Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие, близкие к описанной проблеме, вопросы развития методологии образования изучались ведущими педагогами (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, М. С. Каган, Б. М. Кедров, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Г. П. Щедровицкий и др.). Проблема качества профессиональной подготовки при всем своем своеобразии неразрывно связана с вопросами проектирования образовательных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 1. 1. Тенденции и направления совершенствования подготовки специалиста в контексте Концепции модернизации Российского образования
    • 1. 2. Парадигмы качества профессионального образования
    • 1. 3. Анализ проблемы в теории и практике профессионального образования
  • ВЫВОДЫ.I
  • Глава 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 2. 1. Принципы построения системы обеспечения качества подготовки специалиста
    • 2. 2. Концептуальная модель формирования системы обеспечения качества подготовки специалиста В техническом вузе
    • 2. 3. Механизм формирования оценочно-критериального комплекса как основы управления качеством профессиональной подготовки специалиста
  • ВЫВОДЫ
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 3. 1. Комплекс маркетинга специалиста как основы формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки
    • 3. 2. Механизмы функционирования системы обеспечения качества
    • 3. 3. Педагогический мониторинг профессиональной подготовки как основа совершенствования системы обеспечения качества
  • ВЫВОДЫ

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений заметно опережает качественный уровень подготовки специалистов в вузе и усиливает таким образом зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития. Это проблема не только Россиисегодня в центре внимания инициаторов и участников Болонского процесса находится европейское высшее образование, главная содержательная задача которого состоит в сохранении и обеспечении требуемого качества профессиональной подготовки специалиста и поиске механизмов его повышения.

Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки в условиях вуза. Особая роль при этом отводится техническим вузам, способствующим развитию инновационных наукоемких производств и, как следствие, национальной экономики России. Перед техническими вузами ставятся задачи:

• соотнесения целевых установок развития вуза с государственной образовательной политикой, одним из направлений которой является создание государственной системы обеспечения и оценки качества образования;

• создания механизмов, обеспечивающих качество оказываемых вузом образовательных услуг;

• активизации интеграционных процессов в сферах образования, науки, культуры и производства в контексте обеспечения качества образования и повышения конкурентоспособности образовательных структур.

Без разрешения перечисленных проблем невозможна реализация программы модернизации Российской системы образования в рамках единой социально-экономической политики государства, направленной на решение проблемы обеспечения качества подготовки современного специалиста.

Поскольку проблемы качества образования в современном обществе являются весьма значимыми в плане подготовки конкурентоспособного специалиста, оптимизации управления учебным процессом, а также выхода на международный рынок образовательных услуг, особую актуальность приобретают вопросы формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки.

Проблема обеспечения качества подготовки специалиста настолько сложна, что ее разрешение невозможно без опоры на широкий круг научных, методических и педагогических исследований.

Многие, близкие к описанной проблеме, вопросы развития методологии образования изучались ведущими педагогами (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, М. С. Каган, Б. М. Кедров, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Г. П. Щедровицкий и др.). Проблема качества профессиональной подготовки при всем своем своеобразии неразрывно связана с вопросами проектирования образовательных систем, построения и развития систем непрерывного профессионального образования, рассмотренными в трудах С. И. Архангельского, Н. Е. Астафьевой, В. П. Беспалько, A.JI. Денисовой, З. Д. Жуковской, Н. В. Кузьминой, А. Г. Молибог, Н. В. Молотковой, В.А. Сла-стенина, В. Н. Столетова, Н. Ф. Талызиной, Ф. Р. Филиппова, О. П. Околелова, В. Е. Родионова, А. П. Тряпициной, М. С. Чвановой и др. Развитие современной концепции качества подготовки специалиста рассмотрено в трудах Ю. П. Адлера, В. И. Байденко, Г. Е. Володиной, О. В. Голосова, A. JL Денисовой,.

A.П. Егоршина, В. Н. Козлова, В. Г. Колосовой, Э. М. Короткова, И .Я. Лернера,.

B.П. Панасюка, Т. И. Рудневой, Н. Я. Селезневой и др., однако, нет работ, посвященных всестороннему исследованию проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки.

Учитывая опыт мирового развития экономики, одним из путей модернизации образования может стать внедрение в систему его управления принципов TQM — Всеобщего управления качеством. Ключевыми проблемами адаптации методологии TQM в сфере образования являются вопросы о выборе содержания и последовательности действий, которые могут гарантировать качество предоставления вузом образовательных услуг, а также вопрос о выборе способов осуществления им такой деятельности. Эти вопросы, а также вопросы управления качеством образования, повышения качества на основе последних достижений педагогической науки, рассматривались в работах как ведущих педагогов, так и специалистов по менеджменту (Ю.К. Бабанский, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И .Я. Лернер, В.П. Пана-сюк, М. М. Поташник, В. П. Симонов, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и др.). Тем не менее, потребность в проведении исследований, посвященных решению проблемы обеспечения качества подготовки специалиста на системном уровне, остается крайне высокой.

Исследования показали, что качество профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой — потребности личности в получении конкурентоспособных знаний.

С этих позиций проблема развития методологии формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза требует отдельного научного исследования.

Исследование и опыт практической работы в высшей школе позволили выделить противоречия между:

• современными требованиями рынка труда к качеству вузовского образования и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессом;

• инновационными процессами в профессиональном образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образовательных услуг;

• потребностями личности в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии, обеспечивающем ее конкурентную позицию на рынке труда и социальную защищенность в обществе, и возможностью их удовлетворения в условиях вуза;

• необходимостью гарантированного качества предоставляемых вузом образовательных услуг и неразработанностью методологического аппарата его достижения;

• уровнем развития теории и практики внедрения систем обеспечения качества в различных социальных системах и степенью освоения данного направления образовательной практикой в высшей школе.

Разрешение выделенных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении подходов к разработке системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза.

Цель исследования — разработка методологии и организационно-педагогических подходов к формированию системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза как основы повышения конкурентоспособности его выпускников на рынке труда.

Объект исследования — система профессиональной подготовки специалиста в условиях высшей технической школы.

Предметом исследования выступает система обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза.

Гипотеза исследования заключается в том, что требуемое качество профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза будет обеспечено, если:

• ведущей методологической целью процесса обеспечения качества является создание условий одновременного удовлетворения, с одной стороны, потребностей рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой — потребностей личности в получении конкурентоспособных знаний;

• система обеспечения качества профессиональной подготовки рассматривается как совокупность программно-методического, дидактического, технологического, технического, организационного и информационного обеспечения, направленного на поддержание целостности образовательного процесса и формирование системы ключевых профессиональных компетенций специалиста как основы его конкурентоспособности на рынке труда;

• формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза осуществляется на основе комплекса маркетинга специалиста, оценки потребительной стоимости образовательной услуги, ресурсного и процессуального обеспечения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-педагогические аспекты качества профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза и на их основе выявить ведущие тенденции и принципы формирования системы обеспечения качества.

2. Обосновать совокупность положений, определяющих методологию формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста.

3. Разработать концептуальную модель формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза.

4. Определить и обосновать организационно-педагогические средства формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать научно-практические рекомендации по внедрению системы обеспечения качества профессиональной подготовки в образовательную деятельность, оценить эффективность достигнутых результатов.

Теоретико-методологическая база исследования:

• философские учения о качестве (Аристотель, Г. Гегель, Д. Локк, К. Маркс и др.);

• теории профессиональной педагогики, социализации и профессионализации личности в процессе обучения, интеграции и дифференциации профессиональной подготовки (Н.Е. Астафьева, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, A.JI. Денисова, В. В. Краевский, В. М. Максимова, Н. В. Молоткова, В.А. Сла-стенин, Н. Ф. Талызина и др.);

• концепции развития методологии образования (Ю.К. Бабанский, A.JI. Денисова, В. И. Журавлев, Б. М. Кедров, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Т. Ю. Ломакина, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, П.И. Пидкаси-стый, Г. П. Щедровицкий и др.);

• концепции педагогического проектирования и моделирования образовательных систем и технологий (B.C. Андреев, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, Г. И. Ибрагимов, A.A. Кирсанов, М. М. Поташник, В. В. Шапкин и др.);

• теории личности и деятельности, в частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. Ф. Добрынин, Г. А. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн) — о механизмах персонализации личности и ее развитии в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, В.П. Тугаринов) — единстве теоретического и практического мышления (A.B. Брушлинский, Г. С. Костюк, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Н.С. Пряжников) — о ведущем (определяющем) виде деятельности (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Элько-нин) — об индивидуальности и ее развитии (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, И.И. Рез-вицкий и др.);

• теория систем и принципы их моделирования и развития (Р. Акофф, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и др.);

• общие принципы и закономерности теории управления в социальных системах (В.Г. Афанасьев, А. И. Берг, М. К. Бочаров, Н. Винер, Д.М. Гви-шиани, Д. Форрестер и др.), программно-целевого управления образовательными системами (Г.С. Поспелов, М. М. Поташник, А. Г. Соколов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — идеи управления учебным процессом (Г.Н. Александров, С. И. Архангельский, Ю. А. Белый, В. П. Беспалько, A.M. Дорошкевич, З. Д. Жуковская, Т. А. Ильина, В. Е. Котов, A.M. Матюшкин, А. Г. Молибог, Н. Ф. Талызина, И. И. Тихонов и др.);

• концепция Всеобщего менеджмента качества (TQM);

• концепции фундаментализации образования (А.П. Моисеев, Ю. М. Осипов, Р. И. Павленис, В. А. Роменец, В. П. Сергиевский, А. И. Субетто,.

A.И. Суханов, У. Ройас и др.);

• методология общей квалиметрии образования (И.А. Зимняя,.

B.П. Понасюк, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, Г. П. Щедровский и др.);

• концепции построения критериально-оценочной системы обучения (А. П. Беляева, И. А. Ивлиева и др.);

• теоретические основы оценки качества образовательных услуг (Г.Е. Володина, О. В. Голосов, A.JI. Денисова, А. П. Егоршин, В. Н. Козлов, В. Г. Колосова, Э. М. Коротков, И. Я. Лернер, Т. И. Руднева, H.A. Селезнева и др •);

• положения о сущности педагогического процесса с позиций приобретения им свойств целостности (Ю.П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, З. И. Васильева, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова и др.), об общих особенностях педагогических инновационных явлений (A.A. Арламов, М. С. Бургин, В. И. Журавлев, В.И. Загвя-зинский, Н.Р. Юсуфбекова), об управлении инновационными процессами (X. Барнет, Дж. Бассет, Д. Гамельтон, Н. Гросс, Р. Карлсон, М. Майлз, А. Ха-берман и др.);

• положения о принципах формирования современного рынка труда и перспективных потребностей в специалистах (B.C. Буланова, Б. М. Генкин, А. Л. Денисова, E.H. Жильцов, В. А. Квасницкий, Л. А. Костин, А. Э. Котляр, И. С. Маслова, Н. В. Молоткова, С. Н. Никитин, А. Ф. Ленкин, С. А. Фабричнов, A.A. Ченцов, А. Г. Шатохин и др.).

Кроме того, анализировались исследования по проблемам различных аспектов управления вузомсодержания и особенностей управленческой деятельности руководства вузапостроения критериальной системы оценки качества и эффективности педагогического процесса, деятельности преподавателейсовершенствования и оценки качества преподаванияпроектирования технологий обучения и построения систем управления педагогическими структурами.

Методы исследования:

• теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения философской, педагогической и методической литературы;

• анализ законодательных и нормативных актов и документов федерального и регионального уровня, образовательных стандартов, квалификационных характеристик и т. п. с целью изучения характера и содержания деятельности специалиста, уточнения требований к его профессионально значимым характеристикам;

• диалектический метод рассмотрения проблемы в целом;

• методы педагогического моделирования, системный анализ профессиональной деятельности, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент;

• методы педагогической диагностики: анкетный опрос, наблюдение, тестирование и т. п.;

• статистические методы обработки результатов исследования.

Методы теоретического анализа использовались на всех этапах исследования, начиная с изучения литературных источников. Методы педагогической диагностики применялись для анализа готовности абитуриентов к обучению в вузе, доступности образовательных программ, результатов опытно-экспериментальной работы. Метод моделирования использовался для объяснения и описание изучаемого объекта — процесса обеспечения качества подготовки специалиста в условиях образовательного пространства технического вуза.

Методы эмпирического исследования основаны на непосредственном опыте и связаны с анкетированием субъектов образовательного процесса по проблемам качества, с изучением результатов деятельности вуза и его структурных подразделений, с мониторингом образовательного процесса.

Опытно-экспериментальная база исследования. Основной экспериментальной базой явились факультеты Тамбовского государственного технического университета (Тамбовского института химического машиностроения). Экспериментальные исследования включали в себя: статистический анализанализ социального заказа на подготовку специалистаразработку региональной составляющей государственных образовательных стандартовсоздание системы внутривузовского обеспечения качестваразработку и апробацию методик обучения в рамках изучения отдельных дисциплин, междисциплинарных курсов, курсового и дипломного проектирования, контроля готовности выпускников к профессиональной деятельности. В эксперименте принимали участие сотрудники, профессорско-преподавательский состав вузов, студенты. В целом исследованием было охвачено свыше 7000 человек.

Исследование проводилось поэтапно, начиная с 1979 года.

I этап (1979 — 1986 гг.) — исследование проблемы качества обучения студентов младших курсов. Изучались пути обеспечения готовности абитуриентов к обучению в вузе, повышения качества подготовки и отбора абитуриентов, активизации самостоятельной работы студентов, внедрения в учебный процесс автоматизированных систем контроля знаний и обучающих систем, мотивации труда преподавателей и студентов.

II этап (1987 — 1996 гг.) — этап проектирования технологий обучения, обеспечивающих качество подготовки специалиста в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов (с 1992 г.). Одновременно исследовались проблемы управления познавательной деятельностью студентов, контроля этой деятельности, уделялось особое внимание профессиональной подготовке специалистов-экономистов. Осуществлялись эксперименты по реализации новых, более эффективных технологий обучения, созданию инновационных учебных заведений системы довузовского образования. Разрабатывались учебные пособия, способствующие созданию профессионально-ориентированной среды специалиста.

III этап (1997 — 2000 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, определение методологических подходов, построение гипотез и моделей системы обеспечения качества подготовки специалиста в вузеисследовалась роль и место университета и преподавателей в системе обеспечения качества, действие основных механизмов обеспечения качества: инновационной основы деятельности, новых информационных технологий, контроля и самоконтроля, фун-даментализации подготовки, довузовской подготовки. Этому этапу сопутствовала опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялись гипотезы, создавалась методическая база для внедрения результатов исследования в практику работы кафедр и факультетов ТГТУ.

IV этап (2001 — 2004 гг.) — формирующий этап исследования, включающий систематизацию и теоретическое обобщение результатов исследования, осмысление материалов исследования, реализацию основных положений в монографиях, научных статьях и учебно-методических рекомендациях, апробацию их в образовательном процессе и внедрение в педагогическую практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе учета тенденций формирования конкурентной среды в экономике России и системы ее кадрового обеспечения, сложившейся практики профессиональной подготовки специалиста в условиях высшей школы, разработана методология формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки в вузе как основы повышения конкурентоспособности его выпускников на рынке труда.

В частности:

• разработан комплекс теоретических положений, определяющий методологию формирования системы обеспечения качества подготовки специалиста, базирующийся на положениях системного подхода как основы построения механизма согласования спроса и предложения на рынке труда;

• на основе предложенной концепции обеспечения качества разработана гибкая вариативная система организации профессиональной подготовки специалиста с позиций соответствия ее целевой направленности, интегративной сущности содержания, комплексной мотивации участников образовательного процесса требованиям оценочно-критериальной системы качества образовательного процесса;

• определены пути достижения опережающего (прогнозируемого) качества профессиональной подготовки на основе системного представления и раскрытия сущности процессов управления, ресурсного обеспечения и контроля образовательной деятельности вуза.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней:

• развита методология проектирования образовательных систем, ориентированных на обеспечение качества подготовки специалиста;

• предложен новый научно-методический подход к обеспечению качества, основанный на реализации системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов;

• раскрыта сущность процесса обеспечения качества как механизма одновременной реализации требований к подготовке профессионально-компетентных специалистов и потребностей этих специалистов в их социальной защищенности в обществе;

• раскрыта сущность системы обеспечения качества как целеустремленной, открытой, саморазвивающейся системы в условиях нарастания процессов информатизации всех сфер общественного производства в контексте глобализации;

• предложен комплекс теоретических положений, определяющих концепцию формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы для повышения качества профессиональной подготовки за счет того, что в диссертации описаны и апробированы на практике:

• специальные условия, которые необходимо создать для обеспечения взаимной заинтересованности и согласованности деятельности субъектов образовательного процесса в контексте подготовки конкурентоспособного специалиста;

• методы рефлексии основных системных процедур, обеспечивающих гибкость и мобильность образовательной структуры вуза в процессе достижения заданного качества, ориентированного на удовлетворение перспективных потребностей рынка труда в специалистах соответствующей квалификации;

• система требований, реализация которых обеспечивает инновационную направленность образовательного процесса как основную характеристику качества образовательных услуг.

Методология формирования системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического университета адаптивна и может быть использована в процессе подготовки специалистов любого профиля.

Самостоятельное практическое значение имеют.

1. Концептуальная модель формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в условиях технического вуза как основа управления знаниями в системе педагогического менеджмента.

2. Технология мониторинга и методика оценки инновационное&tradeобразовательной среды вуза.

3. Комплекс средств учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза (технологическая карта дисциплины, анкета оценки потребительной стоимости образовательной услуги, шкала оценки значимости дидактической единицы в структуре учебного плана и др.), отражающего специфику формирования регионального и вузовского компонентов образовательного стандарта.

4. Оценочно-критериальный комплекс, методика комплексной оценки качества специалиста как основа процессов самообследования вуза, организации контроля, самоконтроля и самооценки.

5. Научно-методические рекомендации по внедрению системы обеспечения качества профессиональной подготовки в образовательную деятельность вуза.

Практическая значимость исследования заключается также в том, что его результаты применялись при активном участии автора диссертации для разработки:

• комплекса методического обеспечения (учебные программы, учебные и методические пособия, структурно-логические схемы, междисциплинарные модули), позволяющего осуществлять фундаментальную подготовку специалиста в соответствии с требованиями современных наукоемких производств;

• образовательных стандартов и технологий обучения в контексте деятельностной, субъектно-ориентированной парадигмы образования.

В работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

1 Концепция обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста в техническом вузе, определяющая'.

• механизм учета тенденций, перспектив и стратегических приоритетов развития социально-экономической системы России;

• направленность деятельности образовательной структуры на системную интеграцию науки, образования, культуры и производства;

• инновационность образовательной среды вуза как основу активизации образовательного процесса и актуализации стратегических приоритетов развития образовательной системы;

• создание условий эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса и всех заинтересованных в его результатах сторон как основу конкурентоспособности образовательного учреждения на региональном рынке образовательных услуг;

• теоретическую, методологическую и методическую направленность образовательных технологий на формирование системы ключевых профессиональных компетенций специалиста;

2 Комплекс теоретических положений, определяющих методологию формирования системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза, в частности:

• система обеспечения качества профессиональной подготовки формируется как система управления знаниями;

• система обеспечения качества профессиональной подготовки имеет четырехуровневую иерархию, включающую уровень маркетинга специалиста, оценочно-критериальный, ресурсный и регулятивный уровни, на каждом из которых выполняются соответствующие функции и виды деятельности, направленные на достижение стратегических приоритетов обеспечения качества;

• система обеспечения качества профессиональной подготовки строится на основе принципов TQM и реализуется по схеме: «структура — функционирование — развитие», обеспечивая соответствие всех компонентов образовательной системы изменениям, происходящим в науке, технике, технологиях, экономике, и, как следствие, трансформацию нового педагогического знания в практику подготовки специалиста;

• система обеспечения качества профессиональной подготовки рассматривается как совокупность интеллектуальных инструментальных средств познания, программно-методического, дидактического, технологического, технического, организационного и информационного обеспечения, направленная на обеспечение целостности образовательного процесса и формирование системы ключевых профессиональных компетенций специалиста как основы его конкурентоспособности на рынке труда.

3 Организационно-педагогические средства формирования системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вузах.

• инструментальные средства формирования комплекса маркетинга специалиста, представляющие собой совокупность приемов, подходов и методов, обеспечивающих изучение текущих и перспективных потребностей рынка труда, оценку потребительной стоимости образовательных услуг, организацию педагогического мониторинга как основы оценки качества образовательного процесса, разработку и выведение на региональный рынок новых образовательных услуг, администрирование образовательных проектов;

• механизм проектирования системы обеспечения качества, адекватно отражающий тенденции интеграции науки, культуры, производства и образования и включающий процедуры оценки конкурентной позиции образовательного учреждения, практики профессиональной подготовки, степени удовлетворения текущих и перспективных потребностей рынка труда;

• модель системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалиста, отражающая системность структурной организации процессов обеспечения качества и ее адаптивность регулятивным функциям управления профессиональным образованием в условиях технического вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования по мере его продвижения и конечные результаты неоднократно обсуждались на учебно-методических комиссиях Ученого совета ТГТУ, семинарах научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии в обучении» ТГТУ.

Результаты исследования докладывались:

На международных конференциях: «Дистанционное обучение и новые технологии в образовании» (Москва, 1994, Москва 1996) — «Качество инженерного образования» (Брянск, 2000) — «Проблемы и практика инженерного образования» (Томск, 2000) — «Университетское образование» (Пенза, 2002) — «Формирование профессиональной культуры специалиста в XXI веке в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2002) — на международных конгрессах по проблемам инженерного образования: (Висмар, Германия, 2000; Бангкок, Таиланд, 2001; Глазго, Великобритания, 2002; Кэрнс, Австралия, 2003).

На научно-практических конференциях: «Вуз и регион» (Тамбов, 1994) — «Управление развитием образовательных учреждений» (Тамбов, 1996) — «Вопросы целевой контрактной подготовки специалистов» (Орел, 2001) — «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт.

Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования" (Санкт-Петербург, 2002) — «Оценка качества подготовки выпускников экономических и юридических вузов профессиональным сообществом» (Саратов 2002).

На Всероссийских научных конференциях: «Научно-методическое обеспечение развития высшего образования в России» (Москва, 1999) — «Организация обучения студентов в магистратуре. Проблемы и их решение» (Н. Новгород, 1999) — «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» (Москва, 2000) — «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (Дубна, 2000) — «Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля» (Н. Новгород, 2002) — «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2002) — «Конкурентоспособность российского химико-технологического образования» (Москва, 2000) — «Информационные технологии в образовании» (Москва: МИФИ, 2000).

На седьмом симпозиуме «Квалиметрия человека и образование: методология и практика» (Москва: НИИ ВШ, 1998) — на региональном научно-методическом семинаре «Качество инженерного образования» (Тамбов, 2001) и др.

Материалы исследований были положены в основу курсов лекций на факультете переподготовки преподавательских кадров Тамбовского государственного технического университета, в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования.

Основные положения исследования (концептуальная модель обеспечения качества, принципы формирования модели специалиста, функционирования механизмов обеспечения качества подготовки специалистов) проходили проверку и были использованы в образовательной деятельности вузов Москвы, Воронежа, Липецка, Тамбова.

По результатам исследования опубликованы четыре монографии, пять учебных и методических пособий, в том числе с грифом УМО и Минобразования России, методические рекомендации, статьи, учебные программы и другие работы. Общее количество опубликованных работ по теме диссертации составляет 97 наименований объемом 128 п. л., из них материалы, подготовленные лично автором, составляют 73,9 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке системы качества вуза к сертификации (см. Приложение 5), при внедрении как целостной системы обеспечения качества подготовки специалиста в вузе, так и ее отдельных компонентов: технологии мониторинга и методики оценки иннова-ционности образовательной среды вуза, оценочно-критериального комплекса оценки качества специалиста, комплекса средств создания учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза.

Основными резервами повышения эффективности системы обеспечения качества подготовки специалиста в вузе являются: освоение всего многообразия видов управления качеством и, в первую очередь, управление с неполной информацией о состоянии выхода (прогностическая модель специалиста) — акцент в технологии обеспечения качества на обеспечение качества развития вузараспространение сферы влияния технологии обеспечения качества на все административные уровни вуза.

Основными направлениями дальнейших исследований являются: сближение международного опыта разработки систем качества с отечественными системами управления качеством в сфере образованияразработка принципов формирования критериального мышления (на основе единых критериев оценки) субъектов образовательного процессаразработка научно-обоснованных программ повышения квалификации педагогических кадров в целях овладения методологией обеспечения качества и использованием ее инструментальных средств в практике профессионального образования.

Основное содержание диссертации полностью опубликовано в монографиях, научных статьях, учебных пособиях и брошюрах, отчетах о выполненных НИР, учебно-методических работах, материалах научных конференций (всего 97 наименований).

Заключение

.

Проведенные практические и экспериментальные исследования по формированию системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза подтвердили актуальность и значимость проблемы, правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать вывод о том, что задачи исследования решены, а поставленная цель достигнута.

Эффективность рассматриваемой в работе системы обеспечения качества определяется: ее направленностью на достижение интегративного результата (качества) на основе согласованности целей функционирования и развития отдельных компонентов и системы в целомее гибкостью, многоуровневостью и вариативностью с позиции обеспечения согласованности, оптимальности системы и сбалансированности спроса и предложения на рынке образовательных услуг с учетом социальных условий и характеристик объектов деятельностиотражением в системе синергетических связей и закономерностей, предполагающих относительную самостоятельность функционирования и развития отдельных подсистем, определение степеней свободы, способствующих инновационному развитиюдостижением требуемого качества профессиональной подготовки за счет наличия системы коммуникаций, четкого распределения функций, полномочий и ответственности с целью устранения возможного дублирования функций, обеспечения контроля, оперативного педагогического и управленческого воздействий, и, как следствие, предупреждения возможных конфликтных ситуаций.

Как показало исследование, главной методологической целью подготовки современного специалиста является обеспечение его готовности к профессиональной деятельности (профессиональной компетентности) в условиях наукоемкого, высокотехнологического производства и изменяющейся социальной среды.

Теоретические и методологические аспекты решения проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки опираются на два системообразующих компонента: цель подготовки и результат подготовки, на системный и комплексный подходы к выбору инвариантных средств обеспечения качества.

В исследовании обоснованно показано, что обеспечение качества подготовки специалиста осуществляется на системном уровнесистема обеспечения качества рассматривается в трех измерениях: структура — функционированиеразвитие. Главным методическим принципом создания, функционирования и развития системы обеспечения качества является обеспечение соответствия содержания, методов, форм организации, средств обучения тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях, в экономике и в системе подготовки специалистов.

С учетом выявленных особенностей процесса обеспечения качества функционирование системы обеспечения качества должно подчиняться законам функционирования целеустремленных систем, ориентированных на прогностическую модель специалиста и формируемых таким образом, чтобы иметь возможность прогнозировать ожидаемый результат профессиональной подготовки и технологию его достижения на этапе вхождения в образовательный процесс. Технология обеспечения качества подготовки специалиста проектируется на основе комплексного и системного анализа как требований к профессиональной компетентности современного специалиста, так и требований к формированию системы обеспечения качества, учета всех основных факторов, влияющих на качество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему / Я. Аавиксоо // ВВШ. 2002.-№ 6.- С.3−8.
  2. Ю.П. Статистический контроль условие совершенствования качества продукции / Ю. П. Адлер // Автомобильная промышленность США.- 1987.- № 11.-С.30−38.
  3. Г. Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество.- 1994.- № 1,2.
  4. Р. О целеустремленных системах: Пер. с англ./Р. Акофф, Ф. Эмери- Под ред. И. А. Ушакова. -М.: Сов. радио, 1974.- 272 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  6. Ю.М. Квалиметрия в приборостроении / Ю. М. Андрианов, А. И. Субетто.- Л.: Машиностроение, 1990. 216 с.
  7. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
  8. Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях (теоретико-методологический аспект)/Н.Е. Астафьева- Под общ. науч. ред. А. П. Беляевой. СПб.-Тамбов: ИПКРО, 1997.127 с.
  9. Н.Е. Отбор содержания для составления моделей сценариев педагогических программных средств / Н. Е. Астафьева, Г. А. Шешерина. -Тамбов: ИПКРО, 1994. 56 с.
  10. Н.Е. Система управления качеством: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения. Проблемы непрерывного образования / Н. Е. Астафьева, Л. В. Филатьева // Образование в регионе.- 1998. № 1. -С. 9−15.
  11. Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателя профессиональныхучебных заведений: Дис. д-ра пед. наук /Н.Е. Астафьева.- СПб: ИПТО РАО, 1997.-386 с.
  12. В.Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев.- М.: Политиздат, 1997.-382 с.
  13. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Ба-банский. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  14. Н. Управление качеством образования / Н. Багаутди-нова, Д. Новиков //Стандарты и качество. 2002.- № 9.- С. 68−73.
  15. JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции / JI.M. Бадалов.- М.: Экономика, 1982. -205 с.
  16. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Моногр. / В. И. Байденко. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-440 с.
  17. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы: Моногр. / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-296 с.
  18. С.Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев. М.: Машиностроение, 1984.-671 с.
  19. С.Я. Теоретические основы подготовки квалифицированных рабочих и методологические основы исследований / С. Я. Батышев // Методологические основы исследований в области педагогики и психологии профтехобразования. М.- 1975. — С. 15−47.
  20. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дис.докт. пед. наук / Е. П. Белозерцев. JL, 1990.
  21. В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка / В. Я. Белобрагин.- М.: Изд-во стандартов, 1994, — 235 с.
  22. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах/А.П. Беляева. -М.: Высш. шк., 1991, 208 с.
  23. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки/А.П. Беляева. СПб., 1975.- 64 с.
  24. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание/Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  26. И. В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  27. Г. Н., Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции/ Г. Н. Бобровников, А. И. Клебанов.- М.: Изд-во стандартов, 1984. 230 с.
  28. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия/ Ю. В. Богатин.- М.: Изд-во стандартов, 1991. 196 с.
  29. A.A. Стандартизация статистических методов управления качеством/ A.A. Богатырев, Ю. Д. Филиппов.- М.: Изд-во стандартов, 1990.156 с.
  30. В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства/ В. В. Бойцов.- М.: Машиностроение, 1982. -245 с.
  31. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. -№ 4.-С. 29−35.
  32. Бор М. З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика/ М. З. Бор. М.: ДИС, 1998. — 144 с.
  33. М.К. Наука управления: новый подход (точка зрения ученого) / М. К. Бочаров. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  34. Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знания: Дис. д-ра пед. наук / Е. П. Бочарова. СПб., 1996.
  35. B.B. Экономические методы управления качеством строительной продукции/ В. В. Бузырев.- Л.: Лениздат, 1980. -142 с.
  36. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие / A.A. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. 207 е.: ил.
  37. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография / A.A. Вербицкий.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  38. В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития/В.Г. Версан.- М.: Изд-во Акад. Информатизации, 1994.-86 с.
  39. Н.В. Система управления качеством промышленной продукции (экономический аспект проблемы): Автореф. дис. на. д-ра эконом, наук / Н. В. Войтоловский.-Л.: ЛЭФИ, 1970.
  40. Н.В. Формирование механизма управления качеством продукции в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. на. д-ра эконом, наук / Н. В. Войтоловский. СПб: СПб УЭФ, 1994.
  41. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах/ А. И. Вроейнстийн. М.: МНЭПУ, 2000.-180 с.
  42. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. -М.: Горячая линия Телеком, 2001. — 600 с.: ил.
  43. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития/В.М. Жураковский, В. М. Приходько, В. Н. Луканин, В. М. Мануйлов, Б. С. Митин, И. В. Федоров, М. Н. Вражнова. М.: ЗАО «РИК Русанова», 1997. — 200 с.
  44. A.M. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учеб. пособие /A.M. Герасимов, И. П. Логинов.- М.: АПК и ПРО, 2001. 64 с.
  45. .И. Лекция. Методические указания и программа проверки качества лекционного курса / Б. И. Герасимов, Н. П. Пучков.- Тамбов: ТИХМ, 1990.- 11 с.
  46. .И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества: Моногр. / Б. И. Герасимов.-Тамбов: ТГТУ, 1998.72 с.
  47. .С. Методологические проблемы стандартизации в образовании/ Б. С. Гершунский, В. М. Березовский // Педагогика.- 1993.- № 1.
  48. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б. С. Гершунский.- М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -120 с.
  49. A.B. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / A.B. Гличев //Стандарты и качество.- 1992.- № 11. С.16−19.
  50. A.B. Реформирование экономики и фактор качества (К методологии вопроса) / A.B. Гличев // Стандарты и качество. 1997. -№ 4.- С. 6264.
  51. A.B. Что такое качество? / A.B. Гличев, В. П. Панов, Г. Г. Азгальдов .- М.: Экономика, 1968. 215 с.
  52. Е. Качество образования в системе обучения управления качеством / Е. Горбашко // Стандарты и качество. 2001. — № 10. — С. 20−22.
  53. O.A. Создание систем менеджмента качества в организации: Моногр./ O.A. Горленко, В. В. Мирошников.- М.: Машиностроение 1, 2002. — 126 е.: ил.
  54. Г. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики/ Г. В. Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 1. — С. 28−34.
  55. В.В. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр./В.В. Давыдов- Под ред. В. В. Давыдова и Д. А. Леонтьева. М.: Из-во АПН СССР, 1990. — 180 с.
  56. С.И. Непрерывная подготовка научных и научно-педагогических кадров в Техническом институте ТГТУ / С. И. Дворецкий, Н. П. Пучков, В. П. Таров // Вестник ТГТУ. 2000. — Т. 6, № 2. — С. 326−331.
  57. Д.С. Управление затратами при формировании качетсва промышленной продукции /Д.С. Демиденко.- СПб.: СПб УЭФ, 1995. 96 с.
  58. A.JI. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов / А. Л. Денисова.- Ташкент: ИПО им. Ибн Сины, 1993. 195 с.
  59. A. JI. Концепция качества информационных услуг / A.JI. Денисова.- М.: Междун. академ. информ., 1998. 100 с.
  60. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. на. д-ра пед. наук.-М., 1994.-Т.1.-436 с.
  61. А.Л. Управление качеством информационных услуг / А. Л. Денисова.- М.: Перспектива, 2001−192 с.
  62. О. Институциональная оценка: стратегия качества / Обзор зарубежных источников / О. Долженко // Aima mater, 1996.- № 1.- С. 31−35- № 2.-С. 28−31.
  63. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. д-ра пед. наук / З. Д. Жуковская. СПб., 1994.
  64. В.М. Высшее техническое образование / В.М. Жура-ковский- Под ред. В. М. Жураковского.- М., 1998. 304 с.
  65. Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки/Л.Н. Журбенко. Казань: Мастер Лайн, 1999. — 160 с.
  66. Л.Н. Теоретические и методические основы многопрофильной математической подготовки студентов технологического университета: Дис. д-ра пед. наук / Л. Н. Журбенко.- Казань, 1999.
  67. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема / Ю. М. Забродин // Прикладная психология.- 1997.- С. 3−9.
  68. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1981.-160 с.
  69. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования/В .И. Загвязинский. Тюмень, 1995. — 98 с.
  70. И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования: Моногр. / И. А. Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышова.- СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2001. 152 с.
  71. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки / И. А. Ивлиева. СПб.: Радом, 1998. — 143 с.
  72. С.Д. Управление качеством: Учеб. для вузов / С. Д. Ильенкова, Н.Д.Ильенкова- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998.-199 с.
  73. Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной/ Г. Ильин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64−69.
  74. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности)/ Г. Л. Ильин. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  75. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972.-Вып. 1. — 72 с.
  76. К. Японские методы управления качеством/К. Исикава.-М.: Экономика, 1988. -246 с.
  77. С.Я. Фундаментализация обучения в вузе как основа повышения его качества/С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева// Педагогическое образование и наука, С. 12−14.
  78. Е.М. Опыт определения затрат на обеспечение и повышение качества продукции в машиностроении / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко.- JL: ЛДНТП, 1982. 27 с.
  79. В. А. Проблемы управления качеством в вузах/В.А. Качалов// Стандарты и качество. -2000. -№ 10. С.96−100.
  80. В.Е. Введение в социальную философию/В.Е. Кемеров. -М.: Аспект Пресс, 1996. 145 с.
  81. A.A. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе/А.А. Кирсанов, А. М. Кочнев. Казань: АБАК, 1999.-290 с.
  82. A.A. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей школы / A.A. Кирсанов- Под ред. A.A. Кирсанова, В. Г. Иванова, Л. И. Гурье Казань: Карпол, 1997.-293 с.
  83. A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста: Моногр./А.А. Кирсанов. Казань: КГТУ, 2000. — 228 с. ил.
  84. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов/Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  85. А.Е. Экономическая метрология/А.Е. Когут.- JL: Наука, 1990.- 189 с.
  86. JI.A. Управление качеством продукции в промышленности США/Л.А. Конарева.- М.: Наука, 1977. -256 с.
  87. В.В. Фундаментализация профессионального образования специалиста в технологическом университете: Моногр./ В. В. Кондратьев. -Казань: КГТУ, 2000.- 323 е.: ил.
  88. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста/ Э. Коротков// Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 7278.
  89. Ю.Д. Рефлексивно-ценностная концепция управления в новых условиях хозяйствования. Дис. д-ра социальн. наук. М., 1991.
  90. Н. К проблеме оценки качества подготовки специали-стов/Н. Крикунов// Альма матер. 2002.- № 4.- С.9−12.
  91. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дис. д-ра пед. наук / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1998.
  92. Л.Д. Современная математика и ее преподавание/JI.Д. Кудрявцев. -М.: Наука, 1980.-143 с.
  93. В. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании/В. кузнецов, В. О. Кузнецова // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 36−40.
  94. Н.В. Методы системного педагогического исследова-ния/Н.В. Кузьмина. Л., 1980. — 243 с.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
  96. A.A. Звезды качества / A.A. Лапидус // Стандарты и качество. 1997. — № 7, — С. 47−53.
  97. B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика./В.С. Леднев- Под. ред. B.C. Ледне-ва, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М.: Моск. псих.-соц. ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. — 384 с.
  98. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев.-Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  100. .Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев.- М.: Педагогика, 1983.
  101. В. Система качества для образовательных услуг/В. Логачев // Высшее образование в России. 2001.- № 1. — С. 20−24.
  102. Д.С. Экономика качества продукции/Д.С. Львов.- М.: Экономика, 1972. -316 с.
  103. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории/Е. Майминас // Вопросы экономики, -1997, -№ 11, — С.86−95.
  104. Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, H.H. Мельникова.- М.: Педагогическое общество России, 1999. -96 с.
  105. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402. — М.: Изд. стандартов. — 1988.
  106. С.М. Длинные волны в экономике: когда общество меняет кожу/ С. М. Меньшиков, Л. А. Клименко.- М.: Междунар. отношения, 1989.- 246 с.
  107. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, A.B. Олейник, B.C. Соболев, С. А. Степанов.-СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2003. 220 с.
  108. .С. Основные направления и программа развития инженерного образования в России/ Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов.- М.: Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. 57 с.
  109. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции/Г.А. Монахова // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 52−55.
  110. О.В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования: Дис. канд. пед. наук /О.В. Морева.- Тюмень, 1996.-192 с.
  111. Г. И. Профессиональная культура и компетентность/Г.И. На-зин.- Copiright® 2001. Surgut State Universiti, mailto: webmaster.
  112. ИЗ. Научные основы проектирования образовательных программ в системе обеспечения качества профессиональной подготовки менеджера / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова, Б. И. Герасимов, Г. Н. Алексеева. М.: Машиностроение-!, 2003. — 96 с.
  113. A.M. Методология образования/А.М. Новиков. М.: Эг-вес, 2002. — 320 с.
  114. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах: Науч.-метод. пособие/Т.Г. Новикова. -М.: АПК и ПРО, 2002. 112 с.
  115. H.A. Современные проблемы внутрифирменной подготовки кадров и виртуальный генезис управления человеческими ресурсами/Н.А. Носов// Прикладная психология. 1997.- С. 19−29.
  116. В. Н., Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии / В. Н. Нуждин, С. Д. Коровкин, Т.Г. Каданце-ва // Проблемы информатизации высшей школы. -1998. -№ 1−2. С. 135−151.
  117. Об образовании: Федеральный закон от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ// Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию.- 1996. -№ 2. С. 2.
  118. Образование: скрытое сокровище: Докл. междунар. Комис. по образованию XXI века, предоставл. для ЮНЕСКО. М.: ЮНЕСКО, 1997. — 295 с.
  119. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие/В.Ю. Огвоздин. М.: Дело и сервис, 1999. — 160 с.
  120. О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования России. 2002.- № 2.-С.2−31.
  121. В.В. Всеобщее управление качеством: Учеб./ В.В. Окре-пилов. СПб.: СПб УЭФ, 1996. — 454 с.
  122. О национальной доктрине образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ. 2000. -№ 11.-С.3−13.
  123. Отчет о научно-исследовательской работе Института среднего профессионального образования за 1994 г. Казань: ИССО РАО, 1995.
  124. В.П. Системное управление качеством образования в школе /В.П. Панасюк- Под ред. А. И. Субетто. Изд. 2-е. Спб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
  125. В.А. Экономика метрологического обеспечения качества продукции и ресурсосбережения/В.А. Патричный.- М.: Изд-во стандартов, 1990.-242 с.
  126. A.B. Психология: Слов. / A.B. Петровский- Под общ. ред. A.B. Ветровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  127. В.Ф. Образование и культура: аспект гуманизации. Итоги XX века: гуманизация образования проблемы и перспективы: Сб. науч. докл. междунар. науч.-метод. конф./В.Ф. Печенко.- Витебск, 1998.-Ч.1. — С.8−12.
  128. Э.П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект/Э.П. Печерская.- М. МСЭУ, 2003. 282 с.
  129. Л.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог. вузов и педагог, колледжей / Л.И. Пидкасистый- Под ред. Л.И. Пидкасисто-го.-М., 1996.-602 с.
  130. М.М. Управление качеством образования: Практикоори-ентированная моногр. и метод, пособие/ М.М. Поташник- Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  131. A.M. Советский энциклопедический словарь / A.M. Прохоров- Под ред. A.M. Прохорова. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -1600 е.: ил.
  132. Н.П. К вопросу обеспечения качества подготовки специалиста / Н. П. Пучков // Вестник ТГТУ. 2002. — Т. 8, № 1. — С. 157−164.
  133. Н.П. К вопросу оценки качества подготовки специалистов в системе высшего образования / Н. П. Пучков // Университетское образование: Сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2002. — С. 271−273.
  134. Н. П. Математика в экономике / Н. П. Пучков, А.JI. Денисова, A.B. Щербакова.- Тамбов: ТГТУ, 2000.- 93 с.
  135. Н.П. Математическая подготовка специалиста в процессе становления его информационной культуры / Н. П. Пучков, A.B. Щербакова // Изв. РАЕН. Дифференц. уравнения (Рязань). 2001. — № 5. — С. 147−149.
  136. Н.П. Математическая подготовка экономистов целевого назначения / Н. П. Пучков, A.B. Щербакова // Качество и региональные аспекты экономики: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов, 1999. — С. 15−16.
  137. Н.П. Математический аппарат как средство обучения экономике / Н. П. Пучков // Вестник ТГТУ. 2001. — Т. № 4. — С. 680−687.
  138. Н.П. Методологические основы использования информационных технологий в процессе подготовки экономиста в техническом вузе / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова //Вестник ТГТУ. 2000. — Т. 6, № 2. — С. 311−325.
  139. Н.П. Методологические подходы к обеспечению качества профессиональной подготовки экономиста в процессе изучения образовательной области «Математика» / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова, A.B. Щербакова.- М.: Машиностроение-1. 2003. 140с.
  140. Н.П. Научно-методические аспекты обеспечения качества и инновационной деятельности технического вуза машиностроительного профиля: Моногр./ Н. П. Пучков, С. И. Дворецкий, В. П. Таров.- М.: Машиностроение-1. 2004.- 181 с.
  141. Н.П. Образовательные услуги вуза/ Н.П.Пучков// Вестник ТГТУ. 2002. — Т.8.- № з. — С. 535−543.
  142. Н.П. Основные задачи математического образования будущего инженера и педагогические проблемы обучения математике в техническом вузе / Н. П. Пучков // Тр. 2-го Рос. семинара по инженерному образованию. Тамбов: ТГТУ, 2001. — С. 118−121.
  143. Н.П. Преподаватель в системе обеспечения качества / Н. П. Пучков // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф-Воронеж. 2002. 4.1 — С. 132−135.
  144. Н.П. Развитие творческих качеств специалиста в процессе изучения курса математики в вузе / Н. П. Пучков, A.B. Щербакова // Вестник ТГТУ. Сер. Естественные и технические науки. Тамбов, 2003.- Т.8, Вып. 3.-С. 438−440.
  145. Н.П. Роль технического университета в развитии инженерного образования на региональном уровне / Н. П. Пучков, С. И. Дворецкий, В. П. Таров // Регионология. 2000. — № 32/33. — С. 80−87.
  146. Н.П. Самооценка как механизм обеспечения качества подготовки специалистов / Н. П. Пучков // Оценка качества подготовки выпускников экономических и юридических вузов профессиональным сообществом: На-уч.-практ. конф. Саратов, 2002. — С. 62−65.
  147. Н.П. Экономическая подготовка специалистов в техническом университете / Н.П.Пучков// Вестник ТГТУ. 2002. — Т.8, № 4. — С. 673 679.
  148. Э.П. Экспертные методы в оценке качества товаров / Э. П. Райхман, Г. Г. Азгальдов.- М.: Экономика, 1974.- 151 с.
  149. М.С. Фактор самореализации личности / М. С. Савина // Человеческие ресурсы. 2001.- № 4.- С.33−36.
  150. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Дис. д-ра пед. наук / М. С. Савина. -М., 1993 г.
  151. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция: доклад / H.A. Селезнева. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.
  152. H.A. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально программный подход/Н.А. Селезнева- Под науч. ред. H.A. Селезневой, А. И. Субетто.-М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 199 с.
  153. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента / В. П. Симонов // Педагогика.- 1994.- № 1. — С. 14−18.
  154. М.Н. Содержание общего среднего образования / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: РАО, 1981.
  155. Г. Б. Управление качеством образования в университете на основе мнения потребителя образовательных услуг / Г. Б. Скок, Е. А. Лебедева // Университетское образование: практика и анализ. Екатеринбург, 2001. — № 3 (18).-С. 72−77.
  156. В.А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин.- М.- 2001. 478 с.
  157. В.М. Стандарты в управлении качеством образования / В. М. Соколов. -Н. Новгород. Нижегород. ун-т, 1993. 127 с.
  158. В.Н. Система качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). Учеб. пособие / В. Н. Спицнадель. -СПб.: Изд. дом Бизнес-пресса, 2000.- 336 с.
  159. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования / А. И. Субетто // Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования. М.: Петр, акад. Наук и искусств. — 1992.
  160. А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах / А. Суханов //Высшее образование в России. 1996. -№ 3. — С.17−33.
  161. С чего начинается качество? / Б. Бойцов, Ю. Шленов, Ю. Крянев, Ю. Азаров, Ю. Копырин // Высшее образование в России. 2000. — № 1. -С.40−46.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 344 с.
  163. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке / Ю.Т. Татур-М.: Госкомвуз РФ, 1994. 62 с.
  164. П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента) / П. И. Третьяков. М., 1995.-204 с.
  165. П. И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  166. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. Академия проблем качества России. М.: АО ТКБ Интерсертифика, 1997.
  167. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. -М.: Вита-Пресс, 1998. 256 е.: ил.
  168. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992.
  169. А. Контроль качества продукции / А. Фейгенбаум.- М.: Экономика, 1986. -175 с.
  170. Л.И. Обратная связь в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования / Л. И. Фишман.- СПб., 1993. -393 с.
  171. Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университета / С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, Н. П. Пучков, Ю.Х. Ахо-хов // Вестник ТГТУ. 2002.- Т.8, № 4. — Рубрика 5А.- репринт № 06, 80 с.
  172. Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. X. Харрингтон.- М.: Экономика, 1990.- 323 с.
  173. Н. Высшая школа XXI века: проблема качества / Н. Че-бышев, В. Каган // Высшее образование в России.- 2000.- № 1.- С. 19−26.
  174. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ИНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  175. В.Д. Проблема системогенезиса профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  176. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие / В. Д. Шадриков.- М.: Издательская корпорация Логос, 1996. -320 с.
  177. А.Д. Качество и информация / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество, — 1996.- № 4.- С.30−33.
  178. Л.Л. Внедрение метода непрерывного совершенствования качества в американских высших учебных заведениях / Л.Л. Шестакова// Сертификация.-1995.-№ 1.
  179. С.Е. Школа: мониторинг качества образования/ С.Е. Ши-шов, В. А. Кальней. М.: Пед. общество России, 2000. — 320 е.: Прил.
  180. С. Тенденции социально-экономического развития и ИДО взрослых/ С. Щенников // Альма матер.- 2002.- № 7.- С. 21−28.
  181. A.B. Методика формирования у учащихся элементов информационной культуры специалиста в процессе изучения курса математики в условиях экономического лицея: Дис. канд. пед. наук / A.B. Щербакова.-Тамбов, 1998.-213 с.
  182. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1978. 391 с.
  183. Японская экономическая модель: возможности применения в возрождающейся России // Вопросы экономики.-1992.-№ 9.
  184. Ball С. What the hell is quality? // С. Ball. Fitness for Purpose.- Guildford: SRHE. 1985.
  185. Continuous teacher training in a technical university based on the integration programmes/ S. V. Mischenko, S. I. Dvoretsky, N. P. Puchkov, V.P. Tarov //6th UICEE ANNUAL CONFERENCE ON ENGINEERING EDUCATION, Cairns, Australia, 2003, S. 45−48.
  186. Harvey L. Defining Quality / L. Harvey, P. Green // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. — Vol. 18.1. — P. 9−34.
  187. Puchkov N.P. A complex evaluation of the education quality of university graduates / N.P.Puchkov // 3rd Global Congress on engineering education. -Glasgow, United Kingdom, 2002. P. 200−202.
  188. Технология изучения перспективных потребностей рынка труда в выпускникахсистемы профессионального образования
  189. Этап Содержание этапа Методы реализации Информационная база Ожидаемый результат1 2 3 4 5
Заполнить форму текущей работой