Введение.
Обоснование эффективности применения игрового и соревновательного методов в повышении уровня здоровья у детей младших классов
По данным Психологического института Российской академии образования в настоящее время в школу приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. У современных первоклассников в сравнении с их сверстниками конца прошлого века (8−10 лет назад) хуже показатели готовности к обучению: ниже показатели умственной… Читать ещё >
Введение. Обоснование эффективности применения игрового и соревновательного методов в повышении уровня здоровья у детей младших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. С каждым годом возрастает интерес к исследованиям, связанным с изучением физической подготовленности школьников. Это обусловлено, прежде всего, ее взаимосвязью с показаниями умственной работоспособности и трудовой деятельности. В настоящее время в Росси в образовательных учреждениях внедряется много инновационных экспериментальных программ. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом Российской Федерации об образовании он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей (Б.Х.Ланда, 2005).
Особенно остро эта проблема касается детей младшего школьного возраста, которые наиболее подвержены риску. Негативные показатели при исследовании здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали очевидным фактом. Статистика заболеваемости детей дает очень тревожные цифры. Факт, что среди выпускников не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. От начальных классов к старшим продолжают расти хронические заболевания, которые переходят затем в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней за период с 1995 по 2005 г. первое место стали занимать болезни органов пищеварения (увеличились вдвое), в 4,5 раза увеличилась доля хронических заболеваний нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. (Е.Н.Смирнов, 2006).
По данным Психологического института Российской академии образования в настоящее время в школу приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. У современных первоклассников в сравнении с их сверстниками конца прошлого века (8−10 лет назад) хуже показатели готовности к обучению: ниже показатели умственной работоспособности (1,13 против 1,48 условных единиц). И если по статистике абсолютно здоровых детей в 1 классе бывает 6,2%, то к 3 классу их — 1,9%. Это следствие чрезмерных нагрузок и тяжело протекающих процессов адаптации малышей к школьным порядкам. Дефицит массы и длины тела младших школьников, по мнению медиков, дает 20% всех заболеваний. В то же время в младших классах все больше становится детей с избыточным весом (мальчиков вдвое больше, чем девочек). И то и другое — явный результат ненормального питания. За последние годы резко изменились показатели динамометрии: у мальчиков снизились с 13,9 до 6,5 кг, у девочек — с 10,8 до 5,5 кг. (В.М.Лебедев, Э. И. Жук, 2002).
Практически все специалисты сходятся во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности. Последний особенно негативно сказывается на детях младшего школьного возраста, у которых идет процесс формирования необходимых морфологической и функциональной баз будущей долголетней и здоровой жизни. Именно в этом возрастном периоде важен не только суммарный объем двигательной активности, но и ее адекватность, как в плане развития отдельных физических качеств, так и в биомеханическом плане. Это особенно актуально, поскольку в возрастном диапазоне от 7 до 10 лет резко выражена дисперсия параметров, характеризующих костную степень зрелости.
В целях повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста в настоящее время рекомендуют самые различные пути:
- — выведение уроков физической культуры за рамки расписания;
- — проведение занятий в режиме динамических поз;
- — использование различных двигательных режимов, включающих удлиненные перемены с физическими упражнениями, дополнительные физкультурные занятия, занятия спортом, подвижные игры, гимнастику до учебных занятий, физкультминутки на уроках, спортивный час в группе продленного дня, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, а также самостоятельные домашние занятия;
- — сочетание урочных (не менее 3−4 раз в неделю) и внеурочных форм проведения занятий с предпочтением рекреационных форм организации.
Однако, в связи с самыми различными причинами, подавляющее большинство перечисленных выше рекомендаций остаются нереализованными, в связи с чем для основной массы детей и подростков главным местом получения определенных объемов двигательной активности продолжает оставаться школьный урок физической культуры.
В связи с тем, что ведущей деятельностью детей 7−10 лет является игра, позволяющая решать не только оздоровительные, образовательные, но и воспитательные задачи, актуальным является разработка модели учебно-воспитательного процесса, направленного не повышение уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью подвижных игр и специальных упражнений, которые содействуют улучшению уровня здоровья.
Цель данной выпускной квалификационной работы — обоснование эффективности модели по физической культуре на основе игрового и соревновательного методов в повышении уровня здоровья детей младших классов.
Объект исследования — процесс физического воспитания у учеников младших классов общеобразовательной школы.
Предмет — модель игровой и соревновательной деятельности на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования состояла в том, что моделирование уроков по физическому воспитанию у детей начальных классов на основе игрового и соревновательного методов оказывает положительное воздействие на уровень здоровья детей.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (первая — теоретическая, анализ литературы по проблеме исследования, вторая и третья — практические, проведение экспериментального исследования), заключения, списка литературы и приложения.
Апробация: материалы выпускной квалификационной работы были доложены на заседании педагогического совета МОУ СОШ п. Юбилейный Краснокаменского района 26.03.2009 года.
Положения, выносимые на защиту:
- 1) Проанализировать учебно-научную литературу по состоянию здоровья детей.
- 2) Разработать программу для уроков физической культуры для учеников начальных классов с использованием игрового и соревновательного методов, направленную на повышение эффективности занятий по физической культуре.
- 3) Обосновать эффективность разработанной программы для уроков физической культуры для учеников начальных классов с использованием игрового и соревновательного методов.