Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся. В дальнейшем конкретные условия реализации речевых упражнений, нацеленных на учет психодинамических свойств учащихся, будут показаны в связи с деятельностью той или иной диады партнеров. Необходимо также указать, что во времени диалогическая речь организовывалась ближе… Читать ещё >

Опытное обучение диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот этап направлен на формирование и совершенствование умений и навыков диалогической речи в ходе обучения английскому языку с применением индивидуализированных упражнений.

Этот этап можно разделить на два подэтапа:

контроль сформированности умений и навыков монологической речи;

реализация методики обучения диалогической речи.

Цель первого подэтапа — выявить речевые характеристики каждого из представителей четырех типов темперамента в ходе осуществления ими индивидуальной речевой деятельности, т. е. монологической речи.

Целесообразность выделения этого подэтапа объясняется желанием сохранить «чистоту» эксперимента, т. е. исключить побочное, случайное влияние на ход и результаты эксперимента. В ходе осуществления монологической речи более ярко проявляются особенности индивидуального стиля, в то время, как в осуществлении диалогической речи на особенности стиля одного из партнеров могут оказать влияние особенности стиля другого партнера и наоборот. Таким образом, выявление «чистых» речевых характеристик в монологической речи служит отправной точкой осуществления последующей методики, в ходе которого мы постараемся проследить динамику изменений этих характеристик, если таковые будут иметь место.

Прежде всего определяемся с характеристиками, на выявление которых направлен первый подэтап. Мы выделили следующие признаки:

темп речи количество времени, необходимое для подготовки развернутость речи нормативность речи инициативность На наш взгляд, сочетание этих пяти характеристик в достаточной мере характеризуют индивидуальный стиль каждого из представителей четырех темпераментов.

Оцениваются речевые характеристики учеников с разными темпераментными свойствами, уровень достижения которых относительно одинаков.

Условия осуществления монологической речи для всех одинаковы (без учета индивидуальных особенностей): на подготовку отводилось 5 минут, объем высказывания — 7−8 предложений. Разговорные ситуации меняются, при этом учитываются интересы испытуемых. Это объясняется не столько стремлением исследователя индивидуализировать обучение, сколько его заинтересованностью в успешности данной части эксперимента.

Разговорные ситуации: для сангвиника — «What kind of a person are you? «;

для холерика — «How do you usually spend your spare time? «;

для флегматика — «Do you like to study? «;

для меланхолика — «What do you like? «.

Результаты можно оформить в виде таблиц:

Таблица 1. Оценка речевых характеристик сангвиника (выражается в баллах).

характеристика.

экспериментальная группа.

контрольная группа.

темп речи.

время подготовки.

развернутость речи.

инициативность.

нормативность речи.

Таблица 2. Оценка речевых характеристик холерика (выражается в баллах).

характеристика.

экспериментальная группа.

контрольная группа.

темп речи.

время подготовки.

развернутость речи.

инициативность.

нормативность речи.

Таблица 3. Оценка речевых характеристик флегматика.

характеристика.

экспериментальная группа.

контрольная группа.

темп речи.

время подготовки.

развернутость речи.

инициативность.

нормативность речи.

Таблица 4. Оценка речевых характеристик меланхолика.

характеристика.

экспериментальная группа.

контрольная группа.

темп речи.

время подготовки.

развернутость речи.

инициативность.

нормативность речи.

Изменится ли это соотношение можно будет судить после проведения контрольного среза.

Второй этап — это собственно реализация методики организации диалогической речи с учетом психодинамических свойств учащихся.

С учетом результатов психологического эксперимента были выделены следующие диады партнеров, характеризующиеся наиболее оптимальной сочетаемостью свойств темперамента, влияющих на индивидуальный стиль совместной деятельности:

сангвиник (экстраверт — стабильный) — меланхолик (интроверт — лабильный);

холерик (экстраверт — лабильный) — флегматик (интроверт — стабильный);

флегматик — флегматик.

Первые две пары характеризуются тем, что речевые партнеры в них обладают свойствами — полярными по шкалам экстраверта — интроверта, эмоциональная стабильность — эмоциональная лабильная.

В третьей паре речевые партнеры обладают сходной структурой психодинамических свойств.

В обучении диалогической речи в экспериментальной и групповой группах одни и те же приемы и средства. Но в экспериментальной группе учитывались еще и индивидуальные особенности учащихся, вследствие чего обучение проводилось в режиме «динамическая пара», в то время, как в контрольной группе применялся режим «статическая пара».

Обучение диалогической речи строилось в соответствии с тремя этапами:

формирование речевых навыков.

совершенствование речевых навыков.

развитие речевого умения.

На первом и втором этапах применяются языковые и условно — речевые упражнения. На третьем используются речевые упражнения, как средство реализации учебно-речевых ситуаций.

Использование инвидуализированных упражнений В ходе работы мы попытались подобрать индивидуальные задания в зависимости от особенностей стиля деятельности учащихся, а также их уровня достижений и интересов. Работа велась в следующих направлениях:

  • а) применение заданий разной степени сложности;
  • б) использование разных вариантов однотипных заданий;
  • в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;
  • г) различная длина пауз для выполнения задания;
  • д) использование различного ряда опор, ключей.

Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную модель. Достоинства этого вида упражнений именно как средства индивидуализации были указаны в предыдущей главе.

Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа развития речевого следующий алгоритм:

прочесть диалог;

выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

составить по функциям модель;

воспроизвести по модели диалог;

изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего.

Активная роль здесь отводится учителю.

Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся. В дальнейшем конкретные условия реализации речевых упражнений, нацеленных на учет психодинамических свойств учащихся, будут показаны в связи с деятельностью той или иной диады партнеров.

Диада сангвиник — меланхолик.

I. Задачи партнеров дифференцированы, инициатива возлагается на сангвиника.

Задача для сангвиника: «Ask your friend about his hobby».

Задача для меланхолика: «Tell your friend about your hobby».

II. У партнеров общая задача. Инициативные реплики распределяются в равной степени между партнерами.

Задача: Tell each other how you celebrated last New Year.

III. Задачи партнеров дифференцированы. Инициатива возлагается на меланхолика.

Задача для меланхолика: «Ask your friend why he was absent last time» .

Задача для сангвиника: «Tell about your illness» .

На выполнение упражнений первого вида отводилось 7−8 минут. Давались карточки с набором речевых клише, представляющие собой формальное выражение той или иной речевой функции. Эти упражнения использовались в течение 2 — 3 уроков.

На выполнение упражнений второго вида уделялось 5 — 6 минут. Карточки с вербальными опорами не предоставлялись. Меланхолику разрешалось записывать реплики, но запрещалось пользоваться ими во время ответа. Упражнения применялись на протяжении 5 уроков.

На выполнение РУ третьего вида отводилось 7 — 8 минут. задание осложнялось тем, что некоторые речевые функции пропущены. Ученики также не пользовались карточками с вербальными опорами. Записывать реплики разрешалось. РУ использовались в течении 5 уроков.

Необходимо также указать, что во времени диалогическая речь организовывалась ближе к середине урока. В начале не рекомендуется, потому что сангвиники медленно втягиваются в учебную деятельность, а в конце — не рекомендуется, потому что меланхолики большей частью устают.

Диада холерик — флегматик.

I. Задачи дифференцированы.

Инициатива возлагается на холерика. Ситуация: «Учащийся звонит своему однокласснику» .

Задача холерика: «Ask your classmate about the home-task for tomorrow» .

Задача: «Give him information about the home-task» .

II. У партнеров общая задача.

Задача: «Discuss the plan of excursion» (дается карта города) Задачи дифференцированы.

Ситуация взята из рассказа «Two Gentlemen of Verona».

Задача для флегматика: «You are the narrator ask Jacopo about his life».

Задача для холерика: «You are Jacopo tell the gentleman about all kind of work you have to do».

Условия выполнения речевых упражнений то же, что и в предыдущей диаде. Хотелось бы обратить внимание на третье упражнение. Ситуация для этого РУ была взята из художественного произведения. Учащиеся должны достаточно хорошо знать то или иное произведения, чтобы на его основе составлять диалоги. Учитель может предлагать либо ситуации, о которых речь идет непосредственно в тексте, либо в контексте того или иного рассказа создать и предъявить учащимся новую ситуацию, предполагающую использование языкового материала этого рассказа (отрывка). Как и в предыдущем случае, диалогическую речь холерика-флегматика оптимальнее организовывать в середине урока.

Диада флегматик — флегматик Самое удобное в организационном плане сочетание, так как партнеры имеют сходную структуру темперамента и, следовательно, имеют сходный набор стилевых свойств.

Задачи дифференцированы.

Ситуация:

Задача 1: «Inform Andrew that you can not join his family in the trip to Moscow».

Задача 2: «Express your regret».

Задача — общая: «One of you is a Russian, the often is an Englishman. Talk about the traditions of the New Year celebrating in your countries» (на основе текстов, прочитанных дома).

Что касается условий выполнения РУ флегматиками, нужно особое внимание уделить процессуальным характеристикам речевой деятельности. Им нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция использовать все вербальные опоры, что иногда приводит к тавтологии.

В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без учета типологической совместимости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой