.- СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  96. Г. П., Семенова И. В. Проблема жестокого обращения с детьми и пути ее решения // Альманах судебной медицины. 2001.-№ 2.- С.146−149
  97. H.H., Кулаков С. А. Изучение поведения подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии.-1989.-№ 2, — С.98−102
  98. К.Д. Человек как предмет воспитания //Педагогические сочинения в шести томах. T. 6.-М., 1990.- 493 с.
  99. К.Д. Собр. Соч. М., 1950. Т.10.-589 с.
  100. C.B. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2000.-17 с.
  101. К. Как научить детей сотрудничать.- М.: Школа-Пресс, 1998.205 с.
  102. Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков.- Владимир: ВГПУ, 2002. 390с.
  103. Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Дисс.. д-ра пед. наук.- М., 2002. 582 с.
  104. И. Себя как в зеркале я вижу.- М.: НФ Класс, 1996.- 99 с.
  105. И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии.- М.: Изд-во Института Психиатрии, 2002. 228 с.
  106. М.Г., Гукова Е. Г. Социальная деформация семей и проблематика семейной конфликтности // Семья в процессе развития (Материалы международной научно-практической конференции).-М, 1993.202 с.
  107. .Ю., Сидоренкова Т. А. и др. Социальные работники за безопасность в семье /Под. ред. М. И. Либоракиной.- М., 1999.-246 с.
  108. ИЗ. Широкова Е. Ф. Педагогическая технология важный компонент профессиональной подготовки современного учителя http:// bspu. ab. ш/ journal/ pedago pedagog 2p schir. html
  109. Т. И. Олиференко Л.Я., Быков A.B. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы.-М., 2003.-198 с.
  110. Г. И. Педагогические проблемы познавательных интересов учащихся.- М., 1988.- 248 с.
  111. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар, 1993.-268 с.
  112. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. -1997. № 2. — С. 66 — 70
  113. Экспертиза и проектирование образовательных сред http:// www. Iiceuml550. ш/ projects/ expertizaedu. Htm
  114. Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Академия ИЦ, 2008.- 328 с.
  115. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана http:// hghltd. yandex, net/ yandbtm? url= http% 3 A% 2 F% 2 F www. PHILOSOPHY. ru% 2F
  116. Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей -жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи //Мир психологии.- М., 1998.- 144 с. 122. http:// wciom. ru /arkhiv/ tematicheskif- arkhiv/ item/ single/ 4049. html
  117. Corby B. Child abuse: Towards a Knowledge Base, Open University Press Breckigham, PA.-185 p.
  118. , D. (1993). «Child maltreatment research: Implications for program design.» In Cicchetti, D and Toth, S. (Eds.). Child Abuse, Child evelopment, and Social Policy. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation.-426 p.
  119. DeKlyen, M., Speltz, M L., & Greenberg, M. T. (1998). Fathering and early onset conduct problems: Positive and negative parenting, father-son attachment, and the marital context. Clinical Child and Family Psychology Review, 1(1.-369 p.
  120. De Mause L. The evolution of childhood //History of Childhood Quarterly. Spring, 1974. V. I. № 4, — P. 56 63
  121. Dombrowski, S. C, & Gischlar, K. L. (2005). Keeping children safe from online sexual victimization. NASP Communique, 34(2).-392p.
  122. Graham H. D., Guit T. R. The history of violence in America: historical and comparative perspectives. 1969.- 242 p.
  123. , S. L. & Lowery, S. (2002). A view from the classroom. Educational Leadership, 59.- 320p.
  124. , K. & Hollo way, J. (2002). A framework for school leaders: Linking the ISLLC standards to practice. (Princeton, NJ: Educational Testing Service 134.192 p.
  125. Hoy, W. K., Smith, P. A., & Sweetland, S. R (2003). The development of the organizational climate index for high schools: Its measure and relationship to faculty trust. High School Journal, 86.-334 p.
  126. Hurrelmfnn K. Einfuhrung in die Sozialisationstheorie: Uber den Zummenhand von Socialstructur und Personlichkeit. Basei, 1989.- 289 p.
  127. Kempe R. S. Kempe C. H. Child Abuse.- London, 1978.-248 p.
  128. Kendall-Tackett, K. A., & Eckenrode, J. (1996). The effects of neglect on academic achievement and disciplinary problems: A developmental perspective. Child Abuse & Neglect: The International Journal, 20.-315 p.
  129. Longman Dictionary of Contemporary English: New edition. Burnt Mill, Harlow: Longman, 1987.- 1688 p.
  130. Macmillan English Dictionary Bloomsbury Publishing Pic 2002, — 1692 p.
  131. Malinosky-Rummell, R., & Hansen, D. J. (1993). Long-term consequences of childhood physical abuse. Psychological Bulletin, 114.-288 p.
  132. National Clearinghouse on Child Abuse and Neglect Information (NCCAN). (2003). Foster Care National Statistics. Washington DC: U.S. Department of Health and Human Services.-232 p.
  133. Oddone, E., Genuis, M. L., & Violato, C. (2001). A meta-analysis of the published research on the effects of child sexual abuse. Journal of Psychology, 135.- 326 p.
  134. Oxford Universal English Dictionary/ Prepared by W. Little et. AI. Oxford: Oxford University Press. 1990. 201 lp.
  135. Prilleltensky, I., Nelson, G. & Peirson, L. (2001). Promoting family wellness and preventing child maltreatment: Fundamental for thinking and action. Toronto: University of Toronto Pressp.- 382 p.
  136. Steinberg, L., Lamoborn, S. D., Dornbusch, S. M., & Darling, N. (1992). Impact of parenting practices on adolescent achievement: Authoritative parenting, school involvement, and encouragement to succeed. Child Development, 63(5).-1292 p.
  137. , A. M. (1998). Valuing parent education: A cornerstone of child abuse prevention. Child Abuse Prevention Issues (10).-202 p.
  138. Webster s New World dictionary of American English /Ed.- in- chief V. Neufeldt. N. Y.- W Webster s New World, 1988.-1696 p.
  139. Willis, D. J., Holden, E. W., & Rosenberg, M. (1992). Prevention of child maltreatment: Developmental and ecological perspectives. New York: John Wiley & Sons.-283 p.
  140. Школа № -------------------------------района Приложение 1
  141. Карта опроса учащегося с целью выявления принадлежности к группе риска
  142. Ф. Характеристика семьи Нарушение Нали- Поста- Соц- Матеп/п И. общения с чие новка па школь ный учет (есть/ нет) быт. риаль ное ПО- лож. семьи
  143. О. алко-голи-зиро-вап-ная многодетная опекаемая неполная прочее, в т. ч. благополучная учителями (есть/ рет) свер-с гни-ками (есть/ нет) родителями (есть/ нет) трудно с-стей в учебе (есть/ пег) условия1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 141.
Заполнить форму текущей работой