Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории и методики обучения физике (уровень высшего профессионального образования) за счёт разработанной целостной методической подготовки, направленной на формирование у будущего учителя физики профессионального умения, связанного с обучением учащихся обобщенному методу решения прикладных задач… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы подготовки будущего учителя физики к обучению школьников применению физических знаний в практической деятельности
    • 1. 1. Анализ теории и практики методической подготовки будущего. учителя физики к обучению школьников применению физических знаний в практической деятельности
    • 1. 2. Возможности школьного курса физики для обучения учащихся. решению прикладных задач
    • 1. 3. Проверка эффективности сложившихся подходов в подготовке. будущих учителей физики к обучению учащихся решению. прикладных задач
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Содержание обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технического устройства
    • 2. 1. Содержание понятия «техническое устройство»
    • 2. 2. Существующие способы поиска решения прикладных задач
    • 2. 3. Выявление содержания обобщенного метода решения прикладных. задач, связанных с созданием технических устройств
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Содержание и методика подготовки студентов к деятельности по обучению школьников методу решения прикладных задач
    • 3. 1. Психолого-педагогические основы решения проблемы исследования
    • 3. 2. Модель методической подготовки студентов к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач,. связанных с разработкой технических устройств
    • 3. 3. Методика поэтапного формирования действий, входящих. в обобщенный метод решения прикладных задач,. связанных с созданием технических устройств
    • 3. 4. Методика формирования деятельности по решению. профессиональной задачи, связанной с обучением школьников. обобщенному методу решения прикладных задач
      • 3. 4. 1. Этап проектирования педагогической деятельности по обучению школьников методу решения прикладных задач, связанных с созданиемтехнических устройств
      • 3. 4. 2. Этап реализации деятельности, адекватной педагогической
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Педагогический эксперимент
    • 4. 1. Результаты констатирующего и поискового экспериментов
    • 4. 2. Результаты обучающего эксперимента
  • Выводы по главе 4

Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, оказывают существенное влияние на развитие образовательных систем, обусловливают повышение требований к качеству подготовки учащихся в средней школе. В соответствии с инициативой «Наша новая школа» целью современной школы является «.раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [76]. Эта цель отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в котором результат образования состоит в формировании у школьников умений действовать в любых практически значимых ситуациях, что требует изменения задач, решаемых учителем в современном образовательном процессе.

Для достижения целей, поставленных перед современной школой, усиливается прикладная (практическая) направленность учебных предметов, в том числе и физики. При обучении физике учащиеся должны научиться решать прикладные задачииспользовать различные технические устройстваубедиться в необходимости применения достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества. Это и понятно, так как для создания различных технических устройств, окружающих человека в бытовой, профессиональной и научно-исследовательской деятельности, связанной с энергоэффективностью, медицинскими приборами, созданием транспортных средств, информационных систем и технологий, развитием военной и специальной техники, индустрии наносистем, необходимы физические знания. Однако международные сравнительные исследования (PISA, TIMSS), по результатам которых составляется мировой рейтинг качества образования, показывают, что российские школьники не умеют применять полученные научные знания в жизненных ситуациях. Этот факт отражен и в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011;2015 годы: российские школьники демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности".

Современной школе необходим учитель, обладающий готовностью и способностью к организации деятельности школьников, конечным результатом которой является создание практически значимого продукта на основе физических знаний. Как правило, такой практически значимый продукт представляет собой техническое устройство или его модель. Задачи, требующие разработки метода создания технического устройства с применением физических знаний, будем называть прикладными задачами. Таким образом, для достижения цели современного физического образования требуется модернизация подготовки учителя физики в области обучения школьников применению знаний для решения прикладных задач и организации проектной деятельности.

Актуальность проблемы формирования у студентов — будущих учителей физики умения обучать школьников решению прикладных задач подтверждают результаты констатирующего эксперимента, который показал, что 90% опрошенных учителей физики (обследовано 236 респондентов) передают информацию о принципе действия технических устройств в готовом виде- 7% предлагают учащимся ознакомиться с прикладным материалом самостоятельно, и только 3% предлагают отдельным ученикам разработать мини-проекты по изучению технических устройств и изготовлению их моделей. Опрос студентов и учителей физики показал, что 93% понимают важность проблемы обучения школьников решению прикладных задач и хотели бы овладеть этой деятельностью. Эксперимент также позволил констатировать, что учителя и студенты не осознают возможности применения единого подхода к решению прикладных задач, конечным продуктом которых является техническое устройство. На наш взгляд, подготовка учителя, способного действовать в стремительно меняющихся условиях развития и обновления техники и технологий, возможна только в том случае, если сформировать у него метод решения прикладных задач по разработке технических устройств в обобщенном виде.

Отметим, что существует множество исследований, посвященных различным аспектам методической подготовки будущих учителей физики, в том числе формированию у них экспериментальных (И.М. Агибова, C.B. Анофрикова, И. А. Ильдяев, А.Б. Каримова), технико-конструкторских умений (З.Ф. Мазур, A.A. Мотков), подготовке к организации внеурочной деятельности по физике (В.И. Данильчук, И. Я. Ланина, Е. М. Филиппова и др.). В исследовании JI.A. Прояненковой задача, связанная с разработкой уроков, на которых у учащихся формируются прикладные знания и умения решать практически значимые задачи, выделена как типовая профессиональная задача учителя физики. Однако в теории и методике обучения физике остаётся не разработанным содержание методической подготовки студентовбудущих учителей физики к решению профессиональной задачи, связанной с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач по созданию технических устройств с опорой на физические знания.

Для решения проблемы подготовки школьников, способных применять физические знания в практической деятельности, сложились теоретические предпосылки. Так, разработаны способы развития у учащихся политехнических (Б.Т. Войцеховский, В. Г. Разумовский, В.В. Сериков), экспериментальных (П.Л. Зуев, В. В. Майер, Р. В. Майер и др.), технико-конструкторских (В.Г. Разумовский, З. М. Резников и др.) умений, формирования у них обобщенных методов решения практически значимых задач f.

Г. П. Стефанова). В распоряжении учителя имеется множество дидактических средств для формирования этих умений: изобретательские задачи (Г.С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, Т. Е. Гнедина и др.) — задачи с производственно-техническим содержанием (А.Т. Глазунов, И. М. Низамов и др.) — творческие задачи по физике (Г.С. Альтшуллер, В. Г. Разумовский, A.B. Усова и др.) — экспериментальные задачи по конструированию технических объектов (В.Г. Разумовский, З. М. Резников и др.) — практически значимые задачи (Г.П. Стефанова).

Наряду с теоретическими, сложились и практические предпосылки. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования требует приобретения выпускниками школы «.навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач.». Следовательно, учитель должен быть готов так организовать деятельность школьников в процессе изучения физики, чтобы достичь этой цели, тем более что школьный курс физики предоставляет широкие возможности для обучения школьников умению применять физические знания для создания технических устройств, так как в нём изучается около 80 технических объектов, например, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс, электродвигатель, трансформатор и многие другие.

Отсутствие целостной методической подготовки будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач, а именно недостаточность разработки цели, содержания обобщенного метода решения прикладных задач, способов организации деятельности студентов при изучении методических дисциплин, отражает противоречия между:

— необходимостью научить учащихся применять физические знания для решения прикладных задач и невозможностью достичь этой цели в связи с не-сформированностью метода решения таких задач у будущего учителя физикинеобходимостью подготовки будущего учителя физики к организации учебного процесса, в результате которого школьники овладеют обобщенным методом решения прикладных задач по созданию технических устройств, и современным состоянием профессиональной подготовки учителя физики, характеризующимся недостаточной разработанностью её структуры, содержания, методики и дидактического обеспечения.

Существование этих противоречий обусловливает актуальность исследования, проблемой которого является методическая подготовка современного учителя физики, способного реализовать учебный процесс, в результате которого школьники овладеют обобщенным методом решения прикладных задач, что и определило тему исследования: «Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач».

Объектом исследования является подготовка студентов — будущих учителей физики в вузе.

Предмет исследования — методическая подготовка студентов к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач с применением физических знаний.

Цель исследования — обосновать, разработать и реализовать модель методической подготовки студентов — будущих учителей физики к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач.

Гипотеза исследования состоит в следующем.

Разрыв между теорией и практикой в методической подготовке будущего учителя физики будет преодолен, то есть у студентов будет сформирована способность организовывать учебный процесс, в результате которого школьники овладеют обобщенным методом решения прикладных задач, если:

— содержание обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств, и опорные знания, необходимые для выполнения каждого действия метода, сделать предметом специального усвоения студентов;

— в цели методической подготовки студентов — будущих учителей физики включить формирование у них деятельности по решению профессиональной задачи, связанной с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи:

1. Обосновать необходимость специальной профессиональной подготовки будущего учителя физики к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств.

2. Выделить обобщенный метод решения задач, связанных с созданием технических устройств на основе физических знаний, а также опорные знания, необходимые для выполнения каждого действия метода.

3. Разработать модель методической подготовки студентов к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств с опорой на физические знания.

4. Разработать методику формирования у студентов обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств.

5. Разработать методику обучения студентов деятельности по формированию у школьников обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств, при изучении курса физики.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели методической подготовки будущих учителей физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: дея-тельностная теория учения (JI.B. Выготский, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Н.Ф. Талызина) — концепции, построенные на основе теории планомерного формирования обобщенных видов деятельности при обучении физике школьников и студентов (И.М. Агибова, И. А. Крутова, Н. И. Одинцова, JI.A. Прояненкова, В. В. Смирнов, Г. П. Стефанова) — идеи повышения эффективности инженерного, творческого процесса (Г.С. Альтшуллер, Г. Я. Буш, Ч. Вайтинг, У. Гордон, А. Осборн, А. И. Половинкин, А. Н. Хорошев, В.В. Чешев) — разработки дидактических средств, имеющих практико-ориентированную, производственную, политехническую направленность (Г.С. Альтшуллер, А. Т. Глазунов, В. Г. Разумовский, З. М. Резников, И.М. Ни-замов) — исследования по совершенствованию подготовки учителя физики к решению профессиональных задач (И.М. Агибова, C.B. Анофрикова, И. Л. Беленок, В. И. Ваганова, В. И. Данильчук, С. И. Десненко, И. А. Ильдяев, А. Б. Каримова, С. Е. Каменецкий, JI.A. Прояненкова, Н. С. Пурышева, В.И. Тес-ленко, З. Ф. Мазур, A.A. Мотков, A.A. Шаповалов, Н.В. Шаронова).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической, методической и технической литературы по теме исследования, нормативных и программных документов основной, средней (полной) и высшей школы, международных исследований качества естественнонаучного образования, обобщение, моделирование, проектированиеэкспериментальные — беседы с учителями школ, лицеев, гимназий и студентами педагогических направлений вузов, анкетирование, педагогический эксперимент, обработка результатов педагогического эксперимента, личное преподавание.

Экспериментальной базой исследования послужил ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», МОУ СОШ № 32, 56, 61 г. Астрахани, СОШ № 12 пос. Верхний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области, Новогеоргиевская СОШ Лиманского района Астраханской области. Всего в исследовании приняли участие 203 студента, 33 учителя физики и 456 школьников. Исследование проводилось в течении 11 лет (2002—2013 гг.) и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2002;2007 гг.) проведено изучение состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикеуточнены понятия «техническое устройство», «прикладная задача" — изучены требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего образования и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование" — организован и проведён констатирующий экспериментполучены результаты, позволившие сформулировать цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу.

На втором этапе (2007;2009 гг.) выявлялось содержание обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств, разрабатывались ориентиры для выполнения каждого действия, и входящего в обобщенный методсоздавались дидактические средстваразрабатывалась модель методической подготовки студентов к организации деятельности школьников по решению прикладных задач, связанных с созданием технических устройствуточнялась методика подготовки учителя физики к организации деятельности школьников по решению прикладных задач. На этом этапе разработаны учебно-методические комплексы дисциплин «Лабораторный практикум по школьному физическому эксперименту», «Обучение методам решения прикладных физических задач» и «Проектная деятельность на занятиях по физике» для студентов, обучающихся по направлениям 10 700.62 «Физика» и 50 100.68 «Педагогическое образование», программа «Физическое образование».

На третьем этапе (2009;2013 гг.) был проведён обучающий эксперимент и обработаны его результаты, сформулированы выводы исследования, оформлена диссертационная работа. Опубликовано учебно-методическое пособие и разработан электронный учебник, позволившие внедрить результаты исследования в процесс подготовки будущих учителей физики и практику работы учителей физики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование у студентов — будущих учителей физики профессиональных умений, связанных с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач, должно осуществляться в рамках целостной методической подготовки, включающей целевой, содержательный и процессуальный компоненты.

Цель состоит в формировании у будущих учителей физики профессиональных умений по обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач с применением физических знаний.

Содержательный компонент включает содержание занятий в лабораторном практикуме по школьному физическому эксперименту, обеспечивающих формирование у студентов обобщенного метода решения прикладных задач и содержание занятий в курсе теории и методики обучения физике и формирование у студентов деятельности по решению профессиональной задачи, связанной с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач.

Процесс обучения осуществляется в результате реализации методики поэтапного формирования отдельных действий, входящих в содержание обобщенного метода и метода в целом и методики формирования профессиональной деятельности адекватной деятельности учителя физики.

2. Процесс формирования у студентов деятельности по обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств при изучении школьного курса физики должен состоять из двух последовательно реализуемых этапов. На первом этапе у студентов формируется обобщенный метод решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройствна втором этапе — умение организовывать деятельность учащихся, приводящую к усвоению обобщенного метода решения прикладных задач данного типа.

3. Овладение студентами названными профессиональными умениями, направленными на подготовку школьников, освоивших обобщенный метод решения прикладных задач, обеспечивает готовность выпускников проектировать и реализовывать учебный процесс по физике, в результате которого школьники усвоят обобщенный метод решения прикладных задач, и тем самым позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой в методической подготовке учителя физики.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Выделен обобщенный метод решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств, который представляет собой последовательность логически взаимосвязанных обобщенных действий, выполняемых на ориентировочном, исполнительном и контрольном этапах деятельности: на ориентировочном этапе необходимо: 1) конкретизировать цель- 2) выделить элементы и их функции, которые обязательно должны быть в техническом устройстве, чтобы оно выполняло своё назначение- 3) подобрать объекты, свойства которых отвечают свойствам элементов технического устройства- 4) выбрать физические явления, на основе которых могут быть получены свойства объекта, указанные в цели;

— на исполнительном этапе нужно: 5) разработать принципиальную схему устройства для воспроизведения указанных физических явлений- 6) подобрать приборы для реализации каждого элемента принципиальной схемы- 7) составить программу монтажа технического устройства и смонтировать техническое устройство в соответствии с составленной программой- 8) воспроизвести работу созданного технического устройства;

— на контрольном этапе необходимо: 9) установить, обладает ли созданное устройство свойствами, указанными в цели деятельности и в случае несоответствия дополнить необходимыми элементами.

2. Создана модель целостной методической подготовки, направленной на достижение цели — формирование у будущих учителей готовности к организации учебного процесса по физике, в результате которого учащиеся овладеют обобщенным методом решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств. Отличительная особенность методической подготовки состоит в изменении структуры и содержания курса «Теория и методика обучения физике».

Содержание подготовки на первом этапе состоит в том, чтобы студенты овладели обобщенным методом решения прикладных задач и опорными знаниями для выполнения каждого действия метода, а также требованиями к формулировкам таких задач. Содержание подготовки на втором этапе предполагает освоение способа решения профессиональной задачи учителя физики по проектированию и реализации учебного процесса, в результате которого учащиеся должны усвоить обобщенный метод решения прикладных задач.

3. Разработана методика формирования у студентов обобщенного метода решения прикладных задач и отдельных действий, составляющих его содержание, основанная на многократном выполнении соответствующей деятельности и контроля за её сформированностью. Для реализации данной методики созданы дидактические средства в виде заданий, нацеленных на формирование действий обобщенного метода.

4. Разработана методика формирования деятельности по решению профессиональной задачи, связанной с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач, включающая следующие этапы: 1) этап проектирования педагогической деятельности- 2) этап реализации деятельности, адекватной педагогической.

На первом этапе студенты приобретают умения: 1) осуществлять анализ прикладного материала по теме школьного курса физики- 2) составлять и решать прикладные задачи с опорой на обобщенный метод- 3) разрабатывать сценарии уроков, на которых организуется деятельность школьников по разработке метода создания конкретных технических устройств- 4) планировать стратегию формирования у учителя обобщенного метода решения прикладных задач при изучении физики. На втором этапе в процессе имитации деятельности учителя у студентов формируется способ решения данной профессиональной задачи. Для организации работы студентов разработаны задания в виде формулировок целей профессиональной деятельности учителя физики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории и методики обучения физике (уровень высшего профессионального образования) за счёт разработанной целостной методической подготовки, направленной на формирование у будущего учителя физики профессионального умения, связанного с обучением учащихся обобщенному методу решения прикладных задач по созданию технических устройств. Результаты исследования конкретизируют положения деятельностной теории обучения обобщенным приемам познавательной деятельности применительно к формированию у будущих учителей физики обобщенного метода решения прикладных задач по созданию технических устройствраскрывают содержание методики подготовки студентов к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач. Полученные результаты могут служить теоретической основой разработки методик обучения студентов и школьников деятельности по созданию прикладных, инженерных и конструкторских проектов с опорой на знания по физике и другим предметным областям.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выделены ориентиры для учителя, позволяющие спланировать и реализовать обучение обобщенному методу решения прикладных задачразработаны учебно-методическое пособие и электронный учебник, позволяющие организовать обучение студентов и школьников обобщенному методу решения прикладных задач по созданию технических устройств и проконтролировать результаты обучения.

Разработанная программа подготовки студентов — будущих учителей физики и переподготовки учителей физики в системе повышения квалификации кадров, а также созданные методические пособия позволяют подготовить учителя к формированию у школьников обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств. Апробация результатов исследования осуществлялась посредством: — участия в X, XI и XII Международных конференциях «Физика в системе современного образования» (Санкт-Петербург, 2009 г.- Волгоград, 2011 г.- Петрозаводск, 2013 г.) — VII, VIII, X и XI Международных научно-методических конференциях «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» (Москва, 2008, 2009, 2011, 2012 гг.) — X Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» (г. Москва, 2012 г.) — Международной научно-практической конференции «Приоритеты и интересы современного общества» (г. Астрахань, 2010 г.) — IV Международной научно-методической конференции «Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении» (г. Астрахань, 2012 г.) — Международной научной конференции молодых ученых в рамках программы «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса» (г.Астрахань, 2011 г.) — международных научно-практических интернет-конференциях «Инновационные подходы к применению информационных технологий в профессиональной деятельности» (г. Белгород, 2009, 2010 гг.) — V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (Нижний Новгород, 2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Новые формы аттестации обучающихся в контексте преемственности обучения в школе и^вузе» (Киров, 2010 г.) — региональной научно-методической конференции «Современная образовательная среда» (Астрахань, 2010 г.) — научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета» (Астрахань, 2009 г.) — III научно-методической конференции «Многоуровневая подготовка в вузе: современные проблемы, инновационные технологии обучения» (Астрахань, 2011 г.) — ежегодных итоговых научно-практических конференциях студентов, аспирантов и преподавателей АГУнаучно-методических семинарах учителей физики г. Астрахани 2007;2013 гг.- публикации материалов исследования в научных и научно-методических изданиях (31 работа общим объемом 23,77 п. л., в том числе 5 статей в журналах, входящих в перечень ВАК Минобрнауки РФ, и одно учебно-методическое пособие).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс методической подготовки студентов в Астраханском государственном университете, в процесс повышения квалификации учителей г. Астрахани и Астраханской области в рамках научно-методического семинара, а также использованы при обучении обобщенному методу решения прикладных задач школьников пяти школ.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка и трёх приложений, в которых приведены формулировки прикладных задач, фотографии разработанных технических устройств, фрагменты электронного образовательного ресурса для организации деятельности обучаемых по овладению обобщенным методом решения прикладных задач. Общий объем диссертации -183 страницы. Работа включает 25 таблиц, 2 схемы, 3 диаграммы.

