Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении
![Диссертация: Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении](https://westud.ru/work/5127468/cover.png)
Кризис современной отечественной системы образования коснулся и математического образования. В работах A.M. Абрамова, В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера, Г. В. Дорофеева, В. М. Монахова, A.M. Понтрягина, Г. И. Саранцева, А. Н. Тихонова, В. В. Фирсова, P.C. Черкасова и др. определяются основные черты, характерны кризису именно в математическом образовании. Одна из попыток акцентировать внимание… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы проектирования развития творчества учащихся основной школы при 12 обучении математике
- 1. 1. Сущностные характеристики творчества учащихся основной школы
- 1. 2. Уровни развития творчества школьников как основа 25 моделирования процесса развития
- 1. 3. Особенности проектирования модели развития творчества учащихся основной школы при обучении математике для инновационного образовательного учреждения
- 1. 4. Методическая концепция развития творчества при обучении математике
- Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Методические условия проектирования и реализации ?. I проекта процесса обучения математике, ориентирован* ного на развитие творчества учащихся основной школы (на примере школ коррекционно-развивающего образования)
I 2.1. Технологическая реализация идеи траекторий развития творчества в инновационном образовательном учреждении.
2.2. Пятиэтапная модель развития творчества учащихся 59 классов при обучении математике в школе-центре коррекционно-развивающего образования.
2.3. Типология спроектированных и апробированных ин-I дивидуальных образовательных траекторий развития * творчества учащихся в условиях школы-центра коррекционно-развивающего образования.
Выводы по главе 2.
Список литературы
- Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности. М., 1991
- Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач. Ярославль, 1996
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Знание, 1984
- Зверева Н.М., Касьян A.A. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика, 1993. № 1. — С. 9−12
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильин B.C. Целостный подход формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1984. — С. 3−27
- Клименюк A.B., Калита A.A., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования: Учеб. пособие. -М., 1988. 100 с.
- Коханович Л.И. Философско-методологические проблемы творчества // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. М.: НИИВШ, 1990
- Краевский В.В. Методологическая рефлексия. // Сов. Педагогика, 1989. — № 2.-С. 72−79
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособ. для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Методы педагогического исследования / Под ред. В. И. Журавлева: Учеб. пособ. для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
- Полонский В.М. Критерии педагогических исследований // Сов. Педагогика, 1982.-№ 5.-С. 71.-75
- Полонский В.М. Методы исследования проблем образования // Педагогика, 1994. -№> 2. -С. 10−15
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования (Пер. с чешского). М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методики педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 1. Волгоград: Перемена, 1990. — 56 с.
- Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 2. Волгоград: Перемена, 1992.-126 с.
- Шарагина Л.И. Психологические и методологические основы развития творческих способностей учащихся // Психодидактика. — Барнаул, 1997
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966. — 250 с.
- Акоф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982
- Алгебра: Учеб. для 7 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
- Алгебра: Учеб. для 7 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. -М.: Просвещение, 1991
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1991
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
- Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / НЛ. Виленкин, С. И. Шварцбурд и др. М.: Просвещение, 1991
- Алгебра: Учеб. Для 9 кл. средн. Шк. / НЛ. Виленкин, С. И. Шварцбурд и др. М.: Просвещение, 1991
- Алексеев Н.Г., Юдин Э. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе // Научное творчество. М., 1969
- Алякринский Б.С. О таланте и способностях. М., 1971
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач // Советское радио, 1979. — № 3
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань, 1988. — 240 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1996
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981
- Антрипова В.М. Формирование у детей познавательных потребностей. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. — М., 1970, № 1 (4)
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972
- Балк Г. Д. О применении эвристических приемов в школьном преподавав нии математики. // Математика в школе, 1969. — № 5
- Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1969
- Басин Е.Я. Творчество и эмпатия. // Вопр. Философии, 1987. № 4. -С. 40−42
- Бенерджи Р. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта. Пер. с англ. М.: Мир, 1972
- Бернпггейн М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопр. Философии, 1966. № 6
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на-Дону: РГПУ, 1983
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981
- Богушевский К.С. Об организации урока по математике // Математика в школе, 1951. -№ 6
- Болтянский В.Г., Левитас Г. Г. Диафильмы и диапозитивы на уроках математики. // Математика в школе, 1971. № 3
- Борытко Н.М., Кузибецкий А. Н. Учебный план: школьный компонент. — Волгоград: Перемена, 1995
- Брунер Д. Процесс обучения. М., 1962
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
- Ваховский Е.Б., Рывкин A.A. Задачи по элементарной математике повышенной трудности. Изд. 3-е, перераб. М.: Наука, 1971
- Веденов A.A. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 19 885 8. Винокурова Н. К. Управление процессом развития творческих способностей школьников//Завуч, 1998.4.-С. 18−37
- Володарский М.И., Кондякова Л. П., Шубкина Л. С. Обучение постановке вопросов как фактор развития у учащихся творческого мышления. // Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. М., 1990.-С. 107−113
- Вопросы общей методики математики. М.: Известия АПН РСФСР, 1958
- Вопросы повышения качества знаний учащихся по математике / Под ред. А. Д. Семушина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 195 5
- Воронин А.Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности (адаптация тесты Медника // Методы психологической диагностики. Вып. 2 -М., 1994.-С. 40−82
- Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. С.- Пб: Образование, 1994
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Галкина Т., Донсон О. Проблема построения и адаптации к различным культурологическим условиям тестевой методики, направленной на изучение креативности обучения. М.: Институт психологии РАН, 1997
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. // Вопр. Психологии, 1982. -№ 5
- Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. ср. шк. / А. Д. Александров, A. J1. Вернер, В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. ср. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. -М.: Просвещение, 1990
- Гербцова Г. И. Азбука здоровья: программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы. С.- Пб: Образование, 1994
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
- Городничева О.Н. Художественное творчество: Программа специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта. — С.-Пб: Образование, 1994
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., 1991
- Губа С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе, 1972. — № 3
- Гурова JI.JI. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач. // Вопросы психологии, 1961. № 6
- Гусинский Э. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986
- Данильчук В.И., Сергеев Н. К. Организационно-управленческие механизмы развития региональной системы образования на основе концепции личностного подхода. // Непрерывное педагогическое образования. — Волгоград, 1994.-С. 7−17
- Данилова Е. Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1961
- Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России», 1995
- Дорофеев Г. В. Переформулировка задачи // Квант, 1974. № 1
- Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение. М.: Институт психологии РАН, 1997
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей родителям, воспитателям, учителям. М.: Просвещение, 1997
- Драбкина М.Е. Логические упражнения по элементарной математике. -Минск: Вышейшая школа, 1965
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Саратовский университет, 1990
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 150 с.
- Дубнов Я.С. Беседы о преподавании математики. М.: Просвещение, 1965
- Загрекова Л. Основы педагогической технологии // Высш. Образ. В России, 1997.-№ 4.-С. 97−98
- Задачи по алгебре для 6−8 классов / Д. К. Фадеев, H.H. Лященко, М. С. Никулин, И. Ф. Соколовский. М.: Просвещение, 1988
- Задачи по математике для 4−5 классов / И. В. Баранова, З. Г. Борчугова, И. Л. Стефанова. М. Просвещение, 1988
- Зайцев В.В., Саранов A.M. Практические рекомендации по внедрению инноваций в общеобразовательной школе: Метод. Реком. Волгоград: Перемена, 1992
- Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1994
- Зарецкий В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопр. Психологии, 1980. — № 5
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить / Приложение к журналу «Народное образование», 1964. № 1
- Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В. Н. и др.— М.: ИПАН, 1994
- Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. — 336 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968
- Канин Е.С. Алгебраические упражнения и развитие мышления учащихся. // Математика в школе, 1972. № 4
- Каптерев П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь, 1991.-№ 7
- Карелин JI.3. Сборник геометрических задач и упражнений на исследование для восьмилетней школы. Киев: Радянська школа, 1969
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, 1994. № 5
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М., 1984
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия в школьном курсе математики. М., 1974
- Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. М.: Просвещение, 1989
- Коротяев Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся.-Киев, 1971
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968
- Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошк. Boen., 1994. — № 5. С. 44−52
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопр. Психологии, 1990. -№ 3
- Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления. Ленинград, 1967
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М.: Наука, 1969
- Кочетов А.И., Пархоменко В. П. Формирование творческой личности. М., 1993
- Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Просвещение, 1970
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1966
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. Пособ. М.: Просвещение, 1991
- Лебедева М. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании // Пед. вестник, 1994. № 2. — С. 2
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1997
- Лезан. Развитие математической инициативы. М., 1908
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. -М.: МГУ, 1984
- Лернер И .Я. Проблемное обучение. М., 1974
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.-С. 19−67
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Знание, 1982
- Лунева И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний. М.: Просвещение, 1995
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980
- Маслова Г. Г. О программированном обучении математике. — М.: Просвещение, 1964
- Математика: Программы средней общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1991
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. М.: Просвещение, 1994. — 272 с.
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. М.: Просвещение, 1994
- Математика: Учеб. для 5 кл. сред. шк. / НЛ. Виленкин, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбурд, В. И. Жохов. -М.: Просвещение, 1990. 304 с.
- Математика: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / НЛ. Виленкин, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбурд, В. И. Жохов. М.: Просвещение, 1991
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол, 1989.-№ 6.-С. 29−33
- Матюшкин А.М. Творческая одаренность. // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». — М., 1991. -С. 149−159
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975
- Машбиц E.H. Анализ структуры учебной деятельности // Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч. 3. -М., 1983. С. 518−520
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986
- Методика преподавания математики в восьмилетней школе. Под ред. С. Е. Ляпина. М.: Просвещение, 1965
- Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. — Киев, 1983
- Монахов В.М., Смыковская Т. К., Шабанов Т. Н. и др. Алгебра 8: Учеб. пособ. — Ульяновск, 1999. — 93 с.
- Монахов В.М., Смыковская Т. К., Шабанов Т. Н. и др. Типичные ошибки и технология их преодоления. Авторская методика коррекционной работы по курсу: алгебра 7−8: Учеб. пособ. — Ульяновск, 1999. — 52 с.
- Монахов В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса (закрытая часть «ноу-хау»). — М — Тула, 1995
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. -М.: Мнемозина, 1999. 160 с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. -М.: Мнемозина, 1999. 191 с.
- Мохова Л.А. Учебные задания как средство формирования креативности школьников в процессе их технологической подготовки // Ненасилие как условие развития творческой личности. Ч. 2. — Елец: Изд-во Елецк. Пед. унта, 1997.-С. 141−143
- Муравин К.С., Муравин Г. К. Алгебра: Проб.учеб. для 7−9 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1994. — 512 с.
- Науменко Ю.В. Готовность учителя к развитию творчества учащихся в учебной деятельности в условиях гимназии // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград: Перемена, 1992. -С. 122−124
- Никитин В .В. Сборник логических упражнений. М.: Просвещение, 1 970 185тлштшл
- Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. -Волгоград, 1999
- Николко В. Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990
- Никольская И.Л., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Книга для учащихся 6−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989
- Образовательная программа маршрут ученика: 4.1. /Под. ред. А.П. Тря-пицыной. — С.-Пб.: Изд-во «ЮИПК», 1998
- Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособ. для учителей. / Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 1991
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. ппс., 1990. — 382 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения (пер. с польск.). М.: Просвещение, 1968
- Оншцук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. Киев, 1976
- Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Погорелов A.B. Геометрия: Учебник для 7−11 классов средней школы. М. Просвещение, 1990
- Положение об организации в средней школе коррекционных классов. — М.: АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1988
- Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
- Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990
- Повелейко Р.П. Инженерное творчество. М.: Знание, 1977
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса. // Вопр. психологии, 1982. -№ 2
- Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань: Изд-во казан, ун-та, 1989
- Потоцкий М.В. Как помочь школьнику решать задачи // Математика в школе, 1977. № 1
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сб. действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М."Изд. АСТ-ЛТД", 1997.-160 с.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. Тихомирова O.K. М.: Наука, 1975
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.
- Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1990
- Развитие и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991 ,
- Развитие творческой активности школьников // Под ред. Матюшки-на А.М. М.: Педагогика, 1991
- Розет И.М. Что такое эвристика. Минск: Народная асвета, 1969
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1975
- Рахимов А.З. Сущность творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. — Уфа, 1985
- Рибо Т. Творческое воображение. М.: Знание, 1979
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976
- Рузавин Г. И. О природе математического знания. (Очерки по методологии математики.) М.: Мысль, 1968
- Савина Ф.К. Вариативность педагогических технологий // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. — Волгоград: Перемена, 1993. С. 5−22
- Савииа Ф.К., Данильчук В. И. Педагогические технологии (сущность, вариативность, условия) // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.1 Волгоград: Перемена, 1993. — С. 3−5
- Саранов А.М. Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград, 1992
- Сборник задач по геометрии для 6−8 классов / В. А. Гусев, Г. Г. Маслова, З. А. Скопец, Г. С. Черкасова. М.: Просвещение, 1988
- Семенов Е.Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся 6−8 классов средней школы. М.: Просвещение, 1981
- Сергеев Н.К. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска. Волгоград, 1998
- Сериков В.В. К методологии исследования творческих сил формирования всесторонне развитой личности. // Целостный подход к учебно-воспитательному подходу. Волгоград, 1984. — С. 27−36
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий. // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Волгоград, 1993. — С. 9−11
- Сериков В.В. Методология личностного в образовании: проблема целостности. // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 3. Волго-рад, 1992. — С. 8−10
- Сериков В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы: Выступление за «круглым столом». // Педагогика, 1996. — № 2. -С. 31−36
- Симонов В.М. Задача как личностно развивающая ситуация. // Нар. образование, 1997. № 9. — С. 62−64
- Симоненко В. Школа для будущего Левши. О реабилитации детей с трудностями в обучении в процессе технологического образования. // Дир. школы- 1994.-№ 4.-С. 61−65
- Смыковская Т.К. Развитие творческих умений у обучаемых как один из путей осуществления гуманизации образования // Проблемы социально-гуманитарного знания. Волгоград, 1997. — С. 78−80
- Смыковская Т.К., Монахов В. М., Нижнйков А. И., Шабанов Т. Н. и др. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности и оптимизация проекта: Учеб. пособ. М.: МГОПУ, 1998. — 139 с.
- Смыковская Т.К., Химочко Т. В. Творчество и его компоненты // Вестник СНО № 7. Волгоград, 1995. — С. 30−35
- Советский энциклопедический словарь. М., 1981
- Соколов В.И. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-Пресс, 1995
- Столяров A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления-М.: ВНИИПИ, 1988
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969
- Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности.-М., 1975.-252 с.
- Ткаченко Е. Инновационная школа рождается в поддержке. // Частная шк., 1994.-№ 2.-С. 13−17.
- Фрумин Н. Пути инновационной школы. // Дир. шк., 1993. № 4. — С. 59−69
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994
- Шабанов Т.Н. Развитие творчества у учащихся с ослабленным здоровьем в0 условиях школы-центра коррекционно-развивающего обучения // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых Волгоградской области. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 53−54
- Шабанов Т.Н. Развитие творческих способностей школьников в условиях функционирования инновационной школы // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ч. 1. — Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 1999.- С. 279−280
- Шабанов Т.Н., Смыковская Т. К., Шабанов Н. В. Педагогическая практика в гимназических классах общеобразовательной школы: Учеб. пособ. — Волгоград: Городские вести, 1999 — 70 с.
- Шардаков М. Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. — М., 1988
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Р., Савельев А. Я. и др. Инновационное образование. // Высш. образование в Рос., 1994. № 2. — С. 13−281 223. Шупило К., Глинский Е. Школа дифференцированного обучения. // Народ-| ное образование, 1993. № 9−10. — С. 52−60.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 759 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. С.-Пб, 1910
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 19 721 227. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разраfc ботки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969
- Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопр. психол, 1994 № 5 — С. 37−42.
- Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии, 1966. № 2. — С. 145−151.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М. Флинта, 1997
- Barron F. Creativity and psychological health. Princeton: Van Nostrand, 1963
- Galton F. Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. — N.Y., 1892
- Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. — Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986
- May R. The courage to create. N.Y.: Norton, 1975
- Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development / Taylor C.W., Barren F. (Eds.). N.Y.: Wiley, 1963. — P. 331−340
- Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry, 1976. № 33. — P. 17−26
- Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Stembeig R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 99−124
- Taylor LA The nature of the creative process // Creativity / Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. P. 51−82
- Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent // The Amer. Psychologist. 1954. — V.9. — P. 221−230
- Torrance E.P., Myers R.E. Creative teaching and learning. — N. Y: Dodd, Meal and Company, 1970
- Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Stembeig R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridg Univ. Press, 1988. -P. 32−75I
- Алиев А. Творческая способность учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1991
- Воленко О.И. Психолого-педагогические условия реализации личностного подхода в творческом развитии учащихся 5−11 классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1996
- Гайнутдинов М.Л. Условия обновления содержания образования в средней педагогической профессиональной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998
- Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1994
- Гнездина С.Б. Дидактические основы обучения учащихся 8−9 классов решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (На прим. классов технол. подготовки): Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1996
- Горшунова Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализую- ! щей новые педагогические идеи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997
- Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1 ! 1996
- Гудыменко Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «Технология»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991
- Зелеева В.П. Современные тенденции развития творческих способностей учащихся в Болгарии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992•1! I {
- Винокурова Н. К. Использование системы познавательных задач для разЛ