Формирование социальной компетентности студентов в условиях межкультурного взаимодействия в образовательной среде гуманитарного вуза
Диссертация
Формирование социальной компетентности личности в условиях межкультурного взаимодействия в технологическом плане представляет собой совокупность процессов ассимиляции, аккомодации и аккультурации, так как без присвоения или усвоения одним субъектом опыта социального взаимодействия другого (других) субъекта (ов) не может быть и речи о полноценном формировании социальной компетентности. При этом… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Теоретико-методологические основы исследования социальной компетентности в условиях межкультурного взаимодействия и ее формирования у студентов
- 1. 1. Сущность понятий «культура» и «межкультурное взаимодействие»
- 1. 2. Социальная компетентность личности как продукт межкультурного взаимодействия
- 1. 3. Образовательная среда как источник формирования социальной компетентности личности
- Выводы к первой главе 64−65 II. Моделирование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза
- 2. 1. Социальная компетентность личности: концептуальная модель
- 2. 2. Моделирование педагогических условий формирования социальной компетентности студентов
- 2. 3. Педагогические условия формирования социальной компетентности студентов в межкультурном взаимодействии
- Выводы ко второй главе 106−107 Ш. Реализация модели формирования социальной компетентности студентов гуманитарного вуза в условиях межкультурного взаимодействия
- 3. 1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию социальной компетентности студентов гуманитарного вуза в условиях межкультурного взаимодействия
- 3. 2. Статистическая обработка данных внедрения экспериментальной модели формирования социальной компетентности студентов
- Выводы к третьей главе 1
- Заключение 140−146 Библиографический
- список литературы
- Приложения
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Academia: Раритет, 1997. — 700,[2] е.- ISBN 5−7695−0070−0.
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев М.: Изд-во МГУ, 1990 239,1. с. — ISBN 5−21 101 029−9.
- Арсеньев, А.С. Философские основания понимания личности: микроформа. Цикл популяр, лекций-очерков с прил.: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Арсеньев Философские основания понимания личности: М. :Academia, 2001.- 591, 1. с. — ISBN 5−7695−0814−0.
- Асмолов, А. Г Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. 2008. — N 1. -С.65−86.-ISSN 1814−9545.
- Атутов, П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: Избр. тр.: В 2-х т. / П. Р. Атутов Педагогика трудового становления учащихся: М., 2001 штрих код 50−5 409 984.
- Бахтин, М.М. Собрание сочинений Т. 1 В 7 т./М.М. Бахтин- Ин-т мировой лит. им. М. Горького Рос. акад. наук Собрание сочинений М.: Рус. словари, 1996- ISBN 5−89 216−010−6.
- Белик, А.А. Культура и личность: микроформа. Психол. антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие / А.А. Белик- Рос. гос. гуманит. ун-т Культура и личность. М. :Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001, — 377, с. — ISBN 5−7281−0315−4.
- Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений Текст.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01 Москва, 2000 157 с. Библиогр.: с.130−145.
- Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования : Монография. / М. Н. Берулава М.: Гелиос АРВ, 2000 336, [4] с. -ISBN 5−85 438−007−2.
- Библер, B.C. Замыслы : В 2-х кн. / Библер B.C.- Отв. ред. И.Е. Берлянд- Сост., подгот. текста И. Н. Берлянд при участии А.В. Ахутина- Рос. гос. гуманитар, ун-т Замыслы : М.: Издат. центр РГГУ, 2002- ISBN 5−72 810 409−6.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры: Кн. избр. очерков / B.C. Библер На гранях логики культуры: М.: Рус. феноменол. о-во, 1997 440 с. — ISBN 5−7333−0495−2.
- Боденко, Б.Н. Состояние современного воспитания глазами обучающихся (результаты социологических исследований) // Воспитать человека. -М.: Вентана- Графф, 2002. С.158−173.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1995. 352 с. — ISBN 5−87 224−086−4.
- Болотов, В.А. Компетентностая модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика: Науч.-теорет. журн. 2003. — N10. — С. 8−14.
- Браже, Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системеповышения квалификации Текст. / Т. Г. Браже // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. — С. 25−30.
- Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме Текст.: [О проблемах взаимосвязи на пороге XXI века] / Л. П. Буева // Философия образования. М., 1996. — С. 76−90.
- Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения // В. П. Вахтеров. 3-е изд., знач. доп. и испр. Москва: т-во И. Д. Сытина, 1911 — 2., 349, [3] с.
- Верещагин, Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1985.-140,2. с.
- Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. М.: Педагогика, 2005.- 195,2. с ISBN 5−85 759−289−5.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 533,1. с. — ISBN 5−7155−0358−2.
- Выготский, Л.С. Собр. Соч. т.5. Основы дефектологии / сост. Власова Т. А. и др. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок / / Л. С. Выготский, А.Р. Лурия- Вступ. ст. А. Асмолова, с. 3−18. М.: Педагогика-пресс, 1993 221,[2] с.-ISBN 5−7155−0531−3.
- Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно целевых приоритетов образования // Педагогика. — 2002. -№ 7. — С.3−12.
- Гегель, Г Феноменология духа Текст.: [Пер. с нем.] / Г. В.Ф. Гегель- Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Наука, 2000. — 495 с. — ISBN 5−2 008 380−1.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. М.: Шк.-Пресс, 1995. — 447 с. -ISBN 5−88 527−082−1.
- Гидденс, Э. Социология Текст.: [Перевод] / Э. Гидденс- Науч. ред. В. А. Ядов — Общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с. — ISBN 5−901 006−82−8.
- Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология : Введ. в феноменол. философию / Эдмунд Гуссерль — Пер. с нем. Д. В. Скляднева СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004 (Акад. тип. Наука РАН 398, 1. с — ISBN 5−93 615−017−8.
- Давыдов, В.В. / В.В. Давыдов М.: Науч. мир, 2005 (Тула: ИПП Гриф и К -239 с.- ISBN 5−89 176−316−8.
- Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды Текст. / С.Д. Дерябо- Под ред.: В. П. Лебедевой, В. И. Панова — Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Центр комплекс, формирования личности. М.: Мол. гвардия, 1997. — 216 с.
- Горшкова, О.В., Г.И.Мальцева. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета // Университетское управление. 2006. № 2(42). С. 40−44. Статья.
- Дьюи, Дж. Реконструкция в философии- Проблемы человека / Джон Дьюи — Пер. с англ., послесл. и примеч. JI.E. Павловой. Реконструкция в философии- М.: Республика, 2003 493, 1. е.- ISBN 5−250−1 849−1.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование : Пер. с англ. / Дж. Дьюи М.: Педагогика-пресс, 2000.- 382, 1. с. ISBN 5−7155−0773−1.
- Дюркгейм, Э. Социология : Ее предмет, метод, предназначение: Сборник: Пер. с фр. / Эмиль Дюркгейм М.: Канон, 1995 349 с. -ISBN 5−88 373−037-Х.
- Заковоротная, М.В. Идентичность человека Текст.: соц.-филос. аспекты / М. В. Заковоротная — Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк., Рост. н/Д гос. унт. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. — 198,1. с. — ISBN 5−87 872−011−6
- Захарова, JI.H. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление. 2006. № 2(42). С. 31−39. Статья.
- Здравомыслов, А.Г., Ддов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР.- М.: Мысль. 1966.-Т.2.- с. 187−207.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессии : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 3-е изд., перераб., доп. М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005 — 329, 1. с. — ISBN 978−5-8291−1098−7.
- Зиммель, Г. Философия культуры / Редкол.: JI. Т. Мильская (отв. ред.) и др. М.: Юристъ 670 с. — (Избранное [1 т. Перевод]). — ISBN 5−73 570 052−9.
- Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. С. 229−274.
- Исследование процесса индивидуализации. — М.: Релф — бук- Ваклер, 1998.-304 с.
- Каган, М.С. Синергетнческая концепция культурно-исторического процесса М.С. Кагана: (по кн. «Введение в историю мировой культуры»), 2005 215 с.
- Каганский, B.JI. Ландшафт и культура Текст. / В. Л. Каганский // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. С. 134−145.
- Кант, И. Сочинения = Werke : В 4 т. / Иммануил Кант- Отв. Нелли Мотрошилова и Буркхард Тушлинг- Подгот. Ин-том философии Рос. акад. наук (Москва) и Ин-том философии Филиппе Ун-та Марбурга Т. 4, 2001 — 1115, 4. с. — ISBN 5−02−8 374−7 .
- Кант, И. Лекции по этике / / Иммануил Кант- Общ. ред., сост. и вступ. ст.
- A.А. Гусейнова.- Пер. с нем. А. К. Судакова, В.В. Крыловой] М.: Респ., 2000 430, 1. с. — ISBN 5−250−1 896−3.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -Изд. 6-е Москва: URSS, 2007 264 с. — ISBN 978−5-382−230−9.
- Каримский, A.M. Философия истории Гегеля. М.: МГУ, 1988. -268 с.
- Кафанья, А.К. Формальный анализ определений понятия «культура»//Антология исследований культур. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 91−114.
- Ключевский, В. О Избранные лекции «Курса русской истории» //
- B.О.Ключевский Ростов н/Д: Феникс, 2002 671, 1. с. — ISBN 5−22 202 651−5.
- Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М.: Знание, сер. «Педагогика и психология». — 1986. № 3.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, —М., 2002.-28 с.
- Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий Psychology of intercultural differences /В.В. Кочетков- Сарат. гос. техн. ун-т Саратов: СГТУ, 1998 265,3. е. — ISBN 5−7433−0421−1.
- Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. — 1984.- 252 с.
- Козловски, П. Культура постмодерна : Пер. с нем. / Петер Козловски М.: Республика, 1997 238,1. с — ISBN 5−250−2 636−2.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Изд-во. Группа «Прогресс», 1994. — 575 с. — ISBN 5−01−4 135−9.
- Крылова, Н. Самоуправление перед выбором пути / Н. Крылова // Народное образование. 2002. — № 7 (320). — С. 89 — 97.
- Кули, Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 316−329.
- Культурология XX век /В.Г.Николаев: М., 1997- 630 с.-- ISBN 5−79 140 022−5.
- Кульневич, С. В. Педагогика личности. Р-н/Дону, 2001. — 160с. ISBN 58 480−0062- X.
- Осницкий, А.К. Психология самостоятельности Методы исслед. и диагностики / А.К. Осницкий- Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко Психология самостоятельности М. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996.
- Лебон, Г. Психология толп : Перевод / Предисл. И.В. Задорожнюка- Вступ. ст. В. Н. Дружинина. М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998 -412 с. ISBN 5−201−2 259−6.
- Леви-Стросс, К. Печальные тропики: Путешествие по Бразилии: [Пер. с фр. / Клод Леви-Строс Пушкино: Культура, 1994 319,1. с — ISBN 58 474−0320−8.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 начало 19). — СПб: Искусство СПб, 1994. — 398 с. ISBN 5−210−1 524−6.
- Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман М.: Прогресс: Гнозис, 1992 270,1. с. — ISBN 5−01−3 843−9.
- Лурье, С.В. Восприятие народом осваиваемой территории. // Общественные науки и современность. 1998. -№ 5. — С.61−74.
- Люсин, Д.В. Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова М.: Ин-т психологии РАН, 2004: -Тип. ООО Макс Принт 174, 1. с. — ISBN 5−9270−0058−4.
- Майсурян, А. Развитие в природе, культуре и истории/ Б. М. Медников М.: Книжный клуб «XXI век», 2000. 224 с. — ISBN 5−8237−0091−1.
- Маркарян, Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи : К обоснованию ключевой роли знаний о способе социокультур. типа самоорганизации жизни в условиях соврем, планетар. кризиса: Програм. докл. для культурол. чтений / Э. С. Маркарян М., 2000 126, 1. с.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — N 6. — С. 55−63.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова М.: Просвещение, 1993 190,3. с. ISBN 5−09−3 639-Х.
- Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома http://www.portalus.ru/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull& id=l 107 417 375&archive=l 120 045 935&startfrom=&ucat=27&
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу- Под общ. ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 423,1. с. — ISBN 589 357−027−8.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности : избр. психол. тр. / B.C. Мерлин — Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т М.: Моск. психол.-социал. ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2005 (Воронеж: ФГУПИПФ Воронеж 542, 1. с. — ISBN 5−89 502−403−3.
- Мид, Дне. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 229−230.
- Моррис, Ч. Значение и означивание // Семиотика. М., 1983.- С. 118−132.
- Моррис, Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.- С. 37−89.
- Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд II Психологический журнал. 1995. № 2.- С.44−50.
- Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность / Ш. А. Надирашвили- АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе Установка и деятельность Тбилиси: Мецниереба, 1987.
- Никольская, О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии Текст.: диссертация. доктора психологических наук: 19.00.10 Москва, 1999−400с. Библиогр.: с. 301 -328.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития: (Публицист, моногр.) / A.M. Новиков М.: Эгвес, 2000 268, 2. с. — ISBN 5−71 148−080-Х.
- Подласый, И.П. Жизнью правит прагматизм / И. П. Подласый // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 97 — 106.
- Попель, А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки Текст.: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.07 Нижний Новгород, 2005 217 с. Библиогр.: с.135−152.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пуфендорф, С. О должности человека и гражданина по закону естественному, книги две. СПб., 1726. С. 15.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе : Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. / Джон Равен М.: Когито-Центр, 2002 394, 1. с. — ISBN 5−89 353−052−7.
- Розов, Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире : диссертация. доктора философских наук: 09.00.11 Новосибирск, 1993. 420 с.
- Ромек, В.Г. Уверенность в себе: этический аспект//Журнал практического психолога. 1999.№ 9.
- Рубинштейн, С. JI Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн- Послесл. К.А. Абдульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. СПб.: Питер Ком, 1998 705,[7] с. — ISBN 5−314−16−4.
- Руднева, Т.А. Технологии адаптационного обучения в классическом университете. / Динамика педагогического образования: от института — к университету: Тез. Докл. междунар. науч. — практ. конф. — Тула, 1998. — С.53−56.
- Сартр, Ж.-П. Две грани экзистенциализма: Пер. с фр. / Жан-Поль Сартр, Альберт Камю М.: ОЛМА-Пресс, 2001 350, 2. е.- - ISBN 5−22 401 616−9.
- Свасьян, К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Критич. анализ / К.А. Свасьян- АН АрмССР, Ин-т философии и права Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989 237,1. с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5−87 953−127−9
- Селезнева, Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект//Высшее образование сегодня.№ 4.2004.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Academia, 2000. — 232,[3] с. -ISBN 5−7695−0601−6.
- Сериков, В.В. Образование и личность : Теория и практика проектирования пед. систем / В. В. Сериков М.: Логос, 1999 271, 1. с. — ISBN 5−88 439−018−1.
- Сластёнин М. : Магистр-пресс, 2000 485, 2. с. — ISBN 5−89 317 143−8.
- Смирнов, С.А. Образование в контексте культуры // Образование и культура. Новосибирск, 1994. — С. 14.
- Сорокин, П. А Главные тенденции нашего времени / Питирим А. Сорокин- Пер. с англ., послесл., с. 326−348, и прил. Т.С. Васильевой- Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М.: Наука, 1997 350,1. с. — ISBN 502−13 649−2.
- Сорокоумова, Г. В. Творческий компонент в структуре психологической готовности к профессии учителя. // Мост. Язык и культура. 1999 г. № 6. — С. 111 — 118.
- Стерлигова, А.Н. Интеграл управления: Интегрированный подход в свете трансформации современных концепций менеджмента // Российское предпринимательство. 2007. № 4(1). С. 155−158. Статья.
- Стернин, И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-fiinktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S.279−282.
- Стефаненко, Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1966.
- Татур, Ю.Г. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования: цели, средства, проблемы Текст. / Ю. Г. Татур // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М., 1997. — С. 4−26.
- Теплова, Л.Е. Необходимость разработки концепции развития организационной культуры потребительской кооперации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 1.- С. 128−135. Статья.
- Уемов, А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963.
- Узнадзе, Д.Н. Психология установки // Дмитрий Узнадзе СПб. и др.: Питер, 2001 414 с. — ISBN 5−318−163−7.
- Фестингер, JI. Теория когнитивного диссонанса = A theory of cognitive dissonance : A theory of cognitive dissonance / Леон Фестингер- Пер.
- A. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999 317 с. — ISBN 587 399−129−4.
- Флиер, А.Я. Культурогенез. М., 1995, гл. 2. С. 74−117.
- Флиер, А.Я. Культура и история: потребность в переживании социального опыта или основания исторической культурологии //Культурология для культурологов. М., 2000.- С. 19−34.
- Филиппов, Л.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. 1994. № 2, С. 65−81.
- Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля,
- B. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббинггауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена,
- B. Мюнха, Т. Липпса // Пер. со 2-го нем. изд. И. В. Постмана и М. В. Яшунского Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. Польза», 1909 VIII, 456 с.
- Франк, С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Мысль. — 1991.320 с.
- Франц, А.С. Корпоративная культура университета (этико-аксиологический аспект) // Университетское управление. 2006. № 2(42).1. C. 26−30.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-603, 5. с. ISBN 5−17−7 923−0.
- Хант, Р. Как создать интеллектуальную организацию / / Рикки Хант и Тони Базан М.: Инфра-М, 2002 228, 1. с. — ISBN 5−16−1 144−7.
- Хомяков, А.С. Сочинения. 1-й т. М.: Моск. Фил., Фонд Медиум, 1994. — 590 с. 220 — ISBN 5−02−28 256−1.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебное пособие. / А. В. Хуторской. Изд. 2-е, перераб. Москва: Высш. шк., 2007 — 638, 1. е.- ISBN 978−5-06−5 706−5.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm
- Хьелл, JL, Зиглер, Д. Теории личности. — СПб.: Издательство Питер, 1999.-608 с.
- Чавчавадзе, Н.З. Философия, культура, человек : Сб. ст. / АН ГССР, Ин-т философии- [Отв. ред. Н.З. Чавчавадзе] Тбилиси: Мецниереба, 1988 119,1. с.
- Черноушек, М Психология жизненной среды: Пер. с чеш. / Михал Черноушек- [Вступ. ст. JI. А. Китаева-Смыка, с. 3−24] М.: Мысль, 1989 174,2. с.
- Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе Текст.: диссертация. доктора педагогических наук 13.00.01 Казань, 1996 320 с. ил. Библиогр.: с. 234−259.
- Шабатура, JI.H. Традиционная культура в аспекте институционализма/ JI.H. Шабатура //Вестник Омского университета/ Ом. гос. ун-т. -2004. -Вып. 1.-С. 53−56.
- Шадриков, В. Д Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков М.: Наука, 1982 185 с.
- Шелер, М. Избранные произведения : Пер. с нем. / Макс Шелер- [Сост., науч. ред., предисл. Денежкина А.В.- Послесл. JI.A. Чухиной, с. 379−398] М.: Гнозис, 1994 XII, 413 с. — ISBN 5−7333−0447−2.
- Шемякин, Я.Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении)//Общественные науки и современность. 2000. № З.-С. 96−114.
- Шилова, М.И., Малиновская Н. И. Черты национального характера: российский вариант. // Педагогика. 2002. -№ 8. — С.24−28.
- Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру // П.Н. Шихирев- Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров (НФПК) М.: Тип. «Новости», 2000 200 с. — ISBN 5−88 149−055-Х.
- Шпет, Г. Г. Сочинения / Ред. Совет B.C. Степин, ж. «Вопросы философии» и др. М.: Правда, 1989. — 601 с.
- Щербина, В.В. Проблема менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами // Социологические исследования. 2003. № 7. -С. 57−69.
- Юнг, К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика: Тэвисток. лекции- Исследование процесса индивидуации М.: Рефл-бук Киев: Ваклер, 1998 295 с. — ISBN 5−87 983−027−6.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ: Перевод / Карл Густав Юнг- Предисл. A.M. Руткевича, с. 5−22- Примеч. В. М. Бакусева и др. М.: Ренессанс, 1991 297,[2] с. — ISBN 5−7664−0462-Х.
- Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг- Перевод с нем. A.M. Боковикова- Предисл. А. В. Брушлинского. М.: Прогресс: Универс, 1996 329,[2] с. — ISBN 5−01−4 076-Х.
- Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Якобсон, Р. Язык и бессознательное/ Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошкина- составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе- ред. пер. — Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996.—248с.- ISBN 5−7333−0492−8
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: научное издание / В. А. Ясвин — Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Школа «Новое образование». 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2001. — 366 с. — ISBN 5−89 357−090−1.
- Adelung, J. Chr. Versuch einer Geschichte der Cultur des menschlichen Geschichtes. Leipzig, 1800, S. 10.
- Blau, P.M. Differentiation of Power // Political Power: A Reader in Theory and Research / ed. by Roderick Bell, David V. Edwards, and R. Harrison Wagner. New York: The Free Press- London: Collier-Macmillan, 1969. P. 293−308.
- Baumann, Deutsche Buddisten, Marburg, 1995, S.331.
- Becker P., Hangsgen K.-D., Krieger W. Person-lichkeitsvergleich von Ost-und Westdeutschen in Indikatoren der seelischen Gesundheit under Verhaltenskontrolle // Report Psychologie. 1994. B. 3. S. 28−41.
- Gardner, H. Frames of Mind/ New York: Basic Books, 1983.
- Giddens, A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Berkeley, University Of California Press. — 1984. — P.3.
- Giddens, A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Berkeley, University Of California Press. — 1984. — P. 17.
- Giddens, A. Central Problems in Social Theory: Action, Structure and Contradiction in Social Analysis. Berkeley, University Of California Press. -1979.-P. 46, 45.
- Guilford, I. P. Personality, New York, McGraw-Hill, 1959.
- Handbook of social psychology 3d Ed. / Eds. G. Lindzley, E. Aronsen. N.Y., 1985.
- Hangsgen K.-D. Berliner Verfahren zur Neurosendiagnostik (BVND). Selbstbeurteilung (BVND-SB). Gottingen: Hogrefe, 1991.
- Keen, K. (1992). Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111−122). Brussels: IBM Education Center.
- Kroeber, A.L., Kluckhohn, C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. New York: Vintage Book, 1952, 242 p.
- Laland, A. Vocabulaire technique et critique de la philosophie. P., 1988. P. 200.
- Moss & Hunt, 1927, 1928- Strang, 1930- Vernon, 1933-Wedesk, 1947.
- Mirabile, RJ. (1997). Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development, august, P. 73−77.
- Moss, P. Risking frankness in educational assessment Text. / P. Moss, Schutz A. // Phi Delta Kappan. 1999. — 80, N 9. — P. 680−687.
- Oldemeyer, Ernst: Zum Problem der Umwertung von Werten. In: H. Klages/P. Kmieciak (Hg.), Wertwandel und gesellschaftlicher Wandel. Frankfurt a.M./New York 1979.
- Parsons Т., Bale R. Family: Socialization and Interaction Process. L., 1956.
- Parry, S.B. (1996). The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study. Training, 33, 48−56.
- Pfingsten, U., HintschR. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union. 1991.
- Schwartz, Т. Anthropology and Psychology. In: New direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffty M. White, Catherine A. Lutz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994, pp. 324 325.
- Spencer, L.M., & Spencer, S.M. (1993). Competence at work: models for superior performance. New York etc.: John Wiley.
- Strang, R. Educational guidance: its principles and practice Text. / R. Strang. New York: Macmillan, 1947. — XIV, 268 p.
- Tfifel, H. Individuals and groups in social psychology // British J. of Social and Clinical Psychology, 1979. P. 183−190.
- The Oregonian. 1996, April, 16.
- The social psychology of G.H. Mead / Ed. By A. Strauss, 1956.
- Winthrop, R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991, p. 57.
- Тест «Ваша коммуникативная установка»
- Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй
- Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
- Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
- Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
- С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
- Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
- Большинство людей лишено чувства сострадания к другим
- Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
- Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
- В моей жизни часто встречались циничные люди.
- Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
- Добро должно быть с кулаками.
- С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
- Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
- Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
- Я очень доверчивый человек.
- Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
- Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
- Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
- Воспитанность в моем окружении на работе редкое качество
- Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
- Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
- Люди, как правило, безынициативны в работе
- Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
- Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге
- Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.
- Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
- О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника 4 да (2), 9 — да (2), 14 — да (2), 19 — да (2), 24 -да (2). Максимальное количество баллов — 10. Л как обстоит с брюзжанием у вас?
- Негативный личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации).
- Тест «Отношения с коллегами» Вопросы
- Стремитесь ли вы, критикуя, образумить ошибающихся или «отхлестать» их, чтобы впредь неповадно было?
- Нуждаетесь ли вы в полном контроле за всем происходящим в вашей организации?
- Требуете ли вы, чтобы почти все мероприятия получали вашу «визу»?
- Не слишком ли длительны ваши выступления на совещаниях?
- Присуща ли вам привычка безоглядно атаковать противников, чтобы оспорить их аргументы?
- Испытываете ли вы потребность спорить? Быстро ли вы скатываетесь к спору в любой дискуссии?
- Избегают ли окружающие обсуждать с вами свои замыслы?
- А если обсуждают, не ведут ли они разговор с самого начала в оборонительном или атакующем ключе?
- Очень ли важны для вас внешние символы высокого положения и власти?
- Уходите ли вы от ответственности в случае неудачи любой ценой?
- Охотно или нет вы идете на предоставление другим тех же привилегий или символов власти, которыми обладаете сами?
- Не слишком ли часто вы используете местоимение «я», рассказывая о своей деятельности?
- Восхищаются ли подчиненные вашей решительностью и квалификацией или тем, что в вашей организации и с вашей поддержкой они сами могут быть решительными и постоянно повышать свою квалификацию?
- Ощущаете ли вы с горечью и разочарованием, что люди о вас говорят сдержанно и с холодком, тогда как вам очень хочется, чтобы они любили вас?
- Считаете ли вы себя бесспорно более компетентным, чем ваши коллеги pi руководители? Намекаете ли вы им на это своим поведением?1. Результат
- Если вы ответили положительно хотя бы на три из пятнадцати вопросов, то не исключено, что некоторые «шершавые» грани вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
- Тест «Приятно ли с вами общаться?»
- Вы любите больше слушать, чем говорить?
- Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
- Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
- Любите ли вы давать советы?
- Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?
- Раздражаетесь, когда вас не слушают?
- У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?
- Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?
- Вы любите быть центром внимания?
- Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?11. Вы хороший оратор?
- Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:
- Меру своего согласР1я с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения.
- Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.
- Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.
- Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
- Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.
- От хорошего фильма или книги я получаю большее удовольствие, чем от хорошей компании.
- Мне нравится иметь как можно больше друзей.
- Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
- Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.
- Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
- Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
- Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись.
- Независимость и свободу от личных привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.
- Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
- Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
- Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.
- У меня много близких друзей.
- Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я pim или нет.
- Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
- Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные.
- Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.
- Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному.
- Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.
- Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
- Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
- Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.
- Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.
- Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
- Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.
- Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании. Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым
- Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
- Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
- Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
- Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
- Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.
- Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
- Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
- Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
- Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
- Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное.
- Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
- Мне трудно говорить людям «нет».
- Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.
- Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
- Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
- Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.
- Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
- Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
- Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
- Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
- Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
- Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.
- Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.
- Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
- Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
- После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
- Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
- Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, то я чувствую себя неловко.
- Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
- Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
- Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.
- Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или какую-либо другую вещь, занятую на время у меня.1. Оценка результатов
- По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже.
- Ключ к шкале «стремление к людям „: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, + 12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.
- Ключ к шкале „боязнь быть отвергнутым „: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31,+32.
- Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком „-“, точно так же приписываются баллы, но в соответствии с другим соотношением: -3−2-10 1 2 3 7 6 5 4 3 2 11. Выводы об уровне развития
- Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотивастремление к людям“ и уровень развития мотива „боязнь быть отвергнутым“. Приэтом пользуются следующей суммарной шкалой:
- Сумма баллов от 32 до 80 — низкий уровень развития данного мотива.
- Сумма баллов от 81 до 176 — средний уровень развития мотива.
- Сумма баллов от 177 до 224 высокий уровень развития мотива.
- Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способыих интерпретации:
- Высокий уровень развития мотива „стремление к людям“, сочетаемый с низким уровнем развития мотива „боязнь быть отвергнутым“. Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.
- Высокий уровень развития мотива „боязнь быть отвергнутым“ в совокупности с низким уровнем развития мотива „стремление к людям“ Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.
- При средних значениях мотивационных тенденций „стремление к людям“ и „боязнь быть отвергнутым“ ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.
- В заключение отметим, что наиболее благоприятным для педагога сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором „стремление к людям“ развито сильно, а „боязнь быть отвергнутым“ слабо или средне.
- Тест „Умеете ли вы говорить и слушать?“
- Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить — умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте „да“ или „нет“.
- Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?
- Подбираете ли слова, соответствующие его подготовке?
- Обдумываете ли указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
- Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?
- Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
- Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?7. Поощряете ли вопросы?
- Вы считаете, что: а) знаете мысли окружающих- б) задаете вопросы, чтобы эго выяснить?
- Различаете ли факты и мнения?
- Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?
- Стараетесь ли, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?
- Всегда ли говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?
- Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:
- Ориентация во времени: 16а, 176, 246, 27а, 366, 546, 636, 73а, 80а.
- Ценности: 2 а, 16 б, 18 а, 25 а, 28а, 376, 45а, 556, 61а, 646, 72а, 816, 85а, 966, 986.
- Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 236, 41 а, 506, 59а, 69а, 76а, 826, 86а.
- Потребность в познании: 86, 246, 296, 336, 42а, 516, 53а, 546,606,706.
- Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 166, 25а, 28а, 336,346, 436, 52а, 556,61а, 646, 706,716, 776.
- Автономность: 56, 9а, 10а, 266, 316, 32а, 376, 44а, 566, 666, 686, 746, 75а, 876,92а.
- Спонтанность: 56, 21а, 316, 386, 39а, 48а, 576, 676, 746, 836, 876, 896, 91а, 92а, 94а.
- Самопонимание: 46, 13а, 206, 30а, 316, 386, 47а, 666, 796,93а.
- Аугосимпатия: 66,146, 21а, 226,32а, 406. 496, 58а. 676, 686, 796, 84а, 896. 95а, 976.
- Контактность: 10а, 296, 35а, 466, 48а, 53а, 626, 786, 90а, 92а.
- Гибкость в общении: 36, 10а, 126, 196, 296, 32а, 466, 48а, 656,99а.1. Примечание:
- Описание шкал вопросника САМОАЛ
- Стремление к творчеству или креативность непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.
- Опросник социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда
- Цель: выявить личностные движущие силы развития, такие как самооцепивание, самопринятие, принятие других, социальная направленность личности, стремление к доминированию, выраженность интернальности в решениях и действиях.
- Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
- Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.1. ОПРОСНИК СПА
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
- Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, бодрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый- держится от всех чуть в стороне.
- В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный- на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны.
- На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению: „застревает“ на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
- Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе- самоконтроль для него не проблема.
- Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
- В душе оптимист, верит в будущее.
- Человек неподатливый, упрямый- таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
- Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
- Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
- Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следует ему.
- Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других.
- Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
- Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.41. Всем доволен.
- Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
- Чувствует вялость- все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.44. Уравновешен, спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствует себя обиженным.
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.48. Бывает, что сплетничает.
- Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
- Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом не от мира сего.
- Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
- Старается не думать о своих проблемах.
- Считает себя интересным человеком привлекательным как личность, заметным.
- Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
- В душе чувствует превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
- Боится того, что думают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале- в том что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, у которого в настоящее время многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно ценит.
- По сатуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый- ему всегда важно настоять на своем.
- Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
- Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.72. Доволен собой.73. Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг — не получится.
- Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.79. Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
- Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет- презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
- Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь.92. Никогда не оправдывается.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.94. Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек- легко сходится с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать- со всем может справиться.
- Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает- в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
- ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ1. Интегральные показатели
- Адаптация“ А= а * 100% а + Ь „Самоприятне“ s= а *100% в+1.66
- Приятие других“ L= 1,2а *100% 1.2 а + Ь „Эмоциональная комфортность“ Е= а * 100% а + Ь
- Интернальность» 1= а *Ю0% а+ 1.46 «Стремление к доминированию» Л D= *100% 2 а + Ь
- Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 (10−25) 10−20
- Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых без скобок.
- Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие- а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности как высокие.1. Интерпретация шкал.