Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга
Диссертация
Методологическую основу исследования составили гуманистические идеи о воспитании детей с раннего детства, обоснованные в трудах Е. Н. Водовозовой, А. И. Герцена, В. Ф. Одоевского, Н.И. Пирого-ва, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского и др.- гуманистические философские и психолого-педагогические концепции А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. А. Коменского, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж… Читать ещё >
Содержание
- Щ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания как педагогическая проблема
- 1. 1. Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания
- 1. 2. Коммуникативная осведомленность — значимый компонент профессиональной компетентности педагога
- 1. 3. Общая характеристика тренинга как средства активного обучения
- Выводы по первой главе. ф
- ГЛАВА II. Экспериментальная работа по развитию профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания
- 2. 1. Цель, задачи, методы и этапы проведения экспериментального исследования
- 2. 2. Содержание нормативно-диагностического эталона профессиональной компетентности в области воспитания
- 2. 3. Программа и методика реализации психолого
- Щ педагогического тренинга
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. Анализ результатов экспериментального исследования
- 3. 1. Методика проверки эффективности психолого-педагогического тренинга
- 3. 2. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. -М.: Просвещение, 1990. 139 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Политиздат, 1985. — 386 с.
- Активные методы обучения в курсе: «Организация и руководство дошкольным воспитанием в СССР»: Метод, указания. Магнитогорск: МГПИ, 1988. — 35 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. -М.: Педагогика, 1980. 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
- Античные риторики. М.: Учпедгиз, 1978. — 168 с.
- Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психол. журн. Т.У. — 1984. -N2 6. — С. 130 133.
- Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания. -М.: Учпедгиз, 1950. 136 с.
- Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника: сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 110 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. — 224 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. 422с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / Мчедлидзе Н. Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987. — С.35−37.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.271 с.
- V 20. Бодрова Е. В., Давыдова В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопр. психологии. 1989. — № 3. — С. 4−9.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. С. — Петербург: АО «Светоч», 1994. — 316 с.
- Буре Р. С., Лисина P.P. Общение воспитателя с ребенком как средство гуманизации педагогического процесса // Гуманизация пед. процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГПИ, 1995. — С. 9−13.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатели и дети. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Ватутина Н.Д. Педагогическое общение важнейшее средство гуманизации педагогического процесса в детском саду // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГПИ, 1995. — С. 15−21.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. / Мчед-лидзе Н.Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987 — С.237−272.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982. — 192 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: МАСС МЕДИА, 1995. — 240 с.•j 30. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиновского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психологии. 1992. — № 1. — С. 22 — 33.
- Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопр. философии. 1980. — № 12. — С. 47−60.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207с. j40. Домострой / Мчедлидзе Н. Б. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987. — С. 14 — 16.
- Дуранов М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. — 352 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. -320 с.
- Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 430 с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. — 56 с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988. — 116 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1997. — 244 с. 51.3имбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
- Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М.: Просвещение, 1995. — 208 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусин-ского. В семи кн. Кн. 6. На пути к совершенству. Кн. 7. Искусство экспромта. — М.: Гуманит. центр «Энроф», 1995. — 88 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В. В. Петрусин-ского. В четырех кн. — М.: Новая шк., 1994. — 368 с. j 55. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- История дошкольной педагогики в России / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986. — 460 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Какой быть новой педагогике? / Сост. Найн А. Я., Гостев А. Г. Челябинск: ЮУКИ, 1993. — 211с.
- Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение какпредмет теоретического и прикладного исследования // Вопр. психологии. 1985. — № 4. — С. 9 — 16.-1 62. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 106 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М.: НИИ ВШ, 1977. — 64 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
- Квинтилиан Марк Фабий. Наставление оратору / Мчедлидзе Н. Б. и др. История зарубежной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1974. — С. 25−30.
- Д. Киппер. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. Н. Ю. Никуличева, Ю. Г. Григорьевой М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1993. — 224 с.
- Кларин В.М. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 412 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 197с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 350 с.
- Кондратьева С. В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984.- 80 с.
- Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. -Минск: Наука и техника, 1993. 478 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кононович С.С. Епифаний Славинецкий и «Гражданство обычаев детских» // Сов. педагогика. 1970. — № 10. — С. 107−113.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С.10−23.
- К постановке курсов дошкольной педагогики и специальных методик на заочных отделениях дошкольных факультетов педагогических институтов: Метод, рекомендации. М.: М-во просвещения РСФСР, Моск. гос. заочный пед. ин-т, 1978. — 45с.
- Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Воспитание: Наука хороших привычек. М.: Глобус, 1996. — 368 с.
- Кроль Д. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. — 160 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский гос. ун-т, 1976. — 58 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.
- Кустов Л. М. Профессионально-педагогическая диагностика: Введение. Основные подходы: Учеб. пособие. Челябинск: ЧФ ИПО, 1994. — 100 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992. — 188 с.
- Левитан К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 102 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 163 с. j88. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.48с.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту: Тарт. ун-т, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Учпедгиз, 1956. — Т. 3. — 439 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987. -135с
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые 7 лет жизни // Вопр. психологии. 1978. — № 5. — С.73−78.
- Лисина М. И., Шерьязданова X. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: МЕКТЕП, 1989. — 76 с.
- Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20-х годов // Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГПИ, 1993. — С. 45−50.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //
- Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975. -С. 124−135.
- JIooc В. Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (метод, вопросы) // Психол. журн. -1982. Т.З. — № 5. — С. 73−82.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. — 318 с.
- Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. сочинения. В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — С. 365−375.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 400 с.- 103. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог, ч. 1. С. — Петербург: Изд-во «Образование», 1993. -102 с.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог, ч. 3. С. -Петербург: Ин-т тренинга, 1996. -82 с.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге: Каталог, ч. 2. С.-Петербург: Ин-т тренинга, 1993. — 91 с.
- Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. -704 с.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977. — 64 ?<
- J08. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия: Учеб. пособие. М.: Магистр, 1993. — 81 с.
- Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высш. шк, 1991. — С. 257−265.154
- V 110. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Митрофанов К.Г. Учительское ученичество. М.: Знание, 1991. -79 с.
- Молочкова И.В. Психолого-педагогический тренинг в системе послевузовского педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 1996. — 21 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1990. — 191 с.
- Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Мындыкану В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. Кишинев: Штиинца, 1991. — 198 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО, 1995. — 288 с.
- Найн А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. -256 с.41 119. Найн А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1996. — 144 с.
- Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. 1995. — № 8. — С. 4 — 8.
- Обухова Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- О Всероссийской конференции по программе «Развитие» // Дошкольное воспитание. 1994. — № 2. — С.3−11.
- Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955. 368 с.
- Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. -С.61−68.
- Одоевский В.Ф. Руководство для гувернанток // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. — С. 171 — 180.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987.797 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязю-на. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- О ходе развития государственных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 1994. — № 10. — С. 2−5.
- Панфилова Н.А. Игротерапия общения: Метод, пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. М.: ТОО «Ин-телТЕХ», 1995. — 60 с.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Вышэйш. шк., 1986. -156 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агенство, 1996. 602 с.
- Педагогический словарь. М.: Изд-во Акад. пед. наук, I960, — Т.2. — 766 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. -168 С.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. -М.: Знание, 1981. 95с.
- Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избр. пед. соч.- М.: Педагогика, 1985. С. 91 — 98.
- Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях (современные психолого-педагогические проблемы): Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1988. -104 с
- Поздняк Л.В., Бондаренко А. К. Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Организация и руководство дошкольным воспитанием в СССР». М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество. Проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. К.: Рад.шк., 1988. — 187 с.
- NJ 140. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Мчедлидзе Н. Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1987. С. 9 — 11.
- Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: ПГПИ, 1993. -205 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
- Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1994. — № 5. — С. 2−16.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издат группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая рос. энцикл., 1993. — Т.1. — 607 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
- Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 159 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 192 с.
- Сенько Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. — 79 с.
- Семушина Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Семушина Л.Г. Определение профессиональных умений // Дошкольное воспитание. 1980. — № 11. — С. 61 -65.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-Петербург. Социально-психологический центр, 1996. -347 с.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Метод, описания и комментарии. С.-Петербург: Ин-т тренинга, 1992. — 71 с.
- Симонович А. С. Кто может быть воспитателем? // Мчедлидзе Н. Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987. — С. 224 — 229.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 124 с.
- Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1979. — 128 с.
- Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и педагогических задач: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та., 1974. 130 с.
- Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. -№ 6. — С. 2−15.
- Стеркина Р. Стратегия разработки государственных стандартов ДО в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 1994. — № И. — С. 2−13.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.
- М.: Педагогика, 1990. 288 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975. — 239 с.
- Теория и практика личностно ориентированного образования (Круглый стол) // Педагогика. 1996. — № 5. — С.72−80.
- Телеева Е.В. Комплекс тренинговых занятий как средство воспитания педагогической наблюдательности у будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 20 с.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. 1995. — № 10. — С. 2−7.
- Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады // Мчедлидзе Н. Б. и др. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1987. — С. 308 — 330.
- Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1975. — 295 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, П. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.: СПбГУПМ, 1994. — 132с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувин-ского. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Пед. соч.: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. — 528с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фурляева Т.В. Гуманное воспитание в концепции основателя вальдорфской педагогики Р. Штейнера // Межвуз. сб. науч. тр. -Пермь ПГПИ, 1993. С. 50−54.
- Холлендер М, Вулф Д. А. Непараметрические методы статистики. / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Адлера и Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1983. — 518 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. шк, 1981. — 374 с.
- Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: Учпедгиз, 1955.- 371 с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JI.: Просвещение, Ленингр. отд-ие, 1967. — 266 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 414 с.
- Bloschl L. Grundlagen und Methoden der Verhaltensterapie. -Wien: Bern Stuttgart, 1970. 156s.
- Greenson R.R., Wexler A. Die iibertragungsfreie Beziehung in der psychoanalytischen Situation // Psyche. 1971. — № 25. — S. 17−28.
- Gruppenpsychotherapie: Einfurung und Aspekte / Herausgege-ben von K. Hock. Berlin, 1978, — 124 s.
- Heigl-Evers A. Analytische Gruppentherapie / Klinische Psy-chologie. Wien: Bern Stuttgart, 1970. — S.25−39.
- Hiebsch H. Sozialpsychologische Grundlagen der Person-lichkeitsformung. Berlin, 1968.- 174 s.
- Kohler Chr., Kiesel A. Bewegungsterapie bei Neurosen und funkzionellen Storungen. Leipzig, 1972, — 198 s.
- Kutter. P. Aspekte der Gruppenterapie // Psyche, 1970. № 24. S. 110−127.
- Psychodrama und Gruppenpsychotherapie / St. de Schill, Psy-choanalytische Gruppen. Stuttgart, 1971.- S. 73−97.
- Richter. H.E. Die Gruppe. Hamburg, 1972, — 202s.
- Schindler. W. Betrachtungen zur Technik der analytischen Gruppenpsychoterapie // Z. Psychother, 1971. № 21. — S. 21−27.
- Schwabe. Ch. Musiktherapie. Jena, 1971, — 155 s.
- Tausch. R. Gruppenpsychotherapie. Gottingen, 1970, — 196 s.
- Vorwerg. G. Fuhrungsfunktion in sozialpsychologischer Sicht. -Berlin, 1971. 144s.
- Vorwerg. M. Sozialpsychologische Optimierung von Gruppen-leistungen. Jena: Wiss. Beitr. Friedr. — Schiller — Univ., 1969. -86 s.
- Vorwerg. M. Sozialpsychologisches Training. Jena, 1971.187s.