Список литературы

содержит 147 наименований.

Выводы по главе 4.

1. В ходе проведения педагогического эксперимента была проверена эффективность сложившихся подходов к формированию у будущих учителей физики прикладных умений. Установлено, что, несмотря на многообразие существующих способов, учителя и студенты — будущие учителя физики не могут без специальной подготовки овладеть деятельностью по решению прикладных задач, связанных с созданием технических устройств, а следовательно, не знают, как научить школьников решать такие задачи.

2. При проведении поискового эксперимента было установлено, что для подготовки студентов к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств, необходимо, чтобы каждый из них овладел следующими профессиональными видами деятельности:

• решать прикладные задачи по созданию технических устройств с опорой на обобщенный метод;

• формулировать прикладные задачи по разработке технических устройств;

• разрабатывать сценарии уроков по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач по созданию технических устройств;

• организовывать деятельность по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач;

• планировать стратегию формирования у школьников обобщенного метода решения прикладных задач при изучении физики.

3. Для оценки сформированности у студентов обобщенного метода решения прикладных задач разработаны специальные задания. В результате анализа выполнения таких заданий будущими учителями физики (всего 278 обучаемых) получены следующие данные: 83% студентов правильно выполнили все действия обобщенного метода и достигли цели, поставленной в задании- 14% студентов конкретизировали отдельные действия обобщенного метода, выполнив некоторые из них в «свернутом» виде, при этом правильно решив прикладную задачу- 3% студентов не справились с заданием.

4. Оценка сформированности профессиональных видов деятельности у студентов осуществляется в условиях обучения, адекватных реальному учебному процессу в школе. Разработаны специальные задания, позволяющие контролировать сформированность каждого вида деятельности. Результаты данного этапа эксперимента, в котором приняли участие 126 студентов и учителей физики, показывают: 94% студентов успешно выполняют подготовительную работу учителя физики и реализуют урок со школьниками- 4% в процессе организации деятельности школьников в ходе проведения урока испытывают методические затруднения- 3% студентов допускают ошибки в ходе проведения урока.

5. В ходе проведения педагогического эксперимента сделан вывод о том, что реализация предложенной модели методической подготовки будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач позволяет сформировать у студентов способность организовывать учебный процесс, в результате которого школьники овладевают обобщенным методом решения прикладных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе проведенного исследования по сформулированной научной проблеме решены задачи исследования, подтверждены основные положения гипотезы и получены следующие результаты.

1. Установлено, что в процессе обучения в вузе необходимо специально готовить студентов — будущих учителей физики к деятельности по обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств.

2. Выявлено содержание обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств, ориентиры для выполнения каждого действия метода, и разработана методика обучения студентов данному методу.

3. Разработана модель методической подготовки студентов к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств.

4. Разработана методика формирования деятельности по решению профессиональной задачи, связанной с обучением школьников обобщенному методу решения прикладных задач, которая включает следующие этапы: 1) этап проектирования педагогической деятельности- 2) этап реализации деятельности, адекватной педагогической.

5. Разработан учебно-методический комплекс для обучения студентов обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с созданием технических устройств, включающий в себя учебно-методическое пособие и электронный учебник. Применение разработанных дидактических средств позволяет достичь цели методической подготовки.

6. Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования. Студенты приобретают способность решать любые прикладные задачи по созданию технических устройств с опорой на обобщенный метод. Некоторые из студентов достигают такого уровня его применения, что могут разрабатывать оригинальные решения и создавать технические устройства, удовлетворяющие возрастающие потребности человека и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. М. Формирование методических умений преподавателя физики в классическом университете : дис.. д-ра пед. наук / И. М. Агибова. -М, 2006. -519 с.
  2. П. В. Самодельные приборы по физике : пос. для учителей / П. В. Албычев. М.: Просвещение, 1950. — Ч. 1. — 278 с.
  3. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. — 223 с. — ISBN 5−02−29 265−6.
  4. Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. М.: Сов. радио, 1979. — 175 с.
  5. С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2001. — 236 с.
  6. С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 2. Подготовка к преподаванию темы / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2003. — 275 с. — ISBN 594 845−049-Х
  7. С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 3. Подготовка учебного эксперимента / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2007. — 190 с. — ISBN 5−7942−1086−4.
  8. С. В. Практикум по школьному физическому эксперименту : учеб.-метод. пос. / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2011. -216с.- ISBN 978−5-9926−0468−9.
  9. С. В. Применение задач в процессе обучения физике / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова. М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — 175 с.
  10. С. В. Школьный физический эксперимент: методическое руководство к лабораторным занятиям. Часть 1. М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1985.-87 с.
  11. С. В. Введение в практикум по общей физике : учеб. пос. / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова, В. В. Смирнов. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — 150 с. — ISBN 5−88 200−915−4.
  12. И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах / И. Г. Антипин. М., 1974. — 127 с.
  13. Е. Ю. Подготовка учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе : дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Баркова. -Астрахань, 2006. 162 с.
  14. А. А. Электронный конструктор «Знаток». Практические занятия по физике. 8, 9, 10, 11 классы / А. А. Бахметьев. М., 2005. — 70 с.
  15. И. Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе: На примере подготовки учителя физики: дис.. д-ра пед. наук / И. Л. Беленок. Новосибирск, 2000. — 345 с.
  16. Э. В. Физические приборы : учеб. пос. для студ. физ.-мат. фак. пед ин-тов / Э. В. Бурсиан. М.: Просвещение, 1984. — 271 с.
  17. Г. А. Экспериментальные задачи по физике 10−11 классы общеобразовательных учреждений / Г. А. Бутырский, Ю. А. Сауров. М., 2000. — 102 с. — ISBN 5−09−9 741−0.
  18. В. И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете : автореф.. д-ра пед. наук / В. И. Ваганова. М., 2005. — 40 с.
  19. А. М. Физика и техника. Достижения физики народному хозяйству / А. М. Васильев. — М., 1977. — 119 с.
  20. А. Т. Техника в курсе физики средней школы / А. Т. Глазунов.-М., 1977, — 159 с.
  21. А. И. Самодельные приборы по физике и опыты с ними : пос. для учителей / А. И. Глазырин. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1960.-488 с.
  22. Н. Д. Беседы о физике и технике : науч.-попул. изд. / Н. Д. Глухов, Н. В. Камышанченко, П. И. Самойленко. М.: Высшая школа, 1990.- 160 с.
  23. ГОСТ 27.001−95 Межгосударственный стандарт «Система стандартов „надёжность в технике“» от 1997−01−01. Режим доступа: http://www.snip-info.ru/Gost27001−95.htm, свободный. Заглавие с экрана. 1. Яз. рус.
  24. А. В. Физика. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, А. В. Селивёрстов. М.: Вентана-Граф, 2007. — 288 с. — ISBN 978−5-360−299−4.
  25. А. В. Физика. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова. М.: Вентана-Граф, 2008. 304 с. — ISBN 978−5-360−794−4.
  26. А. В. Физика. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, В. А. Боков. М.: Вентана-Граф, 2009. 336 с. — ISBN 978−5-360−1 411−9.
  27. М. И. Самодельные приборы по физике : пос. для учителей / М. И. Гримбаум. М.: Просвещение, 1972. — 200 с.
  28. В. И. Толковый словарь / В. И. Даль. Режим доступа: http://slovardalya.ru/description/inzhener/11 692, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  29. С. И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе : дис.. д-ра пед. наук / С. И. Десненко. М., 2007. — 500 с.
  30. А. С. Справочник по физике и технике : учеб. пос. для учащихся / А. С. Енохович. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 224 с. -ISBN 5−09−622−9.
  31. . JI. Изобретатель пришёл на урок / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Кишинёв: Лумина, 1989. — 255 с.
  32. И. А. Подготовка учителя физики к творческой деятельности по методике и технике школьного физического эксперимента : дис.. канд. пед. наук / И. А. Ильдяев. Рязань, 2002. — 215 с.
  33. И. В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике.: автореф.. дис. канд. пед. наук / И. В. Ильин. Екатеринбург, 2013. — 24 с.
  34. С. Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пос. для высш. пед. учеб. завед. / С. Е. Каменецкий,
  35. Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. М.: Академия, 2000. — 368 с. — ISBN 5−7695−0327−0.
  36. В. А. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / В. А. Касьянов. -М.: Дрофа, 2000.-416 с. ISBN 5−7107−2791−1.
  37. В. А. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2001. — 416 с. — ISBN 5−7107−3981−2.
  38. В. А. Физика. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учрежд. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2007. — 286 с. -ISBN 978−5-358−988−2.
  39. В. А. Физика. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для ч общеобразоват. учрежд. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2007. — 448 с. 1.BN 978−5-358−822−9.
  40. В. И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональности будущих учителей физики : автореф.. д-ра пед. наук / В. И. Коломин. Волгоград, 2010. — 49 с.
  41. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг. Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main /documents/5124/6172/index.shtml, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  42. И. А. Обучение студентов будущих учителей внедре-^ нию «метода проектов» в учебный процесс по физике / И. А. Крутова,
  43. О. Ю. Дергунова // Классическое университетское образование для XXI века: сб. науч. тр. VI Междунар. заочной науч.-метод, конф. Саратов: Наука, 2009. — Ч. 1. — С. 260−262. — ISBN 978−5-91 272−775−7.
  44. И. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «физическое образование» / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Наука и школа. 2010. — № 3. — С. 63−67. -ISSN 1819−463Х.
  45. И. А. Открываем второй закон Ньютона / И. А. Крутова, М. А. Фисенко, О. Ю. Дергунова // Физика. Первое сентября. 2011. № 12. -С. 11 — 16.-ISSN 2077−0049.
  46. И. А. Методическая система подготовки будущих учителей физики к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств / И. А. Крутова,
  47. О.Ю. Дергунова // Современные проблемы науки и образования. 2012. -№ 4. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/104−6893, свободный. -Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  48. И. А. Обучение студентов педвузов методам решения типовых профессиональных задач учителя физики / И. А. Крутова // Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПА, 2002. — Вып. 5, ч. 3. — С. 81−83.
  49. И. А. Модель подготовки будущего учителя физики к обучению школьников решению прикладных задач / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Наука и школа. 2012. — № 6. — С. 34−38.
  50. И. А. Формирование у будущего учителя физики обобщенного метода решения прикладных задач с применением электронного учебника / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Фундаментальные исследования. 2013. № 4, ч. 4. — С. 969−974.
  51. Н. JI. Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе: дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Курилёва. -М., 2007.-260 с.
  52. И. Я. Внеклассная работа по физике / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  53. И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике /И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1991.-221 с. — ISBN 5−09−3 013−8.
  54. Мазур 3. Ф. Содержание подготовки учителя физики к руководству техническим творчеством учащихся: дис.. канд. пед. наук / 3. Ф. Мазур. -Самара, 1993, — 192 с.
  55. М. И. Теория изобретательских задач / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. — 428 с. — ISBN 985−13−0078−0.
  56. А. А. Формирование у студентов-физиков технико-конструкторских умений (на материале практикума по физико-техническому моделированию в педвузе): автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Мотков.-Л., 1972.- 18 с.
  57. Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин- под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2010. — 399 с. — ISBN 978−5-09−22 777−3/
  58. Г. Я. Физика/ 10 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский- под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2010. — 366 с. — ISBN 978−5-09−22 776−6.
  59. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Пр-271 Президента РФ Д. А. Медведева от 04.02.2010. Сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dokyakt/6591, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
  60. И. М. Задачи по физике с техническим содержанием : пос. для учащихся / И. М. Низамов- под ред. А. В. Пёрышкина. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  61. Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с. -ISBN 5−94 073−073−6.
  62. С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с. — ISBN 5−85 632−001−8.
  63. А. В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / А. В. Пёрышкин. М.: Дрофа, 2006. — 192 с. — ISBN 5−358−257-Х.
  64. А. В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / А. В. Пёрышкин. М.: Дрофа, 2010. — 191 с. — ISBN 978−5-358−7 980.
  65. А. В. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 1999. — 256 с. — ISBN 5−7107−2370−3.
  66. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик,
  67. Б. M. Игошев и др.- под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
  68. Политехнический словарь / гл. ред. И. И. Артоболевский. М.: Советская энциклопедия, 1976. — 608 с.
  69. А. И. Основы инженерного творчества / А. И. Поло-винкин. М.: Машиностроение, 1988. — 368 с. — ISBN 5−217−16−3.
  70. Н. Ф. Методическая система формирования готовности будущих учителей физики к применению экспериментальных задач : дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Полях. Волгоград, 2008. — 235 с.
  71. Л. А. Методическая подготовка будущего учителя организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике : дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Прояненкова. М., 2010. — 357 с.
  72. Л. А. Методическая подготовка будущего учителя организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Прояненкова. М., 2010. -42 с.
  73. Н. С. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2007. -285 с. — ISBN 978−5-358−1 746−7.
  74. Н. С. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2009. — 208 с. — ISBN 978−5358−6 519−2.
  75. Н. С. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2009. — 256 с. — ISBN 978−5358−7 172−8.
  76. H. С. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин. -М.: Дрофа, 2008. 288 с. — ISBN 978−5-358−4 992−5.
  77. Н. С. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, Д. А. Исаев. М.: Дрофа, 2010. — 256 с. — ISBN 978−5-358−9 246−4.95. Радио,-2003.-№ 1.-С.41.
  78. Радио. 2003. — № 7. — С. 59.
  79. Радио. 2003. — № 8. — С. 46.98. Радио.-2003.-№ 9.-С. 60.
  80. Радио. -2003.-№ 11.-С. 40−41.
  81. Радио. -2003. № 12. — С. 32.
  82. Радио. -2004. № 3. — С. 44.
  83. Радио. -2004. № 4. — С. 40.
  84. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
  85. В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1966. — 272 с.
  86. В. Г. Физика и научно-технический прогресс: пос. для учителей / В. Г. Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др.- под ред. В. Г. Разумовского и др. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  87. В. Г. Изучение электроники в курсе физики / В. Г. Разумовский, С. Я. Шамаш. М.: Просвещение, 1968. — 159 с.
  88. Резников 3. М. Прикладная физика: учеб. пос. для учащихся по факультатив. курсу: 10 класс / 3. М. Резников. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  89. В. В. Методическая система формирования обобщенных методов проведения физических экспериментальных исследований у студентов физико-математического направления подготовки : дис.. д-ра пед. наук / В. В. Смирнов. Волгоград, 2012. — 321 с.
  90. Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике : пос. для учителя / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. — 184 с. — ISBN 5−88 200−638−1.
  91. Г. П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике : дис.. д-ра пед. наук / Г. П. Стефанова. М., 2002. — 366 с.
  92. Г. П. Создаём технические устройства на уроках физики / Г. П. Стефанова, О. Ю. Дергунова, И. А. Крутова // Физика. Первое сентября. 2011. — № 9. — С. 5−9. — ISSN 2077−0049.
  93. П. Г. Пионер-электротехник / П. Г. Стрелков. М.: ДЕТГИЗ, 1960.-220 с.
  94. П. Г. Юному электротехнику / П. Г. Стрелков. М.: ДЕТГИЗ, 1955.-214 с.
  95. Н. Ф. Практикум по педагогической психологии : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2002. -190 с.
  96. Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред, учеб. завед. / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2006. — 288 с.
  97. Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Я. Б. Хихловский. Саратов: Саратовский ун-т, 1987.- 173 с.
  98. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975. — 343 с.
  99. Г. И. Физика : учеб. для 7 класса семилетней средней школы / Г. И. Фалеев, А. В. Пёрышкин. М.: УЧПЕДГИЗ, 1948. — Ч. 2.
  100. Физика: учеб. для 11 класса шк. и кл. с углубл. изучением физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- под ред. А. А. Пинского. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 432 с.
  101. Физика в школе. 1975. -№ 1. — С.66−69.
  102. Физика в школе. 1981.-№ 1.-С. 54−58.
  103. Физика в школе. 1982. -№ 5.-С. 31.
  104. Физика в школе. 1983. — № 6. — С. 56−58.
  105. Физика в школе. 1984. -№ 6. — С. 70−71.
  106. Физика в школе. 1987. — № 3. — С. 33−35.
  107. Физика в школе. 1987. — № 6. — С. 70−71
  108. Физика в школе. 1990. -№ 1.-С. 67−71.
  109. Физика в школе. 1990. — № 3. — С. 54.
  110. Физика в школе. 1991. -№ 3. — С. 41.
  111. Физика в школе. 1993.-№ 1.-С. 35.
  112. Физика в школе. 1993. — № 5. — С. 45.
  113. Физика в школе. 1998. — № 5. — С. 61−63.
  114. Физика в школе. 2000. — № 5. — С. 59−60.
  115. Физика в школе. 2001. — № 6. — С. 47−49.
  116. Физика в школе. 2002. — № 5. — С. 24.
  117. Е. М. Методика подготовки будущего учителя физики к руководству школьным радиоклубом как инновационной формой внеурочной учебной деятельности школьников по физике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. М. Филиппова. Волгоград, 2012. — 26 с.
  118. А. Н. Введение в управление проектированием механическим систем : учеб. пос. / А. М. Хорошев. Белгород, 1999. — 372 с. -КВК 5−217−16−3.
  119. А. А. Принципы инженерного творчества : учеб. пос. / А. А. Чёрный. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. — 43 с.
  120. В. Д. Самодельные приборы по физике в У1-УП классах / В. Д. Черпаков- под ред. М. Ю. Конопкина. Ростов н/Д., 1941. — 44 с.
  121. В. В. О предмете и основных понятиях технических наук (гносеологический анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук / В. В. Чешев. -Томск, 1968.-С. 8, 12.
  122. А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики : дис.. д-ра пед. наук / А. А. Шаповалов. Барнаул, 2000. — 479 с.
  123. Энциклопедия. Википедия — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.
Заполнить форму текущей работой