Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России
Диссертация
Учебная деятельность формировала систему отношений юношей к окружающему миру, к людям, к государству, создавала возможности для становления гражданской позиции воспитанников. В течение рассматриваемых периодов в кадетских корпусах императорской России: образование все шире используется как средство развития личности, обладающей гражданской позициейвырабатываются единые подходы к организации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические и исторические аспекты формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России (1731−1917)
- 1. 1. История создания кадетских корпусов России
- 1. 2. Сущность и содержание понятия «гражданская позиция воспитанника кадетского корпуса»
- 1. 3. Становление и развитие системы формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России (1731−1917)
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. Педагогические условия формирования гражданской позиции воспитанников в кадетских корпусах Российской империи (1731−1917)
- 2. 1. Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов в процессе учебной деятельности
- 2. 2. Воспитательная деятельность как условие формирования гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов
- 2. 3. Роль педагогических кадров кадетских корпусов в формировании гражданской позиции воспитанников
- Выводы по главе II
Список литературы
- ГА РФ. Ф. 543. Коллекция рукописей Царскосельского дворца. Оп. 1.Д. 7.Л. 82−85.
- ГА РФ. Ф. 660. Великого Князя Константина Константиновича. Оп. 1. Д. 47. Л. 132.
- ГА РФ. Ф. 660. Великого Князя Константина Константиновича. Оп. 1.Д. 47. Л. 136−137.
- ОР РГБ. Ф.169. Фонд Д. А. Милютина. Оп. 24. Д. 3. Л. 18.
- РГВИА. Ф. 165. Фонд Куропаткина. Оп. 1. Д. 3564. Л. 12.
- РГВИА. Ф. 314. 1-я Петроградская гимназия военного ведомства Оп. 1. Д. 3492. Л.2.
- РГВИА. Ф.725. Главное управление военно-учебных заведений. Оп.38. Д. 149а. Л.5.
- РГВИА. Ф.725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп.45. Д. 1154. Л.2.
- РГВИА. Ф. 725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп. 48. Д. 96, Лл. 23−24.
- РГВИА. Ф. 725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп. 48. Д. 1029. Л. 1, 1 об.
- РГВИА. Ф. 725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп. 49. Д. 129, Л. 56.
- РГВИА. Ф. 725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп. 53. Д. 4269. Л. 34.
- РГВИА Ф. 725. Главное Управление военно-учебных заведений. Оп. 53. Д. 4811. Л. 18.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп.1. Д. 3. Лл. 22−23.
- Устав и общие положения для военно-учебных заведений. РГВИА. Ф. 945.0п.1. Д. 91. Л. 1.
- РГВИА.Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп. 1. Д. 91. Л. 20.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп.1. Д. 91. Лл. 26−27.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп. 1. Д. 231. Л. 47.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп.1. Д. 335. Л. 30. Лл.73−74.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп.1. Д. 335. Л. 87.
- РГВИА. Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп. 1. Д. 335. Лл. 42−43.
- РГВИА.Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп. 1. Д. 339. Л. 4.
- РГВИА.Ф. 945. Дежурство Главного директора Пажеского и кадетских корпусов. Оп. 1. Д. 339. Лл. 17−18.1. Законодательные акты
- Высочайше утверждённое новое учреждение Пажеского корпуса и дополнение к штатному оного положению. 10 октября 1802 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1830. — т. 27. — С. 292.
- Высочайше утверждённое Положение о Главном Управлении Военно-Учебных Заведений. 25 августа 1863 г. 2-е ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1863. — т. 38. — С. 924.
- Высочайше утверждённое Положение о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства. 27 мая 1836 г. 2-е ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1836. — т.11. — [Текст]: официальный текст. — С. 612.
- О бытии Шляхетному кадетскому корпусу под владением Ея Императорского Величества. Именный, данный Сенату. 7 марта 1765 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст.-СПб, 1830. т.17. — С. 84.
- О нужных исправлениях в преподавании наук в Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусах. Именный, данный генерал-поручику Мелиссино. 21 февраля 1784 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1830.-т. 22.-С. 38.
- О порядке учреждения военных училищ. Высочайшая резолюция на доклад Комиссии о военных училищах. 21 марта 1805 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1830. — т. 28. — С. 903.
- Об учреждении Совета о военных корпусах. 29 марта 1805 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1830.-т. 28.-С. 915.
- Об учреждении кадетского корпуса. Именный, данный Сенату. 29 июля 1731 г. ПСЗРИ. Текст.: официальный текст. СПб, 1830, — Т.8.-С.519.
- Свод военных постановлений 1869 года. Книга пятнадцатая Текст. СПб, 1871.-№ 638.
- A.C. К вопросу о педагогической подготовке офицеров-воспитателей кадетских корпусов Текст. / A.C. // Педагогический сборник. -1899.- № 6. С. 207−210.
- Абзалов, А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Ф. Абзалов. Екатеринбург, 2006. — 21 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. С. 126−149.
- Айзов, В. Последние дни корпуса во Пскове Текст. / В. Айзов // Досуг кадета-псковича. Париж, 1957. — С. 25−31.
- Аксенов, М.В. Смоленский кадетский корпус (1805−1812) Текст. / М. В. Аксенов. Смоленск: Типография П. А. Силина, 1907. — 23 с.
- Алпатов, H.H. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России Текст. / Н. И. Алпатов. М.: Учпедгиз, 1958.- 244с.
- Альтшуллер, P.E. Кутузов как военный педагог директор Кадетского корпуса Текст. / P.E. Альтшуллер // Вопросы военной истории. XVIII и первая половина XIX веков. — М., 1969. — С. 251−262.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2-х томах / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева -М.: МГУ, 1980.-414 с.
- Андресюк, A.M. Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M. Андресюк. Улан-Удэ, 2011. -24 с.
- Архангельский, J1.M. Моральные ценности и современность Текст. / Л. М. Архангельский // Вопросы философии. 1983. — № 11. — С. 88−92.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.- 367 с.
- Асп, Э. Введение в социологию. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/asp/05.php (дата обращения 20.01.2009).
- Аурова, H.H. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII первой половине XIX века Текст. / H.H. Аурова. — М.: Институт российской истории, 2003. — 274 с.
- Балобанова, Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Балобанова. Санкт-Петербург, 2007. — 164 с.
- Барсков, Я.JI. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864−1914. Ист. очерк Текст. / Я. Л. Барсков. Спб., 1914.- 346 с.
- Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984−1985 Текст. / М. М. Бахтин. М., 1986. -С.24−29.
- Бахтин, Н.К. К священной войне России 1914 г. Текст. / Н. К. Бахтин // Педагогический сборник. 1915. — № 2.- С. 227.
- Бедерханова, В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2002. — 413 с.
- Беленцов С.И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в Россини второй половины XIX начала XX веков Текст.: автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / С. И. Беленцов. — Курск, -2007.-41 с.
- Беляев, A.B. Кадетские корпуса в годы Первой мировой войны Текст. / A.B. Беляев // Военно-исторический журнал. 2008. — № 6. — С.77−80.
- Беляев, A.B. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт педагогических отношений Текст. / A.B. Беляев. Ставрополь: Сервисшкола, 2008. — 204 с.
- Бернацкий, В.А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений. 1863−1913. Текст. / В. А. Бернацкий. СПб., 1913.-152 с.
- Бескровный, Л.Г. Военные школы в первой половине XVIII века Текст. / Л. Г. Бескровный // Исторические записки. М., 1953. — Т.42. — С. 280−296.
- Бескровный, Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России Текст. / Л. Г. Бескровный. М.: Наука, 1973.-616с.
- Бецкой, И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества Текст./ И. И. Бецкой. СПб.: Тип. при Имп. Акад. наук, 1764. — 12 с.
- Бецкой, И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежит до воинской части оного Текст. / И. И. Бецкой. СПб., 1766. — 25 с.
- Бильдерлинг, A.A. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах Текст. / A.A. Бильдерлинг. СПб, 1898. — 9 с.
- Бильдерлинг, A.A. Сила духа Текст. / A.A. Бильдерлинг // Русский инвалид. 1910. — № 172. — С. 64−68.
- Бобровский, П.О. Юнкерские училища: Обучение и военное воспитание Текст. / П. О. Бобровский. СПб., 1873. — 685с.
- Богоявленский, Г. П. Кутузов на посту директора военного учебного заведения Текст. / Г. П. Богоявленский // Советская педагогика. 1943. — № 7, — С. 32−34.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович М., 1968. — 464 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995.-№ 4.-С. 29−36.
- Бондаренко, В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века, опыт, уроки Текст.: автореф. дис.. канд. истор. наук: 07.00.02 / В. Н. Бондаренко. М., 1997. — 28 с.
- Бордунов, C.B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX нач. XX века Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /C.B. Бордунов. -M., 1991.- 291с.
- Борщев, A.B. Мои воспоминания // Кадетская перекличка. 1979. -№ 27. URL: http://www.xxl3.rU/kadeti/pervikk.htm#borshev (дата обращения 17.07.2009).
- Борытко, Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. — 275 с.
- Бранденбург, Н.Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России Текст. / Н. Е. Бранденбург. СПб., 1876. — С. 241−245.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
- Бреслер, Н.Э. Подробные правила и программы для поступления во все 3 класса преобразованных юнкерских училищ Текст. / Н. Э. Бреслер. -Одесса, 1904.-С. 98
- Брусилов, Н.П. Воспоминания Текст. / Н. П. Брусилов // Исторический вестник. -№ 4.-1893. С. 36−71.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Буковская, Т.И. Кадетские корпуса (История, этапы становления и развития военного образования в России) Текст.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Т. И. Буковская. СПб, 2003. — 162 с.
- Бутовский, А.Д. Ручной труд и телесное развитие Текст. / А. Д. Бутовский // Педагогический Сборник. 1895. — И. — С. 461−479.
- Бутовский, А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах Текст. / А. Д. Бутовский. M., 1898. — 66 с.
- Веселаго, Ф.Ф. Очерки истории Морского кадетского корпуса Текст. / Ф. Ф. Веселаго. СПб., 1852.-591 с.
- Висковатов, A.B. Краткая история 1-го кадетского корпуса Текст. / A.B. Висковатов. СПБ, 1832. — 113 с.
- Военное воспитание Текст. // Военная энциклопедия. Под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого и др. т.6. — СПб., 1912. — 369 с.
- Военная психология / Под редакцией А. Г. Маклакова Текст. / Военная психология. СПб, 2004. — 464с.
- Волков, C.B. Русский офицерский корпус Текст. / C.B. Волков. -М.: Воениздат, 1993.-368с.
- Воропаева, Т.С. Структурные и типологические особенности гражданской позиции как системообразующего фактора активности личности Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Т. С. Воропаева. Киев, 1990.-22с.
- Вохин, Н.В. Записки генерал-майора Н.В. Вохина Текст. / Н. В. Вохин // Русская старина. 1891. -№ 3. — С. 547−566.
- Вульфов, Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания Текст. / Б. З. Вульфов // Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. -М: Педагогика, 1990. С. 29−35.
- Выготский, JI.C. Психология личности Текст. / JT.C. Выготский / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 161— 165.
- Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика Текст. / А. Н. Вырщиков. М., 1990. — 148 с.
- Гаврилин, A.B. Первый кадетский корпус: опыт воспитания гражданина России Текст. / A.B. Гаврилин // Мир психологии. 1998. — № 2. -С. 221−231.
- Газман, О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее Текст. / О. С. Газман // Советская педагогика, 1990. -№ 7. С. 38−44.
- Галанин, Ю.Г. Воспитание кадет на вековых традициях российских кадетских корпусов. URL: http://cadet.org.ua/uploads/KJl.pdf (дата обращения 12.11.2010).
- Галенковский, П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700 — 1856 гг.) Текст. / Г1.А. Галенковский. -СПб., Т904. 122 с.
- Галушко Ю.А., Колесников A.A. Исторический справочник. Школа Российского офицерства Текст. / Ю. А. Галушко, A.A. Колесников М.: Русский мир, 1993.-221 с.
- Гаязов, A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / А. С. Гаязов. Бирск, 1996.-229с.
- Геруа, A.B. К познанию армии Текст. / A.B. Геруа. Спб., 1907. -С.29, 32.
- Герштенцвейг, В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах Текст. / В. К. Герштенцвейг. СПб., 1911. — 36 с.
- Гиппиус, А.И. Кадетские корпуса и военные гимназии Текст. / А. И. Гиппиус. СПб., 1884. — 15 с.
- Гладченкова, C.B. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/C.B. Гладченкова. Брянск, 2008. — 27с.
- Глинка, С.Н. Записки Сергея Николаевича Глинки Текст. / С. Н. Глинка, СПб., 1895.- 390с.
- Глинка, Ф.Н. Письма русского офицера Текст. / Ф. Н. Глинка. М.: Воениздат, 1987.-383с.
- Голощапова, Е.В. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX начале XX вв. (на примере
- Симбирского кадетского корпуса) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Голощапова. Ульяновск, 2007. — 244 с.
- Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение Текст. / Ф. Б. Горелик. М.: Просвещение, 1986. — 208с.
- Ю5.Граббе, П. Х. Из памятных записок П. Х. Граббе Текст. / П. Х. Граббе.-М., 1873 г. 98 с.
- Гребенкин, А.Н. Социокультурное взаимодействие между преподавателями и воспитанниками в кадетских корпусах Российской империи в 1801—1855 гг.. Текст.: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / А. Н. Гребенкин. Орел, 2009. — 30с.
- Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. Я. Гревцева. -Челябинск, 2003.-384 с.
- Греков, Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700−1910 Текст. / Ф. В. Греков. М, 1910.- 192 с.
- Гришина, Л.Я. Формирование активной гражданской позиции Текст. / Л. Я. Гришина. М., 1987. — 97 с.
- Гурковский, В.А. Кадетские корпуса Российской империи Текст.: в 2-х т. / В. А. Гурковский М.: Белый берег, 2005. — Т. 1. — 263 с.
- Дела архива Главного управления военно-учебных заведений. -1821 г., № 13/169.
- Дела архива Главного управления военно-учебных заведений. -1828 г., № 143/18.
- Дела архива Главного управления военно-учебных заведений. -1835 г., № 53.
- Дела архива Главного управления военно-учебных заведений. -1835 г., № 55.
- Дела архива Главного управления военно-учебных заведений. -1900 г., № 52.
- Добровольский, С.М. Руководство законоведения: Курс 2-го спец. класса. Военные законы: сост. на основании Наставления для воспитанников военно-учебных заведений Текст. / С. М. Добровольский. СПб.: Тип. Штаба военно-учебных заведений, 1854. — 312 с.
- Добролюбов, H.A. Педагогические сочинения Текст. / H.A. Добролюбов. -М., 1949.-С. 136−147.1 18. Дополнение к Высочайшему приказу по Военному ведомству. 10 июля 1890 Текст. // Педагогический сборник. 1890. — Август. — С.20−21.
- Драгомиров, М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск Текст. / М. И. Драгомиров. М., 1956. -685с.
- Драке, JT.JT. Кадетский быт 50-х годов Текст. / JI.JI. Драке. СПб, 1911 г. -32 с.
- Желтобрюх, С.П. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей военно-учебного заведения Текст.: монография. / С. П. Желтобрюх. Ярославль: Изд-во ЯФВФЭУ, 2001. — 348с.
- Жервэ, Н.П., Строев, В.Н. Исторический очерк 2-го Петербургского. кадетского корпуса (1712−1912 гг.) [Текст]: в 2-х т. / Н. П. Жервэ, В. Н. Строев. Т. 1.- Спб., 1912.- 464с.
- Жесткова, Т.П. История кадетских корпусов и военных гимназий в России Текст.: дис.. канд. историч. наук: 07.00.02 / Жесткова Т. П. М., 1944, — 213с.
- Зайончковский, П.А. Офицерский корпус русской армии перед Первой мировой войной Текст. / П. А. Зайончковский // Вопросы истории. -1981.-№ 4.-С. 21−29.
- Зайончковский, П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. 1881−1903. Текст. /П.А. Зайончковский. М.: Мысль, 1973.
- Игнатьев, A.A. Пятьдесят лет в строю Текст. / A.A. Игнатьев. М.: Воениздат, 1986. — 752 с.
- Изместьев, П.И. Из области военной психологии Текст. / П. И. Изместьев. Варшава, 1907. — 46 с.
- Изместьев, П.И. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ Текст. / П. И. Изместьев. Варшава, 1908. — 85 с.
- Ильин, И.А. О воспитании в грядущей России Текст. / И. А. Ильин // И. А. Ильин о грядущей России: избранные статьи. М., 1993. — 368с.
- Имеретинский, Н.К. Пажеский корпус в 1843—1848 гг.. Записки старого пажа Текст. / Н. К. Имеретинский // Русский вестник. 1887. — № 8. -С. 663−703.
- Инструкция по воспитательной части для военных гимназий, однородных с ними заведений и военных прогимназий Текст. СПб., 1881.- 173 с.
- Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов Текст.-СПб., 1886, — 112 с.
- Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов Текст.-СПб., 1908.- 114 с.
- Йордан, А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах. Под ред. Е. П. Исакова. М. 2003. 235 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган М., 1974. — 328 с.
- Календарь военного педагога: Записная и справочная книжка для офицеров-воспитателей и преподавателей кадетских корпусов Текст. — СПб., 1908.- 322с.
- Каменев, А.И. История подготовки офицерских кадров России Текст. / А. И. Каменев. М.: ВПА им. Ленина, 1990. — 195 с.
- Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России Текст. / З. Я. Капустина // Педагогика. 2003. — № 9.- С. 45−49.
- Карабанов, А.Н. Основание в 1750 году русского театра кадетами Первого кадетского корпуса Текст. / А. Н. Карабанов. СПб., 1849. — 246 с.
- Караковский, В.А. Воспитай гражданина (Записки директора школы) Текст. / В. А. Караковский. М.: Московский рабочий, 1987. — 144с.
- Каталог книг, предложенных Главным управлением военно-учебных заведений для чтения воспитанникам военных гимназий Текст. // Педагогический сборник. СПб., 1865. — Кн. IX. — С.59 — 70.
- Кириллов, В.В., Чернаков, В.В. История создания и развития кадетских корпусов в России Текст. / В. В. Кириллов, В. В. Чернаков. URL: http://www.ruscadet.ru/backcornm/chernakov.htm (дата обращения 17.03.2009)
- Кириллов, Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. В. Кириллов. Волгоград, 2005. — 208 с.
- Ключевский, В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники Текст. / В. О. Ключевский. М., Мысль, 1993.-415 с.
- Кобелева, Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Кобелева. Самара, 2006. — 186 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего проф. образования Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Владос, 2003. — 352с.
- Кожокарь, В. И. Формирование гражданского облика старшеклассника Текст. / В. И. Кожокарь. Кишинев: Штница, 1985. — 112с.
- Кокорина, Е.И. Гражданский облик выпускника советской школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. И. Кокорина -Новосибирск, 1973. 19 с.
- Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Кон, И.С. В поисках себя Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: уч. пособие Текст. / Г. Б. Корнетов М., 1994 год. — 140 с.
- Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипятилетнее царствование государя императора Текст. СПб., 1850. -305 с.
- Кренке, В.Д. Кадетский быт двадцатых-тридцатых годов. 1826−1834 гг. Текст. / В. Д. Кренке // Исторический вестник. 1882. — кн.У. — С. 344 363.
- Крицкая, Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ф. Крицкая. Киров, 2005. — 214 с.
- Крылов, В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты Текст. / В. М. Крылов. СПб., 1998. URL: http://www.adjudant.ru/cadet/ll.htm (дата обращения 28.10.09)
- Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегративного качества личности учащихся средних учебных заведений Польши Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ В. Крысяк. Москва, 1999. -41 с.
- Кузнецова, JI.B. Истоки гражданственности Текст. / Л. В. Кузнецова -М., 1986.- 158 с.
- Кульчицкий, В.М. Советы молодому офицеру Текст. / В. М. Кульчицкий. Харьков, 1917.- 20с.
- Куприн, A.M. На переломе (Кадеты) Текст.: соч. в 2-х т. / A.M. Куприн, Т. 1.-М., 1958.- 499.с.
- Курмышов, В.М. Воспитание в кадетских корпусах России (Анализ пед. опыта, 1882−1917 гг.) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ В. М. Курмышов. СПб., 1997. — 199 с.
- Кутузов, М.И. Документы Текст. / М. И Кутузов. М., 1950. — Т. 1. -С. 358−370.
- Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению Текст. / М. С. Лалаев. СПб, 1880. -Ч.1.- 164 с.
- Лалаев, М.С. Исторический очерк образования и развития Первого Московского кадетского корпуса 1778−1878. Текст. / М. С. Лалаев. СПб., 1878.-203с.
- Левин, К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. -СПб: Сенсор, 2000. 368 с.
- Левшин, Д.М. Пажеский корпус его императорского величества за сто лет. 1802—1902. Текст. / Д. М. Левшин. СПб., 1902.-т. 1. — 715 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лесков, Н.С. Кадетский монастырь Текст.: собр. соч. в 11 т. / Н. С. Лесков. -М.: Гослитиздат, 1956.-Т. 6.-С. 315−347.
- Лихачёв, Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1993.- 516 с.
- Ломан, Н.Л. Историческое обозрение 2-го Петербургского. кадетского корпуса [Текст] / Н. Л. Ломан. -Спб., 1862. -т.2. -201 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 444 с.
- Лузанов, П.Ф. Сухопутный Шляхетный корпус. Ист. очерк. Вып.1. Текст. / П. Ф. Лузанов СПб., 1907. — Т. 1. — 188 с.
- Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня Текст. / В. И. Лутовинов // Педагогика. -2006. № 5. — С.52−59.
- Макаров, А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах Текст. / А. Н. Макаров. -СПб.: Пед. музей военно-учебных заведений, 1902. Вып. I. — С. 9−32.
- Макшеев, З.А. Пятидесятилетие Педагогического музея военно-учебных заведений. Краткая историческая записка Текст. / З. А. Макшеев. -СПб., 1914.-36 с.
- Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Марков, A.JI. Кадеты и Юнкера: Русские кадеты и юнкера в мирное время и на войне Текст. / А. Л. Марков. М.: Воениздат, 2001. — 262 с.
- Маслов, К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ К. И. Маслов. Краснодар, 2008. — 26 с.
- Меджидова, Ч.М. Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ч. М. Меджидова. Махачкала, 2006. — 167 с.
- Мельницкий, H.H. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (Сухопутное ведомство) Текст. / H.H. Мельницкий. Спб., 1857 -I860. — Т. 1 -4.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 253 с.
- Месняев, Г. В. Кадетские годы Текст. / Г. В. Месняев // Военная быль. 1956. -№ 16.-С. 17.
- Милорадович, Г. А. Материалы для истории Пажеского Е.И. В. Есорпуса, изданные флигель-адъютантом Е.И.В. графом Г. А. Милорадовичем Текст. / Г. А. Милорадович. Киев, 1871. — 153 с.
- Мирошина, Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Т. А. Мирошина. Кемерово, 2009.-255 с.
- Митросенко, C.B. Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / C.B. Митросенко. Красноярск, 2002. — 218 с.
- Михеева, О.В. Гуманизация образовательного процесса в кадетских учебных заведениях первой половины XVIII начала XX века Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/О.В.Михеева. — Смоленск, 2011.— 195 с.
- Михейкина, Т.А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. А. Михейкина. Саранск, 2009. — 18 с.
- Молодцова, И.В. Становление гражданской позиции старших подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Молодцова. Красноярск, 2007. — 22 с.
- Морихин, В.Е. Традиции офицерского корпуса России. Научно-историческое исследование Текст. / В. Е. Морихин. М.: Граница, 2003. -464с.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина Текст. / A.B. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
- Мушников, A.A. Основные понятия о нравственности, праве и общежитии Текст. / A.A. Мушников. СПб., 1889. — 142с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во Московского психол.-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003. -398с.
- Наставление к самодисциплине и самовоспитанию. Собрание писем старого офицера к своему сыну Текст. // История Отечества в свидетельствах и документах XVII XX вв. Выпуск VII. — М.: Студия ТРИТЭ — Российский Архив, 1996. — 463с.
- Наше военное воспитание Текст. // Русский вестник. СПб, 1891. -Т. 213.-С. 105−148.
- Нежнова, Т.А. Внутренняя позиция школьника понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной Текст. / Нежнова Т. А. — М.: Изд. АПН СССР, 1991. — С. 50−61.
- Никандров, Н.Д. Россия, гражданское воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
- Никитин, А.Ф., Соколов, Я.В. Изменение подходов к гражданскому воспитанию: Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г. Н. Филонова Текст. / А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов. М.: Педагогика, 1990. — С. 44 — 60.
- Обухов, В.М. Как воспитать гражданскую активность: Кн. для учащихся Текст. / В. М. Обухов. М., 1986. — 1 Юс.
- Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах, утверждённая управляющим Военным министерством в мае 1898 г. СПб ., 1898. — 217 с.
- Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. Пг., 1915. — 307 с.
- Общая программа и распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб, 1890 г. — 155с.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.:РАН, 1994. — 928 с.
- Осипов, К. Колыбель русских мореходов Текст. / К. Осипов // Смена. 1948. — № 5. — с. 13−14.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971.- 350 с.
- Пашканова, H.A. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / H.A. Пашканова. Кострома, 2006. — 219 с.
- Петров, А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и императорского Военно-сиротского дома Текст. / А. Н. Петров. СПб., 1898. — 759 с.
- Петровский, A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды Текст. / A.B. Петровский. М., 1984. — 272 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М: Наука, 1986. — 255 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов Текст. / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. -365 с.
- Положение о кадетских корпусах, высочайше утвержденное 14 февраля 1886 года Текст. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1886. — 94 с.
- Положение, по которому определяется, кто за какое знание в науках, какой чин получает Текст. СПб. 1765. — 7с.
- Правила для юнкеров Одесского военного училища Текст. Одесса, 1910.-С. 43−44.
- Пригоровский, A.B. Офицеры по необходимости Текст. / A.B. Пригоровский//Разведчик. 1912.4(304). — С.52−53.
- Программы и руководящие указания для преподавания учебных предметов в военных училищах. СПб., 1911.- 120с.
- Программы учебных предметов в объеме курса военных гимназий для экзаменующихся из курса шести или семи классов этих заведений. -СПб., 1874. 116 с.
- Программы учебных предметов в объеме курса военных гимназий. -СПб., 1882.-77с.
- Прокопец, О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности: На материалах Тул. обл. России Текст.: дис.. канд. пед. наук 13.00.05 / О. Н. Прокопец. — М., 1996. -186 с.
- Психология: Словарь / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Ромайкин, В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Ю. Ромайкин. -Ярославль, 2004. 288 с.
- Ромашкевич, А.Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1911 г. по 1-е октября 1912 г. Год девятый Текст. / А. Д. Ромашкевич. Полтава, 1912. — 210 с.
- Ростовцев, Я.И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. Текст. / Я. И. Ростовцев. СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1849. -185 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424с.
- Руссу, И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы Текст. / И. Н. Руссу. Кишинев: Штиница, 1976.-192 с.
- Савотина, H.A. Гражданское воспитание студенческой молодежи Текст.: монография. / H.A. Савотина. Калуга: Изд. дом «Эйдос», 2004. -274с.
- Самарец, Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/Г.А. Самарец. М., 2001. — 25 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под. ред. В. А. Ядова. JL: Наука, 1979. — 264 с.
- Сарминский, Е.Г. Об условиях, влияющих на педагогическую работу офицеров-воспитателей Текст. / Е. Г. Сарминский // Педагогический сборник, 1912.-№ 8.-С. 180−192.
- Свечин, A.A. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней Текст. / A.A. Свечин. M.-JL: Военгиз, 1928.-т. 2. — 621 с.
- Свидзинский, Э.Ф. Заметки о развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии Текст. / Свидзинский Э. Ф. // Военный Сборник. 1875.-№ 10.-С. 242−247.
- Семевский, М.И. Полоцкий кадетский корпус. 1835−1885 гг. Текст. / М. И. Семевский // Русская старина. 1885. — Вып.4. — С. 697−704.
- Сенченков, Н.П. Педологические исследования ребенка в отечественной науке и педагогической практике Текст.: монография. / Н. П. Сенченков. Смоленск: СмолГУ, 2006. — 326 с.
- Сергеев, В.К. Московская математико-навигацкая школа Текст. / В.К. Сергеев//Вопросы географии.-Сб. 34. 1954.-С. 150−160.
- Синельников, Ф.М. Жизнь, военные и политические деяния его светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского Текст. / Ф. М. Синельников. СПб, 1813. — С. 46−47.
- Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 385 с.
- Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. спец. Текст. / А. П. Сманцер. Минск: БГУ, 2010. — 335 с.
- Смирнов, С.Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Н. Смирнов. Кострома, 2002. — 191 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров, редкол.: A.A. Гусев и др. Изд. 4-е М.: Сов. энциклопедия, 1987 — 1600 с.
- Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. СПб.: Дуэт, 1994.-С. 474.
- Соколов, Я.В. «Граждановедение». Этап становления Текст. / Я. В. Соколов // Преподавание истории в школе, 1994. № 3. — С. 49−52.
- Соловьев, И.М. Школа Екатерининской эпохи Текст. / И. М. Соловьев // Три века. Россия от Смуты до нашего времени: в 6 т. М., 1992. -Т.З.-С. 560−572.
- Союзов, М.Ф. Пастырские наставления кадетам 11-го корпуса Текст. / М. Ф. Союзов. 1896. — 18 с.
- Столетие Военного министерства. 1802−1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. / Сост. П. В. Петров. СПб., 1902.-т.Х.-ч. 1.-324 с.
- Стрельникова, Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Э.П. Стрельникова. Липецк, 2001.-20 с.
- Струков, Д.М. Московская пушкарная школа Текст. / Д. М. Струков //Военный Сборник. 1872.-№ 1.- С. 113−117.
- Судакова, И.Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Судакова М., 1995, — 17 с.
- Сухарева, Т.А. Воспитание гражданской позиции старшеклассников в деятельности молодежных общественных объединений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Т.А. Сухарева- Челябинск, 2008. -24с.
- Сухомлинский, В.А. Родина в сердце Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1980. — 175 с.
- Сушанский, A.C. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII начала XX вв. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сушанский A.C.. — М.: ВУ МО РФ, 2002. — 32 с.
- Ткачева, Н.К. К истории Навигацкой школы Текст. / Н. К. Ткачева // Советские Архивы. 1976. -№ 2. — С. 93.
- Труды первого съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов Текст. / Под ред. В. П. Петрова. СПб., 1909. — С. 64.
- Уваров, H.A. Нравственное воспитание в военной школе России первой половины XVIII XIX — начала XX веков Текст. / И. А. Уваров. -Смоленск: Типография В, А ПВО СВ РФ, 1997. — 148 с.
- Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества Текст.-СПб., 1766.-25с.
- Устрялов, Н.Г. История царствования Петра Великого Текст. / Н. Г. Устрялов.- СПб, 1858.- Т.З.- 662 с.
- Ушинский, К.Д. Об учебно-воспитательной работе Текст. / К. Д. Ушинский, — М., 1939.- 97 с.
- Фахрутдинова, A.B. Гражданское образование учащихся в средних школах США (конец XX в.) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.B. Фахрутдинова. Казань, 2001. — 170с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. -№ 6. — С. 31−41.
- Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1999. — № 8. — С.45 -51.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991.-560 с.
- Флеров, А.П. Родной язык в школе Текст| / А. П. Флеров // Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. Часть неофициальная. 1903. — Кн. IX. — С. 195 — 207.
- Флеровская, М.А. Навигацкая школа Текст. / М. А. Флеровская // Вопросы истории.- 1973.- № 10.- С. 215−219.
- Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В. Э. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фромм, Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс. 1986. -238 с.
- Хазин, O.A. Пажи, кадеты, юнкера. Исторический очерк. URL: http://militera.lib.rU/h/hazinoa/02.html (дата обращения 28.11.2008).
- Харламов, В.И. Военное образование в России в XVIII веке Текст. / В. И. Харламов // Военно-исторический журнал. 1997. -№ 4. — С. 50−59.
- Цитович, В.В. Одесский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус за первые семь лет его существования Текст. / В. В. Цитович. Одесса, 1906. — 110 с.
- Челыдов, М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М. В. Чельцов. Москва, 2006. — 235 с.
- Шамич, А.Ф. Воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах вузов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Ф. Шамич. -Екатеринбург, 2002. 187 с.
- Шаталович, О.И. Культурологическая направленность процесса формирования гражданской позиции школьников в обучении гуманитарным предметам Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Шаталович. -Сочи, 2007. 202 с.
- Шехтер, С. Размышления об образовании (активная школа: теория, практика, перспективы) Текст. / С. Шехтер. М.: Сивитас, 2005. — 136 с.
- Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров (из воспоминаний одного из ее воспитанников). 1845−1849 г. г. Текст. / Русская Старина. -1870.-т. I,-С. 441−454.
- Шпанагель, C.Jl. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Л. Шпанагель. Екатеринбург, 2002. — 182 с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности Текст. / Н. Е. Щуркова // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. — С. 32.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- Элиасберг, Н.И. Гуманистические основы правового образования в школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. И. Элиасберг. СПб, 1998.- 462 с.
- Яковлев, П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк Текст. / П. П. Яковлев. М., 1900. — 68 с.
- Янишевский, А.О. любительских спектаклях в кадетских корпусах // Педагогический сборник, издаваемый при Главном управлении военно-учебных заведений. Часть неофициальная Текст. / А. О. Янишевский. 1908.- № 10.- С. 303−308.
- Януш, Л. И. Наше военно-учебное дело. Заметки воспитателя Текст./Л. И. Януш // Военный сборник. 1899. — № 9. — С. 169−170.
- Adler, A. Uber den nervosen Charakter. Wiesbaden, 1919. — 197 s.
- Cooley, C.H. Human Nature and the Social Order. -N.Y., 1964. p. 184.
- Mead, G.H. Mind, Seifand Society. N.Y., 1934. — p. 138.
- Thomae, H. Das Individuum und seine Welt. Guttingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogreve, 1996.-218 s.1. Сокращения:
- ГА РФ Государственный архив Российской Федерации.
- ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.
- РГВИА Российский государственный военно-исторический архив.