Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика компьютерного обучения химии в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность нашего исследования определяется тем, что разработка проблемы компьютерного обучения химии имеет, прежде всего, научное значение и связана с раскрытием теоретических основ компьютерного обучения и разработкой его модели. Исследование имеет прикладное значение, связанное с разработкой методики компьютерного обучения химии в основной школе и апробированием рекомендаций предлагаемой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ В ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. Понятие «компьютерное обучение» в литературе
    • 1. 2. Вопросы использования компьютерной техники в педагогике, психологии и дидактике
    • 1. 3. Методические аспекты использования компьютеров в обучении химии
  • Выводы по главе I
  • Глава II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Теоретическая модель компьютерного обучения химии
    • 2. 2. Методика компьютерного обучения химии
  • Выводы по главе II
  • Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Организация и методика педагогического исследования
    • 3. 2. Результаты применения компьютерного обучения химии в основной школе
  • Выводы по главе III

Методика компьютерного обучения химии в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, привели к кардинальным изменениям в сфере образования, что, в свою очередь, требует создания современной концепции химического образования с использованием средств информатизации.

Проблеме компьютеризации и информатизации различных сфер жизни общества, науки, образования посвящено значительное количество печатных работ. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов компьютерных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Вопросы психолого-педагогического обоснования использования компьютеров в учебном процессе рассматривались в исследованиях Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, Е. И. Машбица, И. В. Роберта, В. В. Рубцова, Н. Ф. Талызиной. В дидактике химии исследованы возможности компьютерной техники в повышении уровня формирования технологических понятий (А.Ю. Жегин), в формировании обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения (Н.Е. Кузнецова, С.А. Герус), в повышении качества химико-методической подготовки учащихся на основе компьютеризованной рейтинговой технологии, в повышении качества знаний учащихся при использовании программируемых микрокалькуляторов как недорогой альтернативы ПК (М.С. Пак), в формировании компьютерной грамотности учащихся (Р.Г. Андрейчук), в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством использования технических средств обучения химии (И.Л. Дрижун и ученики), разработана теория компьютеризации профессионально-методической подготовки учителя химии (Р. Гмох (R. Gmoch), Польша).

Вместе с тем, в литературе и образовательной практике недостаточно внимания уделяется проблеме компьютерного обучения химии в основной школе:

• не разработаны теоретические основы компьютерного обучения химии;

• не предложена теоретическая модель компьютерного обучения химии;

• не сформулированы принципы, цели и задачи компьютерного обучения химии;

• не определены этапы и уровни обучения химии с использованием компьютеров, дидактико-методические условия применения компьютеров;

• не разработана целостная методика компьютерного обучения.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что разработка проблемы компьютерного обучения химии имеет, прежде всего, научное значение и связана с раскрытием теоретических основ компьютерного обучения и разработкой его модели. Исследование имеет прикладное значение, связанное с разработкой методики компьютерного обучения химии в основной школе и апробированием рекомендаций предлагаемой методики. Данное исследование имеет социально-экономическое значение, так как его результаты позволяют решить актуальные задачи формирования и развития химически образованной, информационно культурной личности.

Выполнение исследования было направлено на разрешение противоречий: 1) между традиционной системой обучения химии и необходимостью повышения эффективности химико-образовательного процесса посредством использования компьютерной техники, 2) между традиционной методикой и необходимостью интенсификации обучения химии, реализации принципов гуманизации, дифференциации и индивидуализации, 3) между разрозненной информацией об использовании компьютерных технологий в предметном обучении и необходимостью создания научно обоснованной системы компьютерного обучения химии в современной школе.

Актуальность и неразработанность методики компьютерного обучения химии в основной школе определяют выбор темы исследования.

Цель исследования: выяснение влияния теоретической модели и методики компьютерного обучения химии на повышение эффективности обучения и формирование элементов химико-информационной культуры личности.

Объект исследования: процесс компьютерного обучения химии в основной школе.

Предмет исследования: теоретическая модель компьютерного обучения химии, служащая прикладной базой для создания методики компьютерного обучения химии в основной школе.

Гипотеза исследования: повышение эффективности химико-образовательного процесса посредством использования компьютерной техники, а также формирование химико-информационной культуры личности при компьютерном обучении, может быть обеспечено, если будут реализованы:

• научно обоснованная теоретическая модель компьютерного обучения (КО) химии;

• методика использования компьютеров при обучении химии в основной школе;

• дидактико-методические условия применения персонального компьютера (ПК) в процессе изучения химии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, дидактическую и методическую литературу по проблеме КО химии.

2. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении химии в основной и средней школе с точки зрения реализации современных образовательных задач, эффективности и доступности.

3. Обосновать и разработать теоретическую модель КО химии в основной школе.

4. В соответствии с теоретической моделью разработать методику и методические рекомендации по компьютерному обучению химии в основной школе.

5. В процессе экспериментального исследования откорректировать методические рекомендации по КО химии.

6. Проверить в процессе педагогического эксперимента рабочую гипотезу исследования.

7. Проанализировать результаты всех этапов исследования, сделать адекватные им научные выводы и обобщения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общелогические методы (историко-логический анализ, моделирование, сравнение, обобщение и интеграция), общенаучные методы (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение опыта работы учителей), ча-стнонаучные методы (компонентный анализ химических знаний, пооперационный анализ предметных и интегративных умений и др.), организационные, эмпирические, интерпретационные методы, а также методы обработки и сведения данных. Статистические методы были реализованы при использовании методик (В.И.Ростовцевой, А.В.Усовой), адаптированных к специфическим задачам нашего исследования.

Исследование состояло из нескольких взаимосвязанных этапов:

• На первом, предварительном этапе решались следующие задачи: теоретическое осмысление проблемыопределение целей, предмета и задачи исследованияизучение состояния исследуемой проблемы с целью конкретизации основных теоретических и методических положенийразработка гипотезы исследованияразработка методики педагогического эксперимента.

• На втором, теоретическом этапе решались следующие задачи: продолжение информационного и научного поиска путем изучения литературных источников по проблеме исследования и практики обученияразработка концепции компьютерного обучения химии в основной школепостроение теоретической модели компьютерного обучения химиивыявление закономерностей и условий компьютерного обучения химиисоздание методических рекомендаций компьютерного обучения химии в основной школе.

• На третьем, экспериментальном этапе решались следующие задачи: организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы исследованиявыявление в сконструированной системе компьютерного обучения химии причинно-следственных связей между результатами обучения и его существенными факторамианализ и интерпретация результатов экспериментального исследования. • На четвертом, заключительном этапе обобщались результаты исследования, формулировались научные выводы, разрабатывались методические рекомендации по использованию компьютеров для массового внедрения в практику обучения химии в основной школе.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования, завершенностью экспериментальной работы по исследуемой теме.

Научная новизна состоит в том, что в диссертации впервые сформулирована современная концепция компьютерного обучения химии в основной школе, включающая систему закономерностей компьютеризации образования, а также ведущие идеи и принципы.

Теоретическая значимость исследования: в диссертации впервые обоснованы и разработаны теоретическая модель и методика компьютерного обучения химии, построенная с учетом закономерностей образовательного процесса и дидак-тико-методических условий применения компьютеров при обучении химии.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе разработанной концепции и теоретической модели компьютерного обучения химии научно обоснована методика использования компьютерной техники при обучении химии в основной школе, реализованы методические рекомендации, адресованные учителям средних школ, методистам и студентам педвузов.

Апробация результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на международных семинарах по проблемам дидактики химии в Опольском университете (г. Ополе, Польша, 1997 и 1999 гг.), на XLIII, XLV, XLVI и XLVII Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, 1996, 1998, 1999 и 2000 гг.) — на межвузовской научно-практической конференции: «Проблемы повышения качества естественно-математического образования» (г. Кострома, 1998 г.) — на VI Всероссийском координационном совещании «Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования» (г. Нижний Новгород, 1998 г.), областной научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития профессионального и научного творчества молодежи» (г. Кострома, 2000 г.), а также на лекциях, прочитанных для студентов факультета естествознания Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

На защиту выносятся:

• Концепция и теоретическая модель компьютерного обучения химии, выражающая целостное единство его структурных и функциональных, а также традиционных и компьютерно-информационных компонентов, ориентированных на формирование химических знаний и элементов химико-информационной культуры.

• Методика компьютерного обучения химии, основанная на общих закономерностях химико-образовательного процесса и процесса компьютеризации.

• Дидактико-методические условия функционирования методики компьютерного обучения химии.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 111, с учетом библиографии и приложений — 167 страниц. Диссертация содержит 11 таблиц, 6 рисунков.

Список литературы

включает 163 источника.

Выводы по главе III.

Проведено экспериментальное исследование с целью выяснения эффективности методики компьютерного обучения на уровень формирования химических знаний, умений, ценностных отношений к химии, компьютерной технике, на развитие творческих способностей, интегративного стиля мышления учащихся, элементов химико-информационной культуры. Для проверки гипотезы использовались методики исследования, имеющиеся в литературе, адаптированные к нашей методике.

Исследование эффективности методики компьютерного обучения химии показало:

1. Качество предметных знаний учащихся при экспериментальном обучении выше, чем при контрольном. Это подтверждается значениями коэффициента усвоения Кусв: в контрольных классах — 0,67−0,73, в экспериментальных — 0,770,82.

2. Обучение по предложенной методике способствует развитию интегративного стиля мышления, творческих способностей учащихся, формированию элементов химико-информационной культуры, об этом свидетельствует развитие умения самостоятельно анализировать, систематизировать и применять химическую информацию, принимать рациональное решение в проблемной ситуации, осуществлять перенос знаний в новые условия, выявлять закономерности, а также высокая степень творчества.

3. По результатам исследования можно утверждать, что разработанная методика способствует успешному развитию интегративных умений, ярким проявлением которых является способность интегрировать химические и пользовательские умения. Об этом свидетельствуют результаты контрольных и проверочных работ, анкетирования.

4. Экспериментальное обучение способствует сокращению учебного времени на приобретение и проверку химических знаний, отработку умений.

5. Выявлено, что компьютерное обучение химии формирует интерес, позитивное отношение к химической науке, компьютерной технике.

6. Достоверность результатов, полученных в ходе эксперимента, подтверждается методами математической статистики.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, а цель его достигнута полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, вызвали изменения в структуре образования. Процесс информатизации общества, науки, образования, культуры обуславливает необходимость разработки теории и методики компьютерного обучения химии в основной школе.

1. Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование позволило решить новую научную задачу по разработке теории и методики компьютерного обучения химии в основной школе, сформулировать концепцию компьютерного обучения химии, разработать модель компьютерного обучения химии. Характерной чертой нашей модели обучения химии является использование компьютерной техники в обучении химии, что определяет выбор методов и форм обучения, структуру материала.

2. Установленные закономерности процесса компьютерного обучения химии способствуют решению теоретических, практических, содержательных и процессуальных задач методики обучения химии в основной школе.

3. Предложенная и апробированная нами в практике структура компьютерного обучения химии успешно реализует задачи химического образования и развития учащихся.

4. Сделана попытка продемонстрировать интеграцию различных методов и форм обучения, способствующих формированию элементов химико-информационной культуры личности.

5. Проведенный анализ результатов исследования подтверждает эффективность предложенной нами методики компьютерного обучения химии и приводит к выводу о том, что в дальнейшем есть смысл более глубоко разработать отдельные аспекты компьютерного обучения химии, а именно, КО химии как в средней, так и высшей школе. Можно предположить, что ведущими принципами при реализации этих перспективных вопросов должны быть принципы информатизации, интеграции, индивидуализации, дифференциации, технологизации обучения.

Можно констатировать несоответствие уровня аппаратного и программного обеспечения предметного обучения потенциалу компьютерного обучения.

6. Заслуживает внимания проблема подготовки студентов педагогических вузов к работе в школе с использованием компьютеров и программно-педагогических средств в предметном обучении. Считаем важным подчеркнуть необходимость обязательного включения в программу подготовки будущего учителя химии дисциплин специализации, лекционных курсов и семинаров, посвященных вопросам использования компьютерных технологий в обучении2. Ждет внимания исследователей проблема послевузовской подготовки и адаптации учителя к использованию компьютерного обучении химии.

7. Диапазон задач дальнейшего научного поиска обширен, реализация их будет направлена на совершенствование теории и практики компьютерного обучения химии в школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Захарочкина Т. Г. Из опыта проведения вступительных экзаменов по химии с применением ЭВМ. // Химия в школе. — 1992. — № 1−2.- С.37−38.
  2. О.И., Джонс JLJL, Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества. // Информатика и образование. 1995. — № 5. -С. 4−9.
  3. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. // Информатика и образование. 1994. — № 2. — С. 9−15.
  4. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Изд-во МЭСИ, 1999. — 196 с.
  5. Р.Г. Формирование элементов компьютерной культуры учащихся в школьном курсе химии. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 151 с.
  6. А.К. и др. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии. М.: SPLINT, 1997. — 84 с.
  7. А.К., Лазыкина Л. Г., Лихачев В. Н., Нифантьев Э. Е. Демонстрационный эксперимент по химии на мультимедийном компьютере. // Химия в школе. 1999. — № 5. — С. 56−60.
  8. А.К., Нифантьев Э. Е. Основные положения концепции применеgLj) ния компьютерных методов обучения химии в общеобразовательной школе.
  9. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. -С. 42−43.
  10. А.К., Нифантьев Э. Е. Структура современной компьютерной обучающей программы по химии. // Наука и школа. 1998. — № 2. — С. 33−37.
  11. Н.С. Неорганическая химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1990.1. Ш 186 с.
  12. Ф. Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс. — М.: Мир, 1976. 215 с.
  13. А.А., Безрукова Н. П. «Опыт использования инструментальной среды „DEMOSHIELD“ в учебном процессе». // Тезисы докладов VIII межд. конф. «Информационные технологии в образовании», Москва, 1998 г. С. 66−67.
  14. А.А., Тищенко Н. В., Кулакова Т. К. и др. «Oprosnik-2» — программа- оболочка для создания компьютерных тестов по химии. // Тезисы Все-росс. науч. конф. «Молодежь и химия». — Красноярск, 1998. — С. 140−141.fr*
  15. А.В., Данилина Е. И. Микропроцессорная техника на уроках химии. -Челябинск, Уфа: БГУ, 1988. 111 с.
  16. A.M. Географические информационные системы в науках о Земле. // Соросовский образовательный журнал. 1999. — № 5. — С. 66−73.
  17. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  18. В.И., Васильев А. А., Извозчиков В. А., Паромова А. В., Пле-щенков И.Н., Силанов В. А., Шилова О. Н. Словарь по информационным технологиям. СПб.: Образование, 1997. — 67 с.
  19. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  20. Г. А., Извозчиков В. А., Слуцкий A.M., Тумалева Е. А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. -СПб.: Образование, 1995. — 240 с.
  21. Г. А., Извозчиков В. А., Козлов К. П. Электронно-коммуникативные средства и технологии обучения в современных образовательных системах. // Непрерывное педагогическое образование. Вып.1. -СПб.: Образование, 1993. С.53−76.
  22. Г. А., Извозчиков В.А Концептуальный подход к компьютерной технологии обучения. // Современные технологии контроля знаний и экзамена. Рабочие материалы XIV Международного Симпозиума Технологий Обучения. Седльце, 1987. — С. 111−122.
  23. Ю.С. Подготовка работников офиса на основе использования информационных технологий. // Информатика и образование. — 1993. — № 22. — С. 47−49.
  24. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов. // Педагогическая Информатика. — 1993.—№ 12. —С. 49−53.
  25. И.Л., Марусева И. В., Казаков А. Ю., Теория и практика автоматизации учебного процесса. Ч. 1. Искусственный интеллект в обучении. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.- 50 с.
  26. М. Подготовка учителя — решение проблемы информатизации // Информатика и образование. 1991.- № 4.- С. 93−95.
  27. Габбасов Ю.Ф. Internet 2000. — СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1999. — 448 с.
  28. С.А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения. Дис. канд. пед. наук. -СПб, 1994.-219 с.
  29. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  30. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: (Прогностический аспект). — М., 1985. — 40 с.
  31. Н., Голубев С., МагазовС., Сергеева Т. Структура и функции обучающей системы. // Информатика и образование. 1988. № 1. — С.59−61.
  32. П., Варова Р. Химические шашки на ЭВМ. // Информатика и образование.-^!. № 1.-С.44−47.
  33. Р. Компьютерные прикладные программы в обучении химии. // Sbornik prednasek mezinarodniho seminare о vyucovani chemii. Hradec Kralove, 1995.-Str.39−45.
  34. P. Некоторые проблемы компьютеризации образования. // Sbornik prednasek mezinarodniho seminare о vyucovani chemii. Hradec Kralove (Чешская республика). — 1995. — Str. 15−23.
  35. P. Теория и практика компьютеризации профессионально-методической подготовки учителя химии в педвузах Польши. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1997.
  36. Н.И., Цветкова О. Н., Марголина И. Ю., Кульбашная С. А. др. Обучающий контроль знаний с использованием ЭВМ. // Химия в школе. — 1993.—№ 1. —С.28−31.
  37. И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. // Педагогика. 1994. № 5. — С.46−49.
  38. К. Введение в системы баз данных. — М.: Наука, 1980. 345 с.
  39. И.Л. Теоретические основы применения технических средств в обучения химии. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 91 с.
  40. И.Л. Технические средства обучения в химии. М.: Высш. шк., 1989.- 175 с. 1. ULy
  41. И. Компьютеры в обучении. // Информатика и образование. -1988. -№ 6. С.108−111.
  42. В.П. Интернет: настольная книга пользователя. — М.: Солон-Р, 1999. —576 с.
  43. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 18 с.
  44. А.Ю. Применение компьютерной технологии в условиях вариативного обучения химии. // Materialy miedzynarodowego seminarium problemow dydaktiki chemii IV. Opole, 6−8.06.1995. Opole (Polska), 1995. — Str.17−18.
  45. Загвязинский В.И.. Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1976. — 85 с.
  46. В.И. Исследования движущих сил учебного процесса: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1972. — 39 с.
  47. О.С. Методика обучения химии: Теоретические и прикладные аспекты. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
  48. Е.Ю., Наумов А. Р., Пак М.С. Теория и методика компьютерного обучения химии. / Aktualne problemy edukacji chemicznej. Ed. R. Gmoch. -Opole (Polska), 1999. 113−116 s.
  49. В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. Учебное пособие. Д.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1987. — 90 с.
  50. В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120 с.
  51. В.А., Извозчиков А. В., Левандовская Н. Г., Шилова О. Н. Совре-^ менные проблемы методики преподавания. (Методика как теория конкретнопредметной педагогики). Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 86 с.
  52. В.А., Карпенко А. В., Матаев Г. Г. Внеурочная работа по электронике и основам вычислительной техники в средней школе. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. 73 с.
  53. В.А., Богословский В. И. Слово об информации. (Программа спецкурса «Введение в информологгао»). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 30 с.
  54. В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1999. — 256 с.
  55. В.А., Матюшичев Ю. Ф., Соломин В. П. Экология и информатика: основы экологической информатики. Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 70 с.
  56. А.А. и др. Программа курса химии для 10−11 классов естественно-^ научного профиля. / Программы для средних общеобразовательных учебныхзаведений. Химия. М.: Просвещение, 1993. — С. 202−225.
  57. Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерных технологиях обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 17 с.
  58. О.Л. Электронный задачник по химии. // Материалы науч.-метод. конф. «Новые информационные технологии в университетском образовании». Новосибирск, 1997. — С. 43.
  59. Комплекс компьютерных программ и методика их применения в преподавании химии: Методическая разработка. / Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М., Изд-во МГПИ, 1988. — 86 с.
  60. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. -1990. -№ 1.-С.2−9.
  61. А.В. и др. Изучение физико-химических и технологических закономерностей химических процессов с использованием новых информационных технологий. Томск: Изд-во ТПУ, 1993. — 67 с.
  62. А.В., Иваюгина Э. Д. Компьютерная математика в химии и химической технологии. Томск: ТПУ, 1993. — 49 с.
  63. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ. // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.20−26.
  64. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1990. — 45 с.
  65. Н.Е. Информационные технологии обучения, их закономерности и принципы. // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. Польша, Ополе, 1996.- С. 3−10.
  66. Н.Е. Новая концепция химического образования и ее реализация //Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии.-Польша, Ополе, 1991. С. 4−6.
  67. Н.Е. О некоторых теоретических аспектах компьютеризации предметного обучения. / Materialy miedzynarodowego seminarium problemow dydaktiki chemii IV. Opole (Polska), 1994. Str.7−10.
  68. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: Лекции. СПб.: Образование, 1995. — 50 с.
  69. Н.Е. Тенденции развития информационных технологий в дидактике химии и их влияние на качество обучения. / Materialy miedzynarodowego seminarium problemow dydaktiki chemii IV. Opole (Polska), 1995. — Str. l 1−16.
  70. H.E., Левкин A.H. Имитационное моделирование как один из методов проектирования интерактивных обучающих программ по химии. / Aktualne problemy edukacji chemicznej. Ed. R. Gmoch. Opole (Polska), 1999. -128−130 s.
  71. H.E., Марусева И. В. Технологизация процесса обучения учителей химии в педвузе применению персональных компьютеров. // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. Польша, Ополе, 1996. — С.25−33.
  72. Н.Е., Жегин А. Ю. Компьютеризация процесса обучения химии по экспериментальным программам. // Materialy miedzynarodowego seminarium problemow dydaktiki chemii IV. Opole, 6−8.06.1995. -Opole (Polska), 1995. -Str.5−6.A
  73. В. В. Немцев А. Учебные компьютерные модели. // Информатика и образование. 1991. — № 42. — С. 70−73.
  74. В.В. Современная электронная техника в обучении физике. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 84 с.
  75. В.В., Румянцев И. А. Проект компьютерной энциклопедии информатизации образования. // Педагогическая Информатика. 1993. — № 22. — С. 50−51.
  76. В.В., Швецкий М. Б. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза. // Педагогическая Информатика, 1993.-№ 2. С. 50−51.
  77. М.П. Вычислительная техника и программирование. М.: Просве-^ щение, 1987. — 239 с.
  78. М.П. Информатика и компьютерные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования. // Педагогическая Информатика. 1994. -№ 12. — С. 32- 39.
  79. М.П. Структура и содержание компьютерной подготовки студентов математического факультета педвуза. Омск: Изд-во ОГПИ, 1988. — 62 с.
  80. М.П., Рагулина М. И., Смолина Л. В. Практические занятия по мето-А* дике преподавания информатики. — Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. 49 с.
  81. А.Н. Многообразие обучающих компьютерных программ по химии
  82. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. с. 44−46.
  83. И.В. Дистанционное компьютерное обучение. Формирование основных направлений педагогических исследований. // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. — Польша, Ополе, 1996. с. 44−46.
  84. И.В. Компьютерные игры (элементы теории).- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1992. 119 с.
  85. ИГ 90. Марусева И. В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1993. — 37 с.
  86. И.В., Волкова И. В. Некоторые аспекты гуманизации предметного компьютеризированного обучения. // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. Польша, Ополе, 1996. — С.34−37.
  87. И.В., Казаков А. Ю., Костюнин А. Б. Теория и практика автоматизации учебного процесса. Ч. 2. Элементы автоматизации учебного процессаи практическая реализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 111 с.
  88. Материалы коллегии Министерства образования РФ (О ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 19 941 995 гг.). // Информатика и образование. 1995. — № 4. — С.5−82
  89. Материалы телеконференции «Современный химический практикум» http://foru m. d istera. ru/wwwboa rd. htm I
  90. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М., ^ Знание, 1986. —80 с.
  91. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.- М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  92. Методические рекомендации по повышению качества обучения химии в вечерней школе. / Сост. В. И. Ростовцева. Красноярск: КИУУ, 1974. — 94 с.
  93. Методические указания по изучению уровня знаний учащихся по химии. / Сост. В. И. Ростовцева. Л., НИИ вечерних (сменных) и заочных средних1. ЬЦ школ, 1967.-31 с.
  94. Меш Г. ЭВМ в помощь учителю химии. // Информатика и образование. -1990.-№ 1. С.84−86.
  95. Э.М., Аббасова Г. А., Захарочкина Т. Г. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ. М.: Высш. шк., 1991. — 92 с.
  96. Н.С. Организационные и дидактические условия оптимального управления процессом обучения на основе компьютеризации. Автореф. дисс. • • • канд. пед. наук. Казань, 1994. — 16 с. А
  97. А.Р. Информационные технологии в сфере химического образования — проблемы и перспективы развития. // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. -1995. -№ 2. С.60−63.
  98. А.Р. Современное состояние информационной сферы КГПУ: попытка анализа- проблемы и перспективы развития. // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1995. — № 4. — С.63−65.
  99. А.Р., Зашивалова Е. Ю. Химическая наука и образование во всемирной паутине Интернета (Часть 1). // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -2000.-№ 1.-С. 101−109.
  100. А.Р., Пак М.С., Зашивалова Е. Ю. Проблема компьютерного обучения химии в основной школе. // Materialy miedzynarodowego seminarium prob-lemow dydaktyki chemii VI. Opole (Польша), 24−25.06.1997. / Ed. A. Stejnberg. -P. 72−76.
  101. А.Р., Зашивалова Е. Ю. Химическая наука и образование во всемир-^ ной паутине Интернет. // Проблемы и перспективы развития профессионального и научного творчества молодежи. Ч. 1. Кострома, «Эврика-М». 2000. -С. 51−52.
  102. Новая технология обучения входит в кабинеты химии школ. / Поваляев О. А., Демашев А. В., Резцова Н. А., Суровцева Р. П. // Первое сентября. Химия. -1997. -№ 1.
  103. Новые информационные технологии в педагогическом образовании. Омск: fop ОГПИ, 1993.- 102 с. i
  104. Пак М. С. Алгоритмы в обучении химии. М.- Просвещение, 1993. — 64 с.
  105. Пак М. С. Из опыта использования тестовых заданий. // Химия в школе. -1993.-№ 2.-С. 41−43.
  106. Пак М. С. Компьютеризированная рейтинговая оценка в технологии интегра-тивного подхода. // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. Польша, Ополе, 1994. — С.4−6.
  107. Пак М. С. Применение микроЭВМ как средство оптимизации обучения химии. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — С.73−80.
  108. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании: (Информологический аспект): Учебное пособие./ Под общ. ред. Извозчикова В. А. СПб.: Образование, 1997. — 210 с.
  109. В.М., Розенман М. И., Кочетова Э. К., Покровский Б. И. Поиск химической информации: Справочное руководство по использованию традицион
  110. Ч ных и компьютерных средств. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 173 с.
  111. Программа курса химии для 8−11 классов средней общеобразовательной
  112. Nf школы (разработана в лаборатории химического образования института общеобразовательной школы РАО). / Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение, 1993. — С. 5−37.
  113. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. / Отв. ред. О. К. Тихомиров. — М., 1985. — 239 с.
  114. В. Глобальная некомпьютерная информационная сеть FIDOnet для начинающих и не только. — М.: Познавательная книга плюс, 1999. — 192 с.
  115. Д., Лебедев A. World Wide Web всемирная информационная паутина в сети Internet. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 87 с.
  116. В.Н., Орлов А. Г., Никитина Г. В. Книга для начинающего исслеikдователя-химика. Л.: Химия, 1987. — 280 с.
  117. Е.Ю. Повышение эффективности формирования химических знаний школьников при использовании информационной технологии обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 17 с.
  118. Е.Ю., Мансуров Г. Н., Сурин Ю. В. Компьютер как средство повышения эффективности интегративного подхода к обучению химии в школе. // Актуальные проблемы реформирования химического и химико
  119. Щ педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- С. 43−44.
  120. В.И. Качество знаний учащихся по химии и пути его повышения в вечерней школе (Методические рекомендации). / АПН СССР, НИИ ООВ. -Л., 1970. —99 с.
  121. И.А. Многоуровневое образование по информатике — новый этап подготовки педагогических кадров. // Педагогическая Информатика. 1993.1. Ы -№ 12.-С. 29−36.а
  122. Э.Г., Сапрыкина Г. А., Гончаров А. Н., Хафизов М. Р. Неорганическая химия: Химические реакции. Кислоты. Казань, 1990. — 32 с.
  123. Э.Г., Сапрыкина Г. А., Гончаров А. Н., Хафизов М. Р. Органическая химия. Химические реакции. Спирты. Казань, 1991. — 44 с.
  124. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1990.-304 с. iJtn 132. Сергеева Т. А. Новые информационные технологии и содержание обучения.
  125. Информатика и образование. 1991. — № 1. — С.3−10.
  126. Т.А. Об обучающих программах для ЭВМ. // Химия в школе. -1986.-№ 6.-С. 45−46.
  127. Т.А., Зайцев О. С. Моделирование с помощью компьютеров при обучении химии. // Химия в школе. 1987. — № 2. — С. 45−46.
  128. В. Практические уроки: Интернет для библиотекарей. М.: Либе-рея, 1998. — 64 с. (см. также http://www.openweb.ru/windows/stepanov/libra-ry.htm).
  129. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.
  130. Ч М.: Знание, 1968. 102 с.
  131. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  132. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 63 с.
  133. М. Профессиональный поиск в Интернете: полнота, достоверность, скорость. // КомпьютерПресс. 1999. — № 7. — С. 170−175.
  134. ГГ 140. Тикунова И., Артеменко А. Органическая химия и ЭВМ. // Информатика и1. V.образование. 1988. — № 6. — С.69−70.
  135. В.П., Титарев Л. Г. Интеграция в мировое пространство знаний. / Инновации в российском образовании: Высшее профессинальное образование. 1999. — М.: Изд-во МГУП, 1999. — 259 с.
  136. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. // Информатика и образование. 1994. -№ 1. — С.3−14.Л
Заполнить форму текущей работой