Анализ результатов исследования
Высокому уровню развития учебной мотивации соответствуют высокие показатели (уровни) по диагностической беседе и выбором испытуемыми учебно — познавательного мотива по тесту М. Г. Гинзбурга; Средний уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 1% — это дети, которые еще не совсем приняли для себя статус школьника, не определились в своем отношении к учебной деятельности; Как следует… Читать ещё >
Анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном параграфе предоставлен анализ результатов исследования констатирующего и контрольного этапов.
Анализ диагностических результатов исследования.
- (на этапе констатации — 19.09.07)
- 1. Результаты диагностической беседы А. Л. Венгер «Мотивационная готовность» обрабатывались следующим образом: за каждый правильный ответ давался 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считалась сформированной, если ребенок набирал более 5 баллов.
Если ребенок набирал 7−8 баллов — высокий уровень мотивационной готовности;
6 баллов — средний уровень;
не более 5 баллов — низкий уровень.
Правильные ответы на данную беседу звучат следующим образом: 1-ю школу, где уроки, 1-ю школу, 1-ю школу, с заданиями, учительницу, нет, нет. Протоколы диагностической беседы «Мотивационная готовность» отображены в приложении № 3.
На основе результатов исследования по методике «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер) были разработаны следующие критерии оценки.
¦ Выполнение всех 8 заданий, то есть 100% результат оценивается как высокий уровень. К такому уровню относим 100% - 85%, то есть 7 — 8 правильно выполненных детьми заданий.
Выполнение 6-ти заданий, то есть 75% результат оценивается как средний уровень сформированности «внутренней позиции школьника». К среднему уровню мы относим 84% - 65%.
И, наконец, 64% и меньше — это низкий уровень сформированности «внутренней позиции школьника». Это выполнение не более 5 заданий.
Анализ результатов исследования (приложение № 3) позволил выявить, что:
высокий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 65% - это дети, у которых сформировано отношение к себе, как к школьнику;
средний уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 1% - это дети, которые еще не совсем приняли для себя статус школьника, не определились в своем отношении к учебной деятельности;
низкий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 29% - это дети, которые вообще не приняли для себя статус школьника и не отождествляют себя с этим понятием.
2. Диагностика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга)
Обработка результатов. При сформированной внутренней мотивации испытуемый должен был выбрать карточки с учебно-познавательным мотивом; широким социальным мотивом, основанном на выборе профессии в будущем.
При несформированности учебной мотивации характерными являются:
внешний мотив; игровой мотив; позиционный.
Мотив получения высокой отметки является частью учебной деятельности, но он свидетельствует о несформированности учебной мотивации, так как у испытуемого нет познавательной потребности и мы относим этот мотив к внешним. К учебной мотивации относим выбор детей, связанный с учебно — познавательным мотивом.
Протоколы теста «Определение мотивов учения» отображены в приложении № 4.
Анализ результатов по данной методике представлен в таблице № 1.
Таблица 1 Числовые показатели выбора мотивов.
Название мотива | Количество выборов | % соотношение |
Не желание идти в школу (учебно-познавательный мотив отсутствует). | ||
Учебно-познавательный мотив (учебный). | ||
Игровой мотив. | ||
Социальный мотив. | ||
Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем. | ||
Мотив получения высокой отметки. |
Таблица № 1 демонстрирует, что у 47% класса характерным является учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), для 24% детей характерным является мотив получения высокой отметки (отметка) и для 29% - это игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу.
На основе сопоставления всех двух методик мы разработали следующие критерии оценки:
- — высокому уровню развития учебной мотивации соответствуют высокие показатели (уровни) по диагностической беседе и выбором испытуемыми учебно — познавательного мотива по тесту М. Г. Гинзбурга;
- — среднему уровню развития учебной мотивации соответствуют показатели по диагностикам: средний — по диагностической беседе и выбор учебного мотива или средний — по диагностической беседе и отсутствие выбора учебного мотива; низкий по диагностической беседе и выбор учебного мотива;
- — низкому уровню развития учебной мотивации соответствуют показатели по диагностикам: низкий показатель по диагностической беседе и отсутствие выбора учебного мотива.
Результаты двух диагностик представлены в сводной таблице № 2.
Таблица 2 Сводная таблица результатов диагностики (этап констатации).
Испытуемые | 1 диагностика. | II диагностика. | ||
Уровни. | Показатель отношения детей к учению и учебным предметам. | |||
Низ. | Сред. | Вые. | Подтверждающие учебную мотивацию. | Не подтверждающие учебную мотивацию. |
Сергей Б. | ||||
Даниил Б. | ||||
Дмитрий Б. | ||||
Екатерина Б. | ||||
Андрей Б. | ||||
Алексей К. | ||||
Алексей К. | ||||
Алексей М. | ||||
Роза М. | ||||
Кристина О. | ||||
Елизавета О. | ||||
Елена С. | ||||
Артур Х. | ||||
Убайдулло Х. | ||||
АлександрШ. | ||||
Георгий Я. | ||||
Мария Я. |
На основе анализа результатов по данной таблице можно сделать вывод, что из 100% испытуемых у 64% присутствует высокий уровень учебной мотивации, то есть ребёнок хочет учиться, узнать что-то новое для себя. У 12% испытуемых наблюдается средний уровень мотивации к учёбе, так как у них развит мотив получения высокой отметки, то есть это внешний мотив, 24% имеют низкий уровень развития мотивации.
Анализ диагностических результатов исследования на этапе контроля (25.04.08−09.05.08).
При повторном исследовании мы использовали те же методики для выявления изменений полученных в результате развивающего эксперимента.
1.Диагностическая беседа «Мотивационная готовность «(А.Л. Венгер)
Протоколы диагностической беседы «Мотивационная готовность» отображены в приложении № 5.
На основе полученных данных диагностической беседы, анализа протоколов (приложение № 5) можно сделать вывод:
высокий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 65% - это дети, у которых сформировано отношение к себе, как к школьнику;
низкий уровень мотивационной готовности к школе наблюдается у 35% детей, которые вообще не приняли для себя статус школьника и не отождествляют себя с этим понятием.
2. Результаты теста «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга)
Протоколы опроса «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбурга) отображены в приложении № 6. Анализ результатов по данной методике представлен в таблице № 3.
Таблица 3 Числовые показатели выбора мотивов.
Название мотива | Количество выборов | % соотношение |
Не желание идти в школу (учебно-познавательный мотив отсутствует). | ||
Учебно-познавательный мотив (учебный). | ||
Игровой мотив. | ||
Социальный мотив. | ||
Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем. | ||
Мотив получения высокой отметки. |
Анализ результатов показал, что для большей части (70%) класса характерным является учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), для 30% детей характерным является мотив получения высокой отметки (отметка).
Результат двух диагностик (этап контроля) представлен в сводной таблице № 4.
Таблица 4 Сводная таблица результатов диагностики (этап контроля).
С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации мы предлагаем следующие рекомендации.
Читайте больше психолого-педагогической литературы, котораяпоможет подготовить ребенка к школе.
Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).
Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.
Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.
Как следует из представленных результатов исследований, показатели уровня развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста значительно повысились (см. Таблицу № 5).
Таблица 5 Показатели уровня развития учебной мотивации на этапе констатации и контроля.
Испытуемыв. | 1 диагностика. | II диагностика. | ||
Уровни. | Показатель отношения детей к учению и учебным предметам. | |||
Низ. | Сред. | Вые. | Подтверждающие учебную мотивацию. | Не подтверждающие учебную мотивацию. |
Сергей Б. | ||||
Даниил Б. | ||||
Дмитрий Б. | ||||
Екатерина Б. | ||||
Андрей Б. | ||||
Алексей К. | ||||
Алексей К. | ||||
Алексей М. | ||||
Роза М. |
Уровни развития учебной мотивации | I — период исследования | II — период исследования | Разница |
Высокий. | 64%. | 70%. | +6%. |
Средний. | 12%. | 30%. | +18%. |
Низкий. | 24%. | полностью отсутствует. |
Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников улучшились на 18%, высокий уровень повысился на 6%. У всех детей, как мы видим по таблице, низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.
Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности. В связи с этим нами разработаны рекомендации для учителей начальных классов и родителей двух типов:
- — список рекомендуемой литературы (монографии, статьи журналов, сборники);
- — психолого-педагогические рекомендация для учителя и родителей.