Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ международных документов и официальных материалов Российской Федерации, отечественной и зарубежной литературы, учебных программ и пособийсравнительная характеристика международного и отечественного опыта подготовки специалистов туризма, непосредственного участия автора исследования в сфере туризма в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел I. Социальные условия развития современного туризма и проблемы его кадрового обеспечения
  • Раздел П. Анализ опыта профессионального образования туристского персонала
  • Раздел Ш. Организационно-пед агогачесзше основы становления и развития системы подготовки специалистов туризма в Российской Федерации

Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ак^эдьно^^ В последние десятилетия значительно возросла социальная значимость туризма во всех сферах современного общества: экономике и культуре, науке и образовании, досуге и лечении. О важности туристской деятельности говорит тот факт, чгго «на долю туризма приходится 10 процентов мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов» 1). По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) высокие и устойчивые темпы роста туристской индустрии сохранятся и до 2010 года, а количество туристов составит свыше 900 млн. поездок с оборотом капитала в сумме 1,1 триллиона американских долларов.

Успешное развитие туризма зависит от реализации, совокупности ряда условий: природно-рекреационных, социально-культурных, историко-архитектурных, развитой инфраструктуры, обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Основной предпосылкой успешного развития туризма является проведение целенаправленной государственной туристской политики, которая предполагает всемерную поддержку внутреннего и въездного туризма, стимулирование и поощрение отечественных туристских фирм и всех структур, задействованных в туристском рынке, защиту прав отечественных и зарубежных туристов как потребителей материальных и духовных услуг, формирование эффективно действующей системы подготовки специалистов туристского профиля.

В Российской Федерации проблемы туризма, его кадрового обеспечения продолжительное время находились вне поля зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти, что нанесло туристской индустрии страны значительный урон. Только в последнее время были при.

I * няты Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 2) и Федеральная целевая программа «Развитие туризма в.

Российской Федерации", призванные принципиальным образом изменить ситуацию в туристской деятельности России в сторону расширения её масштабов и вовлечения в туризм миллионов отечественных и зарубежных путешественников.

Происходящие радикальные политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации после распада СССР привели к масштабным изменениям во всей образовательной системе, в том числе в подготовке специалистов туристской деятельности. Принципиально новая социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы кадрового обеспечения туристской индустрии России высокопрофессиональными специалистами: туроператорами и турагентами, менеджерами и финансистами, экскурсоводами и гидами-переводчиками, персоналом сферы услуг в гостиницах, ресторанах, транспортных компаниях, в области информации и рекламы, менеджмента и маркетинга туризма.

В связи с этой перспективой задача определения социально-педагогических условий совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности, формирования их профессиональных и деловых качеств выдвинулась на передний план в общей программе дальнейшего развития туризма и реформирования образовательной системы в нашей стране. На основе международных норм и конвенций, деклараций, принятых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ВТО, национального законодательства РФ, других стран наиболее употребляемыми являются такие понятия, как «кадры туризма», «туристский персонал», «специалисты туристской деятельности», «туристские работники» .

В представленной работе исследовательский материал посвящен анализу современного состояния подготовки и переподготовки туристского персонала и перспектив развития этого процесса. Главное внимание уделяется исследованию принципов, системы и педагогических условий формирования высокопрофессиональных специалистов туристской деятельности на уровне колледжа, вуза и послевузовского обучения, а также в структуре повышения квалификации туристских работников. В ходе определения профессиональных качеств и характеристик специалистов туристского профиля автор учитывал Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в Российской Федерации (ГосВПО) и проект его обновления в 1997;1998 гх., в частности, требования, предъявляемые к программам подготовки бакалавра, дипломированного специалиста и магистра.

Состояние научной разработанности темы. Анализ организации, системы и качества подготовки специалистов туристской деятельности показывает, что меняются взгляды на роль туристских кадров, существовавшие многие годы, растут требования к их обученности, возрастает необходимость того, чтобы в туризме работали профессионалы. Изучение научной литературы и периодики позволяет прийти к выводу о том, что вопросы профессионального туристского образования, подготовки специалистов для сферы туризма получили определённое отражение в работах по проблемам развития туризма и в публикациях, посвященных проблемам профессионального высшего и среднего образования. В последнее время появился целый ряд трудов по вопросам реформирования системы образования в Российской Федерации.

Так, вопросы кадрового обеспечения туризма, его различных звеньев и структур высокопрофессиональными специалистами получили освещение в трудах учёных и практических работников: Абукова А. Х., Ананьева МЛ., Азара В. М., Барчуковой Н. С., Безрукова ДА., Биржакова М. Б., Дворни-ченко В.В., Зенкина С. Н., Зорина И. В., Квартальнова В А., Немоляевой М. О., Рябовой И А., Ходоркова Л. Ф., Шпилько С. П.3) В работах Зорина И. В., Квартальнова ВА., Рябовой ИА., Чижовой С. Е. раскрыты особенности образовательного процесса и сформулирован ряд критериев, которые необходимо учитывать при организации профессионального образования и подготовки кадров специалистов туристского профиля4).

Принципиально важное значение для раскрытия темы исследования имеют работы, составляющие общую теорию профессионального образования различного профиля и уровня (Гершунский Б.С., Гвишиани Д. М., Бело-зерцев E. IL, Девятова С. В., Купцов В. И., Кинелёв В. Г., Смирнов И. П., Дол-женко О., Суханов А., Ильин Г., Смирнова Н.В.5)). В процессе исследования избранной темы были проанализированы работы Выгодского JI.C., Лихачёва Б. Т., Сластснина В А.6) и других авторов, в которых рассмотрены основные аспекты подготовки специалистов в вузах. Следует отметить ряд работ, подготовленных учёными Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации, особенно с учётом их стремления построить модули в образовательном процессе, использовать новые технологии обучения (Волгин НА., Деркач, А А., Иванов Ю. И., Тихонов P.E., Бусыгин А.Е.)7).

Ряд аспектов исследуемой темы нашли отражение в докторских и кандидатских диссертациях Квартальнова В А., Койновой Ю. В., Костюченко Е. П., Новиковой С. С., Пешкова С. И., Тржубовой JI А.8).

Проблемы профессионального туристского образования получили определённое освещение в трудах зарубежных специалистов. Так, в работах С. Бритгона, А. Вила, К. Ги, С. Голда, Дж. Грэвела, Дж. Даймонда, К. Де-Бурло, И. ДеКадга, Н. Игуменакиса, К. Кендалла, Э. Коэна, JI. Кэссона, К. Кюлафаса, Г. Ричардза, К. Рифкинда, Г. Сайретт, В. Смит, Ф. Уиллиса, Р. Форса, У. Харпера, А. Хенри9) большое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала с учётом сезонного характера туризма, предыдущего опыта работников, новых стандартов и требований индустрии, расширением ассортимента туристских услуг. На основе анализа иностранных источников и публикаций в диссертационной работе сделан вывод о существовании нескольких школнаправлений по определению контингента специалистов для туристской деятельности и требований к их профессиональной подготовке.

В работах ряда зарубежных авторов (С. Кула, К. Купер, М. Найтин-гейл, Г. Сайретг, Дж. Сватко, Дж. Степиен, Т. Стотт, Дж. Уэстпейк, ЮДж. Холл, Р. Хохгг, С. Штетич, Д. Эари10)) указывается на то, что туризм, являясь, трудоинтенсивной (т.е. требующей высокий процент персонала по отношению к количеству обслуживаемых туристов) и стремительно растущей индустрией, нуждается в постоянно растущем количестве подготовленного персонала: туроператоров, турагентов, гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков, аниматоров, консультантов по туризму, специалистов по рекламе и общественным связям, специалистов по туристской статистике, туристским исследованиям, туристскому развитию и планированию. В их трудах определяются требования к обученности, знаниям, умениям и навыкам, психологическим особенностям личности различных категорий специалистов туризма, раскрываются виды и формы их профессиональной подготовки: на базе государственных бесплатных вузов, коммерческих платных вузов, школ и центров, в рамках системы тренингов, организуемых самими компаниями для своих сотрудников, в рамках специальных правительственных и межправительственных программ и проектов.

Ряд работ иностранных авторов раскрывают содержание профессиональной подготовки конкретных категорий специалистов (учебные пособия Д. Адамсона, Дж. Иствуда, Э. Кассе, Дж. Карпентера, Л. Кин, П. Коллина, С. Менна, Р. Ройланда, Г. Сайретг, Дж. Свапсо, Ш. Снелл, Т. Стотта, Дж. У орда, Д. Фостера, Ю Дж. Холла, Р. Холта, М. Эйлотт11>).

Особое внимание зарубежные исследователи и практики уделяют подготовке по иностранным языкам, в особенности, по английскому языку. Так, в учебной программе «Английский язык для индустрии туризма» Экзаменационного совета Коммерческого образовательного центра Лондонской торгово-промышленной палаты отмечается, что «английский язык — это хребет всей международной индустрии туризма» .12) Целью указанной программы является обеспечение высоких стандартов во владении туристским персоналом всех уровней английским языком в соответствии со своими профессиональными функциями и должностными обязанностями.

Проблемы туристского образования в контексте всей образовательной системы, широкая панорама методов, методических приёмов и новых технологи в организации подготовки туристских кадров рассматриваются в книгах и статьях Д. Блэнхона, Т. Боудвиса, Дж. Бюргермайстера, ф. Гоу, Л. Д’Амора, Дж. Джафари, 3. Кручека, Ф. Луикиссаса, Н. Ляйпера, Р. Макинтоша, П. Мёрфи, М. Найтингеила, К. М. Нолла, Д. Пиерса, Б. Ритчи, Л. Сиа-ра, К. Уолтера, Я. Фаннекотгера, Я. Фэчко, Д. Эари!3>.

Интенсивное развитие туризма в современном обществе требует углублённого изучения процесса подготовки многопрофильных специалистов туризма и туристской деятельности. Однако, отечественными и зарубежными исследователями пока ещё не выявлена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих на современном этапе качественное улучшение подготовки высокопрофессиональных специалистов туризма. Это предопределило выбор темы данного диссертационного исследования.

Анализ проблем подготовки кадров специалистов для туристской индустрии, её организационных и педагогических условий является актуальным и необходимым для принятия мер по превращению туризма в важный сектор экономики, социальной, оздоровительной, культурной, познавательной сфер жизни населения нашей страны.

Обм^иомсдовмия. — система подготовки специалистов туристской деятельности в стране и за рубежом.

Прет^^и^едовалия — процесс совершенствования профессионального туристского образования на различных уровнях — колледж, вуз, посшу-зовское обучение и в структуре повышения квалификации.

Цель диссертационной работы — на основе изучения процесса профессионального образования и подготовки специалистов туристской деятельности в Российской Федерации с учётом международного опьгга выявить и обосновать совокупность социально-педагогических условий совершенствования подготовки специалистов для туристской деятельности.

Исходя из поставленной цели в работе решались следующие исследовательские задачи:

— выявить особенности развития современного мирового и отечественного туризма и состояние его кадрового потенциала;

— представить характеристику зарубежного и отечественного опыта в подготовке туристских работников;

— раскрыть содержание, формы и методы подготовки кадров специалистов туризма в Российской Федерации;

— выявить и обосновать социально-педагогические условия становления системы подготовки специалистов для сферы туризма.

Методологическую и теоретическую базу диссертационного исследования составляют принципы целостности и системности, всеобщей связи явлений и процессов, единства логического и исторического, единства формы и содержания, взаимосвязи теории и практики.

Автор опирается на общую теорию профессионального образования на основе его непрерывного цикла в контексте интеграции общего и профессионального обучения с учётом потребностей социально-экономического развития России. В ходе исследования автор учитывал многообразие теоретических концепций по анализируемой проблематике.

Источю^ - международно-правовые Конвенции, Декларации, Хартии по проблемам туризма, которые одобрены ООН, ЮНЕСКО, МОТ и находят отражение в образовательном процессе14). Следует отметить ценность официальных документов ЮНЕСКО, докладов и статей генерального директора этой международной организации, так как именно ЮНЕСКО принадлежит приоритет в «разработке и распространении концепции непрерьгоного образования, а затем такого понятия, как «образование в течение всей жизни» вместо «непрерьгоного образования» .

В работе использованы законо/дательные акты Российской Федерации (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», Закон «Об образовании» (1996 г.), Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), правительственный документ «Программа развития системы образования в условиях углубляющихся социальных и экономических реформ» (1992 г.)15>, словари и справочники по туризму и гостеприимству, педагогике и методике, учебные программы и учебно-тематические планы по туристскому образованию отечественных и зарубежных вузов, журнальная периодика на русском и английском языках.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ международных документов и официальных материалов Российской Федерации, отечественной и зарубежной литературы, учебных программ и пособийсравнительная характеристика международного и отечественного опыта подготовки специалистов туризма, непосредственного участия автора исследования в сфере туризма в качестве гида-переводчика, референта-переводчика, преподавателя и заведующего кафедрой Российской международной академии туризмавключённое педагогическое наблюдениекомпьютерная информацияанкетирование и письменный опрос преподавателей и студентов РМАТопытно-экспериментальная работа по внедрению новых технологий подготовки кадров для сферы туризма и развитию системы профессионального образования туристского персонала на различных уровнях обучения.

Исследование осуществлялось в два этапа: первый этап (1990;1993 гх.) — изучение современного состояния проблемы и формулирование теоретического обоснования принципов и условий подготовки специалистов туризма. Результатом этого эгапа стало выявление основных параметров международного опыта профессионального образования туристского персоналавторой этап (1994;1997 гх.) — анализ учебного процесса в ряде отечественных и зарубежных учебных заведений, в частности, официальных программных мероприятий по формированию системы подготовки кадров для туристской деятельностиучастие в разработке и апробации учебных программ и пособий по профилирующим дисциплинам, завершение работы над текстом диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

• выявлены основные тенденции и качественные характеристики современного мирового и отечественного туризма, раскрыты причины и факторы его бурного развития, в котором кадровое обеспечение туристской деятельности занимает центральное место;

• представлена характеристика международного опыта подготовки специалистов туристского профиля и своеобразия обучения будущих туристских кадров в России;

• рассмотрен процесс становления и развития образовательной сети учебных заведений туристского профиля в этой сфере в зарубежных государствах и в Российской Федерации: «специализация специалиста», т. е. развитие способности и умения кадров адаптироваться к новым условиям профессиональной средыпостоянное изменение профессиональной среды обитания будущих специалистовинтернационализация систем туристского образованияинтеграция образовательного процесса с туристской деятельностьюосуществление непрерывности обучения и профессиональной подготовкиприоритет инновационных методов в системе подготовки кадров туризма;

• раскрыты содержание, формы и методы подготовки кадров туризмадана характеристика новых технологий обучения специалистов данной категории, в том числе: интеграция учебного и производственного процессов, междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный подходыкомпьютеризация всего процесса профессиональной подготовки туристских кадров;

• выявлена и обоснована совокупность социально-педагогических условий совершенствования подготовки специалистов для сферы туризма:

• труппа социальных условий (успехи в экономическом развитии различных странзначительное улучшение финансового положения сотен миллионов шодейдемократизация национального законодательства и международно-правовых нормрост1 потребности в кадрах для туристской сферы);

• труппа общепелагогических условий (обеспечение становления образовательных систем в сфере туризмаразработка государственных стандартов подготовки специалистов туристского профиляопределение конкретного содержания обучения кадров различных профессий туристской деятельностисоздание специализированных учебных заведений — институтов, факультетов, средних учебных заведенийформирование учебных заведений нового типа — единых учебно-производственных объединений типа «вуз-производство» — обеспечение активной деяггельностной позиции учащихся в производственных структурах туристской деятельности в течение всего учебного процесса);

• группа дидактических условий (определение общих, специальных, смежных и элективных учебных курсов, основных и вспомогательных учебных предметовпринципы заимствования, комбинаторности и уровневости в структурировании учебно-тематических планов и учебных программ по туризмуприоритетное положение специального курса английского языка прикладного характера в учебных планах и программах учебных заведений туристского профилякоординация эффективных форм, методов и приёмов в организации учебного процесса: лекции, семинары, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, учебные экскурсии, полевые наблюдения, моделирование, обучение с помощью компьютерамногопрофильная структурно-уровневая производственная практика, обучение на рабочем местевключение специалистов по туризму, функционеров и предпринимателей туристской индустрии и бизнеса в учебный процесс);

• впервые введён в научный оборот ряд международных и отечественных источников по проблемам туризма, общего и профессионального образования.

Практическая значимость исследования. Совокупность теоретических положений и выводов, изложенных в диссертационной работе, позволила реализовать ряд мер, способствующих совершенствованию подготовки профессиональных работников туризма. Автором подготовлены учебная программа, учебно-тематические планы, учебные пособия, которые используются в учебном процессе в Российской международной академии туризма, лицейских классах туристского профиля Москвы и Московской области, опубликованы статьи по вопросам подготовки туристского персонала в современных условиях.

Материалы исследования могут быть использованы в разработке концепции и программы развития туризма в Российской Федерации и его кадрового обеспечениядля совершенствования учебного процесса на факультетах, отделениях, в учебных группах вузов и колледжей, где готовятся специалисты в области туризмадля становления национальной школы туризма в целом.

Апробация результатов исследования осуществляясь в ходе учебной деятельности автора в Российской международной академии туризмав организации лицейской подготовки туристского профиляв структурировании учебных программ и планов переподготовки кадров для туристской деятельностина международных конференциях и семинарах, при осуществлении совместных проектов с учебными заведениями Греции, Голландии, США (Афинский Университет (Греция), Афинский технологический институт (Греция), Гаагская школа гостиничного бизнеса (Голландия), Университет Джонсон энд Уэйлз (г. Провиденс, Род Айленд, США), Университет Фрэнсис Мэрион (г. Флоренс, Южная Каролина, США). Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечены научностью теоретических и методологических позицийсоответствием совокупности методов исследования его предмету, цели и задачамрепрезентативностью статистических и фактологических данныхпрактической проверкой результатов и выводов в различных видах учебной и учебно-производственной деятельности автора.

На защиту выносятся следующие положения:

• совершенствование профессиональной подготовки специалистов туризма представляет собой процесс реализации совокупности социальных, образовательных, методико-педагогических и организационных условий и действий, направленных на овладение будущими специалистами туристского профиля знаниями, умениями и навыками по соответствующей специальности, на развитие положительных мотивационных и поведенческих характеристик туристского персонала;

• состояние подготовки туристских кадров в стране и перспективы её развития обусловлены социальными потребностями и финансовыми возможностями в РФ и в мире в целом, реформированием системы образования и развитием международного сотрудничества в сфере образования и науки;

• совершенствование подготовки специалистов туризма обеспечивается материализацией факторов, создающих социально-образовательную среду, в которой осуществляется процесс подготовки специалистов в учебных заведениях;

• субъектно-целевой подход к организации обучения способствует подготовке туристских кадров определённых профессий и специальностей в соответствии с заказами туристской индустрии, её производственно-хозяйственных структур;

• принцип заимствования из других научных областей при формировании учебных планов и программ по туризму является базой в создании самостоятельной парадигмы туризма и определяет содержание профессионального туристского образованияпринцип комбинаторности и уровневости при формировании учебных планов и программ обеспечивает поэтапность, поступательность, цикличность в обучении и соответствует схеме профессионального роста в туристской карьереприоритетное положение специального курса английского языка прикладного характера в сфуктуре учебных планов и программ туристского профиля является неотъемлемым компонентом формирования специалиста туристской деятельности;

• модульно-технологическое направление стимулирует максимальную интеграцию учебного и производственного процессов: а) учебно-производственные интегральные модули воссоздают профессиональную производственно-хозяйственную микросреду (модуль «Турагентство», модуль «Гостиница») для профессиональной подготовки специалистов туризма на рабочем местеб) преподаватели туризма выступают в роли практических работников индустрии туризма и гостеприимства, а функционеры туризма в роли преподавателей;

• совокупность различных методико-педагогических подходов в обучении (междисциплинарного, мультидисциплинарного и транс/лисциплинарно-го) обеспечивает качественно новый уровень и высокие стандарты профессиональной подготовки специалистов туризма;

• социально-педагогические условия являются основой образовательного процесса и стимулируют использование различных моделей профессионального образования, применение новых технологам и приёмов, обучение студентов с учётом зарубежного опыта, разработку и осуществление мер по реализации планов подготовки специалистов дня туристской индустрии Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В профессиональном образовании и подг отовке специалистов туристской сферы, по нашему мнению, главным является формирование интеллектуального и управленческого потенциала кадрового корпуса туристской индустрии. Решение этой задачи предполагает качественное развитие системы подготовки новых профессионалов, перспо/тготовки и повышения квалификации уже работающих в туристской отрасли. Это требование вытекает из законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», таких правительственных документов, как «Программа развития системы образования» (1991 г.), «Программа развития системы образования в условиях углубляющихся социальных и экономических реформ» (1992 г.).

В указанных актах были сформулированы основные направления реформирования системы образования. В частности, речь идёт о демократизации и автономизации образовательных учреждений, учёта региональной специфики. Важная особенность образовательной реформы — это гуманизация и гуманитаризация образования, определение государственных образовательных стандартов и выбор ви/да учебного заведения.

В контексте нашего исследования представляет большой интерес постановка вопроса об инновационных педагогических технологиях в процессе профессиональной подготовки специалистов туристской деятельности.

В связи со сказанным выше технологию подготовки кадров нельзя отрывать от задач туристской отрасли. А сам механизм профессионального образования должен стать органической частью кадровой политики в целом. Причём заметим, что технология и механизм подготовки специалистовэто не простая схема, а целый комплекс организационных, правовых, пси холого-педагогических и воспитательных принципов обучения специалистов.

С учётом этого проблемы профессиональной подготовки специалистов туристской деятельности в исследуемый период нашли отражение в международных конвенциях, в национальном законодательстве и, в частности, в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» .

В профессиональной подготовке при организации учебного процесса на первый план выдвигаются принципиально новые подходы. Речь идёт о «моделях», «модулях», «блоках» при организации обучения, интеграции образовательного процесса с производством, специализации специалиста, интернационализации образовательных систем. Эти принципиально новые подходы определяют систему подготовки кадров туристской деятельности и характеризуются значительной новизной.

По нашему мнению, на повестке дня стоит вопрос о современных методах обучения кадров, которые характеризуются гибкостью, технологичностью и способны чётко реагировать на прогнозируемые ситуации в туристской сфере. При этом следует иметь ввиду, что разработчики учебных планов и программ /должны исходить из точных представлений о том, что должен знать и уметь выпускник учебного заведения при поступлении на работу в той или иной сектор туризма, т. е. ориентироваться на принятые профессиограммы, международные стандарты и нормы.

В связи с тем, что в сфуктуре образовательного процесса значительное место занимает' переподготовка кадров, носледишгомное обучение, следует больше внимания уделить новым подходам в этом вопросе. Автор разделяет точку зрения учёных Российской академии государственной службы при президенте РФ, в частности, профессора Деркача, А А. о роли акмеологии в послевузовском образовании как новой отрасли знаний, которая занимаясь изучением феномепогии, закономерностей и механизмов развития человека, призвана обеспечить наиболее оптимальный пуп" достижения индивидуумом вершин профессионализма на основе новых, динамических средств и условий, моделей и продуктивног о решения обучающих задач.1).

Проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что формирующаяся и уже частично работающая система туристского образования в РФ во многом опирается на принципиальные положения международных конвенций по вопросам туризма, учитывает опыт развитых в туристском отношении стран в подготовке туристских работников, практику проведения семинаров по линии Всемирной туристской организации.

Организация такого рода семинаров с участием зарубежных преподавателей, экспертов ВТО позволяет нашим вузам не только исрользовать зарубежный опыт в подготовке кадров, но нередко обсуждать и решать те проблемы, которые мешают развитию туризма в Российской Федерации.

В этом смысле показательным стало проведение семинара на тему «Японский туризм и Россия», который бьтл проведён МИРБИСом в апреле 1996 г. Генеральный директор Японского института развития международного туризма Араи Коити и консультант по туристской инфраструктуре того же института Такакува Киёаки выступили с докладами «Государственная политика развития туристского бизнеса и вьгбор японскими туристами маршрутов» и «Контроль качества туристского обслуживания» .2).

Этот семинар должен был дать ответ на совершенно практический вопрос: что нужно сделать, чтобы реанимировать японский въездной туризм в Россию, особенно в европейскую часть страны. Ответ японских специалистов гласил: «безопасность и высококачественное обслуживание — это основные составляющие, которые определяют выбор маршрута японским туристом». А такие важные факторы, как туристские ресурсы, возможность познакомиться с культурой, традициями, образом жизни другой страны не доминируют при планировании японцами своих путешествий.3).

С учётом этих факторов главное внимание на семинаре было сосредоточено на решении указанных проблем как непосредственно в сфере бизнеса услуг, так и в системе туристского образования.

На основе изучения исследуемой темы можно сделать вывод о том, что в содержании профессиональной подготовки специалистов туристской деятельности несомненно должны быть представлены в органическом единстве фундамегггально-теорстичсские и практико—прикладные знания. К фундамен-тально-теорстическим знаниям следует отнести знание истории развития общественной мысли, знание методологических основ, закономерностей и принципов образования и подготовки кадров. Эти знания способствуют выработке более широкого взгляда на цели и задачи туризма, обеспечивают выявление перспективных тенденций его развития, позволяют адаптироваться к возможным изменениям, помогают в разработке альтернативных решений и квалифицированном выборе наиболее приемлемых форм и методов обучения студентов.

Исключительно важной задачей профессионального образования является удовлетворение потребностей кадров в практкко-прикладных знаниях.

Опыт многих отечественных и зарубежных педагогов, с которыми автор сотрудничал в организации подготовки туристских работников, подтверждает, что во многом преодолеть трудности в овладении практическими работниками фугщамеггтально-теоретическими знаниями можно на основе проблемно-деятельносгной концепции обучения, когда теоретические знания усваиваются как отражение адекватной им практической деятельности и как необходимое звено в отшадении ими. Поэтому овладение кадрами проблем-но-дсятельностной концепцией обучения является важным фактором, непосредственно влияющим на формирование высокопрофессиональных специалистов.

При этом основным условием результативности учебного процесса будет качество педагогической технологии учебных занятий, исходя из конкретных потребностей практики туристской индустрии. А высокая активность учащихся в этом случае в ходе учебных занятий может быть достигнута постановкой актуальных и значимых для них как будущих специалистов проблем туристского развития.

Следует заметить, что одних, даже глубоких знаний для решения профессиональных задач, недостаточно, необходимо также обладать определёнными навыками и умениями. Наиболее важными навыками и умениями туристского работника можно считать умение правильно оценивать политическую ситуацию и экономическую конъюнктуру, так как от этих слагаемых во многом, зачастую в решающей степени, зависит развитие туризма. В зависимости от ситуации специалист-профессионал должен уметь правильно организовать свою деятельность, а руководитель-менеджер любого уровня деятельность вверенного коллектива. Чрезвычайно важными, зачастую игнорируемыми, являются умения и навыки, определяющие психофизические, психологические, мотивационные и поведенческие характеристики специалистов туристской деятельности, так как этим в конечном итоге определяется качество туристского продукта, сервиса, а значит и потребительский эффект в индустрии туризма и гостеприимства.

Изучение проблем подг отовки специалистов туристской деятельности позволяет сделать вывод о том, что большинство учебных заведений РФ, их руководители, профессора и преподаватели осознают, что одним из основных условий совершенствования профессиональной подготовки туристского персонала является обеспечение единства теории и практики в учебном процессе, усиление согласованности педагогического воздействия за счёт улучшения управления образовательным процессом.

Инновацией в сфере туристского образования в РФ можно считать стремление создать организационно-учебные структуры, которые интегрировали бы в единый комплекс учебный процесс и производство.

Другим важным направлением в этом плане является создание структур, которые объединили уже действующие учебные заведения, например, Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса в Москве.

Ещё одна важная особенность туристского образования — стремление создать современное программно-методическое обеспечение с учётом зарубежного опыта и использования иностранных специалистов, консультантов и преподавателей в учебном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные Декларации, Конвенции и другие акты по проблемам прав человека и туризма.1. I. Всеобщая Декларация прав человека//СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989, — с. 413−419.
  2. Заключительный акт' Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М., 1975.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах//СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989, — с. 302−320.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах//СССР и международное сотрудничество в области прав человека. -М., 1989,-с. 292−302
  5. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.
  6. Гаагская декларация по туризму .//Международные туристские организации. М., 1992, с. 153−159
  7. Хартия туризма.//Там же, с. 143−147
  8. Международные конвенции по контракту на пугешествие./ЛГам же, -с. 149−152
  9. Международная госшничная конвенция ./Дам же, с. 185−203
  10. Общие условия перевозки пассажиров и багажа.//Там же. с. 111−128
  11. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их бага-жаю//Там же, с. 139−140
  12. Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа.//Там же, с. 133−138
  13. Всемирная туристская декларация (принята на Всемирной конференции министров по туризму. Осака, 1994 г.)//Российский туристский бюллетень., 1995, Jfc 1 (3), с. 3−7
  14. Соглашение о сотрудничестве в области туризма стран СНГ от 23 декабря 1993 г.
  15. Всемирная туристская организация. Рекомендации по статистике туризма.//Российский туристский бюллетень., 1995, № 1 (3), с. 63−72.
  16. Общая программа работ Всемирной Туристской Организации (ВТО) на период 1996—1997 гг. г.//Российский туристский бюллетень., 1996, № 3(9), с. 68−85.
  17. Основной закон по развитию и совершенствованию туризма от 17 мая 1983 г., Игалия/АРоссийский туристский бюллетень, 1995, № 3 (5), с. 7787
  18. Закон о поддержке туризма Турция. 12 марта 1982 г.//Российский туристский бюллетень, 1996, № 2 (8), — с. 63−91
  19. Всемирная Встреча в интересах социального развития 6−12 марта 1995 г., Копенгаген
  20. Маастрихтский договор путь к Европейскому Союзу. Подписан 7 февраля 1992 г., вступил в силу 1 ноября 1993 г.//Ж. Европа, 1994, № 1(12)
  21. Государствснжнправовые акты Российской Федерации.
  22. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М., 1995.
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. М., 1995.
  24. Об укреплении Российского государства. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1994.24.0 действенности государственной власти в России. Послание Президент Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1995.
  25. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г.//Российская газета, 1996,29 августа.
  26. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г.
  27. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации о туризме.// Туризм: обзор материалов, Выпуск 3. М., — 1996.
  28. Федеральная программа развития туризма в России. М., — 1996.
  29. Новая Россия. Информационно-статистический альманах. М., 1994.
  30. Сборник нормативно-правовых и мегодических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., — 1996.
  31. Педагогическое образование. Сборник нормативных документов.-М., — 1996.
  32. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы» .//Российская газета, 1996, 19 сентября.
  33. Основные положения отчётного доклада правления Российской ассоциации туристских агентств о работе ассоциации за период с октября1995 года по октябрь 1996 года .//Вестник PATA, 1996, № 11.
  34. Профсоюзы СССР. Документы и материалы, т.5 М., -1978.
  35. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 годов.//Российская газета, 1997, 12 марта.
  36. Сборник официальных материалов по турисгско-экскурсионной работе профсоюзов. М., — 1978.
  37. Нормативные акты по турисгско-экскурсионной работе, т.1. М., — 1989.
  38. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Гос ВПО), (вводимого в 1997—1998 гх.)(Проект)//Высшее образование в России, 1996, № 4, С. 18−21.
  39. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы «//Российская газета, 1996, 19 сентября.
  40. О мерах по усилению взаимодействия с вузами г. Москвы в 1996−97 учебном году. Постановление Правительства Москвы от 24 сентября1996 года № 805-СР-2/09./Лверская 13, 1996, 12−16 декабря.3. Книги
  41. А.Х. Туризм сегодня и завтра. M. 1978.
  42. . Вклад в будущее: приоритеты образования. М. — 1993.
  43. В.М. Экономика и организация международного туризма. М.- 1972.
  44. М.А. Международный туризм и его развитие после второй мировой войны. M. 1966.
  45. С.П., Болотина JI.P., Воликова Т. В., Сластенин В А. Педагогика. М. 1981.
  46. U.C. Международное сотрудничество государств в области туризма. М. 1986.
  47. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989.
  48. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). М.- 1989.
  49. Ю.Е., Мошняга B.II. Миграционные процессы и миграционная политика. М. 1994.
  50. JI.C. Педагогическая психология. М. 1991.
  51. Н.И., Маноляк В. Ю., Пучкова Л .И. Правовые вопросы внешнеэкономической деятельности туристско-экскурсионных предприятий и организаций. М. ЦРИБ, 1990.
  52. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 1994.
  53. Государственные органы управления туризмом в Российской Федерации., М. 1996.
  54. Дворни ченко В. В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию. (1917−1984 rj.), M. 1985.
  55. В.В. Развитие туризма в СССР. М. 1985.
  56. Деркач, А А., Кузьмина Н. В. Ахмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. 1993.
  57. Здоровью и отдыху трудящихся внимание профсоюзов. М. — 1968.
  58. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М. 1997.
  59. И.В., Квартальнов ВА. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. М. Афины -1994.
  60. H.H., Фалькович Н. С. География международного туризма. М. 1972.
  61. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга. М. 1996.
  62. Д.К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. М. 1994.
  63. Квартальное В А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
  64. Квартальнов В А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М. 1993.
  65. ВА. Итернационализм зарубежных связей советских трудящихся и молодёжи. М. 1989.
  66. Квартальнов В А., Федорченко В. К. Орбиты «Спутника», Киев1987.3. 27. Квартальнов ВА. Современные концепции социального туризма: новые цели и структурные сдвиги. М. 1992.
  67. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М. -1996.
  68. Краткий словарь международной туристской терминологии. М.1980.
  69. Краткий таможенный словарь, М. 1994.
  70. .Т. Педагогика. Курс лекций. М. 1993.
  71. Ю.И., Крюкова О. П., Тартарашвили Т. Р. и др. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. М. 1996.
  72. Москва в цифрах. 1992−1995. Статистика, итоги, прогноз, комментарии., М. 1995.
  73. В.П. Маршрутами мира и /дружбы. М. 1975.
  74. Научное исследование (теория и методика). (Лебединский В.В., Иващенко A.B., Кацебина И. В., Луков В А. и др.) М. 1995.
  75. Национальная безопасность: Россия в 1994. М. 1994.
  76. Национальная доктрина России. (Проблемы и приоритеты). М.1994.
  77. С.С. Иностранный туризм в СССР формирующаяся отрасль народного хозяйства. М. — 1980.
  78. Образование в области социальной работы в России. М. 1996.
  79. Образование в туризме. М. 1996.
  80. Обучение обучающих в области туризма: пособие для преподавателей по туризму. Мадрид. 1994.
  81. Основы туристской деятельности. М. 1992.
  82. П.С. Туризм и экскурсии. М. 1983.
  83. Педагогика мира: история, теория, практика. Вып. I. М. 1992.
  84. Подготовка кадров управления: модель обучения. М. Вып. I, -1992, Вып. П — 1993, Вып. III — 1994.
  85. Приоритеты современной педагогики. М. — 1993.
  86. Проблемы иностранного туризма в СССР. Вып. 2, М. 1978- Проблемы иностранного туризма в СССР. Вып. 3, М. — 1980.
  87. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М. 1993.
  88. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. Сборник докладов и тезисов сообщений. М. 1997.
  89. .Н., Квартальнов BA., Ухов В. В. Орбиты «Спутника». М.- 1976.
  90. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ежегодник 1995. М. 1996.
  91. Российская международная академия туризма. Сборник учебно-тематических планов и учебных программ. Ч. I-IV, М. 1996.
  92. В.Н. Основания общей теории систем. М. 1974.
  93. Сластёнин В А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М. 1997.
  94. Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование. М. 1969.
  95. Социально-политические и экономические процессы в России. М. 1996.
  96. Страхование в туризме. М. 1996.
  97. Д.Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. Тольятти, — 1992.
  98. О.В. Индустрия досуга в США. М. 1983.
  99. Туристские ассоциации в туризме. М. 1996.
  100. В., Борисов К. Международные туристские организации. М.- 1990.
  101. Г. П. Педагогическая технология массового праздника. М.~ 1990.
  102. С.Е., Волошин И. И. Кадровая политика, её реализация, обучение и аттестация кадров. М. — 1990.
  103. С.Е. Организация работы с кадрами в турисгско-экскурсионной системе профсоюзов. М. 1988.4. Статьи
  104. Алфёров СЛО. Непрерывное образование: опыт развитых стран.//Советская педагогика, 1990, № 8, с. 131−136.
  105. МА. Современное состояние международного туризма.// Проблемы иностранного туризма в СССР. Сб. и. трудов. М. 1978, — с. 3−16.
  106. С.Н., Безупгая И. П. Интенсификация учебного процесса в целях повышения эффективности подготовки кадров.//Проблемы иностранного туризма в СССР. Сборник научных трудов. М. 1980, — с. 131 138.
  107. О. Педагогические аспекты системы: (О системе последипломного образования).//Вестник высшей школы. 1990. № 9, с. 16−18.
  108. З.М. Интеграция России в мировое образовательное пространсгоо.Шедаготнка, 1996, № 3, с. 98−102.
  109. Л.Г., Аррендо В. К. К новой парадигме планирования образованиям/Оерспективы: вопросы образования. 1992. МЫ/2, — с. 123−136.
  110. Беспалько В. Г1. Основы теории педагогических систем.//Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж. 1977.
  111. Бим-Бад Б.М., Петровский Л. В. Образование в контексте социали-зации.//Педагогика, 1996, № 1, с. 3−8.
  112. К.И. Кадры и социальное управление.// Проблемы теории и практики управления., 1992, № 4, с. 63−68.
  113. В., Завалеев Е., Шамеев Б. Непрерывное образование кадров.//Хозяйство и право. 1991, № 4, с. 90−97.
  114. А. Сфера духовного производства: (О последипломной системе образования на базе системы повышения квалифика-ции).//Вестник высшей школы. 1990, № 9, с. 12−15.
  115. НА. Кейзы в учебном процессе: методика, эффективность .//Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. III, М.- 1994.
  116. Всемирной туристской организации (ВТО) 20 лет.//ж. Пять звёзд., 1995, № 0, — с. 44−45.
  117. Д.М. Полигон профессионалов будущего .//ж. Российская Федерация, 1996, № 10, с. 48−50.
  118. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России.Шедагогика, 1996, № 5, с. 49−54.
  119. В., Лопаткин В., Одинцов II. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете.//Пе/дагогика., 1994, № 1, с. 47−50.
  120. К. Обучение руководителей и центры оцен-ки.//Проблемы теории и практики управления. 1991, № 4, с. 87−90.
  121. В., Виноградов Ю., Вискова Т. Довузовская подготовка важный этап подготовки абитуриентов .//Вестник госу/дарственной службы., 1993, № 4,-с. 41−48.
  122. C.B., Купцов В. М. Концепция гуманизации и гуманитаризации образованиям/Социально-политический журнал, 1995, № 6, с. 8798- 1996,№ 1, -с. 125−132.
  123. Деркач Л А. Акмеологические предпосылки реализации модели профессионального обучения.// Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. П, М. 1993, с. 54−58.
  124. Диплом с орлом или. решкой. В частном вузе вас могут' за ваши деньги выучить, но могут и обмануть.// Известия, 1995,30 марта.
  125. Дистантное образование: понятие и факты.//А1та Mater, 1996, № 5, -с. 15−16.
  126. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования.//А1та Mater, 1996, № 1, с. 21 -27-
  127. Alma Mater, 1996, JMO2, с. 15−27.42.4. Долженко О. Институциональная оценка: стратегия качества .//Alma Mater, 1996, № 1, С. 31−35- № 2, с. 28−32.
  128. Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России.//Педагогика, 1996, № 5, с. 39−46.
  129. Е. Новые подходы к университетскому экономическому об-разованию.//Российский экономический журнал, 1993, № 8,-с. 125−127.
  130. В. Перспективы финансирования образования. //Педагогика, 1993, № 4,-с. 15−21.
  131. Г. Народное образование в свете тенденции демократизации .//Alma Mater, 1996, № 2, с. 25−27.
  132. М. Народное образование на народные деньги. //Российская Федерация, 1995, № 14, с. 45−46.
  133. В.Ф. Туристско-рекреационные ресурсы и их роль в иностранном туризме в СССР. Сб. и. трудов. M., 1980, с. 73−81.
  134. Кабанов В А. Роль фундаментальных научных исследований в развитии образования.//Высшсе образование в России, 1993, № 1, с. 44−47.
  135. ВА. Российский туризм в предверии перемен. //Федеральная газета. 1996, № 2, ноябрь.
  136. Козлова 0.0. Концепция образования в России.//Социально-политический журнал, 1993, № 10, с. 11−19.
  137. А. О структурно-организационных основах: (О по-следигоюмном образовании).//Вестник высшей школы. 1990, № 9, с. 19−23.
  138. В. Единое информационное туристское пространство: быть ли ему у нас?//Пять звёзд, 1996, № 1.
  139. JI. Активизация учения: сущность и содержа-ние./Ше/дагогика, 1994, № 1, с.7−11.
  140. Кухил К). Японский туризм и Россия.// Пять звёзд, 1996, № 2, с. 21.
  141. Ф., Таитян С. Высокий образовательный замысел. //Педагогика, 1996, № 6, с. 3−13.
  142. Е.В. Как нам выучить ангаийский?//Мир образования. 1996, № 1,-с. 22−24.
  143. Е.В. Использование зарубежного опыта при формировании системы образования в туризме Р.Ф.//Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М. 1997, с. 24−30.
  144. Н., Шушарина О. Социально-гуманитарное образование^? новый взгляд на старую проблему .//Высшее образование в России. 1993, № 3,-с. 69−79.
  145. ., Болотин И. Образование и национальная безопас-ность.//А1та Mater, 1996, № 6, с. 3−8.
  146. Г. Нововведения в управлении образовани-ем.//Педагогика, 1993, № 6, с. 23−28.
  147. О. О сущности активных методов обучения.//Высшее образование в России., 1993, № 3, с. 159−165.
  148. Отступать некуда, позади МГУ. Беседа с ректором Московского университета Садовничим В А.//Российская газета, 1996,31 декабря.
  149. Ф. Рынок и новая система образования. // Экономические науки, 1991, № 2, с. 5−14.
  150. Поездки наших граждан за границу в 1995 г.// Пять звёзд, 1996, № 2,-с. 19.
  151. А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления. //Высшее образование в России., 1995, № 2, с. 64−71.
  152. О. Программа КРЕ по институциональной оценке ка-чества.//Л1та Mater, 1996, № 3, с. 33−35.
  153. А. Процессы эдитообразования: исторический и прогностический аспекты .//Alma Mater, 1993, № 2, с. 43−47.
  154. ПА. Вопросы образования в Совете по туризму государств-членов СНГ.// Российский туристский бюллетень, 1996, № 3(9), -с. 31−34.
  155. Рябова И А. Учиться туризму легко ли это. Подготовка специалистов — условие успешного развития туристского бизнсса. Шять звёзд. Отели. Рестораны. Туризм. 1996, № 2, — с. 34−35.
  156. B.C. Международный симпозиум по туризму .//Российский туристский бюллетень, 1995, № 1(3), с.73−74.
  157. Ю.П. Актуальные проблемы туристского образования в высшей школе Российской Федерации .//Российский туристский бюллетень. 1996, № 2(8), с. 93−96.
  158. П.В. Социальные технологии реформирования образования в России .//Социально-политический журнал. 1996, № 1, с. 57−69.
  159. А.Г. О кадровой ситуации в туристской отрасли Приморского края.//Российский туристский бюллетень. 1995, № 3(5), с. 93−96.
  160. Т.И., Горский ЕА. Всероссийское совещание с руководителями государственных органов управления туризмом субъектов Российской Федерации.//Российский туристский бюллетень, 1996, № 2(8), с. 2225.
  161. А. Концепция фущдаментализации высшего образования и её отражение в ГОСах.//Высшее образование в России. 1996, № 3, с. 17−24.
  162. P.E. Основные направления развития модели обучения кадров./Л1одготовка кадров управления: модель обучения. Вып. И, М. -1993.
  163. Туршщустрия, помноженная на образование. Создан Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса .//Пять звёзд. 1996, т, с. 27−29.
  164. Р. Концепция подготовки специалистов по менеджменту .//Высшее образование в России, 1996, № 4, с. 28−33.
  165. В. Российский вариант международного туризма. (Аналитические заметки.)//Пять звёзд, 1996, № 1, с. 41−42.
  166. Д. О сертификации туристских услуг и услуг гостиниц в Российской Федерации.//Пять звёзд. 1995, № 0, с. 39−40.
  167. Школа работы в туризме.//Федеральная газета, 1996, № 3, декабрь.
  168. Диссертации и авторефераты
  169. В. Общество, кадры, элита: политологический анализ. (Польша 80-е — начало 90-х гт.) Автореф. дисс.. доктора политических наук. М., 1993.
  170. В.В. Теоретические основы совершенствования воспитательной деятельности пионерской организации. Автореф. дисс.. доктора педагогических наук., М. 1976.
  171. Камалдинова ЭЛИ. Деятельная сущность воспитания молодёжи. Автореф. дис. доктора философских наук., М. 1990.
  172. ВЛ. Деятельность общественных организаций СССР по развитию интернациональнь1Х связей с зарубежными странами. (60 80-е * г-г. Опыт, уроки.). Автореф. дисс. доктора исторических наук., Киев. 1990.
  173. Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения, (на материалах Германии). Автореф. дисс. кандидата педагогических наук.
  174. Е.П. Психодиапюстика в системе отбора, подготовки и переподготовки кадров госслужбы. Автореф. дисс.. кандидата психологических наук. М., 1995.
  175. E.H. Управленческая деятельность кадров Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. социологических наук. М., 1995.
  176. Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. Автореф. дисс. канд. психологич. наук, М., 1995.
  177. М.Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «Н» «Эйч». Дисс.. канд. педагогических наук. М., 1995.
  178. О.В. Гуманизация высшего образования и её влияние на развитие личности студента. Автореф. дисс.. канд. философских наук., М., 1993.
  179. С.С. Педагогические факторы повышения культуры ценности туризма. Автореф. дисс. канд. педагогических наук. М., 1994.
  180. С.И. Образование как фактор формирования и развития творческих способностей человека. Автореф. дисс.. канд. философских наук. М., 1990.
  181. Н.Д. Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях становления рыночных отношений. Автореф. дисс.. канд. философских наук. М., 1993.
  182. Тригубова JIA. Организационно-педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки иностранных студентов. Дисс. канд. педагогических наук. М., 1992.
  183. В.К. Туризм как средство патриотического и интернационального воспитания. Автореф. дисс. канд. философских наук. Киев, 1986.
  184. Чёрный Г-П. Теория, методология и педагогическая технология организации массовых праздников подростков. Автореф. дисс.. доктора педагогических наук. М., 1990.
  185. Эротокриту Эротокритос. Социальные и педагогические факторы интег рации общего и профессионально-техническог о образования в Республике Кипр. Автореф. дисс. канд. педагогических наук. М., 1995.
  186. Adamson D. International Hotel English. Communicating with the International Traveller. Prentice Hall. 1989.
  187. Assignments in Travel and Tourism. Pitman Publishing. 1988.
  188. Beech J. Thank You for Flying with Us. Prentice Hall. 1989.
  189. Borg van den J. Tourism and Urban Development: The Impact of Tourism on Urban Development: Towards a Theory of Urban Tourism and Its Application to the Case of Venice, Italy. 1991.
  190. Brieger N., Comfort. J. Developing Business Contacts. Prentice Hall. 1989.
  191. Brieger N., Comfort J. Business Issues. Prentice Hall. 1989.
  192. Brieger N., Comfort J. Early Business Cantacts. Prentice Hall. 1989.
  193. Brieger N., Comfort J. Social Contacts. Prentice Hall. 1990.
  194. Cassee E., Reuland R. The Management of Hospitality. Pergamon Press. 1983.
  195. Collin P.H. Dictionary of Hotels, Tourism and Catering Management. Peter Collin Publishing. 1994.
  196. Dewailly J.M. Tourisme et amenagement en Europe du Nord. Paris, Milan, Barcelone, Mexico. 1989.
  197. Eastwood J. Einglish for Travel. Oxford University Press. 1982.
  198. Hall E. J. The Language of Tourism in English. English for Careers. Regents/Prentice Hall. 1976.
  199. Hall E. J. The Language of Air Travel in English: Ground Services. English for Careers. Regents Publishing Company. 1976.
  200. Hall E. J. The Language of Air Travel in English: In-Flight Services. English for Careers. Regents Publishing Company. 1976.
  201. Hall E. J. The Language of Hotels in English. English for Careers. Prentice Hall Regents. 1977.
  202. Hall EJ. The Language of Restaurants and Catering in English. Prentice Hall Regents. 1977.
  203. Hotel School the Hague. European Hospitality Management. Study Guide. 1990.
  204. Hotrec. Confederation of National Hotel and Restaurant Associations in the European Community. White Paper. The 1992 Challenge for the Hotel, Restaurant and Cafe industry. Paris. 1989.
  205. Johnson and Wales University. 1992−1993 Admission Bulletin. Providence. Rhode Island. 1991.
  206. Johnson and Wales University. Master’s Degree Programs. 1992−1993 Graduate School Catalogue. Providence Rhode Island. 19 922.
  207. Johnson and Wales University. 1993−1994 Catalog. Providence. Rhode Island. 1992.
  208. Keane L. International Restaurant English. Communicating with the International Traveller. Prentice Hall international. 1990.
  209. Lewis R.C., Chambers R.E. Marketing Leadership in Hospitality: Found, a practices. New York: Van Nostrand Reinhold, 1989.
  210. McBurney N. Tourism. Prentice Hall. Hertforshire, 1996. 6.26.0ckenden M. Situational Dialogues. Longman. 1995.
  211. Quixin Zhu and Zhang Xiugui. A Practical Handbook for English-Speaking Guide-Interpreters. Beijing. 1989.
  212. Robertson F. Airspeak. Communicating with the International Traveller. Prentice Hall. 1989.
  213. Schloff L., Yudkin M. Smart Speaking. A Plume Book. 1991.
  214. Smith V. L. Hosts and Guests. The Anthropology of Tourism. Second Edition. University of Pennsylvania Press. 1990.
  215. Stott T., IioltR. First Class English for Tourism. Oxford University Press. 1992.
  216. Svatko J. Hotel Personnel. Macmillan Career English. Macmillan Publishing Company. 1984.
  217. Svatko J. Restaurant Employees. Macmillan Career English. Macmillan Publishing Company. 1984.
  218. Svatko J. Charters, Tours, and the Package Deal. Macmillan Career English. Macmillan Publishing Company. 1986.
  219. Svatko James. Managers, Agents, and the Agency. Macmillan Career English. Macmillan Publishing Company. 1987.
  220. Syratt G. Manual of Travel Agency Practice. Buttterworth/ Heinemann. 1992.
  221. Xiaorong Liang. English for Hotel. Beijing. 1989.
  222. Yates C.StJ. Check-In. English in Tourism. A Course for Hotel Reception Staff. Cassell Publishers. 1991.
  223. Yates C.StJ. May I Help You? English in Tourism. Cassell Publishers.1991.б) Статьи
  224. Airey D. Tourism Education in the United Kingdom .//The Tourist Review. № 34(3). 1979,-p. 13−15.
  225. Airey D., Nightingale M. Tourism Occupations, Career Profiles and Knowledge.//Annals of Tourism Research. Volume 8, Number 1. 1981, p.52−68.
  226. Aminuddin M. Domestic Tourism: Its Importance and Potentialities .//Dawn. 1981. 19 May, p.3
  227. Angell R.C. The Growth of Transnational Participation.//Journal of Social Issues. 1967. № 23, p. 108−129.
  228. Apter H. Counting the Social Cost of Tourism. Part I.//The Travel Agent. 1974, 16 December, p. 24−29.
  229. Aptcr H. Counting the Social Cost of Tourism. Part II.//The Travel Agent. 1975, 6 February, p. 54−58.
  230. Ankomah P.K., Crompton J.L. Tourism Cognitive Distance: A Set of Research Propositions.//Annals of Tourism Research. 1992. Volume 19, Number 2,-p. 323−343.
  231. Ball D.A. Permanent Tourism: A New Export Diversification for Less Developed Countries.//Intemational Development Review. 1971. № 13(4), -p. 20−23.
  232. Beard J. and Ragheb M. Measuring Leisure Motivation.// Journal of Leisure Research. 1983. № 15, p. 219−228.
  233. Beck B. and Bryan F. This Other Eden: A Survey of Tourism in Britain.//The Economist. 1971. 25 September.
  234. Beesley M.E. The Value of Time Spent in Traveling: Some New Evidence./ZEconomica. № 32, p. 174−185.
  235. Berghe P. L. Tourism and the Ethnic Division of Labor.//Annals of Tourism Research. Volume 19, Number 2, 1992, p. 234−250.
  236. Blake E.W. Stranger in Paradise.//Caribbean Review № 6, p. 9−12.
  237. Blanton D. Tourism Training in Developing Countries: Social and Cultural Dimension.//Annals of Tourism Research. Volume 8, Number 1. 1981, -p. 116−133.
  238. Bodewcs T.G.W. Development of Advanced Tourism Studies in HollandV/Annals of Tourism Research. Volume 8, Number 1. 1981, p. 35−51.
  239. Britton S.G. The Political Economy of Tourism in the Third World.// Annals of Tourism Research. 1982. Number 9, p. 331−358.
  240. Brownrigg M., Greig MA. Differential Multipliers for Tourism.// Scottish Journal of Political Economy. 1975. № 21, p. 261 -275.
  241. Bryden J., Faber M. Multiplying the Tourist Multiplier.//Social and Economic Studies. 1971. № 20(1), p. 61 -82.
  242. Butler R.W.The Social Implications of Tourist Development.//Annals of Tourism Research. 1974. Volume 2, Number 2, p. 100−114.
  243. Cassee E. Educating for Hospitality Management: A Way of Life .//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 103−110.
  244. Casson L. After 2000 Years Tours Have Changed But Not Tourists.//Smithsonian. 1971. № 2(6), p. 52−60.
  245. Clark R.N., Hendee J.C., Campbell F.L. Values, Behavior and Conflict in a Modern Camping Culture.//Journal of Leisure Research. 1971. № 3(3),-p. 143−159.
  246. Cohen E. Toward a Sociology of International Tourism.//Social Research. 1972. № 39,-p. 164−182.
  247. Cohen E. Who Is a Tourist? A Conceptual Classification.// Sociological Review. 1974. № 22(4), p. 527−555.
  248. Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences .//Sociology. 1979. № 13,-p. 179−202.
  249. Cohen E. Rethinking of Sociology of Tourism .//Annals of Tourism Research. 1979. № 6, p. 18−35.
  250. Cohen E. The Sociology of Tourism: Approaches, Issues and Findings.//Annual Review of Sociology. 1984. № 10, p. 373−392.
  251. Colenutt RJ. Modelling Travel Patterns of Day Visitors to the Countryside .//Area. 1969. № 2, p. 43−47.
  252. Cooper Ch., Westlake J. Teaching Tourism: Training and Education Programmes for Educators of Tourism.// The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. Poland. 1989, p. 137−144.
  253. Crandall R. Motivations for Leisure.//Journal of Leisure Research. 1980.№ 12(1),-p. 45−54
  254. M. «Tracing"the Anthropological Self: Quizzical reflections on Field Work, Tourism and the Ludic./ZSocial Analysis. 1985. № 17, p. 73−94.
  255. Dann G. The Holiday Was Simply Fantastic.//Tourist Review. 1976. № 31(3),-p. 19−23.
  256. DcBurlo C. Anthropology and the Tourist Business.//Practicing Anthropology. 1987. № 9(2), p. 11−12.
  257. Dewar K. Old Hotel Registers as a Tool in Analyzing Resort Visitation and Development.//Recreation Research Review. 1983. № 10(3), p. 5−10.
  258. Diamond J. Tourism’s Role in Economic Dcvelopment: The Case Re-ExaminedV/Economic Development and Cultural Change. 1977. № 25, p. 539 553.
  259. Debbage Keith G. Tourism Oligopoly is at Work.//Annals of Tourism Research. Volume 19, Number 2, 1992, p. 355−160.
  260. Dziegiec, S. Liszewski. The Idea, Aims and Forms of University Education for the Needs of Tourism .//The Model of Training Staff for Tourism Indstry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 145−154.
  261. Fakeye P. C., Crompton J. L. Importance of Socialization to Repeat Visitation.//Annals of Tourism Research. Volume 19, Number 2, 1992, p. 364 367
  262. Feczko J. Philosophies of Product and Service Quality in Educa-tion.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 13−24.
  263. Go F. M. Cooperative Education and Tourism Training.//Annals of Tourism Research. Volume 8, Number 1.1981, p.' 139−140.
  264. Gucik M. The Education of Personnel for Tourism at Bratislava School of Economics.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 71−76.
  265. Jafari J., Ritchie J.R. Toward a Framework for Tourism Education: Problems and Prospects.// Annals of Tourism Research. Volume 8, Number 1.1981,-p. 13−34.
  266. Jarowiecka T. Changes in Polish Tourism As a Source of Evolution in Educating Tourist Staff .//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 43−50.
  267. Jovicic Z. The Integral Concept of Training Staff for Tourism .//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 59−64.
  268. Kasachka D. Training of Specialists with Higher Education for Tourism in Bulgaria: the Example of the Sofia University .//The Model of Training Stall for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 7784.
  269. Kosar L. Interdependence beyween Work Subject and Training Staff in Tourism.// The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 6−12.
  270. Kruczek 7,. A Model of the Faculty of Tourism Graduate (Academy of Physical Education) against the Background of Other Tourism Faculties.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989,-p. 51−58.
  271. Kula S. Education and Qualification Improvement of Managers for State Firms.//rhe Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. Poland. 1989, p. 171−172.
  272. Leiper N. Towards a Cohesive Curriculum in Tourism: The Case for a Distinct Discipline.//Annals of Tourism Research. 1981. Volume 8, Number 1, -p. 69−84.
  273. Lipner H. Managers Improvement in Tourism .//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 167−170.
  274. Louikissas Ph. Environmental and Social Factors in the Continuing Education of Tourism Professionals .//Annals of Tourism Research. 1981. Volume «8, Number 1,-p. 136−138.
  275. Mcintosh R.W., Walther C. Teaching Tourism in Four-Year degree Program .//Annals of Tourism Research. 1981. Volume 8, Number 1,-p. 134−136.
  276. Murphy P.E. Tourism Course Proposal for a Social Science Curriculum.//Annals of Tourism Research. 1981. Volume 8, Number 1,-p. 96 105.
  277. Motley C.L. A Microeconomic Theory of International Tourism Demand.//Annals of Tourism Research. 1992. Volume 19, Number 2, p. 250 268.
  278. Nowlis M. Human Resource Training VS Automation in the Commercial Restaurant Industry: Perspective for the 1990s.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989,-p. 85−98.
  279. O’Halloran R. M. Managing Tourism .//Annals of Tourism Research. 1992. Volume 19, Number 2, p. 385−387.
  280. Orieska J. Raising the Standard of Qualification of Tourist Traffic Personnel by Means of Post-Graduate Studies.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, — p. 125−130.
  281. Pearce D.G. Course Content and Structure in Georgaphy of Tourism: The Canterbury Example.//A:nnals of Tourism Research. 1981. Volume 8, Number 1, p. 106−115.
  282. Poutilina S. Organization of Training and Advanced Education for USSR State Committee for Foreign Tourism.//The Model of Training Staff for Tourism Industry. International Science Conference. Cracow. 1989, p. 37−42.
Заполнить форму текущей работой