Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений в логике учебного проекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, несмотря на всплеск интереса к гуманитарной сфере, вооружению студентов методами активного творческого взаимодействия в современной образовательной практике уделяется недостаточно внимания. В ряде случаев обучение по-прежнему носит преимущественно формальный характер, преобладают объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, доминирование которых существенно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к организации учебной проектной деятельности студентов в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность творческой активности студентов в логике учебного проекта
    • 1. 2. Основные характеристики учебной проектной деятельности студентов
    • 1. 3. Дидактическая модель развития творческой активности студентов колледжа в процессе выполнения учебного проекта
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно — экспериментальная работа по реализации модели развития творческой активности студентов при изучении гуманитарных дисциплин в логике учебного проекта
    • 2. 1. Механизм педагогического сопровождения модели развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия реализации дидактической модели в рамках учебной проектной деятельности
    • 2. 3. Оценка эффективности реализации дидактической модели в процессе изучения студентами гуманитарных дисциплин
  • Выводы по второй главе

Развитие творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений в логике учебного проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В новой образовательной парадигме особое внимание уделяется личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей становление, развитие, саморазвитие и самореализацию обучаемых, их творческую инициацию в динамичной социокультурной среде, что соответствует современным гуманистическим тенденциям российской профессиональной школы, предполагающей опору на субъектный опыт и потребности каждого студента.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, признана важность и значимость построения гибких технологий обучения. Одним из результатов модернизации образования должна стать учебная проектная деятельность, формирующая проектную компетенцию студентов.

При организации учебной проектной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческой активности подлинно свободной личности, способной самостоятельно добывать и применять знания, умения, уверенно ориентироваться в сложном информационном пространстве. Образовательные процессы, основанные на технологии проектов, являются эволюционными, учитывающими потребности сегодняшнего дня, меняющими приоритеты с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную творческую деятельность каждого студента, не всегда укладывающуюся в систему обычного учебного занятия.

Однако образовательные проектные технологии находятся лишь в стадии становления и как область теории и практики нуждаются в дальнейшей разработке, т.к. это направление актуально для современной системы образования и педагогики в целомособенно значимы моделирование, проектирование технологических цепочек процедур, приемов, форм взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующих высокие образовательные результаты.

Проблема развития творческой активности как психологической основы творческой деятельности рассматривалась в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C. J1. Рубинштейна, Т. И. Шамовой и др.

В психолого-педагогических трудах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, А. В. Хуторского и др. рассмотрены условия организации творческой деятельности, стадии и уровни творческого процесса. А. Н. Ворониным, В.П.4 Опутниковой, Е. Е. Туник и др. исследованы критерии оценки продуктов творчества.

В.В. Давыдовым, J1.B. Занковым, Я. Корчаком, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным, К. Д. Ушинским, Г. П. Щедровицким, В. А. Ясвиным и др. изучены психолого-педагогические условия формирования творческой активности личности.

Применение метода проектов как средства развития творческой активности личности обучающихся рассматривалось в работах В. В. Гузеева, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрика, Т. Ю. Ломакиной, A.M. Новикова, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, А. С. Сиденко, И. Д. Чечель, С. Т. Шацкого и др. •.

Отдельные аспекты проблематики нашей работы отражены в диссертационных исследованиях последних лет, посвященных изучению дидактических условий активизации творческо-познавательной деятельности учащихся (Н.В. Белова, З.В. Сизенцова) — развития творческих способностей учащихся в процессе обучения (О.В. Дивненко, С.Ю. Залуцкая) — системы творческих упражнений (Е.И.Вершинина, И.А.Фесенко) — развития творческих способностей личности в процессе проектной деятельности (Н.Е. Сауренко, JI.B. Чупрова) и др.

Под учебной проектной деятельностью в данной работе мы подразумеваем творческий процесс, имеющий своей целью выявление и удовлетворение познавательных потребностей студентов через создание идеального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной. Поэтапная последовательность проектной деятельности дает возможность строить учебный процесс, имеющий личностный смысл для студента, что повышает уровень его творческой активности.

Проектная деятельность в процессе изучения блока гуманитарных дисциплин (творческая умственная деятельность, основанная на обработке информации, характеризующаяся как логическим, так и интуитивным мышлением, обусловленная личностными качествами, творческими способностямирефлексивным отношением к процессу и объекту проектирования, ценностными установками) приобщает студентов к творчеству, к активному созданию нового, формирует нестандартность мысли, способствует духовному обогащению и развитию общих и специальных способностей, увеличивает творческий потенциал личности.

Вместе с тем, несмотря на всплеск интереса к гуманитарной сфере, вооружению студентов методами активного творческого взаимодействия в современной образовательной практике уделяется недостаточно внимания. В ряде случаев обучение по-прежнему носит преимущественно формальный характер, преобладают объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, доминирование которых существенно затрудняет развитие творческого потенциала и индивидуальности студента. Приоритет развития творческих способностей студентов, провозглашенный на уровне государственной политики в области образования, пока далек от реального воплощения на практике.

