Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация структуры виртуального учебно-методического комплекса дистанционного обучения в вузах МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи, П. И. Пидкасистый, говоря о взаимосвязи сознания и деятельности, писал: «Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что это сознательная и целенаправленная деятельность. В ней и через нее человек регулирует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание предметов, над которыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы повышения эффективности заочного п дистанционного обучения слушателей
    • 1. 1. Роль и место учебно-методических комплексов при заочной и дистанционной формах обучения
    • 1. 2. Анализ состояния разработки проблемы организации самостоятельной работы при заочной и дистанционной формах обучения
    • 1. 3. Организация и методика исследования проблемы применения виртуальных учебно-методических комплексов в учебном процессе вузов МЧС России
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса заочного обучения в вузах МЧС России на основе использования виртуальных учебно-методических комплексов
    • 2. 1. Анализ возможных вариантов организации самостоятельной работы при заочном и дистанционном обучении в вузах МЧС РФ
    • 2. 2. Разработка программы эксперимента по использованию в учебном процессе виртуальных учебно-методических комплексов
    • 2. 3. Анализ результатов эксперимента по использованию виртуального учебно-методического комплекса в учебном процессе
  • Глава 3. Необходимые условия эффективного применения виртуального учебно-методического комплекса для дистанционного обучения в вузах МЧС России
    • 3. 1. Организация работы с виртуальными учебно-методическими комплексами при самостоятельной работе курсантов и слушателей
    • 3. 2. Условия эффективного использования виртуального учебно-методического комплекса в режиме on-line

Оптимизация структуры виртуального учебно-методического комплекса дистанционного обучения в вузах МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Галплео Галилей писал: «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие». Этот педагогический принцип сохраняет свою актуальность до сих пор. Особенно важным для выпускппков иожарно-техпических вузов МЧС России является умение добывать новые знания, что позволяет им легко входить в новые производственные сферы, адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий. Необходимым условием формирования этих умений у обучаемых выступает развитие у них устойчивых навыков и умений самостоятельной работы, что невозможно реализовать без соответствующего инструментария в ходе самообучения [151].

В настоящее время деятельность высшей школы России, реформа высшего образования направлена на выполнение Закона Российской Федерации об образовании и постановлений правительства по вопросам образования, так как прогресс в экономическом, социальном, культурном и техническом развитии нашей страны возможен только при условии совершенствования национальной образовательной системы.

В последние годы выработана и начинает реализовываться многоуровневая структура высшего образования.

Имея в виду, что высшее образование — это, прежде всего, самообразование, а самообразование — это, прежде всего, активные действия обучаемого, высшая школа должна быть лучшим инструментом, который раскрывает обучаемому основные методы мышления и исследования [146]. Молодые люди, приходящие на первый курс системы заочного и дистанционного обучения вузов МЧС, зачастую не умеют ни логически мыслить, ни следить за чужими мыслями, ни читать книги, ни пользоваться компьютерами, ни выражать свои мысли, что в дальнейшем, безусловно, должно сказаться на качестве подготовки специалиста. Однако главная задача высшей школы — это привитие обучаемым определенного уровня культуры, как важнейшей составляющей образованности. Из вуза МЧС должен выходить, прежде всего, образованный человек. Рост образованности сегодня выступает важнейшим социальным заказом для высшей школы, в том числе и для вузов МЧС России [37]. Поэтому выпускник вуза МЧС России должен:

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

— иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознавая себя и свое место в современном обществе;

— обладать широким кругозоромбыть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

— быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

— быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

— быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых формвладеть профессиональной лексикой;

— быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

— быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

— быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

— обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) — стремиться к творческой самореализации.

Следует особо подчеркнуть, что отечественная педагогика всегда устанавливала тесную взаимосвязь между совершенствованием деятельности и формированием личности обучаемых, в том числе и обучаемых по заочной форме обучения. Только при включении обучаемого в активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания, можно сформировать личность [15]. Обоснование принципа единства познания и деятельности содержатся в фундаментальных исследованиях ведущих отечественных психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, В. М. Теплова, Н. Ф. Талызиной и др.

В этой связи, П. И. Пидкасистый, говоря о взаимосвязи сознания и деятельности, писал: «Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что это сознательная и целенаправленная деятельность. В ней и через нее человек регулирует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание предметов, над которыми он оперирует, и общественной’жизни, в которую он своей деятельностью включается, входит определяющим началом в психику индивида. Значение деятельности в том прежде и заключается, что в ней и через нее устанавливается двойственная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта» [103].

Многие философы и дидакты прошлого (Платон, Аристотель, Я-А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.) отмечали, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает научиться чему-либо, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Таким образом, главные усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы научить обучаемого учиться, то есть, самостоятельно и активно добывать новые знания, умения, навыки и самостоятельно контролировать ход этого процесса. Поэтому в настоящее время для высшей школы во главу угла должна ставиться задача переориентации дидактической системы высшей школы с преимущественно информационного типа обучения па обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, управлять формированием их образовательной активности, а так же воспитывать в этом процессе волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную, целеустремленную и, главное, результативную учебную и профессиональную деятельность учащихся [107].

Таким образом, важнейшим вопросом в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является проблема активизации и управления познавательной деятельностью обучаемого с опорой на развитие элементов самостоятельности, самоуправления и самоконтроля.

Эффективность обучения определяется качеством подготовки специалистов при заданном уровне затрат на обеспечение учебного процесса. Качество современного специалиста в области пожарной безопасности определяется умением использовать вновь приобретенные знания для принятия технически обоснованных решений, подтвержденных нормативной документацией, расчетами или экспериментом.

Быстрое развитие и широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности информационных технологий составляет постоянный фактор современного этапа развития науки, техники и общества в целом. Постоянное увеличение объема и сложности информации в области обеспечения пожарной безопасности требует от современного спасателя, преподавателя, инженера не только способности уверенно решать задачи по ее поиску, классификации и обработке, но и глубоко понимать основы функционирования информационных систем и суть протекающих информационных процессов.

Развитие новых информационных технологий дает в руки преподавателей и слушателей эффективный инструмент — ПЭВМ, который, если дополнить его методически корректным программным продуктом, позволит решить задачу повышения эффективности учебного процесса слушателей заочной и дистанционной форм обучения. Однако механический перенос имеющихся на настоящий момент методических материалов, предназначенных для слушателей заочной формы обучения, на новые формы носителей не позволяет в полной мере использовать возможности современных информационных технологий для повышения качества дистанционного обучения сотрудников Государственной противопожарной службы. Это обусловлено:

— сложностями в поиске необходимой информации при отсутствии специальной управляющей оболочки, что увеличивает непродуктивный расход учебного времени;

— различными форматами методических материалов, что затрудняет усвоение учебного материала;

— обычным отсутствием сквозной нумерации расчетных уравнений, различного справочного и иллюстративного материала, что неизбежно приводит к их дублированию;

— традиционным дублированием учебной информации в различных методических материалах, что может перегрузить носители;

— техническими сложностями, возникающими при обновлении методических материалов в период между установочными занятиями и лабораторно-экзаменационнон сессией;

— отсутствием еднного инструмента организации самостоятельного изучения материала, синхронизирующего самостоятельную работу, как с различными компонентами методического обеспечения, так и с работой над другими учебными курсами.

Для успешного решения накопившихся проблем, связанных с организацией самостоятельной работы слушателей в рамках традиционной формы — заочного обучения и получения необходимого опыта, необходимого для перехода от заочной к дистанционной форме обучения сотрудников Государственной противопожарной службы, необходимо решение следующих задач:

— нахождение путей и методов интенсификации самостоятельной работы слушателей путем внедрения в педагогическую практику учебно-методических комплексов, содержащих все необходимые компоненты методической поддержки;

— разработка оптимальной структуры и программная реализация интерактивных графиков, обеспечивающих непосредственную связь со всеми компонентами учебно-методического комплекса;

— разработка необходимой методической поддержки, позволяющей обеспечить документирование и пересылку результатов выполнения индивидуальных заданий и лабораторных работ в институт заочного и дистанционного образования и на кафедры учебного заведения с использованием телекоммуникационных средств комплектующих органов.

Педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогнческой литературе, потребность пожарно-технических учебных заведении МЧС России в практических рекомендациях по использованию современных информационных технологий обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования — разработка современных педагогических технологий организации самостоятельной работы, позволяющих повысить качество подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы при заочной форме их обучения и создание необходимых условий при переходе к дистанционному обучению.

Объектом исследования явился процесс заочной формы обучения специалистов в высших учебных заведениях МЧС России.

Предмет исследования — нахождение условий и поиск путей повышения эффективности заочного и дистанционного обучения слушателей в вузах МЧС России на основе современных информационных технологий.

Цель исследования обусловила следующие задачи:

1. Проанализировать возможности уже существующего отечественного и зарубежного опыта использования современных педагогических технологий организации самостоятельной работы в учебном процессе пожарно-техппческих учебных заведений при заочной и дистанционной формах обучения.

2. Сформулировать и обосновать психолого-дидактические требования к комплекту учебно-методических материалов, использующих виртуальные технологии организации самостоятельной работы с учетом специфики службы сотрудников Государственно и противопожарной службы.

3. Сформировать необходимые комплекты методической документации и соответствующего программно-компьютерного сопровождения учебного процесса института дистанционного и заочного образования Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России при внедрении новых технологий организации самостоятельной работы по дисциплинам «Электротехника и электроника» и «Электроника и пожарная автоматика».

4. Подтвердить экспериментально эффективность использования виртуальных технологий организации самостоятельной работы. слушателей в учебном процессе института дистанционного и заочного образования Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

5. Дать оценку возможности распространения разработанных технологий организации самостоятельной работы применительно к специфике учебного процесса с курсантами очной формы обучения.

Методологической основой исследования явились:

— философские, психологические и педагогические концепции познавательной деятельности обучаемых при самостоятельной работе над учебным материалом (В.П. Беспалько, В. П. Давыдов, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.) — дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, О. Ю. Ефремова, Ю. Н. Кулюткин, С. В. Литвиненко, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, В. А. Щеголев и др-);

— применение законов кибернетики как наиболее общей теории управления учебным процессом (В.С.Артамонов, А. И. Берг, Н. Винер, В. Д. Никандров, У. К. Ричмонд, И. Столуров и др.).

— системный подход в изучении педагогических явлений.

В процессе исследования использовались следующие методы:

L. Определение теоретической основы и разработанности проблемы исследования посредством анализа психолого-педагогической, методической и технической литературы.

2. Контент-анализ учебно-мегодической литературы и планирующей документации дисциплин общеинженерного цикла, разработанных для института дистанционного и заочного образования.

3. Программная проработка необходимых функции компонентов виртуального учебно-методического комплекса.

4. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

5. Педагогические наблюдения за самостоятельной работой курсантов и слушателей с компонентами виртуального учебно-методического комплекса.

6. Педагогический анализ содержания письменных работ и устных ответов слушателей, статистическая и качественная обработка результатов.

7. Свободное интервью и анкетный опрос слушателей, преподавателей и экспертов, анализ результатов опроса и бесед.

8. Анализ записи на носители параметров обраще1 шп слушателей к опциям виртуального учебно-методического комплекса.

9. Анализ экспертных оценок методических материалов и разработанных при подготовке эксперимента программных продуктов.

Логика исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2003 по 2008 годы.

На первом этапе (2003;2005 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (2005;2006 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структуирование связей между компонентами предлагаемого программного продукта и методическим обеспечением. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов, была проведена программная реализация бета-версии виртуального учебно-методического комплекса.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования виртуального учебно-методического комплекса. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности использования виртуально учебно-методического комплекса, а также программная реализация его уточненных версий.

На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся:

— способ организации самостоятельной работы обучаемых через интерактивный график изучения учебного курса;

— оригинальная структура внутренних связей виртуального учебно-методического комплекса;

— оптимальная форма реализации виртуального учебно-методического комплекса в виде сайта, поддерживающего процедуру гиперссылки;

— разработанные автором в ходе исследования теоретические выводы и практические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Сформулирована концепция формирования состава и содержания компонентов виртуального учебно-методического комплекса применительно к учебному процессу вузов МЧС России:

2. Разработана структура оригинального интерактивного графика самостоятельного изучения дисциплины, обеспечивающий непосредственный переход к компонентам виртуального учебно-методического комплекса.

3. Определена структура необходимых внутренних интерактивных связей виртуального учебно-методического комплекса применительно к задачам обеспечения самостоятельной работы слушателей заочной и дистанционной форм обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Разработан комплект учебпо-методических материалов для самостоятельной работы слушателей заочной и дистанционной форм обучения по дисциплине «Электротехника и электроника» на основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований.

2. В педагогическую практику Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России внедрен интерактивный график самостоятельного изучения дисциплины «Электротехника и электроника».

3. Методические и программные разработки, полученные при создании виртуального учебно-методического комплекса «Электроника», были использованы при создании технических заданий для других учебных предметов вуза: «Электроника и пожарная автоматика», «Теплотехника», «Основы теплотехники».

Достоверность научных положений и полученных результатов, а также обоснованность рекомендаций обеспечивалась:

— выбором проверенных на практике и теоретически обоснованных показателей эффективности разработанного программного продукта как инструментария для реализации технологии реализации виртуального учебно-методического комплексадлительностью эксперимента (более двух лет), участием независимых экспертов в измерении остаточных знаний экспериментальной и контрольной группприменением методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе экспериментасогласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания автора.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006г) — па 6 Международной научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций», (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Разработанный автором программный продукт был рекомендован к использованию в учебном процессе кафедры автоматики и сетевых технологий со слушателями дистанционной и заочной форм обучения.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в семи печатных работах, в том числе две из них опубликованы в издание, рекомендованном ВАК России.

Выводы по главе 3.

1. Наиболее эффективной формой использования виртуального учебно-методического комплекса в заочном образовании сотрудников Государственной противопожарной службы является создание соответствующего образовательного портала.

2. Важную роль в обеспечении использования виртуальных учебно-методических комплексов в заочном образовании сотрудников Государственной противопожарной службы играет правовое обеспечение этого процесса.

3. Одной из форм реализации образовательного портала является формирование двухуровневой структуры, при которой внутри виртуального представительства учебного заведения функционирует виртуальное представительство структуры, например института заочного и дистанционного образования,.

4. Загрузка виртуальных учебно-методических комплексов в базы данных виртуальных представительств в настоящее время является одной из самых трудоемких технологических операций.

Практические рекомендации.

1. При проведении установочных лекций среди слушателей заочной и дистанционной форм обучения необходимую часть учебного времени целесообразно выделять на пояснения по порядку работы с выдаваемой версией виртуального учебно-методического комплекса.

2. Предусмотривать освоение методики использования виртуальных учебно-методических комплексов в учебном процессе со слушателями дистанционной формы обучения при проведении мероприятий организационно-методического характера, нацеленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

3. Для предупреждения возможной временной перегрузки слушателей при разработке интерактивных графиков изучения дисциплин необходимо согласовывать их временные параметры, а содержание самих графиков обсуждать на заседаниях редакционно-издательского совета по дистанционному образованию учебного заведения.

4. Необходимо предусмотривать единую процедуру установки программных продуктов на пользовательские персональные компьютеры по различным учебным дисциплинам данной специальности, что может быть I I обеспечено содержанием технических заданий на разработку программного продукта. ,.

5. При разработке последующих версий виртуальных учебно-методических комплексов либо коррекции их содержания необходимо обеспечивать оперативное информирование обучаемых по появлении таковых и техническую возможность скачивания новых версий с сервера учебного заведения слушателями дистанционной формы обучения.

6. При формировании структуры электронной библиотеки на сервере института заочного и дистанционного образования необходимо предусмотривать специальный раздел для хранения виртуальных учебно-методических комплексов и сопроводительной учебной документации по различным учебным дисциплинам.

7. Определять в качестве обязанности дежурного системного администратора учебно-методического центра дистанционного образования проводение необходимых экспресс-консультаций по установке и использованию виртуальных учебно-методических комплексов по запросу слушателей.

8. Техническое задание на очередную корректировку программного обеспечения учебно-методического центра дистанционного образования должно предусмотривать программную реализацию отправки сообщений о поступлении отчета по результатам выполнения интерактивного графика изучения курса преподавателю в виде SMS.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.M. Концепция проектирования среды генеалогических исследований на базе средств информационных и коммуникационных технологий. — М.: ИИО РАО, 2004. — 38 с.
  2. А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и Информатика, 2004. — 256 с.
  3. А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. — 204 с.
  4. С.М., Кашицин В. П. Фрумин И.Д., Соболев Е.Н.,. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2003. — 182 с.
  5. А.А., Китаевская Т. Ю., Зенкова Н. А. Алгоритмы проектирования учебных планов. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2004. — 77 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  7. Р. и др. Введение в математическую теорию обучения. — М.:1. Мир, 1969.-520 с.
  8. Ю. Г. Федотов В.В. Использование компьютеров при изучении радиотехники // В сб. «Актуальные вопросы математики, информатики и вычислительной техники в учебном процессе школы и педвуза». — Кишинев: Тимпул, 2004. С. 166 — 169.
  9. А.А. Инновационные процессы в технологиях обучения. — М.: Гардарики, 2005. 288 с.
  10. М.И., Вымятнин В. М., Григорьев С. Г. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 86 с.
  11. В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М.: Педагогика, 1967 — с. 47 — 54.
  12. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Просвещение, 1990. — 146 с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. -М.: Высшая школа, 1989. — 145 с.
  14. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — M.-JL: Энергия, 1964.-508 с.
  15. В.А. Стандартизация разработки программных средств: учебное пособие / В. А. Благодатских, В. А. Волнин, К.Ф. Поскакалов- под редакцией О. С. Разумова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 288 с.
  16. И. В. Методическая система обучения студентов технических ВУЗов курсам технической механики на основе проектированного подхода. — Красноярск: Сибирь, 2006. 301 с.
  17. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
  18. Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий: Учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГИС, 2004. — 120 с.
  19. Ю.С., Вальвачев А. Н., Кузьмич А. И. Паскаль для персональных компьютеров. Минск: Высшая школа, 1991. — 365 с.
  20. А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982. 387 с.
  21. Буш Р, Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. М.: Знание, 1968. — 483 с.
  22. А.А., Родионов С. В. Дидактические средства на базе экспертной оболочки // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 1995.- с.81−82.
  23. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, М.: Советское радио, 1958. 304 с.
  24. Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От рассуждений к вычислениям. — М.: Радио и связь, 1982. -386 с.
  25. А.В., Кошмаров Ю. А., Козлов Ю. И., Кузьмин А. А., Лимонов В. Г., Поповский В. И. Связь в пожарной охране. Программа для высших учебных заведений МВД СССР. М.: УМЦ при ГУЛРО МВД СССР, 1991. -251 с.
  26. В.Т., Сопов В. Ф., Капцов А. В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 76 с.
  27. В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 303 с.
  28. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. — М.: Госкоорцентр информационных технологий, 2005. —300 с.
  29. И.Е., Кузнецов Ю. К. О критериях эффективности учебных компьютерных программ по физике // Международная научно-методическая конференция «Физика в системе современного образования». — Сочи, 1993.-с. 159−160.
  30. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки /Под ред. Васильева Ю. С., Козлова В. Н. // СПбГТУ. СПб., 1996. 291 с.
  31. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. / Под ред. Васильева Ю. С., Козлова В. Н. // СПбГТУ. СПб., 2006. 291 с.
  32. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимальному содержанию и уровню подготовки инженера по специальности «Пожарная безопасность». М., 2005. 457с.
  33. Гри Р. Программированное обучение и применение обучающих машин. М.: Мир, 1969. — 220 с.
  34. В.П. Методика военно-педагогического исследования. — М.: ВПА, 1976.- 64 с.
  35. H.JI. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий. — Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2005. 71 с.
  36. H.JI. Проектирование Веб-сайта. Методическое пособие. -Ярославль: Ремдер, 2006. 112 с.
  37. В.П., Джусубалиева Д. М., Майер Г. В., Пралиев С. Д. Программа эксперимента по организации и осуществлению международных образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения. Томск: ИДО ТГУ, 2000. — 20 с.
  38. В.П., Вымятнин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. Томск, 2002.
  39. В.М., Ганджа Т. В. Архитектура расчетно-моделирующей среды для виртуальных лабораторий.// Сборник научных трудов «Дистанционные образовательные технологии. Выпуск 1. Пути реализации», 2004 г. М., 2004.
  40. О.В., Шатуновский B.J1. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 189 с.
  41. Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. -М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 116 с.
  42. М.И., Кандыбович А. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  43. B.C., Карпова Г. Е., Каретников М. К. Использование автоматической обучающей системы на базе ПЭВМ в учебном процессе // М.: Академия МВД, 1994. 130 с.
  44. Т.В. Педагогическая кибернетика: Оптимальное управление процессом компьютерного обучения. Курск: Изд-во Регионального открытого социального института, 2003. — 244 с.
  45. В.А. Электронные средства в информационном и продуктивном обучении // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — 26 с.
  46. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
  47. Зайнутдинова J1.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.-364 с.
  48. Инновационные, информационные и коммуникационные технологии в подготовке специалистов (в системе среднего профессионального образования): Сборник статей / Под общей ред. И. М. Аксянова М., 2004. -94с.
  49. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции (1−3 марта 2005 г.). Тольятти: ТФ СГАУ, 2005. — 157 с.
  50. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  51. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  52. .С. Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. — Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. 267 с.
  53. Т.Ю. Проектирование обучения информатике с использованием автоматизированных систем. — М.: Образование и Информатика, 2004. 142 с.
  54. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. —
  55. М.: Радио и связь, 1987. 176 с.
  56. В.З. Маршрут в страну информалогию. М.: Наука, 1985. -160с.
  57. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. центр. «Академия», 2001. 256 с.
  58. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. Тула: МО РФ, 2002. — 328с.
  59. К.К., Роберт И. В. Социальные аспекты информатизации образования. Москва: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004. — 54 с.
  60. .В. Индивидуальное образование в развитии вузовского обучения // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — с.25 — 28.
  61. Компьютеры и познание. Сборник научных трудов. — М.: Наука, 1990. 123 с.
  62. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под редакцией В. Ю. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева. К.: Наукова думка, 2002.-435 с.
  63. А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. Л.: ЛГУ, 1980. -221 с.
  64. Н.А., Медынский Е. И., Шибаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. -447 с.
  65. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. — М.: Высшая школа, 1976. 109 с.
  66. В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения. М.: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
  67. В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. М.: Дом педагогики, 2006. — 231 с.
  68. Г. А., Беляев М. И. С чего начать? Информационно педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. М.: Наука, 2001. — 121 с.
  69. Н.А. Алгоритмы и роботы. М.: Энергоиздат, 2003. — 341с.
  70. Р.Е. Сжатие и поиск информации. — М.: Радио и связь, 1989. 167 с.
  71. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980. -172 с.
  72. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  73. В.П., Иайханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. М.: Янус-К, 2004. — 248 с.
  74. Ю.Н., Сухобская Г. С. Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ООВ, 1978. — 102 с.
  75. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  76. Ф.У. Информационно-поисковые системы: Пер. с англ. — М.: Мир, 2002. 308 с.
  77. В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М.: Образование и Информатика, 2003. — 304 с.
  78. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. — М.: МГУ, 1989.-240 с.
  79. В.Я. Инновационное обучение и наука. — М.: Изд-во РАН и НИИНИ, 1992.-263 с.
  80. З.Ф. Методика подготовки преподавателей естественно научных дисциплин к креативной деятельности в вузе. — М.: Просвещение, 1999.-241 с. •
  81. М.Д. Теория социального управления. М.: Мир, 1978.-273с.
  82. Н.В. Ноосферное образование. М.: РАЕН, 1998. — 324 с.
  83. Л.П. Развитие познавательного интереса в процессе использования информационного обеспечения математического образования // Мир психологии. -2005. № 1. — С. 123 -129.
  84. В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский пснхолого-социальный институт, 2004. — 464с.
  85. А.К., Зотова И. К., Фосс М. А. Пособие для самостоятельного обучения решению задач по физике в вузе. — Воронеж: ВГТУ, 2006.-440 с.
  86. М.А., Михеева И. М. Основы электроники. М.: Энергия, 1973.-452 с.
  87. Г. Н. Основы пожарной теплофизики. М.: УПК МВД СССР, 1984.-308 с.
  88. Г. В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования // Теоретико методологические проблемы исторического познания: Т.2. — Минск, 2001. — С. 114 — 117.
  89. Г. В., Нявро В. Ф., Руденко Т. В. Организация учебного процесса при дистанционном образовании // Психологический универсум образования человека ноэтического. — Томск, 1999. — С. 204 210.
  90. М.В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс. -М.: Обучение-Сервис, 2006. 248 с.
  91. И.Ш. Патофизиология информатизации образования. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский государственный университет», 2006. — 148 с.
  92. А.И., Акулов А. Ф., Чудинова С. А. Использование информационных технологий в преподавании физики в ПетрГУ // Материалы межд. конф. «Современные технологии обучения». СПб.: МГП «Поликом», 1998.-Т. l.-C. 120−122.
  93. В.В. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Высшая школа, 1975. — 274 с.
  94. В.И., Сенаторов П. К., Сенаторова Н. Р. Роль системы продуктивных и творческих задач в курсе физики как фактор развития мышления учащихся // Тезисы докладов совещания-семинара «Новые концепции преподавания физики». Волгоград, 2002. — с. 37 — 39.
  95. К. Как построить свою экспертную систему. — М.: Энергоиздат, 1991.— 214 с.
  96. В.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970. -204 с.
  97. В.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. 1983. — N8. — с. 31 — 39.
  98. И.В., Зацепин М. Ф. Типовые расчеты по теоретической механике на базе ПЭВМ. М.: Высшая школа, 2006. — 136 с.
  99. Н.А. Виртуальный человек. Отечественные предпосылки философии виртуального образования. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
  100. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 225 с.
  101. ЮО.Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  102. Е.Н., Митин А. И. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 217 с.
  103. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред.
  104. А.В. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — 302 с.
  105. ЮЗ.Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  106. П.И. Искусство преподаваппя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 211 с.
  107. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1981.- Т.2. 210 с.
  108. Юб.Петрашенко А. В. Гиперсетевые технологии инженерии знаний // Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика-2006. Часть 1. СПб.: СПИИРАН, 2006. — с.65 — 69.
  109. П. Психология оценки и принятия решений. М.: ФилинЪ, 1998.-364 е.: ил.
  110. В.П. Дидактический комплекс «Информационная безопасность» для подготовки студентов экономических специальностей. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. 142 с.
  111. В.П. Основы проектирования системы обучения информационной безопасности студентов экономических специальностей. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. — 157 с.
  112. Ю.Попов Э. П. Особенности разработки и использования экспертных систем. «Искусственный интеллект». М.: Радио и связь. — 289 с.
  113. Психология и педагогика высшей школы. / Под ред. Барабонщикова А. В. М.: Военное издательство, 1989. — 365 с.
  114. В.Ф. Математическая модель обучения // Психологический журнал. 2004. — Т. 5. — № 4. — с. 29 — 36.
  115. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. — М., 2005. Выпуск 13. — 171 с.
  116. Н.Роберт И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. —
  117. М.: Изд-во УРАО, 2001. 32 с.
  118. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М: ИИО РАО, 2007. 234 с.
  119. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. — М.: ЮНИТИ, 2000. 303 с.
  120. В.Н., Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2002. — 186с.
  121. У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир, 1968. — 276 с.
  122. Н.И., Каракозов С. Д., Шуклин Д. А. Введение в теорию и практику информационно-образовательных систем: Учебное пособие: Часть 2. Система лабораторных работ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 94 с.
  123. Свидерск:ий В.И. О диалектике элементов и структуре в объективном мире и познании. М: Наука, 1962. — 367 с.
  124. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
  125. Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин. Монография. Оренбург: ИПФ «Вестник», ИПК ГОУ ОГУ, 2007. -317 с.
  126. П.К., Андронов М. А., Иваньян Л. И. Некоторые вопросыприменения экспертных систем в компьютерном обучении // Сб. «Информационная технология в универсистетском образовании». — М.: МГУ, 2001.-С. 163−166.
  127. П.К., Челядинов А. Н. Об одной учебной системе доступа к научно-технической информации с использованием международных компьютерных сетей обучении // Сб. «Информационная технология в универсистетском образовании». М.: МГУ, 2001. — С. 166−168.
  128. Сери ков Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения. — Челябинск: ЧПИ, 1982. — 241 с.
  129. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград: ВГПУ, 1994.- 149 с.
  130. В.В. Информационное управление образовательным процессом (курс лекций). М.: Издательство РГСУ, 2006. — 121 с.
  131. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика. 1986. 151 с.
  132. . Обучающие машины. // Столаров Л. М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1985. — с. 121 — 127.
  133. Г. Б., Лыгипа Н. И., Колесникова Н. И., Низовских Е. В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд. НГУ, 1999. 74 с.
  134. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб: Военная книга, 1994. — 389 с.
  135. В.А., Исаев И. Т., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Пресс, 1997.- 512 с.
  136. Н.А., Фомин С. С. Компьютерное учебное пособие «Высшая математика для инженерных специальностей» // Компьютер-Пресс. — 2007. -№ 14.- С. 72−77.
  137. ., Фостер Д. Д. Программирование экспертных систем на Паскале. М.: Финансы и статистика, 1987. — 191 с.
  138. В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования. М.: Информатика и образование, 2001. -208 с.
  139. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Просвещение, 1969. — 145 с.
  140. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983.-249 с.
  141. О.А. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. М.: Пресс, 2005. — 232 с.
  142. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416с.
  143. Технологии дистанционного образования в сфере управления безопасностью бизнеса: Материалы региональной конференции, организованной при поддержке Информационного агенства США. -Екатеринбург, 1999. -263 с.
  144. Д. Раджасингвам JT. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: Информатика и образование, 1999.-312 с.
  145. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 164 с.
  146. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. — М.: Просвещение, 1993. 389 с.
  147. И.В., Руденко Т. В. О некоторых филологических курсах в системе дистанционного образования // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. Томск, 2000. — С. 115 — 118.
  148. . Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  149. X. Мотивация и деятельность. — М.: Просвещение, 1986. -341 с.
  150. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: Педагогика, 2002. — 278 с.
  151. Целевая интенсивная подготовка специалистов. / Под ред. Липанова A.M., Лукошкина А. П. Л.: Издательство ЛГУ, 1987. — 139 с.
  152. И.А. Перспективы использования новых информационных технологий в российской системе образования // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — с. 12−13.
  153. С.В., Светлаков А. А. Нечеткая классификация признаков в системе контроля знаний //Тезисы докладов научно-методической конференции «Современное образование: массовость и качество». 1−2 февраля2001. Томск. Томск: ТУ СУР, 2001. — 208с.
  154. М.Г. Концептуальная модель предметно-информационной среды образовательного процесса // Теоретические и прикладные модели информатизации региона. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2000. — С. 64−67.
  155. С. А., Клеева Л. П. Оценка качества открытого дистанционного образования // Открытое дистанционное образование. — 2005. — № 2(18).-с.11−16.
  156. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. — JL: Изд-во ЛГУ, 1979. 200 с.
  157. В.Н. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Высшая школа, 1988. — 252 с.
  158. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. —160с.
  159. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1984. — 347 с.
  160. Frank Н. Kybernetische Grundlagen der Padagogik. Baden-Baden: Agris Verlag, 1992.
  161. Glaser R. Probleme der Erforschung des automatisierten Lehrens. Unterrichtsprogrammierung und Stoffanordnung. In: Programmiertes Lernen und Lehrmaschinen. W. Correll (Hrcg.) Berlin: Deutshe Verlag Wiss, 1995.
  162. Weltner K. Der Shannonsche Ratetest in Praxis der programmirten Ins-truktion. In: Lehmaschinen in kybernetischcr und Padagogiser Sicht (4). H. Frank (Hrsg.). Munchen: Klett-Oldenburg Verlag, 1996.
  163. Zielinski J. Padagogische Grundlagen der programmirten Unterweisung unter Empirischen Aspekt. Ratingen, Kerndorf, 1994.
Заполнить форму текущей работой