Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место ценностей дошкольного возраста в педагогике дошкольного детства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из возможных путей решения этой проблемы заключается в осуществлении исследовательски-необходимой рефлексии организации дошкольного образования в аспекте научного осмысления содержательной и процессуальной сторон проявления каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных учреждений. Именно в этом главным образом заключаются перспективы теоретических и прикладных разработок… Читать ещё >

Роль и место ценностей дошкольного возраста в педагогике дошкольного детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под ценностями дошкольного возраста следует понимать обусловленные возрастной стадией онтогенеза личностные проявления, воплощенные в специфике самосознания, действий, поступков детей, характерных внешних поведенческих образцах, служащие обобщенными признаками детства, факторами, обеспечивающими успешность дошкольного образования.

Содержательную основу понятия «ценности дошкольного возраста» составляют психофизиологические особенности детей, которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуществлении образовательного процесса, проективной деятельности по созданию моделей развивающего дошкольного образования, а также разнообразных проявлениях детской субкультуры.

Психофизиологические особенности — это ценностная основа личности ребенка дошкольного возраста, позволяющая говорить о том, что дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности; обладает сензитивностыо к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития.

В более поздние периоды сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на воображение, эмоциональный опыт миропознания, наивность и непосредственность действии и т. д., теряется. В связи с этим видение и использование возрастных психофизиологических особенностей дошкольников только в аспекте подготовки к обучению в школе, к последующей взрослой жизни означает весьма зауженное восприятие смысла и значимости дошкольного детства. В таком восприятии теряются внутренний ценностный смысл детства и, соответственно, педагогическая значимость возрастных ценностей дошкольников.

Психофизиологические особенности детей раннего возраста (от рождения до трех лет) подробно описывались в трудах Н. М. Аксариной, В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова и др. Сюда относятся интенсивный теми физического развития, подражательность, сснсомоторная потребность, повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность; ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем; недостаточная подвижность нервных процессов.

Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста находят содержательное раскрытие в работах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Ю. Ф. Знамовского, Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина и др. К ним относятся: постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение (Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.), повышенная двигательная активность (Н. А. Бернштейн, Ю. Ф. Знамовский и др.); взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер, которая находит отражение в эмоциональном тоне ощущений (А. В. Запорожец), доминирование эмоций в миропознании, восприятии окружающих людей, недостаточное развитие произвольности всех психических процессов, самоконтроля (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.), преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович).

Каждая психофизическая особенность детей служит основанием для обозначения возрастных ценностей детей. Так, постижение и осмысление окружающего через образное мышление и воображение является основанием для выделения такой возрастной ценности, как сказочно-мифическое мировосприятие.

Цитата В. А. Сухомлинский, в частности, писал: «Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова сказки, создающие фантастическую картину, которую ребенок не отделяет от реальности»[1].

Известный отечественный психолог Е. В. Субботский подчеркивал: «На уровне реальных действий границы между сказкой и реальностью у детей еще нет. Вера в одухотворенность вещей, в возможность обращаться к ним с просьбой и рассчитывать на сочувствие легко уживается с естественнонаучным подходом к миру»[2].

Повышенная двигательная активность одновременно выступает и возрастной ценностью детей. Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, его организм устроен так, что испытывает постоянную потребность в движениях. В работах Ю. Ф. Знамовского двигательная активность рассматривается как важнейший компонент образа жизни и поведения ребенка.

Взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сферы позволяет обозначить такую ценность дошкольного возраста, как особая восприимчивость и впечатлительность ребенка.

Доминирование эмоций в миропозпании, восприятии окружающих людей и общении с ними служит основанием для выделения таких возрастных ценностей, как детская непосредственность, наивность, особая доверчивость, что особенно ярко проявляется при восприятии детьми сказок, рассказов, театрализованных представлений.

Цитата.

«Доверчивость маленьких детей общеизвестна, — подмечал П. П. Блонский. — Ею легко объясняется, почему им не нужны доказательства: они верят и без них»[3].

А. В. Запорожец не раз отмечал, что дошкольники всерьез воспринимают все прочитанное и увиденное, искренне сочувствуют героям сказок; они буквально срываются с мест, желая помочь любимому персонажу.

Цитата Анатолий Алексин в повести «В тылу как в тылу» пишет: «Пора детства не отягощена опытом и потому в мыслях и действиях своих до наивности непосредственна. Она уверена, что добро должно порождать только добро, и причем сразу, незамедлительно»[4].

Недостаточное развитие произвольности психических процессов, самоконтроля; преобладание эмоциональной регуляции поведения над произвольной связано с такой возрастной ценностью, как эмоциональность и открытость миру. Для дошкольников характерна непосредственная подвластность чувствам.

Цитата В. В. Зеньковский писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых, кладет печать непосредственности на всю детскую активность — в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности»[5].

Л. С. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач[6].

Возрастные ценности дошкольников (открытость миру, природнозаданная эмоциональность, повышенная двигательная активность, наивность и непосредственность, особая доверчивость), будучи обобщенными признаками детства, находят отражение в проявлениях детской субкультуры, в самобытных способах освоения социальной действительности, особой системе ценностей, детском фольклоре и словотворчестве и т. д.

Характер проявления возрастных ценностей во многом связан с образом жизни. Ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Л. С. Выготский отмечал, что внутренняя позиция специфична для каждого возраста, обусловливает общий характер переживаний, систему отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность возрастного облика[7].

Если под социальной ситуацией развития понимать процесс образования, то возрастные ценности можно рассматривать как базовые основания, на которых развертывается педагогическое взаимодействие, диалог взрослых и детей.

Ориентация на возрастные ценности в целом, как на совокупное единство целого ряда проявлений, не может принести должного образовательного эффекта; она малозначима и в аспекте образованности, которая у каждого ребенка должна иметь свои неповторимые формы и качественные характеристики. Подтверждением тому, может служить практика обучения детей в 1960— 1970;е и частично в 1980;е гг. Известно, что в перечне принципов организации педагогической работы того периода был обозначен принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Однако отсутствие конкретных научно-методических материалов и педагогических технологий не сделал его действенным и практико-значимым. Это, в свою очередь, явилось одной из причин, породивших учебно-дисциплинарную модель обучения дошкольников по школьному типу.

В последние годы все чаще звучат мысли о необходимости расширения степеней свободы ребенка в разных видах деятельности, об организации образования с ориентацией на «диалог двух культур» — мира взрослых и мира детей; мысли о том, что ребенок не есть маленький взрослый и пр. Вместе с тем в массовой практике работы дошкольных учреждений часто продолжает срабатывать годами традиционно сложившийся подход к воспитанию и обучению как к целенаправленному влиянию взрослых на детей с весьма ограниченным учетом возрастных ценностей детства.

Один из возможных путей решения этой проблемы заключается в осуществлении исследовательски-необходимой рефлексии организации дошкольного образования в аспекте научного осмысления содержательной и процессуальной сторон проявления каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных учреждений. Именно в этом главным образом заключаются перспективы теоретических и прикладных разработок в области педагогики дошкольного детства, дальнейшего совершенствования практики дошкольного образования в целом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. Что собой представляют возрастные ценности детей?
  • 2. Составьте схему содержательных оснований возрастных ценностей детства.
  • 3. Докажите, что дошкольное образование должно согласовываться с возрастными ценностями детей. Используйте для этого исследования психологов, педагогов, а также произведения отечественных и зарубежных писателей, поэтов, художников.
  • 4. Подготовьте эссе с собственным осмыслением проблем взаимосвязи дошкольного образования с ценностями возраста.
  • [1] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. С. 33.
  • [2] Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. С. 103.
  • [3] Цит. но: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред.И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 143.
  • [4] Алексин А. Г. В тылу как в тылу, Безумная Евдокия и другие повести. М.: Дет.лит., 1986.
  • [5] Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1998. С. 40.
  • [6] См.: Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004.
  • [7] См.: Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой