Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кризис современной отечественной системы образования коснулся и математического образования. В работах A.M. Абрамова, В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера, Г. В. Дорофеева, В. М. Монахова, A.M. Понтрягина, Г. И. Саранцева, А. Н. Тихонова, В. В. Фирсова, P.C. Черкасова и др. определяются основные черты, характерны кризису именно в математическом образовании. Одна из попыток акцентировать внимание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы проектирования развития творчества учащихся основной школы при 12 обучении математике
    • 1. 1. Сущностные характеристики творчества учащихся основной школы
    • 1. 2. Уровни развития творчества школьников как основа 25 моделирования процесса развития
    • 1. 3. Особенности проектирования модели развития творчества учащихся основной школы при обучении математике для инновационного образовательного учреждения
    • 1. 4. Методическая концепция развития творчества при обучении математике
  • Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Методические условия проектирования и реализации ?. I проекта процесса обучения математике, ориентирован* ного на развитие творчества учащихся основной школы (на примере школ коррекционно-развивающего образования)

I 2.1. Технологическая реализация идеи траекторий развития творчества в инновационном образовательном учреждении.

2.2. Пятиэтапная модель развития творчества учащихся 59 классов при обучении математике в школе-центре коррекционно-развивающего образования.

2.3. Типология спроектированных и апробированных ин-I дивидуальных образовательных траекторий развития * творчества учащихся в условиях школы-центра коррекционно-развивающего образования.

Выводы по главе 2.

Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время формирование творческой личности становится реальностью. Потребность в этом зафиксирована в социальном заказе, поскольку во всех сферах жизнедеятельности наиболее ценимы люди способные мыслить и действовать нестандартно, имеющие многосторонний и оригинальный взгляд на действительность. Обращение педагогов к проблемам развития творчества у детей обусловлено поворотом общества демократизации всей жизни, включением России в мировую социально-экономическую и интеллектуально-духовную сферы. Мы придерживаемся позиции ряда исследователей {В.В. Давыдов, Т.С. КоI марова, H.H. Поддьяков и др.), что дети уже в старшем дошкольном возраст©— I при целенаправленной педагогической работе ярко демонстрируют стремление1 к преобразующим видам деятельности, осуществляют нестандартные действия ! в игре, музыке, рисовании и т. п. На основании этих идей выполнены диссерта-, :> ционные работы (H.H. Андреева, М. Г. Гарунов, Л. Д. Мали, С. И. Маслов,.

JI.

A.M. Моисеев, В. В. Огузов, Г. С, Ригина, Т. К. Смыковская, А. П. Тряпщина и Др.)* в которых изучается развитие творчества учащихся начальной школы в кон-I кретном виде деятельности. Разрабатывается вопрос о развитии творчества у- 1 подростков и старшеклассников при решении учебно-творческих задач на со—.

I держании конкретных предметов (КВ. Мещерова, Ю. В. Науменко, В. В. Темник,, А. К розова и др.).

Современная российская система образования претерпевает сегодня целый I ряд изменений, выражающихся в появлении инновационных учебных заведе- :

I ний, изменении содержания образования, использовании новых программ и пол.

II ' ¦ !' f собий, применении новых педагогических технологий и др., что создает пред- '.

I посылки к ее демократизации и как следствие к возможности организации про цесса формирования творчества у учащихся в условиях инновационной школы [ В данном направлении специальных исследований как по педагогике, так и п |- методике преподавания математики не проводилось.

Кризис современной отечественной системы образования коснулся и математического образования. В работах A.M. Абрамова, В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера, Г. В. Дорофеева, В. М. Монахова, A.M. Понтрягина, Г. И. Саранцева, А. Н. Тихонова, В. В. Фирсова, P.C. Черкасова и др. определяются основные черты, характерны кризису именно в математическом образовании. Одна из попыток акцентировать внимание на путях выхода из указанного кризиса предпринята в законе «Об образовании». В данном документе ставятся ориентиры на формирование личности, которая может самореализоваться в меняющихся социально-политических условиях. Анализ нормативных документов позволяет констатировать, что тенденция на развитие творческих способностей и умений у детей при их обучении получила широкое распространение (выделение в Базисном учебном плане инвариантной и вариативной частей ориентация программ на разноуровневое обучение школьников, их запросы и интересысоздание Федерального комплекта учебников по математике и т. п.).

В массовой школе в это же время преобладает традиционная модель и классическая образовательная парадигма, ориентированная на усвоение знаний,' умений и навыков, что затрудняет развитие творчества школьников, детерми-^ нированного в модели выпускника средней школы. Инновационные процессы, происходящие в современной школе, привели к усилению направленности школьного компонента образования на подбор содержания и средств развития 1 f творчества обучаемых. Так, 45% респондентов работают по авторским учеб.

5 1 ным программам, 36% — в инновационных учебных заведенияхкаждый четвертый ориентирует свою деятельность на создание условий, обеспечивающих развитие творчества у школьников. Однако все опрошенные учителя математики (238 человек) отмечают недостаток знаний о процесса развития творчества у школьников 5−9 классов, отсутствие специальных технологий и методик по его J формированию на математическом содержании. Таким образом, приходится 1 констатировать, что обозначился ряд проблем, а также обострились противоречия, связанные с проблемой развития творчества у учащихся 5−9 классов в учебно-воспитательном процессе.

Можно выделить следующие проблемы и противоречия, которые привели к выбору темы исследования:

• противоречие между творчеством и технологичностью (с одной стороны, требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточнонеобходима постоянная готовность к изменению, готовность к творчеству, т. е. развитие творчества должно стоять во главе современного образования, с другой стороны, образование — это всегда определенная технология, а творчество ускользает из рамок технологии);

• противоречие между наличием систематического отставания в учении у большинства детей, нарастающего у них опыта учебных неудач, отрицательного отношения к школе, неверия в свои силы, ущербной самооценки и природной самобытностью, нестандартностью личности школьника;

• противоречие между разработанностью системы формирования знаний и умений в учебной деятельности и отсутствием технологии развития творчества у учащихся в учебно-воспитательном процессе инновационной школы;

• противоречие между необходимостью индивидуального подхода к обуче-I нию и развитию детей в инновационном образовательном учреждении и неизбежностью организовывать обучение в условиях классно-урочной системы преподавания;

• противоречие между разработанностью в психологической науке методов и приемов развития творчества и незнанием путей перевода теоретических положений в конкретную практику изучения математики;

• противоречие между объективным существованием разных моделей и подходов к развитию творчества в учебной деятельности и конкретизацией их для формирования творчества в инновационном образовательном учрежде.

НИИ.

Исходя из выше сказанного, определена тема исследования: «Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении.

Объект исследования — развитие творчества в учебном процессе инновационного образовательного учреждения. Предмет исследования — проектирование изучения математики ориентированного на развитие творчества у учащихся школы-центра коррекционно-развивающего об-• разования.

Цель исследования состоит в создании педагогической системы, обеспечивающей развитие творчества у учащихся 5−9 классов в условиях функционироа ¦ вания инновационного образовательного учрежденияа также в разработке проекта изучения математики, ориентированного на развитие творчества.

Гипотеза исследования заключалась в том, что формирование творчества у учащихся основной школы при обучении математике будет осуществляться более эффективно, чем в массовом опыте в том случае если: развитие творчества в целеполагании будет выступать в качестве основной ценности и приоритет ной цели образования в инновационном образовательном учреждениипроекг-'тирование изучения математике будет ориентировано на развитие творчества у учащихсятехнологический подход будет являться инструментальной основой проектированияпедагогическая деятельность учителя математики будет строиться на основе соблюдения закономерностей, описанных в адаптационно-. !* вариативной модели, а также в формировании творчества учащихся 5−9 класса, и с учетом взаимообусловленности параметров учебного процессаучитываются этапы процесса развития творчестватехнолого-методическое оснащение процесса обучения математике ориентированно на развитие творческих способностей и умений и будет моделировать состав творчества.

Для решения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследованиях.

1) уточнить сущностные характеристики категории «творчество» в учебной®-4* деятельности у подростков при изучении математики- |.

2) спроектировать адаптационно-вариативную модель, ориентированную на развитие творчества при математическом образовании у учащихся школы-центра;

3) сконструировать технолого-методическое оснащение педагогического процесса развития творчества у подростков в условиях учебной деятельности;

4) разработать методическую систему развития творчества у учащихся 5−9 классов при обучении их математики в условиях функционирования школы-центра коррекционно-развивающего образования.

Исходные методологические позиции исследования определяются положениями философской и педагогической антропологии о деятельностной и творческой природе человека, об инновационном потенциале гуманистической образовательной парадигмы. В качестве методологических ориентиров исследования выступали системно-деятельностный, культурологический, аксиологический и рефлексивно-креативный подходы.

Теоретическую базу исследования составляют концепции о человеке как субъекте деятельности, как личности, как индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, ИМ. Якобсон и др.) — общей и педагогической инноватики {К. Ангеловски, В. М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, I.

A.M. Саранов, В. В. Сериков и др.) — теории рефлексивного управления целост— ным педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Е. В. Бондаревская,.

B.C. Ильин, Б. Т. Лихачев, В. И. Слободчиков, ИИ. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) — теории педагогического образования {Е.П. Белозерцев, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.).

Одним из основополагающих методологических принципов исследования выступает рефлексивно-креативный подход. С позиций этого подхода инновационные образовательные процессы правомерно трактовать как феномен творчества, продуцирования и функционирования новых педагогических идей^ стратегий, решений, опирающихся на самопознание, самооценку и самоуправ-' ление их субъектов.

Методы исследования', теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыисторический, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследованиймоделированиесинтез эмпирического материалаобобщение педагогического опыта учителей), эмпирические (обсервационные — наблюдениедиагностические — анкетирование, интервьюирование, тестовые задания, ранжированиепрогностическиеметод экспериментальных оценокэкспериментальные — опытно-экспериментальная работастатистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпритациядескриптивныеописание и вербальная фиксация исследовательского материала).

Базой исследования являлась муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 99 (центр коррекционно-развивающего образования). Исследование проводилось в условиях естественного учебного процесса (5−9 классы) при изучении математических дисциплин. Исследование.^ состояло из трех этапов.

Первый этап (1996 — 1997 гг.) — поисково-теоретический — был направлен на изучение философской, психолого-педагогической и методической литера-, М туры по проблеме исследования, проводился ее сравнительный анализ, осуще—: Л ствлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме иссле-|-дования, происходила первичная апробация дидактических средств, выполнялся констатирующий эксперимент, определялись исходные параметры работы* ее предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат.

Второй этап (1997 — 1998 гг.) — экспериментальный — выявление сущности категории «творчество» — конструирование адаптивно-вариативной модели обучения ориентированной на развитие творческих умений и способностей у школьниковразработка технолого-методического оснащения процесса разви4 тия творчества при обучении математике в инновационном образовательном:

Г V учреждении.

Третий этап (1998 — 2000 гг.) — завершающий — отмечен анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, формулированием выводов исследования, оформлением диссертации.

Научная новизна. Уточнена сущность творчества ученика основной школы, которая рассматривается как совокупность его творческих умений и способностей, обеспечивающих включение школьника в процесс создания субъективно нового продукта и получающие развитие в учебно-творческой деятельности. Описаны уровни развития творчества учащихся 5−9 классовразработана методика их диагностирования. Обоснована система педагогических средств с ориентацией на разноуровневый характер развития творчества у учащихся инновационной школы. Сконструирована технология развития творчества учащихся при изучении математике в условиях инновационного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных представлений об особенностях и путях развития творчества в учебно-воспитательном процессе инновационного образовательного заведенияа также в разработке адаптационно-вариативной модели процесса развития творчества при обучении математике, обеспечивающей вовлечение школьников в учебно-творческую деятельность на разных этапах формирования творчества у учащихся основной школы.

Практическая значимость исследование обусловлена наличием в нем конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы учителями математики, работающие в инновационных образовательных учреждениях, и состоит в том, что разработано технолого-методическое оснащение проекта формирования творчества у учащихся основной школы на уроках математики. 1 1.

Положения, выносимые на защиту: I.

1. Творчество ученика основной школы — это совокупность его творчес умений и способностей, обеспечивающих включение школьника в процесс/ создания субъективно нового продукта и получающие развитие в учебно-творческой деятельности.

2. В своем развитии творчество ученика основной школы в учебно-творческой деятельности проходит шесть уровней: начальный («подражание») — низкий («нереализованные возможности») — средний («готовность к развитию творчества») — продвинутый («импульсивного творчества») — высокий («творчество как стиль деятельности») — высший («творчество в избранной области»).

3. Моделью процесса развития творчества у учащихся основной школы является адаптационно-вариативная модель, графически представляемая и-или графом, узлами которого служат: нормы заложенные в учебном планеучебные и оздоровительные программыисточники развития творчестваиндивидуальные особенности. Результатом моделирующей деятельности являются индивидуальные образовательные траектории, в которых находит отражение этапность процесса формирования творчества (формирование мотивационной составляющий мотивационно-мировоззренческого компонента и эмоциональной составляющей эмоционально-волевого компонентаформирование интеллектуально-логических умений — формирование коммуникативных и организационных умений как составляющих содержательно-операционного компонента — формирование интеллектуально-эвристических способностей и мировоззренческой составляющий мотива-ционно-мировоззренческого компонента — формирование волевой составляющей эмоционально-волевого компонента).

4. Методическая система формирования творчества у учащихся основной школы при изучении математики, включающая в себя цели, содержание, I формы, методы и средства обучения предмету, образования ориентированного на развитие творчества у школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через^* руководство опытно-экспериментальной работы в 5−9-х классах средней об-§щеобразовательной школы № 99 (центра коррекционно-развивающего образования) г. Волгограда, а также при непосредственном участии в ней. Результаты. диссертационного исследования обсуждались на всероссийских конференциях в Волгограде (1998, 1999 гг.), Тюмени (1998 г.), Тобольске (1999 г.) — Брянске (1999 г.), Краснодаре (1999 г.), на IV межвузовской конференции молодых ученых и студентов Волгоградской области (Волгоград, ВШУ, 1998 г.) — на заседаниях творческой мастерской В. М. Монахова (Волгоград, 1998, 1999 гг.) с работниками школы-центра отражены в 1.6 публикациях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии и др.), репрезентативностью и достаточным объемом выборки, использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам, логике, соче- [ танием опытной и экспериментальной работы, устойчивой повторяемостью результатов, подтвержденные математическими методами их обработки.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография, приложения. Она определена задачами исследования, его логикой и практической целесообразностью изложения материала. Объем работы составляет 193 страницы машинописного текста (без приложений), включающего 50 таблиц, 11 рисунков, 28 схем, 10 приложений.

Список литературы

насчитывает 273 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

Обратимся к материалам исследования.

Выводы по главе 2.

Глава 2 «Методические условия проектирования и реализации проекта процесса обучения математикеу ориентированного на развитие творчества учащихся основной школы (на примере школ коррекционно-развивающего образования)» носит практико-прикладной характер. Она посвящена раскрытию таких вопросов, как организация процесса обучения, ориентированного на развитие творчества у учащихся на уроках математики при реализации адаптационно-вариативной модели в инновационном образовательном учреждениипроектирование системы развития творчества у учащихся 5−9 классов.

1. Школа-центр коррекционно-развивающего обучения является одной из форм реализации гуманистического образования. Целью организации школы-центра является создание и отработка адаптационно-вариативной модели развития творчества у школьников с разными уровнями здоровья, образовательной подготовки и развития творчества.

2. Выделен ряд дополнительных возможностей развития творчества учащихся с в условиях школы-центра:

— обеспечивается более полное согласование взаимосвязи и преемственности, целей образовательного процесса, ориентированного на развитие творчества у| учащихся с ослабленным здоровьем, и оздоровительной подготовкиI.

— осуществляется возможность коррекции содержания образования, его обогащение за счет вовлечения школьников в процесс решения учебно-творческих задач и реализации оздоровительных программ;

— реализуется возможность обеспечения более осознанной ориентации школь-! ников в социо-кулыурной среде в зависимости от особенностей индивидуального здоровья;

— используется возможность разнообразить формы развития творчества учащихся в учебном процессе;

— появляется возможность организовывать выбор вариантов образования и развития школьников;

— создаются нетрадиционные условия для адаптации ребенка в учебном заведении в социо-культурной среде;

— широко привлекаются преподаватели для опытно-экспериментальной работы;

— обеспечивается преемственность совместной работы всех структурных подразделений школы-центра;

— привлекаются более широкие возможности организации оздоровительной и адаптационной работы со школьниками;

— появляются благоприятные возможности для проверки новых моделей и схем развития творчества у детей с ослабленным здоровьем в условиях функционирования школы-центра;

— реализуется эффективное управление вариативностью образования с приоритетным развитием творчества.

3. Основными узлами (точками реализации выбора) в адаптационно-вариативной модели являются:

— нормы, заложенные в учебном плане;

— учебные и оздоровительные программы;

— источники развития творчества;

— индивидуальные особенности школьников.

4. Процесс формирования творчества у учащихся основной школы проходит пять этапов:

— формирование мотивационной составляющий мотивационно-мировоз-зренческого компонента и эмоциональной составляющей эмоционально-волевого компонента;

— формирование интеллектуально-логических умений;

— формирование коммуникативных и организационных умений как составляющих содержательно-операционного компонента;

— формирование интеллектуально-эвристических способностей и мировоззренческой составляющий мотивационно-мировоззренческого компонента;

— формирование волевой составляющей эмоционально-волевого компонента.

5. Основными средствами развития творчества у учащихся 5−9 классов являются учебно-творческие задачи, игры, «радуги» ассоциаций и проблемного обучения.

6. Эффективность процесса развития творчества у учащихся основной школы при обучении в инновационном образовательном учреждении при реализации адаптационно-вариативной модели проявилась в результатах проектирования его как системы, развивающейся в динамике через пять этапов, имеющих диагностично поставленные цели, изменения в методах обучения (использование игр, учебно-творческих задач, методов проблемного обучения и адаптивной системы обучения, технологических карт учебных тем и т. п.) и психологическом микроклимате класса.

7. Типологические траектории развития творчества на уроках математики выстраиваются на основании идей этапности процесса развития творчества и последовательности достижения уровней. Согласование этих идей позволяет строить индивидуальные траектории развития творчества при обучении математики. Проектирование индивидуальных траекторий развития творчества осуществляется в соответствии со следующей схемой: при соблюдении следующих процедур: социальный заказ и запросы ребенка и родителейучебная и оздоровительная программыиндивидуальные особенности ребенказона ближайшего развитияномер этапа формирования творчестватребования системыитоговая совокупность учебно-творческих задачсистема учебно-творческих задачпрограмма обучения и развития.

Воспроизводимость процесса была реализована благодаря вовлечению педагогического коллектива школы-центра коррекционно-развивающего образования (средней школы № 99 г. Волгограда) в проектирование учебного процесса при реализации адаптационно-вариативной модели, а также обеспечена повторяемостью положительных результатов в обучении и развитии творчества у учащихся 5−9 классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вторая задача нашего исследования состояла в разработке адаптационно-вариативной модели, ориентированной на развитие творчества при математическом образовании у учащихся инновационного образовательного учреждения. Моделью процесса развития творчества у учащихся основной школы является адаптационно-вариативная модель, графически представляемая и-или графом, узлами которого служат: нормы заложенные в учебном планеучебные и оздоровительные программыисточники развития творчестваиндивидуальные особенности. Модель позволяет проектировать индивидуальные образовательные траектории. Модель процесса формирования творчества включает следующие этапы: 1) формирование мотивационной составляющий мотивационно-мировоззренческого компонента и эмоциональной составляющей эмоционально-волевого компонента- 2) формирование интеллектуально-логических умений- 3) формирование коммуникативных и организационных умений как составляющих содержательно-операционного компонента- 4) формирование интеллектуально-эвристических способностей и мировоззренческой составляющий мотивационно-мировоззренческого компонента- 5) формирование волевой составляющей эмоционально-волевого компонента.

Третья задача исследования — конструирование технолого-методического оснащения педагогического процесса развития творчества у подростков в условиях учебной деятельности. Основными средствами развития творчества у учащихся 5−9 классов являются учебно-творческие задачи, игры, «радуги» ассоциаций и проблемного обучения. Конструирование сочетаний источников развития творчества определяется профилем обучения. Определены основные средства развития творчества в соответствии с моделью.

Четвертая задача состояла в том, чтобы разработать методическую систему развития творчества у учащихся 5−9 классов при обучении математики в условиях функционирования школы-центра коррекционно-развивающего образования. В основном тексте диссертации приведены описания фрагментов занятий, через анализ которых можно установить закономерности организации образовательного процесса, ориентированного на развитие творчества учащихся основной школы.

В ходе теоретико-экспериментального исследования получены следующие результаты:

Рассмотрение творчества учащихся основной школы как совокупность его творческих умений и способностей, обеспечивающих включение школьника в процесс создания субъективно нового продукта и получающие развитие в учебно-творческой деятельности позволяет определить ее структуру (три компонента и совокупность стержневых показателей) и описать уровневое развитие (6 уровней).

2. С учетом требований и закономерностей технологического подхода спроектирован процесс развития творчества учащихся основной школы в инновационном образовательном учреждении.

3. Эффективность процесса развития творчества у учащихся основной школы при обучении в инновационном образовательном учреждении при реализации адаптационно-вариативной модели проявилась в результатах проектирования его как системы, развивающейся в динамике через пять этапов, имеющих диагностично поставленные цели, изменения в методах обучения (использование игр, учебно-творческих задач, методов проблемного обучения и адаптив- 1 ной системы обучения, технологических карт учебных тем и т. п.) и психологическом микроклимате класса. Воспроизводимость процесса была реализована благодаря вовлечению педагогического коллектива школы-центра в проектирование учебного процесса при реализации адаптационно-вариативной модели, а! также обеспечена повторяемостью положительных результатов в обучении и развитии творчества у учащихся 5−9 классов.

Полный обзор выполненных задач и полученных результатов исследования позволяет сделать вывод, что поставленная в нем гипотеза подтверждена. В процессе работы возникли новые проблемы, требующие дальнейшего изучения. Предметом наших дальнейших исследований могут выступать проектирование целостного процесса развития творчества у учащихся школы-центраразработка этапности внутри индивидуальных образовательных траекторийкомпьютерное оснащение работы по отбору технолого-методической поддержки проекта организации обучения и развития творчества у школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. и др. Моделирование творческой личности. М., 1991
  2. В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач. Ярославль, 1996
  3. B.C. Мышление как творчество. М.: Знание, 1984
  4. Н.М., Касьян A.A. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика, 1993. № 1. — С. 9−12
  5. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  6. B.C. Целостный подход формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1984. — С. 3−27
  7. A.B., Калита A.A., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования: Учеб. пособие. -М., 1988. 100 с.
  8. Л.И. Философско-методологические проблемы творчества // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. М.: НИИВШ, 1990
  9. В.В. Методологическая рефлексия. // Сов. Педагогика, 1989. — № 2.-С. 72−79
  10. В.В. Методология педагогического исследования: Пособ. для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  11. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990
  12. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  13. Методы педагогического исследования / Под ред. В. И. Журавлева: Учеб. пособ. для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  14. В.М. Критерии педагогических исследований // Сов. Педагогика, 1982.-№ 5.-С. 71.-75
  15. В.М. Методы исследования проблем образования // Педагогика, 1994. -№> 2. -С. 10−15
  16. Я. Методология и методы педагогического исследования (Пер. с чешского). М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  17. М.Н. Методология и методики педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  18. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  19. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 1. Волгоград: Перемена, 1990. — 56 с.
  20. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 2. Волгоград: Перемена, 1992.-126 с.
  21. Л.И. Психологические и методологические основы развития творческих способностей учащихся // Психодидактика. — Барнаул, 1997
  22. В.А. Моделирование и философия. М., 1966. — 250 с.
  23. Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982
  24. Алгебра: Учеб. для 7 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
  25. Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
  26. Алгебра: Учеб. для 9 кл. средн. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1989
  27. Алгебра: Учеб. для 7 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. -М.: Просвещение, 1991
  28. Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1991
  29. Алгебра: Учеб. для 9 кл. средн. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
  30. Алгебра: Учеб. для 8 кл. средн. шк. / НЛ. Виленкин, С. И. Шварцбурд и др. М.: Просвещение, 1991
  31. Алгебра: Учеб. Для 9 кл. средн. Шк. / НЛ. Виленкин, С. И. Шварцбурд и др. М.: Просвещение, 1991
  32. Н.Г., Юдин Э. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе // Научное творчество. М., 1969
  33. .С. О таланте и способностях. М., 1971
  34. Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач // Советское радио, 1979. — № 3
  35. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань, 1988. — 240 с.
  36. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1996
  37. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981
  38. В.М. Формирование у детей познавательных потребностей. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. — М., 1970, № 1 (4)
  39. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968
  40. Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972
  41. Г. Д. О применении эвристических приемов в школьном преподавав нии математики. // Математика в школе, 1969. — № 5
  42. М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971
  43. К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1969
  44. Е.Я. Творчество и эмпатия. // Вопр. Философии, 1987. № 4. -С. 40−42
  45. Р. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта. Пер. с англ. М.: Мир, 1972
  46. М.С. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопр. Философии, 1966. № 6
  47. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970
  48. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  49. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на-Дону: РГПУ, 1983
  50. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981
  51. К.С. Об организации урока по математике // Математика в школе, 1951. -№ 6
  52. В.Г., Левитас Г. Г. Диафильмы и диапозитивы на уроках математики. // Математика в школе, 1971. № 3
  53. Н.М., Кузибецкий А. Н. Учебный план: школьный компонент. — Волгоград: Перемена, 1995
  54. Д. Процесс обучения. М., 1962
  55. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  56. Е.Б., Рывкин A.A. Задачи по элементарной математике повышенной трудности. Изд. 3-е, перераб. М.: Наука, 1971
  57. A.A. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 19 885 8. Винокурова Н. К. Управление процессом развития творческих способностей школьников//Завуч, 1998.4.-С. 18−37
  58. М.И., Кондякова Л. П., Шубкина Л. С. Обучение постановке вопросов как фактор развития у учащихся творческого мышления. // Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. М., 1990.-С. 107−113
  59. Вопросы общей методики математики. М.: Известия АПН РСФСР, 1958
  60. Вопросы повышения качества знаний учащихся по математике / Под ред. А. Д. Семушина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 195 5
  61. А.Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности (адаптация тесты Медника // Методы психологической диагностики. Вып. 2 -М., 1994.-С. 40−82
  62. А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. С.- Пб: Образование, 1994
  63. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  64. Т., Донсон О. Проблема построения и адаптации к различным культурологическим условиям тестевой методики, направленной на изучение креативности обучения. М.: Институт психологии РАН, 1997
  65. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. // Вопр. Психологии, 1982. -№ 5
  66. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. ср. шк. / А. Д. Александров, A. J1. Вернер, В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  67. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. ср. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев. -М.: Просвещение, 1990
  68. Г. И. Азбука здоровья: программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы. С.- Пб: Образование, 1994
  69. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  70. О.Н. Художественное творчество: Программа специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта. — С.-Пб: Образование, 1994
  71. А.С. Научить думать и действовать. М., 1991
  72. С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе, 1972. — № 3
  73. JI.JI. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач. // Вопросы психологии, 1961. № 6
  74. Э. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  75. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972
  76. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986
  77. В.И., Сергеев Н. К. Организационно-управленческие механизмы развития региональной системы образования на основе концепции личностного подхода. // Непрерывное педагогическое образования. — Волгоград, 1994.-С. 7−17
  78. Е. Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1961
  79. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России», 1995
  80. Г. В. Переформулировка задачи // Квант, 1974. № 1
  81. О. Развитие креативности: креативность и обучение. М.: Институт психологии РАН, 1997
  82. А.И. Сто советов по развитию одаренности детей родителям, воспитателям, учителям. М.: Просвещение, 1997
  83. М.Е. Логические упражнения по элементарной математике. -Минск: Вышейшая школа, 1965
  84. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Саратовский университет, 1990
  85. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 150 с.
  86. Я.С. Беседы о преподавании математики. М.: Просвещение, 1965
  87. Л. Основы педагогической технологии // Высш. Образ. В России, 1997.-№ 4.-С. 97−98
  88. Задачи по алгебре для 6−8 классов / Д. К. Фадеев, H.H. Лященко, М. С. Никулин, И. Ф. Соколовский. М.: Просвещение, 1988
  89. Задачи по математике для 4−5 классов / И. В. Баранова, З. Г. Борчугова, И. Л. Стефанова. М. Просвещение, 1988
  90. В.В., Саранов A.M. Практические рекомендации по внедрению инноваций в общеобразовательной школе: Метод. Реком. Волгоград: Перемена, 1992
  91. .А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1994
  92. В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопр. Психологии, 1980. — № 5
  93. Э.В. Школа должна учить мыслить / Приложение к журналу «Народное образование», 1964. № 1
  94. Индивидуальность и способности / Под ред. Дружинина В. Н. и др.— М.: ИПАН, 1994
  95. Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. — 336 с.
  96. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968
  97. Е.С. Алгебраические упражнения и развитие мышления учащихся. // Математика в школе, 1972. № 4
  98. П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь, 1991.-№ 7
  99. Карелин JI.3. Сборник геометрических задач и упражнений на исследование для восьмилетней школы. Киев: Радянська школа, 1969
  100. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, 1994. № 5
  101. Л. Проблемы теории обучения. М., 1984
  102. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия в школьном курсе математики. М., 1974
  103. .И. Учение — процесс творческий. М.: Просвещение, 1989
  104. .И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся.-Киев, 1971
  105. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972
  106. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968
  107. Е. Школа творческой личности. // Дошк. Boen., 1994. — № 5. С. 44−52
  108. В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопр. Психологии, 1990. -№ 3
  109. Ю.Н. Развитие творческого мышления. Ленинград, 1967
  110. А.Н. Моделирование мышления. М.: Наука, 1969
  111. А.И., Пархоменко В. П. Формирование творческой личности. М., 1993
  112. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970
  113. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Просвещение, 1970
  114. Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1966
  115. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. Пособ. М.: Просвещение, 1991
  116. М. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании // Пед. вестник, 1994. № 2. — С. 2
  117. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1997
  118. Лезан. Развитие математической инициативы. М., 1908
  119. Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971
  120. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. -М.: МГУ, 1984
  121. И .Я. Проблемное обучение. М., 1974
  122. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.-С. 19−67
  123. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Знание, 1982
  124. И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний. М.: Просвещение, 1995
  125. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980
  126. Г. Г. О программированном обучении математике. — М.: Просвещение, 1964
  127. Математика: Программы средней общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1991
  128. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. М.: Просвещение, 1994. — 272 с.
  129. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. М.: Просвещение, 1994
  130. Математика: Учеб. для 5 кл. сред. шк. / НЛ. Виленкин, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбурд, В. И. Жохов. -М.: Просвещение, 1990. 304 с.
  131. Математика: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / НЛ. Виленкин, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбурд, В. И. Жохов. М.: Просвещение, 1991
  132. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972
  133. А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол, 1989.-№ 6.-С. 29−33
  134. А.М. Творческая одаренность. // Общественные движения и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». — М., 1991. -С. 149−159
  135. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975
  136. E.H. Анализ структуры учебной деятельности // Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч. 3. -М., 1983. С. 518−520
  137. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986
  138. Методика преподавания математики в восьмилетней школе. Под ред. С. Е. Ляпина. М.: Просвещение, 1965
  139. В.А. Психология решения школьниками творческих задач. — Киев, 1983
  140. В.М., Смыковская Т. К., Шабанов Т. Н. и др. Алгебра 8: Учеб. пособ. — Ульяновск, 1999. — 93 с.
  141. В.М., Смыковская Т. К., Шабанов Т. Н. и др. Типичные ошибки и технология их преодоления. Авторская методика коррекционной работы по курсу: алгебра 7−8: Учеб. пособ. — Ульяновск, 1999. — 52 с.
  142. В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса (закрытая часть «ноу-хау»). — М — Тула, 1995
  143. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  144. А.Г. Алгебра. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. -М.: Мнемозина, 1999. 160 с.
  145. А.Г. Алгебра. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. -М.: Мнемозина, 1999. 191 с.
  146. Л.А. Учебные задания как средство формирования креативности школьников в процессе их технологической подготовки // Ненасилие как условие развития творческой личности. Ч. 2. — Елец: Изд-во Елецк. Пед. унта, 1997.-С. 141−143
  147. К.С., Муравин Г. К. Алгебра: Проб.учеб. для 7−9 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1994. — 512 с.
  148. Ю.В. Готовность учителя к развитию творчества учащихся в учебной деятельности в условиях гимназии // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград: Перемена, 1992. -С. 122−124
  149. В .В. Сборник логических упражнений. М.: Просвещение, 1 970 185тлштшл
  150. И.В. Инновационная деятельность современного педагога. -Волгоград, 1999
  151. В. Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990
  152. И.Л., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Книга для учащихся 6−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989
  153. Образовательная программа маршрут ученика: 4.1. /Под. ред. А.П. Тря-пицыной. — С.-Пб.: Изд-во «ЮИПК», 1998
  154. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособ. для учителей. / Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 1991
  155. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. ппс., 1990. — 382 с.
  156. В. Основы проблемного обучения (пер. с польск.). М.: Просвещение, 1968
  157. В.А. Типы, структура и методика урока в школе. Киев, 1976
  158. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
  159. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  160. A.B. Геометрия: Учебник для 7−11 классов средней школы. М. Просвещение, 1990
  161. Положение об организации в средней школе коррекционных классов. — М.: АПН СССР, НИИ общей педагогики, 1988
  162. Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  163. Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990
  164. Р.П. Инженерное творчество. М.: Знание, 1977
  165. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976
  166. Я. А. Фазы творческого процесса. // Вопр. психологии, 1982. -№ 2
  167. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983
  168. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. -Казань: Изд-во казан, ун-та, 1989
  169. М.В. Как помочь школьнику решать задачи // Математика в школе, 1977. № 1
  170. Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сб. действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М."Изд. АСТ-ЛТД", 1997.-160 с.
  171. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. Тихомирова O.K. М.: Наука, 1975
  172. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.
  173. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1990
  174. Развитие и диагностика способностей. -М.: Наука, 1991 ,
  175. Развитие творческой активности школьников // Под ред. Матюшки-на А.М. М.: Педагогика, 1991
  176. И.М. Что такое эвристика. Минск: Народная асвета, 1969
  177. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1975
  178. А.З. Сущность творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. — Уфа, 1985
  179. Т. Творческое воображение. М.: Знание, 1979
  180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 608 с.
  181. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976
  182. Г. И. О природе математического знания. (Очерки по методологии математики.) М.: Мысль, 1968
  183. Ф.К. Вариативность педагогических технологий // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. — Волгоград: Перемена, 1993. С. 5−22
  184. Ф.К., Данильчук В. И. Педагогические технологии (сущность, вариативность, условия) // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. 4.1 Волгоград: Перемена, 1993. — С. 3−5
  185. А.М. Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград, 1992
  186. Сборник задач по геометрии для 6−8 классов / В. А. Гусев, Г. Г. Маслова, З. А. Скопец, Г. С. Черкасова. М.: Просвещение, 1988
  187. Е.Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся 6−8 классов средней школы. М.: Просвещение, 1981
  188. Н.К. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска. Волгоград, 1998
  189. В.В. К методологии исследования творческих сил формирования всесторонне развитой личности. // Целостный подход к учебно-воспитательному подходу. Волгоград, 1984. — С. 27−36
  190. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  191. В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий. // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Волгоград, 1993. — С. 9−11
  192. В.В. Методология личностного в образовании: проблема целостности. // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. (Методол. семинар памяти проф. B.C. Ильина). Вып. 3. Волго-рад, 1992. — С. 8−10
  193. В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы: Выступление за «круглым столом». // Педагогика, 1996. — № 2. -С. 31−36
  194. В.М. Задача как личностно развивающая ситуация. // Нар. образование, 1997. № 9. — С. 62−64
  195. В. Школа для будущего Левши. О реабилитации детей с трудностями в обучении в процессе технологического образования. // Дир. школы- 1994.-№ 4.-С. 61−65
  196. Т.К. Развитие творческих умений у обучаемых как один из путей осуществления гуманизации образования // Проблемы социально-гуманитарного знания. Волгоград, 1997. — С. 78−80
  197. Т.К., Монахов В. М., Нижнйков А. И., Шабанов Т. Н. и др. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности и оптимизация проекта: Учеб. пособ. М.: МГОПУ, 1998. — 139 с.
  198. Т.К., Химочко Т. В. Творчество и его компоненты // Вестник СНО № 7. Волгоград, 1995. — С. 30−35
  199. Советский энциклопедический словарь. М., 1981
  200. В.И. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-Пресс, 1995
  201. A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления-М.: ВНИИПИ, 1988
  202. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969
  203. O.K. Психологические исследования творческой деятельности.-М., 1975.-252 с.
  204. Е. Инновационная школа рождается в поддержке. // Частная шк., 1994.-№ 2.-С. 13−17.
  205. Н. Пути инновационной школы. // Дир. шк., 1993. № 4. — С. 59−69
  206. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994
  207. Т.Н. Развитие творчества у учащихся с ослабленным здоровьем в0 условиях школы-центра коррекционно-развивающего обучения // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых Волгоградской области. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 53−54
  208. Т.Н. Развитие творческих способностей школьников в условиях функционирования инновационной школы // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ч. 1. — Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 1999.- С. 279−280
  209. Т.Н., Смыковская Т. К., Шабанов Н. В. Педагогическая практика в гимназических классах общеобразовательной школы: Учеб. пособ. — Волгоград: Городские вести, 1999 — 70 с.
  210. М. Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963
  211. B.C. Педагогика творчества учащихся. — М., 1988
  212. В.Е., Взятышев В. Р., Савельев А. Я. и др. Инновационное образование. // Высш. образование в Рос., 1994. № 2. — С. 13−281 223. Шупило К., Глинский Е. Школа дифференцированного обучения. // Народ-| ное образование, 1993. № 9−10. — С. 52−60.
  213. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 759 с.
  214. П.К. Теория творчества. С.-Пб, 1910
  215. А.Ф. Психология решения задач. М., 19 721 227. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разраfc ботки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991
  216. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969
  217. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопр. психол, 1994 № 5 — С. 37−42.
  218. E.JI. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии, 1966. № 2. — С. 145−151.
  219. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М. Флинта, 1997
  220. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton: Van Nostrand, 1963
  221. Galton F. Hereditary genius. An inquiry into its laws and consequences. — N.Y., 1892
  222. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. — Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986
  223. May R. The courage to create. N.Y.: Norton, 1975
  224. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent // Scientific creativity: its recognition and development / Taylor C.W., Barren F. (Eds.). N.Y.: Wiley, 1963. — P. 331−340
  225. Rothenberg A. The process of Janusian Thinking in creativity // Archives of General Psychiatry, 1976. № 33. — P. 17−26
  226. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Stembeig R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 99−124
  227. Taylor LA The nature of the creative process // Creativity / Smith P. (Ed.). -N.Y.: Hastings House, 1959. P. 51−82
  228. Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent // The Amer. Psychologist. 1954. — V.9. — P. 221−230
  229. Torrance E.P., Myers R.E. Creative teaching and learning. — N. Y: Dodd, Meal and Company, 1970
  230. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / Stembeig R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridg Univ. Press, 1988. -P. 32−75I
  231. А. Творческая способность учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1991
  232. О.И. Психолого-педагогические условия реализации личностного подхода в творческом развитии учащихся 5−11 классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1996
  233. М.Л. Условия обновления содержания образования в средней педагогической профессиональной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998
  234. Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1994
  235. С.Б. Дидактические основы обучения учащихся 8−9 классов решению творческих задач и проектов с физико-техническим содержанием (На прим. классов технол. подготовки): Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1996
  236. Н.В. Модернизация управляющей системы школы, реализую- ! щей новые педагогические идеи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997
  237. Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1 ! 1996
  238. Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «Технология»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991
  239. В.П. Современные тенденции развития творческих способностей учащихся в Болгарии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1992•1! I {
  240. Винокурова Н. К. Использование системы познавательных задач для разЛ
Заполнить форму текущей работой