Анализ научной литературы и потребностей реальной образовательной практики показывает, что при несомненной разносторонности исследований, затрагивающих процесс организации проектной деятельности, их бесспорной теоретической и практической значимости, проблема проектной деятельности как средства развития творческой активности студентов колледжа в процессе преподавания гуманитарных дисциплин не изучалась, поэтому остается открытой для теоретического осмысления и экспериментальной проверки.

Основываясь на объективных исследовательских данных, можно утверждать о существовании противоречий между:

— необходимостью развития творческой, самостоятельной, конструктивно мыслящей личности студента, обладающего интеллектуальными способностями, гуманитарными знаниями, и существующей системой обучения, с доминированием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного способов преподавания;

— целями, стоящими перед современным средним профессиональным образованием, ориентированными на развитие творческой личности студентов, и недостаточной разработанностью теоретических основ развития творческой активности студентов при обучении гуманитарным предметам в логике учебного проекта;

— потребностью разработки и внедрения учебных проектов при изучении гуманитарных дисциплин и недостаточной разработанностью научно обоснованного методического обеспечения их использования в образовательном процессе.

Разрешение указанных противоречий возможно при усилении фундаментальной профессиональной подготовки студентов, у которых именно в юношеском возрасте возникает стремление к самосовершенствованию (желание повысить свой культурный уровень, стать интеллектуалом), резко возрастает мотивация к познавательной деятельности, вырабатывается самостоятельная исследовательская позиция.

В современных условиях студентам средних профессиональных образовательных учреждений необходимо приобрести такой уровень компетентности, который бы позволил им использовать опыт проектной деятельности в качестве дополнительного средства развития своей творческой активности как высшего уровня активности познавательной.

Отсутствие научного обоснования и конкретных рекомендаций вызывает затруднения в совместной деятельности преподавателя и студента в логике учебного проекта, что определяет актуальность исследуемой проблемы: каковы теоретико-методические подходы к развитию творческой активности студентов в рамках учебного проекта при изучении гуманитарных дисциплин?

Обозначенная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений в логике учебного проекта».

Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование дидактической модели развития творческой активности студентов учреждений среднего профессионального образования при изучении гуманитарных дисциплин.

Объект исследования — процесс развития творческой активности студентов средних профессиональных образовательных учреждений при изучении блока гуманитарных дисциплин.

Предмет исследования — использование учебных проектов при изучении блока гуманитарных дисциплин как средства развития творческой активности студентов колледжа.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие творческой активности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин в логике учебного проекта будет возможно, если:

— сформирована дидактическая модель развития творческой активности студентов колледжа, доказывающая эффективность применения метода учебных проектов;

— установлен механизм педагогического сопровождения дидактической модели творческой активности в логике учебного проекта, ориентированный на творческие потребности, способности, возможности студентов колледжа;

— разработаны методические рекомендации для преподавателей и дидактические материалы для студентов средних профессиональных образовательных учреждений по организации выполнения учебных проектов.

Указанные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили поставить следующие задачи:

1) на основе анализа отечественной и зарубежной научной, педагогической и учебно-методической литературы сформулировать понятие учебной проектной деятельности применительно к процессу преподавания гуманитарных дисциплин и выделить основные характеристики учебной проектной деятельности студентов, ее функции и этапы;

2) разработать дидактическую модель развития творческой активности студентов как результат проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин, определив показатели и уровни развития творческой активности студентов;

3) разработать механизм педагогического сопровождения дидактической модели, который задает изучение образовательной среды колледжаметодику отбора содержания и организации учебной проектной деятельностиалгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов в логике учебного проекта;

4) оценить на основе опытно-экспериментальной работы эффективность использования учебных проектов в развитии творческой активности студентов колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Методологической основой решения указанных задач являются теоретические исследования концепции личностно-ориентированного образования (М.В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, И. И. Логвинов, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков и др.) — классические и современные исследования в области проектной деятельности (В.В. Гузеев, Д. Дьюи,.

B.Х. Килпатрик, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Д. Чечель,.

C.Т. Шацкий и др.) — труды по проблеме разработки педагогических технологий и систем (В.П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. А. Мясников, Г. К. Селевко и др.) — научные исследования фундаментальных основ среднего профессионального образования (В.А. Ермоленко, Т. Ю. Ломакина, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, И. П. Смирнов и др.) — идеи формирования мотивации (Б.Г. Ананьев, П. Л. Гальперин, А. Маслоу, Ж. Пиаже и др.) — теория коллектива как единства организации и психологической общности (А.В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.) — психологические теории развития личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С.

Выготский, В. В. Давыдов, Т. Любарт, C.JI. Рубинштейн и др.), развития творческого и когнитивного потенциала, творческого мышления (Э. Боно, Е. Торренс и др.) — методологические принципы педагогического исследования (А.В. Коржуев, A.M. Новиков, В. М. Полонский, Я. С. Турбовской и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследованияконстатирующий, формирующий и контрольный экспериментыколичественный и качественный анализ экспериментальных данных с применением методов математической и статистической обработки — критерий Крамера-Уэлчаинструментальные методы исследования, интервьюирование, анкетирование и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены основные характеристики учебной проектной деятельности студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин (субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность), ее функции (самопреобразование, адаптация, рефлексия и поиск) и этапы (аналитический, исследовательский, стратегический и презентационный);

— создана и экспериментально проверена дидактическая модель, содержание структурных компонентов (мотивационно-ценностногоинновационно-технологическоголичностно-творческого) которой раскрывается через общедидактический, предметно-методический и психологический модули, ориентированные на поэтапное развитие творческой активности студентов колледжа при выполнении учебных проектов гуманитарного содержания;

— разработан и применен механизм педагогического сопровождения дидактической модели, который включает совершенствование образовательной среды колледжа, эффективную методику отбора содержания и организации учебной проектной деятельности, алгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов при выполнении учебных проектов и учитывает уровни развития творческой активности студентов.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обогащении содержания учебной проектной деятельности студентов при изучении гуманитарных дисциплин (характеристики, функции, этапы) — разработке с позиций личностного, деятельностного, средового подходов модели развития творческой активности студентов и механизма ее педагогического сопровождения, представляющего собой оптимальный комплекс: совершенствование образовательной среды колледжа, методика отбора содержания, организации учебных проектов, алгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов в логике учебного проекта.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана методика отбора содержания и организации учебной проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин (русского языка, культуры речи, литературы и др. с учетом требований Государственных образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Правоведение», «Государственное и муниципальное управление»), которая может быть использована с целью развития творческой активности студентов;

— разработанные показатели развития творческой активности студентов в логике учебного проекта («чувство новизны», познавательный интерес личности, состояние и динамика развития различных качеств творческого мышления, степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности, моделирование, систематизация, структурирование материала) позволяют диагностировать и повышать уровни развития творческой активности;

— выделенные в исследовании ограничения творческой активности студентов в учебной проектной деятельности и наиболее значимые качества способствуют не только развитию творческих способностей и активности, но и формированию наиболее важных для учебной проектной деятельности умений: сознательно конструировать объект, формировать внутренний план действий, манипулируя образомоперировать механизмом анализа через синтез и т. п.;

— результаты исследования могут быть использованы при разработке дидактических материалов по основам учебной проектной деятельности, методических рекомендаций для преподавателей, содержащих комплекс творческих задач для студентов, справочные материалы и систематизированную по уровням сложности картотеку заданий для осуществления самостоятельной творческой деятельности, а также в процессе создания авторских студенческих проектов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2008 год и включало три этапа:

Первый этап — теоретический (2001;2003 гг.) — носил поисковый характер и включал накопление материалов, изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, выбор методологических подходов к теме исследованияопределение цели и задач, гипотезы и программы исследованияопытную работу и фрагментарный педагогический эксперимент, позволяющий выявить методы развития творческой активности студентов в современной педагогической практикеизучались типы учебных занятий, возможные связи учебной и внеурочной деятельности в связи с исследуемой проблемой.

Второй этап — экспериментальный (2003;2006 гг.) — представлял собой осуществление педагогического эксперимента в формирующей и контрольной стадиях. Уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывались принципы отбора содержания учебного материала в рамках педагогического эксперимента.

На третьем этапе — аналитико-экспериментальном (2006;2008 гг.) -осуществлялись обобщение и систематизация полученных результатов, оформлялось научное обоснование основных положений исследования, проводился констатирующий экспериментобрабатывались данные экспериментальной работыпроисходило подведение итогов исследования, внедрение разработанных рекомендаций в педагогическую деятельность в системе учреждений СПО.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное изучение студентов проводилось на базе ГОУ Колледж городской инфраструктуры, экономики и права, ГОУ СПО Строительный колледж № 26 Департамента образования г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебная проектная деятельность основана на творческом мышлении, сопровождается психологическими процессами и имеет следующие основные характеристики (субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность), функции (самопреобразование, адаптация, рефлексия и поиск) и этапы (аналитический, исследовательский, стратегический и презентационный).

2. Содержание структурных компонентов (мотивационно-ценностногоинновационно-технологическоголичностно-творческого) дидактической модели развития творческой активности студентов раскрывается через модули (общедидактический, предметно-методический и психологический), обеспечивающие личностную мотивацию на основе цели, содержания, разработки замысла, реализации и получения конкретных результатов в виде создания новых учебных проектов. 3. Реализация механизма педагогического сопровождения модели развития творческой активности студентов колледжа, включающего изучение образовательной среды колледжа, методику отбора содержания и организации учебной проектной деятельности, алгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов в логике учебного проекта, не только позволяет на основе выделенных показателей диагностировать уровень творческой активности студентов, но и способствует актуализации результатов обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологическим подходом, комплексным использованием методов научного исследования, динамическим характером изучения студентов, участвовавших в эксперименте, подтверждается результатами формирующего эксперимента, осуществлением количественного и качественного анализа полученных данных с использованием методов математической статистики и личным участием автора в проведении эксперимента и обработке результатов диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на курсах повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы в Московском институте открытого образования, в Учебно-методическом центре по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы, на заседаниях Центра теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО г. Москвы, на научнопрактических конференциях различного уровня международных: XI Царскосельские чтения «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека» (Санкт-Петербург, 2007 г.), «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (Санкт-Петербург, 2008 г.), «Инновационные технологии в гуманитарных науках» (Ульяновск, 2008 г.), «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (Саранск, 2008 г.) — всероссийских: «Инновационные технологии в обучении и воспитании» (Елец, 2008 г.) — городских: «Колледж инновационного типа: опыт, проблемы и перспективы развития» (Москва, 2006 г.). Основные положения диссертации получили отражение в 12 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 208 наименований, 9 приложений. Исследование иллюстрировано 22 рисунками, 16 таблицами.

Выводы по второй главе.

1. Механизм педагогического сопровождения дидактической модели. развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта включает:

— изучение образовательной среды колледжа с целью выявления необходимости внедрения инновационных педагогических технологий;

— методику отбора содержания и организации учебной проектной деятельности;

— алгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов в логике учебного проекта (проблема —> цель —> задачи —> педагогические условия —> результат проектной деятельности).

2. Изучение образовательной среды колледжа предполагает оценку ее исходного состояния, выявление инновационной потребности группы активных преподавателей, выбор средств и методов для развития творческой активности в учебное и внеурочное время.

3. Методика отбора содержания и организации учебной проектной деятельности содержит:

— анализ междисциплинарных связей, объема, характера и особенностей учебной проектной деятельности ее участниками;

— дидактическую обработку учебных программ и выстраивание их изучения в логике учебного проекта;

— разработку тематики учебных заданий, творческих задач;

— систему методов, форм учебной работы и педагогических технологий.

Анализ междисциплинарных связей предполагает выделение общих проблем исследования по учебным дисциплинам и специальностям на основе принципа интеграции знаний, выделение частных проблем по блокам гуманитарных, естественнонаучных дисциплин по специальностям, формулировка общих исследовательской, экспериментальной и методической задач.

Дидактическая обработка содержания учебных программ позволяет выстроить логику изучаемого в гуманитарных дисциплинах материала в соответствии с особенностями творческой деятельности студентов.

В учебном процессе, ориентированном на творчество в рамках учебного проекта, активную роль играет разнообразие и широта тематики творческих заданий как по содержанию и по формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий при изучении гуманитарных дисциплин содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу преподавателя в зоне ближайшего развития каждого студента.

4. Алгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов (кроме проблемы, цели, задач и ожидаемого результата учебного проекта) предполагает учет следующих педагогических условий развития творческой активности: 1) высокий уровень информационной грамотности участников образовательного процессапсихолого-педагогическая подготовленность педагогов- 2) материально-техническое обеспечение учебной творческой деятельности- 3) соответствие содержания учебного курса логике активной творческой деятельности студентов- 4) системное взаимодействие и продуктивное сотрудничество участников образовательного процесса- 5) актуализация результатов обучения (практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, дальнейшее применение приобретенных в процессе творческой проектной деятельности знаний, умений и навыков).

5. Успешности педагогического процесса способствует: система традиционных и нетрадиционных методов обучения (с применением затрудняющих условий (метод новых вариантовинформационной недостаточностиинформационной насыщенности) — группового решения творческих задач (метод Дельфиметод «черного ящика" — метод дневников)). Формирует устойчивый познавательный интерес к изучению гуманитарных дисциплин система инновационных технологий обучения: «творческих мастерских» с целью организации работы по развитию связной речи, навыков анализа- «образ и мысль», целью которой явилось содействие развитию способности студентов к глубокому личностному восприятию художественных ценностей- «свое открытие, достижение» — поисково-исследовательская проектная работа с привлечением интегрированных знанийсотрудничествамузейно-выставочные, информационные и др.

6. Опытно-экспериментальная работа позволила выделить показатели развития творческой активности студентов в логике учебного проекта:)"чувство новизны", познавательный интерес личности (характеризуется оригинальностью мышления, способностью ориентироваться в новых условиях, способностью творчески решать учебные задачи, достигая новизны результатов) — 2) состояние н динамика развития различных качеств творческого мыишения (креативность, способность к рефлексии, самостоятельность, критичность) — 3) степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности на основе понятий, законов логики, доказательств, опровержений способов достижения истины- 4) моделирование, систематизация, структурирование материала в процессе работы над учебным проектом.

7. На основании выбранных показателей были установлены уровни развития творческой активности студентов достаточно высокий (творческий), недостаточно высокий (продуктивный), средний (репродуктивно-познавательный) и низкий (репродуктивный).

8. В ходе опытно-экспериментальной работы нами выделены ограничения творческой активности студента в учебной проектной деятельности: недостаток времени, страх критики, сниженная самооценка, страх неудачи, неспособность к самоорганизации, невозможность справиться с учебной нагрузкой, неинтересные учебные занятия, социальная пассивность и безразличие и др.

Опытно-эспериментальная работа показала в то же время, что предлагаемая дидактическая модель развития творческой активности студентов в логике учебного проекта обеспечивает рост знаний в области гуманитарных дисциплин, формирует коммуникативные и профессионально значимые качества (самостоятельность, инициативность, гибкость, мобильность и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В ходе исследования разработана дидактическая модель развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта, которая обеспечивает рост знаний в образовательной области гуманитарных дисциплин, формирует коммуникативные и профессионально значимые качества (самостоятельность, инициативность, гибкость, мобильность и др.), что позволяет студентам расширить личностные возможности, а преподавателям оживить учебно-воспитательный процесс в колледже.

2. Механизм педагогического сопровождения дидактической модели (изучение образовательной среды колледжа с целью выявления необходимости внедрения инновационных педагогических технологийметодику отбора содержания и организации учебной проектной деятельностиалгоритм совместной деятельности преподавателей и студентов в логике учебного проекта (проблема —> цель —> задачи —> педагогические условия —" результат проектной деятельности) интегрирует традиционные и инновационные педагогические технологии, условия, формы и методы учебной работы, стимулирует развитие творческой активности и способствует формированию субъектной позиции студента.

Развитие творческой активности студентов в логике учебного проекта обеспечивается в содержательном плане через актуализацию содержания гуманитарных дисциплин, разнообразных источников информации, используемых студентамив плане организации — через сочетание индивидуальной и групповой, урочной и внеурочной форм обучения, разнообразием дидактических методов, средств, технологийв плане педагогического взаимодействия — за счет субъект-субъектного характера взаимоотношений преподавателей и студентов в процессе проектной деятельности в совместном творчестве.

3. Деятельность студентов в логике учебного проекта может быть охарактеризована как непрерывный динамический процесс проявления творческой активности личности студентов, который обусловлен интегративными связями основных этапов проектной деятельности. Он обеспечивает внутриличностную мотивацию на основе целеполагания, разработки замысла, его реализации и получения конкретных результатов в виде нового творческого продукта — результата проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин.

4. Результаты эксперимента показали, что созданные организационно-педагогические условия эффективно влияют на развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей личности, обеспечивают рост самооценки, осознание самодостаточности в деятельности не только проектной, но и в будущем — профессиональной.

5. Опытно-экспериментальная работа позволила выделить показатели развития творческой активности студентов в логике учебного проекта:

1) «чувство новизны», познавательный интерес личности (характеризуется оригинальностью мышления, способностью ориентироваться в новых условиях, способностью творчески решать учебные задачи, достигая новизны результатов);

2) состояние и динамика развития различных качеств творческого мышления (креативность, способность к рефлексии, самостоятельность, критичность);

3) степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности на основе понятий, законов логики, доказательств, опровержений способов достижения истины;

4) моделирование, систематизация, структурирование материала в процессе работы над учебным проектом.

В колледже создана и продолжает развиваться образовательная среда, в которой постоянно оцениваются возможности студентов и педагогов, устанавливаются правила их сотворчества.

Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, цель его достигнута, гипотеза получила экспериментальное подтверждение. Опытноэкспериментальная работа доказывает, что деятельность в логике учебного проекта является эффективным средством развития творческой активности студентов колледжа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская// Текст.-М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -М., 1994.
  3. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили // Текст. М.: Изд-во Ин-та практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 554 с.
  4. , Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили// Текст. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. — 76 с.
  5. , Н.М. Моделирование мышления и психики./Н.М. Амосов// Текст.- Киев: Наука, 1965. С. 48−55.
  6. , Н.М. Моделирование сложных систем / Н. М. Амосов // Текст. -Киев: Наука, 1968. С. 38−42.
  7. , Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — Т. 1, 2.
  8. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, ч. 2. Казань, 1998.
  9. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества/ В. И. Андреев // Текст. -Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 238 с.
  10. , А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: ПитерКом, 2000. — С. 222−230.
  11. Б.С.Э.: Советская энциклопедия, 1970. 1979: в 26 т.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  13. , Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: ЗХГИ, 1997. -463 с.
  14. , В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. Бедерханова // Развитие личности. 2000. -№ 1.-С. 24−34). ,
  15. , Г. В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся. Дисс. канд. пед наук. — М., 1996.
  16. Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум-М, 2003.
  17. , В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений. / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, JI.A. Савинков М.: Владос, 2006. — 394 с.
  18. , В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов // Текст. Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. 141 с.
  19. , В. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: монография / В. А. Беликов, JI. А. Савинков. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 116 с.
  20. , В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  21. , Т. Н., Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ Текст. СПб: Каро, 2007. — 144 с.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько //Текст.-М, 1989.
  23. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько // Текст. -М., 1989.
  24. , B.C. Мышление как творчество. / B.C. Библер // Текст. М., 1975.
  25. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская // Текст. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
  26. , Д.Б. Психология творческих способностей / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.
  27. Богоявленская Д.Б.,. Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998.- № 3. — С. 36−43.
  28. Д.Б., Ильясов И. И. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся. Научные и методические проблемы работы с умственно одаренными учащимися// Гуманизация образования. 2000. № 1.
  29. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  30. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 1999.-560 с.
  31. , Э. Латеральное мышление / Э. Боно // Пер. с англ. П. А. Самсонов. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. 384 с.
  32. , Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая. Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 416 с.
  33. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  34. , Дж. Психология познания/ Дж. Брунер // Текст.- М.: Прогресс, 1977,-412 с.
  35. , А.В. О природных предпосылках психического развития человека / А. В. Брушлинский // Текст. М.: Наука, 1977.
  36. , Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  37. , В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993.
  38. , Ф.А. Социально-философский аспект формирования творческой активности личности // Формирование творческой активности личности учащихся. Омск, 1979. — С. 3−11.
  39. , М.М. Словарь профессионального образования/ М. М. Вишнякова // Текст. М.: Новь, 1999.
  40. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994.
  41. Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы Текст. -Казань, 1997.
  42. , Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге XXI века.-М., 1999.
  43. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.-92 с.
  44. , Л.С. Педагогическая психология-М.: Педагогика, 1991.-201с.
  45. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1969. 347 с.
  46. , В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. 1995. № 6.
  47. , В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2000.
  48. , Е.Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. М.: АПК и ППРО, 2005. — 176 с.
  49. , В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. 1998. — № 6. — С. 20−27.
  50. , В.В. Проблемы развивающего озарения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  51. , С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды Текст. / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
  52. П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира. М.: Знание, 1984. — 64с.
  53. , П.С. Феномен творчества и философский подход к его исследованию // Становление человека в. творчестве. М., 1994.
  54. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Омега-Л, 2005.-46с.59.3еер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование. //Педагогика. 2002. — № 3.
  55. Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983.-336 с.
  56. , М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
  57. , И.А. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. М., 1966.
  58. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  59. , В. А. Воспитание- Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова-М.: Новая шк., 1996 160 с.
  60. , В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации // Серия Новая педагогическая библиотекаТекст. Выпуск 9. М.: Работник просвещения, 1930 г. — 88 с.
  61. , И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений Текст. / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. -288 с.
  62. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Стандарты и мониторинг в образовании, № 1, 2002.
  63. , В.М. Воспитывающее обучениеТекст. — М.: Просвещение, 1980.-191 с.
  64. , Б.И. Ученье процесс творческий Текст. — М.: Просвещение, 1989.- 158 с.
  65. Краткая характеристика тестов П.Торренса. Тестирование одаренности учащихся.// Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М., 1995 .- С. 7−17.
  66. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  67. , Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация Текст. Волгоград: Перемена, 1999.-С. 150.
  68. , А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. — Оренбург, 1995. 100 с.
  69. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.
  70. , Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузеТекст. -М., 1976.- 112 с.
  71. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб: Тускарора, 1996. — 175 с. — С.48.
  72. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к моделированию образовательных сред, развивающих творческие способности школьников Текст. Черноголовка, 1997.
  73. , Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обученияТекст.- Москва-Воронеж, 2003.- 320 с.
  74. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  75. , И.Я. Дидактические основы методов обученияТекст. М.: Педагогика, 1981.-С. 181.
  76. , И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории Текст. М.: Просвещение, 1982. С. 34−52.
  77. , Х.И. Групповая работа на урокеТекст. М., 1983.
  78. , И.И. Основы дидактики Текст. М.: МПСИ, 2005. — 144 с.
  79. , И.И. Советская школа: мифы и реальность // Педагогика. 1991. № 6.
  80. , Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образованияТекст. -М.: Наука, 2006. 221 с.
  81. , Т.Ю. Опыт построения многоуровневого, многоступенчатого, многопрофильного учебного заведения: практическое пособие Текст. -М., 1999.
  82. Т.Ю., Рыдченко Т. И. Система среднего специального образования в СССРТекст. -М., 1990.
  83. Лук, А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. -127 с.
  84. Т., Муширу К. Творческий процесс. 2005. Т.2, № 4. С. 74−80.
  85. К. Экономико-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1963 — Т. 42. — С. 41−144.
  86. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. — СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997. 430 с.
  87. , A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  88. , Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений Текст. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  89. , В.Э. Мотивация творчества и ростаТекст. — М., 2005. -165 с.
  90. Моделирование образовательных сред в рамках развивающегообразования Текст./Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова, В. А. Орлова. 1. Черноголовка, 1996.
  91. , В.А. Психология конструкторской деятельности Текст. М.: Машиностроение, 1983. -134 с.
  92. , В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова Текст. // Спец. выпуск «Педагогического вестника» Успешное обучение, 1997.
  93. , Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы Текст. Казань, 1996.
  94. С.А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование» Текст. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
  95. , В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании СНГ // Педагогика. 1999. № 1.
  96. , А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент. //Педагогика. 1996. № 5.
  97. , Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1995. 576 с.
  98. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI векаТекст. М., 1997.
  99. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст./ Учебное пособие для студ. Учреждений среднего профессионального образования, СПО. -М.: Мастерство, 2005. 288 с.
  100. , A.M. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях профессионального образования. Мет. реком. М., 1993.
  101. , A.M. Методология учебной деятельности Текст. М.: Изд. «Эгвес», 2005.- 176 с.
  102. A.M., Новиков Д. А. Методология Текст. М.: СИНТЕГ, 2007.-668 с.
  103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие Текст. /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. — М.: 2001. -272 с.
  104. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995.
  105. Л. Ф. Бурменская Г. В. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии // Сб. статей. Москва: Гардарики, 2001. — 624 с.
  106. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб пособие Текст. / под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд.
  107. Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.
  108. , В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998.-№ 3.-С. 44−47.
  109. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст. -М., 2003.
  110. Пахомова, Н. Ю Методика учебного проекта в образовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов Текст. М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
  111. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1995. -640 с.
  112. Педагогичекие технологии: Учебное пособие Текст. /Авт.-сост. Т. П. Сальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. — (Учебное пособие).
  113. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Вып. 1. — СПб., 1995.
  114. Педагогические технологии и учебное проектирование Текст. Сборник статей/ Под науч. ред. Н. Ю. Пахомовой, редакторы-составители Е. И. Голубева, Н. Ю. Пахомова. М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование». Вып. 3). — 117 с.
  115. , В.А. К психологии активной личности. Вопросы психологии.- 1975.- № 3.
  116. И.П. ПедагогикаТекст.-М., 1996.
  117. , Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа. -№ 4.- 1997.
  118. , Я. А. Психология творческого мышления Текст. М.: АПН РСФСР, 1960.- 352 с.
  119. , Л.А. Проблема субъекта и объекта в психологической теории деятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.57−66.
  120. , О.Л. Модель развития творческой активности студентовколледжа / О. Л. Раковская // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 7.- С. 24−25.
  121. , О.Л. Активизация творческого поиска студентов. (Из опыта работы в колледже) Текст. Сборник научно-методических работначальное и среднее профессиональное образование города Москвы). Выпуск2. -М.: УМЦПО ДОМ, 2008. -С. 15−21.
  122. , O.JI. Инновационные педагогические технологии как средство развития творческой активности студентов колледжа Текст. «Инновационные технологии в гуманитарных науках»: Труды международной конференции. Ульяновск: УлГУ, 2008. — С. 175−176.
  123. , O.JI. Развитие творчества студентов колледжа / O.JI. Раковская // Образовательная политика. 2008. — № 4. — С.43−49.
  124. , К. О групповой психотерапии / К. Роджерс- М.: Гиль -Эстель, 1993.-224 с.
  125. , Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 4.- С. 68.
  126. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — с. 101−109.
  127. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  128. , В.Н. Деятельность как философская категория //Философские науки. -1978.-№ 2.- С. 47−54.
  129. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Т.1. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  130. , Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. JI. Селиванова // Педагогика 2000.- № 6 — С. 35−39.
  131. , И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задачТекст. М.: Знание, 1990. — 143 с.
  132. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  133. , И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -2-е изд., испр. -М.: АРКТИ, 2005. 80 с. (Метод, биб-ка).
  134. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999.-272 е.- С. 107.
  135. , А.С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии.-1997.-№ 1.
  136. , В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  137. , И.П. Профессионально-техническое образование: ретроспектива и перспектива. Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы. — М., 1999.
  138. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. — 752 с.
  139. , С.Л. Педагогика для всех. — М.: Первое сентября, 2000.
  140. , А.Г. Мышление и языкТекст. 2 изд. М., 1958.
  141. , В.А. Избранные педагогические сочиненияТекст. Т. 3. М., 1981.
  142. , Р. Дж. И др. Практический интеллект. СПб: Питер, 2002.
  143. , Ю. О методологической роли категории труда в образовании: Автореф. дис. .докт. филос. наук. -М., 1998. -27 с. С. 10.
  144. , Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. -1997. -№ 1.
  145. , JI.H. Педагогические сочинения Текст. М., 1953.
  146. , А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности студентов.: Дис. доктора пед. наук Л.: 1991.-396 с.
  147. , А. Н. Школа самоопределения: Шаг второй / А. Н. Тубельский.-М.: АО «Политекст», 1994.-476 с.
  148. Е.Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- С-Пб: Речь, 2005. С. 18−38. ¦
  149. , Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Елена Туник. М.: Чистые пруды, 2006. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (11)).
  150. , Я.С. Мир образования и его философия //Философия образования: связь науки и практики Текст.. М. Тверь, 2002. — С. 13−14.
  151. , Я. Коллективизм как основа воспитания индивидуальности // «Народное образование». 2002. № 9. С. 154, 157 158.
  152. Ульянченко (Раковская), О. Л. Организация творческой деятельности студентов колледжа / О. Л. Ульянченко (Раковская) // Образовательная политика. 2007. — № 6.- С. 39 — 42.
  153. Ушинский, К. Д. Сочинения Текст. М., 1948. Т.2.
  154. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 1998−2000 годы: Утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1997 г. № 1207 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с. — С. 160.
  156. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: Сборник статей Текст. / Под науч. Ред. Н. Ю. Пахомовой, редактор-составитель Е. И. Голубева. М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование». Вып. 2).
  157. , А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 е.- (Педагогическая мастерская).
  158. , А.В. Эвристическое обучение Текст. М.: Международная педагогическая академия, 1998.
  159. , И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы. 1998. — № 4. — С'. 3−10.
  160. , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы.- 1998.- № 3.
  161. Чистякова, Г. Д, Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. — № 6.- С. 103−111.
  162. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — № 5.
  163. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. М., 1980.
  164. Н.Б., Щебалнова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников //Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27−32.
  165. , А.Т. Проблема теории творчестваТекст. — М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
  166. , Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ., 1995. — 800 с.
  167. , Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Наука, 1997.-С. 37.
  168. , Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логикаТекст. М.: «Касталь», 1992. -112 с.
  169. , Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.
  170. , Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-144 с.
  171. , Д.А. Формирование химических способностей у учащихся // Вопр. психологии. 1963. С. 106.
  172. , Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения //Вопросы философии. 1976. — № 5. — С. 65−78.
  173. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сборник статей № 2 / Под ред. Н. Ю. Пахомовой, М. Г. Мокринского. М.: МИПКРО, 2001.- 160 с.
  174. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. -М.: Сентябрь, 1998. 96 с.
  175. , И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. С. 31−42.
  176. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. -М.: Флинта, 1997.
  177. , В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. М.: Изд-во «Смысл», 2001.
  178. , Л.В. Философские основания теории и методологии творчестваТекст. /Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2002. С. 3.
  179. Ellis, А.К. and J.T. Fouts (1994). Research on school restructuring. Princeton Junction, N.J.: Eye on Education, pp. 147−161.
  180. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 199−242.
  181. Fried-Booth D.L. Project work. Oxford University Press, 1994.- 90 p.
  182. Lateral thinking (A Textbook of Creativity) by Edward de Bono.- London: «Penguin Books», 1990.
  183. Lovenfeld V. Creative and Mental Growth. New York: Macmillan, 1970. -P. 18.
  184. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.
  185. Mezirov J. et al. Fostering critical reflection in adulthood: A guide to transformative and emancipatory learning. San Francisco-Oxford, 1991. P. 54.
  186. Parnes, S.J. Creative Behaviour Book. N-Y.: Charles Scribner’s Sons, 1967.
  187. Popper, K.-X. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, Clarendon Press. -Oxford, 1972. (Рус. пер.: Поппер K.-P. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.)
  188. Serious creativity (Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas) by Edward de Bono. N.Y.: «HarperCollins Publishers», 1997.
  189. Sternberg R., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991.- V. 34 (1). — P. 1−31.
  190. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.
  191. Torrance E.P., Ball O.E. Torrance tests of creative thinking: Streamlined (revised) manual including norms and direction for administering and scoring figural A and B. Benseville: Scholastic testing service, 1984.
  192. Torrance E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S.J. Harding H.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962.
  193. Torrance E.P. Education and creativity // (Ed.) Taylor C.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964.
  194. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of creativity / Ed.R.W. Sternberg.-New York: Cambridge University Press, 1988.-P. 43−75.
Заполнить форму текущей работой