Формирование творческой активности студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи
Диссертация
Проблема исследования и ее актуальность. Профессиональное становление будущего дизайнера зависит от начальных стадий художественной подготовки в высшем учебном заведении. Особое значение при этом являются занятия живописью, как отражение целостного мировосприятия, визуализации образов окружающей предметной среды, красоты мира и духовного развития человека, а также комплекса его качеств… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ
- 1. 1. Из истории и современное состояние теории и практики обучения живописной деятельности обучающихся
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой активности студентов-дизайнеров в обучении живописи
- 1. 3. Концептуальная модель педагогической системы формирования творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучения живописи
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА НАЧАЛЬНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
- 2. 1. Особенности организации экспериментального исследования
- 2. 2. Реализация педагогической системы формирования творческой активности студентов дизайнерских факультетов на начальных стадиях обучения живописи
- 2. 3. Основные результаты экспериментального обучения и их анализ
- Выводы по главе II
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско- психологическая концепция Л. Рубинштейна. Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989.-243 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. —291 с.
- Ажгихин Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук, М. 1996.
- Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е, исправленное и дополненное изд. М.: Советский художник, 1986 — 326с.
- Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно- творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Автореферат дисс. к.п.н. — М., 1992.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. — М., Искусство, 1940. — 132 с: ил.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, I960.- 486 с: ил.
- Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976. 13−35.
- Антропова М. В1., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Дифференциация обучения: Педагогическая и- физиолого-гигиеническая оценка. // Педагогика- 1992, № 9−10.
- Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. — Донецк: ЕАИ- Пресс, 2001.-160 с.
- Афасижев*М.Н. Западные концепции художественного творчества: 2-е изд., перераб.- и доп. — М.: Высш. шк., 1990.
- Бабанский' Ю. К. Методы обучения^ в современной общеобразовательной школе-Ml: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. избранные педагогические труды / Сист. М. Ю: Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560с.
- Беда Г. В: Живопись. М., 1986.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989. 238 с. ил.
- Белютин Э.М. Начальные сведенияпо живописи. М., 1955. 19: Бердяев- Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.-608 с.
- Бердяев Н.А. Философияг творчества* культуры, и искусства. — В 2- хт. Т. 1.-М., 1994.
- Г. Беспалов Б. И. Действие. Психологический механизм действия визуального мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1984*. — 189 с&bdquo-: ил.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии’обучения. — М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки, специалистов: Учебно-методическое пособие — М.: Высшая* школа^ 1989. — 144 с.
- Братченко Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология. М. М5. Бахтин и философия культуры XX в. Проблемы бахтинологии. СПб., 1991.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 167 с.
- Вартанова О. Основы живописи: полный курс живописи и рисунка. М., 1994.
- Васильев А.А. Акварель (живопись натюрморта). Краснодар, 1999.
- Васильев А.А. История и теория развития* художественного^ образования. — Краснодар, 2003 —212с.
- Ветрова И.Б. Неформальня*композиция. От образа к творчеству. — М.: 2004'.- 174с.:ил
- Вилкова А.А. Формирование компетентности в области живописи" у специалиста-дизайнера в вузе. Автореферат дисс. к.п.н. — Ульяновск., 2007 — 26с.
- Виноградова Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции — http://www.eidos.ru/conf/
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1965.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.
- Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1981. — 115 с.
- Выгодский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. М., 1968.
- Галочкин А.И., Базарнова Н. Г., Миркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV симпозиума «Квалиметрия человека и образования» — М.: Иссл. центр, 1995 — 233 с.
- Галочкин А.И., Базарнова Н. Г., Миркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV симпозиума «Квалиметрия человека и образования» — М.: Иссл. центр, 1995 — 233 с.
- Гербен Р. Краткая история современной живописи.- М: Искусство- XXI век, 2006.- 320с: Ил.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). — М.:Совершенство, 1998 — 608 с.
- Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1965. — 525 с. — 433−456.
- Гинзбург Е.Я. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.-Л., 1940.
- Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. Особие. — 2-е изд.— М2004.- 120.: ил.
- Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971. 281 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — 433 с.
- Данилушкина А. Развитие творческих способностей студентов на занятиях композиции. Автореферат дисс. к.п.н. — Алмата., 1999- 18с.
- Денисов B.C. Восприятие цвета/ B.C. Денисов, М.В. Глазова- Часть 1.-М., 2008.-176с.
- Денисенко В.И., Гордиенко А. В. Основы теории изобразительной грамоты/ - КубГУ, 2004. — 58с.
- Денисенко В.И. Теория обучения изобразительному искусству: учеб.-метод. комплекс. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2008. 318с.
- Дейнека Д. А. Учитесь рисовать: Беседа с изучающими рисование., М.:Изд-воАХСССР, 1961.-224 с: ил.
- Дейнеко А. А. Из моей рабочей практики.-М.: Изд-во АН СССР, 1961.-174 с.
- Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках /Пер.с франц. М.Казениной. Вступит, ст. В.Прокофьева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960,-282 с: ил.
- Джуринский А.Н. История педагогики. — М.: Владос, 1999. — 343 с.
- Дизайн в высшей школе ВНИИТЭ, редактор Т. А. Арестова., 1994, 183с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962.- 314 с.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990. — 292 с.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М. Искусство, 1977 — 320 с.
- Ершов Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук, Ташкент. 1993.
- Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции. Дис. канд. пед. наук. М.: 1986. — 1977.
- Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. — М., 2009- 152с, илл.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. Вопросы психологии, 1977, № 4 — с. 76−78.
- Ермолаева-ТоминаЛ.Б. Психология художественного творчества.* - 2-е изд.-М., 2005. — 304с.
- Жаданова Л.А. Обучение живописи на пленере как процесс развития художественно-творческой- индивидуальности студентов: Диссертация к.п.н. — М., 2007. 180 с.
- Зива В: Ф. Инновационное дизайн- образование и процессы' его внедрения в практику //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть г. — Сочи. 2006. 49−52.
- Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа. Вопросы психологии. 1958. — № 5. G.63−76.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. канд., пед. наук. М'.:1980.- 187 с.
- Зинченко В.П., Статевич В. Н. Творчество в учебном рисунке: Учебное пособие — Рисунок, н/Д: РГПИИ, 1989. -52с.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. 1 Сформирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. — м.: Изд-во МГУ, 1969.-106 с
- Зинченко В.П., Домов Б. Ф. О функции движения руки и глаза в процессе восприятия Вопросы психологии. — 1960. — № I, -С. 29−41.
- Зурабян Т.С. Краскиразных времён М.Советская Россия 1969, 204 с.
- Игнатьев В.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека —М., 1968. — 32 с.
- Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1952.
- Игнатьев СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов — М., 2007. 208с.
- Ильина Т.А. Формирование концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. — М.: Знание, 1984. — 34−68.
- Иоханнес И. Искусство формы/ Пер: с немецкого и предисловие л. Монаховой-М.:2004.-136с: ил.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная^ методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2007.-1004с.
- Кардовский' Д.Н. Об* искусства: Воспоминания, статьи, письма Сост. Е. Д. Карлович. — М.: Изд-во АХ СССР- 1960.-340 с.
- Квач Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера. Автореферат дисс. к.п.н. — Нижний Новгород, 2005−18с.
- Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование- личностного развития ребенка. — М.-Вологда: ВРПУ, 1999. — 157 с. 89: Кириенко В. И. Целостное восприятие и художественные способности Вопросы психологии. — 1956, № 5, -С.67−77.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композиции. Монография— М.: МПГУ, 2005.- 120с.
- Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. — М., 2006.
- Ковешникова' Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). /Автореферат Дис. Док. Пед. наук.-М.', 2000.
- Константин Коровин вспоминает. М, 1971.
- Концепция образования! в России ХХЬ века. — М.: Министерство образования Российской федерации, 2000. — 412с.
- Кончаловский П.П. Мысли о художественном творчестве М., 1964.
- Корзинова Е. И! Интегрированные задания по*технической графике как средство развития' творческих способностей студентов художественно-графических факультетов: Диссертация к.п.н. — М. 1996, — 197с.
- Коробко Ю.В. Постановка глаза на живописное восприятие цвета: Монография-Краснодар. 2005. — 187с.
- Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописного качества цвет в работе с натуры4 студентов художественно-графического факультета. Диссертация д.п.н. — М. , 2006. 351с.
- Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерства акварельной живописи: Диссертация к.п.н. — М., 2003. 158с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М.: ИНТЕР, 1995, — 48с.
- Кроль В.М., Мордвинов В., Трифонов К. Психологическое обеспечение технологий образования // Высшее образование в России. — 1998. -№ 2. — С. 34−41.
- Кузин B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности Ученые записки № 50 Свердловского гос.пед. ин-та. — Свердловск, 1971. — 52−66.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвечение, 1971.— 142с.
- Кузин B.C. Психология. — М: Высшая школа, 1982. 256с.
- Лебеденко В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно графических факультетах. / Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. I. — М., Прометей, 1990. 171с.
- Ломов СП. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Диссертация д.п.н. — М., 2003. 339с.
- Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика. 1981.- 186с.
- Лернер И. Я Проблемное обучение. — М.: Знания, 1974. — 64с.
- Лернер И. Я Процесс обучения и его закономерности. — М: Знания, 1980.-95с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
- Лобанов Ю.Н., Токарева B.C., Сухинина М. А. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи / Обзорная информация. В. 10. — М.: НИИВО, 1999. — 64 с.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. — М. , 2006- 144с: ил.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М. 1983.
- Мануйлов В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. -2003. -№З.С117−123.
- Максимова С В. Творчество: созидание или деструкция? — М.: Академический проспект, 2006. — 204с. (Психологические технологи).
- Марков В. Фактура принципы творчества в пластических искусствах М. 2002. 68 с. ил.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с анг— СПб.: Питер, 2006.- 352с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.:1975.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию-М.: Просвещение, 1985−319с: ил.
- Мельник-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. К проблемам художественных способностей и их развития / Педагогика искусства и школа. Союз художников СССР. АПН СССР. М. 1982.
- Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: — 2-е изд. — Мн.: Беларусь, 2003 — 151с: ил.
- Молева Н, Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: 1953. -С. 210.
- Моляко В. А. Психология творческой деятельности. Киев: 1978, 47 с.132
- Моляко В. А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-технической деятельности. Киев: 1974. с.32
- Московская школа дизайн. Костюм и текстиль ВНИТЭ, ред. Л. В. Лысенко., 1994, 104с
- Назаров Ю.В. Особенности российского дизайн-образования. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 100−110.
- Новоселова О.В. Развитие эмоционально-образного восприятия у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей: Диссертация к.п.н. — М., 2006. 156с.
- Никитаев В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. — 34−44.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — 45−50.
- Окунев Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции. М., 1989.
- Оланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. М., 1962.
- Определения основных терминов дидактики высшей школы / Сост. Фокин Ю. Г. Обзорная информация НИИВО, вып. 4. — М: НИИВО, 1995. — 60 с.
- Панова Л.А. Принципы композиции натюрморта (на материале 1−2 курсов в системе подготовки художника-педагога) Автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. пед. наук, — 16 с. М. 1989.
- Петров-Водкин К. Пространство Эвклида Петербург Азбука.2000 765.с
- Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. — М., 2006−496с.
- Писхологический словарь — 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н.О.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. С-205.
- Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки: Сб. стат. / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ломов. — М.: Наука, 1989. -268 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. — М.- Наука, 1976. — 303 с.
- Понаморев Я. А Пихология творческого мышления. — М., АНП РСФСР, 1960:
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории. и истории/ Отв. ред. А. В. Брушлинский. — М.: ИПРАН, 1997. — 177 с.
- Психологический словарь 3-е изд. — Ростов н/Д., 2004. 484 — 485.
- Психология* процессов, художественного творчества. Академия наук СССР. Ленинград, 1980: С — 14.
- Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы, над натюрмортом: М: Просвещение, 1982.-160с.
- Ревякин П.П. Техника акварельной живописи: М., 1959.
- Ростовцев Н.К. Рисование с натуры как учебный предмет История, теория и методика Автореф. Дисер. пед. наук, М.: 1965- 33 с.
- Ростовцев Н.Н. и др: Рисунок, живопись, композиция. Ml, 1989:
- Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пос.-М.: Изобразительное искусство, 1983.-288с.:ил.
- Ростовцева Н.Н. Натюрморт. М.', 1974.
- Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты v изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного-изучения. М., 1982.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии: Учпедгиз, 1946, — 704 с.
- Рунин Б.М. О психологии импровизации. // Психология процессов художественного творчества. Сборник. — Л., 1980, с.45−57.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования, в-России // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — 29−37.
- Селевко Г. К. Технологии развивающего образования.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
- Селевко Г. С. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Селезнева Н-.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специальностям’с высшим образованием: учебное пособие. — М.: Иссл. центр, 1991. — 61 с.
- Сипьвеитров Д. В1 Пропедевтический курс Баухауза. 18.-
- Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина- - М: Академия, 2002. — 368 с. 164i Сихаев А. А. Активизация1 формирования художественных интересов студентов. — М, МГПИ, 1967. — 143 -157.
- Смирнов Г. Б. Живопись. М., 1975.
- Смирнов-Г.Б. Изобразительное искусство. Учебно-методическое пособие для студентов: 1977. М.,
- Смирнов Д. Педагогика Hi психология высшего* образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
- Современная дидактика / Под ред. Лернера И. Я., Журавлева-И.1 К. — М, 1994. -116 с.
- Стасевич В.Н. Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности: Еостов н/Д: Изд-тво Рост. пед. Унта, 2002. — 86с.
- Стернберг Р. Практический интеллект. / Под"ред. Стернберга пер. с англ. Щукиной К, Буткевич-Ю. — СПб., 2002. 272с. 154. Стернберг, Р: Григоренко Е. Л. Модель- структуры интеллекта Гилфорда' // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под. ред. Д. Б. Богоявлинской. — М., 1997.
- Стор И.Н. Декоративная живопись. Учебное пособие. М., 2004
- Стор И.Н. Система обучения живописи художников стилистов текстильной и легкой промышленности. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 75−81.
- Сурина М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайн». — М., Ростов н/Д., 2003.- 352с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.: МГУ, 1969. — 134 с.
- Тихоненко И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов: Диссертация к.п.н. — М., 2006. 147с.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб.: Речь, 2003.-96с.
- Туник Е. Е. Тест Е. Торренса диагностика креативности. Методическое руководство. 2002. СПб.- Стр. 5−195.
- Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1983.-47 с: ил.
- Унковский А.А. Цвет в живописи. — М., Просвещение, 1983.-63с.
- Унт И. Э. Ин дивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Фаворский В. А. О композиции. Искусство. — 1933., — № 1−2-С.1−7.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции / Вступит, ст. А. Н. Михалева. — Фрунзе: Киргизстан, 1966. — 77 с: ил.
- Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. -М.: Совет, художник, 1981 г.- 255 с: ил.
- Федоров А.Г., Шафранская Н. В. и др. История искусства зарубежных стран 17−18 веков. М., 1988.
- Философия и эстетика И. Канта проанализирована в трудах В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги М.Ф. Овсянникова и др. // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.5.
- Философский словарь/ И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1991. 449.
- Фрейд 3. Опсихоанализе. Пять лекций // История психологии. Период открытого кризиса: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. — М.: Изд. — во МГУ, 1992.-362 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника- Общ. ред. П. Гуревича. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фукин В.А. Дизайн во благо человека. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 81−85.
- Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.
- Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. — 2001. — № 1. — 4−10.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции http ://www.eidos .ru/conf/
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. — 1832- 1919. — М. Искусство, 1953. — 594 с: ил.
- Шегаль Г. М. Колорит в живописи: заметки художника. М. Искусство, 1957. — 76 с.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе /2-е изд. М Проовещение 1974. — 112 с: ил.
- Шорохов Е.В., Композиция: Учебник для студ-тов худож.-графич. факультетов педвузов. -М.: Просвещение, 1986. — 207с: ил.
- Юон К.Ф., Об искусстве / В 2-х т. М. Советский художник. 1959 т.1- 384 с: Ил. Т.2. — 285 с., ил.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под редакцией Л. Батышева. — М., АПО. 1999 — 440 с, ил. Т.2 — М — П -1999. 222
- Якиманская И. Развивающее обучение — М., 1997. — 154 с.
- Яшухин А.П. Живопись. — М. Просвещение, 1985 — 288 с, ил.
- Яшухин А.П. и др. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1986.
- Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. — N.-Y., 1971.-923 с
- Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. III. 1974.