Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации у них потребности в профессиональном самосовершенствовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогических исследованиях особое внимание уделяется идеям в области педагогики саморазвития. В частности, роли самовоспитания в совершенствовании личности в трудах A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, JI.H. Толстого, К. Д. Ушинскогоо внутренней потребности человека к положительным изменениям в работах Ю. К. Бабанского, П. Ф. Каптерева, JI.H. Куликовой и др. Для организации психо… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические вопросы взаимосвязи психолого-педагогической подготовки будущих специалистов и их потребности в профессиональном самосовершенствовании
    • 1. 1. Философско-психологические подходы к проблеме профессионального самосовершенствования личности
    • 1. 2. Педагогические условия актуализации потребности профессионального самосовершенствования у студентов технического колледжа в процессе психолого-педагогической подготовки
    • 1. 3. Анализ сложившейся практики воспитания потребности профессионального самосовершенствования будущих специалистов в среднем профессиональном образовании
  • Глава II. Педагогические условия развития потребности будущих специалистов в профессиональном самосовершенствовании в процессе психолого-педагогической подготовки
    • 2. 1. Изучение психологических основ саморазвития как «ядро» психолого-педагогической подготовки студентов
    • 2. 2. Этнопсихологические основы психолого-педагогической подготовки будущих специалистов
    • 2. 3. Обеспечение целостности курса психолого-педагогической подготовки
    • 2. 4. Стратегическая направленность психолого-педагогической подготовки на профессиональное самосовершенствование будущих специалистов

Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации у них потребности в профессиональном самосовершенствовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование рыночной экономики и перестройка системы управления в ней касаются не только сугубо экономических процессов, но и коренным образом меняют социальную ситуацию в образовании. Социальные изменения начинают опережать темпы смены поколений. В связи с этим общество испытывает большую потребность в подготовке квалифицированных специалистов с таким способом жизнедеятельности, которая характеризуется готовностью к непрерывному самосовершенствованию, осознанию собственного «Я», способностью на этой основе к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к активному восприятию нового, нетрадиционного.

Все выше сказанное относится и к специалистам среднего звена, работающим в сельском хозяйстве. Любые новаторские идеи и реформы в сельском хозяйстве могут воплотиться в жизнь только через творчество в деятельности специалистов-практиков, через соответствующие изменения профессионального мышления и поведения последних.

Несмотря на трудности переходного периода, учебные заведения среднего профессионального образования, готовящие специалистов для сельского хозяйства, не без успеха решают многие поставленные перед ними задачи, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для работы в условиях рынка. В первую очередь это достигается за счет открытости, гибкости и высокой эффективности учебно-воспитательного процесса в техникумах и колледжах. Вся система профессиональной подготовки в такого рода учебных заведениях должна соответствовать индивидуальным запросам, возможностям и способностям студентов с одной стороны, и требованиям завтрашнего дня, с другой. Будущее нашей экономики, в целом, и сельского хозяйства в частности, в значительной степени будет зависеть от менталитета выпускников средних профессиональных учебных заведений, которым предстоит научиться создавать новые условия жизни и жить в этих условиях.

Вместе с тем, многие техникумы и колледжи, готовящие специалистов для сельского хозяйства, слабо справляются с миссией социальной защиты и поддержки своих выпускников в условиях рынка, оказания конкретной помощи обществу смягчить проблему массовой безработицы. На наш взгляд, основными причинами выше указанных явлений следует назвать назревшие в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена несоответствие между сформировавшимся в обществе устойчивым запросом на свободного, мобильного, высококвалифицированного, способного к настоящему самосовершенствованию специалиста среднего звена и реальным уровнем профессиональной подготовки выпускников средней специальной школы. Такое положение дел во многом обусловлено наличием противоречий, вытекающих из сущности самого процесса обучения в системе среднего профессионального образования. Наиболее значимыми среди них являются противоречия:

— между необходимостью воспитания специалиста, способного систематически повышать свою квалификацию вплоть до радикальной смены профессии и слабым уровнем развития у студентов потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;

— между необходимостью формирования у студентов духа предпринимательства и продолжающейся подготовкой студентов с социальным иждивенчеством;

— между необходимостью формирования у студентов готовности к самоанализу по выявлению уровня саморазвития, притязаний, собственных возможностей, способностей и низким реальным уровнем самопознания студентом собственного «Я» ;

— между острой потребностью общества в высококвалифицированных, добросовестных специалистах, осознающих главную сущность рыночной экономики, и поверхностными представлениями студентов о своих правах и обязанностях, гражданском достоинстве, природных задатках и т. д.;

— между осознанием большинством преподавателей колледжа потребности общества в саморазвивающейся личности и их поверхностным представлением о сущности процесса саморазвития и слабой профессиональной готовностью использовать возможности студента в совершенствовании его личностно-профессионального становления.

Назревшие противоречия требуют своего решения. Общество не должно мириться с тем, чтобы техникумы и колледжи продолжали готовить специалистов со слабо развитой способностью к самосовершенствованию и самореализации в суровых условиях роста армии безработных и жесткой конкуренции.

Разрешение вышеуказанных противоречий обуславливает необходимость пересмотра содержания форм и методов профессиональной подготовки студентов сельскохозяйственного колледжа с ориентацией на такую модель специалиста, когда главным становится формирование творческой, саморазвивающейся личности, способной к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка.

В связи с этим на первый план выдвигается проблема психолого-педагогического обеспечения процесса профессионального самосовершенствования личности студента. Возрастающая роль личностного фактора требует переоценки норм обновления закостенелых положений, программ, лежащих в основе профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

В психолого-педагогической теории проблема профессионального самосовершенствования личности студентов исследована недостаточно, а теоретические исследования с учетом этнопсихологических особенностей по данной проблеме практически отсутствуют. Тем не менее, в философии, психологии и педагогике сложились некоторые подходы к отдельным вопросам интересующей нас проблемы.

Так, в философии важное значение в контексте изучаемой проблемы имели знания о человеке как историческом феномене (М.М. Бахтин, Гегель, JI.C. Гуревич, Ю. В. Яковец и др.), о его постоянном стремлении к самосовершенствованию (JI.H. Кузьмин, Н. Лобковиц, B.C. Соловьев и др.), самосотворению и самосозиданию (H.A. Бердяев, Е. П. Никитин, В-С. Соловьев, М. Эпштейн и др.). Немаловажное значение в нашем исследовании уделялось философским концепциям развития личности Л. А. Когана, М.К. Мамарда-швили, Н. К. Михайловского, П. И. Новгородцева и др. Особенно значима идея о том, что совершенствование личности есть нравственный прогресс. Теоретической основой для выделения идеи личностного самоосуществления в процессе социально ценной деятельности послужили труды К. Маркса, Г. Маркузе, Т. Шанина, М. Хайдеггера. Поскольку профессия является частью культуры, то в процессе теоретического исследования особенно ценными оказались взгляды ученых о роли культуры в активной самореализации человека (Л.П. Буева, Л. С. Жданов, В. А. Лекторский и др.). Существенную роль для философского осмысления процесса профессионального самосовершенствования как осознанного собственного культурного выбора имели труды.

A.B. Абрамова, У. А. Винокуровой, В. М. Межуева, П. А. Сорокина и др. Особенно актуальны в рамках нашего исследования идеи о «планетарном единстве» А. Н. Ракитова, В. Хесле, о многомерности человека Л. Н. Куликовой, С. Н. Колодезникова, B.C. Шубинского, а также о роли внутренней свободы для самосовершенствующейся личности B.C. Соловьева, А. Шопенгауэра, Ф. В. Шеллинга и др.

Теоретической предпосылкой для изучения процесса профессионального самосовершенствования личности в психологии стали различные подходы к определению сущности личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон,.

B.М. Мясищев, Д. Н. Узнадзе и др.). Идея открытости человека, о природных потенциях к непрерывному развитию и самосовершенствованию раскрыты в трудах важнейших представителей гуманистической психологии Г. Алпорта, А. Маслоу Г. А. Мюррея, Г. Мэрфи, К. Роджерса и др. Не менее важной для нашего исследования стала идея о деятельности, как единице жизни (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Теоретической основой для выделения роли мотивационно-смысловых образований в процессе личностного развития имели труды А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Существенное значение имели знания о психолого-физиологических особенностях развития в юношеском возрасте (JI.C. Выготский, И. С. Кон, В. Леви, Д. Марш, Э. Эриксон и др.), о активной роли самого человека (Б.Г. Ананьев, А. К. Осницкий, A.M. Смирнов и др.). Анализ исследований по психологии самоопределения Е. А. Климова, JIM. Митиной, JI.C. Пряжникова, а также о роли самого человека в личностно-профессиональном самоопределении A.B. Брушлинского, JI.H. Куликовой, И. С. Якиманской и др.

В педагогических исследованиях особое внимание уделяется идеям в области педагогики саморазвития. В частности, роли самовоспитания в совершенствовании личности в трудах A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, JI.H. Толстого, К. Д. Ушинскогоо внутренней потребности человека к положительным изменениям в работах Ю. К. Бабанского, П. Ф. Каптерева, JI.H. Куликовой и др. Для организации психо лого-педагогической подготовки студентов существенную роль сыграло положение о том, что потребности являются источником активности человека в самовоспитании и самосовершенствовании, разработанные исследователями Ж. Бодрийяром, Э. Н. Гусинским, В. П. Сазоновым и др. Теоретическое обоснование о необходимости психолого-педагогической подготовки в системе среднего специального учебного заведения выделено в исследованиях Е. А. Климова, JI.M. Митиной, A.M. Новикова и др. Анализ внутренних противоречий современного образовательного процесса в исследованиях Ю. К. Бабанского, О. М. Смирнова, Г. Н. Щукиной и др. позволил актуализировать проблему психолого-педагогической подготовки студентов и преподавателей. Поиск адекватных педагогических условий для профессионального самосовершенствования студентов вывел нас на идею о природосообразности и культуросообразно-сти воспитания в трудах Д. Г. Брагиной, Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, И. С. Гуревича, А. П. Оконешниковой, З. П. Соколовой, A.B. Сухарева, и др., о роли педагогического взаимодействия В. А. Сухомлинского, A.C. Макаренко и др.

Теоретической основой для выделения специфики процесса профессионального самосовершенствования студентов в условиях среднего профессионального учебного заведения послужили исследования И. А. Аргунова, В. К. Буряк, Н. Г. Григорьевой, В. А. Кутьенко и др. Изучить разнообразные подходы к проблеме актуализации потребности студентов в профессиональном самосовершенствовании позволили труды A.A. Вербицкого, Т. Ф. Гуровой, A.B. Коржуева, И. А. Колесниковой и др. Наиболее близкими по теме исследования являются работы JI.H. Куликовой, которая ставит проблему саморазвития личности в основу методологии воспитания и профессионального образования.

Таким образом, проблема заключается в следующем: с одной стороны, общество, среднее профессиональное образование устремлено к развитию у будущих специалистов потребности в профессиональном самосовершенствовании как задачи их продуктивной деятельности и жизни, а с другой, для осуществления этой цели нет современной теории, способной служить основой для соответствующей инновационной практики. Необходимость решения этой проблемы обусловила выбор нами темы исследования: «Психолого-педагогическая подготовка студентов как условие актуализации у них потребности в профессиональном самосовершенствовании» .

Объектом исследования является личностно-профессиональное становление будущих специалистов в среднем специальном образовательном учреждении.

Предметом исследования является процесс психолого-педагогического обеспечения профессионального самосовершенствования будущих специалистов в среднем специальном образовательном учреждении.

Цель исследования — раскрыть сущность процесса профессионального самосовершенствования студентов в условиях среднего специального учебного заведения и разработать педагогические условия развития потребности будущих специалистов в профессиональном самосовершенствовании в процессе психолого-педагогической подготовки.

Настоятельная необходимость обогащения теории педагогического руководства процессом профессионального самосовершенствования студентов в среднем специальном учреждении определила следующие задачи исследования:

1. Дать теоретический анализ возможности влияния психолого-педагогической подготовки студентов на актуализацию их потребности в профессиональном самосовершенствовании.

2. Разработать критерии влияния психолого-педагогической подготовки студентов на актуализацию их потребности в профессиональном самосовершенствовании, определить специфику педагогического руководства процессом профессионального самосовершенствования студентов сельскохозяйственного колледжа в процессе психолого-педагогической подготовки.

3. Выявить условия активизации влияния психолого-педагогической подготовки студентов на процесс их профессионального самосовершенствования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: Возрастающая напряженность общественной жизни, резкие изменения, происходящие во всех ее сферах, усложняют процессы самоорганизации поведения и профессиональной деятельности будущего специалиста. В связи с этим возрастает значимость психолого-педагогических исследований по данной проблеме. Психолого-педагогическая подготовка студентов сельскохозяйственного колледжа преследует цель углубления их профессиональной готовности. Становление такой готовности связано с развитием у студентов потребности к профессиональному самосовершенствованию.

Психолого-педагогическая подготовка студентов сельскохозяйственного колледжа способна актуализировать их потребность в профессиональном самосовершенствовании в том случае, если:

1. В центр психолого-педагогической подготовки будет положено изучение психологических основ саморазвития, построенное таким образом, чтобы пробуждать стремление студентов к самопознанию, воспроизведению и осмыслению всего, что связано с будущей профессиональной деятельностью;

2. Весь процесс психолого-педагогической подготовки студентов будет определяться полнотой своего содержания и включать в себя основы этнопсихологических знаний, отвечающих принципам культуросообразного и природосообразного воспитания;

3. Целостность курса психолого-педагогической подготовки будет обеспечена высокопрофессиональной, качественно новой психолого-педагогической компетентностью преподавателей среднего специального учебного заведения;

4. Стратегическим направлением психо лого-педагогической подготовки студентов будет процесс профессионального самосовершенствования личности студента, его психологической адаптации к новым условиям жизни и труда, формирование у него культуры профессионального поведения.

Методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о самоосновности личности, о двойной — внутренней, личностной, и внешней, социальной, детерминации ее развития, о саморазвитии как основе личностно-профессионального созревания, о деятельностной сущности личности, потребностно-мотивационном характере ее развития, о внутренних механизмах самосовершенствования, связанных с саморазвитием личности и возможности влияния на актуализацию потребности в личностно-профессиональном росте.

Методы исследования — теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной литературы, наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, анализ результатов педагогической деятельности студентов, анализ и обобщение собственного педагогического опыта, некоторые приемы статистического анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Конкретизируется сущность процесса профессионального самосовершенствования студентов среднего специального учебного заведения, как стремление к высокому уровню самоактуализации и продуктивной самореализациирассматриваются основные факторы, определяющие процесс профессионального самосовершенствования личности.

Разработаны уровни само актуализации с учетом этнопсихологических особенностей саморазвития личности.

Выявлены критерии эффективности профессионального самосовершенствования в условиях среднего специального учебного заведения, в целом, и сельскохозяйственного колледжа, в частностидан анализ этих условий.

Обоснована система управления педагогическим обеспечением и повышением подготовленности преподавателей для актуализации процесса профессионального самосовершенствования студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами выявлены педагогические условия актуализации потребности в профессиональном самосовершенствовании у студентов средних профессиональных учебных заведенийдоказана эффективность некоторых форм и методов организации учебно-профессиональной деятельностиразработана программа курсов «Основы психолого-педагогических знаний», «Психология саморазвития» для студентов и разработаны методические рекомендации по изучению основ психологии саморазвития для преподавателейсоздана основа для обновления содержания повышения квалификации педагогов средних специальных учебных заведений, заложено актуальное направление педагогическому исследованию.

Достоверность исследования обеспечивается :

— основательностью выстраивания методологической основы работы;

— целенаправленным осуществлением программ исследования;

— использованием взаимодополняющих методов исследования и сбора данных, всесторонностью анализа полученных результатов.

Результаты работы были получены на основе большого фактического материала, собранного и проанализированного в течение пяти лет в качестве соискателя, а также на основе анализа собственного практического опыта работы исследователя в качестве учителя, психолога, директора средней общеобразовательной школы и руководителя методической службы среднего профессионального учебного заведения в течение 20 лет.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психолого-педагогическая подготовка, «ядром» которого является изучение психологии саморазвития, способствует развитию всех компонентов последнего, приводящих к качественно новому личностно-профессиональному росту студентов сельскохозяйственного колледжа, для которого характерен высокий уровень развития потребности в профессиональном самосовершенствовании.

2. Актуализация потребности в профессиональном самосовершенствовании у студентов среднего профессионального учебного заведения зависит от уровня профессионального самосовершенствования преподавателей, повышения своей психолого-педагогической компетентности, информированности в вопросах психологии саморазвития, степени осознания своей роли в личностно-профессиональном развитии студентов — будущих специалистов сельского хозяйства, способных обеспечивать развитие страны.

3. Педагогическими условиями развития потребности в профессиональном самосовершенствовании являются: специально организованная целостная дисциплинаусиление природосообразного воспитания с изучением этнопсихологических основ самосовершенствованиястратегическая направленность, которая отражает общие процессы гуманизации среднего профессионального образования, необходимость активизации личностного фактора в подготовке будущих специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования по созданию позитивного педагогического процесса профессионального самосовершенствования студентов проходили с 1994 по 1998 год в сельскохозяйственном колледже г. Якутска Республики Саха (Якутия). Основные результаты и выводы исследования неоднократно докладывались перед педагогическим коллективом сельскохозяйственного колледжа, в выступлениях автора на августовских совещаниях работников среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) (г. Якутск, 1997,1998 гг.), на педагогических чтениях преподавателей средних специальных учебных заведений республики (г. Якутск, 1995,1996гг.), на республиканской научно-практической конференции «Проблемы и пути обеспечения занятости молодежи в системе агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» (г. Якутск, 1998 г.), на региональной научно-практической конференции «Проблемы интеграции профессиональных учебных заведений» (г. Якутск, 1998 г.), на 43-й научно-практической конференции «Управление в образовании» (г. Хабаровск, 1997 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Личность педагога и обучаемого в процессе педагогического взаимодействия» (г. Хабаровск, 1998 г.).

По результатам и выводам исследования автором опубликованы ряд статей в республиканском и российском научно-методическом центрах СПО, а также в республиканских печатных изданиях Министерства образования Республики Саха (Якутия) и Департамента по высшей школе, науке и технической политике при Правительстве Республики Саха (Якутия).

Организация исследования. Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился Якутский сельскохозяйственный колледж. Частичная апробация проводилась в других средних специальных учебных заведениях г. Якутска, Оленёкской средней школе, а также на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия). Исследование проводилось в период с 1994 по 1998 год и включало следующие этапы:

Первый (1994/95) — констатирующий этап. Посвящен изучению и анализу философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования и проведению анализа реального состояния по исследуемой проблеме в практике педагогического процесса общеобразовательной и профессиональной подготовки студентовформированию гипотезы и всего научного аппарата исследования, созданию основных очертаний концепциивыбору базы исследования и разработке программы опытно-экспериментальной работы, созданию предпосылок её реализации.

Второй (1995/97) — формирующий, связан с организацией опытно-воспитательной работы, получением конкретных результатов, коррекцией и углублением теоретических положений, оценкой эффективности вводимых педагогических действий.

Третий (1997/98) — завершающий, включает, в основном, обработку и анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение концепции, описание системы инновационной практики, научное оформление диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание изложено на 181 страницах машинописного текста, библиография включает 282 наименований использованных источников литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема актуализации потребности студентов в профессиональном самосовершенствовании является одной из значимых в образовательной системе среднего профессионального учебного заведения и тесно связана с изменениями в подходах^ определяющих менталитет будущих специалистов.

Являясь компонентом целостного процесса саморазвития личности, профессиональное самосовершенствование играет большую роль в личност-но-профессиональном становлении студентов.

Однако, в философии, психологии и педагогике не конкретизирована сущность самого процесса профессионального самосовершенствования, не определены педагогические условия актуализации потребности студентов в профессиональном самосовершенствовании учеными и практиками среднего профессионального образования.

Проведенное нами исследование поможет хотя бы частично разрешить вышеназванную проблему в системе среднего специального образования и наполнит смыслом субъективного опыта самопознания и продуктивной самореализации личностно-профессиональное становление будущих специалистов.

Изучение основ психолого-педагогических знаний, «ядром» которого является психология саморазвития, является, на наш взгляд, одним из условий актуализации потребности студентов в профессиональном самосовершенствовании.

Основываясь на выводах психолого-педагогической науки, мы рассматриваем процесс обогащения личностных качеств в условиях профессионального самоопределения.

Внутреннее, регулятивное ядро личности в процессе самовоспитания личностно-профессиональных качеств становится координатором творческого самоопределения не по целям деятельности, а по общечеловеческим ценностям.

Многогранность философско-психологического понимания личности как сложного био-психо-социо-этно-культуро-природо-космического феномена определяет заложенную природой внутреннюю потребность человека в самостабилизации, самосовершенствовании и самодостраивании, актуализация которых приводит к воспитанию способности выживать в изменяющихся условиях жизни и труда. Внешняя и внутренняя детерминированность процесса профессионального самосовершенствования личности и его потребно-стно-мотивированная направленность создают реальные предпосылки для педагогического руководства.

В связи с этим, педагогические условия психолого-педагогической подготовки студентов должны быть направлены на актуализацию потребностно-мотивационного ядра личности, обеспечивающего позитивное движение личностно-профессионального становления будущих специалистов.

На основании теоретического анализа подходов в области философии, педагогики, психологии, а также этнопсихологических аспектов народной педагогики, нами:

— определены основные категории нашего исследования, к которым отнесены следующие понятия: личность, культура, самосовершенствование, лич-ностно-профессиональное становление, саморазвитие, внешние и внутренние детерминанты развития, потребностно-мотивационное ядро личности, субъектная активность, самоосновность человека, личностное сам о достраивание, самоутвреждение, самореализация, самоактуализация, уровневые характеристики, критерии влияния, культура профессионального поведения, менталитет специалиста, этнопсихологические основы воспитания;

— выявлены специфические условия протекания процесса профессионального самосовершенствования у субъектов учебного заведения, в соответствии с чем определены педагогические условия актуализации потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа установила, что специально организованная психолого-педагогическая подготовка студентов становится одним из условий актуализации потребности студентов в профессиональном самосовершенствовании в случае, если его «ядром» является изучение психологических основ саморазвития. Психолого-педагогическая подготовка способствует погружению студентов в процессы самопознания и самоопределения, которые создают внутренние предпосылки для осознания профессионального образования в качестве ведущей ценности. Характер психолого-педагогической подготовки должен быть направлен на осмысление, признание и осуществление студентами материальных и духовных ценностей, которые составляют культуру профессии как часть общечеловеческой культуры. Усиление практикоориентированности обучения, а также изучение психологических основ саморазвития побуждает студентов к сознательной саморегуляции и самосовершенствованию характера. При высоком уровне развития процесса профессионального самосовершенствования для студентов становится характерным собственная продуктивность, сопровождающаяся деятельным саморазвитием.

Таким образом, проведя теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, подтвердившее рабочую гипотезу, мы сделали следующие выводы:

1. Проблема развития у студентов потребности в профессиональном самосовершенствовании имеет свою ретроспективу как в плане протеоретиче-ских разработок, так и практического разрешения, являясь одной из самых актуальных проблем системы среднего профессионального образования (СПО). В теории и практике СПО сложилось положение, когда в процессе подготовки специалистов возникает острая необходимость найти и использовать «внутренние резервы» самих студентов, чтобы обеспечить их развитие по вектору «выживания». Именно поэтому одним из положений современной антропологии является идея «самоосновности» человека и теперь необходим механизм ее реализации через достраивание, самосовершенствование.

2. Сказанное позволяет сделать вывод, что труд преподавателя среднего специального учебного заведения (ССУЗ) только тогда будет иметь подлинно человеческий смысл, когда он будет направлен не только на «заправку» (Куликова Л.Н.) студента знаниями, умениями, навыками как горючим перед дорогой, а послужит самоосмыслению человека, развитию у него потребности к самосовершенствованию.

3. Преподаватель ССУЗа сегодня ответственен за то, чтобы студент осуществил свой экзистенциальный выбор — сознательное сотворение самого себя. Но этот выбор он может осуществить лишь тогда, когда он ощущает солидарность и сотрудничество с окружающими его студентами и преподавателями. Создание атмосферы взаимного эмпатийного «принятия» студентов, гуманного взаимодействия преподавателей и студентов — главное педагогическое условие стать лучше во имя собственных целей, углубления связей с людьми, обществом.

4. Осуществить создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию у студентов потребности в профессиональном самосовершенствовании практически возможно только через личность преподавателя. Все зависит от того, как он воспринимает и чувствует студента, какова его личностная мера общекультурного развития.

5. Для современного преподавателя среднего специального учебного заведения его учебный предмет, знания — лишь средство, сильное, замечательное, но только средство пробуждения личностного развития студента, его потребности в самосовершенствовании.

В процессе исследования нами были решены следующие задачи:

— проникновение в сущность исследуемого нами явления — влияние педагогических условий на процесс развития у студентов потребностей в профессиональном самосовершенствовании;

— специальная организация психолого-педагогической подготовки студентов, начальным этапом которой явилось изучение основ психологии саморазвития личности;

— психолого-педагогическое обеспечение процесса профессионального самосовершенствования студентов, которое сопровождается решением этнопсихологических проблем;

— усвоение и накопление студентами субъективного опыта самопознания, самооценки, самореализации, благодаря которым происходит его вхождение в культуру, развитие потребности в самосовершенствовании, формирование современной культуры профессионального поведения;

— повышение профессиональной компетентности преподавателей ССУЗ, которые сами испытывают потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили правомерность и обоснованность выдвинутых на защиту положений.

Проведенное нами исследование открывает новые перспективы в достижении существенного повышения уровня развития профессионального самосовершенствования будущих выпускников среднего профессионального образования. Одновременно оно создало предпосылки и для дальнейших научных исследований в данном направлении.

Необходимо глубоко изучить методы активизации процесса профессионального самосовершенствования студентов, которые были только обозначены в нашей работе. Требует тщательного изучения роль профессионального самоопределения в личностно-профессиональном становлении будущих специалистов. На наш взгляд, также актуален вопрос этнопедагогического осмысления результативности процесса саморазвития в образовательном процессе профессионального учебного заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека, — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987, — С. 20−29.
  2. A.B. Дезадаптивное поведение как культурологический аспект (на примере народов Севера) // Духовная культура в жизни этноса.-Сб.науч.тр. Якутск, 1991, — С.63−64.
  3. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания. //Вопр. философии, — 1998. № 6. — С.58−66.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -330 с.
  5. Абульханова~Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.300с.
  6. А. Понять природу человека. -М., 1997, — С.25−29.
  7. В.Е. Путь к счастью и успехам в жизни. Уроки самовоспитания и самосовершенствования. -Спб.: Музыка, 1993.- С. 28−46.
  8. В.Е. Педагогика любви и свободы. -М., 1994, — С.280−286.
  9. А.К. Социальная политика: региональные аспекты. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. -378 с.
  10. Ю.Александровский Ю. А. Познай и преодолей себя. (Наедине со всеми.) — М.: Профиздат, 1992. 56с.
  11. H.A., Смятских A.JI., Янковская H.A. Некоторые вопросы эффективности развития средних профессиональных учебных заведений// Среднее профессиональное образование, — 1998, — № 9, — С.23−31.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
  13. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. A.A. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980, — т.2. 287 с.
  14. А. Психологическое тестирование, (пер.с англ.) М.: Педагогика, 1982. -318 с.
  15. В.И. Интенсификация творческой деятельности студентов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та., 1990. 197 с.
  16. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. — 196 с.
  17. В.И. Проверь себя: Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности //Народное образование." 1994. № 3. — 63с.
  18. П.Ф. Среднее профессиональное образование. Региональный аспект // Среднее профессиональное образование, — 1995.- № 2−3.- С.2−3
  19. Л.И. К психологии личности, как развивающейся системы. -М.: Наука, 1981. -С.5−20.
  20. И. А. Сельская молодежь Якутии как социально-демографическая группа // Сб.науч. статей. Якутск, 1997. — С. 8−23.
  21. И.А., Исакова Н. В. О профессиональной ориентации выпускников сельских средних школ// Сб. науч. статей Якутского филиала Академии наук России. Якутск, 1977. — С. 51−67.
  22. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности -М.: Мысль, 1976, — 158 с.
  23. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979, — 151с.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  25. А.Г. Психология личности. -М.: Изд. МГУ, 1990. -367 с.
  26. П.С. Теоретико-технологический аспект объективизации контроля в обучении //Среднее профессиональное образование.-1995.-№ 4−5,-С.14−17
  27. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. — С.3−177.
  28. Л.А. Учение Айыы.-Якутск: КИФ Ситим, 1993. -183с.
  29. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 478 с.
  30. М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. -573 с.
  31. Э.Я. Единство и многообразие принцип живого мира //.Вопр.филос.- 1990. — № 8. -23 с.
  32. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения//Вопр.филос. -1995. -№ 3. С. 103−129.
  33. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? Кн.для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 174 с.
  34. Е.П. О национально-государственном образовании в России //Педагогика, — 1998, — № 3, — С.30−36.
  35. H.A. Самопознание. М.: Изд-во «ДЭМ». 1990. — 335 с.
  36. H.A. Судьба России. М.: Изд-во «ДЭМ», 1990. -231 с.
  37. H.A. Философия неравенства. /Сост. JI.B. Поляков, — М.: ИМА-пресс, 1990.-285 с.
  38. В.П. Персонифицированное образование// Педагогика,-1998.- № 2, — С. 12−17.
  39. .Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988. — 293с.
  40. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль. 1988.-301 с.
  41. B.C. Из «заметок впрок» //Вопр. филос. -1991 № 6. — С. 15−31.
  42. B.C. От наукоучения к логике культуры,— М.: Политиздат, 1991.-413 с.
  43. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. МГУ, 1982.-199 с.
  44. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 384 с.
  45. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995, — 168 с.
  46. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Сб. науч. трудов, — М., 1991. С. 3−26.
  47. Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 1996.260 с.
  48. М. Духовность и личностно- центрированный подход // Вопр. психол, — 1992. № 3−4. — С.25−41.
  49. Д.Г. О некоторых аспектах современных этнических процессов у якутов Центральной Якутии. М.: Наука. 1985. — С.34−41.
  50. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопр. психол.-1993. -№ 1, — С.8−12.
  51. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.-400 с.
  52. Л.П. Культура, культурология, образование. (Материалы круглого стола) // Вопр. филос, — 1997. -№ 2, — С.3−57.
  53. В.К. Формирование у учащихся положительного отношения к учению //Среднее специальное образование.-1991, — № 10. С.29−31
  54. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса//Педагогика.- 1998, — № 4.-С. 13−18.
  55. Н.В. О влиянии промышленного развития региона на профессиональную ориентацию учащихся эвенов и эвенков //Сб.науч. статей. Якутск, 1997, — С. 67−71.
  56. К.Н. Проблема космического воспитания // Пед. Альманах. -М., 1993, — № 2 С.9−13.
  57. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Среднее профессиональное образование.- 1998, — № 1. -С. 24−34.
  58. Л.И. Трудовая нравственность якутов. М.: Наука, 1985. — С.82−99,
  59. У.А. Мы якуты. — Якутск: Якутское книжное изд. 1992. -104 с.
  60. Г. Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания / Из истоков народной педагогии якутов./ Материалы н,-практ.конф. Якутск, 1992. -С. 17−19.
  61. Ю.Е. Социальные проблемы молодежи. (Метод.советы). -М.: Знание, 1971. 16 с.
  62. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.78с.
  63. Л.С. Педагогическая психология.Под ред. В. В. Давыдовой. ~М.: Педагогика, 1991, 479 с.
  64. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  65. Л.Ф. Ценностно-ориентированное обучение на ФПК. //Сб.науч. статей. Хабаровск, 1997.- С. 50−53.
  66. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — 160с.
  67. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее. // Сов.педагогика. 1990. — № 7. — С.38−44.
  68. В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога// Педагогика. 1998.- № 3, — С. 18−24.
  69. Г. Философские истории. Соч., -М.: Мысль, 1974.-т.З, — 368с.
  70. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М.:Высш.школа, 1992, — 143 с.
  71. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. //Вопр.филос, — 1994. -№ 1. С. 87−101.
  72. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол.- 1994.- № 3, — С. 43−52.
  73. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика, — 1998, — № 5, — С. 42−45.
  74. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев: Наукова думка, 1988. 94с.
  75. Р. Основы психологического эксперимента. М.:Изд-во МГУ, 1982.-463 с.
  76. Г. Национальный космо-психо-логос // Вопр.филос. 1994. -№ 12, — С.59−78.
  77. Н.Г. Саморазвитие личности учащихся ССУЗ, как педагогическая проблема. /Автореф.канд.дисс., Хабаровск, 1995.- 14 с.
  78. Т.П. Синергетика и восток. // Вопр.филос. 1997.- № 3, — С. 90−103.
  79. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат. 1991. -320 с.
  80. В.А. Формирование социальной компетентности у будущего конкурентоспособного рабочего//Среднее профессиональное образование.-1998,-№ 1,-С. 38−44.
  81. В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности//Вопр.филос. 1997, — № 9, — С. 96−118.
  82. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-ДИК, 1994, — 544 с.
  83. И.С. Некоторые черты современного этнического развития чукчей и коряков. М.: Наука, 1985. — С. 34- 144.
  84. П.С. Философская антропология: опыт систематики. //Вопр.филос. 1995. — .№ 8.
  85. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения //Среднее профессиональное образование, 1998.- № 5, — С. 21−27.
  86. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного систематического подхода. / Монография./ М.: Школа, 1994,-С. 68−172.
  87. B.B., Кудрявцев В. Г. Развивающее образование, теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр.психол. 1997. — № 7. — С.3−19.
  88. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  89. Ф.Г. Влияние организации учебной деятельности на взаимоотношения учителей и учащихся. Автореф.канд.дисс. -М., 1982. 20 с.
  90. Г. Г. Социально- политическая психология. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  91. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика.- 1998, — № 2,-С.32−37.
  92. Т.В. К проблеме психолого-педагогического образования школьников./ Материалы научно-практической конференции, Хабаровск, 1997,-С. 16−18.
  93. JI.C. Исследовательская работа в ССУЗах // Среднее профессиональное образование, — 1998,-№ 6.- С.7−11.
  94. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений /Пер.с англ. М.: Мир, 1976, — 165с.
  95. A.B. Генезис самооценки. Автореф. докт.дис. -М., 1989.34с.
  96. В.П. Проблемы психологии развития //Вопр.психол. 1992. -№ 3−4.-С. 51.
  97. В.П. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания//Народное образование. 1993. № 1. — С.17−19.
  98. В.М. О некоторых проблемах среднего профессионального образования или двадцать пять лет спустя // Среднее профессиональное образование. 1995. — № 4−5, — С. 14−17
  99. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе //Среднее профессиональное образование. 1998.- № 1, — С. 2024.
  100. М.Р. Проблемы воспитательной работы в деятельности классного руководителя. //Народное образование. -1996. -№ 1. -С. 28−35.
  101. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462с.
  102. Как построить свое «Я». / Под ред. П. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991, — 131 с.
  103. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1998. -С.20.
  104. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  105. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика. Грозный: Чеч-Инг.кн.изд-во, 1984.-71 с.
  106. И. Сорб.соч.: В 8-ми т. М.: ЧОРО, 1990. -413с.
  107. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1982.-169 с.
  108. П.Ф. Педагогический процесс. Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  109. В.А. Воспитай гражданина. М.: Педагогика, 1987. -С.5−13.
  110. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  111. П.Ф. О бессмертии души. // Русские философы. Конец XIX середина XX века. Антология- М., 1993. — С. 40−69.
  112. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки//Педагогика, — 1998.-№ 2 С.17−22.
  113. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 1996.-С.40−282
  114. Н.В. Особенности познавательной деятельности человека в юношеском возрасте и их учет в учебном процессе. // Среднее профессиональное образование.- 1995. -№ 6.-С. 7−17.
  115. Е.П., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике// Вопр.филос.- 1997, — № 3. С. 62−80.
  116. A.M. Об отношении к учению. //Специалист. -1992. № 1,-С.13−16.
  117. JI.A. Жизнь как бессмертие // Вопр.филос. -1994. № 12. — С.3949.
  118. JI.A. Цель и смысл жизни человека. -М'.Знание, 1984, — с. 36−37
  119. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. -М., 1991. С. 62−63.
  120. И.А. Воспитание человеческих качеств// Педагогика. -1998, — № 8, — с. 52−62.
  121. С.К. Категории традиционной культуры якутов: пространство, время, движение // Духовная культура в жизни этноса. Сб.н.тр., -Якутск, 1991. -С.7−19.
  122. Я.Л. Человек: профессия. М.: Просвещение, 1986. -223 с.
  123. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, — 335с.
  124. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  125. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 е.
  126. И.М., Сухарев A.B. Методологические обоснования зарубежных теорий профессионального развития. // Вопр. психол. 1989. — № 5.1. С. 158−164.
  127. И.И. Реализация концепции непрерывного образования в современных социально-экономических условиях// Среднее профессиональное образование. -1995. № 6. -С.34−36.
  128. O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)// Вопр. психол,-1995, — № 1. С.5−13.
  129. Коржу ев A.B. Сущностный подход в педагогическом исследовании// Педагогика, — 1998, — № 2, — С. 22−28.
  130. А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и пере-раб. Минск, Высшая школа, 1991. 286 с.
  131. Т.П. Из опыта использования активных форм и методов нравственного воспитания студентов// Среднее профессиональное образование. 1998.-№ 4,-с. 39−41.
  132. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека// Вопр.филос. -1997.- № 2- с. 57−70.
  133. P.A. Некоторые аспекты отношения к труду сельской молодежи//Сб.научн. ст., Якутск, 1987, С. 23−37.
  134. JI.H. Воспитать себя.-М.:Просвещение, 1991.-143 с.
  135. JI.H. Инновационная деятельность в образовании фактор личностного саморазвития педагога //Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвуз-кий сб.науч.ст. — Хабаровск, 1996.-С.12−16.
  136. JI.H. Об актуальных вопросах воспитания. // Сб. «Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях». Хабаровск, 1994.-c.7-ll.
  137. JI.H. Проблемы саморазвития личности как основа методологии воспитания и образования // Сб.науч.тр. -Комсомольск-на-Амуре, 1994. -С. 8−12.
  138. JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ОПП Хабаровского ККГС, 1997. — 315с.
  139. JI.H. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников./Диссерт.докт.пед.наук. -М., 1990.-318 с.
  140. A.A. Психологические особенности производственной адаптации выпускников ПТУ и средних школ. // Вопр. психол. 1980. — № 4. -С. 117−123.
  141. В.А. Проблемы колледжей и пути их решения // Среднее профессиональное образование. 1995. — № 4−5. -С.17−21.
  142. Лабиринты жизни// Учебно-методическое пособие к курсу «Основы психолого-педагогических знаний»./ Отв.ред. Л. Т. Вязникова. Хабаровск, 1996.-30 с.
  143. K.M. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1996, — 187с.
  144. Л. Искусство быть собой. М: Знание., 1991. — 225 с.
  145. Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ. //Вопр.филос. 1997. -№ 1. — С. 56−69.
  146. В.А., Буева Л. П., Межуев В. М., Рабинович В. Л., Гарджа В. И. Культура, культурология, образование (материалы круглого стола)// Вопр.филос. 1997, — № 2. — С. 3−57.
  147. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1977. — 179с.
  148. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу. //Вопр. психол, — 1987. -№ 3. С. 150−158.
  149. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопр.филос. 1996. — № 4. — С. 15−27.
  150. Н. Что такое личность// Вопр.филос. 1998, — № 2, — с.54−65.
  151. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 295 с.
  152. К. Сложность и самоорганизация. //Вопр.филос. 1997. -№ 3. — С. 48−62.
  153. Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Якутское книжное изд. 1983. — 50с.
  154. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -С.14−307.
  155. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. М.: Политиздат, — т.4. -615с.
  156. А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. -190 с.
  157. А. Психология бытия. М., 1997. — 207 е.
  158. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Изд. Школа-пресс, 1994. -С. 13−94.
  159. С.П., Вязникова Л. Ф. Рефлексивное управление: размышления о сущности// Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвузовский сб.науч.ст. Хабаровск, 1996. — С.37−41.
  160. В.М. О национальной идее// Вопр.филос. 1997, — № 12.- С. З15.
  161. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека. // Вопр.психол. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  162. В.И. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера. //Вопр. психол. 1975, — № 5, — С. 110−122.
  163. Н.К. Сочинения. В 80-ми т. СпБ., 1997, — т. З, — 424 с.
  164. H.H. Человек во Вселенной и на Земле// Вопр.филос. -1990. № 6. -С. 32−46.
  165. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.:3нание, 1977. — С. 52−61.
  166. A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.:0-во знание, 1990, — 39 с.
  167. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат./ Под.ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 102 с.
  168. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 365 с.
  169. О.Ф. Самоопределяемость, свобода ядро человеческой индивидуальности. // Проблемы русской духовности и современность. — Хабаровск, 1993. — 160 с.
  170. Е.Д. Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам./ Автореф.канд.дис. Якутск, 1999. 20 с.
  171. Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная. //Вопр.филос. -1991. -№ 8. С.3−12.
  172. Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека// Вопр.филос., 1997, — № 9, — с. 96−118.
  173. Ф. Сочинения. М: Политиздат., 1990, — т.2. -С. 23−25.
  174. A.M. Гуманизация профессионально-технического образования. // Сов.педагогика. -1989 -. № 5. С. 23−27.
  175. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования. //Педагогика, — 1998.-№ 3, — С. 11−18.
  176. Д.А. Современность и задачи воспитания школьников. /Материалы научно-практ.конф. -Якутск. 1992.-С. 12−15.
  177. А.Д. Новые подходы к воспитанию // Народное образование. -1996. -№ 1. -С.23−25.
  178. А.П. Воспитание детей. Якутск, Мин-во обр., 1996. — 175 с.
  179. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я в человеке. //Вопр.психол, — 1995, — № 2. С.5−19.
  180. .А. Задача ассоциации Среднее профессиональное образованиесобствовать повышению качества подготовки специалистов// Среднее профессиональное образование. 1995. — № 2−3, — С. 42−43.
  181. А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ: методические рекомендации для практикующих психологов. Иваново: Изд. ИППК, 1991.-С. 11−19.
  182. А.К. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопр. психол. 1996. -№ 1. -С.5−20.
  183. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся// Вопр. психол, — 1992, — № 1−2.-С.52−60.
  184. Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду. //Сб.науч.тр.под ред. Р. Г. Гуровой. -М.: АПН, 1991. 117с.
  185. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.-1 Юс.
  186. A.B. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С.427−431.
  187. A.B. Популярные беседы о психологии. -М.: Педагогика, 1983.- 225с.
  188. A.M. Магистральные пути обновления школы. Хабаровск, 1993.
  189. С.П. Модульно-рейтинговая система обучения // Информационный методический бюллетень ДВНМЦ СПО.-Хабаровск, 1998. С.45−49.
  190. P.C. Развитие ученического самоуправления // Сов. педагогика. -1988. -№ 12. С. 69−74.
  191. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. — № 1. — С. 61−69.
  192. И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр». М.: Academia, 1998. -182с.
  193. И.Р. Философия нестабильности // Вопр.филос. 1991. -№ 6. — С.46−52.
  194. Прогнозирование развития научных исследований в области профессионально-технического образования. Метод.пособие. СпБ. НИИ профтехобразования. 1990. 55с.
  195. JI.C. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопр.психол. 1996. — № 1. — С. 62−72.
  196. Психолого-педагогическая диагностика личности учителя /Сб.методик для организаторов образования, Хабаровск, 1993. 53с.
  197. А.И. Философия компьютерной революции. М.:Политиздат, 1991. -286 с.
  198. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопр.психол. 1988. — № 1. — С. 83−88.
  199. A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопр.психол. 1997. — № 1. — С.45−54.
  200. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509 с.
  201. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -С.77−171.
  202. Н.М., Семушина Л. Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, — 1998,-№ 4,-С. 5−11.
  203. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1989. — С. 282.
  204. Российская педагогическая энциклопедия под ред. В. В. Давыдова. Т.1 -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 607 с.
  205. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-т.2.-289 с.
  206. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопр. филос, — 1989, — № 4, — С. 8896.
  207. Л.И. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982.-С. 6−87.
  208. Т.Л. Социотехносфера и проблемы гуманизма // Среднеепрофессиональное образование.- 1998, — № 6, — с. 28−36.
  209. В.Н. Нравственная жизнь человека: искание, позиции, поступки. М.-.Мысль, 1992. — 295 с.
  210. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика, — 1993, — № 2, — С. 28−32.
  211. О.В. Психолого-педагогические проблемы профессионального саморазвития личности будущего учителя / Сб.науч.ст., Хабаровск, 1997, — С.59−61.
  212. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 124 с.
  213. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопр.психол. 1983.- № 2. — С. 35−42.
  214. П.В. Междисциплинарная концепция человека.- М.:3нание, 1989.-63 с.
  215. Словарь-справочник «Человек и общество» (философия) / Авт. сост. И. Д. Коротец и др., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 498 с.
  216. О.М. Вопросы адаптации студентов начальных курсов к процессу обучения в ССУЗах // Среднее профессиональное образование. -1996. № 6. — С.14−16.
  217. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. — № 2, — С. 28−32.
  218. З.П. Проблема этнокультурного развития народов Севера // Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. Отв.ред. С. И. Брук.- 1990. № 20. — С.131−143.
  219. B.C. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1963с. -274с.
  220. Сорокин П. А, Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  221. В.Е. Новое содержание образования Выращивание «Я -позитивной концепции» / Материалы пед.конференции. — Якутск, 1988. — С. 40−45.
  222. С.С. Психологический словарь. М.: Издательский центр1. Академия", 1996.-68 с.
  223. М.Т. Человек в традиционном обществе Востока //Вопр.филос. 1990, — № 3. — С. 141−151.
  224. JT.A. Генезис содержания общего образования (гуманистический аспект). Хабаровск, 1994. — С. 10−18.
  225. JI.A. Историзм как принцип современного научного познания: гуманистическая традиция в педагогике // Управление в образовании: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных статей. -Хабаровск, 1996. С.3−6.
  226. Л.А. Философия воспитания и образования в системе духовных ценностей современной цивилизации // Сб.науч.ст. Хабаровск, 1996,-С. 168−174, 181−182.
  227. Сухарев А. В, Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара //Вопр. психол. 1997. -№ 3. -С.92−101.
  228. В.А. О воспитании. -М.Политиздат, 1985, с. 76−142.
  229. В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. -С. 19−33
  230. Д.Н. Психологические исследованиям.:Наука, 1996.-451 с.
  231. К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1996.-т. 4.-525 с.
  232. Е.Л. Автореф.докт.дис. Хабаровск, 1997. 30 с.
  233. Г. И., Черепкова C.B. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика.- 1993, — № 1, — с. 33−38
  234. Философия. Учебное пособие для Вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-495 с.
  235. П.А. Избранные труды по искуству. М.: Изо-брю. искусств о. 1996 .- 490 с.
  236. С.Л. Смысл жизни //Вопр.филос.-1990, — № 6. С. 68−132.
  237. С. Избранные педагогические сочинения. -М.:Прогресс, 1990.-304 с.
  238. Э. Анатомия человеческой деструктивности. (Пер.с англ)-М., Назрань: ACT, 1998.- 670 с.
  239. Э. Бегство от свободы (пер. с англ.) М.: Прогресс, 1990. -302 с.
  240. А. Политехническая подготовка в структуре специального образования // Среднее профессиональное образование, — 1998, — № 4, — С. 42−45.
  241. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. -М.:Высш.шк., 1993.190 с.
  242. Ф. Дорога к рабству (Пер.с англ.). М.:Экономика, 1992. — 176с.
  243. В. Философия и экология. М.:Наука, 1994, — 202 с.
  244. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопр.психол. 1997. — № 3. — С 14.
  245. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Фирма «Интерпракс», 1995. — 286 с.
  246. Человек: мыслители прошлого и настоящего и его жизни, смерти и бессмертии, XIX век. / Сост. П. С. Гуревич. М., Республика, 1995. 528 с.
  247. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. //Вопр.психол. 1995. -№ 3. — С. 116−132.
  248. JT.E., Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика, — 1998.-№ 1.-С. 9−17.
  249. Т. Социальная работа как культурный феномен современности//В опр. фило с. 1997,-№ 11,-С. 55−73.
  250. К.А. Проблемы нравственного воспитания -М.:3нание, 1988 63 с.
  251. Г. И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопр. филос,-1991. № 7. — С. 36−45.
  252. Ф.В. Сочинения: В 2-х т. М.:Мысль. т.1- 439 с.
  253. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.-447 с.
  254. B.C. Философские подходы к педагогической теории. //Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С.60−64.
  255. Г. П. и др. Педагогика и логика/ Сб. ~М.:Касталь: ТОО «Междунар.журн. „Магистеризм“», 1993. -412 с.
  256. Г. П. Педагогика свободы //Кентавр. Очерки по философии образования. М., 1993. — № 1. -18 с.
  257. А.Ф. Совершенствование системы методической работы в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 1995. — № 2−3. — С. 8−12.
  258. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обуче-нии-М.: Просвещение, 1984. 173 с.
  259. Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского) М.: Тривола, 1994. -166 с.
  260. Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко/. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  261. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 476с.
  262. Энциклопедия практического самопознания / Сост. предисл. и ко-мент. А. И. Красило. М.: Междунар. пед.акад., 1994. — 346 с.
  263. М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопр. филос, — 1997, — № 5, — С. 72−80.
  264. Юнг К. Исследование феноменологии самости: (перевод). -М.:РЕФЛ-бук, Киев: Ваклер, 1997. 330 с.
  265. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СпБ.:Вост.-Европ.ин-т психоанализа, 1994. — 414 с.
  266. И.С. Разработка технологии личностно-ориенти-рованного обучения//Вопр. психол.- 1995, — № 2, — с.28−38.
  267. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопр. психол. 1994. — № 2. — С.64.76.
  268. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы и перспективы //Вопр.филос. 1997. — № 1, — С. 3−18.
  269. Яковлева E. J1. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопр. психол. 1996. — № 3. — С. 28−34.
  270. Allport G. Pattern and growth in personality. N.Y., 1961. — P. 553,556.
  271. Bandura A. Behavior theory the models of man // Op.cit. P. 361−382.
  272. Buber M. and Rogers C. Transcription of dialogue held. Ann Arbor, Mich., Unpublished manuscript.
  273. Buber M. The way of man according to the teaching of Hasidism// Religion from Tolstoy to Camus. Ed. by W. Kaufman. -N.Y., 1961. P. 425−441.
  274. Dunham J. Stress in teaching. L. Syd.: Croom Helm, 1966.
  275. Fiedler F.E. A comparicon of therapeutic relationships in psychoanalytic non-directive and Adlerian Therapy. J. Consult. Psychol. 1950. — P. 14, 45−436.
  276. Franlce V. Man’s search for meaning- an introduction to logotherapy. -Boston, 1963. P. 186−187.
  277. Gold G.H. Affective behaviorism: a synthesis of humanism and behaviorism with children// Humanism and Behaviorism: Dialogue and Growth. -P. 253−264.
  278. Guerney B.G., Jr. Contributions of Client- Centered Therapy to Filial, Marital, and Family Relationship Enhancement Therapies// The client- centered Therapy and the
  279. Harlois H.F. The nature of love. Amer. Psychol. 1958. — V. 13. — P. 673 685.
  280. Harre L., Lamb R. The encyclopedic dictionary of psychology. Oxford, 1983. -P.455.
  281. Jacob P.E. Changing Values in College. New Haven: Hazen Foundation, 1956.
  282. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. New York, Norton, 1995,-V.l
  283. Lewin K., Dembo T., Festinger L., Sears P. Level of aspiration// Personality & the Behavior disorders. N.Y., 1944. — P. 333−379.
  284. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper and Bros., 1954. -207p.
  285. Ricks D., Wandersman A., Poppen P.J. Humanism and Behaviorism: Towalds New Synthesis// Humanism and Behaviorism: Dialogue and Growth, P. 383−402.
  286. Rogers C.R. Encounter groups. Harmodworth, 1975, — P.304−305.
  287. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80's. N.Y., 1984.
  288. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of psychotherapeutic personality change. J. consult. Psychol. 1957. — P. 21, 95−103.
  289. Rogers C.R. Theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client- centered framework// Psychology: a Study of Science. Koch S. (ed.), N.Y., 1959.-V.3.- P. 200.
  290. Shlien J.M., Levant R.F. Introduction// Client- centered therapy and the person centered approach. N.Y., 1984, — P. 3.
  291. Skinner B.F. Freedom and the control of men.- Amer. Scholar, Winter 1955/56. P. 25,47−65.
  292. Stern W. Person and Sache: System des Kritischen Personalismus. Bd. 2. Die Menchliche Personlichkeit.- Leipzig, 1.923, S. 4−5.
  293. Wolman B.B. Dictionary of behavioral sciences.- N. Y., 1989. -P. 249.
Заполнить форму текущей работой