Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла: На примере физики
Диссертация
Основные положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получали одобрение на Международной научно-практической конференции (Ишим, 2001) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов» (Челябинск, 1999, 2000), «Инновационные процессы в системе современного образования» (Горно-Алтайск, 1999… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования предметно-специфического мышления
- 1. 1. Проблемы дефиниции и подходы к определению содержания предметно-специфического мышления в педагогике и психологии
- 1. 2. Определение предметно-специфического мышления
- 1. 3. Теоретическая модель предметно-специфического физического мышления
- Выводы
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования предметно-специфического физического мышления
- 2. 1. Содержательные основы, методика и схема эксперимента
- 2. 2. Конкретная педагогика формирующего эксперимента
- 2. 2. 1. Формирование предметно-специфического физического мышления при изучении нового материала
- 2. 2. 2. Формирование предметно-специфического физического мышления на уроках повторения и закрепления учебного материала
- 2. 2. 3. Логическая основа предметно-специфического физического мышления
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
- 2. 4. Общее и особенное в формировании предметно-специфического мышления
- Выводы
Список литературы
- Алексеев Н.А. Личпостно-ориентировочное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. — 216 с.
- Алешкевич А.С. Формирование материалистического мировоззрения при изучении астрономии в школе. Минск: Народная асвета, 1976. — 109 с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Андреев И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. -М.: Знание, 1982. 64с.
- Атаханов Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. Москва — Рига, 2000. — 208с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. -317с.
- Барашенков B.C. Существуют ли границы науки. М.: Мысль, 1982. — 208с.
- Башкатова И.С. Экспериментальные задачи качественного характера в курсе физики 9 класса. Челябинск: ЧПГУ Факел, 1997. — 66с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростка. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пед. ин -та, 1993. — 240с.
- Болотина Г. К. Соотношение базисного и вариативного компонентов предметов естественнонаучного цикла профессионального лицея: Дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1996.-120с.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале биологии. М.: Педагогика, 1981. — 72с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва -Воронеж: Институт творческой психологии, 1996. — 392с. in
- Брушлинский А.В. Психология, мышление и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. — 345с.
- Бусев А. И. Ефимов И.П. Определение, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981. — 192с.1 8. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48с.
- Вахтомин Н.К. Практика, мышление, знание. М.: Наука, 1978. — 41с.
- Ведин Ю. Структура, истинность и правильность мышления. Рига: Лиесма, 1979. — 193с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336с.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 174с.
- Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Просвещение, 1987.-96с.
- Войшвилло. Понятие как форма мышления. М.: МГУ, 1989. — 239с.
- Вопросы методологии и мелодики преподавания физики, химии: Сб. ст/ 11од ред. Оспанова Х. К. Алма-Ата: КГУ, 1988. — 82с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1991.-312с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1994. — 414с.
- Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственной деятельности представлений и понятий. //Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 1998.-№ 2 С.3−8
- Гильманов С.А. Система внутришкольной диагностики результатов личности ориентированного обучения. — Тюмень, 1997. — 8с.
- Горчакова Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности сематичеекой активности // Вопросы психологии, 1999,-№ 3, — С. 74.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск: СГПИ, 1988. — 72с.
- Гурьянов Т.А. О преподавании физики в 7 классе. Челябинск: ЧПГУ Факел, 1998. — 185с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992.-ч. 1−2.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995. — ч.1.
- Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физики в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧПГУ, 1999. — 140с.
- Дзида Г. Л. Развитие способностей и решение учебных задач. Тюмень: ТГУ, 1997. — 188с.
- Дегтярев С. I I. Дидактические условия и принципы проведения специальных занятий для развития обучаемости учащихся.: Дис.канд.пед.наук. Тюмень, 1996. — 152с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 368с.
- Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень: ТГУ, 1993.-45с.
- Загвязинский В. И. Прудаева В.Н. Азбука развивающего обучения. -Тюмень: ТГУ, 1995, — 70с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: ТГУ, 1995.-97с.
- Загвязинская Н.М. Формирование экономической культуры учащихся сельской школы.: Дис. канд.пед.наук. Тюмень, 2000. — 158с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у молодежи и школьников. -М.: Педагогика, 1984. 152с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Российский открытый университет, 1992, — 128с.
- Зверев И.Д., Мячникова А.II. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191с.
- Зорина Я.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
- Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М.: Политиздат, 1973. — 181с.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 199(i. — 240с.
- Ивин Л.А. Логика. М.: 1 ардарики, 1999. — 352с.
- Икрамов Д. Теория и практика развития математической культуры школьников.-Ташкент, 1987.-123с.
- История и методология естественных наук: Сб.науч.тр. М.: МГУ Физика, 1963. Вып.2. — 333с.
- История и методология естественных наук. Сб.научн.тр./Под ред. Л. И. Гордеева. М.: МГУ, 1966.Вып.4. — 330с.
- История и методология естественных наук. Сб.научи.тр./Под ред. Т. А. Рыбенко. М.: МГУ, 1988.Вып.34. — 228с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. -№ 5-С. 48.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200с.
- Карасов B.IO. Познавательные вопросы и задачи по биофизике. -Челябинск: 41 Н У, 1998. 75с.
- Картович В.И. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск: Наука, 1986. -175с.
- Клещева li.II. Развитие политехнического кругозора учащихся на уроках химии. М.: Просвещение, 1969. — 126с.
- Колягип Ю.М. Математика и развитие логического мышления/УАктивизация обучения математике в сельской школе: Пособие для учителей/Сб. статей. Сост. |().М.Колягин.-М.: Просвещение, 1975.- С. 28,29.
- Кочергпн Л.П. Моделирование мышления. М.: Политизда'1, 1969. — 224с.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989, — 144с.
- Кузнецов В.И. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1979. — 151с.
- Кузнецов М.Е. Личностью- ориентированное обучение школьников. -Брянск: ЬГПУ, 1999. 94с.
- Кузнецова Л.И., Кузнецов М. Е. Молекулярная физика и основы термодинамики в школе. Новокузнецк: ИПК НГГУ, 1998. — 191с.
- Крутецкий В.Д. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М.:Просвещение, 1968.- 420с.
- Крышова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 96с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. — 152с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся. М.- Просвещение, 1982. — 191с.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Просвещение, 1979, — 190с.
- Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса /1 lep. c апг. О. Е. Бичепский. М.: Новая школа, 1995. — 48с.
- Логико-гносеологические исследования категориальной ciруктуры мышления: Сб.научн.труд. / Под ред. M.M.11оповича М. М. Киев: Наукова думка, 1980. — 338с.
- Лойфшан И.Я. Принципы физики и философские категории. Свердловск: УГУ, 1973. — 149с.
- Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. — 78с.
- Лукапюнок О.И., Щуркова III. Конфликтологический тпод для учителя. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 80с.
- Маньковская Т.Н. Учитель ученик//Новое в жизни, науке, технике.-1977.-№ 2.-С.64.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 298с.
- Матюгин И.Ю., Чакаберия В. И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. М.: Эйдос, 1994, — 476с.
- Маркова А.К., Матис Т. Д. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
- Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского М.: Просвещение, Берлин: Фольк УНД ЕЗисин, 1978. -224с.
- Методология и методика формирования научных понятий и учащихся школ и студентов: Тез. докл. Всерос. научн. конф. Челябинск: ИНГУ, 1999. — 137с.
- Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов: Тез. докл. Республ. научн. конф. Челябинск: ЧПГУ, 2000. -103 с.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе / 11од ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 191с.
- Методологические и философские проблемы физики: Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1982. — 334с.
- Методологические и философские проблемы химии: Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1981. — 333с.
- Методологические и философские проблемы биологии: Сб. ci. Новосибирск: Наука, 1981. 333с.
- Методологические аспекты естественнонаучных исследований: Сб. научн. тр. Киев: Наукова Думка, 198 1. — 2 I 4с.1.н>
- Мигдал А.Ь. Как рождаются физические теории. М.: Педагогика, 1984. -129с.
- Моложавенко В.Л. Личностно-ориентированное педагогическое обучение. -Екатеринбург: УГУ, 2000. 125с.
- Монис С.С., Монис С. Л. Активные формы и методы обучения биологии: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1988. — 176с.
- Мощанский В.Н. Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе. Псков: ПО ИУУ, 1994. — 68с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащегося при изучении физики. М.: Просвещение, 1976. — 158с.
- Мултановский В.В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977. — 168с.
- Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Просвещение, 1975. — 144с.
- Немов Р. С. Психология Т. 1. М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1974. — 688с.
- Перспективы создания системы непрерывного образования: Тез.докл. Межрегиональная научн.конф. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — С.100.
- Негров Ю.Л. Культура мышления. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 1 18с.
- Петров Ю.Л. Азбука логического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991,-120с.
- Преподавание неорганической химии в 7−8 кл.: Метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 208с.
- Подольский А.И. Организация учебной деятельности школьника на уроках физики. Магнитогорск: МГПИ, 1993. — 72с.
- Подольский А.И. Формирование учебной деятельности школьников на уроках физики в 7 классе. Ч. 1,2,3. Магнитогорск: МГПИ, 1997.
- Подольский А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 237с.1.I:104. 11одольский Д.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 237с.
- Познавательные процессы и способности в обучении ' Под ред. В. Д. Шадрикова М.: Просвещение, 1990. — 142с.
- Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике 7−1 1 классах //Под ред.В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. — 190с.
- Пузанов В.А. Вопросы развития логического мышления. М.: Академия им. К. А. Тимирязева, 1974. — 81с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащегося. -М.: Просвещение, 1975. 272с.
- Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1966. -153с.
- К). Решакова В. И. Развитие логического мышления учащегося при обучении физики: Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1985. — 93с.
- Родионов В.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: 11)05. -48с.
- Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия наук СССР, 1958. — 221с.
- ПЗ.Селевко Т. К. Опыт системного анализа современных педагогических технологий //Школьные технологии. 1996. — № 6. — С. З — 43 .
- Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных иедаго! ических •технологий//Школьные lexiioJiornn. 1997. -№ 1. -С. 14 15с.
- Семыкин И.П., Любичаиковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 88 с.
- Сериков В.В. Личноегно-ориентированное образование. /V Педагогика, 1994.- № 5. С. 16−20.
- Систематизация и развитие знаний о строении атомов при обучении химии в среднем ПТУ: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1980. — 3 1с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактических концепций. М.: Педагогика, 1989. — 128с.
- Спасский Б.И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 95с.
- Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня /Вопросы психологии, 1993. № I. -С. 92−102.
- Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике 7−1! кл. М.: Просвещение, 1996. -95с.
- Тихомирова Л.Д. Развитие интеллектуальных способностей школьника: пособие для родителей. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240с.
- Тульчипский М.Н. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972. — 240с.
- Трофимов A.M., Солудухо И. М. Вопросы методологии современной географии: Учебное пособие. Казань: КГУ, 1986. — 83С.
- Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей /Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение. — 1993. — 288с.
- Усова А.В. Педагогические условия развития творческих списобноск-й учащихся. Челябинск: ЧПГ’У, 1997. — 16с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: 11росвещение, I9.XM. — I 12с.
- Усова Л.В. Психолого-дидактические основы формирования физических ^ понятий: пособие по спец. курсу. Челябинск: Челябинский рабочий, 1988.89с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Федорак J1.M. Формирование исследовательских умений и учащихся в проблемно-модульном обучении: Дис. .канд. пед .наук. Тюмень, 1997.
- Фейдман Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост// Мер. с англ. -Симферополь: Ред. отдел Крымского комитета по печати, 1993. 448с.
- Фейнман Р. Характер физических законов //Г1ер. с англ. М.: Наука, 1987.-160с.
- Флэйк-Хобсон к., Робинсон Б. Е. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Пер. с англ. //Общ.ред. М. С. Мощаненко. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 51 1с.
- Формирование учебной деятельности школьников /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для ^ студентов и учителей. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288с.
- Фридман Л.М. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. -224с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. -Томск: «Барс «1997.- 392с.
- Цветков Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1998. — 240с.
- Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий * органической химии. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
- Чуприкова П.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. — 192с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: ^ Логос, 1996. — 320с.
- Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического •эксперимента в развивающем обучении. Свердловск: СГПИ, 1990.- 96с.
- Шестакова Т.Д. Формирование учебных умений. Тюмень: ТГУ, 1997. -30с.
- Шестакова Т.Д., Дзида Г. А. Сборник экспериментальных задач по физике для учащихся 7 класса. Тюмень: ТГУ, 1997. — 22с.
- Шестакова Т.Д., Дзида Г. А. и др. Сборник экспериментальных задач по 4*,. физике для учащихся 8 классов. Тюмень: ТГУ, 1999. — 32с.
- Шестакова Т.Д. Решение экспериментальных задач по физике как средство развития творческих способностей личности //Наука, культура, образование, 1999, — № 3. С. 83−85.
- Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М.: Знание, 1979. — 48с.
- Шумилин В.А. Психологические особенности личности старшеклассников. М.: Педагогика, 1979. — 152с.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическоеобщество России, 2000. 1 12с.
- Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое об — во России, 2001. — 223с.
- Эльшанский И.И. Законы природы служат людям. М.: Просвещение, 1978. — 208с.
- Яворук О. А. Естествознание Ч. 1. Челябинск: 4111 У, 1998. — 77 с.
- Якиманская И.С. Личноетно-ориептированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.