Оптимизация структуры виртуального учебно-методического комплекса дистанционного обучения в вузах МЧС России
Диссертация
В этой связи, П. И. Пидкасистый, говоря о взаимосвязи сознания и деятельности, писал: «Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что это сознательная и целенаправленная деятельность. В ней и через нее человек регулирует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание предметов, над которыми… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы повышения эффективности заочного п дистанционного обучения слушателей
- 1. 1. Роль и место учебно-методических комплексов при заочной и дистанционной формах обучения
- 1. 2. Анализ состояния разработки проблемы организации самостоятельной работы при заочной и дистанционной формах обучения
- 1. 3. Организация и методика исследования проблемы применения виртуальных учебно-методических комплексов в учебном процессе вузов МЧС России
- Глава 2. Экспериментальное исследование процесса заочного обучения в вузах МЧС России на основе использования виртуальных учебно-методических комплексов
- 2. 1. Анализ возможных вариантов организации самостоятельной работы при заочном и дистанционном обучении в вузах МЧС РФ
- 2. 2. Разработка программы эксперимента по использованию в учебном процессе виртуальных учебно-методических комплексов
- 2. 3. Анализ результатов эксперимента по использованию виртуального учебно-методического комплекса в учебном процессе
- Глава 3. Необходимые условия эффективного применения виртуального учебно-методического комплекса для дистанционного обучения в вузах МЧС России
- 3. 1. Организация работы с виртуальными учебно-методическими комплексами при самостоятельной работе курсантов и слушателей
- 3. 2. Условия эффективного использования виртуального учебно-методического комплекса в режиме on-line
Список литературы
- Абрамян P.M. Концепция проектирования среды генеалогических исследований на базе средств информационных и коммуникационных технологий. — М.: ИИО РАО, 2004. — 38 с.
- Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. М.: Образование и Информатика, 2004. — 256 с.
- Абросимов А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. — 204 с.
- Авдеева С.М., Кашицин В. П. Фрумин И.Д., Соболев Е.Н.,. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2003. — 182 с.
- Арзамасцев А.А., Китаевская Т. Ю., Зенкова Н. А. Алгоритмы проектирования учебных планов. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2004. — 77 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Аткинсон Р. и др. Введение в математическую теорию обучения. — М.:1. Мир, 1969.-520 с.
- Байков Ю. Г. Федотов В.В. Использование компьютеров при изучении радиотехники // В сб. «Актуальные вопросы математики, информатики и вычислительной техники в учебном процессе школы и педвуза». — Кишинев: Тимпул, 2004. С. 166 — 169.
- Бакушин А.А. Инновационные процессы в технологиях обучения. — М.: Гардарики, 2005. 288 с.
- Беляев М.И., Вымятнин В. М., Григорьев С. Г. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 86 с.
- Беспалько В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. М.: Педагогика, 1967 — с. 47 — 54.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Просвещение, 1990. — 146 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. -М.: Высшая школа, 1989. — 145 с.
- Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — M.-JL: Энергия, 1964.-508 с.
- Благодатских В.А. Стандартизация разработки программных средств: учебное пособие / В. А. Благодатских, В. А. Волнин, К.Ф. Поскакалов- под редакцией О. С. Разумова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 288 с.
- Богомаз И. В. Методическая система обучения студентов технических ВУЗов курсам технической механики на основе проектированного подхода. — Красноярск: Сибирь, 2006. 301 с.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
- Бочкарева Т.С. Естественно-научные основы высоких технологий: Учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГИС, 2004. — 120 с.
- Бородич Ю.С., Вальвачев А. Н., Кузьмич А. И. Паскаль для персональных компьютеров. Минск: Высшая школа, 1991. — 365 с.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982. 387 с.
- Буш Р, Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. М.: Знание, 1968. — 483 с.
- Вапов А.А., Родионов С. В. Дидактические средства на базе экспертной оболочки // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 1995.- с.81−82.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине, М.: Советское радио, 1958. 304 с.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От рассуждений к вычислениям. — М.: Радио и связь, 1982. -386 с.
- Волощук А.В., Кошмаров Ю. А., Козлов Ю. И., Кузьмин А. А., Лимонов В. Г., Поповский В. И. Связь в пожарной охране. Программа для высших учебных заведений МВД СССР. М.: УМЦ при ГУЛРО МВД СССР, 1991. -251 с.
- Волов В.Т., Сопов В. Ф., Капцов А. В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 76 с.
- Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 303 с.
- Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. — М.: Госкоорцентр информационных технологий, 2005. —300 с.
- Вострокутов И.Е., Кузнецов Ю. К. О критериях эффективности учебных компьютерных программ по физике // Международная научно-методическая конференция «Физика в системе современного образования». — Сочи, 1993.-с. 159−160.
- Высокие интеллектуальные технологии образования и науки /Под ред. Васильева Ю. С., Козлова В. Н. // СПбГТУ. СПб., 1996. 291 с.
- Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. / Под ред. Васильева Ю. С., Козлова В. Н. // СПбГТУ. СПб., 2006. 291 с.
- Государственный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимальному содержанию и уровню подготовки инженера по специальности «Пожарная безопасность». М., 2005. 457с.
- Гри Р. Программированное обучение и применение обучающих машин. М.: Мир, 1969. — 220 с.
- Давыдов В.П. Методика военно-педагогического исследования. — М.: ВПА, 1976.- 64 с.
- Дашниц H.JI. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий. — Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2005. 71 с.
- Дашниц H.JI. Проектирование Веб-сайта. Методическое пособие. -Ярославль: Ремдер, 2006. 112 с.
- Демкнн В.П., Джусубалиева Д. М., Майер Г. В., Пралиев С. Д. Программа эксперимента по организации и осуществлению международных образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения. Томск: ИДО ТГУ, 2000. — 20 с.
- Демкин В.П., Вымятнин В. М. Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. Томск, 2002.
- Дмитриев В.М., Ганджа Т. В. Архитектура расчетно-моделирующей среды для виртуальных лабораторий.// Сборник научных трудов «Дистанционные образовательные технологии. Выпуск 1. Пути реализации», 2004 г. М., 2004.
- Долженко О.В., Шатуновский B.J1. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 189 с.
- Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. -М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 116 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович А. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
- Дятлов B.C., Карпова Г. Е., Каретников М. К. Использование автоматической обучающей системы на базе ПЭВМ в учебном процессе // М.: Академия МВД, 1994. 130 с.
- Ежова Т.В. Педагогическая кибернетика: Оптимальное управление процессом компьютерного обучения. Курск: Изд-во Регионального открытого социального института, 2003. — 244 с.
- Жуков В.А. Электронные средства в информационном и продуктивном обучении // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — 26 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Зайнутдинова J1.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.-364 с.
- Инновационные, информационные и коммуникационные технологии в подготовке специалистов (в системе среднего профессионального образования): Сборник статей / Под общей ред. И. М. Аксянова М., 2004. -94с.
- Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции (1−3 марта 2005 г.). Тольятти: ТФ СГАУ, 2005. — 157 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
- Карамурзов Б.С. Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. — Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2004. 267 с.
- Китаевская Т.Ю. Проектирование обучения информатике с использованием автоматизированных систем. — М.: Образование и Информатика, 2004. 142 с.
- Клейнман Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. —
- М.: Радио и связь, 1987. 176 с.
- Коган В.З. Маршрут в страну информалогию. М.: Наука, 1985. -160с.
- Коджасппрова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. центр. «Академия», 2001. 256 с.
- Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. Тула: МО РФ, 2002. — 328с.
- Колин К.К., Роберт И. В. Социальные аспекты информатизации образования. Москва: Изд-во ИИО РАО, изд-во ИПИРАН, 2004. — 54 с.
- Коломыцев Б.В. Индивидуальное образование в развитии вузовского обучения // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — с.25 — 28.
- Компьютеры и познание. Сборник научных трудов. — М.: Наука, 1990. 123 с.
- Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под редакцией В. Ю. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева. К.: Наукова думка, 2002.-435 с.
- Кондратьев А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. Л.: ЛГУ, 1980. -221 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. И., Шибаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. -447 с.
- Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. — М.: Высшая школа, 1976. 109 с.
- Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения. М.: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
- Краснльникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. М.: Дом педагогики, 2006. — 231 с.
- Краснова Г. А., Беляев М. И. С чего начать? Информационно педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. М.: Наука, 2001. — 121 с.
- Криницкий Н.А. Алгоритмы и роботы. М.: Энергоиздат, 2003. — 341с.
- Кричевский Р.Е. Сжатие и поиск информации. — М.: Радио и связь, 1989. 167 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980. -172 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
- Кулагин В.П., Иайханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. М.: Янус-К, 2004. — 248 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ООВ, 1978. — 102 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
- Ланкастер Ф.У. Информационно-поисковые системы: Пер. с англ. — М.: Мир, 2002. 308 с.
- Латышев В.Л. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М.: Образование и Информатика, 2003. — 304 с.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. — М.: МГУ, 1989.-240 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. — М.: Изд-во РАН и НИИНИ, 1992.-263 с.
- Мазур З.Ф. Методика подготовки преподавателей естественно научных дисциплин к креативной деятельности в вузе. — М.: Просвещение, 1999.-241 с. •
- Марков М.Д. Теория социального управления. М.: Мир, 1978.-273с.
- Маслова Н.В. Ноосферное образование. М.: РАЕН, 1998. — 324 с.
- Мартиросян Л.П. Развитие познавательного интереса в процессе использования информационного обеспечения математического образования // Мир психологии. -2005. № 1. — С. 123 -129.
- Меламуд В.Э. Информатизация образования как условие его модернизации. М.: Московский пснхолого-социальный институт, 2004. — 464с.
- Мелешина А.К., Зотова И. К., Фосс М. А. Пособие для самостоятельного обучения решению задач по физике в вузе. — Воронеж: ВГТУ, 2006.-440 с.
- Михеев М.А., Михеева И. М. Основы электроники. М.: Энергия, 1973.-452 с.
- Мишкин Г. Н. Основы пожарной теплофизики. М.: УПК МВД СССР, 1984.-308 с.
- Можаева Г. В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования // Теоретико методологические проблемы исторического познания: Т.2. — Минск, 2001. — С. 114 — 117.
- Можаева Г. В., Нявро В. Ф., Руденко Т. В. Организация учебного процесса при дистанционном образовании // Психологический универсум образования человека ноэтического. — Томск, 1999. — С. 204 210.
- Моисеева М.В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс. -М.: Обучение-Сервис, 2006. 248 с.
- Мухаметзянов И.Ш. Патофизиология информатизации образования. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский государственный университет», 2006. — 148 с.
- Назаров А.И., Акулов А. Ф., Чудинова С. А. Использование информационных технологий в преподавании физики в ПетрГУ // Материалы межд. конф. «Современные технологии обучения». СПб.: МГП «Поликом», 1998.-Т. l.-C. 120−122.
- Нащокин В.В. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Высшая школа, 1975. — 274 с.
- Иеделко В.И., Сенаторов П. К., Сенаторова Н. Р. Роль системы продуктивных и творческих задач в курсе физики как фактор развития мышления учащихся // Тезисы докладов совещания-семинара «Новые концепции преподавания физики». Волгоград, 2002. — с. 37 — 39.
- Недлер К. Как построить свою экспертную систему. — М.: Энергоиздат, 1991.— 214 с.
- Никандров В.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970. -204 с.
- Никандров В.Д. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. 1983. — N8. — с. 31 — 39.
- Новожилов И.В., Зацепин М. Ф. Типовые расчеты по теоретической механике на базе ПЭВМ. М.: Высшая школа, 2006. — 136 с.
- Носов Н.А. Виртуальный человек. Отечественные предпосылки философии виртуального образования. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 225 с.
- ЮО.Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
- Пасхин Е.Н., Митин А. И. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 217 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред.
- Петровского А.В. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — 302 с.
- ЮЗ.Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пидкасистый П.И. Искусство преподаваппя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 211 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1981.- Т.2. 210 с.
- Юб.Петрашенко А. В. Гиперсетевые технологии инженерии знаний // Тезисы докладов международной конференции «Региональная информатика-2006. Часть 1. СПб.: СПИИРАН, 2006. — с.65 — 69.
- Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: ФилинЪ, 1998.-364 е.: ил.
- Поляков В.П. Дидактический комплекс «Информационная безопасность» для подготовки студентов экономических специальностей. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. 142 с.
- Поляков В.П. Основы проектирования системы обучения информационной безопасности студентов экономических специальностей. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. — 157 с.
- Ю.Попов Э. П. Особенности разработки и использования экспертных систем. «Искусственный интеллект». М.: Радио и связь. — 289 с.
- Психология и педагогика высшей школы. / Под ред. Барабонщикова А. В. М.: Военное издательство, 1989. — 365 с.
- Присняков В.Ф. Математическая модель обучения // Психологический журнал. 2004. — Т. 5. — № 4. — с. 29 — 36.
- Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. — М., 2005. Выпуск 13. — 171 с.
- Н.Роберт И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел I. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. —
- М.: Изд-во УРАО, 2001. 32 с.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М: ИИО РАО, 2007. 234 с.
- Романов А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. — М.: ЮНИТИ, 2000. 303 с.
- Романенко В.Н., Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2002. — 186с.
- Ричмонд У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М.: Мир, 1968. — 276 с.
- Рыжова Н.И., Каракозов С. Д., Шуклин Д. А. Введение в теорию и практику информационно-образовательных систем: Учебное пособие: Часть 2. Система лабораторных работ. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 94 с.
- Свидерск:ий В.И. О диалектике элементов и структуре в объективном мире и познании. М: Наука, 1962. — 367 с.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
- Семенова Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин. Монография. Оренбург: ИПФ «Вестник», ИПК ГОУ ОГУ, 2007. -317 с.
- Сенаторов П.К., Андронов М. А., Иваньян Л. И. Некоторые вопросыприменения экспертных систем в компьютерном обучении // Сб. «Информационная технология в универсистетском образовании». — М.: МГУ, 2001.-С. 163−166.
- Сенаторов П.К., Челядинов А. Н. Об одной учебной системе доступа к научно-технической информации с использованием международных компьютерных сетей обучении // Сб. «Информационная технология в универсистетском образовании». М.: МГУ, 2001. — С. 166−168.
- Сери ков Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения. — Челябинск: ЧПИ, 1982. — 241 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград: ВГПУ, 1994.- 149 с.
- Сизова В.В. Информационное управление образовательным процессом (курс лекций). М.: Издательство РГСУ, 2006. — 121 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика. 1986. 151 с.
- Скиннер Б. Обучающие машины. // Столаров Л. М. Обучение с помощью машин. М.: Мир, 1985. — с. 121 — 127.
- Скок Г. Б., Лыгипа Н. И., Колесникова Н. И., Низовских Е. В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд. НГУ, 1999. 74 с.
- Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. СПб: Военная книга, 1994. — 389 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Т., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Пресс, 1997.- 512 с.
- Сливина Н.А., Фомин С. С. Компьютерное учебное пособие «Высшая математика для инженерных специальностей» // Компьютер-Пресс. — 2007. -№ 14.- С. 72−77.
- Сойер Б., Фостер Д. Д. Программирование экспертных систем на Паскале. М.: Финансы и статистика, 1987. — 191 с.
- Сыромятников В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования. М.: Информатика и образование, 2001. -208 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Просвещение, 1969. — 145 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983.-249 с.
- Тарабрин О.А. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. М.: Пресс, 2005. — 232 с.
- Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416с.
- Технологии дистанционного образования в сфере управления безопасностью бизнеса: Материалы региональной конференции, организованной при поддержке Информационного агенства США. -Екатеринбург, 1999. -263 с.
- Тиффин Д. Раджасингвам JT. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М.: Информатика и образование, 1999.-312 с.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 164 с.
- Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. — М.: Просвещение, 1993. 389 с.
- Тубалова И.В., Руденко Т. В. О некоторых филологических курсах в системе дистанционного образования // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. Томск, 2000. — С. 115 — 118.
- Фридман. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Хекенхаузен X. Мотивация и деятельность. — М.: Просвещение, 1986. -341 с.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: Педагогика, 2002. — 278 с.
- Целевая интенсивная подготовка специалистов. / Под ред. Липанова A.M., Лукошкина А. П. Л.: Издательство ЛГУ, 1987. — 139 с.
- Цикин И.А. Перспективы использования новых информационных технологий в российской системе образования // Международная конференция «Современные технологии обучения». СПб., 2005. — с. 12−13.
- Шидловский С.В., Светлаков А. А. Нечеткая классификация признаков в системе контроля знаний //Тезисы докладов научно-методической конференции «Современное образование: массовость и качество». 1−2 февраля2001. Томск. Томск: ТУ СУР, 2001. — 208с.
- Шишаев М.Г. Концептуальная модель предметно-информационной среды образовательного процесса // Теоретические и прикладные модели информатизации региона. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2000. — С. 64−67.
- Щенников С. А., Клеева Л. П. Оценка качества открытого дистанционного образования // Открытое дистанционное образование. — 2005. — № 2(18).-с.11−16.
- Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. — JL: Изд-во ЛГУ, 1979. 200 с.
- Юдаев В.Н. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Высшая школа, 1988. — 252 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. —160с.
- Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1984. — 347 с.
- Frank Н. Kybernetische Grundlagen der Padagogik. Baden-Baden: Agris Verlag, 1992.
- Glaser R. Probleme der Erforschung des automatisierten Lehrens. Unterrichtsprogrammierung und Stoffanordnung. In: Programmiertes Lernen und Lehrmaschinen. W. Correll (Hrcg.) Berlin: Deutshe Verlag Wiss, 1995.
- Weltner K. Der Shannonsche Ratetest in Praxis der programmirten Ins-truktion. In: Lehmaschinen in kybernetischcr und Padagogiser Sicht (4). H. Frank (Hrsg.). Munchen: Klett-Oldenburg Verlag, 1996.
- Zielinski J. Padagogische Grundlagen der programmirten Unterweisung unter Empirischen Aspekt. Ratingen, Kerndorf, 1994.