Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике
    • 1. Психолого-педагогические основы формирования самоконтроля у младших школьников
    • 2. Состояние разработанности методики формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике
    • 3. Анализ состояния практики развития самоконтроля у учащихся начальных классов
  • Глава II. Основы методики формирования самоконтроля у младших школьников
    • 4. Основные положения и особенности методики формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике
    • 5. Система упражнений и заданий по формированию самоконтроля у учащихся начальных классов в процессе обучения математике
    • 6. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы

Формирование умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие в нашей стране единой системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация связаны с кардинальным усилением развивающей и воспитывающей функций обучения.

Результаты фундаментальных психолого-педагогических исследований В. В. Давыдова, J1.B. Занкова, Д. Б. Эльконина и др. убедительно показывают, что эти цели могут быть достигнуты за счет существенного усиления внимания к ориентации обучения, прежде всего, на формирование учебной деятельности младших школьников как ведущей деятельности учащихся 6−10-летнего возраста. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности (38,48, 168).

Превращение ребенка в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя, сверстников, родителей и т. д.

В структуре учебной деятельности ее компоненты (потребность и мотивы, учебные задачи и их реализация в учебных действиях, контроль и оценка) всегда взаимосвязаны, и учебную деятельность нельзя свести ни к одному из этих компонентов в отдельности. Роль действия контроля и оценки многогранна и априорно значима, поскольку, если для детей действия полноценного контроля и объективной оценки своих достижений станут повседневной нормой, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда (167).

Анализ состояния практики обучения математике в начальных классах показывает, что действия контроля и оценки относятся преимущественно к компетенции учителей.

При этом из целостной структуры учебной деятельности выпадает именно планомерный контроль и оценка его персональной результативности со стороны ребенка. Этот компонент изымается и присваивается учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать в силу недостаточности мотивации.

Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.

Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, еще Ю. К. Бабанский подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с «формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль и т. д.» .

Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В. В. Давыдова (39, 40), П. Я. Гальперина (33), А .Я. Арет (11), Н. Д. Левитова (80), Т. Н. Гаваковой (31), В. В. Чебышевой (158), Л. Б. Ительсон (58), Г. А. Собие-вой (139) и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю. К. Бабанского (15), С. И. Архангельского (13), Б. П. Есипова (44), Л. В. Жарова (46). В исследованиях А. С. Лынды, Н. И. Кувшинова, П. М. Эрдниева определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов (74, 75, 91,92).

Работы Т. И. Гаваковой (31), Ю. О. Овакимян (106), А. А. Громовой (36), С. П. Кукла (76, 77), А. Д. Никулиной (101), С. Е. Царевой (155, 156), Р.Н. Ши-ковой (163, 164) и др. позволяют выявить некоторые особенности контрольно-оценочных действий у детей младшего и старшего школьного возраста и педагогические условия их формирования.

Однако результаты этих исследований недостаточно полно раскрывают проблему самоконтроля в процессе обучения математике младших школьников. Между тем самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление, так как позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:

• противоречием между результатами психолого-педагогических исследований и состоянием практики формирования самоконтроля у учащихся в процессе обучения математике в начальных классах;

• невозможностью полноценного развития учебной деятельности в процессе обучения математике младших школьников без целенаправленного формирования самоконтроля- (ф • неразработанностью методики обучения математике, эффективно влияющей на формирование самоконтроля младших школьников.

Проблема исследования состоит в выявлении возможных путей и средств формирования приемов самоконтроля у учащихся в процессе обучения математике в начальных классах.

Цель исследования — разработка методики формирования приемов самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике.

Объект исследования — процесс обучения младших школьников математике.

Предмет исследования — организация деятельности учащихся, направленная на формирование самоконтроля в процессе обучения математике в начальных классах.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что если в процесс обучения математике в начальных классах будет внедрена специальная система упражнений, отвечающая определенным требованиям, и соответствующая методика организации учебной деятельности учащихся, то это будет способствовать формированию у младших школьников умений самоконтроля и повышению качества знаний.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований в области формирования самоконтроля.

2. Определить состояние разработанности методики формирования и практики развития умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике.

3. Разработать основы методики формирования приемов самоконтроля в процессе обучения математике, более полно учитывающей возрастные и познавательные особенности учащихся младшего школьного возраста.

4. Определить требования, разработать-систему упражнений и заданий, нацеленных на формирование самоконтроля у младших школьников, и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики в процессе обучения математике учащихся начальных классов.

Для решения этих задач использовались методы педагогического исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

• прямое и косвенное наблюдение уроков;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• опросы и анкетирование учителей, родителей и беседы с учителями и учащимися;

• педагогический эксперимент.

Методологической основой исследования явились философские и психологические теории развития личности Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, И. И. Резвицского, концепция формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, основные положения теории учебной деятельности В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся Л. В. Выготского, Л. В. Занкова.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2004 годы и включало три этапа. На первом этапе (1999 — 2000 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников, определялся уровень сформированное&tradeсамоконтроля у младших школьников, проводилось анкетирование учителей, наблюдение за их работой.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) проводился поисковый эксперимент, разрабатывались и апробировались различные задания по формированию самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике.

На третьем этапе (2002 — 2004гг.) проводился обучающий эксперимент, обобщались результаты исследования, делались выводы. Экспериментальной базой исследования служили школы № № 5, 8,38,46 г. Махачкала.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

1. Обоснована зависимость уровня сформированности умений самоконтроля от различных форм организации учебной деятельности учащихся;

2. Сформулированы требования, и на их основе разработана система упражнений, обеспечивающая целенаправленное формирование умений самоконтроля у учащихся;

3. Разработана методика, обеспечивающая успешное развитие самоконтроля в процессе обучения математике на основе поэтапного формирования у младших школьников умений самоконтроля.

На защиту выносятся:

1. Основные положения методики формирования умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике.

2. Система упражнений по развитию разнообразных приемов самоконтроля учащихся на уроках математики в начальных классах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика и система упражнений могут быть использованы в процессе работы учителями и методистами при совершенствовании программ и учебных пособий для школы, педколледжей, педуниверситетов, а также при построении новых и совершенствовании сложившихся курсов.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечивается:

• многообразием и полнотой изученного фактического материала;

• широким набором методов исследования, соответствующих поставленным задачам;

• опорой на результаты: фундаментальных психолого-педагогических и методических исследований;

• поэтапным построением и данными эксперимента, включающим повторную проверку полученных результатов;

• результатами применения нашей методики в процессе эксперимента и в практике обучения, ее положительной оценкой учителями.

Апробация результатов исследования и их внедрение.

Основные положения, результаты и материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по проблемам начального образования (2001 — 2004 гг.), на заседаниях научно-методического семинара кафедры MHO ДГПУ (2000 — 2003 гг.), на внутриву-зовской научной сессии аспирантов, соискателей и преподавателей ДГПУ, на семинаре учителей начальных классов СШ № 8 и № 38 г. Махачкала (2003 г.).

Результаты исследования частично внедрены в форме спецсеминара «Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике». Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения конкретных задач исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

1. Установлено, что разработанные в педагогической психологии положения, характеризующие общие механизмы формирования умений самоконтроля, не в полной мере используются в практике обучения математике учащихся начальных классов.

2. Выявлено, что недостаточная разработанность методики формирования умений самоконтроля у младших школьников отрицательно сказывается на результатах работы учителей. Анализ состояния практики показывает, что в условиях традиционного обучения умения и навыки самоконтроля вырабатываются стихийно, не целенаправленно. Вследствие этого мы обнаружили низкий уровень сформированности умений самоконтроля у младших по годам обучения, отсутствие динамики их развития, заметных сдвигов продвижения с 1-го по 3-й классы.

3. Разработаны основы методики поэтапного формирования умений самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике.

4. Определены основные требования и на их основе разработана система упражнений, обеспечивающая формирование разнообразных приемов самоконтроля у учащихся начальных классов.

5. Полученные в ходе исследования результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Формирование самоконтроля на основе разработанной нами методики способствовало глубокому осмыслению знаний, активизации мыслительных операций, развитию речи и мышления учащихся. Положительное влияние на ход процесса обучения оказывал возросший у учащихся уровень ответственного отношения к учению, устойчивого интереса к самоконтролю.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Метод, пособие. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Г. И. Исследование процесса формирования самоконтроля у учащихся профтехучилищ в производственном обучении: дис.канд.пед. наук. М., 1969. 274 с.
  3. Г. И. Исследование процесса формирования самоконтроля у чащихся профтехучилищ в производственном обучении: Автореф.дис. канд.пед. наук. М., 1969.-38 с.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  5. .Г. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335 с. 12.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т.2. — С.237.
  7. .Г. Психология педагогической оценки / Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — С. 128−268.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 318 с.
  9. А.Н. Организация контроля и самоконтроля текущей успеваемости студентов при изучении курса высшей математики. — Минск:1970.-Вып. 1.-С. 152−155.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональой системы. -М.: Наука, 1980 г.-197с.
  11. А .Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореф. дис. докт. пед наук. Л., 1964. — 39 с.
  12. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.139 с.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 312 с.
  14. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика. 1980. — № 3. — С. 99−106
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  16. Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 81−89.
  17. НЛ. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  18. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В2. х т. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — с. 63.
  20. Д.Н., Менчинская H.J1. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Учпедиз., 1959. 347 с.
  21. Д.П., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — 337 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-286 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследования. М., «Просвещение», 1968. — 464 с.
  24. М.М., Попова А. А. Модуль комплексной системы оперативного контроля и регулирования. Челябинск, 2000. — 60 с.
  25. Н.Ф. Использование элементов самоконтроля при обучении письменным вычислениям. В кн. «Новое в начальном обучении математике». М.: Педагогика, 1970. — С. 32 — 41.
  26. В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителя и учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1986.
  27. А.П. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков //Начальная школа. 1988. — № 1.
  28. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  29. Л.С. Собрание сочинение: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  30. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-254 с.
  31. Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5−8 классов в учебной деятельности. Дис. канд. пед. наук, Киев, 1964 г. — 244 с.
  32. П.П. Эффективность разных форм проверок и оценки знаний учащихся по физике: Дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 216 с.
  33. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. -1979. № 4. — С.79−90.
  34. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  35. В., Ильясов И. И. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: МГУ, 1982. — 72 с.
  36. А.А. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  37. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М: Просвещение, 1983. — 144 с.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  39. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. Томск: Пеленг, 1992. — 111 с.
  40. И.В. Исследование эффективности самостоятельной работы и самоконтроля на уроке (на материале занятий по трудовому обучению): дис. канд.пед. наук. М., 1966. — 211 с.
  41. М.Е., Михайлов П. А. Обратная связь и ее функции в процессе обучения. В кн.: Пути повышения эффективности учебно-познавательного процесса в педагогическом вузе. — Челябинск, 1979. — С. 99−107.
  42. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.:дом педагогики, 1996. — 208 с.
  43. Н.В. Соотношение знаний и практических умений в содержании учебного предмета: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980.-16с.
  44. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
  45. В.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Учпедгиз, 1961.-240 с.
  46. JI.B. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся: Учебное пособие к спецкурсу. JL: ЛГПИ, 1986.
  47. JI.B. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1982. — 75 с.
  48. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа. — 1996. — 432 с.
  49. А.В. Генезис самооценки. Дис. докт. психол. наук. М.: 1989, -350с.
  50. А.В. Функция контрольно-оценочных действий в структуре учебной деятельности: В кн. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М.: Педагогика, 1977. — С. 115−124
  51. А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. В кн. «Формирование учебной деятельности школьников». М.: Педагогика, 1982.-С. 107−114.
  52. Т.В. Использование игры при проверке вычислительных навыков //Начальная школа. -1988- № 1.
  53. Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984.-144 с.
  54. B.C. Развитие навыков самоконтроля у учащихся начальной школы / Ученые записки Омского пединститута. Вып. 19,1963. С. 19−45.
  55. Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  56. Истомина Н. Б, Шикова Р. Н. Формирование умения решать задачи различными способами //Начальная школа. 1985.- № 9, с.26−31.
  57. И.И. Структура процесса учения. -М.: МГУ, 1986. 200 с.
  58. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 1972. 264 с.
  59. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении. // Вопросы психологии. 1961. — № 2. — С. 5−16.
  60. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении. Вопросы психологии. 1961. — № 2. -С. — 7−9.
  61. Кабанова-Меллер Е. И. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1962.-376 с.
  62. Кабанова-Меллер Е. К. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  63. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — № 6. — С.96
  64. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  65. М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л.: ЛГПИ, 1981. — 68 с.
  66. П.Ф. Педагогическая психология. СПб.: 1914. — с. 113.
  67. Э.Н. Дифференцированные задания при работе над ошибками в решении задач // Начальная школа. 1985. — № 9. — С.32−34.
  68. Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков // Начальная школа. -1989. -№ 10. С.42−46.
  69. В.А., Ковалевский И. Г. Из опыта организации самоконтроля школьников // Физика в школе. 1990. — № 4. — С. 22−23
  70. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: 1989. — 271 с.
  71. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М: Наука, 1980.-256с.
  72. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методол. анализ). М.: «Педагогика», 1977. — 264 с.
  73. В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1976.-304 с.
  74. Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль учащихся в производственном обучении.//Вопросы психологии. -1961. -№ 2.
  75. Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения // Вопр. психологии. 1958. — № 1. — С. 107−116.
  76. Г. П. Взаимоконтроль и самоконтроль на уроке, как средствоповышения качества знаний учащихся. Омск, 1982. -19 с.
  77. Г. П. Самоконтроль как необходимый компонент самостоятельной работы учащихся: Межвузовский сборник научных трудов /Челяб.гос.пед.ун-т, Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С.95−96
  78. Н.Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников Дис.. кавд. пед. наук. Ставрополь, 1996. — 241 с.
  79. Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики.- М.: Просвещение. 1978. — 126 с.
  80. Н.Д. О психологических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.-344 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.. — М.:1. Политиздат, 1977. 304 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1983.-382 с.
  84. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-№ 3,-С. 19−20.
  85. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Сов. педагогика.1965.-№ 3.-С. 115−127.
  86. Х.И. Групповая работа на уроке. М., «Знание», 1975. — № 7.- 64 с.
  87. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., «Просвещение», 1968. с.41−45.
  88. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Просвещение, 1980.-С. 134.
  89. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. школа, 1979.-157 с.
  90. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. школа, 1979.-С. 214−229.
  91. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учеб. пособие. М.: Изд-во МОПИ, 1973. -173 с.
  92. А.С. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся // Школа и производство. 1977. — № 8. — С.52−54.
  93. И.Н. Воспитание привычки самоконтроля у учащихся. -В кн.: Начальная школа, Ч. 1. -М., 1948. -С. 212−216.
  94. В.Н. Система опорных схем при формировании внетаблич-ного умножения и деления // Начальная школа. 1982. — № 2. С.42−45
  95. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1976.-32с.
  96. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении // Народное образование. 1974. — № 3. — С. 124−127.
  97. О.И. Формирование самоконтроля у первоклассников. Дис. канд. пед. Наук. -М.: 1989. № 6, с.35−37.
  98. М.П. Приемы проверки устных вычислительных навыков учащихся // Начальная школа. 1982. -№ 11. С.31−43
  99. Г. С. Самоконтроль человека / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.191, (2) с.
  100. Г. С. Самоконтроль человека // Вестник Ленинградского ун-та. 1987. — № 13. — С. 48−54.
  101. Г. С. Соотношение понятий самоуправление, саморе1улирова-ния и самоконтроля. Вестник ЛГУ.- Серия 6,-1985. № 27. — С.49−55
  102. Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 19−32.
  103. А.Д. Формирование у первоклассников навыков проверки арифметических действий // Начальная школа. 1989. — № 6. С.35−37.
  104. Ю.О. и др. Технические средства самоконтроля при обучении школьников. М.: Просвещение, 1968. С. 19−20
  105. Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1969. — 24 с.
  106. Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Дис. канд. пед. наук. М., 1969. — 251 с.
  107. Д.О. О выработке самоконтроля в процессе труда: Тез. докл. на 2 съезде Общества психологов. Выпуск 2. М.: 1963.-219 с.
  108. А.К. Саморегуляции деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986. 77 с.
  109. Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании. Афтореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1958. — 21 с.
  110. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 637 с.
  111. Педагогика: Учебн. пособие для студентов/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 602 с.
  112. Е.И. Устная проверка знаний учащихся. М.: Учпедиз-дат, 1955.-306 с.
  113. А.В., Черепанов Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С. 18−25.
  114. Л.А. Принцип обратной связи: (некоторые философ, и методол. проблемы управления.). М.: Мысль, 1965. — 276 с.
  115. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  116. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ, 1978. — 77 с.
  117. Л.Г. Об особенностях формирования самоконтроля в трудовых действиях у учащихся 5−8 классов. // Вопр. психологии. 1966. — № 1. — С. 80−86.
  118. Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. 2-е изд. — М.: Паука, 1976. — 448 с. «
  119. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. -141 с.
  120. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. -Томск: Пеленг, 1997. 28 с.
  121. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  122. З.А., Колошин И. П. Психологические условия политехнического метода обучения. В кн. «Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности». М.: Просвещение, 1969. — С. 17−41.
  123. Н.А. Зрительный графический контроль.// Вопросы психологии. 1959. — № 4. — С. 91- 98.
  124. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АНСССР, 1958. — 147 с.
  125. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989.
  126. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  127. Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания: Психологические исследования.-М.: 1970.-С. 152−162.
  128. Л.И., Арет А. Я. Самовоспитание школьника. М.: Педагогика 1976,-160 с.
  129. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. -144 с.
  130. Е.Н. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми. Дис. канд. пси-хол. наук.-М, 1970.- 106с.
  131. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986. С. 75
  132. В.А. Формирование действия контроля в учебной деятельности младших школьников. -М.: Педагогика, 1977. С.63−81.
  133. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  134. Дж. Основы начала психологии и ее применения к воспитанию. Пер. с англ. М.Ш., В. И. Водовозова. СПб., 1902. — 364 с.
  135. Ф.Ф. Развитие самостоятельности на уроках математики // Начальная школа. 1974. — № 3. С. 47−51.
  136. А.К. Психологические особенности воспитания самоконтроля у учащихся 1−3 классов в учебной работе. Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1952.-241с.
  137. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965. — 48 с.
  138. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.
  139. Г. А. Формирование навыка самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языка // Вопросы психологии. -1964. -С. 49−65.
  140. И.В. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся // советская педагогика. 1962. — № 2. — С.45−55.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 343 с.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1989. 175 с.
  143. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: МГУ, 1983.-234с.
  144. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. 208 с.
  145. С.П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью. Дис. канд. пед. наук. -М.: 1967, 178 с.
  146. Н.Н. Оценочная деятельность учащихся // Теория и практика развивающего обучения. В. 9. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. -123 с
  147. Н.Н. Саморазвитие личности обучающихся основа формирования интеллектуальных умений // Личность. Труд. Экономика. Образование: Вести. Челяб. гос. пед. ун-та. — 1995. — № 1. — С. 1 12−133.
  148. М.Н. Дидактические функции проверки знаний учащихся и реализация их методом выборочных ответов: Дис. канд. пед. наук. -Л, 1973.-199 с.
  149. А.В. Анализ усвоения учащимися научных понятий. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. С. 117−121
  150. К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: просвещение, 1968. — 557 с.
  151. К. Д. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. -340с.
  152. И.Т. Формирование навыка самоконтроля в умении // Народное образование. 1962. — № 6. — С. 64−66.
  153. Фридман JL М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160с.
  154. JI.M. Логико-психологический анализ школьных задач. -М.: Педагогика, 1977. 208 с.
  155. С.Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля //Начальная школа. 1984. — № 2. С. 43 — 47.
  156. С.Е. Различные способы решения задач и различные формы записи решения // Начальная школа. 1982. — № 2. С. 39−43.
  157. С.Е. Один из способов проверки решения задачи //Начальная школа. 1988. — № 9. С.39−42
  158. В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения. В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М., 1962. — С. 77−141.
  159. С.М. Учить самоконтролю // Математика в школе. 1979. -№ 6.-С. 27−30.
  160. Т.Н. Активизация учения школников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  161. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. -М.:1. Знание, 1964.-63 с.
  162. .Ю. Учение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. М.: Педагогика, 1973. -156 с.
  163. Р.Н. Дифференцированный подход к способу проверки решения задач // Начальная школа. 1983. — № 1. С. 44−48.
  164. Р.Н. Решение задач различными способами //Начальная школа. -1973.-№ 11.С.48−51
  165. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студ. пед. унтов. -М.: Просвещение,
  166. Г. И. Формирование познавательных интересов в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 230с.
  167. Д.Б. Избранные психологические труды / М.: — Педагогика, 1989.-С. 554(1) с.
  168. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  169. Эль-Хадари С. Зависимость эффективности усвоения знаний от характераконтроля. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1973. 22 с.
  170. П.М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике. М.: Учпедгиз, 1957. — 70 с.
  171. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  172. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  173. В.А. Обучение как процесс управления. Л.:ЛГУ, 1988. -159 с.
  174. З.Н. Дидактические основы самоконтроля знания: Метод, рекомендации. Челябинск, 1983. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой