Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностно-ориентационного компонента социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Место человека в мире определяется через «Я» ребенка, взрослого в искусстве. И ребенок, и взрослый познают, открывают, создают, сочиняют в искусстве, могут быть художниками, артистами, режиссерами, писателями, композиторами. В этом процессе осознания мира у ребенка с проблемами формируется отзывчивость к социально-культурному пространству, природе, открытость, потребность выразить себя в разных… Читать ещё >

Формирование ценностно-ориентационного компонента социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программные задачи реализации данного компонента познания мира культуры и социокультурного развития личности направлены на формирование духовно-ценностного ядра личности ребенка, его внутреннего «Я», на осознание ценностей культуры, отраженных в художественных произведениях.

Ценностная ориентация предполагает два аспекта в ее формировании:

  • — осознание, овладение определенным содержанием, соответствующим формируемой ценности;
  • — осознание себя в системе отношений с другими людьми через овладение (и осознание) соответствующей ценности. Поэтому процесс формирования ценностей неотделим от процесса утверждения себя, становления отношения «Я — другой».

В процессе коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ формируются следующие ценности.

  • 1. Культурно-познавательные, через которые личность открывает и познает:
    • — мир ценностей природы: природа (живая и неживая), которая окружает человека, обеспечивает жизнь, приносит пользу и требует бережного отношения (небо, земля, реки, моря, леса, животные, птицы, рыбы и т. д.), красота, сезонность мира природы, которая отражается в разных видах искусства, в стихах, сказках, рассказах, музыке, живописи;
    • — мир ценностей предметов, которые окружают человека, помогают, украшают жизнь, они отражаются в искусстве (картины, малая скульптура, декоративно-прикладные произведения искусства, предметы быта, украшения, одежда);
    • — мир человека: образ человека (ребенка, взрослого) в литературе, живописи, музыке; нахождение общего и различного в изображении внешних признаков образов, поведения (мужчина, женщина, дети); дети, взрослые, которые могут иметь разные профессии в искусстве (художник, музыкант, поэт, писатель).

Место человека в мире определяется через «Я» ребенка, взрослого в искусстве. И ребенок, и взрослый познают, открывают, создают, сочиняют в искусстве, могут быть художниками, артистами, режиссерами, писателями, композиторами. В этом процессе осознания мира у ребенка с проблемами формируется отзывчивость к социально-культурному пространству, природе, открытость, потребность выразить себя в разных видах искусства;

— связь природы, предметов и человека, отражаемая в искусстве.

Это проявляется в осознании ребенком связи между его отношением, чувственным выражением и деятельностью. Ребенок и взрослый, соприкасаясь с ценностями культуры, познают, сопереживают, любуются, восхищаются, уважают, оберегают, создают мир культуры (природы, предметов, человека). Ребенок в своей художественной деятельности рассказывает, отражает мир вокруг себя, передает свои переживания в стихах, рассказах, рисунке, танце; сопереживает в художественном общении с взрослым и сверстниками в искусстве; учится понимать как художник, писатель, музыкант и рассказывать о красоте мира. Ребенок изготавливает предметы (народные игрушки, украшения), отражает свое отношение к миру, настроение, чувства, переживания в театральном образе, в рисунке, в продукте художественного творчества.

2. Нравственно-гуманистические, через которые у ребенка формируются представления о добре и зле, совести, долге, любви и ненависти, смелости и трусости, лени и трудолюбии, хвастовстве и скромности, зависти, горделивости и т. д. Осознаются знаки и символы, отражающие в искусстве эти ценности, нормы, правила поведения человека в социуме (через литературу, живопись, театр). Они осмысливаются, трансформируются в опыт нравственного отношения личности с другой личностью, природой, предметами.

Усвоение и отражение нравственно-гуманистических ценностей осуществляется в художественной деятельности и в межсубъектном общении в искусстве:

  • — во внутренней позиции ребенка, способности высказывать свое мнение, умении адекватно выражать себя с взрослыми и сверстниками;
  • — в проявлении уважения к другим и к себе, в сострадании, соучастии, сочувствии;
  • — проявлении субъектных качеств личности (самодисциплины, организованности, самостоятельности, ответственности, правдивости, доброты, трудолюбии, скромности).

Совместно с взрослым анализируются различные социальные ситуации, поступки героев, отраженные в художественном произведении, конкретные взаимодействия детей в художественной деятельности, программируется возможность переноса позитивного проявления ребенка на художественном примере в социально-бытовую ситуацию, в его жизнедеятельность.

3. Художественно-эстетические, через которые у ребенка формируется интерес к познанию мира искусства и желание в нем действовать, представления о красоте или безобразии, оценочное отношение и суждение, эмоциональная отзывчивость на художественное произведение, развивается эстетический вкус, эстетическое отношение к миру (через разные виды искусства).

Технологии реализации программных задач:

  • — артпедагогические технологии: комплексные занятия, построенные на раскрытии нравственно-гуманистических ценностей культуры: театрализованные этюды, игры, спектакли, знакомство с живописными, литературными произведениями, посещение музеев, выставок, чтение литературных произведений;
  • — арттерапевтические технологии: сказкотерапия, изотерапия (рисование, лепка), психологический театр.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой