Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проверка и редактирование сочинений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной методике сочинения сильных и слабых учащихся оцениваются одинаково, на основе единых критериев: правильность, точность, выразительность, богатство, стилевое единство. Нет единой системы и классификации ошибок. К какому стилю относится созданный учащимся текст? Соответствует ли он первоначальному замыслу? (Например, требуется создать текст в научном стиле речи, в сочинении же научный… Читать ещё >

Проверка и редактирование сочинений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сочинение — основная форма наряду с изложениями проверки речевых умений и навыков.

Анализ сочинений — важное звено в системе развития речи. Эту мысль высказал А. Ободовский, считавший, что «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». К. Б. Барнин указывал, что исправление письменных работ — система обучения, возможно самая активная из всех систем, которые знает методика развития речи. В 19 В. выделились два направления в методике:

  • 1) исправление всех типов ошибок (Браиловский);
  • 2) игнорирование ошибок всех типов (В.А, Малаховский, А.Д. Алферов). Считалось, что исправление ошибок ведет к потере самоуверенности учащихся, в то же время неисправленные ошибки приносят вред — ученик начинает воспринимать их как норму. Взгляды А. Д. Алферова поддержал В. И. Лебедев, который был против стремления подвести живой русский язык под стандарт. Идея бережного отношения к учащимся и детскому творчеству, дифференцированного подхода получала развитие в работах А. В. Миртова, И. М. Соловьева, В. И. Лебедева, К. Б. Бархина, М. Р. Львова.

В современной методике сочинения сильных и слабых учащихся оцениваются одинаково, на основе единых критериев: правильность, точность, выразительность, богатство, стилевое единство. Нет единой системы и классификации ошибок.

В настоящее время выделяют следующие виды ошибок:

орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические и фактические.

Выделяют несколько приемов правки:

  • 1) правка должна представлять собой подробную рецензию (Д.Н. Введенский) ;
  • 2) ошибки обозначаются условными обозначениями.

Чтобы не пропускать ошибки, рекомендуется сначала прочитать 2, 3 раза, оценивая содержание, затем языковое оформление.

Системное описание синтаксических ошибок дается в работах В. А. Добромыслова, Н. Н. Алгазиной, С. Н. Цейтлин. Но классификации нет, и синтаксические ошибки объединяются с грамматическими. Весомым исследованием является работа С. Н. Цейтлин в работе «Речевые ошибки и их предупреждение», где описываются виды синтаксических ошибок и методика их предупреждения. Рассмотрим способы оценки языкового оформления ученических сочинений. Начинать оценку использования языковых средств в тексте следует с ответа на вопросы:

— К какому стилю относится созданный учащимся текст? Соответствует ли он первоначальному замыслу? (Например, требуется создать текст в научном стиле речи, в сочинении же научный стиль не выдерживается:

ученик пишет в художественном или публицистическом.).

— К какому типу речи принадлежит текст сочинения (описание, повествование, рассуждение)? Соответствует ли этому типу речи характер отношений между предложениями и группами предложений в тексте? (Это могут быть пространственные, временные, причинно-следственные отношения в описании, повествовании, рассуждении — соответственно).

В работе, связанной с проверкой сочинений педагог должен занимать позицию редактора, ему необходимо знать основные приемы редактирования текста. По этому вопросу существует обширная литература, например, труды А. Э. Мильчина «Методика редактирования текста», в которой есть чрезвычайно важная глава «Язык и стиль», посвященная приемам нахождения стилистических и нестилистических ошибок в тексте. Автор предупреждает, что знание норм литературного языка и стилистики может быть не реализовано в процессе редакторской работы, более того, норма может быть нарушена самим редактором. Причина такого положения — отсутствие навыков выявления имеющихся в тексте ошибок.

В связи с тем, что наиболее частотными в сочинениях учащихся являются ошибки синтаксические (речевые), назовем приемы их выявления.

К наиболее распространенным приемам нахождения синтаксических ошибок относятся:

  • 1. Постановка синтаксического вопроса от подлежащего к сказуемому, от главных членов предложения — к второстепенным.
  • 2. Сжимание синтаксической структуры предложения за счет опущения обособленных членов, вводных слов и предложений, цепочек однородных членов и т. п.
  • 3. Анализ синтаксических связей и отношений внутри предложения и между отдельными предложениями.
  • 4. Проверка в «сигнальных» точках текста (Внимание! Здесь может быть синтаксическая ошибка!), где чаще всего появляются синтаксические ошибки. Это:
    • — управление;
    • — согласование членов предложения в роде и числе;
    • — причастные и деепричастные обороты (порядок слов в них, присоединение к определяемому слову);
    • — цепочки однородных членов (соблюдение в них логико-грамматических связей и управление одного или нескольких однородных членов зависимыми словами);
    • — порядок слов в предложении;
    • — определение границ предложения.

Для выявления стилистических ошибок в творческих работах учащихся можно рекомендовать следующее:

  • 1. Опираться в стилистическом анализе текста на принцип коммуникативной целесообразности использования языковых средств:
    • — соотносить языковые средства с контекстом;
    • — устанавливать взаимосвязь ученического текста с экстралингвистическими факторами: задачей речи, сферой общения, типом мышления и т. д.
    • — соотносить ученический текст с замыслом его автора.
  • 2. Руководствоваться в оценке стилистических средств стилистической нормой: соотносить текст (его языковое оформление) с речевой системностью стиля, проявляющейся в наибольшей частотности, по сравнению с другими функциональными стилями, тех или иных языковых средств.
  • 3. Держать в поле зрения (Внимание! Здесь может быть стилистическая ошибка!) возможные стилистические нарушения в следующих случаях:
    • — мотивированное использование разностилевой лексики;
    • — тавтология, плеоназмы;
    • — немотивированное употребление штампов;
    • — немотивированные повторы слов, выражений;
    • — лишние слова;
    • — ошибки в использовании средств словесной образности;
    • — однообразные синтаксические конструкции.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой