Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Формирование волевых качеств ребенка через прикладное творчество (ручной труд)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учёными-психологами разрабатываются различные аспекты развития волевых качеств в разновозрастных группах. В частности аспекты развития волевых качеств у дошкольников разрабатывал В. В. Котырло. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников волевых качеств: организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности, усидчивости. Формированию… Читать ещё >

Введение. Формирование волевых качеств ребенка через прикладное творчество (ручной труд) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников волевых качеств: организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности, усидчивости.

Формирование воли важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду.

Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность дошкольника за востребованность в будущем. Однако несмотря на очевидность этого, исследование волевых качеств дошкольника не получило должного освещения в психолого-педагогической науке последних десятилетий. Причин тому немало. Одна из главных — большой интерес ученых к изучению психологических аспектов обучения и резервов усвоения при внедрении различных образовательных технологий. Влияние волевых качеств на учебную деятельность и развитие его личности посредством прикладного творчества исследовалось меньше. Исключение составляет незначительное число работ, выполненных в последние годы и посвященных всеобщим проблемам воли и волевой регуляции (А.Г. Асмолов, А. В. Быков, Ю. А. Васильева, А. И. Фролов, С. А. Шапкин, Е.П. Ильин). О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В. Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Монтессори, К. Д. Ушинский.

Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.

Художественный ручной труд — это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, развитие волевых качеств личности, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста, мы используем разнообразные материалы, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Все выше изложенное позволило определить тему исследования для курсовой работы: «Формирование волевых качеств у старшего дошкольника через ручной труд».

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации ручного труда дошкольников в целях формирования у них волевых качеств.

Объект работы — воспитание волевых качеств у детей старшей старшего возраста посредством ручного труда.

Предмет работы — процесс осуществления формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду.

Гипотеза: в дошкольном возрасте волевая сфера развивается комплексно, т. е. развитие одного волевого качества ведет за собой развитие другого волевого качества.

Задачи данной работы:

  • 1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «воля»;
  • 2. Охарактеризовать особенности и возможности детей дошкольного возраста;
  • 3. Изучить и проанализировать проявления волевых качеств у дошкольников через ручной труд;
  • 4. Предложить методы и формы работы воспитателя с дошкольниками по формированию волевых качеств у детей дошкольного возраста.

Методы исследования по данной теме:

  • 1. Анализ психолого-педагогической литературе, посвященной данной проблеме;
  • 2. Наблюдение;
  • 3. Беседы и анкетирование родителей.

Теоретическую основу исследования формирования волевых качеств составляют изучения отечественных и зарубежных учёных. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л. И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

Учёными-психологами разрабатываются различные аспекты развития волевых качеств в разновозрастных группах. В частности аспекты развития волевых качеств у дошкольников разрабатывал В. В. Котырло.

С позиций советской психологии воля и волевые качества не являются врожденными, развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвоения социального опыта и разнообразных видов деятельности.

Формированию волевых качеств личности уделяли внимание русские педагоги П. П. Каптеров, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, В. В. Сухомлинский и др. Они отмечали единство нравственных и волевых качеств.

Утверждение единства сознания и деятельности является важным положением советской психология (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

База исследования: МКДОУ № 4 «Катюша», г. Лодейное Поле.

Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по 1 и 2 главе, заключения, списка литературы, приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой