Развитие творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений в логике учебного проекта
Диссертация
Вместе с тем, несмотря на всплеск интереса к гуманитарной сфере, вооружению студентов методами активного творческого взаимодействия в современной образовательной практике уделяется недостаточно внимания. В ряде случаев обучение по-прежнему носит преимущественно формальный характер, преобладают объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, доминирование которых существенно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации учебной проектной деятельности студентов в учреждениях среднего профессионального образования
- 1. 1. Сущность творческой активности студентов в логике учебного проекта
- 1. 2. Основные характеристики учебной проектной деятельности студентов
- 1. 3. Дидактическая модель развития творческой активности студентов колледжа в процессе выполнения учебного проекта
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Опытно — экспериментальная работа по реализации модели развития творческой активности студентов при изучении гуманитарных дисциплин в логике учебного проекта
- 2. 1. Механизм педагогического сопровождения модели развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта
- 2. 2. Организационно-педагогические условия реализации дидактической модели в рамках учебной проектной деятельности
- 2. 3. Оценка эффективности реализации дидактической модели в процессе изучения студентами гуманитарных дисциплин
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская// Текст.-М.: Наука, 1980.-335 с.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -М., 1994.
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили // Текст. М.: Изд-во Ин-та практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 554 с.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили// Текст. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. — 76 с.
- Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики./Н.М. Амосов// Текст.- Киев: Наука, 1965. С. 48−55.
- Амосов, Н.М. Моделирование сложных систем / Н. М. Амосов // Текст. -Киев: Наука, 1968. С. 38−42.
- Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — Т. 1, 2.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, ч. 2. Казань, 1998.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества/ В. И. Андреев // Текст. -Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 238 с.
- Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: ПитерКом, 2000. — С. 222−230.
- Б.С.Э.: Советская энциклопедия, 1970. 1979: в 26 т.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: ЗХГИ, 1997. -463 с.
- Бедерханова, В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. Бедерханова // Развитие личности. 2000. -№ 1.-С. 24−34). ,
- Безюлева, Г. В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся. Дисс. канд. пед наук. — М., 1996.
- Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум-М, 2003.
- Беликов, В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений. / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, JI.A. Савинков М.: Владос, 2006. — 394 с.
- Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов // Текст. Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. 141 с.
- Беликов, В. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: монография / В. А. Беликов, JI. А. Савинков. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 116 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Беркалиев, Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ Текст. СПб: Каро, 2007. — 144 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько //Текст.-М, 1989.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько // Текст. -М., 1989.
- Библер, B.C. Мышление как творчество. / B.C. Библер // Текст. М., 1975.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская // Текст. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.
- Богоявленская Д.Б.,. Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998.- № 3. — С. 36−43.
- Богоявленская Д.Б., Ильясов И. И. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся. Научные и методические проблемы работы с умственно одаренными учащимися// Гуманизация образования. 2000. № 1.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 1999.-560 с.
- Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно // Пер. с англ. П. А. Самсонов. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. 384 с.
- Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 416 с.
- Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
- Брунер, Дж. Психология познания/ Дж. Брунер // Текст.- М.: Прогресс, 1977,-412 с.
- Брушлинский, А.В. О природных предпосылках психического развития человека / А. В. Брушлинский // Текст. М.: Наука, 1977.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993.
- Виданов, Ф.А. Социально-философский аспект формирования творческой активности личности // Формирование творческой активности личности учащихся. Омск, 1979. — С. 3−11.
- Вишнякова, М.М. Словарь профессионального образования/ М. М. Вишнякова // Текст. М.: Новь, 1999.
- Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994.
- Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы Текст. -Казань, 1997.
- Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге XXI века.-М., 1999.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.-92 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология-М.: Педагогика, 1991.-201с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1969. 347 с.
- Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. 1995. № 6.
- Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2000.
- Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. М.: АПК и ППРО, 2005. — 176 с.
- Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. 1998. — № 6. — С. 20−27.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего озарения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды Текст. / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
- Дышлевый П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира. М.: Знание, 1984. — 64с.
- Дышлевый, П.С. Феномен творчества и философский подход к его исследованию // Становление человека в. творчестве. М., 1994.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Омега-Л, 2005.-46с.59.3еер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование. //Педагогика. 2002. — № 3.
- Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983.-336 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
- Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. М., 1966.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Караковский, В. А. Воспитание- Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова-М.: Новая шк., 1996 160 с.
- Килпатрик, В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации // Серия Новая педагогическая библиотекаТекст. Выпуск 9. М.: Работник просвещения, 1930 г. — 88 с.
- Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений Текст. / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Стандарты и мониторинг в образовании, № 1, 2002.
- Коротов, В.М. Воспитывающее обучениеТекст. — М.: Просвещение, 1980.-191 с.
- Коротяев, Б.И. Ученье процесс творческий Текст. — М.: Просвещение, 1989.- 158 с.
- Краткая характеристика тестов П.Торренса. Тестирование одаренности учащихся.// Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М., 1995 .- С. 7−17.
- Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Крюкова, Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация Текст. Волгоград: Перемена, 1999.-С. 150.
- Ксенофонтова, А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. — Оренбург, 1995. 100 с.
- Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.
- Кузьмина, Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузеТекст. -М., 1976.- 112 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб: Тускарора, 1996. — 175 с. — С.48.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к моделированию образовательных сред, развивающих творческие способности школьников Текст. Черноголовка, 1997.
- Левитес, Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обученияТекст.- Москва-Воронеж, 2003.- 320 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обученияТекст. М.: Педагогика, 1981.-С. 181.
- Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории Текст. М.: Просвещение, 1982. С. 34−52.
- Лийметс, Х.И. Групповая работа на урокеТекст. М., 1983.
- Логвинов, И.И. Основы дидактики Текст. М.: МПСИ, 2005. — 144 с.
- Логвинов, И.И. Советская школа: мифы и реальность // Педагогика. 1991. № 6.
- Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образованияТекст. -М.: Наука, 2006. 221 с.
- Ломакина, Т.Ю. Опыт построения многоуровневого, многоступенчатого, многопрофильного учебного заведения: практическое пособие Текст. -М., 1999.
- Ломакина Т.Ю., Рыдченко Т. И. Система среднего специального образования в СССРТекст. -М., 1990.
- Лук, А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. -127 с.
- Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс. 2005. Т.2, № 4. С. 74−80.
- Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1963 — Т. 42. — С. 41−144.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. — СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997. 430 с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений Текст. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Мильман, В.Э. Мотивация творчества и ростаТекст. — М., 2005. -165 с.
- Моделирование образовательных сред в рамках развивающегообразования Текст./Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова, В. А. Орлова. 1. Черноголовка, 1996.
- Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности Текст. М.: Машиностроение, 1983. -134 с.
- Монахов, В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова Текст. // Спец. выпуск «Педагогического вестника» Успешное обучение, 1997.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы Текст. Казань, 1996.
- Мухина С.А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование» Текст. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
- Мясников, В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании СНГ // Педагогика. 1999. № 1.
- Найн, А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент. //Педагогика. 1996. № 5.
- Немов, Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995. 576 с.
- Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI векаТекст. М., 1997.
- Никитина Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст./ Учебное пособие для студ. Учреждений среднего профессионального образования, СПО. -М.: Мастерство, 2005. 288 с.
- Новиков, A.M. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования. Мет. реком. М., 1993.
- Новиков, A.M. Методология учебной деятельности Текст. М.: Изд. «Эгвес», 2005.- 176 с.
- Новиков A.M., Новиков Д. А. Методология Текст. М.: СИНТЕГ, 2007.-668 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие Текст. /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. — М.: 2001. -272 с.
- Новые ценности образования. Тезаурус для учителей. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995.
- Обухова Л. Ф. Бурменская Г. В. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии // Сб. статей. Москва: Гардарики, 2001. — 624 с.
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб пособие Текст. / под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд.
- Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.
- Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998.-№ 3.-С. 44−47.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст. -М., 2003.
- Пахомова, Н. Ю Методика учебного проекта в образовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов Текст. М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1995. -640 с.
- Педагогичекие технологии: Учебное пособие Текст. /Авт.-сост. Т. П. Сальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. — (Учебное пособие).
- Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Вып. 1. — СПб., 1995.
- Педагогические технологии и учебное проектирование Текст. Сборник статей/ Под науч. ред. Н. Ю. Пахомовой, редакторы-составители Е. И. Голубева, Н. Ю. Пахомова. М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование». Вып. 3). — 117 с.
- Петровский, В.А. К психологии активной личности. Вопросы психологии.- 1975.- № 3.
- Подласый И.П. ПедагогикаТекст.-М., 1996.
- Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа. -№ 4.- 1997.
- Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления Текст. М.: АПН РСФСР, 1960.- 352 с.
- Радзиховский, Л.А. Проблема субъекта и объекта в психологической теории деятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.57−66.
- Раковская, О.Л. Модель развития творческой активности студентовколледжа / О. Л. Раковская // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 7.- С. 24−25.
- Раковская, О.Л. Активизация творческого поиска студентов. (Из опыта работы в колледже) Текст. Сборник научно-методических работначальное и среднее профессиональное образование города Москвы). Выпуск2. -М.: УМЦПО ДОМ, 2008. -С. 15−21.
- Раковская, O.JI. Инновационные педагогические технологии как средство развития творческой активности студентов колледжа Текст. «Инновационные технологии в гуманитарных науках»: Труды международной конференции. Ульяновск: УлГУ, 2008. — С. 175−176.
- Раковская, O.JI. Развитие творчества студентов колледжа / O.JI. Раковская // Образовательная политика. 2008. — № 4. — С.43−49.
- Роджерс, К. О групповой психотерапии / К. Роджерс- М.: Гиль -Эстель, 1993.-224 с.
- Ронзин, Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 4.- С. 68.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — с. 101−109.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии Текст. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Сагатовский, В.Н. Деятельность как философская категория //Философские науки. -1978.-№ 2.- С. 47−54.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Т.1. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Селиванова, Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. JI. Селиванова // Педагогика 2000.- № 6 — С. 35−39.
- Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задачТекст. М.: Знание, 1990. — 143 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -2-е изд., испр. -М.: АРКТИ, 2005. 80 с. (Метод, биб-ка).
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999.-272 е.- С. 107.
- Сиденко, А.С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии.-1997.-№ 1.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Смирнов, И.П. Профессионально-техническое образование: ретроспектива и перспектива. Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы. — М., 1999.
- Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. — 752 с.
- Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех. — М.: Первое сентября, 2000.
- Спиркин, А.Г. Мышление и языкТекст. 2 изд. М., 1958.
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочиненияТекст. Т. 3. М., 1981.
- Стернберг, Р. Дж. И др. Практический интеллект. СПб: Питер, 2002.
- Табакаев, Ю. О методологической роли категории труда в образовании: Автореф. дис. .докт. филос. наук. -М., 1998. -27 с. С. 10.
- Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. -1997. -№ 1.
- Толстой, JI.H. Педагогические сочинения Текст. М., 1953.
- Тряпицына, А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности студентов.: Дис. доктора пед. наук Л.: 1991.-396 с.
- Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: Шаг второй / А. Н. Тубельский.-М.: АО «Политекст», 1994.-476 с.
- Туник Е.Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- С-Пб: Речь, 2005. С. 18−38. ¦
- Туник, Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Елена Туник. М.: Чистые пруды, 2006. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (11)).
- Турбовской, Я.С. Мир образования и его философия //Философия образования: связь науки и практики Текст.. М. Тверь, 2002. — С. 13−14.
- Турбовской, Я. Коллективизм как основа воспитания индивидуальности // «Народное образование». 2002. № 9. С. 154, 157 158.
- Ульянченко (Раковская), О. Л. Организация творческой деятельности студентов колледжа / О. Л. Ульянченко (Раковская) // Образовательная политика. 2007. — № 6.- С. 39 — 42.
- Ушинский, К. Д. Сочинения Текст. М., 1948. Т.2.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 1998−2000 годы: Утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1997 г. № 1207 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с. — С. 160.
- Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: Сборник статей Текст. / Под науч. Ред. Н. Ю. Пахомовой, редактор-составитель Е. И. Голубева. М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование». Вып. 2).
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 е.- (Педагогическая мастерская).
- Хуторской, А.В. Эвристическое обучение Текст. М.: Международная педагогическая академия, 1998.
- Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы. 1998. — № 4. — С'. 3−10.
- Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы.- 1998.- № 3.
- Чистякова, Г. Д, Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. — № 6.- С. 103−111.
- Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. М., 1980.
- Шумакова Н.Б., Щебалнова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников //Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27−32.
- Шумилин, А.Т. Проблема теории творчестваТекст. — М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ., 1995. — 800 с.
- Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Наука, 1997.-С. 37.
- Щедровицкий, Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логикаТекст. М.: «Касталь», 1992. -112 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-144 с.
- Эпштейн, Д.А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопр. психологии. 1963. С. 106.
- Юдин, Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения //Вопросы философии. 1976. — № 5. — С. 65−78.
- Экспериментальные площадки в московском образовании. Сборник статей № 2 / Под ред. Н. Ю. Пахомовой, М. Г. Мокринского. М.: МИПКРО, 2001.- 160 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. -М.: Сентябрь, 1998. 96 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. С. 31−42.
- Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. -М.: Флинта, 1997.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. М.: Изд-во «Смысл», 2001.
- Яценко, Л.В. Философские основания теории и методологии творчестваТекст. /Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2002. С. 3.
- Ellis, А.К. and J.T. Fouts (1994). Research on school restructuring. Princeton Junction, N.J.: Eye on Education, pp. 147−161.
- Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 199−242.
- Fried-Booth D.L. Project work. Oxford University Press, 1994.- 90 p.
- Lateral thinking (A Textbook of Creativity) by Edward de Bono.- London: «Penguin Books», 1990.
- Lovenfeld V. Creative and Mental Growth. New York: Macmillan, 1970. -P. 18.
- Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.
- Mezirov J. et al. Fostering critical reflection in adulthood: A guide to transformative and emancipatory learning. San Francisco-Oxford, 1991. P. 54.
- Parnes, S.J. Creative Behaviour Book. N-Y.: Charles Scribner’s Sons, 1967.
- Popper, K.-X. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, Clarendon Press. -Oxford, 1972. (Рус. пер.: Поппер K.-P. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.)
- Serious creativity (Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas) by Edward de Bono. N.Y.: «HarperCollins Publishers», 1997.
- Sternberg R., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991.- V. 34 (1). — P. 1−31.
- Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.
- Torrance E.P., Ball O.E. Torrance tests of creative thinking: Streamlined (revised) manual including norms and direction for administering and scoring figural A and B. Benseville: Scholastic testing service, 1984.
- Torrance E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S.J. Harding H.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962.
- Torrance E.P. Education and creativity // (Ed.) Taylor C.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of creativity / Ed.R.W. Sternberg.-New York: Cambridge University Press, 1988.-P. 43−75.