Использование пейзажной живописи в процессе развития русской речи китайских студентов
![Диссертация: Использование пейзажной живописи в процессе развития русской речи китайских студентов](https://westud.ru/work/4884286/cover.png)
Диссертация
Практическая значимость заключается в следующем: ~ составлен двуязычный (русско-китайский) учебный словарик искусствоведческих терминов, а также список прилагательных, обозначающих цвет, эмоционально-оценочной и образно-выразительной лексики (на материале искусствоведческих текстов) для использования их при работе по картине в китайской аудиториисоздана «Программа обучающего эксперимента… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы развития связной русской речи с использованием пейзажной живописи в китайской аудитории
- 1. Теория речевой деятельности—психологическая основа развития русской речи китайских студентов
- 2. Психолого-педагогические аспекты использования живописи в китайской аудитории
- 3. Картина-пейзаж в аспекте развития русской образной речи китайских студентов
- §-4.Восприятие русской пейзажной живописи китайскими студентами
- 5. Культуроведческий аспект использования русской пейзажной живописи в китайской аудитории
- Выводы по I главе
- Глава II. Готовность китайских студентов к работе по картине-пейзажу при обучении русской речи
- 1. Анализ учебников русского языка для китайских студентов-нефилологов
- §-2.Анализ учебников русского языка для китайских студентов-филологов
- 3. Предпосылки использования пейзажной живописи в китайской аудитории
- §-4.0тбор произведений пейзажной живописи для развития русской речи в китайской аудитории
- §-5.Отбор искусствоведческих текстов по произведениям пейзажной живописи для китайской аудитории
- Выводы по II главе
- Глава III. Особенности методики работы с произведением пейзажной живописи при обучении русской речи китайских студентов
- §-1.Подходы к обучению связной речи в методике преподавания русского языка как иностранного
- §-2.Система заданий и упражнений по обучению видам речевой деятельности китайских студентов с использованием картины и искусствоведческого текста
- §-3.Характеристика «Программы обучающего эксперимента по развитию русской речи китайских студентов на основе картины и искусствоведческого текста»
- §-4.0рганизация и проведение обучающего эксперимента. Методические разработки уроков по картине-пейзажу
- 5. Результаты обучающего эксперимента
- Выводы по III главе
Список литературы
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка:коммуникативно-деятельностный подход. -М., 2005.
- Апухтин В.Б. О смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текстов на иностранном языке) // Психолингвистические проблемы общения и обучения иностранному языку / Под ред. А. А. Леонтьева. -М., 1976.
- Артемов В.В. Психология обучения иностранным языкам. -М., 1969.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ.пед.вузов. -М.: Вербум-М, 2004.
- Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания// Исследование речевого мышления в психолингвистике.-М., 1985.
- Балашов Т.Д. Обучение сочинению-описанию природы: учебные задания по развитию связной речи. -М., 1989.
- Барлас Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средств языка// Русский язык в школе, 1989, —№ 1.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М., 1965.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. -М., 1967.
- П.Бирюкова Т. Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников. -М., 2001.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.:2001. Знание, 1982.
- Булыгин П.В., Костомаров В. Г. Активизация преподавания русского языка иностранцам. Из опыта преподавания русского языка нерусским. Сборник научно-методических статей. -М., 1969.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. В кн. Преподавание отечественного языка. / Сост. Протченко И. Ф., Ходякова JI.A. -М.: Просвещение, 1992.
- Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7−9 классов общеобразовательных учреждений. -СПБ.: филиал издательства «Просвещение», 2002.
- Ведель Г. Е. К вопросу о научных основах метода обучения// Иностранные языки в школе, 1963.—№ 1.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983.
- Верещагин Е. М. Костомаров В.Г. Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам. -М.: МГУ, 1971.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. -М, 1983.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. -М., 1985.
- Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. -М.:Изобразит.искусство, 1972.23 .Вишняков С. А. Психолого-педагогические основы обучения русскому языку как иностранному. -М.: Прометей, 1995.
- Вишнякова О.В. Основные приёмы и методы развития русской речи учащихся-иностранцев на втором этапе обучения. Дис.канд.пед.наук. -М., 1965.
- Вознесенский К.А. Культуроведческий текст и наглядный образ в обучении устной речи студентов-иностранцев. Дис.канд.пед.наук. -М., 2003.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. -М., 1969.
- Воробьев В.В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала. -М., 1993.
- Восток: учебник русского языка для китайских студентов-филологов. В 8-х т./ Сост. Е Линь, Дин Шуци, Т. С. Залманова, Е. Б. Григорьев и др. -Пекин: Издательство обучения иностранным языкам и исследования, 1998.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. -М., 1982, т.2.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М., 1987.
- Выготский Л.С. Мышление и речь -М., 1987.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -М., 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. -М. 1996.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
- Гальперин П.Я. К психологии формирования речи на иностранном языке. Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку. -М.: МГУ, 1972.
- Гордиенко О.В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5—7 классов. -М., 2001.
- Городилова Г. Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. -М., 1978.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. -М., 1979.
- Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. -М.-Л., 1965.
- Грабарь И.Э. История русского искусства. -М., 1961.
- Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. -М., 2000.
- Гусарова А.П. Василий Дмитриевич Поленов. -Л., 1965.
- Дашко Л.И. Закрепление знаний и навыков по русскому языку с применением наглядности. -М., 1961.
- Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5—8 классах. -М., 1965.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальной феномен при обучении русскому языку в средней школе. Дис.док.пед.наук. в форме научного доклада. -М., 1994.
- Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н. М., Нечаева В. М., Фролкина А. В. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. -М.: Русский язык, 1989.
- Еремеева А.П. Характер речевой деятельности при создании текста, его обучающие возможности // Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений участников научно-практич. конференции (7 и 8 апреля 1994 г.) / Сост. М. Т. Баранов. -М., 1994.
- Ефимов И.С. Принцип филологичности и филологический анализ художественного текста // Русский язык в школе, 1982. ~№ 2.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. -М.: АН СССР, 1958.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей /Сост. В. Я. Коровина. -М.: Просвещение, 1966.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М.: АН СССР, Инст. языкознания, 1982.
- Журавлева Л.С., Зиновьева М. Д. Обучение чтению. -М., 1988.53.3анков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М., 1960.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. -М., 1986.55.3арубина Н. Д. Методика обучения связной речи. -М.: Русский язык, 1988.56.3ельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. -М., 1984.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности/ Отв.ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М., 1985.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., 1991.
- Иевлева З.Н. Отбор грамматического материала для начального этапа обучения русскому языку как иностранному. Дис.канд.пед.наук. -М., 1977.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. -М., 1981.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // РЯЗР, 1993.--№ 5.
- Иогансон Б. В. Левитан И.И. -М., 1965.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М., 1998.
- Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Педагогика, 1974.
- Каган М.С. Морфология искусства. -Л.-М., 1972.
- Каган М.С. Социальное функционирование искусства. -М.: Наука, 1974.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе, 1978.--№ 4.
- Капинос В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 кл. -М.: Линка-Пресс, 1994.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. -М., 1979.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. -М., 1982.
- Климентенко А.Д. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам204 В средней школе: Сборник статей / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1973.
- Клобукова JI.JI. Лингвометодические основы обучения студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. Дис.док.пед.наук. -М., 1995.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке.-М., 1973.
- Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину (язык живописи). -П., 1960.
- Колесникова А.Ф. Проблемы обучения русской лексике -М.: Русский язык, 1977.
- Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания, 1983. --№ 3.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Конькова Е.А.' Популярная история русской живописи. -М.: Вече, 2002.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. -М., 1984.
- Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. -М., 1975.
- Круглова О.В. Иван Иванович Шишкин. -М., 1976.
- Крупская Н.К. Пед.соч.: В 10-ти т. -М., 1959, т.З.
- Крючкова Л.С., Мощинская Н. В. Я пишу, пишу, пишу.: Пособие по обучению письменной речи. -М.: Русский язык, 1990.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. -М., 1987.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т. С. Теория и практика сочинений разных жанров. -М.: Просвещение, 1982.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М.: Педагогика, 1975.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. -М.: Просвещение, 1986.
- Лапидус Б.А. К теории упражнений по иностранному языку. В сб.: ИЯ в высшей школе. -М., 1975., вып. 10.
- Ласера Ж. Реалии французской культуры на уроках французского языка.—В кн.: Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка иностранцам. -М., 1974.
- Леденева В.В. Изучение эпитета как средства совершенствования речи учащихся. Дис.канд.пед.наук. -М., 1991.93 .Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969.
- Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. -М., 1998.
- Леонтьев А.Н. Психологическое восприятие сознательного учения. -М., 1947.
- Леонтьев А.Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс. В сб.: «Философские вопросы высшей нервной деятельности и психики». -М., 1963.
- Леонтьев А.Н. Речевая деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.
- Лингвометодические основы обучения речевой деятельности. Сборник научных трудов.-М., 1985.
- Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. -Л., 1982.101 .Лосева Л. М. Как строится текст. -М., 1980.
- Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: МГУ, 1973.
- Львов М.Р. Сочинения-описания в 3 и 4 классах // Начальная школа, 1964.--№ 3.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1988.
- Львов М.Р. Основы теории речи. -М., 2000.
- Львова М.Е. Использование картин в целях развития связной речи в начальной школе. -М., 1973.
- Ю7.Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. -М., 1981.
- Мальцев Ф. С. Саврасов А.К. Жизнь и творчество. -М., 1977.
- Ю9.Мамушин В. Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся.-Иваново, 1976.
- Мастера советского искусства о пейзаже. -М., 1963.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / Под ред. А. Н. Щукина. -М., 1990.
- И4.Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1991.
- Мещеряков В.Н. Методические основы типологии текстов для работы по развитию связной речи в школе. -М., 1986.
- Миролюбов А.А., Иевлева З. Н. Начальный этап в обучении неродному языку и пути его выявления // Вопросы обучения русскому языку на начальном этапе / Под ред. А. А. Миролюбова, Э. Ю. Сосенко. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1976.
- И7.Мисири Г. С. Использование наглядности на начальном этапе обучения русскому языку.-М., 1982.
- Митрофанова О.Д. О логико-психологической основе системы упражнений, направленных на развитие монологической речи. Психологические и психолингвистические проблемы владения языком. -М, 1969.
- И9.Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского207языка как иностранного. -М., 1990.
- Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи // Русский язык в школе, 1991.--№ 1.
- Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности. Дис.кан.пед.наук. -М., 1999.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. -М., 1998.
- Мочалов JI.B. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. -Л., 1963.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. -Свердловск, 1991.
- Мучник Б.К. Картина как средство развития мышления учащихся. -Алма-Ата., 1964.
- Неманова Р.П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности в практике преподавания русского языка как иностранного. -М., 1989.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед.учебн. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Никитина Е.И. Знакомство с живописью в школе. -М., 1960.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1966.
- Новиков A.M. Методология учебной деятельности. -М.: Издательство «Эгвес», 2005.
- Новиков Л.А. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста // Русский язык в школе, 1980. —№ 4.
- Новикова Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в V- IX классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Дис.док.пед.наук. -М., 2005.
- Новое в теории и практике преподавания русского языка как иностранного. -М., 1993.
- Новый основной курс русского языка для студентов-нефилологов в вузах. В 4-х т. / Под ред. Ин Юньтянь. -Пекин: Издательство высшего образования, 1998.
- Новые методы и средства обучения. -М.: МГУ, 1990.
- Общая методика обучения иностранным языкам. -М., 1987.
- Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. -М., 1969.
- Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. -М., 1966.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -М., 1989.
- Пахнова Т.М. Анализ текста на уроках русского языка как средство развития речи // Актуальные проблемы развития речи учащихся / Сб. статей / Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980.
- Пикулев И.О. И.И.Шишкин. -М., 1955.
- Пирожникова В.Д. Из опыта работы над сочинением по картине в 5—7 кл. -М., 1956.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология: учебник для инд.-пед. техникумов. -М., 1973.
- Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. -М.: Просвещение, 1982.
- Программа обучения русскому языку для китайских студентов-нефилологов. -Пекин, 2001.
- Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение: Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. -М., 1998.
- Прытков В.А. Любимые русские художники. -М., 1963.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. -М.: Советский художник, 1978.
- Рожкова Г. И. Методика преподавания русского языка как иностранного: Спецкурс. -Иркутск, 1973.
- Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. -М., 1983.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. -М., 1996.
- Розова JI.H. Культурологический подход к изучению искусства. -Д., 1984.
- Рубинштейн C.JJ. Основы общей психологии. -СПБ.'Питер, 2000.
- Рубинштейн СЛ. Принцип и пути развития психологии -М., 1959.
- Саврасов Алексей Кондратьевич. 1830—1897. -M.-J1.: Искусство, 1967.
- Самер Али Юсеф Аль Масри. Культурологический аспект в обучении чтению студентов-иностранцев. Дис.канд.пед.наук. -М., 1998.
- Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи // Русский язык в школе, 1986.—№ 6.
- Скалкин В.А. Основы обучения устной иноязычной речи. -М., 1981.
- Скрипченко В.М. К вопросу о роли предметной наглядности. Некоторые вопросы методики преподавания иностранного языка в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. -Томск, 1961.
- Сопоцинский О. Образ Родины. -М., 1968.
- Столяренко A.M. Общая педагогика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
- Страноведение и лингвострановедение в практике преподавания русского языка иностранным студентам. -М.: МГУ, 1987.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1985.
- Сычугова Л.П. Язык и искусство в формировании методической компетенции будущего учителя-словесника. -Киров, 2005.
- Сюй Гай. Китайская живопись. -Хэфэй: Аньхуэйское издательство изобразительного искусства, 2003.
- Тагирова P.M. Искусство в системе культуры. -М., 2000.
- Тарасов Е.Ф. Язык и культура // Язык как средство трансляции культуры. -М., 2000.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. -М., 2004.
- Типы и структуры уроков русского языка как иностранного. Материалы научно-методической конференции. -Минск, 1990.
- Толстой Н.И. И.И.Срезневский—диалектолог. -Тартус.гос.ун-та, 1981.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приёмов обучения русскому языку в национальной школе / Под ред. Н. М. Шанского. -М.: Педагогика, 1979.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М., 1988.
- Ушинский К.Д. Полное собр. Соч.: В 11 т. Т.5. -М., 1950.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. -Курск, 1994.
- Федоров-Давыдов А. А. Алексей Кондратьевич Саврасов. -М., 1950.
- Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж ХУШ--начала XIX века. -М., 1953.
- Фёдорова Л. А. К понятию коммуникативной компетенции. Дис.канд.фил.наук.-М., 1980.
- Фролкина А.В. Страноведение в курсе русского языка для иностранных студентов-нефилологов гуманитарных специальностей // Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного / Под ред. А. И. Попова.. -Воронеж, 1984.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам.-Саранск, 1993.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков. Дис.док.пед.наук.-М.: МГУ, 1994.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка.211-М.: Просвещение, 1983.
- Ходякова JI.A. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины // Русский язык в школе, 1991. --№ 6.
- Ходякова JI.A. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. Дис.док.пед.наук.-М., 1992.
- Ходякова JI.A. Пейзажная живопись на уроках развития речи // Русский язык в школе, 1993. --№ 2.
- Ходякова JI.A. Живопись на уроках русского языка. -М., 2000.
- Ходякова JI.A., Новикова Л. И., Штыркина О. П., Кабанова Е. В. Сочинение по картине в 5 классе/ Под ред. Л. А. Ходяковой. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2003.
- Ходякова Л.А., Кабанова Е. В. Сочинение по картине в 6 классе/ Под ред. Л. А. Ходяковой. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2004.
- Ходякова Л.А., Кабанова Е. В., Новикова Л. И., Андреюшкова Т. И. Сочинение по картине в 7 классе/ Под ред. Л. А. Ходяковой. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.
- Ходякова Л.А., Галкина Г. Н., Новикова Л. И., Белоусова О. А. Сочинение по картине в 8 классе/ Под ред. Л. А. Ходяковой. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.
- Ходякова Л.А., Галкина Г. Н., Клюева Г. Ю. Сочинение по картине в 9 классе/ Под ред. Л. А. Ходяковой. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2007.
- Чинь Тхи Ким Нгок. Лингвокультурологические основы диалога культур. Дис.док.филол.наук. -М., 2000.
- Шанский Н.М., Успенский М. Б. Русский язык как учебный предмет в национальной школе //Русский язык в национальной школе, 1973. —№ 3.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. -Л.: Просвещение, 1990.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. Изд.2-е. -М., 1974.
- Щерба Л.В. О взаимоотношениях родного и иностранного языков. Языковая система и речевая деятельность. -Л., 1974.
- Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств при обучении русскому языку как иностранному в вузе. -М., 1981.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. -М., 2002.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся на уроке // Сов. педагогика, 1957, ~№ 8.
- Юрова Т.В. Василий Дмитриевич Поленов. -М., 1972.
- Ягодовская А.Т. О пейзаже. -М., 1963.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.
- Янченко В.Д., Сунь Фэйянь. Некоторые пути повышения познавательного интереса к русскому языку у китайских студентов-русистов // Русский язык в вузах: Сборник статей. -Нанкин, 2002.
- B.Wilson. English literature a survey for students. -Printed in Great Britain by Biehard Clay and С LTD. Third impression. 1961.