Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач
![Диссертация: Методическая подготовка будущего учителя физики к обучению учащихся обобщенному методу решения прикладных задач](https://westud.ru/work/3257337/cover.png)
Диссертация
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие теории и методики обучения физике (уровень высшего профессионального образования) за счёт разработанной целостной методической подготовки, направленной на формирование у будущего учителя физики профессионального умения, связанного с обучением учащихся обобщенному методу решения прикладных задач… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы подготовки будущего учителя физики к обучению школьников применению физических знаний в практической деятельности
- 1. 1. Анализ теории и практики методической подготовки будущего. учителя физики к обучению школьников применению физических знаний в практической деятельности
- 1. 2. Возможности школьного курса физики для обучения учащихся. решению прикладных задач
- 1. 3. Проверка эффективности сложившихся подходов в подготовке. будущих учителей физики к обучению учащихся решению. прикладных задач
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Содержание обобщенного метода решения прикладных задач, связанных с созданием технического устройства
- 2. 1. Содержание понятия «техническое устройство»
- 2. 2. Существующие способы поиска решения прикладных задач
- 2. 3. Выявление содержания обобщенного метода решения прикладных. задач, связанных с созданием технических устройств
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Содержание и методика подготовки студентов к деятельности по обучению школьников методу решения прикладных задач
- 3. 1. Психолого-педагогические основы решения проблемы исследования
- 3. 2. Модель методической подготовки студентов к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач,. связанных с разработкой технических устройств
- 3. 3. Методика поэтапного формирования действий, входящих. в обобщенный метод решения прикладных задач,. связанных с созданием технических устройств
- 3. 4. Методика формирования деятельности по решению. профессиональной задачи, связанной с обучением школьников. обобщенному методу решения прикладных задач
- 3. 4. 1. Этап проектирования педагогической деятельности по обучению школьников методу решения прикладных задач, связанных с созданиемтехнических устройств
- 3. 4. 2. Этап реализации деятельности, адекватной педагогической
- 4. 1. Результаты констатирующего и поискового экспериментов
- 4. 2. Результаты обучающего эксперимента
Список литературы
- Агибова И. М. Формирование методических умений преподавателя физики в классическом университете : дис.. д-ра пед. наук / И. М. Агибова. -М, 2006. -519 с.
- Албычев П. В. Самодельные приборы по физике : пос. для учителей / П. В. Албычев. М.: Просвещение, 1950. — Ч. 1. — 278 с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. — 223 с. — ISBN 5−02−29 265−6.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. М.: Сов. радио, 1979. — 175 с.
- Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2001. — 236 с.
- Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 2. Подготовка к преподаванию темы / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2003. — 275 с. — ISBN 594 845−049-Х
- Анофрикова С. В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 3. Подготовка учебного эксперимента / С. В. Анофрикова. М.: МПГУ, 2007. — 190 с. — ISBN 5−7942−1086−4.
- Анофрикова С. В. Практикум по школьному физическому эксперименту : учеб.-метод. пос. / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова, И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2011. -216с.- ISBN 978−5-9926−0468−9.
- Анофрикова С. В. Применение задач в процессе обучения физике / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова. М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — 175 с.
- Анофрикова С. В. Школьный физический эксперимент: методическое руководство к лабораторным занятиям. Часть 1. М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1985.-87 с.
- Анофрикова С. В. Введение в практикум по общей физике : учеб. пос. / С. В. Анофрикова, Г. П. Стефанова, В. В. Смирнов. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. — 150 с. — ISBN 5−88 200−915−4.
- Антипин И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах / И. Г. Антипин. М., 1974. — 127 с.
- Баркова Е. Ю. Подготовка учащихся к проектной деятельности при обучении физике в средней школе : дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Баркова. -Астрахань, 2006. 162 с.
- Бахметьев А. А. Электронный конструктор «Знаток». Практические занятия по физике. 8, 9, 10, 11 классы / А. А. Бахметьев. М., 2005. — 70 с.
- Беленок И. Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе: На примере подготовки учителя физики: дис.. д-ра пед. наук / И. Л. Беленок. Новосибирск, 2000. — 345 с.
- Бурсиан Э. В. Физические приборы : учеб. пос. для студ. физ.-мат. фак. пед ин-тов / Э. В. Бурсиан. М.: Просвещение, 1984. — 271 с.
- Бутырский Г. А. Экспериментальные задачи по физике 10−11 классы общеобразовательных учреждений / Г. А. Бутырский, Ю. А. Сауров. М., 2000. — 102 с. — ISBN 5−09−9 741−0.
- Ваганова В. И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете : автореф.. д-ра пед. наук / В. И. Ваганова. М., 2005. — 40 с.
- Васильев А. М. Физика и техника. Достижения физики народному хозяйству / А. М. Васильев. — М., 1977. — 119 с.
- Глазунов А. Т. Техника в курсе физики средней школы / А. Т. Глазунов.-М., 1977, — 159 с.
- Глазырин А. И. Самодельные приборы по физике и опыты с ними : пос. для учителей / А. И. Глазырин. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1960.-488 с.
- Глухов Н. Д. Беседы о физике и технике : науч.-попул. изд. / Н. Д. Глухов, Н. В. Камышанченко, П. И. Самойленко. М.: Высшая школа, 1990.- 160 с.
- ГОСТ 27.001−95 Межгосударственный стандарт «Система стандартов „надёжность в технике“» от 1997−01−01. Режим доступа: http://www.snip-info.ru/Gost27001−95.htm, свободный. Заглавие с экрана. 1. Яз. рус.
- Грачёв А. В. Физика. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, А. В. Селивёрстов. М.: Вентана-Граф, 2007. — 288 с. — ISBN 978−5-360−299−4.
- Грачёв А. В. Физика. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, Е. А. Вишнякова. М.: Вентана-Граф, 2008. 304 с. — ISBN 978−5-360−794−4.
- Грачёв А. В. Физика. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учрежд. / А. В. Грачёв, В. А. Погожев, В. А. Боков. М.: Вентана-Граф, 2009. 336 с. — ISBN 978−5-360−1 411−9.
- Гримбаум М. И. Самодельные приборы по физике : пос. для учителей / М. И. Гримбаум. М.: Просвещение, 1972. — 200 с.
- Даль В. И. Толковый словарь / В. И. Даль. Режим доступа: http://slovardalya.ru/description/inzhener/11 692, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
- Десненко С. И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе : дис.. д-ра пед. наук / С. И. Десненко. М., 2007. — 500 с.
- Енохович А. С. Справочник по физике и технике : учеб. пос. для учащихся / А. С. Енохович. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 224 с. -ISBN 5−09−622−9.
- Злотин Б. JI. Изобретатель пришёл на урок / Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Кишинёв: Лумина, 1989. — 255 с.
- Ильдяев И. А. Подготовка учителя физики к творческой деятельности по методике и технике школьного физического эксперимента : дис.. канд. пед. наук / И. А. Ильдяев. Рязань, 2002. — 215 с.
- Ильин И. В. Обучение студентов педагогического вуза формированию у учащихся метатехнического знания в учебном процессе по физике.: автореф.. дис. канд. пед. наук / И. В. Ильин. Екатеринбург, 2013. — 24 с.
- Каменецкий С. Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пос. для высш. пед. учеб. завед. / С. Е. Каменецкий,
- Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. М.: Академия, 2000. — 368 с. — ISBN 5−7695−0327−0.
- Касьянов В. А. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / В. А. Касьянов. -М.: Дрофа, 2000.-416 с. ISBN 5−7107−2791−1.
- Касьянов В. А. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2001. — 416 с. — ISBN 5−7107−3981−2.
- Касьянов В. А. Физика. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учрежд. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2007. — 286 с. -ISBN 978−5-358−988−2.
- Касьянов В. А. Физика. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для ч общеобразоват. учрежд. / В. А. Касьянов. М.: Дрофа, 2007. — 448 с. 1.BN 978−5-358−822−9.
- Коломин В. И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональности будущих учителей физики : автореф.. д-ра пед. наук / В. И. Коломин. Волгоград, 2010. — 49 с.
- Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг. Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main /documents/5124/6172/index.shtml, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
- Крутова И. А. Обучение студентов будущих учителей внедре-^ нию «метода проектов» в учебный процесс по физике / И. А. Крутова,
- О. Ю. Дергунова // Классическое университетское образование для XXI века: сб. науч. тр. VI Междунар. заочной науч.-метод, конф. Саратов: Наука, 2009. — Ч. 1. — С. 260−262. — ISBN 978−5-91 272−775−7.
- Крутова И. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «физическое образование» / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Наука и школа. 2010. — № 3. — С. 63−67. -ISSN 1819−463Х.
- Крутова И. А. Открываем второй закон Ньютона / И. А. Крутова, М. А. Фисенко, О. Ю. Дергунова // Физика. Первое сентября. 2011. № 12. -С. 11 — 16.-ISSN 2077−0049.
- Крутова И. А. Методическая система подготовки будущих учителей физики к обучению школьников обобщенному методу решения прикладных задач, связанных с разработкой технических устройств / И. А. Крутова,
- О.Ю. Дергунова // Современные проблемы науки и образования. 2012. -№ 4. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/104−6893, свободный. -Заглавие с экрана. — Яз. рус.
- Крутова И. А. Обучение студентов педвузов методам решения типовых профессиональных задач учителя физики / И. А. Крутова // Сборник научных трудов. Н. Новгород: ВГИПА, 2002. — Вып. 5, ч. 3. — С. 81−83.
- Крутова И. А. Модель подготовки будущего учителя физики к обучению школьников решению прикладных задач / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Наука и школа. 2012. — № 6. — С. 34−38.
- Крутова И. А. Формирование у будущего учителя физики обобщенного метода решения прикладных задач с применением электронного учебника / И. А. Крутова, О. Ю. Дергунова // Фундаментальные исследования. 2013. № 4, ч. 4. — С. 969−974.
- Курилёва Н. JI. Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе: дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Курилёва. -М., 2007.-260 с.
- Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике /И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1991.-221 с. — ISBN 5−09−3 013−8.
- Мазур 3. Ф. Содержание подготовки учителя физики к руководству техническим творчеством учащихся: дис.. канд. пед. наук / 3. Ф. Мазур. -Самара, 1993, — 192 с.
- Меерович М. И. Теория изобретательских задач / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. — 428 с. — ISBN 985−13−0078−0.
- Мотков А. А. Формирование у студентов-физиков технико-конструкторских умений (на материале практикума по физико-техническому моделированию в педвузе): автореф. дис.. канд. психол. наук / А. А. Мотков.-Л., 1972.- 18 с.
- Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин- под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2010. — 399 с. — ISBN 978−5-09−22 777−3/
- Мякишев Г. Я. Физика/ 10 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд.: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский- под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2010. — 366 с. — ISBN 978−5-09−22 776−6.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Пр-271 Президента РФ Д. А. Медведева от 04.02.2010. Сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dokyakt/6591, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
- Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием : пос. для учащихся / И. М. Низамов- под ред. А. В. Пёрышкина. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с. -ISBN 5−94 073−073−6.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с. — ISBN 5−85 632−001−8.
- Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / А. В. Пёрышкин. М.: Дрофа, 2006. — 192 с. — ISBN 5−358−257-Х.
- Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / А. В. Пёрышкин. М.: Дрофа, 2010. — 191 с. — ISBN 978−5-358−7 980.
- Пёрышкин А. В. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 1999. — 256 с. — ISBN 5−7107−2370−3.
- Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе / А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик,
- Б. M. Игошев и др.- под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
- Политехнический словарь / гл. ред. И. И. Артоболевский. М.: Советская энциклопедия, 1976. — 608 с.
- Половинкин А. И. Основы инженерного творчества / А. И. Поло-винкин. М.: Машиностроение, 1988. — 368 с. — ISBN 5−217−16−3.
- Полях Н. Ф. Методическая система формирования готовности будущих учителей физики к применению экспериментальных задач : дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Полях. Волгоград, 2008. — 235 с.
- Прояненкова Л. А. Методическая подготовка будущего учителя организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике : дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Прояненкова. М., 2010. — 357 с.
- Прояненкова Л. А. Методическая подготовка будущего учителя организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Прояненкова. М., 2010. -42 с.
- Пурышева Н. С. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2007. -285 с. — ISBN 978−5-358−1 746−7.
- Пурышева Н. С. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2009. — 208 с. — ISBN 978−5358−6 519−2.
- Пурышева Н. С. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2009. — 256 с. — ISBN 978−5358−7 172−8.
- Пурышева H. С. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, В. М. Чаругин. -М.: Дрофа, 2008. 288 с. — ISBN 978−5-358−4 992−5.
- Пурышева Н. С. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. / Н. С. Пурышева, H. Е. Важеевская, Д. А. Исаев. М.: Дрофа, 2010. — 256 с. — ISBN 978−5-358−9 246−4.95. Радио,-2003.-№ 1.-С.41.
- Радио. 2003. — № 7. — С. 59.
- Радио. 2003. — № 8. — С. 46.98. Радио.-2003.-№ 9.-С. 60.
- Радио. -2003.-№ 11.-С. 40−41.
- Радио. -2003. № 12. — С. 32.
- Радио. -2004. № 3. — С. 44.
- Радио. -2004. № 4. — С. 40.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. -272 с.
- Разумовский В. Г. Творческие задачи по физике в средней школе / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1966. — 272 с.
- Разумовский В. Г. Физика и научно-технический прогресс: пос. для учителей / В. Г. Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др.- под ред. В. Г. Разумовского и др. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
- Разумовский В. Г. Изучение электроники в курсе физики / В. Г. Разумовский, С. Я. Шамаш. М.: Просвещение, 1968. — 159 с.
- Резников 3. М. Прикладная физика: учеб. пос. для учащихся по факультатив. курсу: 10 класс / 3. М. Резников. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Смирнов В. В. Методическая система формирования обобщенных методов проведения физических экспериментальных исследований у студентов физико-математического направления подготовки : дис.. д-ра пед. наук / В. В. Смирнов. Волгоград, 2012. — 321 с.
- Стефанова Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике : пос. для учителя / Г. П. Стефанова. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. — 184 с. — ISBN 5−88 200−638−1.
- Стефанова Г. П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике : дис.. д-ра пед. наук / Г. П. Стефанова. М., 2002. — 366 с.
- Стефанова Г. П. Создаём технические устройства на уроках физики / Г. П. Стефанова, О. Ю. Дергунова, И. А. Крутова // Физика. Первое сентября. 2011. — № 9. — С. 5−9. — ISSN 2077−0049.
- Стрелков П. Г. Пионер-электротехник / П. Г. Стрелков. М.: ДЕТГИЗ, 1960.-220 с.
- Стрелков П. Г. Юному электротехнику / П. Г. Стрелков. М.: ДЕТГИЗ, 1955.-214 с.
- Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2002. -190 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред, учеб. завед. / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2006. — 288 с.
- Талызина Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Я. Б. Хихловский. Саратов: Саратовский ун-т, 1987.- 173 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975. — 343 с.
- Фалеев Г. И. Физика : учеб. для 7 класса семилетней средней школы / Г. И. Фалеев, А. В. Пёрышкин. М.: УЧПЕДГИЗ, 1948. — Ч. 2.
- Физика: учеб. для 11 класса шк. и кл. с углубл. изучением физики / А. Т. Глазунов, О. Ф. Кабардин, А. Н. Малинин и др.- под ред. А. А. Пинского. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 432 с.
- Физика в школе. 1975. -№ 1. — С.66−69.
- Физика в школе. 1981.-№ 1.-С. 54−58.
- Физика в школе. 1982. -№ 5.-С. 31.
- Физика в школе. 1983. — № 6. — С. 56−58.
- Физика в школе. 1984. -№ 6. — С. 70−71.
- Физика в школе. 1987. — № 3. — С. 33−35.
- Физика в школе. 1987. — № 6. — С. 70−71
- Физика в школе. 1990. -№ 1.-С. 67−71.
- Физика в школе. 1990. — № 3. — С. 54.
- Физика в школе. 1991. -№ 3. — С. 41.
- Физика в школе. 1993.-№ 1.-С. 35.
- Физика в школе. 1993. — № 5. — С. 45.
- Физика в школе. 1998. — № 5. — С. 61−63.
- Физика в школе. 2000. — № 5. — С. 59−60.
- Физика в школе. 2001. — № 6. — С. 47−49.
- Физика в школе. 2002. — № 5. — С. 24.
- Филиппова Е. М. Методика подготовки будущего учителя физики к руководству школьным радиоклубом как инновационной формой внеурочной учебной деятельности школьников по физике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. М. Филиппова. Волгоград, 2012. — 26 с.
- Хорошев А. Н. Введение в управление проектированием механическим систем : учеб. пос. / А. М. Хорошев. Белгород, 1999. — 372 с. -КВК 5−217−16−3.
- Чёрный А. А. Принципы инженерного творчества : учеб. пос. / А. А. Чёрный. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. — 43 с.
- Черпаков В. Д. Самодельные приборы по физике в У1-УП классах / В. Д. Черпаков- под ред. М. Ю. Конопкина. Ростов н/Д., 1941. — 44 с.
- Чешев В. В. О предмете и основных понятиях технических наук (гносеологический анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук / В. В. Чешев. -Томск, 1968.-С. 8, 12.
- Шаповалов А. А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики : дис.. д-ра пед. наук / А. А. Шаповалов. Барнаул, 2000. — 479 с.
- Энциклопедия. Википедия — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/, свободный. Заглавие с экрана. — Яз. рус.