Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальная помощь детям с нарушениями развития (детям-инвалидам)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нарушения интеллектуального развития (нарушения умственного и психического развития врожденного характера, например олигофрения как результат органического поражения головного мозга, а также приобретенные, такие как эпилепсия, шизофрения и др.; основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности); Одно из самостоятельных направлений в работе школы: включение… Читать ещё >

Индивидуальная помощь детям с нарушениями развития (детям-инвалидам) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одно из самостоятельных направлений в работе школы: включение в жизнедеятельность школы детей с нарушениями развития (детиинвалиды) и оказание им необходимой индивидуальной помощи. Это дети, у которых могут проявляться различные нарушения развития, врожденные или приобретенные в первые годы жизни, например:

  • • нарушения слуха (от легкой потери слуха (тугоухости) до полной);
  • • нарушения зрения (от частичной потери до полной);
  • • нарушения двигательной сферы (в различных формах — от неподвижности (параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений), а также от легких нарушений координации до полной неподвижности);
  • • нарушения речи (от нетяжелых (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма) до серьезных нарушений, при которых ребенок не может обучаться по программе общеобразовательной школы);
  • • нарушения интеллектуального развития (нарушения умственного и психического развития врожденного характера, например олигофрения как результат органического поражения головного мозга, а также приобретенные, такие как эпилепсия, шизофрения и др.; основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности);
  • • нарушение психического развития (задержанное, искаженное и дисгармоничное психическое развитие, что выражается в проблемах общения, поведения, сложности адаптации различной степени тяжести).

При этом, как правило, нарушения в чистом виде встречаются крайне редко. Кроме того, любое нарушение ведет за собой искаженное развитие всех сторон познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы.

Эти дети и их родители испытывают различные трудности, на первое место среди которых выходят отношения окружающих и получение доступного образования. Жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок независимо от наличия у него ограничений, свидетельствующих об инвалидности, должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

В нашей стране закрепился опыт специализированных школ, но он охватывает далеко не всех детей с ограниченными возможностями. Как правило, эти школы рассчитаны на детей с определенными нарушениями (дефекты зрения, слуха, двигательной сферы, нарушения речевого развития, умственного развития), степень проявления которых значительна. В массовой школе предусмотрена индивидуальная форма обучения детей на дому, но до сих пор нет специальных программ такого обучения. Их создание затруднено огромным количеством вариантов проявлений дефекта, практически они должны создаваться под каждого ребенка индивидуально. При этом дети все равно лишены возможности общения со сверстниками. Решением проблемы для детей с ограниченными возможностями могут стать интегративные школы (как правило, малокомплектные, с культивируемой терпимой и дружелюбной обстановкой), а также реализация соответствующих целевых проектов силами здоровых детей, основная задача которых — организация совместного досуга, общения, поддержки.

Школа не может остаться в стороне и от проблемы растущего количества детей со множественными незначительными нарушениями (дети с пограничными нарушениями), которые также чаще всего остаются без специального внимания внимания. Эти дети, как правило, не нуждаются в специальном обучении. Предлагаемая система коррекционных классов и классов компенсирующего обучения, уже введенная на практике, продолжает вызывать многочисленные споры.

Компенсирующее обучение — одна из форм активной психологопедагогической помощи детям группы риска школьной и социальной дезадаптации. Цель такого обучения — разработка и внедрение в практику действенных форм педагогической помощи детям с проблемами развития на разных этапах их онтогенеза. В числе задач изучение качественных характеристик состояний и ситуаций риска в развитии личности и разработка психолого-педагогического инструментария, предусматривающего их своевременную диагностику, профилактику и коррекцию на разных этапах онтогенеза.

Предметами внимания выступают функциональное состояние здоровья школьника и его динамика (болезненность, наличие, характер и частота проявления психозащитных и патологических физиологических реакций); социальный статус ученика, положение, занимаемое им в системе воспитательных отношений, во всех его личностно-значимых для ребенка сферах (ученик-педагоги, ученик — одноклассники, ученик-родители); формирование общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных умений; характер и качество усвоения образовательного материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой