Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ результатов исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокому уровню развития учебной мотивации соответствуют высокие показатели (уровни) по диагностической беседе и выбором испытуемыми учебно — познавательного мотива по тесту М. Г. Гинзбурга; Средний уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 1% — это дети, которые еще не совсем приняли для себя статус школьника, не определились в своем отношении к учебной деятельности; Как следует… Читать ещё >

Анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном параграфе предоставлен анализ результатов исследования констатирующего и контрольного этапов.

Анализ диагностических результатов исследования.

  • (на этапе констатации — 19.09.07)
  • 1. Результаты диагностической беседы А. Л. Венгер «Мотивационная готовность» обрабатывались следующим образом: за каждый правильный ответ давался 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считалась сформированной, если ребенок набирал более 5 баллов.

Если ребенок набирал 7−8 баллов — высокий уровень мотивационной готовности;

6 баллов — средний уровень;

не более 5 баллов — низкий уровень.

Правильные ответы на данную беседу звучат следующим образом: 1-ю школу, где уроки, 1-ю школу, 1-ю школу, с заданиями, учительницу, нет, нет. Протоколы диагностической беседы «Мотивационная готовность» отображены в приложении № 3.

На основе результатов исследования по методике «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер) были разработаны следующие критерии оценки.

¦ Выполнение всех 8 заданий, то есть 100% результат оценивается как высокий уровень. К такому уровню относим 100% - 85%, то есть 7 — 8 правильно выполненных детьми заданий.

Выполнение 6-ти заданий, то есть 75% результат оценивается как средний уровень сформированности «внутренней позиции школьника». К среднему уровню мы относим 84% - 65%.

И, наконец, 64% и меньше — это низкий уровень сформированности «внутренней позиции школьника». Это выполнение не более 5 заданий.

Анализ результатов исследования (приложение № 3) позволил выявить, что:

высокий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 65% - это дети, у которых сформировано отношение к себе, как к школьнику;

средний уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 1% - это дети, которые еще не совсем приняли для себя статус школьника, не определились в своем отношении к учебной деятельности;

низкий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 29% - это дети, которые вообще не приняли для себя статус школьника и не отождествляют себя с этим понятием.

2. Диагностика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга)

Обработка результатов. При сформированной внутренней мотивации испытуемый должен был выбрать карточки с учебно-познавательным мотивом; широким социальным мотивом, основанном на выборе профессии в будущем.

При несформированности учебной мотивации характерными являются:

внешний мотив; игровой мотив; позиционный.

Мотив получения высокой отметки является частью учебной деятельности, но он свидетельствует о несформированности учебной мотивации, так как у испытуемого нет познавательной потребности и мы относим этот мотив к внешним. К учебной мотивации относим выбор детей, связанный с учебно — познавательным мотивом.

Протоколы теста «Определение мотивов учения» отображены в приложении № 4.

Анализ результатов по данной методике представлен в таблице № 1.

Таблица 1 Числовые показатели выбора мотивов.

Название мотива

Количество выборов

% соотношение

Не желание идти в школу (учебно-познавательный мотив отсутствует).

Учебно-познавательный мотив (учебный).

Игровой мотив.

Социальный мотив.

Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем.

Мотив получения высокой отметки.

Таблица № 1 демонстрирует, что у 47% класса характерным является учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), для 24% детей характерным является мотив получения высокой отметки (отметка) и для 29% - это игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу.

На основе сопоставления всех двух методик мы разработали следующие критерии оценки:

  • — высокому уровню развития учебной мотивации соответствуют высокие показатели (уровни) по диагностической беседе и выбором испытуемыми учебно — познавательного мотива по тесту М. Г. Гинзбурга;
  • — среднему уровню развития учебной мотивации соответствуют показатели по диагностикам: средний — по диагностической беседе и выбор учебного мотива или средний — по диагностической беседе и отсутствие выбора учебного мотива; низкий по диагностической беседе и выбор учебного мотива;
  • — низкому уровню развития учебной мотивации соответствуют показатели по диагностикам: низкий показатель по диагностической беседе и отсутствие выбора учебного мотива.

Результаты двух диагностик представлены в сводной таблице № 2.

Таблица 2 Сводная таблица результатов диагностики (этап констатации).

Испытуемые

1 диагностика.

II диагностика.

Уровни.

Показатель отношения детей к учению и учебным предметам.

Низ.

Сред.

Вые.

Подтверждающие учебную мотивацию.

Не подтверждающие учебную мотивацию.

Сергей Б.

Даниил Б.

Дмитрий Б.

Екатерина Б.

Андрей Б.

Алексей К.

Алексей К.

Алексей М.

Роза М.

Кристина О.

Елизавета О.

Елена С.

Артур Х.

Убайдулло Х.

АлександрШ.

Георгий Я.

Мария Я.

На основе анализа результатов по данной таблице можно сделать вывод, что из 100% испытуемых у 64% присутствует высокий уровень учебной мотивации, то есть ребёнок хочет учиться, узнать что-то новое для себя. У 12% испытуемых наблюдается средний уровень мотивации к учёбе, так как у них развит мотив получения высокой отметки, то есть это внешний мотив, 24% имеют низкий уровень развития мотивации.

Анализ диагностических результатов исследования на этапе контроля (25.04.08−09.05.08).

При повторном исследовании мы использовали те же методики для выявления изменений полученных в результате развивающего эксперимента.

1.Диагностическая беседа «Мотивационная готовность «(А.Л. Венгер)

Протоколы диагностической беседы «Мотивационная готовность» отображены в приложении № 5.

На основе полученных данных диагностической беседы, анализа протоколов (приложение № 5) можно сделать вывод:

высокий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 65% - это дети, у которых сформировано отношение к себе, как к школьнику;

низкий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 35% детей, которые вообще не приняли для себя статус школьника и не отождествляют себя с этим понятием.

2. Результаты теста «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга)

Протоколы опроса «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга) отображены в приложении № 6. Анализ результатов по данной методике представлен в таблице № 3.

Таблица 3 Числовые показатели выбора мотивов.

Название мотива

Количество выборов

% соотношение

Не желание идти в школу (учебно-познавательный мотив отсутствует).

Учебно-познавательный мотив (учебный).

Игровой мотив.

Социальный мотив.

Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем.

Мотив получения высокой отметки.

Анализ результатов показал, что для большей части (70%) класса характерным является учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), для 30% детей характерным является мотив получения высокой отметки (отметка).

Результат двух диагностик (этап контроля) представлен в сводной таблице № 4.

Таблица 4 Сводная таблица результатов диагностики (этап контроля).

С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации мы предлагаем следующие рекомендации.

Читайте больше психолого-педагогической литературы, котораяпоможет подготовить ребенка к школе.

Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).

Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.

Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.

Как следует из представленных результатов исследований, показатели уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста значительно повысились (см. Таблицу № 5).

Таблица 5 Показатели уровня развития учебной мотивации на этапе констатации и контроля.

Испытуемыв.

1 диагностика.

II диагностика.

Уровни.

Показатель отношения детей к учению и учебным предметам.

Низ.

Сред.

Вые.

Подтверждающие учебную мотивацию.

Не подтверждающие учебную мотивацию.

Сергей Б.

Даниил Б.

Дмитрий Б.

Екатерина Б.

Андрей Б.

Алексей К.

Алексей К.

Алексей М.

Роза М.

Уровни развития учебной мотивации

I — период исследования

II — период исследования

Разница

Высокий.

64%.

70%.

+6%.

Средний.

12%.

30%.

+18%.

Низкий.

24%.

полностью отсутствует.

Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников улучшились на 18%, высокий уровень повысился на 6%. У всех детей, как мы видим по таблице, низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.

Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности. В связи с этим нами разработаны рекомендации для учителей начальных классов и родителей двух типов:

  • — список рекомендуемой литературы (монографии, статьи журналов, сборники);
  • — психолого-педагогические рекомендация для учителя и родителей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой