Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип меры в воспитании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Даже в идеале любого человека, считал педагог-новатор, всегда должен присутствовать «принцип какой-то середины, какой-то меры, какой-то дозы». Это должен быть человек с большой душой, с большими страстями, желаниями и в то же время он не должен быть «раззявой», который может все раздать, потому что добрый очень, и оставить жену и детей в нищете. Он должен как можно больше дать обществу… Читать ещё >

Принцип меры в воспитании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Смысл этого принципа состоит в том, что следует развивать любые качества в единстве противоположностей: дисциплина должна обеспечивать свободу, активность должна иметь тормоза и проч., т. е. вопросы развития тех или иных качеств решаются через их гармонизацию, соблюдение чувства меры. Это значит, что нельзя развивать никакое качество, не развивая одновременно его антипод.

А.С. Макаренко писал: «За что бы мы ни ухватились в деле воспитания, мы везде придем. к вопросу меры» [18, т.4, с.213]. Этот принцип меры он относил и к качествам человека, которого мы хотим воспитать, и к методике его воспитания.

Даже в идеале любого человека, считал педагог-новатор, всегда должен присутствовать «принцип какой-то середины, какой-то меры, какой-то дозы» [там же]. Это должен быть человек с большой душой, с большими страстями, желаниями и в то же время он не должен быть «раззявой», который может все раздать, потому что добрый очень, и оставить жену и детей в нищете. Он должен как можно больше дать обществу, но в то же время он должен быть счастливым человеком. Какой бы метод семейного воспитания мы ни взяли, нужно найти меру.

В семейном воспитании любовь может делать чудеса, но чрезмерная любовь может быть причиной брака в воспитании. Поэтому А. С. Макаренко утверждал, что «любовь требует какой-то дозировки, как хинин, как пища. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что он так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры» [18, т.4, с.213]. Умение, с одной стороны, воспитывать и проявлять открытое, искреннее чувство любви в семье, с другой стороны — сдержанность в проявлениях любви, чтобы любовь не подменялась внешней формой, не подменялась только лобзаниями, — это важная способность воспитательного таланта родителей.

В большинстве случаев люди не умеют нормировать ласку и строгость, что совершенно необходимо в воспитании. Очень часто родители думают, что в строгости и ласке должна быть норма, но полагают, что это нужно тогда, когда ребенку 6−7 лет, а вот до этого возраста можно без нормы.А. С. Макаренко был уверен, что «главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет — это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается,. но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет. И поэтому до пяти лет вопрос о мере строгости и ласки — самый важный вопрос» [18, т.4, с.215]. А. С. Макаренко считал, что уже в первые дни жизни ребенка вопрос о норме строгости и ласки должен быть поставлен в порядок дня. Можно наблюдать, что ребенку то позволяют очень много плакать, и он кричит целый день, то совсем не позволяют плакать, сразу начинают что-то предпринимать.

Другой выдающийся педагог, Я. Корчак, был полностью солидарен с Макаренко в том решающем значении, которое имеет в воспитании детей ранний возраст: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раненая минута станет кровоточить, убитая — тревожить призраком дурных воспоминаний» [Как любить детей. — М., 1968. — С.90].

Принцип личного примера родителей. Иногда бывают родители, которые считают, что для правильного воспитания нужно найти какой-то рецепт, и если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека, если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного человека; в руках враля он тоже сделает чудо и ребенок вырастет правильным. Возможно ли найти такие чудодейственные приемы? Таких чудес не бывает. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания. Собственное поведение родителей — самая решающая вещь в воспитании детей. Многие родители жалуются на недостаток времени. Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми (особенно в раннем детстве и младшем школьном возрасте), очень нехорошо, если родители никогда их не видят. Но правильное воспитание вовсе не требует, чтобы родители не спускали глаз с детей. Такое воспитание может принести только вред. Оно развивает пассивность характера, такие дети слишком привыкают к обществу взрослых, и духовный рост их идет слишком быстро. Родители любят этим похвастаться, но потом убеждаются, что допустили ошибку. Опыт показывает, что слишком быстрое «взросление» детей (например, вундеркинды) не соответствует естественному природосообразному развитию ребенка. Нарушается гармоничность развития различных аспектов личности.

Очень важны слова А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» [18, т.4, с.63]. Воспитывает все: как родители одеваются, как разговаривают с другими людьми и о других людях, как радуются или печалятся, как обращаются с друзьями и врагами и т. д. Ребенок видит или чувствует малейшие изменения в тоне, все повороты мысли. Если отец груб, пьянствует, оскорбляет мать, то ему уже не нужно думать о воспитании: он уже воспитывает своих детей, и воспитывает плохо, и никакие самые лучшие советы и методы ему не помогут. Мать, которая жалуется на грубость дочери, не понимает, что дочь ведет себя так же, как она с дочерью или с отцом. Никакие педагогические «фокусы» здесь не помогут. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в семье пересмотреть, о многом подумать и прежде всего родителям надо «положить самих себя под микроскоп».

Очень важно, чтобы дети знали, чем живут родители, чем интересуются, с кем рядом работают, каково их положение, статус. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения. Если мать занимается домашней работой, это также должно вызывать уважение, это труд, который может быть очень творческим и интересным.

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Причем счастливые родители — это не значит, что у них хорошее материальное благосостояние. Бывают люди с прекрасным достатком, которые ощущают себя все время неудовлетворенными, им чего-то не хватает и дети у них неудачные. Счастье не зависит от количества материальных благ: «необходимый аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание. Счастье такого открытого, честного человека дает большой процент не только этому человеку, а прежде всего его детям. Поэтому позвольте сказать вам: хотите, чтобы были хорошие дети — будьте счастливы.» [10, т.4, с.214].

Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые отказывают себе во всем, скучно, добродетельно жертвуют собой для детей — это самые плохие воспитатели. Если родители получают удовольствие, ходят в театры, приглашают гостей, и ребенок видит перед собой счастливых, веселых, жизнерадостных отца, мать, то это хорошее воспитание. Самочувствие родителей является одним из основных методов воспитания.

Метод подражания в семейном воспитании имеет большое значение. Как ребенок будет подражать родителям, если они все время — с недовольным выражением лица, с таким видом, будто они жертвуют своей жизнью для ребенка. Если в семье есть дети, это значит, что родители на много лет вперед отдают им напряжение своей мысли, свое внимание, свою волю. Родители должны стать организаторами собственной счастливой жизни, ибо вне родительского самочувствия как личности не может существовать и воспитатель.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой