Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение интерактивных обучающих и развивающих программ в образовательном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие современные интерактивные средства спроектированы на основе принципа «автодидактизма» и не требуют активного сопровождения со стороны взрослого. Большой популярностью, например, сегодня пользуются многофункциональные интерактивный стол или интерактивный пол. Оба данных варианта предусматривают возможность коллективных видов деятельности детей. Интерактивный пол устроен таким образом, что… Читать ещё >

Применение интерактивных обучающих и развивающих программ в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нынешний век применение информационных технологий осуществляется в рамках использования специально разработанных обучающих и развивающих программ, которые объединяют освоение повой информации, деятельностное ее применение и игровую мотивацию.

В п. 3.3.4. ФГОС ДО (2013) указывается, что «образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы)»[1]. Это положение стандарта служит обоснованием необходимости применения И КТ в системе дошкольного образования.

В научно-методической литературе С. Л. Новоселовой, Г. П. Петку предложена классификация компьютерных программ:

  • — обучающие, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.;
  • — развивающие, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;

диагностические, применяемые для выявления уровня развития математических способностей, памяти, внимания и т. д.[2]

Важным преимуществом компьютерной игры по сравнению с обычной дидактической, по мнению С. Л. Новоселовой, Г. П. Петку, является «быстрая реакция компьютера, положительная или отрицательная, предоставление ребенку возможности самому регулировать темп выполнения заданий».

В работе А. М. Вербенец выделяется два основных направления исследований в области применения компьютерных технологий в системе дошкольного образования.

Первые — работы, в основе которых лежат идеи пропедевтической подготовки дошкольников к освоению основ информатики и использованию компьютерных технологий в более старшем возрасте (А. А. Столяр, А. В. Горячев, Н. В. Ключ, Е. В. Иванова). Согласно им, на дошкольном этапе необходимо развитие операций и умений, обеспечивающих формирование определенного «алгоритмического стиля мышления, системного подхода в решении проблем», «предваряющих предстоящее освоение основ формальной логики» (А. В. Горбачев). К этому направлению относятся разработки, выполненные под руководством А. А. Столяра, и ряд программ, таких как программа А. В. Горячева, Н. В. Ключ «Все по полочкам», Е. А. Тупичкина «Я в мире информации»[3].

В ряде исследований 80-х гг. XX в. акцепт делался на развитие первоначальных представлений о компьютере как средстве познания и умений взаимодействовать с ним (Е. В. Иванова), что предусматривало ознакомление с некоторыми языками программирования (простыми командами) и организацию игр и упражнений, направленных на формирование умений управлять курсивом, клавишами клавиатуры.

Второе направление включает работы, предусматривающие использование компьютерных технологий для осуществления обогащенного развития и эффективного обучения дошкольников посредством компьютерных ресурсов. Роль интерактивных программ при этом состоит в возможности индивидуализации образования, действия в новых и измененных условиях, осуществимости мгновенной реакции на действия ребенка. Такие интерактивные средства сегодня обладают практически неисчерпаемым спектром возможностей.

Индивидуализация образования, являющаяся сквозной линией ФГОС ДО, может быть успешно реализована при использовании интерактивных программ, основанных на фиксации достижений ребенка и соответствующем определении индивидуальной образовательной траектории.

Современные интерактивные обучающие программы для дошкольников, как правило, построены на игровой мотивации и способствуют взаимосвязанному развитию разных сторон личности ребенка. Среди них, например, есть программы, которые направлены на развитие и тренировку органов речи, дыхательных органов и формирование навыков владения голосом (например, интерактивная развивающая программа для индивидуальных игр взрослых с детьми «Лого игры»). Программа способна индивидуализировать образовательный маршрут. Например, она реагирует на голос ребенка, автоматически определяет параметры голоса (высоту, громкость, способ артикуляции) и в соответствии с этим определяет ход игры. Разработчики программы «Лого игры» отмечают ее незаменимость при работе со слабослышащими детьми, поскольку она визуализирует голос на экране компьютера.

Некоторые программы построены на принципе взаимосвязи слова, музыки и движения. Например, интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми 5—7 лет «Лого-ритмика» предусматривает отработку двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Часть интерактивных программ создана для проведения диагностических процедур и регистрации их результатов. Такие программы способны автоматически фиксировать выполнение упражнений и заданий детьми и наглядно выводить результаты.

Многие современные интерактивные средства спроектированы на основе принципа «автодидактизма» и не требуют активного сопровождения со стороны взрослого. Большой популярностью, например, сегодня пользуются многофункциональные интерактивный стол или интерактивный пол. Оба данных варианта предусматривают возможность коллективных видов деятельности детей. Интерактивный пол устроен таким образом, что реагирует практически на любое движение ребенка, поэтому его возможности очень широки: от игры в футбол до изобразительной деятельности.

Подобным образом устроена интерактивная песочница. В соответствии с настройками пользователя может осуществляться проецирование различных изображений и эффектов на песок: текстуры воды, песка, скалы, отображение геометрических форм и др.

При покупке данных интерактивных средств следует иметь в виду, что сегодня мы не располагаем данными о широкомасштабных исследованиях, в которых бы подробно изучалось влияние их на психическое и физическое развитие ребенка-дошколышка. По своим функциям они могут быть успешно замещены традиционными педагогическими средствами.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что понимается под информационно-коммуникационными технологиями? В чем разница между информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями?
  • 2. Какими возможностями обладают И КТ? В исследованиях каких ученых эти возможности выявлены?
  • 3. Какие противоречия и проблемы в применении ИКТ вы можете выделить?
  • 4. Какие интерактивные программы вы можете назвать?

Задачи для самостоятельной работы студентов

  • 1. На основе изучения современного рынка подготовьте электронную презентацию интерактивных обучающих программ для дошкольников.
  • 2. Анализируя психолого-педагогическую литературу, подготовьтесь к «Интеллектуальному бою», для чего займите одну из позиций: «за» или «против» применения ИКТ в системе дошкольного образования.
  • [1] Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образованияи науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября. URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:20.02.2016).
  • [2] Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. С. 32.
  • [3] Вербенец Л. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, направления, условия.С. 117−125.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой