Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной направленности личности студентов вуза в процессе общепрофессионального экономического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для повышения эффективности формирования у студентов в процессе общепрофессионального экономического образования профессиональной направленности личности следует использовать разработанную в исследовании методику, обеспечивающую постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и формирование у них мотивов к овладению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование профессиональной направленности студента в процессе экономического образования в вузе как педагогическая проблема
    • 1. 1. Теоретические предпосылки решения проблемы формирования профессиональной направленности личности студента в процессе экономического образования в вузе
    • 1. 2. Модель формирования профессиональной направленности личности студента в процессе общепрофессионального экономического образования студентов в вузе
    • 1. 3. Педагогические условия формирования профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе обще профессионального экономического образования в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию проблемы формирования профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе общепрофессионального экономического образования
    • 2. 1. Цели, задачи, этапы и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика формирования профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе общепрофессионального экономического образования
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной направленности личности студентов вуза в процессе общепрофессионального экономического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трансформация социально-экономических отношений, вызвавшая сокращение производства, появление широкого рынка труда специалистов с высшим образованием, многообразие и сложность в связи с этим задач подготовки инженерных кадров возникает проблема формирования профессиональной направленности студентов высших учебных заведений особенно актуальными для современной теории и практики образования.

Современному производству нужны специалисты, умеющие творчески использовать в своей профессиональной деятельности полученные знания в вузевладеющие методами и приемами их творческой реализации в практической работеиспытывающие потребность в обновлении и совершенствовании профессионально значимых знаний и умений, отличающиеся сформиро-ванностью профессиональных принципов, взглядов, убеждений, интересов, желаний и мотивов деятельности.

Такая задача требует от высшей школы организации поиска педагогических мер повышение эффективности профессиональной направленности личности студента, определение путей постоянного ее формирования на протяжении всего периода обучения в вузе.

Решение же проблемы формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего образования ограничено рядом трудностей. Первая из них заключается в том, что по дисциплинам социально-экономического и общепрофессионального циклов государственные стандарты не предусматривают профессиональной направленности образования, а значит не ориентируют педагогов на формирование профессиональной направленности личности студента. Вторая обусловлена наличием в каждой специальности многофункциональной и многоотраслевой специализации студентов. Часто преподаватели, ведущие дисциплины социально-экономического и общепрофессионального циклов, не знакомы с особенностями будущей профессиональной деятельности студента. При этом естественным является отсутствие в их педагогической работе деятельности по формированию у студентов профессиональной направленности личности.

В связи с этим актуальным становится поиск педагогических мер, реализация которых бы позволила обеспечить как само формирование профессиональной направленности личности студента в процессе общепрофессионального образования, так и повышение его эффективности.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в выполнении государственного заказа по подготовке инженерных кадров, соответствующих современным требованиям социально-экономического развития общества и необходимостью разрешения следующих противоречий между: а) потребностями общества в подготовке специалистов, обладающих сформированной профессиональной направленностью личности, готовых выполнять профессиональные функции руководителей современных предприятий и отсутствием у высшей школы достаточного арсенала педагогических мер для выполнения этих требований.- б) необходимостью формирования профессиональной направленности личности будущих инженеров в процессе общепрофессионального образования и недостаточной разработанностью для этого условий в педагогической теории и практике.

Следует отметить, что решению проблемы формирования у студентов вузов профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования непосредственно или опосредованно способствуют исследования:

— по педагогической психологии (А.А. Бодылев, П. Я. Гальперин, Ю. Н. Купюткин, А. Н. Леонтьев, С. В. Рубинштейн, В. А. Якунин и др.);

— по проблемам формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего профессионального образования (Е.М. Борисова, Ю. К. Васильев, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, В. А. Кальней, А.В. Кирьяко-ва, О. В. Лешер, С. Е. Матушкин, М. И. Махмутов, И. А. Сасова и др.);

— по формированию мотивов учебной деятельности и управлением познавательной активностью обучаемых в процессе профессионального образования (П.Р. Атутов, А. П. Беляева, В. Ф. Бессараб, В. П. Беспалько, Э.Ф. Зе-ер, А. Я. Найн, Г. С. Сухобская, Д. В. Черниловский, Г. И. Щукинаи др.);

— по формированию профессионально значимых качеств личности (В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, А. Б. Качанов, Е. А. Коростылева, Г. Н. Не-устроев, А. Ф. Попова, В. Г. Рындак, Н. М. Трофимова, И. Ф. Харламов и др.).

Несмотря на достаточно представительный спектр уже исследованных проблем формирование профессиональной направленности личности в процессе общего, среднего специального и высшего образования, проблема формирование профессиональной направленности студентов вузов в процессе общепрофессионального экономического образования на сегодня остается мало изученной.

Решению этой проблемы должны способствовать выявление и научное обоснование педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирование профессиональной направленности личности, определение доминант содержания общепрофессионального экономического образования, разработка методик ее эффективного формирования.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование профессиональной направленности личности студентов вуза в процессе общепрофессионального экономического образования».

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирование профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе общепрофессионального экономического образования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих инженеров.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у студентов вузов в процессе общепрофессионального экономического образования профессиональной направленности личности.

В основу исследования была положена гипотеза. Эффективность формирования профессиональной направленности личности у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования повысится, если в модели ее формирования реализуется совокупность педагогических принципов системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов и выполняются следующие педагогические условия: а) содержание экономического образования по дисциплинам социально-экономического и общепрофессионального циклов должно быть направлено на формирование у студентов экономических знаний и умений, необходимых для решения организационно-управленческих задач профессиональной деятельности руководителя современного предприятияб) методика экономического образования должна обеспечивать постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и способствовать формированию у них мотивов к овладению профессионально значимыми знаниями и умениями.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие его задачи:

1. Уточнить содержание понятия «профессиональная направленность личности студента», обучающегося по инженерной специальности в вузе и содержание понятия «профессиональная направленность экономического образования» для инженерных специальностей вузов.

2. Разработать и научно обосновать модель формирования профессиональной направленности личности у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования у будущих инженеров профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования.

4. На основе результатов исследования разработать и внедрить методические рекомендации для преподавателей экономики по формированию профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе общепрофессионального экономического образования.

Теоретико-методологической основой исследования явились результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены идеи системного подхода (А.Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, В. В. Глущенко, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, В. Д. Могилевский, А. И. Уемов и др.) — положения об активной сущности человеческой деятельности (В.А. Беликов, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) — теории и концепции личностно-ориентированного профессионального образования (А.П. Беляева, Е. М. Борисова, Э. Ф. Зеер, В. И. Кондрух, М. И. Махмутов, А. Я. Найн, А. М. Новиков, А. Н. Сергеев, В. А. Сластенин и др.) — концепции формирования профессиональной направленности личности (М.Е. Дуранов, В. И. Жернов,

A.Б. Качанов, О. В. Лешер, В. Д. Симоненко, Н. В. Соловьева, Н. К. Спаненков и др.) — концепции организации деятельности субъектов хозяйственно-экономических отношений (Ю.В. Кузнецов, О. Г. Лебедев, М. Х. Мескон, А. Н. Попов, В. М. Распопов, В. А. Фасхутдинов и др.).

Важное значение для нашего исследования имели теоретические положения андрагогики и контекстного обучения (А.А. Вербицкий, С.Г. Вер-шиловский, Н. К. Жукова, С. И. Змеев и др.) — концепции воспитания и самовоспитания творческих способностей личности в процессе профессионального образования (В.И. Андреев, Г. Г. Гранатов, А. В. Кирьякова, Т. Е. Климова, Н. Н. Михайлова, А. И. Подольский, И. Н. Семенов, В. П. Ушачев и др.). Технологию работы над диссертационным исследованием позволили осмыслить научные работы А. Г. Гостева, М. И. Грабарь, М. Е. Дуранова, А. Я. Найна,

B.М. Полонского и др.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета и

Магнитогорского государственного университета. Всего в экспериментальной работе приняли участие 2589 студентов, 48 преподавателей экономических дисциплин МГТУ и МаГУ и 30 руководителей служб промышленных предприятий г. Магнитогорска.

Исследование проводилось в течение 2000;2004 гг. и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап — организационно-подготовительный (2000;2001 гг.) был посвящен изучению и анализу философской, психологической, педагогической и экономической литературы по исследуемой проблеме. Также анализу концептуальных подходов к формированию профессиональной направленности личности у студентов в высших учебных заведений, определению темы исследования, цели, объекта, предмета, его теоретической и методологической основы, разработке понятийного аппарата и теоретическому обоснованию проведения экспериментальной работы.

Основными методами исследования в этот период были теоретический анализ специальной литературы, теоретическое моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, констатирующий эксперимент.

На втором — содержательно-процессуальном этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование выдвинутой гипотезы исследования, проводилась разработка и апробация модели формирования у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования профессиональной направленности личности, исследовались влияния педагогических условий в отдельности и их комплекса на эффективность формирования профессиональной направленности личности.

На этом этапе использовались следующие методы: анализ научно-методических и нормативных источников, экспертная оценка, анкетирование, беседа, моделирование, педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов.

На третьем — аналитико-корректирующем этапе (2003;2004 гг.) проводился анализ полученных экспериментальных данных, осуществлялась обработка результатов исследования методами математической статистики, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные, проводилась работа по внедрению результатов исследования в практику работы педагогических коллективов высших учебных заведений.

Основными методами исследования были: анализ, синтез, методы математической статистики обработки результатов педагогического исследования.

На защиту выносятся:

1. Уточненное содержание понятий исследования: «профессиональная направленность личности студента-будущего инженера», обучающегося в вузе и «профессиональная направленность экономического образования» для инженерных специальностей вузов.

2. Модель формирования профессиональной направленности личности у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования.

3. Педагогические условия повышения эффективности формирования у будущих инженеров профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования:

— содержание экономического образования по дисциплинам социально-экономического и общепрофессионального циклов должно быть направлено на формирование у студентов экономических знаний и умений, необходимых для решения организационно-управленческих задач профессиональной деятельности руководителя современного предприятия;

— методика экономического образования должна обеспечивать постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и способствовать формированию у них мотивов к овладению профессионально значимыми знаниями и умениями.

4. Методика, обеспечивающая в процессе общепрофессионального экономического образования постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и формирование у них мотивов к овладению профессионально значимыми знаниями и умениями посредством реализации разработанной в исследовании совокупности принципов системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, целостного комплекса методов обучения, методов воспитания и методов решения хозяйственно-экономических задач, а также соответствующих им форм организации учебно — воспитательной деятельности студентов.

Научная новизна исследования:

1. Разработана и научно обоснована модель формирования у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования профессиональной направленности личности;

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально исследованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования профессиональной направленности личности у будущих инженеров в процессе общепрофессионального экономического образования.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено содержание понятий «профессиональная направленность личности студента», обучающегося по инженерной специальности в вузе и «профессиональная направленность экономического образования» для инженерных специальностей вузов;

— уточнены критерии и показатели эффективности формирования профессиональной направленности личности у будущих инженеров;

— разработан целостный комплекс методов для формирования профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе общепрофессионального экономического образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработки методики экономического образования по дисциплинам социальноэкономического и общепрофессионального циклов с целью формирования у будущих инженеров профессиональной направленности личностиразработанные критерии и показатели оценки результативности формирования профессиональной направленности личности позволяют осуществить диагностику и самодиагностику эффективности ее формированияиспользование результатов исследования в педагогической практике способствует повышению у студентов уровня сформированности профессиональной направленности личности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений психолого-педагогических наук, комплексным использованием методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования, апробаций и внедрением результатов в практику, репрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в работе Региональной научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного образования» (Магнитогорск, 2003) — в работе Международной научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза, 2004) — в работе Международной научно-практической конференции «Самоопределение личности. Новые подходы и технологии» (Курган, 2004) — в материалах Н-й международной научно-практической конференции (заочной) «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2004) — в работе 63-й научно-практической конференции (Магнитогорск, 2004) — публикаций результатов в сборниках МаГУвыступлений на ежегодных научно-практических конференциях Магнитогорского государственного технического университета (2000;2004) — отчетов на заседаниях кафедры экономики, коммерции и налогообложения МГТУвыступлений на заседании кафедры педагогики МаГУ.

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей на всех технических факультетах Магнитогорского государственного технического университета и на технологическом факультете Магнитогорского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в исследовании литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована 6 схемами, 5 гистограммами, 9 таблицами и 8 приложениями.

Выводы по второй главе

Результатом выполнения экспериментального исследования проблемы формирования профессиональной направленности личности студента в процессе общепрофессионального экономического образования стали следующие выводы:

1. Констатирующие эксперименты показали, что уровень сформиро-ванности профессиональной направленности личности у студентов, обучающихся по инженерным специальностям в вузах, не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам высшей школы. Следует проводить поиск новых и полнее использовать имеющиеся возможности для повышения эффективности ее формирования.

2. Для повышения эффективности формирования профессиональной направленности личности будущего инженера в процессе экономического образования по дисциплинам специально-экономического и общепрофессионального циклов следует руководствоваться выводами, нашедшими научно-теоретические обоснования в первой главе диссертации, главным из которых является утверждение о том, что эффективность формирования профессиональной направленности личности у студентов инженерной специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования повысится, если в модели ее формирования реализуется выявленная в исследовании совокупность принципов системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов и в полной мере выполняется следующий комплекс педагогических условий:

— содержание экономического образования по дисциплинам социально-экономического и общепрофессионального циклов должно быть направлено на формирование у студентов экономических знаний и умений, необходимых для решения организационно-управленческих задач предпринимательской деятельности руководителя современного предприятия;

— методика экономического образования должна обеспечивать постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и способствовать формированию у них мотивов к овладению профессионально значимыми знаниями и умениями.

3. Для повышения эффективности формирования у студентов в процессе общепрофессионального экономического образования профессиональной направленности личности следует использовать разработанную в исследовании методику, обеспечивающую постановку студентов в позицию субъекта организационно-управленческой деятельности руководителя современного предприятия и формирование у них мотивов к овладению профессионально значимыми знаниями и умениями по средством реализации совокупности принципов системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, целостного комплекса методов обучения, методов воспитания и методов решения хозяйственно-экономических задач, а так же соответствующих им форм организации экономического образования и средств организации учебно-воспитательной деятельности студентов.

4. Установлено, что реализация первого педагогического условия в большей мере влияет на эффективность формирования содержательного компонента профессиональной направленности личности, второе — на эффективность формирования ее мотивационно-элементного и функционально-деятельностного компонентов.

5. Наибольшая эффективность формирования профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования обеспечивается комплексной реализацией педагогических условий.

6. В итоге проведения контрольного эксперимента доказана воспроизводимость результатов исследования без непосредственного участия автора диссертационной работы.

Заключение

Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования по проблеме формирования у студентов вузов профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы исследования заключается в выполнении государственного заказа по подготовке инженерных кадров, соответствующих современным требованиям социально-экономического развития общества, и необходимостью разрешения следующих двух противоречий:

— между потребностями общества в подготовке специалистов, обладающих сформированной профессиональной направленностью личности, готовых выполнять профессиональные функции руководителей современных предприятий и отсутствием у высшей школы достаточного арсенала педагогических мер для выполнения этих требований;

— между необходимостью формирования профессиональной направленности личности будущих инженеров в процессе общепрофессионального образования и недостаточной разработанностью для этого условий в педагогической теории и практике.

2. Несмотря на то, что формирование профессиональной направленности личности является одной из приоритетных задач педагогической науки, проблема ее формирования у студентов инженерных специальностей вузов в процессе общепрофессионального экономического образования решена не полностью. Решению этой проблемы способствует определение доминанты отбора содержания материала учебных дисциплин социально-экономического и общепрофессионального циклов, а также разработка методики, обеспечивающей повышение эффективности формирования профессиональной направленности личности.

3. «Профессиональная направленность личности» является соподчиненным понятием понятия «направленность личности».

4. Профессиональная направленность личности студента, обучающегося по инженерной специальности, есть составляющая направленности его личности, обеспечивающая целенаправленность, целостность и устойчивость учебно-познавательной деятельности студента по освоению знаний и умений, необходимых для выполнения организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектной деятельности инженера и выражающаяся в его профессионально значимых принципах, взглядах, убеждениях, идеалах, установках, потребностях, мотивах, интересах и желаниях.

5. Профессиональная направленность экономического образования в структуре инженерной подготовки есть целенаправленность деятельности преподавателей и студентов, обеспечивающая освоение студентами экономических знаний и умений, необходимых для выполнения организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектной деятельности инженера, формирование у них устойчивой мотивации к познанию хозяйственно-экономической деятельности руководителей современных предприятий.

6. Эффективное формирование у студентов профессиональной направленности личности может быть достигнуто за счет реализации педагогических мер, обеспечивающих эффективное формирование ее содержательного, мотивационно-элементного и функционально-деятельностного компонентов.

7. Методологическую основу исследования, планирования и организации формирования у студентов профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования должна составлять выявленная в диссертационной работе совокупность принципов системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

8. Доминантой содержания материала общепрофессиональных экономических дисциплин для эффективного формирования профессиональной направленности личности является его направленность на формирование у студентов экономических знаний и умений, необходимых для решения организационно-улравленческих задач профессиональной деятельности руководителя современного предприятия.

9. Результаты теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

10. Сравнительная оценка результатов исследования влияния выявленных и обоснованных в диссертации педагогических условий на эффективность формирования у студентов профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования показывает, что реализация комплекса условий позволяет получить более высокий результат в сравнении с реализацией любого условия в отдельности.

11. В итоге проведения контрольного эксперимента доказана воспроизводимость результатов исследования без непосредственного участия автора диссертационной работы.

12. Исследование не исчерпывает проблему формирования профессиональной направленности личности у студентов инженерных специальностей в процессе общепрофессионального экономического образования. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

— выявление оптимального соотношения принципов формирования профессиональной направленности личности в процессе общепрофессионального экономического образования;

— организационно-психолого-педагогических условий формирования профессиональной направленности личности будущих инженеров в процессе общепрофессионального экономического образования;

— определение доминант формирования ее компонентов для разных направлений образовательной подготовки студентов;

— разработка совокупности дидактических средств для формирования профессиональной направленности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: методол. проблемы.-М.: Политиздат, 1985.- 263 с.
  2. И.В. Профессионально-познавательный статус студента и его становление на адаптационном этапе обучения в вузе./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 2003.- 19 с.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань: Из-во КГУ, 1988.- 237 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития, — Казань: Из-во КГУ, 1996, — 563 с.
  5. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы.- М.: Педагогика, 1986, — 176 с.
  6. П.Р. Политехническое образование школьников.-М.:Педагогика, 1986, — 176 с.
  7. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования.-.2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1973, — 392 с.
  8. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании,— М.: Советская педагогика, № 6,1981.- С.66−70.
  9. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьника. Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1994, — 157 с.
  10. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) — Монография.- Челябинск: ЧГПИ, 1995, — 141 с.
  11. А.С., Жукова Н. К. Витигенное образование. Многомерно-голографический подход.- Екатеринбург: ЕГПУ, 2001, — 265 с.
  12. В.И. Профессиональное воспитание в условиях модернизации образования.- М.: Профессиональное образование, № 10, 2002.- С.21−22.
  13. А. П. Тенденции развития профессионального образования. М.: Педагогика, № 6, 2003, — С. 21−27.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  15. В.Ф. Теория и практика подготовки инженера-педагога в агротехническом вузе на основе взаимосвязи психолого-педагогических и специальных дисциплин./ Афтореф. дис. док. пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 1999, — 36 с.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973, — 270 с.
  17. А.А. Психология о личности. М.: Из-во МГУ, 1988.- 188с.
  18. Большой толковый словарь русского языка./ Сост. и гл. редактор С. А. Кузнецов, — СПб: «Норинт», 2000, — 1536 с.
  19. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна, — М.: Институт новой экономики, 1998.- 864 с.
  20. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук.- М. 1995.-347 с.
  21. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения.- М.: Советская педагогика, № 1, 1988.- С. 89−96.
  22. Н.О. Образование взрослых на основе жизненного (витагенного) опыта.- М.: Педагогика, № 6, 2002.- С. 14−19.
  23. С.Г. Взрослый как субъект образования.- М.: Педагогика, № 8, 2003.- С. 3−8.
  24. С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема. Автореф. дис. док. пед. наук.-Л.: ЛГУ, 1974.-48 с.
  25. Н.Н. Ценностное самоопределение учащихся.- М.: Проф. образования, № 3, 2001.- С. 11−13.
  26. Воспитание и профессиональная подготовка молодежи: материалы региональной конференции./ Под ред. М. Е. Дуранова, — Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. институт, 1994, — 86 с.
  27. .З., Харькин В. Н. Педагогическая рефлексия.- М.: Магистр,. 1995, — 110 с.
  28. А.Т., Быков В. В. Эффективный образовательный менеджмент,— М.: Профессиональное образование, № 1, 2002, — С. 10.
  29. В.В. Менеджмент: системные основы, — Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО ИПУ «Крылья», 1998.- 224 с.
  30. М.И. Планирование педагогических экспериментов и математическая обработка результатов. Диссертация докт. пед. наук, — М.: МГПИ, 1989, — 346 с.
  31. Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.: Педагогика, 1977, — 135 с.
  32. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Дис. д-ра пед. наук.- Челябинск: ЧГУ, 1993.- 338 с.
  33. А.К., Гребенюк Т. Е. Введение в деятельность педагога исследователя: научно-методическое пособие, — Калининград: КОНПК и ПРО, 1998, — 55 с.
  34. И.В. Дидактика предмета и методика обучения.- М.: Педагогика, № 1, 2003.- С. 14−21.
  35. О.Ю. Научные школы в профессиональной педагогике.-М.: Профессиональное образование, № 11,2002.- С. 16.
  36. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996, — 544 с.
  37. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность.- М.: Педагогика, № 4, 2003.- С. 21−26.
  38. Денисова A. JI, Печерская Э. П. Определение инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста.- М.: Профессиональное образование, № 12, 2003.- С. 28.
  39. А.Л., Молоткова Н. В. Основы изучения перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования." М.: Профессиональное образование, № 11, 2002, — С.22−23.
  40. . Майгейм, Рич К. Ричард. Политология. Методы исследования, — М.: Из-во «Весь мир», 1997.- 544 с.
  41. И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося Магнитогорск: МаГУ, 2001,356 с.
  42. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография, — Челябинск: ЧГАКИ, 2002.276 с.
  43. М.Е., Гостев А. Г. исследовательский подход к профес-сионльно-педагогической деятельности.- Челябинск.: Чел ГУ, 1996.- 72 с.
  44. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося, — Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. инт, 1996, — 129 с.
  45. М.Е., Жернов В. И., Дуранов И. М. Общие вопросы педагогики формирования личности.- Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-т, 1994, — 36 с.
  46. Дьяченко М, И., Кандыбович Л. А. Психология вышей школы.-Минск: Из-во БГУ им В. И. Ленина, 1978.- 319 с.
  47. А.В. Дидактические условия поэтапного формирования профессионально-педагогического интереса студентов в графической деятельности./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2003.-22 с.
  48. В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. Институт, 1995, — 111 с.
  49. В.И. Теоретико-методические основы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента педагогического вуза: Монография Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. институт, 1999, — 116 с.
  50. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса. Автореф. дис. док. пед. наук, — М.: МГУ, 1972, — 42 с.
  51. JI.C. Информационные технологии в личностно-ориентированном профессиональном образовании.- М.: Профессиональное образование, № 8,2002.- С. 22.
  52. B.C. Технология развивающего обучения.- СПб.: Из-во ЦИПК профтехобразования, 1996.- 116 с.
  53. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование." Екатеринбург: Из-во УГППУ, 1998.- 126 с.
  54. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие, — Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1987, — 244 с.
  55. Э.Ф., Шахматова О. М. личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие.- Екатеринбург: Из-во УГППУ, 1999, — 244 с.
  56. В.П. О целях и ценностях образования.- М.: Педагогика, № 5, 1997,-С. 3−16.
  57. С.И. Основы андрогогики.- М.: Наука, 1999.- 152 с.
  58. П.Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации предпринимательской функции в профессиональной деятельности./ Афтореф. дис. канд. пед.наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2003.- 24 с.
  59. А.И., Самойленко П. И., Сергеев А. В. Технология обучения физики как составляющая ее дидактики.- М.: Специалист, № 10, 2001, — С. 31−35.
  60. Т.И. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
  61. Н.И. Основы менеджмента.- М.: ТОО «Остожье», 1999, — 336 с.
  62. М.С. Система и структура // Системные исследования.- М.: Наука, 1983, — С. 86−106.
  63. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974, — 328 с.
  64. Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск: ЧТУ, 1998.-22 с.
  65. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи./ Афтореф. дис. док. пед. наук.- Казань: ИССО, 1997 44 с.
  66. А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов.- М.: Из-во «Высшая школа», 1981, — 176 с.
  67. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография.- Оренбург: Из-во ОГУ, 1996.- 187 с.
  68. Кобельков В. Г, Немцев В. Н., Коптякова С. В. Возможности развития малого бизнеса. //Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.6 Магнитогорск: МГТУ, 2003, — С.89−91.
  69. А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1970.- 391с.
  70. З.А. Отбор содержания информационной подготовки экономистов.- М.: Профессиональное образование, № 1, 2002, — С. 14.
  71. В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа.- Челябинск: Челяб. фил. УГНОУ РАО, 2000, — 251 с.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: Профессиональное образование, № 5,2001.- С. 17−20.
  73. Коптякова С. В, Немцев В. Н., Пронин В. Н. Повышение качества металлопродукции как условие укрепления конкурентоспособности предприятия // Известия Челябинского научного центра, вып. 4 (13), 2001, — С. 20
  74. Коптякова С. В Механизмы формирования профессиональной направленности студентов экономических специальностей технического вуза // Педагогические и философские аспекты образования: Сб. науч. тр./Под ред. П. Ю. Романова. Магнитогорск: МаГУ, 2004.- С.26−27.
  75. Коптякова С. В Управленческий подход к формированию оценочной деятельности личности студента // Педагогические и философские аспекты образования: Сб. науч. тр./Под ред. П. Ю. Романова. Магнитогорск: МаГУ, 2004, — С.27−30.
  76. Коптякова С. В Формирование профессиональной направленности личности будущего-инженера в процессе общепрофессионательного экономического образования: Методические рекомендации для преподавателей. Магнитогорск: МГТУ, 2004. -31 с.
  77. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров,— М.: Из-во Наука, 1968, — 720 с.
  78. В.В. Педагогические условия обеспечения профессиональной направленности матеиатического образования студентов колледжа./ Афтореф. дис. канд. пед. наук, — Магнитогорск: МаГУ, 2001.- 23 с.
  79. Е.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя технологии.- М.: Педагогика, № 7, 2003, — С. 7982.
  80. М.В. Технология сопровождения профессиональной карьеры студентов вузов,— М.: Профессиональное образование, № 10, 2002.-С.10−11.
  81. В.Н. Особенности системы управления вузом,— М.: Профессиональное образование, № 9, 2002.- С. 9−10.
  82. А .Я. К проблеме принципов обучения.- М.: Советская педагогика, № 8,1981.- С. 100−106.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Из-во ЛГУ, 1970, — 144 с.
  84. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента.- СПб: НД1. МиМ", 1997, — 192 с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат, 1975, — 304 с.
  86. А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции, — М.: Из-во Политическая лит-ра, 1971, — 217 с.
  87. С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиск,-Челябинск: ЧТУ, 1998.-С. 17−18.
  88. М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М.: Просвещение, 1997.- 240 с.
  89. М.И. Рынок и профессиональное образование.- М.: Советская педагогика, № 5, 1991, — С. 85−92.
  90. М.И., Власенков А. И. Принцип профессиональной направленности в среднем ПТУ.- М.: Принципы обучения в ПТУ, 1986, — С. 4145.
  91. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др.- М.: ИНФРА-М, 1995, — 432 с.
  92. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М.: Дело, 1992.-702 с.
  93. Н.Н. Освоение педагогических технологий.- М.: Профессиональное образование, № 6, 2002, — С. 16.
  94. Н.Н. Педтехнологии: содержание и критерии.- М.: Профессиональное образование, № 9, 2002.- С. 11.
  95. В.Д. Методология систем: вербальный подход.- М.: ОАО «Издательство экономика», 1999.- 251 с.
  96. В.Н. Психология отношений.- М.: Модэк, 1995.- 356 с.
  97. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследованиях.- М.: Педагогика, № 5,1995.- С. 44−49.
  98. А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих,— М.: Высшая школа, 1987.- 128 с.
  99. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: Теоретические основы. Монография.- Шадринск: Из-во ПО «Исеть», 1999, — 328 с.
  100. А.Я. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов. Автореф. дис. д-ра пед. наук, — Челябинск: ЧГПУ, 2001.-41 с.
  101. А.Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект.- Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-тут, 1988.- 42 с.
  102. О.П. Развитие интереса к профессиональной деятельности у студентов колледжа./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2002, — 20 с.
  103. В.Н., Морозов А. А., Яременко А. Д., Поляков Д. С. Конкурентоспособность и управление экономикой промышленного предприятия: Монография.- Магнитогорск: МГТУ, 2002.- 190 с.
  104. Г. Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов./ Афтореф. дис. докт. пед. наук Челябинск: Челябинский гос. университет, 1998.- 39 с.
  105. A.M. Профессиональное образование в новом тысячелетии.- М.: Профессиональное образование, № 6, 2002.- С. 10.
  106. А.М. Профессиональное образование России,— М.: ИЦП НТО РАО, 1997, — 254 с.
  107. ИЗ. Павлова JI.B. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МГПИ,.1998.- 18 с.
  108. Педагогика. Учебное пособие/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
  109. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ.-М.: Высшая школа, 1989.- 397 с.
  110. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982, — 255 с.
  111. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1984.- 105 с.
  112. К.К. Структура и развитие личности,— М.: Из-во Высшая школа, 1986.- 256 с.
  113. И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, изд. центр BJIA-ДОС, 1996, — 632 с.
  114. В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований. Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.: МОГЛИ, 1989.-42 с.
  115. А.Н., Виноградова Н. П., Орехова Н. А. Мотивы и стимулы экономического поведения, — Челябинск: Урал ГАФК, УрСЭИ, 2002, — 148 с.
  116. А.Ф., Вялых Э. П. Обучение финансовуму менеджменту в вузе и в колледже.- Челябинск- Волгоград: Урал ГАФК, ВЭК, 2000 138 с.
  117. А.Ф., Попов А. Н., Середа T.JI. Образование экономической личности, — Челябинск: Урал ГАФК, 2002, — 112 с.
  118. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности:/ Под. ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Светко-ва.- СПб.: Речь, 2001, — 448 с.
  119. Психологические тесты/ Под^ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гу-манит. изд. ценрт ВЛАДОС, 1999, — Т. 2.- 248 с.
  120. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова.- СПб: Питер, 2002.- 480 с.
  121. В.М. Основы менеджмента.- Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 227 с.
  122. Т.В. Профессиональная направленность экономического обучения студентов вузов по дисциплинами общепрофессионального цикла./ Афтореф. дис. кандидата пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2002.-22 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии.- М.: Педагогика, 1990, — Т.1.- 488 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989, — Т. 2.- 328 с.
  125. П.А. Психология.- М.: Просвещение, 1976, — 312 с.
  126. В.Г. Уроки Сухомлинского.- М.: Педагогический вестник, 1998, — 232 с.
  127. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования, — М.: Наука, 1978.- 283 с.
  128. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  129. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач,— М.: АПН СССР, 1990.- 215 с.
  130. А.Н. Дидактические основы профессионалдьной подготовки квалифицированного рабочего.- Челябинск: Из-во ЧГПИ «Факел», 1995, — 150 с.
  131. В.Д., Фомин Н. В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимателства. Учебно-метод. пособие.- Брянск: Из-во БГПУ, 1997,-319 с.
  132. В.П. О системах и законах их существования и эволюции.- М.: Специалист, № 8, 2001, — С. 27−28.
  133. В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУХАУ в управлении педагогическими системами. Учебное пособие.- М.: Пед. общество России, 1999, — 383 с.
  134. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки,— М.: Просвещение, 1976.-103 с.
  135. Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя./ Афтореф. дис. конд. пед. наук, — Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 18 с.
  136. Совершенствование процесса обучения рабочей молодежи/ Под ред. О Ф. Федоровой.-М.: Высшая школа, 1982.- 111 с.
  137. Современный словарь иностранных слов, — М.: Рус.яз., 1993.- 740с.
  138. Н.В. Профессиональное становление специалиста свысшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. дис. док. пед. наук, — Казань: КГПУ, 1997.- 40 с.
  139. Справочник директора предприятия/ Под ред. М. Г. Лапусты, — М.: ИНФРА-М, 2000.-784 с.
  140. Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности: Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.: МОПУ, 1986.-41 с.
  141. М.В. Формирование ценностных ориентаций студентов педвузов как компонента их физической культуры./ Афтореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2003.- 21 с.
  142. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности.- Л.:Из-во ЛГУ, 1975, — 139 с.
  143. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста.- М.: Педагогика, № 2, 2003.- С. 4247.
  144. А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Мысль, 1978.- 272 с.
  145. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова, — М.: ИНФРА- М, 1999, — 512 с.
  146. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  147. В.П. Творчество в системе образования: Монография.-М.:МПГУ, 1995.-219 с.
  148. В.П. Теоретико-методологические ориентиры формирования творческой активности личности школьников.-М.: Прометей, 1996.-32с.
  149. Р.А. Инновационный менеджмент.- М.: ЗАО «Бизнес школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2000, — 624 с.
  150. Р. А. Система менеджмента.- М.: ЗАО Бизнес школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1997, — 352 с.
  151. Р.А. Стратегический менеджмент,— М.: ЗАО «Бизнес школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1998, — 416 с.
  152. Филосовский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова.- 5-е изд.- М.: Политиздат, 1987.- 590 с.
  153. В.Н. Когерентность как фактор развития взаимодействующих субъектов,— М.: Проф. образования, № 4, 2001.- С.26−27.
  154. И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания,— М.: Педагогика, № 3, 2003.- С. 52−59.
  155. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе,— М.: Экспедитор, 1996, — 288 с.
  156. О.Б. Основы разработки концепции государственных образовательных стандартов НПО второго поколения,— М.: Профессиональное образование, № 5, 2003, — С 5.
  157. А.Г. Психологическое обеспечение личностно-ориентированного образования,— М.: Специалист, № 9, 2001, — С. 22−24.
  158. А.П. Принцип системности// Философские науки.- М.: Философия, № 5,1985, — С. 56−63.
  159. И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников./ Афтореф. дис.канд. пед. наук.- Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. институт, 1997, — 22 с.
  160. В.А. Проблемы профессионального образования: восприятие работодателя.- М.: Профессиональное образование, № 3, 2003.- С. 5.
  161. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике,-М.: Педагогика, 1971, — 352 с.
  162. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева.- м.: АПО, 1999.- 448 с.
  163. Э.Г. Методологический анализ как направление изучения науки.- М.: Наука, 1986.- 215 с.
  164. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе,— М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.154
Заполнить форму текущей работой