Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла: На примере физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получали одобрение на Международной научно-практической конференции (Ишим, 2001) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов» (Челябинск, 1999, 2000), «Инновационные процессы в системе современного образования» (Горно-Алтайск, 1999… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования предметно-специфического мышления
    • 1. 1. Проблемы дефиниции и подходы к определению содержания предметно-специфического мышления в педагогике и психологии
    • 1. 2. Определение предметно-специфического мышления
    • 1. 3. Теоретическая модель предметно-специфического физического мышления
  • Выводы
  • Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования предметно-специфического физического мышления
    • 2. 1. Содержательные основы, методика и схема эксперимента
    • 2. 2. Конкретная педагогика формирующего эксперимента
      • 2. 2. 1. Формирование предметно-специфического физического мышления при изучении нового материала
      • 2. 2. 2. Формирование предметно-специфического физического мышления на уроках повторения и закрепления учебного материала
      • 2. 2. 3. Логическая основа предметно-специфического физического мышления
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
    • 2. 4. Общее и особенное в формировании предметно-специфического мышления
  • Выводы

Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла: На примере физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из насущных задач дисциплин естественнонаучного цикла современной общеобразовательной школы является формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения. Решение данной задачи предполагает целенаправленное управление этим процессом.

Формирование научного мировоззрения нельзя рассматривать как стихийно совершающийся процесс, совпадающий с сообщением конкретных знаний. Многочисленные факты говорят о том, что даже школьники, неплохо усвоившие фактический материал курса, не могут подчас дать обобщенное научное истолкование явлений природы.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что физическая картина мира как основа естественнонаучного мировоззрения у выпускников школ не вполне сформирована, знания по физике отрывочные, тематические, несистемные. На наш взгляд, такой результат объясняется тем, что в учебном процессе не уделяется должного внимания формированию физического мышления.

В связи с этим возникает противоречие между ожидаемыми и фактическими результатами Сформированное&tradeнаучной картины мира.

Проблема настоящего диссертационного исследования заключается в том, что в практике общеобразовательной школы недостаточно четко и полностью определены условия формирования научной картины мира как основы научного мировоззрения.

Физическое, химическое, биологическое мышление мы относим к разновидности предметно-специфического мышления (ПСМ), которое является условием формирования физической картины мира (ФКМ), химической картины мира (ХКМ), биологической картины мира (БКМ) как составляющих научной картины мира (НКМ).

Предметно-специфическое мышление — это особый вид мышления, в ходе которого моделируется окружающий мир на основе образно-категориальных конструктов, отражающих специфику его предметного рассмотрения, специфических интеллектуальных умений и навыков, с учетом индивидуальных особенностей личности.

Характеристика ПСМ позволила нам сформулировать определение предметно-специфического физического, химического, биологического мышления.

Предметно-специфическое физическое мышление (ПСФМ) — это разновидность предметно-специфического мышления, в ходе которого моделируется физическая картина мира на основе философских обобщений и принципов, метода качественного объяснения явлений, наглядных образов понятий, понимания внутренней структуры единства мира, закономерностей процесса обновления старого качества без изменения химического состава вещества.

Предметно-специфическое химическое мышление (ПСХМ) — это разновидность ПСМ, в ходе которого формируется ХКМ на основе качественных изменений тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава вещества, на основе анализа химического состава окружающего мира, объяснения перехода от неорганических форм жизни к органическим.

Предметгю-специфическое биологическое мышление (ПСБМ) — это разновидность ПСМ, в ходе которого формируется БКМ на основе установления закономерностей биологических систем при рассмотрении конкретного фактического материала (взаимосвязи строения органов и функций, обмена веществ, эволюции органического мира).

Составляющими любого вида предметно — специфического мышления являются когнитивный предметный опыт, фиксируемый в специфической терминологии, специфические умения и навыки, которые модулированы индивидуальными особенностями личности учащихся.

Проблемы мышления в психолого-педагогической литературе обсуждаются достаточно широко и в различных аспектах. Исследованием проблемы формирования мышления, умственных способностей учащихся занимались и занимаются многие отечественные педагоги: Ц. П. Балтин, В. П. Беспечанский, Е. С. Березанская, Е. Т. Бровкина, Е. Н. Бруновт, П. П. Блонский, В. С. Гончаров, В. В. Голубков, П. С. Гурьев, С. Н. Дектярев, Н. С. Державин, А. А. Ивин, А. Н. Лук, И. Я. Лернер, Ю. А. Петров, А. И. Подольский, В. А. Пузанов, В. Г. Разумовский, В. И. Решакова, А. Э. Симановский, А. М. Сохор, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, М. Е. Тульчинский, К. Д. Ушинский, А. В. Усова, Л. М. Федорак и др., и зарубежные исследователи: Бетти Лу Ливер, Д. Бруннер, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Пиаже и др.

Большую роль в изучении особенностей природы мышления сыграли исследования российских психологов: Г. А. Берулава, А. В. Брушлинского, Н. В. Видинеева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. З. Зака, Л. В. Занкова, З. И. Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, И. Ю. Матюгина, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Л. Д. Тихомировой, Д. Б. Эльконина, В. Д. Шадрикова и др.

В ряде работ обсуждаются качественные особенности мышления в той или иной предметной области. Например, Г. А. Берулава, В. И. Вернадский выделяют особенности естественнонаучного мышленияР.А.Атаханов, А. В. Брушлинский, Д. Ж. Икрамов, Ю. М. Колягин, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже анализируют специфику математического мышленияМ.Я.Микулинская выделяет специфику лингвистического мышленияН.М.Загвязинская указывает на качественные особенности экономического мышленияВ.П.Беспечанский, И. Я. Лернер выделяют компоненты и гносеологические основы исторического мышления и т. д. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе мало представлены исследования, в которых с достаточной степенью адекватности реализовались бы задачи технологизации и операционализации идей об общем и специфическом в предметном мышлении и условиях его формирования.

В предметно-специфическом мышлении на первый план выходит его «предметная составляющая» или, как мы ее называем, категориально-образные конструкты. Формирование категориально-образных предметных конструктовобласть малоизученная, хотя в методиках преподавания предметов естественнонаучного цикла можно обнаружить рекомендации по формированию мыслительных образований, похожих на них, но под другим названием. Рассматриваемые различными исследователями условия и средства формирования предметно-специфического мышления являются, как правило, «неупорядоченными» и с точки зрения представленности его различных уровней (факты, логические способы мышления, методология, мировоззрение), и с позиций того, на какой уровень усвоения они рассчитаны.

Всё вышеперечисленное определило формулировку темы исследования: «Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла» (на примере физики).

Объект исследования: процесс формирования предметно-специфического физического мышления в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: условия, факторы и средства педагогического процесса, обеспечивающие формирование предметно-специфического физического мышления как основы физической картины мира на уроках физики в общеобразовательной школе.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и разработка дидактических условий формирования у учащихся предметно-специфического физического мышления как основы для создания физической картины мира и их практическая реализация в технологии формирования предметно-специфического мышления в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: у учащихся в рамках общеобразовательной школы будет формироваться предметно-специфическое физическое мышление если: а) разработана и реализована на практике модель предметно-специфического физического мышленияб) разработана таксономия учебных целей в соответствии со схемой критериально-ориентированных тестов (КОРТов) — в) в процесс обучения физике внедряются качественные задачи, подобранные и систематизированные в соответствии с таксономией учебных целей и моделью предметно-специфического физического мышления.

Задачи исследования:

1) изучить состояние проблемы формирования предметно-специфического мышления и сформированности его на различных уровнях;

2) уточнить модель предметно-специфического мышления, рассмотрев ее физический аспект;

3) определить условия и средства формирования предметно-специфического физического мышления у учащихся общеобразовательной школы;

4) проверить на практике эффективность разработанного подхода к формированию у учащихся предметно-специфического физического мышления;

5) разработать диагностический инструментарий для изучения изменений в личности учащихся в ходе экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы:

1)уточнено понятие «предметно-специфического мышления»;

2)разработана модель предметно-специфического физического мышления;

3)выявлены и проверены на практике условия и средства формирования предметно-специфического физического мышления;

4)разработан подход к формированию предметно-специфического физического мышления.

Практическая значимость исследования:

1.Предложен практический вариант формирования предметноспецифического мышления на уроках физики в обычных классах общеобразовательной школы.

2.Сформированы практические рекомендации учителям по формированию предметно-специфического физического мышления.

3.Созданы сборники задач по физике: «Сборник экспериментальных задач по физике для учащихся 7 класса», Тюмень: ТГУ, 1997.-23 с.(в соавторстве) — «Сборник экспериментальных работ для учащихся 8 класса», Тюмень: ТГУ, 1999.-32 с.(в соавторстве) — «Сборник качественных задач для учащихся 9 класса» в соответствии с критериально-ориентированным подходом (см. приложение 1).

4.Разработаны учебно-методические пособия: «Формирование учебных умений и навыков», Тюмень: ТГУ, 1997.-31с.- «Приемы умственной деятельности и пути их формирования на уроках физики» (см. приложение 3) — программа модульного блока спецкурса «Логико-философские понятия в курсе физики» (см. приложение 4).

Апробация.

Основные положения и результаты исследования заслушивались, обсуждались и получали одобрение на Международной научно-практической конференции (Ишим, 2001) — на Всероссийских научно-практических конференциях: «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов» (Челябинск, 1999, 2000), «Инновационные процессы в системе современного образования» (Горно-Алтайск, 1999), «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 2001) — на Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Перспектива создания системы непрерывного образования» (Тюмень, 2000) — на городской научно-практической конференции «Качество физического образования: проблемы и решения» (Тюмень, 2000, 2001).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование у учащихся научной картины мира возможно при создании условий для развития у них предметно-специфического мышления, которое понимается как качественная специализация психических познавательных процессов и свойств личности относительно определенного способа отражения мира.

2. Важным условием формирования предметно-специфического физического мышления является четкое представление о сущности физического мышления, находящее представление в его модели.

3.

Введение

в обучение качественных задач — одно из наиболее существенных условий успешного формирования у учащихся предметно-специфического физического мышления.

4. Отбор и систематизацию качественных задач целесообразно осуществлять в рамках КОРТ — технологии, т. е. схемы интерпретации сущности и содержания критериально-ориентированных тестов, которая выступает основой таксономии учебных задач.

5. Для полноценного формирования у учащихся предметно-специфического физического мышления и физической картины мира в курс физики необходимо включать логико-философский материал с обязательной рефлексией его оснований относительно физического содержания.

Методологическая и теоретическая основа исследования:

1)общепедагогические идеи об организации процесса обучения Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, Д. Дьюи, Я. А. Коменскогоидеи по методологии и методике педагогического исследования В. И. Загвязинскогодидактическая теория содержания образования В. В. Краевского, И. ЯЛернера и др.;

2)психолого-педагогические концепции и идеи: теории развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. И. Подольского, Д. Б. Эльконинатеория планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Н.Ф.Талызинойпедагогика сотрудничества — гуманно-личностного подхода Ш. А. Амонашвили, В.А.Сухомлинскогоперспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и др.;

3)личностно-ориентированный подход в обучении: Н. А. Алексеева, М. Е. Кузнецова, В. В. Серикова, И. С. Якиманской;

4)методика преподавания физики: формирование научного мировоззренияВ.Н.Мощанского, В. В. Мултановскогоформирование учебной деятельностиА.И.Подольскогоразвитие творческих способностей — В. Г. Разумовскогоформирование поняти — А. В. Усовой, Т. Н. Шамало и др.

Методы исследования:

1 .Теоретические: литературно-критический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, структурно-функциональное моделирование, научное прогнозирование.

2.Эмпирические: естественный и формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, собеседование, изучение и обобщение опыта п ере д о в ы х у ч ите л е й.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечены проведением исследования в строго контролируемых условиях, использованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам работы, воспроизводимое чью результатов.

Основные этапы исследования.

Исследование выполнялось в течение 1996;2001гг.

На первом этапе — организационном (1996 — 1997 гг.), изучались методологические, теоретические, практические основы формирования мышления. а втором этапе — стартово-преобразующем (1998 —1999 гг.), происходил поиск условий и средств формирования физического mi. пиления: разрабагыпалась модель предметпо-специфпческого физического мышления, ориентировочная основа составления КОРТов для физики, система качественных задач по физике для учащихся 8 и 9 классов, программа модульного блока спецкурса «Логико-философские понятия в курсе физики».

На третьем этапе — преобразующем (сентябрь 1999 — 2001гг.), проверялась эффективность общих подходов к формированию предметно-специфического физического мышления, осуществлялась апробация разработанных систем задач, программы, завершалась разработка технологии по формированию предметно-специфического мышления.

На четвертом этапе — обобщающем (2001 г.), подводились итоги, обрабатывались результаты исследования, оформлялось диссертационное исследование, разрабатывались методические пособия «Приемы умственной деятельности и пути их формирования», «Игровые ситуации на уроке», «Сборник качественных задач по физике для учащихся 9 класса», программа модульного блока спецкурса «Логико-философские понятия в курсе физики», «Ориентировочная основа для составления КОРТов по физике».

Экспериментальной базой исследования являются 8,9 классы учебно-образовательных учреждений школ № 72, 61 г. Тюмени.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения и выводов, изложенных на 151 странице машинописного текста без приложения, содержит 19 таблиц, 8 схем, 5 диаграмм, 2 рисунка и приложения. Указатель литературы включает 157 источников.

Результаты исследования выявили, что в экспериментальных классах по всем отслеживаемым параметрам наблюдается положительная динамика роста абсолютных показателей.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута, что позволяет сделать нам следующие общие выводы.

1.Предметно-специфическое мышлениеособый вид мышления, связанный с особым мировоззрением, отношением к разнокачественной определенности мира.

2.Предложенный вариант модели предметно-специфического физического мышления принципиально может рассматриваться как общедидактическая модель предметно-специфического мышления.

3.Существенными условиями формирования предметно-специфического мышления являются: система качественных задач соответствующей предметной области, отработка операциональной стороны данного вида мышления и педагогическая технология, ориентированная на тот контингент, с которым работает учитель.

Заключение

.

Выполненное нами исследование посвящено изучению проблемы теоретико-методологического обоснования и разработки дидактических условий формирования у учащихся предметно-сиецифического физического мышления как основы для создания физической картины мира. Сформированное^ у учащихся физической картины мира рассматривается как достижение ими уровня теоретических обобщений, который является основой формирования естественнонаучной картины мира. Полная физическая картина мира у учащихся формируется постепенно, проходя стадии механической, электромагнитной, квантовой картин мира.

В ходе теоретического исследования проблемы мы установили, что понятие «предметно-специфическое мышление» в педагогике и психологии практически отсутствует, хотя ряд теоретических и методологических работ имплици тно его содержит. Например, в химии, физике, биологии это касается рекомендаций по решению качественных задач.

Термин «качественные задачи» подчеркивает главную особенное’i ь всех задач такого типа: внимание учащихся в них акцентируется па качественной стороне рассматриваемых явлений. Решаются 'такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, химии, биологии, графически или экспериментально. Математические вычисления при пом не принимаются.

Отсутствие данного понятия в науке детерминировано оч части терминологической неопределенностью и многозначностью «смежных» с ним понятий (ум, интеллект, мышление, математическое мышление, лингвистическое мышление и т. д.), поэтому нам пришлось определить место предметно-специфического мышления среди них, которое подчеркивало бы его самостоятельность. Структурно оно находится на «стыке» интеллекта, мышления и ума, а проявляется в способности к творческой лея ic.ii.hoc i н в рамках определенной предметной области.

Содержательно предметно-специфическое мышление мы определили как качественную специализацию психических процессов и свойств личности применительно к той или иной области знаний. Понятие предметно-специфического мышления было конкретизировано нами в понятии предметно-специфического физического мышления. Конкретизация этого понятия позволила нам построить теоретическую модель предметно-специфического физического мышления, четче обозначить генезис данного вида мышления, его составные части. Принципиально можно говорить о трех «блоках» предметно-специфического физического мышления: о когнитивно-образном опыте, операциональной составляющей и особенностях личности учащегося.

Когнитивно-образный опыт формируется по мере вхождения, «вчувствования» учащегося в физическую предметность и опирается на весь психологический арсенал личности: от сенсорики, интуиции до категориально-понятийных схематизмов сознания.

Операциональная составляющая предметно-специфического физического мышления основывается на системе общелогических и специфических операций и действий, а также включает н себя общеучебные умения и навыки.

Особенности личности находят свое выражение в модулировании предметно-специфического физического мышления установками, мотивацией, общими качествами ума и т. д.

С ориентацией на общую модель предметно-специфического физического мышления была определена организационно-методическая структура формирующего эксперимента. Условиями его проведения являются: а) выбор системы качественных задач по физике в качестве основы формирования предметно-специфического физического мышления, отбор системы задач, основывающийся на схеме КОРТовб) специальная отработка общелогпческих и специфических приемов умственной деятельностив) адаптация педагогической технологии к типу класса.

Для обеспечения полноценного формирования физической картины мира в девятом классе вводится оригинальный курс «Логико-философские понятия в курсе физики».

Эффективность разработанной программы эксперимента отслеживалась по динамике и абсолютным показателям следующих параметров: сформированность предметно-специфического физического мышления, мотивация, самостоятельность, активность, качественная успеваемость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Личпостно-ориентировочное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. — 216 с.
  2. А.С. Формирование материалистического мировоззрения при изучении астрономии в школе. Минск: Народная асвета, 1976. — 109 с.
  3. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  4. И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. -М.: Знание, 1982. 64с.
  5. Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. Москва — Рига, 2000. — 208с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
  7. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. -317с.
  8. B.C. Существуют ли границы науки. М.: Мысль, 1982. — 208с.
  9. И.С. Экспериментальные задачи качественного характера в курсе физики 9 класса. Челябинск: ЧПГУ Факел, 1997. — 66с.
  10. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростка. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пед. ин -та, 1993. — 240с.
  11. Г. К. Соотношение базисного и вариативного компонентов предметов естественнонаучного цикла профессионального лицея: Дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1996.-120с.
  12. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале биологии. М.: Педагогика, 1981. — 72с.
  13. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
  14. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва -Воронеж: Институт творческой психологии, 1996. — 392с. in
  15. А.В. Психология, мышление и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96с.
  16. М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. — 345с.
  17. А. И. Ефимов И.П. Определение, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981. — 192с.1 8. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48с.
  18. Н.К. Практика, мышление, знание. М.: Наука, 1978. — 41с.
  19. Ю. Структура, истинность и правильность мышления. Рига: Лиесма, 1979. — 193с.
  20. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  21. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 174с.
  22. В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Просвещение, 1987.-96с.
  23. Войшвилло. Понятие как форма мышления. М.: МГУ, 1989. — 239с.
  24. Вопросы методологии и мелодики преподавания физики, химии: Сб. ст/ 11од ред. Оспанова Х. К. Алма-Ата: КГУ, 1988. — 82с.
  25. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1991.-312с.
  26. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1994. — 414с.
  27. П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственной деятельности представлений и понятий. //Вестник МГУ, сер. 14 Психология, 1998.-№ 2 С.3−8
  28. С.А. Система внутришкольной диагностики результатов личности ориентированного обучения. — Тюмень, 1997. — 8с.
  29. Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности сематичеекой активности // Вопросы психологии, 1999,-№ 3, — С. 74.
  30. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск: СГПИ, 1988. — 72с.
  31. Т.А. О преподавании физики в 7 классе. Челябинск: ЧПГУ Факел, 1998. — 185с.
  32. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992.-ч. 1−2.
  33. В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995. — ч.1.
  34. М.Д. Методика опережающего изучения физики в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧПГУ, 1999. — 140с.
  35. Г. Л. Развитие способностей и решение учебных задач. Тюмень: ТГУ, 1997. — 188с.
  36. Дегтярев С. I I. Дидактические условия и принципы проведения специальных занятий для развития обучаемости учащихся.: Дис.канд.пед.наук. Тюмень, 1996. — 152с.
  37. В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 368с.
  38. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень: ТГУ, 1993.-45с.
  39. В. И. Прудаева В.Н. Азбука развивающего обучения. -Тюмень: ТГУ, 1995, — 70с.
  40. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень: ТГУ, 1995.-97с.
  41. Н.М. Формирование экономической культуры учащихся сельской школы.: Дис. канд.пед.наук. Тюмень, 2000. — 158с.
  42. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у молодежи и школьников. -М.: Педагогика, 1984. 152с.
  43. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Российский открытый университет, 1992, — 128с.
  44. И.Д., Мячникова А.II. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191с.
  45. Я.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
  46. А.Ф. Структура научного мышления. М.: Политиздат, 1973. — 181с.
  47. А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 199(i. — 240с.
  48. Л.А. Логика. М.: 1 ардарики, 1999. — 352с.
  49. Д. Теория и практика развития математической культуры школьников.-Ташкент, 1987.-123с.
  50. История и методология естественных наук: Сб.науч.тр. М.: МГУ Физика, 1963. Вып.2. — 333с.
  51. История и методология естественных наук. Сб.научн.тр./Под ред. Л. И. Гордеева. М.: МГУ, 1966.Вып.4. — 330с.
  52. История и методология естественных наук. Сб.научи.тр./Под ред. Т. А. Рыбенко. М.: МГУ, 1988.Вып.34. — 228с.
  53. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. -№ 5-С. 48.
  54. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200с.
  55. B.IO. Познавательные вопросы и задачи по биофизике. -Челябинск: 41 Н У, 1998. 75с.
  56. В.И. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск: Наука, 1986. -175с.
  57. li.II. Развитие политехнического кругозора учащихся на уроках химии. М.: Просвещение, 1969. — 126с.
  58. Ю.М. Математика и развитие логического мышления/УАктивизация обучения математике в сельской школе: Пособие для учителей/Сб. статей. Сост. |().М.Колягин.-М.: Просвещение, 1975.- С. 28,29.
  59. Л.П. Моделирование мышления. М.: Политизда'1, 1969. — 224с.
  60. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989, — 144с.
  61. В.И. Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. М.: Просвещение, 1979. — 151с.
  62. М.Е. Личностью- ориентированное обучение школьников. -Брянск: ЬГПУ, 1999. 94с.
  63. Л.И., Кузнецов М. Е. Молекулярная физика и основы термодинамики в школе. Новокузнецк: ИПК НГГУ, 1998. — 191с.
  64. В.Д. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336с.
  65. В.А. Психология математических способностей школьников.-М.:Просвещение, 1968.- 420с.
  66. О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 96с.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. — 152с.
  68. И.Я. Развитие мышления учащихся. М.- Просвещение, 1982. — 191с.
  69. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Просвещение, 1979, — 190с.
  70. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса /1 lep. c апг. О. Е. Бичепский. М.: Новая школа, 1995. — 48с.
  71. Логико-гносеологические исследования категориальной ciруктуры мышления: Сб.научн.труд. / Под ред. M.M.11оповича М. М. Киев: Наукова думка, 1980. — 338с.
  72. И.Я. Принципы физики и философские категории. Свердловск: УГУ, 1973. — 149с.
  73. Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. — 78с.
  74. О.И., Щуркова III. Конфликтологический тпод для учителя. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 80с.
  75. Т.Н. Учитель ученик//Новое в жизни, науке, технике.-1977.-№ 2.-С.64.
  76. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  77. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 298с.
  78. И.Ю., Чакаберия В. И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. М.: Эйдос, 1994, — 476с.
  79. А.К., Матис Т. Д. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  80. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР / Под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского М.: Просвещение, Берлин: Фольк УНД ЕЗисин, 1978. -224с.
  81. Методология и методика формирования научных понятий и учащихся школ и студентов: Тез. докл. Всерос. научн. конф. Челябинск: ИНГУ, 1999. — 137с.
  82. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов: Тез. докл. Республ. научн. конф. Челябинск: ЧПГУ, 2000. -103 с.
  83. Межпредметные связи курса физики в средней школе / 11од ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 191с.
  84. Методологические и философские проблемы физики: Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1982. — 334с.
  85. Методологические и философские проблемы химии: Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1981. — 333с.
  86. Методологические и философские проблемы биологии: Сб. ci. Новосибирск: Наука, 1981. 333с.
  87. Методологические аспекты естественнонаучных исследований: Сб. научн. тр. Киев: Наукова Думка, 198 1. — 2 I 4с.1.н>
  88. А.Ь. Как рождаются физические теории. М.: Педагогика, 1984. -129с.
  89. В.Л. Личностно-ориентированное педагогическое обучение. -Екатеринбург: УГУ, 2000. 125с.
  90. С.С., Монис С. Л. Активные формы и методы обучения биологии: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1988. — 176с.
  91. В.Н. Гуманитарный аспект при изучении физики в средней школе. Псков: ПО ИУУ, 1994. — 68с.
  92. В.Н. Формирование мировоззрения учащегося при изучении физики. М.: Просвещение, 1976. — 158с.
  93. В.В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977. — 168с.
  94. И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: Просвещение, 1975. — 144с.
  95. Р. С. Психология Т. 1. М.: Гуманит.изд.центр Владос, 1974. — 688с.
  96. Перспективы создания системы непрерывного образования: Тез.докл. Межрегиональная научн.конф. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. — С.100.
  97. Ю.Л. Культура мышления. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 1 18с.
  98. Ю.Л. Азбука логического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991,-120с.
  99. Преподавание неорганической химии в 7−8 кл.: Метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 208с.
  100. А.И. Организация учебной деятельности школьника на уроках физики. Магнитогорск: МГПИ, 1993. — 72с.
  101. А.И. Формирование учебной деятельности школьников на уроках физики в 7 классе. Ч. 1,2,3. Магнитогорск: МГПИ, 1997.
  102. А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 237с.1.I:104. 11одольский Д.И. Модель педагогической системы развивающего обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 237с.
  103. Познавательные процессы и способности в обучении ' Под ред. В. Д. Шадрикова М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  104. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике 7−1 1 классах //Под ред.В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. — 190с.
  105. В.А. Вопросы развития логического мышления. М.: Академия им. К. А. Тимирязева, 1974. — 81с.
  106. В.Г. Развитие творческих способностей учащегося. -М.: Просвещение, 1975. 272с.
  107. В.Г. Творческие задачи по физике. М.: Просвещение, 1966. -153с.
  108. К). Решакова В. И. Развитие логического мышления учащегося при обучении физики: Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1985. — 93с.
  109. В.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: 11)05. -48с.
  110. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия наук СССР, 1958. — 221с.
  111. ПЗ.Селевко Т. К. Опыт системного анализа современных педагогических технологий //Школьные технологии. 1996. — № 6. — С. З — 43 .
  112. Г. К. Опыт системного анализа современных иедаго! ических •технологий//Школьные lexiioJiornn. 1997. -№ 1. -С. 14 15с.
  113. И.П., Любичаиковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 88 с.
  114. В.В. Личноегно-ориентированное образование. /V Педагогика, 1994.- № 5. С. 16−20.
  115. Систематизация и развитие знаний о строении атомов при обучении химии в среднем ПТУ: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1980. — 3 1с.
  116. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  117. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактических концепций. М.: Педагогика, 1989. — 128с.
  118. .И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 95с.
  119. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня /Вопросы психологии, 1993. № I. -С. 92−102.
  120. С.А. Дидактический материал по физике 7−1! кл. М.: Просвещение, 1996. -95с.
  121. Л.Д. Развитие интеллектуальных способностей школьника: пособие для родителей. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240с.
  122. М.Н. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972. — 240с.
  123. A.M., Солудухо И. М. Вопросы методологии современной географии: Учебное пособие. Казань: КГУ, 1986. — 83С.
  124. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей /Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение. — 1993. — 288с.
  125. А.В. Педагогические условия развития творческих списобноск-й учащихся. Челябинск: ЧПГ’У, 1997. — 16с.
  126. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: 11росвещение, I9.XM. — I 12с.
  127. Л.В. Психолого-дидактические основы формирования физических ^ понятий: пособие по спец. курсу. Челябинск: Челябинский рабочий, 1988.89с.
  128. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  129. Федорак J1.M. Формирование исследовательских умений и учащихся в проблемно-модульном обучении: Дис. .канд. пед .наук. Тюмень, 1997.
  130. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост// Мер. с англ. -Симферополь: Ред. отдел Крымского комитета по печати, 1993. 448с.
  131. Р. Характер физических законов //Г1ер. с англ. М.: Наука, 1987.-160с.
  132. Флэйк-Хобсон к., Робинсон Б. Е. Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Пер. с англ. //Общ.ред. М. С. Мощаненко. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 51 1с.
  133. Формирование учебной деятельности школьников /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  134. Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для ^ студентов и учителей. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288с.
  135. Л.М. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. -224с.
  136. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. -Томск: «Барс «1997.- 392с.
  137. Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. М.: Просвещение, 1998. — 240с.
  138. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий * органической химии. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  139. П.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995. — 192с.
  140. В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: ^ Логос, 1996. — 320с.
  141. Т.Н. Теоретические основы использования физического •эксперимента в развивающем обучении. Свердловск: СГПИ, 1990.- 96с.
  142. Т.Д. Формирование учебных умений. Тюмень: ТГУ, 1997. -30с.
  143. Т.Д., Дзида Г. А. Сборник экспериментальных задач по физике для учащихся 7 класса. Тюмень: ТГУ, 1997. — 22с.
  144. Т.Д., Дзида Г. А. и др. Сборник экспериментальных задач по 4*,. физике для учащихся 8 классов. Тюмень: ТГУ, 1999. — 32с.
  145. Т.Д. Решение экспериментальных задач по физике как средство развития творческих способностей личности //Наука, культура, образование, 1999, — № 3. С. 83−85.
  146. B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М.: Знание, 1979. — 48с.
  147. В.А. Психологические особенности личности старшеклассников. М.: Педагогика, 1979. — 152с.
  148. Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическоеобщество России, 2000. 1 12с.
  149. Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое об — во России, 2001. — 223с.
  150. И.И. Законы природы служат людям. М.: Просвещение, 1978. — 208с.
  151. О. А. Естествознание Ч. 1. Челябинск: 4111 У, 1998. — 77 с.
  152. И.С. Личноетно-ориептированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой